Лысенко Надежда Ефимовна : другие произведения.

Областной Конкурс

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


ОБЛАСТНОЙ КОНКУРС

"ТУЛЬСКИЙ КРАЙ -

ЗЕМЛЯ ПРАВОСЛАВНАЯ"

КОНКУРСНАЯ РАБОТА

ВОЗРОЖДЕНИЕ ТРАДИЦИЙ ПРАЗДНОВАНИЯ

РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА В ТУЛЕ

АМЕЛЬХИНА Е. В.,

педагог дополнительного образования, г. Тула

   История Рождества началась более двух тысяч лет назад. "В то давнее время отправился Иосиф со своей женой Марией из Назарета в Вифлеем на перепись. В город они пришли под вечер и не могли устроиться на ночлег. Пришлось ночевать в пещере, которая во время непогоды служила убежищем для местных пастухов. Здесь и родила Мария сына. Перепеленала его и положила в ясли.
   А в это время недалеко от Вифлеема в горах пастухи пасли овец. Вдруг они увидели ангела и очень испугались. Не бойтесь! - сказал им ангел, - я принес всем людям великую новость. Сегодня в Вифлееме родился сын Божий Иисус!
   Пастухи решили, что им обязательно надо пойти в Вифлеем и увидеть новорожденного. Путь им указывала необычайно яркая звезда, засеявшая в эту святую ночь в небе".
   Вот уже более 20 столетий человечество празднует это событие. Рождество это всеми любимый праздник света и добра, главный праздник всего христианского мира.
   Но в 1917 году атеистическое советское государство запретило упоминание о Рождестве. За 74 года было утрачено и разрушено очень многое. Прервалась связь времен и культур.
   Только в 1991 году постановлением президента России 7 января - день Рождества Христова вновь стал официально праздничным днем для всех народов Российской Федерации. С этого момента начинается возрождение обычаев и обрядов Рождества, как христианских, так инородных. Что представляют собой Рождественские традиции и обряды? Ответить сразу трудно. Для этого необходимо обратиться к истории. Сведения об обычаях празднования Рождества мы находим у Ивана Петровича Сахарова известного русского этнографа, нашего земляка, родившегося в семье священника 200 лет назад. Что из обычаев Рождества записал Сахаров?
   Известно, что на русской земле и вообще в славянском ареале народные праздники, возникли еще в языческие времена. Они сопровождались обрядами, песнями, плясками.
   С принятием христианства появились святые празднества, и многие языческие обряды были приняты христианами.
   Народный праздник Рождества - это обычай, включающий в себя один или целый комплекс обрядов как народных, так и церковных.
   Что же из Рождественских традиций отмечено у И. П. Сахарова. Перед Рождеством проходит 40 - дневный пост. У всех православных людей идет духовная подготовка к наступлению Рождества.
   Канун Рождества 24 декабря (6 января по новому стилю) называется сочельником. В этот вечер перед Рождеством Христовом, люди, неизменно придерживающиеся старых благочестивых обычаев, не нарушают поста: по уставу церковному разрешается вкушать в это время только сочиво (взвар рисовый или ячменный - с медом или ягодный) с хлебом пшеничным, "оладьи" медовые, да пироги постные. Для вечерней трапезы готовятся из круп каша, а из пшена и ячменя кутья сочельнитская.
   Прославленье Христа в церкви начинается после вечерни. В это же время дети начинают ходить по домам и славить Христа.
   Рождественским утром, после ранней обедни происходит разговенье. "Пост - пости, а праздник - празднуй" - говорят в народе. Начинаются Святки, веселое время для всех возрастов.
   Славление Христа у взрослых людей, начиналось около полудня. В старину в этом участвовали всё сословие. Даже царь Петр I в нем участвовал.
   Славление Христа - церковная традиция. На Руси она заключается в хождении с вертепом, звездою, рацеями (проповедями, поучениями, наставлениями) и виршами (поздравительными стихами).
   В вертепе - ящике от двух ярусах, представлялись разными деревянными фигурками сценки, относящиеся к Рождеству, например, "царь Ирод" и др. Явление ангелов, поклонение волхвов, бегство в Египет. В верхнем ярусе вертепа разыгрывалась смерть Ирода (Ирода Великого, избившего Вифлеемских младенцев и съеденного заживо червями), а в нижнем ярусе пляска (танец правнучки Ирода Великого, Саломии, платой за который была голова Иоанна Крестителя). При этом дьячок зажигал свечи, которыми освещалось внутренность вертепа, а трапезник гасил их. У одного за плечами был кузов, у другого в руках тарелка, в которую клали деньги. С вертепом хаживали иногда в сопровождении гудочника и скрипача.
   Хождение со звездою есть общее во всей Руси. Звезда делалась из фольги или бумаги величиною в аршин, раскрашивалась красками и освещалась, ее украшали лентами - лучами, т.к. Христос родился под яркой звездой. Существовали разные варианты звезд. Обычно звезду делали пятиконечной, укрепляя на палке. Иногда в центре звезды помещали икону с ликом Христа. Мальчики, ходя по улицам, для важности, вертели звезду во все стороны.
   Этот же обычай известен как колядование, а сами участники именуются - колядовщиками. В русском колядовании участвуют одни только дети. Они поют песню: " уродилась коляда накануне Рождества". В Туле традиция- колидования была распространена.
   Древняя коляда и все старинные обряды совершенно исчезли: нет ни воспоминаний, ни рассказов, пишет И.П.Сахаров. Основное, что сохранилось из воспоминаний старых людей это то, что дети ходили под окнами величать богатых хозяев с колядою... За колядование их награждали деньгами и съестными припасами.
   "Коляда" - слово загадочное. Не только бытописатели, но и сам народ приурочивает этому слову различные понятия. Одно из них объясняет, что Коляда- один из самых влиятельных и почитаемых языческих богов. Ему посвящали праздники, в его честь устраивали игры, забавы. Коляду считали богом веселья. Но постепенно в течение веков народ стал забывать о его божественном происхождении. Под колядованием стали понимать обряд хождения по домам с поздравлениями, песнями, забавами, потехами. Песни, которые при этом исполнялись, назывались", Колядками".
   Колядки пели для всей семьи или отдельным ее членам. Основная часть колядок содержит величания. Самым ценным, жизненно необходимым для крестьянства было хозяйство. Поэтому колядные величания- это, прежде всего, пожелания благополучия и богатства семье.
   В колядовании большую роль играли хлеб, зерно и солома. Солому стелили в избе на пол: приносили снопы. За ними прятали хозяина, а вошедших детей спрашивали, видят ли они лица? Дети отвечали "нет", а хозяин говорил: "Пусть и рожь будет такая же высокая и густая, что бы за ней не было видно человека".
   Во время колядования производился обряд "засевание зерен". Рассыпая (засевая) немного зерна говорили: "Сею, вею, посеваю, с Рождеством поздравляю! Сею - вею, посеваю, овес, ячмень посыпаю, счастья, радости желаю! Чтобы в поле уродило, чтобы в хлеву удвоило, чтобы детки подрастали. Чтобы девок замуж взяли!"
   Но такие пожелания ожидали только щедрых хозяев. А скупых ждали суровые испытания недород, скудный урожай, засуха, болезни, порчи. Причем вплоть до нашего века в сознании крестьян сохранился древний смысл этого одаривания: "Верующие считают, что если хозяйка не подаст колядующим, то в хозяйстве в этом году не будет проку".
   Колядующие просят и получают не что - либо из съестного, а только особую обрядовую еду: фигурное печенье, изображающее домашних животных, свиньи ножки, (окорока) или "кишки" (колбасы).
   Во время колядования существовала традиция ряженья. Ряженные были одеты в кого угодно в Деда, в Бабу-Ягу, Козу, Солдата, Быка, Коня, Цыгана... Маски делали из бумаги, кто синий нос, кто красный. Вместо бороды лен, хвост на веревочке привязывали к шубе. Хозяев развлекали играми, хороводами, потехами. В маленьких сценках "Шла Коза по лесу", "Свинья ходит по бору", "Вишенка" участвовали ряженые и гостеприимные хозяева.
   Церковные традиции и народные обычаи тесно сплелись в праздновании Рождества Христова. К дохристианскому обряду колядования прибавились различного рода христославления, которые в одних местах полностью заменяются колядными песнями, в других - оба вида обходных песен довольно мирно сосуществуют. Часто колядовщики, придя в очередной дом, исполняют сначала церковные песнопения, а потом поют колядки.
   Обычай прославления Христа стал угасать уже во времена жизни И.П.Сахарова. Им было отмечено, что вместо славления, взрослые ездят с поздравлением по родным и знакомым.
   Рождественские традиции возрождаются. Они проявляются в массовых гуляниях в парках и на площадях, но пока носят развлекательный характер.
   Колядование частично сохраняется сегодня в тульских селениях. Ребята ходят вечером 6 января или 7 днем, или под старый новый год с Рождественской звездой по домам односельчан.
   Колядование в городе проводить сложнее. В большинстве случаев горожане не готовы принимать поздравления, они бывают шокированы неожиданностью появления ряженых, не понимают представления, происходящего вокруг них, не знают, как поступать в данной ситуации. А сами колядующие очень часто упрощают этот обычай до сбора денег и подарков, чтобы поесть, попить и повеселиться.
   Духовенство и светское общество призывало народ всегда гулять по уму и с пользой. По сей день актуальна "Грамота" царя Алексея Михайловича 1649 года. В ней говориться: "Многие люди поют бесовския, сквернословные песни, ...многие ж люди бранятся меж себя матерны и всякою неподобною лаею, и жены и девицы бранят позорными словесы, ...на Рождество Христово и до Богоявленьева дни собираются на игрища, сборища бесовские, да пьяная же ходят... и бесчинною бранью бранятся, и бьются, кричат и вопят, и без памяти упиваются..."
   Надо помнить древний глубокий смысл, заложенный в обрядах. Прославление рождения Иисуса Христа, желание добра хозяевам, а значит всем людям, возможность прошения у Господа хорошего урожая, "в хлеву телят, в избе ребят", здоровья, счастья вот истинное назначение колядования.
   По обрядности Рождество это самый богатый и насыщенный праздник. Сегодня Рождество имеет свою атрибутику. Это Рождественская елка, Рождественская звезда, Рождественское полено, костер, Рождественские песнопения, колядки, святые вечера (вечерние сказки на библейские сюжеты, домашние представления, вертепы).
   Идет возрождение и приумножение этих традиций. Очень многое зависит от нас.
   Отрадно отметить, что народ с радостью идет в этот день в храмы, которые украшаются к празднику елками, приобретая сказочную красоту. У самого входа во многих храмах прихожан встречает красочно оформленный грот, символизирующий место рождения Христа, в нем устанавливают ясли, куда кладут фигурку младенца. Рядом, как правило, изображают Деву Марию, Иосифа, пастухов, ангелов и животных.
   В храмах замечено появление испеченных из муки приготовленных для освещения овечек. Такой старый обычай приготовлять к этому дню из теста животных: коров, быков, овец и домашних птиц описал у И.П.Сахарова. Животные выставлялись на окна для показа проходящим, на столе они с утра красовались для семейства и уже вечером рассылались в подарок родным.
   Просвещение различных слоев населения относительно традиций праздника Рождества должно продолжаться. Улучшению будет способствовать соответствующая подготовка педагогов и образовательная их деятельность среди учащихся.
   Вот что рекомендовала "Литературно-музыкальная хрестоматия" 1915 года своим современникам: "Пусть учитель в школе, а мать в семье перед наступлением праздника, прежде, всего, напомнят, прочитают или расскажут детям прекрасные повествования о Рождестве Христовом и святые истории. Пусть дети посмотрят на хорошие картины на темы евангельских событий. В школах можно научить детей славить рожденного Богомладенца пением прекрасных церковных песен "Рождество твое Христе Боже наш", "Дева днесь..." и других...".
   7 января - Рождество Христово. Теперь у нас есть день, чтобы подумать о жизни, о вечных вопросах бытия, о счастье, о предназначении человека на Земле.
  

РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ЁЛКА

ЯРОСЛАВЦЕВА Яна

(3-класс г. Щекино)

Руководитель: ФОМИНА Г.А.

   Накануне Рождества,
   Сидя у окошка,
   Жду и верю в чудеса
   Их боясь немножко.
   Снег окутал все дома,
   И деревья тоже,
   И спешащих кто - куда
   По делам прохожих.
   Ах, рябина - красота! -
   Не нужны наряды...
   Так зачем же одеваем
   Елку мы в гирлянды?
   Все я голову ломала
   Над такой загадкой
   Вечером ложилась спать,
   Спросила я украдкой:
   - Мама, мама, расскажи,
   Почему так вышло,
   Что встречаем Рождество
   Мы с еловой шишкой?
   Улыбнувшись моему
   Детскому вопросу,
   Мама стала раскрывать
   Тайну: - Очень просто!
   В эту сказочную ночь
   Там, в пещере темной,
   Родился на свет Христос.
   У кровати скромной
  
  
   Было много нежных роз,
   Лилии и пальмы,
   Лист маслины, гиацинт,
   Лотосы, азалии.
   Только елке в стороне
   Грустно, одиноко,
   Слезы капали смолой
   На ее иголки.
   Ей хотелось украшать
   Колыбель Младенца,
   Только нечем удивлять
   Ангелов небесных.
   И тогда случилось чудо-
   Пожалевши елку,
   С неба звездочки спустили
   Прямо на иголки.
   Засияла елка так, что
   Нарядней стала
   Всех красивейших цветов
   И прекрасных ягод.
   С этих давних дивных пор
   Елку украшают
   Каждый год на Рождество
   Звездами, шарами,
   Чтобы помнил человек
   Взрослый и ребенок:
   Чудеса на свете есть
   Добротой мир полон!
  
  

  
  
  
  
  
  
  

ЛЮБОВЬ И ДОБРОТА

(рассказ о маме)

Надежда Лысенко

из книги "Ноев Ковчег"

  
   Шла война. В напряженном ритме работали в тылу фабрики и заводы. На одном из таких заводов за станком работала Саша. Почти сутками не выходила она из цеха. Голод, недоедание, тяжелая физическая работа, страшные болезни косили людей. Малярия! Сколько человеческих жизней унесла эта болезнь. Не миновала она и Сашу. Ее положили в больницу. В больнице давали желтые таблетки, от которых лицо и тело становилось желтого цвета. Помогали они плохо. Изредка, с трудом, держась за кровать, она подходила к окну. Как - то, стоя у окна, она увидела такую картину: в больничный двор быстро въехала грузовая машина и остановилась у сарая, двое рабочих вынесли оттуда человеческие трупы и побросали в кузов машины, и так же стремительно выехали со двора. Эта картина настолько потрясла Сашу, что ночью она не смогла уснуть, мысли о смерти пугали ее. Утром пришла в палату нянечка и сообщила: "Саша, к тебе муж пришел!" В больницу родственников не пускали, и Саша знала, что Ефим будет стоять на улице, под окном палаты. Поднявшись с трудом и держась за спинку кровати, Саша подошла к окну. Ефим был уже там. - Как ты? - спросил он. Саша хотела сказать, что она, наверно, больше не придет домой и чтобы он берег себя, но когда она стала говорить, язык ей не повиновался и, она замолчала, и только махнула рукой. Этот жест означал "Не спрашивай!" Саша смотрела на мужа долгим, нежным взглядом и вдруг увидела на его щеках слезы. Он смотрел на нее, и слезы текли по его худым, небритым щекам. И она тоже заплакала. И потом, лежа в постели, она долго еще плакала. Из этого состояния ее вывел голос нянечки: "Саша, к тебе муж пришел, домой тебя берет!" Дорогой Ефим нес Сашу на руках, так она ослабла и не могла идти сама. Дома Ефим усадил на стул, поставил на стол перед ней тарелку с жареной яичницей. Недавно он получил по месячному талону порошок. Не хочу! - слабо сказала Саша. "Поешь, хоть немного!" - уговаривал Ефим. Пришла соседка по бараку, чувашка тетя Маша. Посмотрела на Сашу, на Ефима, ни о чем не спросила, только горестно повздыхала и ушла. На другой день пришла с бутылкой, наполненной зеленой жидкостью. Тетя Маша налила полстакана и подала Саше, - Не хочу! - "Пей!" - строго, но доброжелательно сказала тетя Маша. - Это глухая крапива, она тебе поможет!" Саша сделала несколько глотков и поморщилась: "Горько!" "Пей сразу, не останавливайся!" - посоветовала тетя Маша. Прикрыв глаза и сдерживая дыхание, Саша выпила зеленую жидкость. "А теперь поешь!" - сказала тетя Маша и придвинула к ней тарелку с кусочками рыбы и несколькими ломтиками хлеба. Саша несколько раз поковыряла вилкой в тарелке и отодвинула ее. Так продолжалось несколько дней. Через неделю Саша попросила еды. "Ну, Слава Богу!" - радостно и с облегчением вздохнула тетя Маша. С этого дня Саша пошла на поправку. И вскоре снова пришла в цех за станок, на котором работала всю войну. Так Любовь и доброта с Божьей помощью спасли жизнь моей мамы.
  
  
  
  
  
  

ПРИТЧИ ХРИСТА

ПРИТЧА О ДОБРОМ САМАРЯНИНЕ

   Кто мой ближний?
   30 На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.
   31 По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо.
   32 Также и левит (служитель в храме), быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.
   33 Самарянин же некто, проезжая нашел на него и, увидев его, сжалился.
   34 И, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем,
   35 А на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.
   36 Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?
   37 Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.

Евангелие от Луки,глава10

  
  

ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

"ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ"

   Мы чаще скорбим, а не радуемся. Боимся, страшимся за наше будущее и будущее наших детей. Скорбь и страх сковывают наши силы. Это потому, что веры у нас нет и с четверть горчичного зерна. "Блажен, кто верует,- тепло ему на свете",- сказал великий русский поэт. А нам на свете холодно. Господь каждому желает спастись и в разум истины прийти. То есть, идти-то нам все- таки самим надо. Но мы стоим на месте. И только большая скорбь заставляет нас обращаться за помощью к Богу, к Божией Матери - "Всех скорбящих Радость"

БЛАЖЕН, КТО ВЕРУЕТ

   Наши предки имели веру в предстательство Богородицы. В своих скорбях и печалях не метались в сторону, не "надеялись на князи, на сыны человеческие", а усердно молились Заступнице рода христианского, Скоропослушнице, избавляющей от бед страждущих, Утешительнице в печалях, Всех скорбящих Радость. Много образов Божией Матери с любовью и молитвой написали русские иконописцы. Все они бесценны и чудотворны.
   На иконе "Всех скорбящих Радость" Царица Небесная изображается во весь рост. Вокруг нее - болящее и скорбящее человечество. Рядом со страждущими - Ангелы, раздающие благодеяния от Богородицы. Вверху и внизу иконы - слова из молитвы к Ней: "алчущих Кормительница", "нагих одеяние", "больных исцеление"... В каждом православном храме имеется такая икона. Так что есть нам к Кому пойти, если вдруг беда приключится. И потому нам ли чего-то бояться и отчаиваться?
   Самой почитаемой в Москве иконой Божией Матери "Всех скорбящих Радость" с 1688 года, во времена краткого современного правления царей Иоанна и Петра Алексеевича, стала та, что находилась в Преображенском храме на Ордынке, потому что по молитве перед этим образом исцелилась сестра Патриарха Иокима. У нее была рана в боку, не заживавшая, все увеличивавшаяся. Больная уже готовилась к смерти, но не унывала и не теряла надежды на помощь Божию. Однажды утром, причастившись, она долго и усердно молилась Спасителю и божией Матери: "О, Всемилостивая Владычица Богородица! Услышь меня немощную и помилуй скорбную, на одре смертном лежащую. Все приемлют богатые милости Твои. Только одна я лишилась благодати Твоей и приемлю достойное наказание по грехам моим Царица Небесная! Не накажи меня, но призри на лютую мою немощь и помилуй меня".
   И тут страдалица услышала:
   - Евфимия, ты так долго страдаешь, почему же не прибегаешь к общей всех Целительнице?
   Евфимия с изумлением отвечала:
   - Где же мне найти Ее?
   И услышала в ответ:
   - Есть в храме Преображения Сына Моего образ Мой, именуемый "Всех скорбящих Радость". Он стоит на левой стороне, где обыкновенно молятся женщины. Призови священника этой церкви с образом, и когда он отслужит молебен с водоосвящением, ты получишь исцеление от своей болезни. Исцелившись, не забывай Моего милосердия и исповедуй его в прославление Сына Моего - Иисуса Христа".
   Так Богородица удостоила беседы Своей страдалицу в назидание всем нам. Евфимия исполнила все, что велено ей. И тотчас после молебна получила исцеление от тяжкого недуга.
   В воспоминание об этом чуде Русская Православная Церковь установила праздник в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" - 6 ноября. И поныне во всех церквях после воскресной литургии, как было принято Церковью более трехсот лет назад, на молебнах мы просим утешения от болезней у Владычицы нашей, "Всех скорбящих Радость". И она слышит всех, с верой молящихся у Ее образа. Потому грех нам унывать.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"