Очень редко читаю любовную прозу, потому что эта тема, как никакая другая, "весомо, грубо, зримо" демонстрирует недостатки авторского труда. Вот вроде бы прекрасный писатель создаёт интереснейшие миры, великолепно держит интригу, владеет техникой... а дошло дело до любовной линии - тоска зелёная, отвязное враньё или елейные излияния глубоко затаённого, не пережитого в своё время, но зудящего воображение. При чтении крюко-творного "Ветра" мне почему-то показалось, что весь материал, включая фактуру, идею, сюжет, образы, был заимствован, осел в извилинах автора, спрессовался, а потом был извлечён в виде стандартного, примитивного картона. Драматическая ситуация - из "Принцессы цирка", перекрёстно опылившейся с "Призраком оперы", герои - из множества кино- и литпроизведений, воспевавших самоотверженность влюблённых. Сюжет предсказуем донельзя: ну кто из читателей не догадался о развязке после того, как ГГ отправилась вслед за Ветром?
Всё бы ничего, писать по мотивам не запрещается. Но так ведь писать нужно, создавать достоверные образы, наполнять мир психологическими деталями, преподносить нужно в удобовариваемой форме! А так весь рассказ - попытка мартышки примерить писательские очки.
Давайте проследим за тем, как подаётся характер героини. Алла, как говорится, спросовая чикулита, устаёт от танцев и идёт в свою комнату, которая занята влюблёнными. Как поступит нормальный человек, случайно оказавшийся свидетелем любовной сцены? Правильно, извинится и исчезнет побыстрее. Алла же беззастенчиво (ага, йуная деффственница) сообщает: я ненадолго (а вы акт приостановите, от вас не убудет), расчёсывается, мажется духами для загадочности и только потом уходит. Автор добавляет детальку: "Дольше задерживаться здесь смысла не было". А что так? Эти двое действительно любили друг друга и третьей бы в постель не пригласили? И дева Алла, спускаясь по лестнице, думает не о неловкости ситуации, а прикидывает, когда родится ребёнок. У кого как, а у меня возникло стойкое отрицательное отношение к ГГ.
Знакомство героев - пожалуй, единственно годный момент во всём рассказе. Относительно годный, ибо Ветер в диалоге демонстрирует приёмы опытного соблазнителя студенток-второкурсниц, его реплики насыщены искусственными красивостями, за которыми кроется множество крючков для неопытной, склонной к восторгам души. Но о герое речь пойдёт после.
Итак, Алла влюбилась, клюнула на загадочность, непохожесть на других, умело создаваемое Ветром напряжение, недосказанность, первое достижение в качестве пары (первое место в конкурсе), то есть элегантно проведённое соблазнение (а нафига оно, если ГГ затворник, спросите вы). Первый признак возникшего чувства -- желание быть рядом или, по крайней мере, на орбите объекта чувств. Алла же спокойно сдаёт экзамены, уезжает на каникулы. Куда торопиться-то? Видно, только при чтении конспектов Ветер перед глазами, а любая внеучебная ситуация возвращает Аллу в её обычное состояние глубокой и незыблемой душевной тины.
И точно: как только вернулась на учёбу, сразу понадобился Ветер.
Нетуньки возлюбленного, значит, заменим его книжками о ветрах, походим на танцульки в мореходку, попросим у кавалеров дополнительную литературу. Ну как не стыдно автору писать такую ахинею, выставлять девчушку полной идиоткой: хотела бы узнать о человеке, о нём бы и спрашивала всех, делилась с подружками, да она на раз бы вычислила своего Ветра, если бы он действительно был ей нужен. Как сейчас сеть объединяет весь мир, так раньше объединяла молодёжь студенческая тусовка. Автор сознательно сузил мир героини до её личных закидонов. Именно потому, что не знал, о чём писать, выцедил ситуации из извилин и подал дерьмо под соусом глубинных психологических процессов. А соус получился голимым говном.
В итоге сессия сдаётся плохо, героиня вновь спокойно уезжает домой. Красота - лес, пляж, дача. Безветренная погодка. Так развенчать чувства героини, тупо завалить не только любовную линию, но и интригу не всякий сумеет.
Следующий Новый год, новая встреча. И тут наша тихоомутница вдруг преображается, чуть ли не на парня лезет, интригует (а почему бы не подумать, что она ему нафиг не сдалась, коли сам увидеться не пожелал). Где её гордость, спросит читатель. Данунах, какая гордость или здравый смысл, тем паче мотивы и цели, автору потребно реализовать соплюшную идейку, драматично раскрыть тайну мистера-призрака-ветра.
Дева вдруг вылезает из своего омута и гонит волну преследования. Автор тоже гонит пургу об удачном результате поиска. Сценам встречи и объяснения поверит только имбецил. Девушко демонстрирует дикий любовный порыв, убедительность и всепобеждающую (даже осторожность матери) силу чувства. Герой облагодетельствован. Ветер, понятно, человеку не укротить и не повернуть в нужном направлении. Но Аллочка-функция в угоду автору со всем справилась.
Теперь о герое. Увы, нашему двору в своё время пришлось проводить в армию старших ребят. И никогда не исчезнет из памяти дикий крик из окна - пришла похоронка. Идём в школу и вдруг... А те, кто вернулся, вроде бы и не был этому рад. Не хочу и не могу писать об искалеченных судьбах моих друзей. Но даже у спившегося, озлобленного на жизнь и людей бомжа не было желания забиться в норку, время от времени устраивать представления, равные мыльной опере, обманывать самого себя и водить за нос других. Это не те проблемы, которые возникали перед афганцами. Чёрт подери, человек с протезами вместо рук хотел личного счастья и был готов за него биться! Он проиграл, но выглядел мужчиной, а не малышом, который боится ослушаться матери. Вот за этот-то образ маменькиного сынка я бы стянула с мартышки очки и сунула их ей в зад. Поймите, Крюкова, ожог и потеря глаза - ничто рядом со смертью и другими ужасами войны. Афганец не будет прикрывать раны, как институтка прыщик. И вести себя, как институтка, тоже.
Язык текста за пределами добра и зла. Канцелярит, штампы, трюизмы - всего не перечислить. Очень, очень слабо. Я вдоволь наржалась над речью, мне даже стебать текст в этом отношении не хочется. Ну как объяснить человеку, что это негоже: "Встанем за Родину! Ляжем за мать!" Ведь не посмотрит же автор значение слова "лечь", не учтёт двусмысленность
фразы, не исправит. Вот и получается, что "Ветер" - это не литература. Очень неудачный опыт очень неудачного автора, которому содержимое его собственной головы заменяет весь мир. Сам себе словарь, учебник русского языка, гугль и прочее. Похоже, что и единственный благодарный читатель тоже.