Третий, посмертный, детектив Агаты Мержановой
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
|
|
|
Аннотация: После трагической смерти Агаты, в Облаке нашли её третий, и последний, детектив, который представляем на суд читателей.
|
Третий детектив Агаты Мержановой
Вступление
Константин Дмитриевич, полковник ФСБ, узнал, что Агата Мержанова, следователь СК РФ, которая должна была под именем Элизы Марешаль работать в качестве российского агента в юридическом отделе Еврокомиссии в Брюсселе, погибла в Париже вместе со своим мужем адвокатом Пьером де Сен-Лари. Их автомобиль был взорван на авеню Клебер, недалеко от Триумфальной арки. Константин Дмитриевич догадался, чьих рук дело это убийство. Ему стало жаль эту красивую, умную, честную, смелую женщину и прекрасного следователя. Он уже ничем не мог ей помочь, приходится молчать и исполнять приказы начальства. Но он нашёл в Облаке третий (и последний) детектив Агаты Мержановой. Два её первых уже были опубликованы в издательстве "Антей" под псевдонимом Лиза Марш.
Константин Дмитриевич распечатал новый опус его погибшей подопечной, сел в кресло и начал читать:
Смерть продюсера
или ещё одна прекрасная Симонетта
1.
Италия. Флоренция. 1497 год.
Во вторник 2 февраля было холодно. Солнце едва проглядывало из-за серых облаков. Но время и традиции масленичного карнавала не нарушались, хотя новый, после Медичи, властитель города, неистовый Джироламо Савонарола резко изменил весь характер торжеств. Карнавальные забавы, весёлые и шумные при Лоренцо Великолепном, при Савонароле стали больше похожи на религиозные шествия. Весёлые ужины стали скромнее, были запрещены фривольные песни, игра в камни, во время которой была разбита не одна голова. Красавицы сменили свои дорогие одежды на скромные одеяния. Перестали надевать украшения. Огромные штрафы налагались за азартные игры. Все горожане: и богачи, и беднота ходили в церковь, в которой слушали зажигательные проповеди нового пророка.
Купцы, промышленники и знать раздавали милостыню, а потом прятались в своих домах от "маленькой полиции" - отряда мальчиков в возрасте 5-16 лет, созданного Савонаролой. Несколько тысяч этих ребят перед Карнавалом группами ходили по городу, стучались в дома, а иногда и просто врывались, требуя отдать им самых ненавистных врагов нравственности - предметы роскоши, Vanitas vanitatum, "Суеты". Именно они, как считал Савонарола, приводили горожан к разврату, все эти зеркала, украшения, благовония и косметика, музыкальные инструменты и книги с вольными иллюстрациями, хотя там встречались и древние манускрипты, а также картины с обнажёнными женщинами.
В честь празднования нового Карнавала Савонарола решил устроить "костёр тщеславия", чтобы сжечь на нём все доставленные его детьми предметы роскоши и удовольствия.
На площади Сеньории немного ранее возвели достаточно высокую пирамиду, состоящую из 7-ми ступеней, воплощающую в себе семь смертных грехов и увенчанную масленичным чучелом. Именно оно олицетворяло Vanitas, мирское тщеславие и суету.
Вся пирамида была набита горючими материалами. На ней рядами были размещены: сначала маски, фальшивые бороды, парики и маскарадные костюмы, выше них: осуждённые церковью книги на латыни и итальянском. Среди них были и фривольные поэмы Пульчи и нескромные новеллы Боккаччо, любовные сонеты Петрарки и его последователей, а также манускрипты с откровенными миниатюрами. Выше них набросали разные женские украшения и туалетные принадлежности: духи, веера, зеркала, вуали, дорогую мебель, особенно, знаменитые "кассоне", сундуки для одежды , расписанные знаменитыми художниками, в том числе в мастерской Филиппо Липпи и самого Сандро Боттичелли. Рядом с ними вповалку лежали драгоценные лютни, арфы, цитры, тут же игральные кости и карты. На самом верху, у подножия чучела находились картины и скульптуры, особенно с изображением обнажённых фигур, многие из которых, по словам Вазари, "были выполнены рукой превосходных мастеров". Были живописцы, которые, поддавшись массовому прихозу, добровольно принесли на этот костёр свои работы. Это были: Лоренцо ди Креди, бросивший в пламя свои рисунки обнажённых женщин, и молодой художник Баччо делла Порта.
Вокруг "костра тщеславия" собралось много жителей Флоренции, ремесленники и купцы, крестьяне и нищие, женщины и дети. Савонарола снова выступил перед ними с резкой проповедью. Вновь обратился к горожанам с обличением пороков и злоупотреблений власти, критиковал роскошь и излишества, которые отвлекали их от духовной жизни.
Площадь Синьории превратилась в алтарь очищения, где каждый житель Флоренции мог избавиться от греховных соблазнов, подчиняясь пламенным речам небольшого роста настоятеля монастыря Сан-Марко.
- "Оставьте, говорю вам, - вещал он, раздувая ноздри своего носа с горбинкой, - ваших наложниц и развратников, настало время покаяния, ибо грядут великие испытания, которыми Господь хочет исправить Свою Церковь".
-"Вы должны настроиться на новую жизнь и отказаться от прежней запятнанной жизни, - гремел его голос - О, Флоренция, теперь я обращаюсь к тебе. Если ты хочешь обновиться, о, новый город, и быть новой, если твое положение изменилось, нужно, чтобы ты изменила и образ жизни; если ты хочешь сохраниться и властвовать, ты должна петь новую песню и найти новую форму".
"Костёр Тщеславия" горел весь день. К вечеру пошёл мокрый снег, и пламя понемногу угасло. Только раздавались слабые потрескивания, и угольки начали светиться в наступившей темноте.
Вдруг промелькнула чья-то тень в отсветах угасшего костра. Некий мужчина в тёплом кафтане до колен с длинными колоколообразными рукавами стал шарить в тлеющих углях, видимо, надеясь найти что-то целое из дорогих вещей, что сгорали весь день. Нашёл не расплавившиеся драгоценности, зеркальце с серебряной, чуть оплавившейся ручкой, флаконы с духами, потом вытащил из-под огромного бронзового зеркала обгоревшую со всех сторон тополиную доску с полуобнажённой красавицей. Сначала решил оставить её в остатках костра, но потом постоял, подумал, положил всё найденное в мешок и тихо-тихо скрылся с площади Сеньории.
Глава 2
Москва. 23 августа 2020 года. Воскресенье.
Дарья встрепенулась, потому что резко зазвонил её мобильник. Был воскресный августовский вечер. Последние дни лета. Время приближалось к 10-ти часам. Дарья отдыхала на диване после посещения кинотеатра. Пётр, который весь фильм приставал к ней с поцелуями, лежал рядом, улыбаясь, как младенец.
- Даже в воскресенье покоя нет, - проворчал он.
- Слушаю, товарищ полковник, - тихо произнесла капитан юстиции Воронцова, - нет, не разбудили, я ещё не ложилась. Очередное убийство... Сейчас приеду... Группа уже на месте.. Поняла...Дело срочное! Наверху уже обеспокоены. Известный кинопродюсер. Роговский Марк Исаевич. Понятно...Всё, собираюсь...
Дарья быстро прошла в душ. По дороге встретилась с Татьяной Дмитриевной.
- Меня срочно вызывают, - пробормотала Дарья, - очередное убийство... Петя отдыхает. Я в душ и поеду.
- Кофе с кусочком пирога приготовлю тебе, - ласково произнесла мама её любимого мужчины. - Пока ты споласкиваешься.
Дарья выскочила из душа в халате и наскоро стала пить на кухне горячий кофе с пирогом, с утра испечённым заботливой рукой Татьяны Дмитриевны. Затем побежала одеваться. Она и Пётр ужинали в ресторане, потому в субботу Дарья после работы заезжала домой и сменила джинсы с курткой на чёрный брючный костюм, а кроссовки - на удобные итальянские туфли на низком каблуке. Они даже потанцевали немного в ресторане.
- Это хорошо, что я так одета, придётся в артистическом доме вести следствие, чтобы в грязь лицом не ударить. - думала она, застёгивая на все пуговицы нежно-салатовую кофту и заправляя её в брюки.
- Ты куда? - услышала она удивлённый голос Петра, стоя перед зеркалом гардероба.
- Так на работу пора, милый, - ласково проворковала Дарья, - у нас убийство.
- Значит, это ты пронзила моё сердце стрелой Амура, признавайся, - улыбаясь, пошутил Ларин.
- В этом признаюсь, но вот смерть кинопродюсера Роговского мне придётся начинать расследовать, несмотря на воскресный вечер.
- Можно мне с тобой поехать?
- Вряд ли тебе разрешат присутствовать на месте преступления, но вот потом...когда появятся подозреваемые...- Дарья, взяла свою сумку, открыла дверь кабинета Ларина, но немного задержалась.
- Поехать, конечно, можешь. - сказала она, - тем более, что у меня нет служебной машины. Придётся исполнить роль шофёра.
- Моя самая любимая роль, - снова отшутился Пётр. - Как в сериале "Жестокий Стамбул".
- Одевайся, я подожду в прихожей.
Через пару минут они сидели в Мицубиси Паджеро Петра.
- Адрес, Симферопольское шоссе. Это в нашем ЮАО, сказали мне, частный коттедж.
Они подъехали к 2-хэтажному, современной архитектуры, одиноко стоящему дому.
Рядом с коттеджем большая парковка, в стороне - освещённая невысокими фонарями зелёная лужайка с елями и туями по краю.
На парковке стол минивен группы криминалистов, полицейский УАЗик и машина Следственного комитета.
Видимо, Хрпмцов и Шестов приехали, подумала Дарья, выходя из своего автомобиля и направляясь к коттеджу. Она показала своё удостоверение полицейскому, стоящему у входа в коттедж. Затем поднялась по лестнице на второй этаж и прошла через большую залу в кабинет, где над трупом кинопродюсера работали криминалист и судмедэксперт.
Роговский лежал на полу между креслом и массивным ренессансным столом. Из его груди торчала узорчатая ручка из слоновой кости какого-то кинжала, лезвие которого вошло в тело убитого по самую гарду. Несмотря на тяжёлый воздух от присутствия многих людей, она учуяла запах редких винтажных духов Magie Noire. Интересно, подумала она, кто ими пользуется?
- И что мы имеем, - спросила Дарья, на которую все воззрились с широко открытыми глазами. Они ещё никогда не видели Воронцову такую красивую и модно одетую.
- Смерть наступила сегодня вечером, между 8 и 9 часами, - произнёс удивлённый судмедэксперт, - от проникновения в сердце предмета, похожего на холодное оружие типа кинжал.
- А орудие убийства просто замечательное, - восхищённо сказал молодой криминалист Евгений. - Это так называемый трёхгранный "флорентийский" стилет; он имел в своей конструкции специальную полость, куда заливался смертоносный яд, который стекал по каналу вдоль клинка и попадал в рану. Но в этом стилете яда никакого нет, а если и был, то давно выветрился. Убитый был, оказывается, коллекционером. У него в кабинете целый музей предметов периода итальянского Возрождения. Оружие, картины, вот в углу небольшой миланский доспех, вероятно, 15 века. У окна "кассоне", сундук, расписанный художниками того времени, или флорентийскими, или сиенскими. Криминалист был горд своими познаниями.
- То есть кто-то снял этот кинжал со стены и вонзил в самое сердце кинопродюссера. Да, так и было, - бормотала Дарья, осматривая на одной из стен прикреплённые к ней различное холодное оружие: алебарду, копьё, кинжал чинкведея, кошкодер - короткий меч с широким клинком, две шпаги с волнистым лезвием. На одном креплении ничего не было, видимо, здесь и находился этот стилет.
На противоположной стене висели картины: Дарья немного разбиралась в живописи - это были полотна Гирландайо, Филиппо Липпи или учеников их мастерских, картины каких-то венецианских живописцев школы Беллини и две гравюры из серии "Любовные позы" Маркантонио Раймонди. Хотя, как читала Дарья, рисунки для этих откровенных гравюр принадлежали ученику Рафаэля Джулио Романо. Редкие произведения искусства, вспомнила она.
К Воронцовой подошёл криминалист Евгений.
- Надо же, сплошная порнография, - хихикнул он, - даже в те времена также развлекались, как и сейчас.
- Люди не изменились, - философски ответила Дарья и отошла от этих гравюр. - Женя, обратилась она к криминалисту, - ты всё сфотографировал здесь. Главное, труп, а не эти гравюры.
- Да понял я. Отпечатков на всех предметах здесь много. Но имеют ли они отношение к убийству - не знаю. Отпечатки на рукояти кинжала снял. Хотя его могли брать в руки многие. Например, друзья, жена его.
- У Роговского не было жены, только любовница, как пишут в Интернете. Какая-то актриса, Анжела Горячева.
К Дарье подошёл капитан Храмцов.
- Мы осмотрели дом, поговорили со слугами и с охранником. В коттедже везде камеры. Но только в коридорах. В комнатах их нет.
- Что вообще здесь было, почему нас вызвали сюда сразу? - спросила Дарья у капитана.
- Как мне сказал обслуживающий персонал, - начал свой рассказ Храмцов - хозяин дома, продюсер Роговский Марк Исаевич, пригласил своих друзей и знакомых на фуршет по поводу окончания съёмок сериала какого-то и приобретения редкой картины эпохи итальянского Возрождения. Он вроде коллекционирует всё, что связано с этим временем.
- Я в курсе, и что произошло?
- Сначала всё шло как обычно. Гости пили шампанское, коктейли разные, угощались пирожными и тарталетками. Роговский рассказывал всем о своём приобретении. Ближе к концу встречи он куда-то исчез. Все стали искать его, чтобы попрощаться. И вдруг, как говорит горничная, раздался истошный крик из кабинета хозяина. Все бросились туда из зала. Кричала его любовница Анжела. Она стояла, прижав ладони к лицу, а на полу лежал Роговский с кинжалом в груди. Официантка тоже прибежала, но не видела ничего за спинами гостей. Раздались крики, "Это убийство! Надо звонить в полицию!" Кто-то даже крикнул, чтобы ничего не трогали и покинули кабинет.
- Понятно, - задумчиво произнесла Дарья, - а куда подевались гости, они уехали?
- Нет, дежурный сказал звонившему, чтобы никто не уходил до приезда полиции. Видимо, он передал гостям эту просьбу, и они просто разошлись по другим комнатам. Здесь их много. И на втором , и на первом этаже. Кто-то отдыхает на диване в холле. Но женщины просятся уехать домой. Кого мужья ждут, кто хочет спать уже. Мужчины пока терпят, но есть очень нетерпеливые.
Зазвонил телефон у Дарьи.
- Слушаю, товарищ полковник.. Отпустить всех... Мы хотели опросить, ведь убийство...Что, сверху приказ. Там известные личности, депутат один есть, актрисы, певицы, бизнесмены, директор какого-то музея. Ну надо же. Завтра можно будет их допросить... Вызвать в СК.. Нет... Ехать к ним домой и там опрашивать...Просто как свидетелей, Вежливо...А я что, грубила когда-нибудь, - рассердилась Воронцова. - Ладно, подчиняюсь.
- Всех отпустить, приказ начальства. Кабинет опечатать. - обратилась Дарья к Храмцову. - - Может и обслуживающий персонал и охранника отпустить, и опечатать весь коттедж. -предложил Храмцов. - Это не постоянные слуги, а работники кайтеринга по обслуживанию всяких таких мероприятий: официанты, повара, уборщицы.
- Согласна. Ты все записи взял с камер за сегодня,- спросила у него Дарья.
Старший опер повертел флешкой.
- Дай мне её, я гляну дома на досуге перед сном. Может, что интересное замечу. А завтра вместе посмотрим.
Дарья положила флешку в сумку, которую перекинула через плечо.
- Собери всех гостей в зале, я оповещу их обо всём, - попросила она Храмцова.
В зале собрались женщины разного возраста в модных нарядах От Кутюр и мужчины, в основном, среднего возраста в прекрасно сшитых на заказ костюмах.
- Дамы и господа, сейчас уже поздно, потому мы отпускаем всех вас домой,- почти торжественно обратилась к ним Воронцова. - К сожалению, произошло убийство, и нам придётся опросить каждого как свидетеля, присутствующего на этом мероприятии. Но не беспокойтесь, - Дарья заметила некоторое волнение среди них, - Мы побеседуем не в Следственном комитете, а, скажем, у вас дома или в каком другом удобном для вас месте. Сами понимаете, нам нужно восстановить всю картину происшедшего до мелочей. Тогда мы сможем найти убийцу Роговского, чего и вы все желаете. Оставьте свои телефоны для связи, пожалуйста.
-Аркадий, - обратилась Дарья к Шестову, - запишите телефоны, имена и фамилии каждого. Завтра передадите мне в СК.
Глава 3
Италия. Первая половина XIX века.
Два молодых человека из России долго путешествовали по Италии. Одного из них звали Пётр Басов, другого - Константин Тонберг. В 1818 году они получили Золотые медали на конкурсе в Императорской Академии художеств и Академия, как было принято, отправила их в качестве пенсионеров на стажировку в Италию. Из Санкт-Петербурга в Италию они добрались через Германию, посещая столицы разных государств, затем из Триеста отправились в Венецию, походили по площади Св. Марка, полюбовались дворцом Дожей, изучали картины Тинторетто в Академии. Затем поехали на экскурсию по итальянским городам: Феррара, Болонья, и вот, наконец, великая и прекрасная Флоренция. Юноши поселились в мансарде скромного дома недалеко от площади Сеньории, что расположена прямо перед величественным Палаццо Веккьо. На следующий день они пошли гулять по красивейшему и знаменитому городу, поклонились гробнице Медичи, построенной Микеланджело, полюбовались куполом Брунеллески на соборе Санта Мария дель Фиоре, прошлись по залам галереи Уффици.
Когда юноши возвращались домой, то их встречала у входа Марианна, красивая дочь хозяина дома, обслуживающая посетителей в таверне на первом этаже здания. Она внимательно и нежно смотрела на Петра Басова своими огромными чёрными глазами и улыбалась полными малиновыми губами. Её нельзя было назвать красивой, но в ней чувствовалась страстная натура, которая ни перед чем не остановится, чтобы заполучить того, кто её понравился. И потому она смело оказывала знаки своего внимания симпатичному, кудрявому юноше, немного похожему на итальянца. Ночью Марианна постучалась в комнату юношей, и когда Пётр открыл дверь и вышел, то повела его на чердак дома, что находился рядом с мансардой друзей. Там они занялись любовью на старой кровати, покрытой рваным пледом, а потом заснули. Утром Пётр проснулся первым, яркое солнце било своими жаркими лучами в небольшое чердачное окно. Марианна спала, отвернувшись к стене. Пётр огляделся. Чердак был забит разным старым барахлом, поломанной мебелью, в углах стояли какие-то ящики, корзины и вёдра. К стенам были прислонены старые рамы от окон. Кучей были навалены разные бумаги и картины. Пётр с интересом стал копаться в этом старье. В самом низу он заметил обгоревшую доску, достал её и то, что он увидел, восхитило и удивило его. Это был поясной портрет обнажённой красавицы какого-то художника, наверняка, флорентийского. Или, скорее всего, не очень удачная копия живописца дорафаэлевского времени. Ведь именно Рафаэль и его последователи считались образцами живописи для студентов Императорской Академии. Для этого их и послали в Италию, чтобы они поселились в Риме и изучали творчество Рафаэля и Микеланджело, копировали картины великих мастеров Возрождения.
Но красивая молодая женщина на этой доске завораживала юношу. Проснулась Марианна.
- Засмотрелся, тебе нравится? - томно спросила она. - Красивая, правда. Красивее меня, - искренно призналась девушка.
- Откуда эта доска здесь оказалась? - спросил Пётр.
- Не знаю, видно давно здесь лежит. Отец купил этот дом у одного портного по фамилии Сарторре. Тот разорился, хотя предки его тоже были портными и жили здесь ещё со времён Савонаролы. Когда мы въехали сюда, то отец отнёс на чердак все старые вещи, которые остались после себя этот портной. Наверное, и обгоревшая доска эта тоже была среди них.
- Это не просто доска, - произнёс Пётр, - это картина старого художника. Живопись немного корявая, но мне нравится. Подари мне её.
- Да забирай, на что она мне, отец не любит картины, потому и отнёс их все на чердак. Можешь и другие картины взять.
- Спасибо, я возьму только эту. Ты прелесть.
- И тебе спасибо,- потягиваясь, сказала девушка, - мне так было хорошо с тобой. Жаль, что ты уедешь скоро.
- Мы должны это сделать, нас специально отправили в Италию, чтобы мы поселились в Риме и учились там живописному мастерству.
- Значит, ты художник, - обрадовалась Марианна, - тогда нарисуй мой портрет взамен этой доски.
- Хорошо. После завтрака куплю холст и краски и напишу твой портрет.
Басов так и сделал. Пусть останется память о нём у этой черноглазой Марианны.
Через два дня друзья отправились в Рим на постоянное место жительства, чтобы посещать Академию Св. Луки, копировать картины старых мастеров в музее Ватикана и фрески Рафаэля в Станцах папского дворца.
Обгоревшую доску с обнажённой красавицей Пётр Басов тщательно убрал в свой кофр, перед этим показав её, конечно, Косте Тонбергу.
- Мне кажется, ты влюбился в эту Венеру, - только и сказал ему его друг. - Интересно, кто она.
- Не знаю, - задумчиво ответил Пётр Басов, - но это точно какая-то флорентийская дама, а не богиня. Живопись старая, не академическая, но впечатляет, Пётр старался не показывать своего восхищения этой красавицей.
Глава 4
Россия. Москва.24 августа 2020 года. Понедельник.
Дарья Воронцова сидела в своём кабинете и внимательно изучала список гостей убитого кинопродюсера. Шестов хорошо справился с этим делом. В списке были и фамилии и телефоны. И все в алфавитном порядке. - Молодец какой, - сказала про себя Дарья. - Позвоню-ка по первому номеру. Андреева Наталья Осиповна, актриса театра и кино, 52 года.
- Наталья Осиповна, здравствуйте, - вежливо произнесла она, - это следователь СК Дарья Воронцова. Я расследую вчерашнее убийство продюсера Роговского Марка Исаевича. Насколько я знаю, Вы присутствовали на том мероприятии в качестве гостя. Можно с Вами побеседовать по поводу вчерашнего вечера. Где бы мы могли встретиться? Поняла, хорошо, подъехать к Вам домой... Смогу... Сообщите мне адрес Ваш... Спасибо, подъеду через полчаса.
Затем Воронцова позвонила своему Ларину.
- Питер, я еду на собеседование с одной свидетельницей убийства. Она была в тот вечер в гостях у продюсера. Это актриса Андреева. Не хочешь ли присутствовать при этой беседе как адвокат. Может, она будет более откровенна со мной. Держи её адрес. Буду ждать.
- Конечно, любимая, - живо ответил Пётр, радостный, что увидит Дарью и что может применить свои адвокатские способности.
Затем Дарья вызвала Храмцова.
-Капитан, сказала она, - поручаю Вам опросить обслуживающий персонал фуршета в доме Роговского. Получите от них как можно больше информации. Я посмотрела запись с камер в коридорах коттеджа Роговского, у входа и по периметру. Ничего особенного. Сначала на камерах видно, как подъехала машина кайтеринговой компании "No problem", внесли стол и коробки, видимо, с едой, посудой и напитками. Затем стали подъезжать гости. Каждый входил через парадный вход, поднимался по лестнице и проходил в залу, где нет камер.. При входе их встречал метрдотель. Видно, нанятый. Последние записи: гости стали уходить, столы и грязная посуда из зала и остатки еды из кухни были уложены в коробки и погружены в вызванную из фирмы машину. Посмотри сам, может, найдёшь, что интересное и поговори об этом с сотрудниками фирмы. А я поеду опрашивать свидетелей.
Дарья подъехала в служебной машине СК в старинному зданию в самом центре Москвы. На небольшой стоянке для автомобилей рядом с домом уже находился Мицубиси Паджеро Ларина. Улыбнувшись друг другу, они подошли к входной двери и набрали номер квартиры в домофоне. Дарья и Пётр представились. Дверь открылась, и они вошли в несколько мрачную парадную. Свет еле пробивался сквозь загрязнённые окна. Они поднялись на второй этаж по металлической лестнице с коваными узорчатыми перилами и тёмным, за десятилетия отполированным руками жильцов поручнем.
Дверь им открыла молодящаяся женщина в просторном кимоно и с гребнем в пышных волосах цвета воронового крыла. Её лицо было довольно сильно загримировано, брови подведены, губы сильно накрашены. Дарье показалась, что актриса похожа на пожилую гейшу. Или она сама так представляет себя.
- Проходите, не стесняйтесь, я живу одна, у меня только собачка - японский хин. Я вообще обожаю всё японское. Дарья осмотрелась, и действительно, на стенах висели японские гравюры Хиросиге и Утамаро с изображением красавиц, некоторые из них с эротическим содержанием, на старинном мраморном камине стояли японские древние вазы и бронзовые статуэтки. Один угол был загорожен ширмой, разрисованной видами горы Фудзияма и цветущей сакуры.
Дарья и Пётр сели на диван, на котором лежало несколько подушек в шёлковых наволочках с японскими сюжетами.
-Наталья Осиповна, - обратилась Воронцова к актрисе, - хочу представить своего напарника Пётра Абрамовича Ларина, он является адвокатом. Так что если Вам что-то покажется неприемлемым в моих вопросах, можете обратиться к нему за помощью. Расскажите, пожалуйста, по какой причине вы все собрались у Роговского.
- Марк известный коллекционер, - откинувшись в кресле, томно произнесла актриса.- Он позвал своих друзей на фуршет по поводу окончания съёмок последнего сериала, и похвастался также своим очередным приобретением, какой-то там итальянской картиной на обгоревшей доске.
- А Вы видели эту картину?
- Нет, Марк сказал, её надо сначала отреставрировать и только после этого он устроит настоящую презентацию. А пока просто небольшой фуршет. Тем более, что он закончил свой последний сериал: исторический детектив "Сокровища герцогини Курляндской". В нём главный персонаж русская императрица Анна Иоанновна, когда она ещё была герцогиней Курляндской. Там такой закрученный сюжет. Я играла фрейлину Анны.
Съёмки проводились в Прибалтике, в частности, в Латвии.
- Традиционный вопрос, не было ли у Роговского врагов, кто мог его убить?
- У любого продюсера множество врагов, - непререкаемым ионом произнесла Андреева. - Вы как считаете, когда от него зависит и выбор сценария, и бюджет фильма, и кастинг актёров. Все от него зависят ныне. Роговский вмешивался во всё. Спорил со сценаристом, хотя режиссёра сценарий устраивал, экономил на всём, на костюмах, на аппаратуре, месте съёмок, командировочных. А как отвергал актёров и актрис, которые ему не подходили. Довольно бесцеремонно. Хотя желающих сниматься в его сериалах было предостаточно. Особенно вились около него всякие молодые актрисульки и актёришки. Не на главные роли, конечно. Но брал он только тех, кто через его постель проходили. На главные роли, конечно, кастинг проходил без постельных прелюдий. Здесь актёры и актрисы - это серьёзные известные имена, многие обзаведены семьёй. Марк был человеком талантливым, сразу определял, подходит кто из них для той роли, что он видел у себя в голове. И с режиссёром спорил долго и много по этому поводу. У того были свои любимчики.
- А что, у них были серьёзные споры? - допытывалась Дарья. - И как звали этого режиссёра?
- Разные, и серьёзные тоже. Дело ещё в том, что нынешнюю свою любовницу Анжелу Марк увёл у Германа, так зовут нашего режиссёра. Герман Ковальский. Так что эти споры всего-навсего творческие споры. Но вот личные отношения у них довольно прохладные. Но не думаете ли Вы, что Герман заколол Марка из-за женщины. Я сама женщина и знаю хорошо интимный мир киношников. В нём из-за женщины или парня никто не будет убивать друг друга. Всегда можно найти замену. И неплохую. Герман, насколько я знаю, утешился. Он спит нынче с Ингой, латышкой, которую подцепил в Елгаве на съёмках нашего сериала. Почему в Елгаве, Вы хотите знать? Елгава - это бывшая Митава, столица герцогства Курлянского. Некоторые эпизоды мы снимали в Митавском замке - бывшей резиденции правителя Курляндии Эрнста Бирона.
- Будем иметь это в виду. И ещё вопрос, а что Роговский спал не только с молоденькими актрисами, но и с молодыми актёрами? - осторожно произнесла Воронцова.
- Да. Все знают, что был бисексуалом, - спокойно подтвердила актриса.- А что в этом такого. Он же не пропагандировал содомию. А личные его пристрастия никому вред не принесли. Но никого из этих парней и девчонок не было у Роговского в тот вечер.
- Извините за нескромный вопрос, - Дарья немного помялась, - А какие у Вас были отношения с Роговским?
- Вы можете не отвечать на личные вопросы, - наконец-то вступил в разговор Пётр.
- Да мне нечего скрывать. Переспали пару раз, но не ради роли. Я же не статистка. Мы давно знакомы и он пригласил меня по-дружески. Роль не главная, но важная. Я играла фрейлину, немецкую интриганку, любовницу Бирона. Этот Бирон ради Анны потом бросил меня.
- А где Вы находились, когда убили Марка Исаевича?
Актриса посмотрела на Ларина, который кивнул головой.
- Там, где и все гости, в зале. Я беседовала с депутатом Иванченко. Мы пили шампанское, ели канапе и тарталетки и обсуждали очередные законы о культуре и кино, в частности. Я лично считаю, но здесь надо проявлять осторожность. Нельзя огульно всё критиковать и запрещать сайты с зарубежными кинофильмами, ведь мировой кинематограф - это явление. Нам есть чему поучиться.
- А Вы не вспомните, как вообще проходил вечер, что говорил Роговский, о чём говорили остальные.
Наталья Осиповна взяла с изящной тумбочки сигарету и прикурила.
- Ничего, если я подымлю немного, так лучше мозги работают,- извиняющее произнесла она.
- Конечно, конечно, не беспокойтесь о нас, - Дарья понимала, что Андреевой надо расслабиться, прежде чем вспоминать о неприятном событии.
Актриса поудобней расположилась в кресле и начала:
- Мне было прислано приглашение на фуршет на 23 августа. Начало в 18.00. Гости и собрались к этому времени. Приехал весь так называемый "цвет" нашей художественной интеллигенции, как говорили большевики. Демонстрировала своё новое красное платье от Гуччи эта старая мумия Полянина, которая что-то подвывает на каждом концерте, куда её до сих пор приглашает наша власть и денежные мешки. Хорошо, что своих молодых любовников не привела - этот бездарный её кордебалет. Снова вовсю грубил лысый Страшилин, похожий на братка из 90-х. Наглец каких не видел ещё шоу-бизнес. И зачем Роговский его пригласил? Парочка этих гейдружков, Лазаньев и Васьков, пришла, весь вечер шептались у окна и шампанское с тарталетками уничтожали. Может, знаете их шоу на ТВ "Давайте споём". Полный отстой. Много шума из ничего. Марк пару раз отходил в свой кабинет, туда заходила и Анжела, любовница его официальная. Но выходила каждый раз. Выходил и Марк, рассказывал анекдоты про съёмки сериала, давал указания слугам принести побольше напитков и еды.
- А момент убийства помните?
- А когда оно произошло? Я на время не смотрела.
Пётр показал Дарье открытую ладонь, мол, такие вопросы лучше не задавать.
- Я имела в виду, что всех присутствующих оторвало от приятных бесед и коктейлей.
- Дикий крик Анжелы. Она, как помню, мило беседовала с одним банкиром, Кашиным Георгием Владленовичем. Но без фривольности. Может, о деньгах говорили. Потом снова пошла в кабинет Марка и, открыв дверь, закричала. Все подбежали, стали толкаться, чтобы зайти в кабинет и там я и увидела тело нашего дорогого продюсера. Ужасно. Даже вспоминать не хочется.
- То есть Анжела пыталась войти в кабинет Марка, когда он там находился. И что перед Анжелой никто к Роговскому не заходил.
- Перед Анжелой в кабинет вместе с Марком прошёл банкир Кашин. Это и понятно. Деньги на сериал Марк держал у этого денежного туза. Потом банкир вроде быстро вышел.
- И сколько времени прошло между моментом, когда Роговский зашёл в свой кабинет, и когда Анжела подошла к двери кабинета.
- Я не смотрела на часы, у меня их и нет. Смотрю время на смартфоне, когда нужно. А телефон был у меня в сумочке. Но по ощущениям, как помнится, - Андреева прикрыла глаза, - прошло минут 20 или 30. Да, вспомнила, ещё Марк уединялся с депутатом Иваненко. Неприятный тип, ходят слухи, что он любитель несовершеннолетних девочек, особенно молоденьких спортсменок, гимнасток, фигуристок. Покровительствует некоторым, влияет на решение судей иногда. Ну и обеспечивает их всем необходимым.
- Но это ведь подсудное дело, - возмутилась Дарья.
- А судьи кто? - театрально произнесла Андреева. - Они такие же развратники. Рыба, как говорят, с головы начинает портиться.
- Совершенно верно, - откликнулся Пётр и произнёс на латыни, - Piscis primum а capite foetat, как сказал Плутарх. Но чистят её с хвоста.
- Вот настоящий профессионал, - актриса улыбнулась в сторону Ларина. - Надеюсь, я не попаду под нож правосудия.
- Может, Вы заметили, кто ещё уединялся с Роговским? Это очень важно.
Андреева подняла глаза кверху. Задумалась.
- Вроде как Вера Мартова заходила. Вернее, они вместе в кабинет зашли. Потом я заметила, что этот молодой и наглый блогер, как его, Дрозд, кажется, всё крутился вокруг Марка. Действительно, как дрозд, прыгал и скакал, особенно возле кабинета его. Всё что-то вынюхивал, высматривал. Эти блогеры теперь стали так популярны. Пишут всякую чепуху, привлекают неразборчивых читателей, чтобы на рекламу заработать. Плохо образованы, но энергичны, не отнять. Ведут себя, как журналисты "жёлтой" прессы.
- Ну что ж, Наталья Осиповна, спасибо Вам огромное за беседу, - искренне обратилась к ней Дарья. - Я теперь примерно представляю, что и как происходило на вашей встрече. Жаль, что нет камер в зале. Можно было бы проследить передвижения каждого.
- А Вы что, думаете, это кто-то из нас убил Марка?
- При расследовании нельзя исключать ни одной из версий. Ведь не сам он заколол себя, в конце концов, - откликнулась Дарья. - Ещё раз спасибо за приём.
- Извините, что не напоила Вас японским зелёным чаем, но чайная церемония такая долгая, и я бы отвлеклась тогда. Может, в следующий раз. Вот, господин адвокат, наверное, не знаком с чайной церемонией. - Актриса состроила глазки Петру.
Дарья поднялась с дивана и быстрым шагом прошла в прихожую. Сама открыла дверь в квартиру и вышла в подъезд. За ней вышел Пётр.
- Заходите ещё, буду ждать, - на прощание произнесла Наталья Осиповна.
- Она чуть не выпрыгнула из своего кимоно, приглашая тебя на чайную церемонию, - нервно проговорила Дарья, когда они вышли на улицу.
-А ты ревнуешь?
- Это не ревность, просто противно, этот мир кино- и шоу-бизнеса вызывает отрыжку. Порядочных людей там днём с огнём не сыщешь, - Дарья поморщилась, села в служебный автомобиль и уехала, даже не попрощавшись с Петром, который стоял ошарашенный, но понял, что она по-настоящему влюблена в него и уже ведёт себя, как жена или невеста.
Дарья приехала в СК немного расстроенной. Она переживала, что устроила глупую сцену ревности. Но увидев Храмцова, успокоилась и стала расспрашивать его, как прошёл опрос обслуживающего персонала кайтеринговой компании "No problem".
- Ну что можно сказать. - начал Храмцов. - Повар и его помощница, одна из официанток, стали сразу готовить на кухне еду и открывать бутылки с напитками. Грузчики принесли столы в залу. Потом официантки накрыли их скатертью. Через некоторое время начали приносить из кухни тарталетки, пирожные и канапе. Поставили на столы разные коктейли, виски, коньяк, бутылки шампанского. Но пока не открытые. После того, как собрались гости, и Роговский как бы дал команду началу фуршета своим объявлением о покупке какой-то ценной картины, официантки открыли шампанское, разлили по бокалам и начали разносить по гостям. Кто хотел заняться закусками, то подходил к столу и брал, что хотел. Еды было много, мне сказали. Мужчины наливали себе коньяк и виски. Женщины пили, в основном шампанское. Официантки стояли или сидели у стены по другую сторону накрытых столов. Если что закачивалось, они спускались на кухню и приносили следующие порции на больших фаянсовых тарелках, расписанных под Веджвуд. За гостями они не наблюдали. Потому как гости ходили по зале, вели беседы, сходились, расходились. Насчёт кабинета продюсера сказали, что вроде кто-то из гостей заходил туда вместе с хозяином, но потом они выходили оба. Хотя перед убийством один из гостей вышел один, Роговский остался в кабинете. Я показал одной официантке фото гостей. Она указала на банкира Кашина.
-Неплохо, - похвалила Храмцова Дарья. - А есть что-нибудь интересное?
- Конечно, вот и хотел напоследок оставить. Опрашивал помощницу повара, её звать Инга. Она латышка, приехала в Москву пожить немного. И решила найти работу, чтобы деньги были. Устроилась в компанию "No problem", сказала, что работала в Риге в ресторане, знакома с этим делом. Так вот, Роговский на один раз уединялся с некоторыми гостями, в основном, с мужчинами. Он звонил в кухню и просил принести напитки и закуски. Она, эта Инга, приносила в кабинет виски и еду на подносе.
- А каким образом? - спросила Дарья. - Она проходила через залу?
- Нет, оказывается, в кабинете Роговского есть небольшая дверь, скрытая панелями, которая ведёт в коридор и по лестнице можно спуститься на кухню, или, в свою очередь, подняться из кухни в кабинет.
- Интересно, я сама постараюсь поподробней расспросить эту Ингу. А не та ли эта Инга, любовница режиссёра Германа Ковальского? - подумала Дарья. И вообще надо бы осмотреть этот путь, снять отпечатки в коридоре, и на кухне. Как сделали в кабинете.
Вспомнила, - Дарья хлопнула себя по лбу, - что с отпечатками, взятыми в кабинете Роговского, и готовы ли ДНК. Лаборатория данные предоставила?
- Пока нет, - ответил Шестов. Он тоже зашёл в кабинет следователя. - Как сделают, сразу сообщу. Женя, наш криминалист, пока просто систематизировал отпечатки, где, какие были оставлены. Женские и мужские. На рукоятке стилета свежие и чёткие отпечатки только Роговского. Есть ещё старые смазанные отпечатки. Есть предположение, что это отпечатки продавцов стилета. Ведь не с неба же он свалился к Роговскому. Убийца был, вероятно, в перчатках. Если бы он убил продюсера рукой без перчатки, то постарался бы вытереть рукоятку стилета платком. Тогда и отпечатки Роговского были бы стёрты. Так считает Евгений, и я с ним согласен. Но Женя сказал, что на перчатку убийцы должна была попасть кровь из раны, но немного, несколько брызг.
Дарья улыбнулась.
- Если Женя так считает, то так, скорее всего, и было. - поддержала она предположение криминалиста. -Только вот что...
Дарья позвонила Евгению по мобильному.
-Женя, если нет отпечатков убийцы, нельзя ли исследовать стилет на наличие каких-то кусочков или нитей от перчаток, если он ими пользовался.
- Дарья Николаевна, я как-то об этом не подумал, сейчас проверю.
- Не торопись. Внимательно посмотри. А мне ехать надо, со свидетелем поговорить.
Капитан, - обратилась Дарья к иронично улыбающемуся Храмцову , а Вы съездите на служебной машине опросить Аркадия Маладина, что на ТВ ведёт разные шоу. Особенно с клубничкой или связанные с преступлениями. Ему палец в рот не клади, настырная личность. Поговори спокойно. Предварительно созвонись. Телефон возьми у Шестова.
- Слушаюсь и повинуюсь, - отшутился Храмцов. -Мне этот Маладин противен, но сделаю вид, что увлечён его шумными и гадкими шоу. Буду вежлив.
Когда Храмцов ушёл, Дарья просматривая список гостей Роговского, бормотала про себя:
-Кто у нас следующий. Вот, Андрей Ветров, журналист и кинокритик, член совета "Фонда кино". Надо бы с ним встретиться, он Роговского должен хорошо знать.
Дарья позвонила по нужному телефону.
- Ветров слушает, - услышала она.
- Добрый день Андрей Львович, Вас беспокоит Воронцова Дарья Николаевна, следователь СК. Я занимаюсь расследованием убийства Марка Исаевича Роговского и хотела бы поговорить с Вами, как со свидетелем. Вы же были в гостях у Роговского 22 мая.
- Хорошо, давайте встретимся в кафе Юлина Кухня, Большая Грузинская, 69. Я обычно питаюсь там. Прекрасная домашняя авторская кухня. Мой столик у окна, в самом углу. Найдёте.
-Никаких проблем. Не возражаете, если я приеду с адвокатом, на всякий случай.
- А кто это?
- Пётр Абрамович Ларин, он молодой, но уже известный адвокат.
- Не возражаю. Проезжайте оба.
- Питер, - потом Дарья, полностью успокоившись, как ни чём ни бывало, позвонила своему любимому мужчине, - подъезжай в СК, потом поедем к Андрею Ветрову, члену Совета Фонда Кино. Серьёзная личность.
- Вечером встретимся, - объявила она своим операм.
Все вышли из кабинета, который Воронцова заперла на ключ.
Глава 5
Россия. Москва. 2020 год. Понедельник 24 августа. Продолжение
В машине Дарья долго думала, что зря взорвалась. Ну состроила глазки эта актриса её любимому Петру. Он даже и не отреагировал, тем более, что актрисе этой за пятьдесят. Пусть пофлиртует. Старая гейша. Дарья улыбнулась.
- Адрес киношного кафе: Большая Грузинская, 69, - сообщила она Петру.
- Почему киношного?
- Это кафе-ресторан телеведущей Юлии Высоцкой и Андрея Кончаловского. Кончаловского ты знаешь, конечно. Большой мастер кино. Здесь нам назначил встречу Андрей Ветров, журналист и кинокритик.
Они зашли в кафе и стали оглядываться. С углового столика у большого окна поднялся средних лет мужчина в светло-салатовом летнем костюме и помахал им рукой, как бы приглашая за свой стол.
- Я и есть Андрей Ветров, - представился он. - А Вы - следователь Дарья Воронцова и - адвокат Пётр..- он замялся немного - Ларин. Вспомнил Пушкина, извините.
Да всё хорошо, - произнёс Пётр и прочитал:
Супруг - он звался Дмитрий Ларин,
И винокур и хлебосол..
Молодой официант по его указанию принёс два стула. Ветров улыбнулся и предложил Дарье и Петру сесть за его стол.
- Кофе будете, спросил Ветров, - с пирожными по рецепту самой Юлии.
- Можно, - ответила Дарья, улыбнувшись Петру.
- Я Вас внимательно слушаю, - приятным баритоном произнёс кинокритик. - Задавайте свои вопросы.
- Андрей Львович, Вы ничего необычного не заметили во время фуршета, когда убили Роговского.
- Называйте меня просто, Андрей. Нет, ничего особенного не заметил. Сначала Марк взял слово и рассказал, что приобрёл очень интересную картину. Поясной портрет обнажённой женщины, выполненный темперой на тополиной доске. Но доска немного обгорела с краёв. Роговский считал, что автор этого портрета, скорее всего, живописец кватроченто. Сколько заплатил за своё новое приобретение - не сказал. Только, что отдал доску на реставрацию. Затем все стали обсуждать это сообщение, делиться впечатлениями. Заиграла лютневая музыка Италии XV века. Потом клавесинные токкаты Фрескобальди. Все гости пили, кто шампанское, кто виски, ели пирожные и тарталетки.
А вот и Ваше кофе с пирожными, - заметил он, обращаясь к Дарье.
- Спасибо, - Дарья улыбнулась, - скажите, Вы не заходили в кабинет Роговского.
- Нет, зачем? У нас деловые отношения и мы решаем все вопросы в Фонде кино.
- Может, Вы видели, кто заходил в кабинет Марка Исаевича в течение вечера.
- Так сложно вспомнить, кажется, это был банкир Кашин, заходил и депутат Иваненко. Кажется, больше никто. Нет, вспомнил, Роговский о чём-то беседовал с Верой Мартовой, директриссой частного музея и потом они пошли в его кабинет вместе.
Это было задолго до убийства, или непосредственно перед убийством?
- Дайте подумать. Кажется, где-то за час до того, как закричала Анжела.
- А какие у Вас были отношения с Роговским, не было ли ссор каких?
- Вы можете не отвечать на этот вопрос, - Пётр предупредил Ветрова.
- Мне скрывать нечего. Были споры, чисто деловые. По вопросу выделения средств на сериал, которые снимал Роговский. Особенно он был недоволен, что мы мало ему дали денег на сериал "Сокровища герцогини Курляндской". Он обычно вкладывает свои средства. А мы только помогаем. Тем более, что решение принимаю не я, а Совет Фонда, голосованием.
- И что же вас не устроило в его сериале. - Дарья задала вопрос просто так, из личного интереса.
- Мы хотели видеть в сериале некоторые политические проблемы по взаимоотношению герцогства Курляндского с Российской империей. Отношения с Польшей и Швецией. Но Марк представил сценарий сериала, где он выглядел какой-то мелодрамой с детективным налётом. Потому мы решили финансировать по минимуму. Роговский обиделся. Хотя, что ему обижаться. Его фильмы пользуются спросом, и этот его сериал сразу взяли на телевидение. Неприятности у Марка могли быть из-за его связи с банкиром Кашиным. У того, как мне говорили, проблемы с финансами.
- А что Вы можете сказать о жёнах, которые были со своими известными мужьями на этом фуршете. Не было ли связи между Роговским и некоторыми из них? Говорят, что продюсер очень любил женский пол.
-Что-то было, шептались об этом. С супругой того же банкира, молодой и резвой Ольгой. Говорят, что он спал и с жёнушкой депутата. Скажу Вам по секрету, Иваненко пристрастился к молоденьким спортсменкам, всяким там фигуристкам и гимнасткам. Жена его, Наталья, не просто ревновала, она за это презирала своего муженька, и Роговский её утешил, хотя сам постоянно "донжуанствовал". Перепробовал всё, что можно в своём окружении.
- Спасибо за подробную информацию и за отменный кофе. - Дарья поднялась, чтобы уйти. - Пирожные у Юлии очень вкусные.
- Заходите ещё пообедать здесь. Немного дороговато, но вкусно и оригинально.
- До свидания, Андрей Львович. Если что, мы ещё раз к Вам обратимся за дополнительной информацией.
В машине Дарья раскрыла свой список и отметила тех, с кем уже поговорила.
- А теперь позвоню банкиру этому. Что-то мне здесь не нравится. Где деньги, там и убийства. - произнесла она это несколько банальную сентенцию.
- И где измена тоже, - поддержал её Пётр, смеясь. - У банкира, как мы узнали, были две причины избавиться от продюсера: деньги и жена.
- Мне кажется, на этом фуршете все желали смерти Роговскому. - подвела итог Дарья.
А теперь едем к Мартовой в музей Ренессанса, - скомандовала Дарья. Сейчас позвоню ей.
- Вера Аркадьевна, здравствуйте, Вас беспокоит следователь Воронцова. Хотела бы переговорить с Вами по поводу...да-да, Роговского. Приехать к Вам в музей. Конечно, сейчас буду. Не возражаете, если со мной будет адвокат, на всякий случай. Не удивляйтесь, это не новое направление в расследовании. Просто многие даже при простом опросе сразу просят присутствие адвоката. Потому я заранее обеспокоилась. Спасибо...Едем.
- Это Красносельский район, ул. Новая Басманная. - обратилась она к Петру.
Через полчаса они подъехали к двухэтажному зданию дореволюционной постройки, но отреставрированному в современном стиле.
В фойе их встретила сама директор музея Вера Мартова, седовласая, высокая, женщина, как с холодным выражением лица как на полотнах Бронзино. Они поднялись по мраморной лестнице на второй этаж и зашли в довольно большую комнату, стены которой были украшены копиями фрагментов фресок из Сикстинской капеллы Ватикана флорентийских художников кватроченто Доменико Гирландайо, Козимо Росселли и Сандро Боттичелли. Массивный ренессансный стол. Стулья с высокими спинками, на которых с внешней стороны видна была немного потускневшая живопись.