Ученик - это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь.
Б. Паскаль
В чем суть профессии учителя? На этот вопрос также сложно ответить, как и на вопрос: "что такое счастье?". Сейчас, когда за плечами более 10 лет педагогического стажа, я ответила бы на него так: ни с чем не сравнимая радость стоять у истоков мысли и личности ученика, возможность видеть невидимое для многих - процесс взросления, становления человека. И я, как учитель, не просто причастна к этому, от меня зависят и направление, и скорость , и сам характер этого самого сложного и ответственного процесса. Надо постараться сделать так, чтобы годы учения стали для каждого ребенка ступеньками, ведущими в последующую жизнь со всем ее многообразием. Все действия, поступки учителя, большие и малые находки, средства и приемы обучения не будут ничего значить, если они не одушевлены стремлением помочь ученику в становлении и развитии собственной личности.
Я хочу сделать так, чтобы все мои ученики, без исключения, с охотой, с интересом, с радостью и удовольствием бы учились и воспитывались. Ведь нежелание ребенка учиться, быть образованным и культурным является противоестественным. И чтобы преодолеть негативные явления в процессе обучения и воспитания, надо "впустить" ребенка в свою душу и самому в свою очередь глубоко проникнуть в мир ребенка для того, чтобы вызвать таящиеся в нем созидательные силы, сделать его творцом своей собственной жизни, направить всю его деятельность, его энергию и силы на самовоспитание, на свое собственное самосовершенствование.
Архитектор строит дома и дворцы. Композитор создает музыкальные произведения, художник - живописные полотна, драматург - произведения для театра... А учитель? Что создает учитель? Что является результатом его труда? Жизнь еще и еще раз убеждает нас в том, что учитель тоже творец - он создает Человека как произведение педагогического мастерства. Это мастерство должно быть направлено на то, чтобы человек стал задумываться о самом себе: что во мне хорошего и что плохого? Как мне себя изменить в лучшую сторону?.. Я недаром говорю "человек", имея в виду не только ученика, но и учителя. Великий Сенека сказал: "Уча других, мы учимся сами". В сотрудничестве с учеником учитель тоже учится.Учится выбирать наилучшие варианты организации педагогического процесса, просчитывать их результаты, создавать свою собственную педагогическую концепцию, основу которой составляет вера в себя, в реальную возможность развития личности каждого школьника, в преобразующую силу педагогического труда.