В определенное время Господь исполнил Свое обещание.
Чудотворной иконе Николая Гостунского
Давным-давно, когда не знаем точно,
Чудотворящая икона Николая
По Божьей милости была обретена.
Гостунка-речка подарила нам святыню,
И наши предки обратились к ней,
Свои колени преклоняли перед ней.
Легендами овеяно рожденье
Иконы Чудотворца из реки;
И под Белевом храм соорудили,
Николой из Гостуни нарекли.
Когда святая Русь объединялась,
Наслышан силою иконы государь
Велел под образ Николая Чудотворца
В столичном граде сотворить алтарь.
Но изначальный образ был утерян,
Три списка лишь дошли до наших дней
Московский, Муромский, Ростовский
Творца очами смотрят на людей.
Его молитвы Русь хранит веками,
Всем верящим в подмогу Он сужден;
Мы до сих пор Его безмерно почитаем,
Он Богу преподносит наш поклон!
Декабрь 2009 г. Левыкина Алиса, ученица Тульской
Православной классической гимназии
Блаженному Иоанну, Христа ради юродивому, Тульскому чудотворцу
Издревле повелось так на Руси:
Все любят, верят, почитают
Тех, кто в молитвах устали не знают.
Блаженные во имени Христа!
Из жития передают из уст в уста...
В Туле славной, православной
Крещенный в честь апостола,
Душой стремился к Господу.
Вступил на путь юродивый,
С тех пор прослыл блаженным он.
За пост строжайший, праведный,
Обрел он в дар от Господа
Всего того, что сбудется!
Чужую боль он чувствовал,
Богата на героев Русская земля,
Которые, забыв о теле, помнят о душе,
И, взяв страданья и мученья на себя,
Тем искупают боль Иисуса на кресте.
Юродства подвиги горят святым огнем,
И светом веры их мы до сих пор живем!
декабрь 2010 г, Левыкина Алиса ученица Тульской Православной классической гимназии
"Беспредельно Божество и непостижимо, и только одно в Нём постижимо: Беспредельность и непостижимость".
Все теологи и религиоведы мира говорят: Бог - первооснова, центр, смысл и цель сосуществование жизни и мира.
Большинство из нас верят в Бога, находя в Нём смысл своей жизни. А те. которые не верят, обычно гордятся этим и говорят о Нём с безразличием или воинственным неприятием. Очень много людей находится на распутье между верой и неверием. Много и таких, которые сомневаются и в своей вере и в своём сомнении.
Размышляя о Боге, мы всегда задаёмся вопросами о Его существовании, Его сущности. Его участия в нашей жизни: Мы с кем-то здесь или одиноки? Есть ли Кто-нибудь в глубине бытия? Если да, то Кто Он? Где Он? Каков образ Его существования? Вот тут-то и даём мы простор нашим фантазиям.
Знаменитый и наиболее известный теолог прошлого века Карл Ранер (1904 - 1984гт) говорил: "Слава Богу за то, что слова восьмидесяти процентов наших современников о том. что такое Бог, не соответствует действительности.
У величайших богословов перехватывало дыхание, когда они старались изречь слово о невыразимом Боге. Святой Василий Великий например, говорил так: "Неизречённое да будет почтено молчанием. А кто-то из современных мыслителей советовал: " Q том, о чём мы не можем говорить, мы должны молчать..."
Существует множество представлений, образов, мнений о Боге, диапазон которых - от ущербных или недостаточных, до проблематичных и неприемлемых. Самые рапространённые это:
* Добрый дедушка с длинной седой бородой. Он всё понимает, всё принимает и ни о чём не спрашивает.
* Высшая Сила Мироздания, эдакая вершина пирамиды, которую выстраивает наги разум, размышляя об устройстве мира. Холодный, безличный, ко всему безразличный, бесстрастно наблюдающий за заданной им программой жизни.
* Бог-гарант. Бог - воздаятель. Порядочные и разумные люди всегда могут быть уверены в его наградах.
*Бог как простое украшение жизни.
Если внимательно присмотреться, то во всех этих случаях бог напоминает нам человека, скроенным по обычным людским меркам. Такой бог совсем не похож на истинного Бога христиан.
Писания и опыт святых Ветхого и Нового Завета учат, что Бог обладает абсолютной Святостью. Он, совершенно отличен и не похож ни на что существующее ("святой" -буквально означает "совершенно отделённый", "иной"). И по православному библейскому учению, даже утверждение: "Бог существует" - должно сопровождаться пояснением, что Он настолько уникален и настолько совершенен, что Его существование не может быть сравнимо ни с чьим другим. В этом смысле Он - "превыше существования", "превыше бытия". Единство Божье не есть отражение какого-то философского понятия "великого разума", так же как и Его жизнь - Доброта, Премудрость, все Силы и Добродетели - не есть отражение даже самой великой идеи, какая только может возникнуть у человека.
Но, несмотря на несовместимость сущности Божьей ни с какими человеческими понятиями, наша Православная Церковь на основании живого опыта богообщения святыхотцов провозглашает: Истинный Бог - Бог любви и жизни - "везде сый и вся исполняли"*
Он всегда на стороне страдающих и жертв. Бог всех без исключения. Он ни к кому не безразличен. Он не ужасный и неприступный Некто, живущий вдали от нас. Он не оставляет нас. в каком бы аду мы ни находились. Перед Ним вся твоя жизнь. Твое' прошлое, настоящее, будущее и положение, в котором ты находишься сейчас, самое лучшее, что он мог1 сделать для тебя, на твоём пути к Вечной жизни с Ним.
Бог никому не мстит и никого не карает с целью погубить. Бог лишь научает, вразумляет заблудших, для того, чтобы ограничит"нашу злую деятельность и направить нас на путь спасения. Иными словами Бог - это абсолютная Любовь.
Будучи Любовью, наш Небесный Отец совершает всё возможное для жизни и спасения человека и мира, потому что Он "долготерпелив и много милостив" и желает простить нам все наши грехи, чтобы мы могли войти в Его Жизнь и Любовь. В псалме Давида, который поётся в Церкви в начале Литургии, говорится об этих благодатных свойствах Божьих:
Благослови, душа моя, Господа, и не забывай всех благодеяний Его. Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои... Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. (Пс. 102) В западной богословской традиции (у католиков) можно найти так называемые научные "доказательства" Бытия Божия. Однако рациональным путём было доказано только то, что существование Бога не может быть научно ни доказано, ни опровергнуто. И только на основании общей логики, человеческого опыта и истории можно говорить о серьёзных указаниях на существование Бога и на Его участие в нашей жизни.
Во всём том, что существует в мире: во вселенной, в природе, в человеке - можно увидеть отсвет мудрости, величия, силы. и. прежде всего любви Божией.
Совершенный порядок и точное движение небесных тел в космическом пространстве, всё живое на суше, в море, воздухе, душевный и телесный мир человека, потрясающая сила нашей мысли, наши возможности и достижения - во всём этом и многом другом чуткие и проницательные люди видят Бога и отмечают плоды Его творчества. Сегодня уже всерьёз никто не утверждает, что всё вокруг нас существующее произошло случайно, само по себе. Слепой случайностью и совпадением мир объяснить нельзя. Само собой из ничего, ни что возникнуть не может. Конечно, многое нам неизвестно и необъяснимо. О чём-то, благодаря нашей интуиции, мы догадываемся. Что-то знаем от Святых отцов, которым было открыто несравненно больше чем нам.
Но обратимся же к здравому смыслу и к некоторым характерным человеческим переживаниям. Иногда в нас возникает потребность в чуде, мы надеемся, что случится что-то хорошее, и это здорово поддерживает нас в жизни. Мы чувствуем, что у нашего существования должна быть опора и цель. Для многих из нас малое, материальное счастье не является достаточным: где-то и каким-то образом должно существовать нечто большее. И когда мы сталкиваемся со смертью, то в глубине нашего сознания что-то подсказывает. что смерть - это ещё не конец всего.
Есть люди, и таких большинство, которые серьёзно задумываются об этом. Не обязательно они самые мудрые и самые лучшие. Но они утверждают и верят, что у всего окружающего нас есть одно доброе и полное любви начало - Бог.
И опираясь на Него, они живут, имея спокойствие, отвагу и оптимизм.
"Бог есть любовь" - пишет евангелист Иоанн (Ин.4:16) Всё творение существует в океане Его любви. Любовь - это внутренний двигатель творения, его пружина, его одухотворяющая связь. В счастье и блаженстве разумных созданий (ангелов и людей) смысл всего мироздания. Любовь Божия к человеку безгранична. То, что Священное Писание называет Бога Отцом, даёт нам представление о природе этой любви: любовь отца к своим детям наиболее бескорыстна, наиболее благородна, наиболее богата. Всё Священное Писание наполнено свидетельствами об этой Божией любви. Его человеколюбивое участие чувствуется во всей человеческой жизни и истории и, прежде всего, в сотворении мира и человека, в основании и бытии Церкви, в том, как Господь спасает людей.
Любовь Бога простирается на всех и праведных, и грешных и как всякий добрый отец. Он более всего заботится о своём слабом и больном ребёнке. Бог не желает смерти грешника, но всегда ожидает его покаяния и делает всё для его спасения. Именно об этом говорят все притчи Христа, в частности о пропавшей овце и блудном сыне.(ЛукаЛ 5:4-32) А самым большим проявлением беспредельной любви Бога к человеку является то, что ОН "отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Иоанн, 3:16).
Бог- - Един. Он Един по Своей сущности, по Своей природе. Но Единый в Своей природе Бог существует в трёх ипостасях,** в трёх Лицах: Отце, Сыне и Святом Духе.
Здесь мы касаемся одной из главнейших Истин нашей веры, которую открыл нам Сам Бог. Истину о троичности Бога исследовать рационально невозможно. Эта Истина запечатлена в Новом Завете совершенно открыто и явно. Например:
*в Крещении Христа, где появляется Святой Дух в образе голубя и слышен голос Бога Отца (Матфей 36:16-17);
*в прощальной беседе с учениками, где Иисус Христос говорит: "Когда придёт Утешитель. Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать обо Мне..." (Иоанн, 15:26);
*в последней своей встрече со своими учениками, когда Он говорит: "Идите, научите народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа..." (Матфей, 28:19).
Каждое из Лиц Святой Троицы является совершенным Богом, а не одной из Его частей. Все свойства, которыми обладает Отец как Бог, есть и у Сына, и Святого Духа. При этом три Лица Святой Троицы не сливаются, не смешиваются между Собой. Они отличаются друг от друга тем. что Отец рождает Сына и изводит Святого Духа. Сын рождается от Отца, а Святой Дух исходит от Отца.
Говоря о богопознании, апостол Павел в Первом послании к Коринфянам (13:12) говорит, что "теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно", т.е. духовные реальности, пока мы живём в этом мире, видны не вполне ясно. Только в иной жизни увидим мы. какие они в действительности, "какие они есть". В другом месте, касаясь этой темы, апостол Павел говорит, что Бог "не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями" (Деяния, 14:17). Бог может быть безграничным и непостижимым для нашего ума и наших чувств, но Его беспредельная любовь не оставила нас блуждать во тьме неведения. Бог не оставил Себя совершенно неведомым и сокрытым. Весь видимый мир, который нас окружает, является замечательным зеркалом, по которому мы можем составить представление о Божественном величии. Святой Иоанн Дамаскин в своём труде "Точное изложение, православной веры" об этом говорит', что " и само творение, и его внутренняя связанность и то, как оно управляемо, открывают нам величие Божественной природы".
Знание о Боге, которое человек может получить из наблюдения природы, называется естественным богопознанием. Кроме этого, есть и другое знание, несравненно более высокое и совершенное, которое человек получил непосредственно от Бога. Это -путь сверхъестественного откровения. Оно началось ещё до прихода Христа, через пророков Ветхого Завета. Во Христе же это откровение обрело свою полноту, ибо у человека появилась возможность не только знать истину о Боге, но и самому участвовать в Его жизни. Конечно, сущность Бога остаётся непознаваемой и неизречённой, но если мы не можем обнять гору, мы всё же можем прикоснуться к ней.
Пытаясь постичь тайну общения Бога со Своим творением, святые отцы различали сущность Бога и Его энергии. Тогда как по своей Сущности Он остаётся непостижим, в Своих энергиях Он сообщает Себя человеку, и если человек открывает Богу своё сердце, он может зги энергии воспринять.
Если со всей внимательность вглядеться в человеческую историю, мы ощутим постоянное присутствие в ней Бога.
В одной из молитв Божественной Литургии говорится: "Ибо Ты Бог неизреченный, до конца непознаваемый, невидимый, непостижимый, вечно существующий и также, как Ты существующий, - Единородный Твой Сын и Дух Святой. Ты из небытия нас привёл в бытие, и когда мы пали - Ты вновь нас поднял и не отдалился от нас, делая (для нас) всё (до тех пор), пока нас не возвёл на небо и пока не даровал нам будущее Твоё Царство, (ю молитвы Возношения).
В этом отрывке мы находим главнейшие свойства Бога: невыразимый, невидимый, непостижимый, вечный. Вместе с этим здесь говорится о действиях Бога, направленных на спасение человека.
Богом начинается история мира и человека. Бог продолжает находиться среди нас и заботиться о нас, дабы мы шли к той цели, ради которой пришли в этот мир. Он явится в конце времён судить нас. как имевших свободу вернуться к Тому, от Кого получили своё бытие. Бога не видел никто никогда и конечно, в том состоянии, в котором мы сейчас находимся, Бог для нас непостижим. О, как мало ещё открыто нам! Но мы веруем:
во Единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым, И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рожденного прежде всех век; Света от Света, Бога истина от Бога Истинна, рожденна, не сотворена, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас, ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес и воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятого за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшего в третий день по Писанием. И в возшедшего на небеса, и сидяща одесную Отца. И паки грядущего со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию, не будет конца. И в Духа Святаго. Господа, Животворящего, Иже от Отца исходящего, иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима, глаголившего пророки. Во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресение мертвых и жизни будущего века.
Если путь к спасению лежит через крест, а для нас, людей, таким крестом является, прежде всего, борьба со страстями, так что же это такое - СТРАСТЬ?
Страстями называются нравственные болезни души, паразитирующие на человеческой природе после грехопадения Адама. Страсти постоянно склоняют нас к греху. Для того чтобы бороться с грехом, разумнее всего сосредоточить свои усилия против того, что его порождает - т. е. страстей.
Святые отцы различают восемь главных страстей, терзающих нас и старающихся расторгнуть наше общение с Богом.
--
Чревоугодие.
--
Блуд,
--
Сребролюбие,
--
Гнев.
--
Печаль.
--
Уныние.
--
Тщеславие.
--
Гордость.
Все эти страсти своим действием разрушают душу того, кто им поддаётся. Греховные наслаждения разрушительны потому, что находятся вне Бога, действуют незаконно, противоестественно, а значит, временны и обманчивы и, главное, отвлекают нас от любви к Богу. Легче всего нам победить страсть тогда, когда она только начинает действовать. Т.е. когда только о ней возникает мысль. Мы не дадим страсти завладеть нами и довести нас до совершения греха, если страстная мысль сразу будет отброшена. Можно отгонять греховный помысел Иисусовой молитвой: "Господи Иисусе Христе. Сыне Божий, помилуй меня грешного".
О БОРЬБЕ С ВОСЕМЬЮ ГЛАВНЫМИ СТРАСТЯМИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ
Наставления святого Ефрема Сирина
Знай, что есть восемь помыслов, которыми производиться всё худое: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, безвременная печаль, уныние, тщеславие, гордость. Они - то и ведут брань со всяким человеком.
- --
Ты же, если хочешь победить чревоугодие, возлюби воздержание, имей страх Божий. и победишь.
- --
Если хочешь победить блуд, возлюби бдения и жажду, помышляй всегда о смерти. - и победишь,
- --
Если хочешь победить сребролюбие, возлюби нестяжательность и нерасточительность.
- --
Если хочешь победить гнев, приобрети кроткость и великодушие, вспомни, сколько зла делали иудеи Господу нашему Иисусу Христу, однако же Он, как человеколюбец Бог, не гневался на них, а напротив того молился за них, говоря: Отче, отпусти им грех сей: не ведают, что творят (Лк. 23,34).
- --
Если хочешь преодолеть безвременную печаль, никогда не печалься о чем-либо временном; но если тебя язвят словом или беспокоят, или бесчестят, не печалься, а на против того - радуйся. Тогда только печалься, когда согрешишь; но и в том случае соблюдай меру, чтобы не впасть в отчаяние и не погибнуть.
- --
Если хочешь победить уныние, займись, хотя ненадолго, каким-нибудь рукоделием или читай, и чаще молись.
- --
Если хочешь победить тщеславие, не люби похвал, ни почестей, ни хороших одежд, ни нервоседания, ни предпочтения, а напротив того - люби, чтобы порицали и бесчестили, взведя на тебя ложь; и укоряй сам себя, что ты грешнее всякого грешника.
- --
Если хочешь победить гордость, что ни делаешь, не говори, что делается сие собственными твоими трудами и силами. Постишься ли. проводишь ли время во бдении, спишь ли на голой земле, поёшь ли псалмы или кладёшь много поклонов, говори что при Божией помощи и при Божием покровительстве делается сие, а не твоею силою и не твоим старанием.
- --
Признаки доброй жизни в молодом человеке - смиренномудрое воздержание от винопития и многословия. Кто любит их, тот не доведёт до конца доброй жизни.
- --
Кто желает плотского услаждения, тот готовит себе много напастей; а долготерпеливый спасается.
- --
Сел ты за трапезу! - ешь хлеб и не осуждай ближнего, чтобы через осуждение не сделаться тебе пожирающим брата своего.
- --
Укоризна человеку -- упиваться вином; видев многих, никого не нашёл я подобных упивающемуся.
- --
Воздержание измождает плоть, а многоядание делает грубым ум.
- --
Человек упивающийся и раздражительный возмущает души людей. Посрамление его постоянно при нём.
- --
Чревоугодник трудится и сокрушается о том. как наполнить чрево своё явствами, а когда поел, мучится во время пищеварения. Воздержание же сопровождается здравием и трезвостью.
- --
Не заботься о чреве и будешь иметь покой.
- --
Всех дров в лесу не достаточно для насыщения огня: так ненасытима плоть, как не довольствуй её.
- --
Не услаждайся банями, питиями и множеством мяс, чтобы не впасть тебе в неодолимые опасности, погрета в чём-либо важном.
- --
Не слушай советов самоугодливых людей, которые сделали себя рабами чрева и плотеких страстей.
- --
Знай, что в какой мере греешь на беду себе плоть свою, в такой мере умножаются в тебе страсти, и душа, обременённая худыми навыками тела, делается бесплодною. Поэтому Спаситель говорит; внемлите лее себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и тшнетвом и печалъми житейскими (Лк. 21,34). Потому и апостол говорит: умерщвляю тело мое и порабощаю, да не како, иным проповедуя, сам неключимь буду (1 Кор. 9,27). Еели кто принуждает себя к делу Господню, то в такой же мере и тело его делается сильным, и душа просветляется. Как борец постоянно проводит время в телесных упражнениях, чтобы приспособить свое тело к искусству борьбы, так и подвижник благочестия должен упражняться во всяком добром делании, как говорит апостол: обучай лее себе ко благочестию (1 Тим. 4,7).
1. О борьбе с блудной страстью
Сластолюбивый при встрече женщин делается весел и привлекается красотою их. Телесная доброцветностъ сводит его сума, восхищает благообразия лица, очаровывает статность стана, и в беседах с женщинами он тает от удовольствия. При воспоминании виденного похотливо мечтает, .живо представляя в уме женские лица. страстные их выражения. С мужчинами ему скучно, а если увидит женщин, просветляется, бегает взад и вперёд, чтобы оказать свои услуги. Откуда-то берётся голос к пению, умение сказать острое словцо, посмеяться и показать себя приятным.
- --
Не позволяй глазам своим блуждать туда и сюда, и не всматривайся в чужую красоту, чтобы с помощью глаз твоих не низложил тебя противник твой.
- --
Блуждающее око причиняет много скорбен тому, кто следует за ним. Если не воздержишься от скитания очей, то не проложишь прямых стезей целомудрия.
- --
Если возлюбишь воздержание, то обуздаешь демона блуда.
- --
Кто питает плоть тела своего, тот питает злые похоти, и срамные помыслы не оскудеют у него.
- --
При распадении плоти не касайся тела, чтобы не произвести сильнейшего распадения.
- --
Убегаешь от змеи, угрызающей тело, тем более убегай от женщины, угрызающей душу.
- --
Если беспокоит тебя дух блуда, запрети ему, говоря: "Господь да потребит тебя, исполненный зловония, бес нечистоты". Ибо знаем сказавшего: мудрование плотское вражда на Бога (Рим.8,7),
- --
Всякий, кто любит чистоту и целомудрие, делается храмом Божиим.
- --
Аще кто Божий храм растлит, растлит сего Бог (1Кор. 3,17). Говорит Божественное Писание. Как псу. усильно противься демону блуда, никак не соглашайся увлечься таким помыслом, потому что от искры много будет угольев, и от худой мысли умножатся худые пожелания. Старайся истреблять воспоминание о них паче зловония тинного.
- --
Как благоухание веселит обоняние, так и Дух Святой увеселяется чистотою и обитает в человеке.
- --
Как свинье приятно валяться в грязи, так и бесы находят для себя приятность в блуде и нечистоте.
- --
В чистоте обитают великий свет и радость, и мир. и терпение, а в блуде обитают печаль, уныние, ненасытный сон и густая тьма.
- --
Если вдруг, потревожит тебя дух блуда, не поленись простереть руки твои на молитву, и молитва веры противостанет за тебя.
- --
Для очей Божиих, нет скрытного места. Да не обольстит тебя противник, внушая: не узрит. Близ ног Божиих стоишь ты. Не пренебрегай этим. Ибо написано: Небо мне престол есть, земля же подножие ногама Моими (Деян.7,49).
- --
Не то беда, что борют нас страсти и мы. должны бороться с ними, но то бедственно, если, поблажив себе, падём пред сопротивниками. Противостой же палящей тебя похоти, чтобы избежать никогда неугасающего пламени. Если раз победит тебя страсть, то не отступит, но ещё более будет нападать на тебя. Будь же внимателен к себе, чтобы не лишиться тебе славы Лица Божия.
2. О борьбе со сребролюбием
- --
Не домогайся прибыли, в которой есть вред для души, ибо. что дороже души'?
- --
Кто любит золото, гот не будет оправдан, а кто любит Господа, тот будет благославлен. Кто возложил упование на золото, тот падёт, а кто возложил упование на Господа, тот спасётся.
- --
Если возлюбишь нищету, то обратишь в бегство демона блуда.
- --
Если возлюбишь сребролюбие, пойдёшь отселе ни с чем, а если возлюбишь нестяжательность, не лишишься небесного богатства.
- --
Любостяжательный - бесплодная пальма, а нестяжательный - то же, что подстриженная пальма, растущая в высоту.
- --
Не буди рука твоя простёрта на взятие, но простирается лучше на подаяние (Сир. 4,35).
- --
Страсть сребролюбия самая тяжкая, потому что она есть корень всем злым (1 Тим.6,10). Угодно ли знать, чем искореняется эта страсть? Тем, чтобы всем сердцем и всею душою иметь упование на Бога.
1. Прогоняющий от себя духа гневливости и раздражения далёк от войны и мятежа, всегда спокоен духом, весел лицом, здрав умом, - и есть обитель Святого Духа
- --
Кто злословит другого, тот сам себя осуждает. В злоречивом есть и клеветничество, и ненависть, и наушничество и справедливо он признаётся братоубийцею.
- --
Ненависть или зависть под покровом благочестия - горькая вода в золотых сосудах. Вложи в неё древо жизни, и она сделается сладкою. Крестом Спасителя нашего упразднены все наветы коварного врага.
- --
Если будешь скрывать в сердце своём страсть памятозлобия, то сделаешься обителью ярости и неведения, а вместе и печали, - и вид лица в тебе изменится. Ибо сказано: путие злопомнящих в смерть (Притч. 12,28).
- --
Не слушай зависти, не строй козни брату своему, и не давай ему укоризненного имени.
- --
Желая со стыдом согнать его с места его, смотри сам не подвергнись тому же, что умышляешь другому. "Копай яму ближнему впадёт в ню" (Еккл. 10, 8). Слушай, что написано: падут во мрежу свою грешники (Пс. 140,10).
- --
Кто нашёл путь долготерпения и незлобия, тот нашёл путь жизни.
- --
Лучше улыбкою пресечь раздражение, нежели свирепствовать неукротимо.
- --
Моли Господа и проливай слёзы пред Его благостью; тогда памятозлобие не водворится в душе твоей, и молитва твоя будет яко кадило пред Ним.
- --
Если случится ссора между братиями, то первый раскаявшийся получит венец победы, но венчается и другой, если не отвергнет раскаяния, но с готовностью сделает всё. Что нужно для мира.
- --
Чем истребляется памятозлобие? Содержанием в душе страха Божия и памяти о дне кончины. Помяни последняя и престали враждовати (Сир. 28,6). Памятуй о смерти и не возносись; ибо ещё немного, и сведен будешь во гроб; и какую пользу принесут тебе злые дела?
- --
Будь миротворцем, чтобы сподобиться наименования сыном Божиим.
- --
Пища для огня - дрова; а пища для раздражительности - высокоумие.
- --
Если люди в огорчении друг на друга, то блажен миротворец; а кто поджигает их к ссорам, гот не останется не наказанным.
- --
Кроткость есть страж, наблюдающий за страстями.
- --
Не можешь ты сносить оскорбления? Молчи - и успокоишься.
- --
Ни к кому не имей ненависти в сердце своём и не воздавай злом за зло; но приобрети себе любовь, которую Божественное Писание поставило выше всякой добродетели; потому что уподобило её Самому Сотворившему всё, сказав: Бог любы есть (1Ин. 4, 8),
- --
Не будем молодушествовать; потому что нам не вечно жить в этой жизни.
- --
Не давай печали сердцу своему; ибо мира сего печаль смерть соделывает... а печаль по Бозе доставляет тебе жизнь вечную (Кор. 7, 10).
- --
Лукавая душа, когда льстят ей, превозносится, а когда оскорбляют её, приходит в неистовство: а добрая душа и лести не радуется, и на оскорбления не негодует.
- --
Нет и меры терпению, если оно растворено любовию.
- --
Не смейся над огорчённым, не радуйся, видя развращающегося, чтобы не прогневался на тебя Господь, и не остаться тебе без защиты в дни скорби.
- --
Не думай, что ты один терпишь скорбей больше всякого. Как живущему на земле невозможно избегнуть этого воздуха, гак человеку, живущему в этом мире, невозможно не быть искушённому скорбями и болезнями. Занятые земным от земного и испытывают скорби; а стремящиеся к духовному о духовном и болезнуют. Но последние будут блаженны; потому что плод обилен о Господе.
- --
Ныне два есть рода скорбен, которыми окружён всякий человек под солнцем: скорбь по Богу и скорбь мирская; и невозможно пройти настоящую жизнь без которой-нибудь из них. - или без скорби по Богу, или без скорби мирской. Скорбь мирская тяжела и не обещает вознаграждения; а скорбь по Богу с собою приносит утешение и ещё паче обвеселяет и обетованием жизни вечной. Подвергаясь первой, поспешай превратить её во вторую, и прогонишь мучительную скорбность из сердца своего.
- --
Если когда делаешь дело Божие в смиренномудрии и благоговении, враг, с намерением препнуть тебя в правом житии, вооружит против тебя людей нерадивых; но не бойся, не приходи в робость и не уклоняйся с прямого пути. Потерпи Господа (Пс. 26,14), избранник Божий, чтобы оскорбляющие тебя ныне удивились славному твоему спасению, как написано: праведник лее аще постигнет скончатися. в покои будет (Прем. 4.7).
- --
Если пришла на нас печаль, будем ожидать приближения к себе радости. Возьмём к примеру плывущих по морю. Когда поднимется на них ветер и сильная буря, они борются с волнами, ожидая тихой погоды, а когда настанет тишина, ждут бури; и потому всегда бдительны, чтобы восставший внезапно ветер не застал их неготовыми и не опрокинул в море. Так и нам надо действовать. Когда приключится скорбь и теснота, будем ожидать себе облегчения и помощи от Бога, чтобы при продолжении скорби, не причинила нам смерти мысль, что нет уже нам надежды на спасение. А подобным образом, когда у нас радость, будем ждать скорби, чтобы при избытке радости не забывать о слезах.
- --
Если не переносишь малого искушения, то как перенесёшь великое?. Если не одолеешь отрока, то как поборешь совершенного мужа? Если не переносишь слова, то как стерпишь удар? Если не терпишь заушения и удара, то как понесёшь крест? Если креста не понесёшь, то как наследуешь на небесах славу вместе с теми, которые говорят: Тебе ради умервщляемся весь день, вменихомся яко овцы заколеныя (Пс. 43,23), Ужели мы с тобою, брат, забыли, что перетерпел за нас общий наш Владыка. Он был поруган, уничижён. Ему говорили: беса имении, - и Он не гневался; Его называли льстецом, заушали, били, пригвоздили ко кресту; Он вкушал оцет с желчью, пронзён копией в ребра. Всё это претерпел Он нашего ради спасения. А мы - увы нам бедным! - никакою оскорбления, даже слова, не хотим перенести ради Него, столько ради нас перетерпевшего
- --
Если найдёт на тебя дух уныния, не оставляй своего дома, но противостань сему духу с терпением. Да не убедит тебя помысл, внушающий перейти с места на место. Ибо если склонишься на этот помысл, то никогда не будет у тебя терпения.
- --
Из тяжких тяжкое иго - уныние, особенно если имеет оно споборницею неверие; ибо плоды его исполнены смертоносного яда.
- --
Будем тверды сердцем; потому что слабость сердца противна добродетели. Не станем малодушествовать, если случиться с нами уныние, но будем сами себя приневоливать, подобно бодрому путнику. Путник, когда случиться ему ослабеть в пути, не отказывается от цели дальнейшего путешествия, но утешает себя словами: "Ещё немного и дойдёшь до ночлега, и отдохнёшь". И Господь, видя, как мы принуждаем себя, подаст нам силу и облегчит затруднения
- --
Когда заметишь в себе, что скучно для тебя чтение Божественных Писаний, и неохотно слушаешь духовные наставления, тогда знай, что душа твоя впала в тяжкую болезнь. Ибо это - начало злоумия, которым болевшие пожали плод смерти.
1. Славолюбие - душевный недуг, лукавая страсть.
2. Написано: да хвалит тя искренний, а не твоя уста. - чуждий, а не твои устне (Притч. 27,2). И ещё; искушение сребру и злату раздежение: муле: лее искушается усты хвалящих его (Притч. 27,21).
3. Если видишь, что человек на земле достиг великого достоинства, не дивись сему, но дивись тому, кто возненавидел земную славу.
4. Не старайся показывать себя искуссным во всяком деле, чтобы не впасть тебе в тщеславие, которое приводит к славолюбию, гневу и печали. Более всего старайся сделать себя простым и во всём ровным.
5. Ничего не должно делать людям на показ, но во всём нужно поступать от чистого сердца, потому что Бог знает' сокровенное и тайное, и от Него одного надеемся получить воздаяние
6. Человек тщеславный, будучи скуден достоянием, если и примет насебя имя царя, не будет еще царём, так, не подвижник ещё монах, который тайно ест. а за братской трапезой лицемерно выдаёт себя постником и воздержным. Он готовит паутинную ткань, - и идёт не правым путём святых, но путём человекоутодников.
- --
Гордый не терпит превосходства над собою. - и, встречая его, или завидует, или соперничает. Соперничество и зависть друг- другом держаться, и в ком есть одна из этих страстей, в том они обе.
- --
Смири помысл гордыни прежде, нежели гордыня смирит тебя. Низложи помысл высокоумия прежде, нежели он низложит тебя. Сокруши похоть прежде, нежели похоть низложиг тебя.
- --
Кто сам себя возвышает, тот готовит себе бесчестие, а кто служит ближнему в смиренномудрии, прославится.
- --
Нечистый дух высокоумия изворотлив и многообразен, и все усилия употребляет чтобы возобладать над всеми: мудрого улавливает мудростью, крепкого крепостью, богатого богатством, красивого красотой, художника искусством. И ведущих духовную жизнь не пропускает он искушать подобным же образаом, и ставит свои сети: отрекшемуся от мира - в отречении, воздержному - в воздержании, безмолвнику - в безмолвии, молитвеннику - в молитве, нестяжательному - в нестяжании. Во всех он старается посеять свои плевелы.
- --
Если возлюбишь гордыню, будешь часть бесам, если возлюбишь смиренномудрие, будешь часть Владыке Христу.
- --
Превозношение ослепляет умные очи, а смирение просвещает их любовию, ибо Господь научает кротких путём Своим (Пс.24,9).
- --
Хочешь быть великим? - будь меньше всех (Мк. 9.35).
- --
Кто превозносится над братом своим, над тем бесы издеваются.
- --
Не достоинства, не почесть, не величие вводят в Царство Небесное, но смирение, послушание, любовь, терпение и благодушие - вот что спасает человека. Не слыхали разве, что дьявол за гордыню ниспал с неба? Не слыхали разве, какой великой славы лишился он за противление к Богу.
протоиерей Василий Буторин
Удивительный случай на фронте.
Это было в 1955 году. Были поминки свекрови 40 дней, у нее была женщина, которую звали Татьяна. Вот Татьяна и говорит6 "Я вам расскажу один случай. Это было до войны. Жила она в своем доме, сосед парень через загородку мне говорит: "Тетя Таня, вот ты ходишь читаешь? А Бог есть? И высказал свою мысль, что Бога нет, а я не стала его слушать, ушла заниматься своими делами в огороде. Вскоре началась война, его взяли его на фронт. Прошло полгода и пришел он домой раненый. И вот он завет меня через загородку поговорить со мной: "Тетя Таня я уверовал в Боге! Теперь я знаю, что Бог есть".
Я его спрашиваю: "А как же ты уверовал?" И он рассказывает: "Был бой страшный, ничего не видно кругом. И вот я лежу на поле боя и думаю, все конец. И вижу идет по полю старичок и с ним женщина с чашей, а платье на ней голубое, как небо и колышется по ветру. Старичок указывает, а она из чаши причащает убитого. И вот очередь доходит до меня, старичок говорит, а этот еще поживет. Очнулся я и превозмогая боль, встал и побрел в неизвестном направлении, и вот увидал впереди две дороги, и думаю по какой из них мне идти и вдруг явился передо мной старичок, махнул рукой на одну из дорого и опять исчез, а я пошел по указанной дороге и скоро вышел к своим. И вот я жив и теперь я верю, что Бог есть. Я остался жить по воле Божией и благодарю Бога за все".
прихожанка Свято-Ильинского храма.
Прихожане нашего храма очень довольны, что у нас теперь свой приход, идет церковная служба. Благодарим Бога за это счастье для нас, верующих людей! Вот отметили 10-летие с тех пор, как приехал в Ильинку на постоянное жительство батюшка Василий и начались у нас регулярные службы. А ведь более 13 лет назад с большим трудом восстанавливался наш храм при помощи прихожан и городской власти. Помнится, постоянного священника не было, а служить приезжали со Свято-Успенского монастыря и из храма-подворья "Нечаянная радость".
И певчих не было. С Божией помощью и стараниями наших милых прихожанок рабы Б. Людмилы, рабы Б. Наталии, рабы Б. Елены и рабы Б. Татианы образовался свой церковный хор. Они как могли при наставлении священников выполняли церковное пение. Что получалось, что не очень как, но службы шли. А потом по Божиему Благословению пришли две сестры: Анна Дмитриевна и Екатерина Дмитриевна. Длительное время они ездили в церковь в Епифань, пели там в хоре. Вот они-то молодцы и помогли нашим певчим при помощи священников и позже нашего отца Василия настроить церковное пение. А сейчас они все лучше и лучше поют. Прихожанам нравится их пение. И дай Бог им здоровья, а также и нашему отцу Василию. Пришел он к нам 10 лет назад, был иерей, а теперь он протоиерей. Благодарим его, что он у нас есть в нашем приходе.
Вот вспоминается случай. Было это лет пять назад. На воскресной службе прихожанин был незнакомый. Он сказал, что он из Москвы. Отстоял он всю службу, панихиду, молебен. А когда собрался уходить, я спросила у него: "Какое впечатление от церкви нашей?" Ответил, что понравилось, очень уютно, мол старинная, но много надо восстанавливать еще. И что особенно понравился хор, поют все правильно, все окончания ясные. Я сказала ему, что и у нас одна особа говорила: "Поют по-деревенски". А он ответил: "Все начиналось с деревни и все самое ценное начинание - с деревни". Вот такая оценка нашему хору была.
Мы, прихожане, благодарим наших милых певчих. Дай им Бог здоровья и помощи в их трудах! Мы рады, что они у нас есть и помогают отцу Василию вести службу, что трудятся во Славу Божию.