Анна-Морвен : другие произведения.

Демонология Древнего Китая. начало

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 6.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Демоны в древнем Китае водились всюду и в неисчислимом количестве, и на взгляд европеца выглядели они очень странно. Как вам демон похожий на красный барабан с одной ногой? Или цикада-оборотень? Демонами могли быть даже растения (почему-то сразу вспоминается "дерево - рыбный суп", из мультика) и неодушевленные предметы. Статья постепенно дописывается и пополняется. Пока тут есть про демонов гор, земли и воды, про разных оборотней, про демонов-растений, демонов-мертвецов и упырей - куда же без них. И жутко извиняюсь за отвратительное оформление и ошибки. добью текст - приведу все в целом в приличный вид.

  Начиная разговор о призраках древнего Китая необходимо упомянуть, что мир (Космос) по представлениям китайцев состоял из двух первоначал: ян и инь. Двух противоположностей которые в своей вечной борьбе и неразрывном единстве рождают все существующее. К чему это? К тому, что Ян (Небо) и Инь (Земля) включают в себя огромное множество духов. Шень - добрых, Гуй - злых, которые присутствуют в каждом живом существе. Вообще вера китайцев в призраков в отличие от жителей западных стран, является не суеверием, а одним из значимых религиозных убеждений. Китайцы верят, что Небо, величайшая сила ян - является главным Шень, или божеством, управляющим всеми духами и их поступками. Ни один призрак не имеет права причинить вред человеку без разрешения Неба или с его молчаливого согласия. А если все-таки причиняет - тут два варианта. Или человек, сам виноват - плохо себя вел, или дух является зловредным.
  Наверное вы уже догадались, что призраки, духи, демоны по поверьям китайцев водились везде и в неисчислимом количестве. Духи атаковали жилища людей, подстерегали путников на дорогах, ночью, при свете дня и даже в уборной человек не мог чувствовать себя в безопасности.
  Де Гроот, на основании трудов которого, я и пишу свой опус, выделяет следующие виды демонов:
  1. Призраки гор и лесов
  2. Демоны Воды
  3. Демоны Земли
  4. Демоны-животные (к которым относятся демоны-тигры, волки, собаки, личици и прочие звери оборотни, а так же дьявольские рыбы, рептилии, оборотни птицы и насекомые.)
  5. Демоны-растения
  6. Демоны- безжизненные предметы
  7. Призраки приводящие к самоубийству
  8. Призраки обладающие материальным телом, и вампиры
  9. Призраки антропофаги и некрофаги
  10. Призраки являющиеся после смерти.
  
  Призраки гор зовутся куй и ван-лян, по некоторым поверьям это одноногие звери или драконы с человеческими чертами лица.
  Одноногие драконы считались земноводными животными насылающими дождь и ветер. Ван-лян, как считали некоторые, так же одноноги и похожи на обезьян или других животных, они пугают людей, воруют у них еду и одежду, а по другим поверьям - это горные духи, которые сбивают с толку, подражая голосам людей. (ну например духи похожие на одноногих детей, или горные цзин, подовные барабану красного цвета. Но если вы знаете имя этих духов и выкрикнете его вслух, то они вам ничего не сделают. А еще их можно заставить ловить леопардов, если хорошенечко прикрикнуть)
  А вот легенда возникновения этих духов: в "Книге Ритуалов" сказано, что у Чжуан-Сюя (легендарного императора) - было 3 сына умерших в младенчестве, и после смерти они превратились в гуй, насылающих болезни) один живет в воде и вызывает лихорадку, другой является демоном Ван-лян, а третий обитает в домах, комнатах укромных местах и пугает детей. Так что если ваш ребенок испугался Буки - знайте вам необходим ритуал изгнания призрака из вашего дома. Вообще же, возвращаясь к вере китайцев в то, что духи подчиняются велениям Неба - просто не следовало идти в горы не очистив душу.
  
  Призраки воды - это второй значительный подвид призраков. В который входили драконы-лун, и ван-сян. Драконы, надо сказать позже перестали считаться демонами перешли в разряд благих божеств облаков и дождя. А вот ван-сян весьма похожи на горных Ван-лян. Например в "записи о треножниках Ся" сказано, что они похожи на трехлетнего ребенка с красными глазами, большими ушами черного цвета, и длинными когтистыми руками. Даже будучи связанным он может добыть себе еду. Как уже было указано ранее они способны насылать лихорадку. Ну и естественно, что в каждом из видов водоемов существовали свои виды духов. Например цзин, мелких ручьев порождаются существами с одной головой и двумя телами - похожими на змей, если назвать их по имени, то можно использовать для ловли рыбы и черепах, а духов болота можно заставить разнисти весть на расстояние в тысячу ли за день. А есть еще и шуй-гуй - духи утопленников, которые находятся в рабстве у подводных божеств. И поэтому подкарауливают людей, чтобы отдать в жертву вместо себя.
  А вот вам поучительная история про такого демона, который оказался хорошим. "В годы Ваньли в западном пригороде жил рыбак. Однажды ночью он услышал голос призрака "Целый год я вели жизнь полную страданий, однако она ждет ребенка и я не могу забрать две жини" На следующий день в воду упала женщина, но её вытащили живой и невредимой - она в самом деле была на седьмом месяце. Еще через год лодочник опять услышал голос призрака "Человек который должен занять мое место очень беден, а кроме того у него большая ответственность - если он умрет целая семья лишится дома и рассеется, лучше я подожду еще год" На следующее утро один человек упал в воду с моста, но ему удалось спастись. В этот же вечер призрак попросил у рыбака немного еды. Он рассказал рыбаку, что божества сообщили о поступке призрака Верховному Владыке и тот повелел сделать так, чтобы призрак никогда больше не просил еды под этим мостом. Рыбак ответил что очень раз за призрака, и на следющий день тот попрощался с рыбаком навсегда: поскольку его (призрака) сделали земельным управляющим в Маоцяо.
  Кроме того существует множество историй и о морских призраках, которых очень опасались моряки. Так если история о прекрасной жене моряка, с которой жестоко обращался муж, пока она решив предпочесть смерть, не бросилась в морскую пучину. С тех пор она свирепый демон, который набрасывается в виде торнадо на каждую джонку, думая, что там может быть её муж.
  
  О демонах Земли. Это последняя из трех категорий, на которые китайцы подразделяли мир призраков. Некоторых называли фень-ян, и представляли в облике барана или козы. Считалось, что они наряду с другими демонами некрофагами пожирают погребенных. Духи земли так же не любили, когда кто-либо роет землю и насылали против таких людей всяческие болезни и страдания. К ту-шень - духам земли и почвы вообще следовало относится очень осторожно. Китайцы верили, что если земля способна давать жизнь растениям, то Ту-шень могут повлиять на сходные процессы роста ребенка или плода. Так например мужчина боялся вбить в стену гвоздь - если его жена или наложница беременна, ведь можно было повредить глаз духу земли и он рассердившись устроил бы беременной выкидыш.
  А вот существ подобных гномам в Китае нет. Удалось разыскать только странное описание демонов-косуль (из типа демонов-трупов) которые живут в шахтах. Происходят они от людей, которых замуровало в этой шахте, и которые могут жить столетиями питаясь от силы земли, но остаются, тем не менее мертвыми. (в виде косуль получается). Если шахтер встретит такую косулю, то он очень радуется, просит помочь найти золото, в обмен на общеание достать косулю из шахты. Но в этом случае сволочами оказались как раз-таки люди. Обычно говорится так: "давай достанем сначала золото, а потом тебя. Доверчивая косуля садится в последнюю корзину, но на половине пути веревку обрезают и она падает и разбивается. Однако - рассказывает - нам рукопись - однажды чиновники таки вытащили семь или восемь таких существ, которые, оказавшись на поверхности внезапно превратились в зловонную жидкость, и те кто услышали дыхание этой жидкости заболели и умерли. А если отказаться поднимать - то косули эти приставать будут. Непрерывно. Могут и до смерти замучить. Демоны - животные Про них буду писать много и занудно, потому, что они меня впечатлили. Итак, по поверьям китайцев звери ничем принципиально не отличаются от людей, поскольку скроены из того же универсального материала, что входит в состав Вселенной. И раз уж люди могут становиться призраками, то почему бы и зверям так не делать. Оборотни у китайцев - это зачастую это именно животные, которые превращаются в людей (хотя и люди тоже могут превращаться в животных в нехорошими целях). При этом важно - что животные, хоть и принимают человеческий облик - но сущность у них все равно остается прежняя, и от обычных животных они ничем не отличаются, за исключением свое агрессивности и злобности. Самым ужасным оборотнем Китая несомненно является демон-тигр. Есть множество историй о том как такие тигры опустошали целые области. Поэтому как рядовые китайцы, так и власти вели охоту на этих оборотней. И любого, кто заподозренного в том, что он являлся тигром в человеческом обличии убивали без жалости. Вот вам история: В первом году Тайюань династии Цзинь в уезде Аньлу области Цзянся некто Ши Дао-сюань, 22х лет от роду, еще совсем молодым сошел с ума и превратился в тигра Количество людей, которых он сожрал после того, сосчитать невозможно. Как-то он схватил девочку собирающую тутовые ягоды, сожрал её и спрятал браслеты и заколки для волос среди камней, откуда впоследствии, приняв человеческий облик извлек их. Через год он вернулся домой и жил как человек, со временем он проявил себя на службе и занял чиновничий пост при дворе. Как-то ночью, когда он беседовал с людьми, они затронули вопрос о превращениях и явлениях на Небе и Земле. 'Было время - сказал Дао-сюань - когда я был так болен, что помутился рассудком и пожирал людей' После чего он перечислил имена своих жертв. Но среди тех, кто сидел рядом с ним были сыновья и братья тех, кого он сожрал. С громким воем и криками они схватили его доставили властям. Он умер от голода в тюрьме в Цзянькане. - Здесь мы видим, как раз случай когда человек превращается в тигра, и ничего хорошего из этого не выходит. Но из всех демонов-тигров самыми страшными и опасными считались те, которые принимали со злобными намерениями облик женщины и склоняли мужчин к замужеству, в конце концов пожирая мужа и своих детей. И тоже не могу не удержаться, чтобы не привести для вас великолепную историю: Цуй Тао, человек из Пучжоу путешествуя прибыл в Лиян. Там он решил остаться на ночлег в постоялом дворе, называвшемся 'Гуманность и справедливость' (знаковое надо сказать название, контексте всей истории). 'Этот постоялый двор пользуется дурной славой, - сказал хозяин - прошу вас не оставаться здесь' (очень, очень честный хозяин, кстати, - себе в убыток работает. У нас таких нет). Но Тао не послушался совета, и закинув за плечо дорожную сумку, отправился в главные покои; хозяин дал ему лампу и свечу. После второй стражи Тао разложил свое одеяло и уже собрался спать, как вдруг увидел у ворот огромную лапу, подобную тем, что есть у четвероногих зверей. Внезапно ворота распахнулись, и во двор проник тигр . в испуге Тао забился в самый темный угол, и оттуда, спрятавшись наблюдал, как чудовище сбросило шкуру и обратилось в девушку необычайной красоты. На девушке была великолепная одежда и украшения; она поднялась в главный зал и улеглась на его одеяло (Дерзкая девушка, однако. Взяла, так сразу и улеглась на чужое одеяло). Тао вышел из своего укрытия. Почему это вы лежите на моем одеяле? - спросил он. - Только что я видел как вы вошли сюда в обличии зверя, для чего, это? (Правильно, я бы тоже прифигела, однако, заметьте - реакция - не 'ааааа! Она умеет превращаться в зверя!', а - 'А зачем вы это делаете?') Девушка встала и сказала: 'надеюсь, что смогу спокоить вас. Дело в том, что мой отец и старший брат охотники, а семья наша так бедна, что все их попытки найти для меня подходящего жениха ни к чему не привели. Узнав об этом я стала тайком набрасывать на себя звериную шкуру, и по ночам приходить сюда. Зная, что здесь на ночлег останавливаются благородные люди, я решила отдать себя одному из них, чтобы чистить и убирать его дому. Но все гости прогоняли меня из страха, но вот сегодня, мне посчастливилось доброго человека, который надеюсь откликнется на мои чувства'. - если все это действительно правда, сказал Тао, я не вижу ничего лучше, чем жить с тобой в счастье и согласии' (Вообще, кто как, а я бы на месте Тао, точно бы насторожилась. Во-первых, если семья такая бедная, то откуда у девицы украшения. Во-вторых, лично меня удивила скорость договоренности о браке, но это ладно. А в третьих меня мучает вопрос, о том, что случалось с отказавшими гостями. Наверное она их съедала). Покидая постоялый двор на следующий день, Тао взял девушку с собой, предварительно бросив тигровую шкуру в высохший колодец позади зала. В последствии за успехи в изучении канонов Тао получил ученую степень и занял должность начальника Сюаньчэна. Направляясь туда со своей женой и сыновьями, они вновь остановились на постоялом дворе 'Гуманность и справедливость'. 'Здесь я впервые встретил тебя' - с улыбкой произнес Тао, и направившись к колодцу, заглянул туда и увидел, что тигровая шкура по-прежнему лежит на месте. Это заставило его вновь рассмеяться 'и одежда, которая тогда была на тебе до сих пор здесь' - сказал он жене. 'Достань её' - попросила она. Когда она увидела шкуру в его руках, то сказала со смехом - 'позволь мне примерить её еще раз' Но как только она примерила шкуру тигра, так тут же превратился в зверя, который с ревом бросился в главный зал, а потом сожрал Тао вместе с детьми и исчез. Чудовищное вероломство, не правда ли? Некоторые демоны-тигры пожирали умерших, а кроме того сужествовало поверье, что души жертв тигра - чангуй, остаются с ним, прислуживают ему, и побуждают его искать новых и новых жертв. Оборотни-волки. Они тоже были очень кровожадны, и питались людьми. С особой охотой китайцы наделяли способностью превращаться в волков представителей тюркский, хунский и монгольских племен. Волки-оборотни нападают на людей стремительно и не испытывают жалости. Не желая подвергать риску свои шкуру и хвост волки-оборотни зачастую принимают облик красивой невинной девушки, молящей о помощи, чтобы подобраться поближе к своей жертве и убить ей. Оборотни- собаки. Про них легенд гораздо меньше. Кровожадностью они не отличаются, однако принимают вид усопших, чтобы с неслыханной наглостью пожирать подношения усопшим от родственников. Так же были известны варианты истории про собаку, которая превратилась в отсутсвующего мужа одной женщины, сами понимаете с какими целями. Но собаку разоблачили и забили до смерти. Оборотни-лисицы. Лисицы, вообще, считались в Китае дурным предзнаменованием, и предвестниками зла. Лисицы, в отличие от волков и тигров людей не едят, зато могут годами, мучить жертву, насылая на неё болезни и сумасшествие. Иногда, лисицы вред причинямый лисицами был комичен, так например есть история о том, как оборотни развлекались, отрезая у людей волосы на улицах города. Так же они превращались в людей для осуществления своих дьявольских намерений, причем главная опасность лисиц заключалась не столько в том, что они делали, а в том что они поступали так из-за собственной злонамеренности. А кроме того лисица была несравненной обманщицей и мошенницей. Так была популярна история о том, как у одного, господина по имени Пэо, заболел сын, десяти лет. Когда надежда излечить ребенка уже покидала отца, то в к ним в дом постучался человек, сказавший что он умеет обращаться с амулетами. Пэо, пригласил того в дом, взглянуть на ребенка. Тот сразу заявил, что мальчик страдает от болезни насланной лисицей-оборотнем. И взялся помочь. Через несколько дней лечения в дом Пэо заглянул еще один лекарь. Оба лекаря начали обвинять друг друга. Знаете в чем? Нет, не в том, что кто-то плохо или неправильно лечит, а в том, что другой является лисицей наславшей эту болезнь. Так они поносили друг друга, а вся семья стояла в оцепенении глядя на все это безобразие. И вдруг в дверях возник лекарь-даос, который слышал, что сын Пэя страдает от лисьей болезни, и способен распознавать и изгонять демонов. Даоса впустили в дом, чтобы он посмотрел на обоих лекарей. Его тут же обвинили в том, что он тоже лиса. В общем поднялся страшный шум и драка, Смятение Пэя все усиливалось, а слуги не могли утихомирить горе-лекарей. К закату шум стих, и господин Пэй, зайдя в комнату увидел, трех лисиц лежащих на полу. Пэй схватил плеть, и бил лисиц до тех пор пока они не умерли, а через 10 дней мальчик поправился. Лисицы, по мнению китайцев, имели возможность превращаться в красивых женщин, чтобы склонить мужчин к интимной близости. Когда лисице исполняется 50 лет она может превращаться в женщину, когда ей исполняется 100, она может становиться красавицей (!) или шень, или мужчиной вступающим в отношения с женщинами, она знает что находится на расстоянии в 1000ли, может насылать на людей болезни, а когда лисице исполняется 1000 лет, она поднимается на небо и становится Небесной Лисицей. Одна лисица даже притворилась святым бодхисатвой и смогла обмануть саму императрицу. Еще по некоторым поверьям душа лисиц-оборотней имела форму жемчужины, и если вы отберете её - то лисица умрет, а вас будет любить вся поднебесная. А еще лисица способна вызывать огонь ударяя хвостом. Вообще, же согласно мировоззрениям китайцев, любое животное могло принять облик человека, особенно 12 из них, которые соответствуют 12 циклическим дням. Дикий кот, рыба, лошадь, крыса, летучая мышь, опасность мог представлять даже обыкновенный заяц. Оборотнями могли быть также и домашние животные. Были так же призраки - черепахи, а змеи-оборотни считались очень опасными и нередко выступали в качестве карающей десницы. А вот с птицами в основном обратная ситуация - это души умерших превращались в птиц, особенно те, что пострадали от жестокости и несправедливости. Это были 'птицы - раненые души' есть легенда, о женщине, которую похоронили заживо по-ошибке, и её душа стала такой птицей, а во время правления одного жестокого императора, убивавшего людей одна такая птица появлялась так часто, и кричала столь пронзительно, что люди возненавидели её облик. Рыбы для того чтобы вредить людям должны были принадлежать к определенному типу, и так же могли менять облик, и совращать молодых и красивых юношей и девушек. Кстати подобными мерзостями увлекаются так же крабы и насекомые. Действительно, это совсем обидно когда вас совращает даже не лиса, а какое-нибудь насииикомое, навроде цикады или паука. К слову сказать, пауки так же насылали кошмары, и выполняли функцию грудной жабы. Да-да, той самой, которая душит во сне.
  Растения - демоны Прежде чем начать рассказ о демонах-растениях еще раз напомню, что в соответствии с китайской философией и религией деревья, кустарники и даже травы тоже обладают душой, так же как и люди и животные. Поэтому совершенно естественно, что существуют растения, которые могут причинить вред человеку. Вообще, одушевленные растения подразделяются на две категории. Первая категория - это те, которые заключают в себе субстанцию шень, о которой мы уже говорили в начале статьи. Они оказывают благотворное воздействие на человека, излечивают его от телесных и душевных болезней, дарят долголетие, и даже бессмертие. А вот растения-демоны полностью принадлежат ко второй категории злых духов. Они, так же как и животные подстерегают замужних и незамужних женщин, для удовлетворения своих порочных страстей, (далось же китайцам это самое удовлетворение ПОРОЧНЫХ страстей %)) насылают на своих жертв сумасшествие и болезни, заманивают уловками и похищают души. Вот например, такая история: В правление династии Цзинь один чиновник купил как-то на рынке молодую рабыню по имени Хуай-шунь, которая рассказала ему, как дочь её тетки попала под чары красного растения сянь. Она встретила миловидного юношу в красной одежде, который сказал ей, что дом его находится к северу от отхожего места. С тех пор девушка пребывала в хорошем расположении духа, и непрерывно напевала песни. Каждый день, с наступлением вечера она неожиданно прекращала работать и отправлялась куда-то за дом. Когда члены её семьи проследили за ней, они не увидели ничего, кроме растения сянь, на котором висели браслеты и кольца девушки. Они срезали растение, после чего девушка поплакав и попричитав всю ночь, испустила дух. А в 'Истории династии Мин' приводился рассказ о пропавшей невесте, которую нашли совершенно случайно, когда начальник уезда решил срубить неудобно стоявшее дерево. Когда дерево стали рубить, из него полилась кровь и выпали две женщины, которые рассказали, что их занесло сюда ветром. Таким образом, обезвредить призрака живущего в дереве, можно срубив само дерево. Но с другой стороны, нападать на дерево очень и очень небезопасно, поскольку таким образом можно разозлить живущего там духа. Историй таких множество, но вот вам одна, совершенно изумительная: Когда Инь Вэнь-дуань был генерал-губернатором Шеньси, он получил от начальника уезда Хуаинь следующее послание: 'ниже я сообщаю подробности встречи своей встречи со своим призраком и свидетельствую о собственной смерти (вот это - особенно доставило!) Перед третьим залом в моем доме росло старое дерево хуай, которое не давало свету проникать в комнаты. Я хотел срубить его, но все чиновники в городе в один голос заявили, что в этом дереве живет шень, и поэтому рубить его нельзя. Я не поверил им и срубил дерево. Более того, я приказал вырыть и корни. Когда корни вырыли из земли, я увидел свежее мясо, а под ним - картину на которой была изображена лежащая, полуобнаженная женщина. С глубочайшим отвращением (sic! Скажем решительное 'нет!' порнографической продукции!) я сжег картину, а мясо скормил собакам, но в ту же ночь обнаружил, что со мной происходит что-то странное. Нет, я не был болен, но пребывал в удурченном состоянии, в ушах у меня слышался какой-то грохот, глаза ничего не видели, но уши слышали. Я понял, что больше не живу в этом мире. Поэтому, покорнейше прошу Ваше Превосходительство прислать сюда нового чиновника.' (вот ведь выдержка. Понял что умер, и письмо же сообразил, о делах позаботился) Инь положил послание в рукав, а потом дал прочитать своему личному секретарю, который спросил: 'И какой ответ мы должны послать?' Не успел он сказать эти слова, как доставили другое послание, в котором сообщалось о кончине начальника уезда Хуаинь. Растения-призраки могут превращаться не только в людей, но и в собак, и в огромных черных чудовищ и в таком виде преследовать людей. Увечья нанесенные призраку, когда он меняет обличье, остаются и после его обратного превращения. Это обстоятельство неоднократно помогало находить и искоренять особо зловредных духов. Страх перед растениями-призраками доходит до такой степени, что в некоторых провинциях старались даже не садить деревья, потому, что существовало поверье, что когда посаженное дерево станет толщиной с шею того, кто его посадил, то этот человек будет задушен поселившимися
  Призраки - безжизненные предметы. Отличительно чертой китайской демонологии является 'оживление' безжизненных предметов и мертвой субстанции. Душа любой вещи может покидать её и принимать облик человека или животного; она же может превратить безжизненный предмет в живой, особенно если речь идет о статуе или изображении. Следовательно казалось бы изначально мертвые предметы могут источать демоническое влияние и вредить людям. В текстах такие предметы-призраки называются 'цзин', а их пришествие - цзин-гуань - явление цзин. Значительную часть этого класса составляют демоны земли, которые селятся в тяжелых предметах, и могут разозлиться если передвинуть, или поломать этот предмет. Духи вещей часто проявляют свою порочную природу, возвещая о неблагоприятных и несчастливых событиях. Китайцы делают вывод, что раз возвещают - значит являются причиной. Известны истории о том, когда в доме внезапно опрокидывается мебель, сгущается туман, в окна вплывают облака, а потом в доме кто-то заболевает или умирает. Существовали поверья о том, что золото и яшма превращаются в женщин маленького размера и подстерегают путешественников. Вот очередная околоэротическая (а как же без этого!) история: В Цзянхуай жила женщина, отличающая распущенностью. Её все время одолевали похотливые мысли, от которых она не могла избавиться ни днем, ни ночью. Как-то поднявшись на рассвете (всю ночь произбавлявшись от похотливых мыслей, надо полагать) Она увидела позади своего дома двух юношей, прекрасных лицом, и похожих на придворных пажей. Она уже хотела схватить их (о_О), но они вдруг превратились в веники (Подлецы), которые она потом сожгла. А вот более серьезная история - В годы Кайчан (836 - 841) случилось так, что семью Ши Цзун-У, помощника командующего Гуйлиня, с юности отличавшимся хорошим искусством стрельбы из лука, пришла тяжелая заразная болезнь, которой заболели все старшие и младшие члены семьи. Каждый день глубокой ночью в дом входил человек, от тела которого исходил свет, и с его появлением больные начинали кричать и страдать еще сильнее. Ни один лекарь не мог справиться с болезнью, и тогда Цзун-У в один из вечеров взял свой лук, и встал на страже у ворот, ожидая призрака. Когда призрак появился, Цзун-У прицелился и выстрелил. Первая же стрела достигла цели - сияющее пламя призрака разлетелосьо мелкими искорками. Тогда Цзун-У приказал принести факелы, чтобы осмотреть место, и они нашли перевернутый подсвечник из камфарного дерева, которым в семье пользовались уже много лет. Подсвечник разрубили на мелкие кусочки, сожгли их, а пепел выбросили в реку. После этого все больные поправились. А был еще 'канат-полководец', который подстерегал лодки на одном из озер Поднебесной и бил пассажиров. Еще записаны истории о целых шайках антропоморфных призраков, как больших, так и малых размеров, сеющих ужас и панику, а в конце концов оказывающихся духами листьев. (вспомнилось, вот онемэ 'Шаман Кинг' где один шаман духами листьев и управлял, ну впрочем Китай с Японией - родственные культуры). Можно прочитать и о людях, слышащих по ночам странные разговоры и выясняющих на утро, что их вели предметы домашней утвари (ну решила поговорить кастрюлька с половником, чего там) После сожжения этих вещей ночные диалоги прекращались. Само собой способностью вредить людям наделялись Мин Ци, сосуды и прочие предметы, которые опускались в могилу вместе с умершими. А порой по воздуху летают и крышки гробов (!), нанося увечья людям, и даже избивая их до смерти - сладить с ними нет никакой возможности, если только не сжечь гроб, со всем его содержимым. Преследовать вас могут и вещи, принадлежащие вашим предкам. 'К Лю Сюаню, жившему в одной северной провинции, как-то после захода солнца явилось существо в черных штанах и черном плаще. Он взял факел, взглянул в лицо непрошеному гостю, и обнаружил, что у того нет семи отверстий, так что оно слепо натыкалось на все подряд. Он попросил предсказателя узнать с помощью (конопли) гадательных стеблей, что предвещает это событие, и предсказатель (хорошо вкурив) ответил : 'Эта вещь принадлежала твоим предкам; если она будет продолжать существовать, то станет демоном и начнет убивать людей. Но раз у неё нет глаз, ты можешь с ней справиться' Лю схватил существо, связал его веревками и несколько раз ударил мечом - оно превратилось в подушку, которая оказывается принадлежала еще его деду. А вот если у вас случился пожар, и вы точно уверены что поблизости нет оборотней-лисиц, то в таком случае виноваты сгнившие деревья и метлы. Так что своевременная утилизация старого хлама очень важна. Ну и конечно же самыми зловредными из категории вещей-демонов считались статуи. Потому, что очень на человека похожи. Часто, невинные вещи становятся призраками под влиянием злых колдунов, желающих причинить вред ближнему.
  Призраки приводящие к самоубийству. Ну вот долгожданное продолжение, про демонов Китая. Я не забыла, я все записываю)) Напомню, что по воззрениям китайцев, душа всякого утонувшего человека, или человека ставшего жертвой тигра не успокаивается, пока не заставит новую жертву погибнуть точно таким же образом. Аналогично себя ведут и призраки-демоны самоубийц - огни непрерывно ищут себе так называемую 'замену'. Вот почему в доме, где один человек покончил с собой, рано или поздно опять случаются самоубийства. Даже в 19м веке (когда был написан труд Грота) китайцы верили в это настолько сильно, что дома где случалось самоубийство невозможно было сдать внаем. Кроме того следует отметить, что замену себе ищет не Шень самоубийцы (благой дух), ибо шень человека возносится на небо, но По или Гуй, которые спускаются на землю и возвращаются на то же самое место. 'По человека - это нечто похожее на пшеничные отруби, находящееся под повешенным. Если её немедленно выкопать, то её можно разрушить, но, если этим пренебречь, то она будет погружаться все глубже в землю, и, пока не будет уничтожена, самоубийства не прекратятся' Призраки самоубийц часто носят с собой балку, на которой они повесились, или веревку. Потому, что если, например, на веревке повесился один человек, то на ней же обязательно повесится и другой). Например, известна история о том, как лодочник перевозил незнакомца с балкой, понял, что это злобный призрак - и успел спасти одну женщину. А вот другая история - более печальная: как-то вечером человек проходил мимо могил и заметил, как кто-то изо всех сих пытается перетащить балку через стену соседнего дома. Решив, что это вор, человек через боковую калитку пробрался в дом и предупредил его обитателей, которые тщательно обыскали весь дом, но не нашли ничего подозрительного. Правда, они спасли женщину, которая собиралась повеситься на стропилах крыши. Все члены семьи сердечно благодарили человека, разрушившего злобные замыслы демонических сил, и, преисполненный гордости и самоудовлетворения он отправился домой и рассказал обо всем жене. Жена его, однако, была женщиной чрезвычайно любопытной, она не захотела довольствоваться только рассказами и пожелала увидеть, как же на самом деле все происходило (комиксами приспичило полюбоваться, мля. Театром одного актера). Покорный муж забрался на стул, перекинул через одну из балок шнурок, обмотал вокруг шеи шнурок, как вдруг невидимая рука выбила из-под него стул, и он отправился в вечность с переломанной шеей. А вот если отобрать у призрака веревку - силой или хитростью, то подлые его планы потерпят крах. Возникает, тем не менее, вопрос: А как они собственно доводили до самоубийства? А по-разному. Так есть история о том, как к одной бедной семье пришел гость. Следуя законам гостеприимства, глава семейства - взял последнюю заколку жены, дабы купить гостю вина. А подлый призрак, пока муж шлялся за вином, наябедничал жене, что не гостя он пошел ублажать - а в игорный дом и к деффкам. И предложил помочь повеситься по такому случаю. (На СПИНКЕ кровати! Анекдот все знают, да? О, в анекдоте они точно вешались под воздействием демонов!) И повесилась, бы да. Но тут помог гость, который отобрал у призрака веревку (вино он свое отработал, что да то да) В другом случае призрак сидел и ловил веревкой женщину - после чего у нею внезапно возникло желание уйти из жизни. Спас, как водится случайный прохожий, видевший призрака. Раз демоны покончивших с собой постоянно блуждают в поисках новых жертв, они, само собой, всегда тут как тут, когда у кого-то возникает желание уйти из жизни. В официальной истории династии Цзинь можно прочесть о чиновнике Пу Ча-ци, жившем в первой половине 13 столетия, который решил покончить с собой, чтобы уберечь от позора свое имя. 'когда Ци вернулся домой его мать дремала, но внезапно проснулась. 'матушка, что случилось?' - спросил Ци'. 'Я видела во сне, - ответила она, - как между балками крыши спряталось три человека. Это так напугало меня, что я проснулась'. Ци встал на колени и сказал 'эти люди спрятавшиеся между балок - демоны. Я, ваш сын, хотел повеситься на этих балках, а вы предвидели это в своем сне'. Все члены семьи расплакались, пытаясь его разубедить. Но мать остановила их со словами 'Не мешайте моему сыну, он принял верное решение'. И он повесился.
  Призраки, обладающие материальным телом. Вампиры. Китайцы не всегда представляют призраков в некоем эфирном облике. Более того они скорее склонны придавать духам форму более или менее вещественную, если не сказать материальную. Вот вам история, что бы вы прониклись: 'В годы под девизом правления Кайюань губернатор провинции Лянчжоу Го Чжи-юнь во время инспекционной поездки неожиданно внезапно скончался на почтовой станции в ста ли от столицы провинции. Душа его покинула комнату, приказав при этом смотрителю затворить её и никогда не открывать, и возвратилась в город. При этом слуги, сопровождавшие его, не подозревали, что их господин умер. Уладив в течении 40 дней все общественные и личные дела , она приказала своим людям отправиться на почтовую станцию и забрать останки. По их возвращении она лично руководила облачением тела и положением в гроб, после чего попрощалась с семьей. Вошла в тело, легла в гроб и больше не возвращалась'. (Какое, однако, у этих китайских чиновников чувство гражданской ответственности! Сначала дела сделать. А потом уж и в гроб. Да еще лично проследит, чтоб положили как надо. Всем бы так.) Китайцы полагали, что духи и демоны обитают внутри тел умерших, и даже в отдельных их частях, как-то черепа и кости. При этом тела и кости умерших укрепляли и поддерживали могущество душ к которым принадлежали, а следовательно демон у которого если 'собственное' тело или кости - по определению обладает особой злой силой. Таким демонам нет нужды прибегать к уловкам или хитростям, они могут причинять человеку вред открыто и прямо. 'В первом году Юнтай в Янчжоу к северу от монастыря Сяо-ганьсы жил человек по фамилии Ван. Как-то летом он сильно напился и лежал на кровати, и при этом его рука свешивалась вниз. Жена его, опасаясь, что он заболеет ревматизмом, хотела было поднять её, как вдруг появилась большая рука, схватила Ванна и стащила его с кровати, после чего тело стало медленно уходить в землю. Жена вместе со служанками пыталась вытащить его обратно, но ничего не помогало - земля словно разверзлась. Одежда и пояс, которые Ван положил рядом, тоже исчезли. Тогда, собрав все силы, члены семьи все-таки вытащили его наружу, и на глубине более двух чжанов нашли иссохший скелет, который, очевидно, находился там уже несколько столетий'. Т.е. можно сказать, что в Китае присутствовала очень прочная вера, в 'трупов-призраков', которая и заставляла эксгумировать и уничтожать трупы, повинные в том, что они, сволочи, не лежат в могилах, а являются мирным гражданам. Наиболее эффективным способом уничтожения 'призраков-трупов' является сожжение. Известно, например, что около двух тысяч лет назад супруга императора Чжоу Синя приказала выкопать тела пяти убитых ею наложниц и служанок мужа, из-за того, что их призраки якобы тревожили её покой. (А может это была совесть?) Многие трупы-призраки посещают людей в форме черепа. Существует, в подтверждение тому множество историй. Но я вам расскажу поучительную, хотя и малоаппетитную. О том, что призраки конечно зловредны и так и ищут кому бы напакостить, но и дерзить в общем-то тоже не стоит. 'У Сунь Цзюнь-шоу из Шаншу был отвратительный характер, он любил оскорблять шень, и поносить гуй. Однажды, во время прогулки по горам, он решил справить нужду. Смеха ради он сел на иссохший череп, лежащий подле заброшенной могилы, испражнился и сказал: 'Ешь, разве это не вкусно?' На что череп, щелкая челюстями, ответил: 'Да, очень'. Перепуганный Цзюнь-шоу бежал так быстро. Как только мог, а череп катился за ним, словно колесо повозки. Так они добрались до моста, взобраться на который череп не сумел. Уже с моста Цзюнь-шоу увидел, как череп покатился на прежнее место. Бледный, словно сама смерть, Цзюнь-шоу возвратился домой, и сразу же заболел. Он подносил ко рту свои испражнения и пожирал их, говоря: 'ешь, разве это не вкусно?' После чего опорожнялся и вновь поедал их. Так продолжалось целых три дня, после чего он умер'. Хотя, конечно, гоняться за людьми, черепа могут даже и не будучи спровоцированными. Китайские мертвецы, также обладают способностью танцевать под музыку, хотя и не собираются вместе специально для ночных dance macabres, кроме того они не всегда убивают людей - иногда просто грабят. Хотя зачем мертвым матценности, мне не совсем понятно. Считается, что демонов-мертвецов (Цзян Ши), порождает лунный или солнечный свет, если он попадает на гроб, в котором находятся еще не погребенные останки. В таких случаях кровожадными чудовищами могут стать даже женщины, которые при жизни отличались мягким характером и кротостью нрава. Особенно часто мертвые становятся Цзян Ши, если их погребение надолго откладывается, что вызывает их горечь и гнев - это серьезное предупреждение для живых, что не следует небрежно относиться к обязанностям перед покойником. Кроме того, распространению веры в мертвецов призраков способствовал и тот факт, что вся территория китайской империи, буквально устлана непогребенными человеческими останками. Необходимо отметить еще одну деталь. Цзян Ши пожирают людей, и охотятся за человеческой кровью, поэтому их можно считать аналогами европейских вампиров. В мышей они не превращаются, однако клыками и когтями могут дать фору кому угодно. Считалось что даже если отрубишь такому вампиру руки, они все равно будут сжимать жертву. Единственное средство против объятия вампира - это семь плодов жужуба, вбитых упырю в хребет. Однако найденные в китайской литературе свидетельства о цзян-ши-кровососах относятся - самое позднее к началу 18 века. Наилучшее средство борьбы с такими вампирами - это, конечно же, огонь. Но можно было еще и уничтожить крышку гроба, после того, как монстр покинул могилу. Потому, что если воздух поступает в могилу, то его содержимое активно разлагается, а следовательно утрачивает силу. Можно еще подождать, пока из какого-нибудь подозрительного гроба не выйдет мертвец, и потом разбросать вокруг него (гроба, а не мертвеца) рис, красный горох, и кусочки железа. Мертвец вернуться в гроб не сможет и в конце концов замертво упадет на землю. После чего его можно брать холодненьким и сжигать. Проблема состоит только в том, что нужно найти смельчака, согласившегося выполнить эти действия. По китайским поверьям мертвецы нередко вдруг садятся на погребальное ложе, чем приводят в ужас домочадцев и соболезнующих. В таком случае их нужно вернуть в горизонтальное положение куском мебели, шестом, а лучше всего - веником. Вообще китайцы признают, что все эти призраки находятся под властью двух душ, одна из которых - по - принадлежит земле, а следовательно это 'грубая' неразумная душа, из которой ничего хорошего не может выйти. Однако их 'добрая' душа - хунь - может до некоторой степени управлять их поведением. Так есть истории, когда призраки мертвецы приходили на помощь человеку - Одного господина спасла умершая жена от другого зловредного демона. Обольщаться, конечно же, не стоит, потому, что темная сторона призрака никогда не подавляется полностью. Призраки антропофаги и некрофаги. Китайцы издавна верили в демонов людоедов, и в сознании простого народа эта вера укоренилась довольно прочно. В Китае в периоды повального голода употребление в пищу человеческого мяса - свидетельствует Гроот - было явлением обычным, поэтому странно было бы ждать, что призраки человеческого мяса погнушаются. О призраках-людоедах уже было сказано достаточно, это и мертвецы, о которых писалось ранее, и тигры-людоеды, с волками-людоедами. Были, и призраки-людоеды, у которых просто не успели спросить: оборотни ли они или ожившие мертвецы, вот например, как в этой истории: 'в годы Дали в деревне Вэйнани жил служилый человек; находясь в столице он заболел и умер. Жена его, родом из семьи Лю, осталась жить в деревне вместе с сыном 10-11 лет. Как-то летней ночью на ребенка напали бессонница и страх. Когда пробили третью стражу, мать его увидела старика в белом одеянии, изо рта его торчали 2 клыка. Старик пристально посмотрел на женщину, потом медленно подошел к её кровати, рядом с которой спала служанка, и схватил служанку за горло. Раздалось громкое чавканье; старик сорвал с женщины одежду, схватил её и в мгновение ока обглодал её до костей, а потом поднял её скелет, чтобы высосать все внутренности. Мать увидела, что рот у старика был огромный, размером с целое сито. Тут заплакал ребенок и видение исчезло, но от служанки остались лишь кости. Несколько месяцев после этого случая произошли безо всяких происшествий' (не повезло служанке, не повезло). Согласно источникам в 781 году орды призраков, охотившихся за детьми и сердцами взрослых, ввергали в панику целые области. Официальная история династии Сунн указывала, что в годы Сюаньхэ - появились существа похожие на людей, которые садились на землю как собаки. Они были совершенно черные, вначале хватали по ночам детей и пожирали их, потом начали врываться в дома. Понадобилось целых 2 года чтобы это прекратить. Народные предания упоминает шань хэшан - горных монахов, которые время от времени выходят из рек и ручьев, нападают на беззащитных и одиноких путников и пожирают их мозг (а вы говорите ктулху, ктулху). Но отвратительнее любых каннибалов мира демонов, те чудовища, которых снедает такая жажда плоти, что они охотятся даже на мертвецов (хотя вот это непонятно - типо жрать живых, более морально, чем мертвых? Ну, гигиена питания превыше всего, да). И еще интересный факт - китайцы верили, что духи могут поедать жертвенные яства, и при этом пища не уменьшается в количестве, а даже прибывает, и соответственно призраки могли пожрать тело умершего, даже не оставив на нем следов. Так, приводится история о том, как у одного молодого человека умерла любимая наложница, в горе он проводил ночь рядом с её телом. Так вот, когда взошла луна - пришли какие-то нехорошие демоны и тело сообразили на троих, а молодой человек еле-еле успел спрятаться за занавеской. Наутро тело любимой наложницы оказалось в полном порядке, о произошедшем свидетельствовали только кровавые следы на потолке. Призраки и духи, являющиеся после смерти По поверьям, душа может вернуться в тело вскоре после смерти еще до появления первых призраков разложения, и тем самым оживить его. Китайцы - с тревогой ожидают возвращения такой души, потому, что кто может дать гарантию, что она не вернется в виде злобного демона? Класс демонов, - душ возвращающихся после смерти называют 'ша' (смертоносный, кровожадный). Считается, что если человек умирает в день сы (что такое день сы - не знаю, объяснений не нашла), то если это ша мужчины, то она возвращется на 47 день, чтобы убить девочку тринадцати-четырнадцати лет; а если это ша женщины, то она появляется и убивает бледного мальчика в третьем доме. Вера в то, что души умерших возвращаются, для того, чтобы причинить вред противоречит представлениям о том, что души предков защищают семью. Однако следует помнить о том, что зачастую души умерших после смерти попадают во власть злобных демонов, и являются назад уже под их контролем. В доказательство этому приводится история о муже и жене, живших в гармонии 'более совершенной, чем даже гармония лютни и арфы'. А потом муж умер, и его душу захватил демон, однако жене удалось перехитрить демона, в результате чего муж вернулся на землю еще лет на двадцать, а демона заковали в колодки (кто заковал - история умалчивает). Однако, в конце концов женщина опять встретилась с этим демонов, и поплатилась за свою хитрость. В журнале Пекинского Восточного Общества за 1898 год профессор Груб приводит некоторые сведения о суевериях жителей Пекина: 'ша ци разрушает счастье того, кто попадется ей на пути. Она покидает тело покойника ночью, на первый, второй или третий день после смерти. Точное время сообщают колдуны-предсказатели. Тогда вся семья прячется, оставив в качестве жертвоприношений еду и, если умерла женщина, гребень и зеркало. То, что ша покинула тело можно понять по еле слышимому звуку'. Профессор Груб приводит курьезную историю, об одном грабителе, который решив, воспользоваться тем, что все обитатели дома спрятались, облачился в овечью шкуру, чтобы походить на волосатого демона, распустил волосы, выкрасил красной краской лицо и пробрался в дом. Но кто-то из домашних остался в комнате, чтобы присмотреть за светильниками. Заметив призрака, он спрятался за гробом. Затем увидев, что тот открывает все ящики подряд и вот-вот уйдет с добычей, натянул на голову белое погребальное одеяние, и выскочил из-за гроба прямо на грабителя. Выдумка оказалась удачной - перепуганный грабитель, решив, очевидно, что перед ним - настоящий призрак, без чувств рухнул на пол. Ну, у кого как, а у этого грабителя ша точно отняли удачу. Некоторые дополнения Естественно, это далеко не все классы призраков, населявших Древний Китай. Я лишь упомяну о том, что все болезни, начиная от расстроенных нервов и депреснячка, заканчивая черными бедствиями, вроде эпидемий чумы, приписывались вредоносному влиянию призраков. На этой вере строились многие методы медицины. Например 'сны о совокуплении с призраком' регулярно упоминаются в медицинских трактатах, в качестве симптомов женских болезней. Многие авторы пишут и о 'демонической беременности' - результате таких вот снов. Кроме того, существуют многие классы призраков, о которых практически ничего не известно (например, призраки чен-чен - все знают, что они есть, но что они делают - непонятно. Или призраки, отвечающие за потустороннее гуканье, хлопание ставнями и прочие звуки.) Кроме того, необходимо сказать, что никакие духи, включая духов умерших не могут обойтись без еды, питья, одежды и даже денег, вот почему они голодные все время блуждают в поисках еды, и украдкой воруют её у живых людей. Причем живые люди не замечают этого - потому, что духам достаточно эфирной составляющей (помните историю о съеденной наложнице?) Тем не менее, в Китае существовало расхожее мнение о том, что они не притронуться к пище если та не поднесена им в качестве жертвоприношения. С одной стороны делать такие жертвы - в интересах спокойствия и безопасности самого человека, а с другой если кормить призраков слишком часто, то от них отбою не будет, и все равно найдутся такие, которые подгадят чисто из вредности. Вот история о призраках-вымогателях: 'Призрак только, что умершего человека, тощий и слабый, увидел как-то призрака друга, умершего за 20 лет до него, который был сильный и толстый. После того, как они обменялись приветствиями, толстый призрак спросил: 'Что это с тобой случилось?' - 'Я так голоден, что уже больше нет сил терпеть, - ответил второй - Если ты знаешь как помочь мне, то твой долг рассказать об этом'. - это очень просто: преследую людей и они будут бояться тебя и давать тебе еду', - ответил толстый призрак. Голодный призрак отправился в один из домов. Там жила белая собака; он схватил её и пронес по воздуху; все члены семьи страшно перепугались и в один голос заявили, что никогда прежде не видели такого чуда. Гадатель провозгласил: 'Призрак-гость просит пищи: убейте собаку, поднесите её в жертву призраку во дворе дома, вместе с фруктами, вином и рисом, и тогда больше ничего не случится'. Семья последовала совету гадателя, и призрак получил в качестве жертвы много еды. С тех пор он регулярно приходит к людям так, как его учил другой призрак'. Вообще трюки и уловки, к которым призраки прибегают, чтобы получить еду - в высшей степени разнообразны. Нередко призраки вещают устами заболевших - какую еду они хотели бы получить, какое количество бумажных денег, а так же в каком конкретном месте должны быть поднесены дары. Если подношения приносятся, то больной, либо выздоравливает, либо его устами изрекаются новые требования. Однако, справедливости ради нужно отметить, что призраки не всегда остаются неблагодарными; нередко они так или иначе вознаграждают людей за подношения. Более того, описываются даже случаи, когда призраки из чистой благодарности, даровали сыновей женщинам, помещая в их чрево души, купленные, на те самые бумажные деньги, которые были принесены призраку в жертву. Нужно сказать, что живут призраки по понятиям, как все нормальные люди - это значит, что помимо законов Неба, у них есть своя страна, которая называется Гуй Фан (область призраков) со своей социальной структурой, со своими повелителями, начальством и прочим. По описанию демонов и умертвий у меня все. А если вы будете хорошо себя вести и у меня будет время, то будет бонус - рассказ про то как от этих призраков спасаться. Готовьте персиковое дерево, изображения тигров, барабаны и хлопушки. А я расскажу зачем.
Оценка: 6.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"