Львова Лариса Анатольевна: другие произведения.

Экскурсия в Кшисту

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:

Конкурсы: Киберпанк Попаданцы. 10000р участнику!

Конкурсы романов на Author.Today
Женские Истории на ПродаМан
Рeклaмa
 Ваша оценка:


   Пишу про свой вояж по территории рассказа "Кшиста" сугубо для себя. Ибо решаю проблему - как нужно правильно пугать читателя. Ну что это за беда со мной! Раньше, придя на хоррорный конкурс, слышала: не хоррор! Ну да, мистика. Но ведь она не исключена из "тёмных" жанров и даже кого-то пугает. Иду с этим же рассказом на другой конкурс, снова мимо кассы: тьфу, хоррор! Вроде бы даже мои тексты попали в тематические сборники, и в голове посветлело, и Михаил Парфёнов удостоил разъяснительной беседы, а всё равно рассказы неформатны. С тем, который играл на Киммерии, более-менее понятно, и с судейскими оценками я полностью согласна. Всё так.
   Но вопрос: а как нужно? - остался. Судья сказала, что её пугает рассказ "Кшиста", который я даже комментить не стала, ибо знаю себя: так "понесёт", как и Остапу не снилось. А вдруг автор рассказа одного из самых жёстких жанров аки нежная фиалка? Ну что ж, перечитала прицельно и поняла, что нужно сделать, чтобы текст напугал (по крайней мере, судью).
   Первое: налепить поболее речевых ошибок. Второе: подогнать по максимуму косяков с деталями, да ещё попрать долбаную матчасть крепким сапогом авторской фантазии. Третье: послать нахрен эти все ваши композиции вместе с сюжетом. Развитие характера туда же. А теперь обо всём поподробнее.
   Очень хороший приём: шандарахнуть хоррор-деталькой так, чтобы читатель сразу понял: лёгкого пути не будет, воспринимать текст нужно не согласно значению слов, а авторскому пониманию прекрасного и стилистически верного:
     Сам я войны не видел. Мне было девять, когда она началась и тринадцать, когда она закончилась. Но я видел голод и разруху деревни, в которой я родился и вырос. Я видел ужасы изнанки войны. И ничего, что слово "изнанка" обозначает обратную сторону чего-либо. Весь цимес-то в том, что самой войны не видишь, а её обратная сторона (тыл, политика?) как на ладони.
   Для укрепления литературного стиля нужно несколько раз повторить слово "видел". А то ещё читатель подумает, что герой знал или пережил.
   Так, читаем дальше, предвкушая ужасные ужасы. И они не заставляют себя ждать:
      - Ходят слухи, что в Кшисте творятся страшные, надуманные дела, - сказал Степанчиков и поправил свои темные очки, за которыми он прятал отсутствие левого глаза от ранения на фронте.
   Это и впрямь пугающая реалия прошлого, когда то, что есть в действительности, могло быть объявлено надуманным, несуществующим, ибо противоречит идеологии. Но запомните эту детальку - отсутствующий глаз. Далее прижмите задницы к стулу, так как станет ещё страшнее, ибо:
   - Злые антисоветские языки треплются, что в Кшисте, на территории Краснознаменного Дома инвалидов войны и труда, герои войны живут в ужасных условиях и это в наше то время. Сереж, ты можешь в это поверить?
     Да, антисоветчина воистину ужасна, потому что тянет на срок от пятнадцати до двадцати пяти или поболе, а то и приводит к расстрелу. Однако почему от автора "Кшисты" ускользнул тот факт, что при минимуме возможностей после войны её герои и инвалиды пользовались большими льготами и почётом, их права защищались свято, в отличие от нашего времени, когда оные, при максимальных возможностях, почти повсеместно ущемляются. Пока была свежа память о подвигах защитников отечества и зверствах врага, пока люди, вытащившие на своих плечах страну из большой беды, не стали просто фотографиями в семейных альбомах, на инвалидов войны хватало и рук, и сочувствия. Не везде, не всегда, но равнодушия и забвения не было. Как и непоняток - а мы, живущие здесь и сейчас, при чём? На сигнал о нарушениях отреагировала бы совсем другая организация, нежели газета. У СМИ того времени было чётко определённое партией место. Ну да ладно, автор имеет право на вымысел.
     Далее он подкинет фактов и деталей, дабы прочно связать текст с историческим временем: вот вам и машина, и разговор с водителем, и, главное, ещё одно увечье:
     - Ого! - удивился Степан Бочкин и спросил, кивнув на кисть моей левой руки: - Что случилось? Где воевал?
   Кто как, а я уже ранее испытывала недоверие к повествованию. Но эта деталь уже начинает просто "сыпаться": а по внешнему виду, таки корреспондент молод, лет девятнадцати, неужели нельзя определить, воевал он или нет?! Причём исключены и послевоенные конфликты СССР.
     - Нет, - ухмыльнулся я, почесав то место, на котором отсутствовали два пальца - мизинец и безымянный. - Это, когда я был еще совсем младенцем, мне крысы откусили. В тридцатых туго моим родителям пришлось, они из города в деревню перебрались, в поисках лучшей жизни. Первое время мы жили в колхозном коровнике, мама рассказывала, что там крысы водились величиной с собаку. Вот. Я легко отделался, моей старшей сестре крысы сожрали лицо. Она не долго прожила.
   По поводу отделения зубами грызунов костей и невозможности такой ситуации я уже писала на форуме. По-моему, стоило наделить крыс фантастическими способностями, тогда всё не выглядело бы дикой залепухой, а имело художественный смысл.
   В вечерней Кшисте первой меня встретила однорукая и не молодая женщина с изуродованной щекой одетая в старый, но чистый сарафан в зеленый горох.
   Ого! Уже третья деталь с отсутствием части тела.
     Сивоногова жила вместе со слепым мужем. Еще пару лет назад они были обычными обитателями дома инвалидов и помогали работникам. А потом Людмила Ивановна дослужилась до зам. директора и ей отдали дом бывшего зама, на которого кто-то написал анонимный донос о том, что он "враг народа" и его, после часового разбирательства приезжих людей из особого отдела МВД, расстреляли прямо у стены церкви.
   Нет, такое нагнетание деталей отсутствия частей тела - уже перебор. Судья говорила о гармонии в художественном тексте - всё верно. Так вот, "гармония" этого рассказа напоминает анекдот, упомянутый недавно на конкурсе ХиЖ: "Картина Малевича: Семён Будённый на коне возле постели больного Горького рядом со своей Первой Конной". Чересчур! Какой смысл собирать всех покалеченных в одном маленьком рассказе? Жизнь жизнью, но творец рассказа - не случайное совпадение, не фатальный ход истории, а писатель, который оперирует фактами не абы как, а с определённой задачей, к примеру, вызвать деталями эмоции читателя. Когда он в них ошибается, возникает комический эффект и приходит мысль: а уж не издевается ли автор, имплицитно, конечно, над текстом и читателями.
     - Ой, - испугался я, увидев пробежавшую крысу в палате для слепых.
     - В Москве у вас все, что ли пугливые такие? - рассмеялся Воскресенский.
     Я, смущаясь, показал левую кисть, на которой отсутствовало два пальца. В ответ Воскресенский поднял правую штанину, и я увидел деревянный протез. Я не стал спрашивать, что произошло с его ногой, мне было не интересно.
   И вообще неплохо бы автору поаккуратнее обращаться с деталями. Да что там, не лепить их без цели и смысла. Зачем автор указал на акцент в речи эпизодических персов? С какой целью в тексте мелькают крысы?
   Рассказ пестрит ошибками в плане орфографии-пунктуации, но я стоически через них перешагивала, не они определяют ценность текста. Хотя "грязь" терпеть ненавижу и считаю неуважением к читателю.
   Я обречённо ждала новых героев без частей тела, и они хлынули потоком. Апофеозом явились "самовары", подвешенные к дереву. Вот на кой хрен их подвесили? Ради прогулки? А ничего так, что при ослабленных мышцах и давлении внутренних органов на вены и органы же тазовой области может случиться ай какая неприятность? И это не то, что вы подумали, а смерть из-за сосудистой катастрофы. Спишем эту нелепицу на фантдопущение. Но я не люблю тупых допущений, как и неумных слезодавильных деталей, присобаченных к откровенной глупости:
   Там, на деревьях, висели что-то вроде походных мешков, а из отверстий в верхних частях мешков торчали человеческие головы. Семеро спали согретые лучами солнца, а из глаз одной головы текли слезы.
   Как, каким образом затесался в компанию героев войны каннибал, почему его не грохнули вместе с семьёй, не рассказано. Но дано понять, что и в посмертии каннибалы любят тусовку побольше, ожидают рандеву с сотрапезником. Кстати, о матчасти: детей не расстреливали, первым стал отморозок, ограбивший и убивший мать с сыном в Ленинграде.
   Голова "самовара" волею фантазии автора переместится в финал, будет талдычить рассказчику о жене и детях, которые хотят с ним познакомиться. И семидесятиоднолетний бедолага поймёт, что дни его сочтены. А что читателю нихрена непонятно, с какой стали рассказчик попал под усиленное внимание людоедов - он-то никого не жрал? - автору неважно. Или жрал втихаря за кадром? Может, миссии своей не выполнил - ведь пёрся же в такие ебеня разобраться? Получается, что только на экскурсии побывал.
   Короче говоря, я так и не поняла, почему этот чудо-текст напугал судью.
   Буду участвовать в хоррорных конкурсах и дальше, мож, посетит меня прозрение: а как нужно правильно пугать.

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com В.Крымова "Вредная ведьма для дракона"(Любовное фэнтези) Д.Сугралинов "Level Up. Нокаут 2"(ЛитРПГ) Е.Шторм "Чужой отбор, или Охота на Мечту. Книга 2"(Любовное фэнтези) Л.София, "Как вылететь из Академии за..."(Любовное фэнтези) Т.Сергей "Дримеры 3 - Сон Падших"(ЛитРПГ) М.Тайгер "Выжившие"(Постапокалипсис) О.Рыбаченко "Трудно ли быть роботом? "(Киберпанк) Д.Черепанов "Собиратель Том 3 (новая версия)"(ЛитРПГ) А.Фролов "Мертвятник 2.0"(ЛитРПГ) С.Нарватова "4. Рыцарь в сияющих доспехах"(Научная фантастика)
Хиты на ProdaMan.ru Я - мама! Ильина ОксанаИ немного волшебства. Валерия ЯблонцеваТурнир четырех стихий-2. Диана ШафранМое тело напротив меня. Конец света по-эльфийски. Том 3. Умнова ЕленаПорченый подарок. Чередий ГалинаТак бывает... михайловна надеждаЧистый лист. Кузнецова ДарьяОшибка старой феи. Анетта ПолитоваПризрачный остров. Калинина НатальяЯ тебя ненавижу. Жильцова Наталья
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
С.Лыжина "Драконий пир" И.Котова "Королевская кровь.Расколотый мир" В.Неклюдов "Спираль Фибоначчи.Пилигримы спирали" В.Красников "Скиф" Н.Шумак, Т.Чернецкая "Шоколадное настроение"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"