Лысенко Надежда Ефимовна : другие произведения.

Православный Новомосковск N 1 2019 год

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


   0x01 graphic

0x08 graphic
ПОЗДРАВЛЕНИЕ С ПАСХОЙ

   Христос Воскресе!
   Что это за чудесные слова! Как от них изменяется все вокруг нас и в нас самих! В этих словах и победная весть, и призыв к радости, и приветствие любви, и пожелание мира. Произнося сии радостные слова, простираю свои руки к Вам, чтобы братски обнять Вас вместе с пасхальным троекратным целованием и пожелать Вам светлой радости, крепкого здоровья и сильного духа на служение вечному Архиерею Христу и Святой Церкви Его. Радуюсь вместе с Вами, родными Вашими и близкими о Воскресшем Христе. Воистину Воскресе Христос!
   Ваш недостойный собрат и убогий богомолец Архимандрит Иоанн (Крестьянкин).
   Пасха Христова, 1982 год.

0x08 graphic
НАШИ ПЕЧАЛИ И РАДОСТИ

   Год назад в канун Благовещения не стало архимандрита Лавра, основателя и первого настоятеля СвятоУспенского мужского монастыря. Находясь на своей должности он сделал немало. Был построен Успенский храм, в последнее время он был благоустроен и увеличен в размерах с прекрасным внутреннем интерьером. Построен летний храм в честь Жён М и р о н о с е ц и воскресная школа, б р а т с к ие и наместнические корпуса и многое другое.
   НАШИ ПЕЧАЛИ И РАДОСТИ
   0x08 graphic
0x01 graphic

3

КРЕСТИТЕЛЬ РУСИ

15 июля ст.ст./ 28 июля

0x08 graphic
ВЕЛИЧАНИЕ

   Величаем тя, / святый равноапостольный великий княже Владимире, /
   и чтим святую память твою, / идолы поправшаго и всю Российскую землю Святым Крещением просветившаго.
   Немногие имена на скрижалях истории могут сравниться по значению с именем святого равноапостольного Владимира, крестителя Руси, на века вперед предопределившего духовные судьбы Русской Церкви и русского православного н а р о д а . В л а д и м и р б ы л в н у к с в я т о й равноапостольной Ольги, сын Святослава (972). Мать его, Малуша(1001) -- дочь Малка
   Любечанина, которого историки отождествляют с Малом, князем Древлянским. Приводя к покорности восставших древлян и овладев их городами, княгиня Ольга повелела казнить князя
   Мала, за которого пытались ее сватать после
   убийства Игоря, а детей его, Добрыню и Малушу, взяла с собой. Добрыня вырос храбрым умелым воином, обладал государственным умом, был впоследствии хорошим помощником своему племяннику Владимиру в делах военного и государственного управления.
   Малуша стала христианкой (вместе с великой княгиней Ольгой в Царьграде), но сохранила в себе таинственный сумрак языческих древлянских лесов. Тем и полюбилась она суровому воину Святославу, который, против воли матери, сделал ее своей женой. Разгневанная Ольга, считая невозможным брак своей ключницы, пленницы, рабыни с сыном Святославом, наследником великого Киевского княжения, отправила Малушу на свою родину в весь неподалеку от Выбут. Там и родился, около 960 года, мальчик, названный русским языческим именем Володимир -- владеющий миром, владеющий особым даром мира.
   В 970 году Святослав, отправляясь в поход, из которого ему не суждено уже было вернуться, поделил Русскую Землю меж тремя сыновьями. В Киеве княжил Ярополк, в Овруче, центре Древлянской земли, Олег, в Новгороде -- Владимир. Первые годы княжения мы видим Владимира яростным язычником. Он возглавляет поход, и котором ему сочувствует вся языческая Русь, против Ярополка-христнаиииа, или, во всяком случае, по свидетельству летописи, "давшего великую волю христианам", и вступает 11 июня 978 года в Киев, став единодержцем Киевского государства, "покорив окрестные страны, одни -- миром, а непокорных -- мечом".
   Молодой Владимир "пас свою землю правдою, мужеством и разумом", как добрый и рачительный хозяин, при необходимости расширял и оборонял ее пределы силой оружия, а возвращаясь из похода, устраивал для дружины и для всего Киева щедрые и веселые пиры.
   Но Господь готовил ему иное поприще. Где умножается грех, гам, -- по слову апостола. -- преизобилует благодать. "И прииде на него посещение Вышнего, призре на него Всемилостиве око Благого Бога, и воссияла мысль в сердце его, да разумеет суету идольского прельщения, да взыщет Единого Бога, сотворившего все видимое и невидимое". Дело принятия Крещения облегчалось для него внешними обстоятельствами. Византийскую империю сотрясали удары мятежных полководцев Варды Склнра и Варды Фоки, каждый из которых уже примеривал царскую корону. В трудных условиях императоры, братья-соправители Василий Болгаробойца и Константин, обратились за помощью к Владимиру.
  
   В. Васнецов "Крещение князя Владимира"
  
   0x08 graphic
События развивались быстро. В августе 987 года Варда Фока провозгласил себя императором и двинулся на Константинополь, осенью того же года послы императора Василия были в Киеве. "И истощились богатства его (Василия), и побудила его нужда вступить в переписку с царем Руссов. Они были его врагами, но он просил у них помощи, -- пишет о событиях 980-х годов один из арабских хронистов. -- И царь Руссов согласился на это, и просил свойства с ним".
   В награду за военную помощь Владимир просил руки сестры императоров Анны, что было для византийцев неслыханной дерзостью. Принцессы крови никогда не выходили замуж за варварских государей, даже христиан. В свое время руки той же Анны домогался для своего сына император Оттон Великий, и ему было отказано, но сейчас Константинополь вынужден был согласиться.
   Был заключен договор, согласно которому Владимир должен был послать в помощь императорам шесть тысяч варягов, принять Святое Крещение и при этом условии получить руку царевны Анны. Так в борьбе человеческих устремлений воля Божия определила вхождение Руси в благодатное лоно Церкви Вселенской. Великий князь Владимир принимает Крещение и направляет в Византию военную подмогу. С помощью русских мятеж был разгромлен, а Варда Фока убит. Но греки, обрадованные неожиданным избавлением, не торопятся выполнить свою часть уговора.
   Возмущенный греческим лукавством, князь Владимир "вборзе собра вся своя" и двинул "на Корсунь, град греческий", древний Херсонес. Пал неприступный оплот византийского господства на Черном море, один из жизненно важных узлов экономических и торговых связей империи. Удар был настолько чувствителен, что эхо его отозвалось по всем
   Византийским пределам.
   Решающий довод снова был за Владимиром. Его послы, воевода Олег и Ждьберн, прибыли вскоре в Царьград за царевной. Восемь дней ушло на сборы Анны, которую братья утешали, подчеркивая значительность предстоящего ей подвига: способствовать просвещению Русского государства и земли их, сделать их навсегда друзьями Ромейской державы. В Тавриде ее ждет святой Владимир, к титулам которого прибавился новый, еще более блестящий -- цесарь (царь, император). Надменным владыкам Константинополя пришлось уступить и в этом -- поделиться с зятем цесарскими (императорскими) инсигниями. В некоторых греческих источниках святой Владимир именуется с того времени "могущественным басилевсом", он чеканит монеты по византийским образцам и изображается на них со знаками императорской власти: в царской одежде, на голове -- императорская корона, в правой руке -- скипетр с крестом.
   С царевной прибыл посвященный святым Патриархом Николаем II Хризовергом на Русскую кафедру митрополит Михаил со свитой, клиром, многими святыми мощами и другими святынями. В древнем Херсонесе, где каждый камень помнил снятого Андрея Первозванного, свершилось венчание святого равноапостольного Владимира и блаженном Анны, напомнив и подтвердив исконное единство благовестия Христова на Руси и в Византии. Корсунь. "вено царицы", был возвращен Византин. Великий князь весной 988 года отправляется с супругой через Крым. Тамань, Азовские земли, входившие в состав его обширных владений, в обратный пуп, к Киеву. Впереди великокняжеского поезда е частыми молебнами и несмолкаюшими священными песнопениями несли кресты, иконы, святые мошн. Казалось, сама Святая Вселенская Церковь двинулась в просторы Русской земли, и обновленная в купели Крещения Святая Русь открывалась навстречу Христу и Его Церкви. Наступило незабываемое и единственное в русской истории утро Крещения киевлян в водах Днепра. Накануне святой Владимир объявил по городу: "Если кто не придет завтра на реку -- богатый пли бедный, нищий или раб -- будет мне враг". Священное желание святого князя было исполнено беспрекослонно: "в одно время вся земля наша восславила Христа со
   Отцем и Святым Духом".
   Трудно переоценить глубину духовного переворота, совершившегося молитвами святого равноапостольного Владимира в русском народе, во всей его жизни, во всем мировоззрении. В чистых киевских водах, как в "бане пакибытия", осуществилось таинственное преображение русской духовной стихии, духовное рождение народа, призванного Богом к невиданным еще в истории подвигам христианского служения человечеству. -- "Тогда начал мрак идольский от нас отходить, и заря Православия явилась, н Солнце Евангельское землю нашу осияло". В память священного события, обновления Руси водою и Духом. установился в Русской Церкви обычай ежегодного крестного хода "на воду" 1 августа (ст. ст.), соединившийся впоследствии с празднеством Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, общим с Греческой Церковью, и русским церковным празднеством Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице (установленным святым Андреем Боголюбским в 1164 году). В этом соединении праздников нашло точное выражение русское Богословское сознание, для которого неразрывны Крешение и Крест.
   Всюду по Святой Руси, от древних городов до дальних погостов, повелел святой Владимир ниспровергнуть языческие требища, иссечь истуканов, а на месте их рубить по холмам церкви, освящать престолы для Бескровной Жертвы. Храмы Божии вырастали по лицу земли, на возвышенных местах, у излучин рек, на старинном пути из варяг в греки -- словно путеводные знаки, светочи народной святости. Прославляя храмоздателные труды равноапостольного Владимира автор "Слова о законе и благодати", святитель Иларион, митрополит Киевский, восклицал: "Капища разрушаются, и церкви поставляются, идолы сокрушаются и иконы святых являются, бесы убегают. Крест грады освящает". С первых веков христианства ведет начало обычай воздвигать храмы на развалинах языческих святилищ или на крови святых мучеников. Следуя этому правилу, святой Владимир построил храм святого Василия Великого на холме, где находился жертвенник Перуна, и заложил каменный храм Успения Пресвятом Богородицы (Десятинный) на месте мученической кончины святых варягов-мучеников (память 12 июля). Великолепный храм строился пять лет. был богато украшен настенной фресковой живописью, крестами, иконами и священными сосудами, привезенными из Корсуня.
   0x08 graphic
Тогда же святым Владимиром была пожалована Церкви десятина, почему и храм, ставший центром общерусского сбора церковной десятины, нарекли Десятинным. Древнейший текст уставной грамоты, или церковного Устава, святого князя Владимира гласил: "Се даю церкви сей Святыя Богородицы десятину из всего своего княжения, и тако же и по всей земле Русской от всего княжья суда десятую векшу, из торгу -- десятую неделю, а из домов на всяко лето

-- десятое всякого стада и всякого жита,

   В. Верещагин "Закладка Десятинной церкви в Киеве" чудной Матери Божией и чудному Спасу". Летопись сохранила молитву святого Владимира, с которой он обратился к Вседержителю при освящении Успенского Десятинного храма: "Господи Боже, призри с Небесе и виждь, и посети винограда Своего, яже насади десница Твоя. И сверши новые люди сии, им же обратил еси сердце и разум -- познати Тебя, Бога истинного. И призри на церковь Твою сию, юже создал недостойный раб Твой во имя Рождшей Тя Матери, Приснодевы Богородицы. Аще кто помолится в церкви сей, то услыши молитву его, молитв ради Пречистой
   Богородицы".
   С Десятинной церковью и епископом Анастасом некоторые историки связывали начало русского летописания. При ней были составлены Житие святой Ольги и сказание о варягах-мучениках в их первоначальном виде, а также "Слово о том, како крестися Владимир возмя Корсунь". Там же возникла ранняя, греческая редакция Жития святых мучеников Бориса и Глеба.
   Были открыты первые епархии Русской Церкви: Новгородская, Владимиро- Волынская, Черниговская, Переяславская, Белгородская, Ростовская. "Сипе же и по всем грады и по селам воздвизахуся церкви и монастыри, и умпожахуся священницы, и вера православная цветяше и сияше яко солнце". Для утверждения веры в новопросвещенном народе нужны были ученые люди и школы для их подготовки. Поэтому святой Владимир со святым митрополитом Михаилом "начата от отцов и матерей взимати младые дети и дава ти в училище учитися грамоте". Такое же училище устроил святитель Иоаким Корсунянин в Новгороде, были они и в других городах. "И бысть множество училищ книжных, и бысть от сих множество любомудрых философев".
   Святой Владимир твердой рукой сдерживал на рубежах врагов, строил города, крепости. Им построена первая в русской истории "засечная черта" -- линия оборонительных пунктов против кочевников. "Нача ставити Володимер грады по Десне, по Выстри, по Трубежу, по Суде, по Стугне. И населил их новгородцами, смольнянами, чудью и вятичами. И воевал с печенегами и одолевал их". Действенным оружием часто была мирная христианская проповедь среди степных язычников. В Никоновской летописи под 990 годом записано: "Того же лета приидоша из болгар к Володимеру в Киев четыре князя и просветишася Божественным Крещением". В следующем году "прииде печенегский князь Кучуг и прият греческую веру, и крестися во Отца и Сына и Святого Духа, и служаше Владимиру чистым сердцем". Под влиянием святого князя крестились и некоторые видные иноземцы, например, живший несколько лет в Киеве норвежский конунг (король) Олаф Трюггвасон (1000), знаменитый Торвальд Путешественник, основатель монастыря святого Иоанна Предтечи на Днепре под Полоцком, и другие. В далекой Исландии поэты-скальды назвали Бога "хранителем греков и русских".
   Средством христианской проповеди были и знаменитые пиры святого Владимира: по воскресеньям и большим церковным праздникам после литургии выставлялись для киевлян обильные праздничные столы, звонили колокола, славословили хоры, "калики перехожие" пели былины и духовные стихи. Например, 12 мая 996 года по поводу освящения Десятинной церкви князь "сотвори пирование светло", "раздавая имения много убогим, и нищим, и странникам, и по церквам и по монастырям. Больным же и нищим доставлял по улицам великие кады и бочки меду, и хлеб, и мясо, и рыбу, и сыр, желая, чтобы все приходили и ели, славя Бога".
   В 1007 году святой Владимир перенес в Десятинную церковь мощи святой равноапостольной Ольги. А четыре года спустя, в 1011 году, там же была погребена его супруга, сподвижница многих его начинаний, блаженная царица Анна. После ее кончины князь вступил в новый брак -- с младшей дочерью немецкого графа Куно фон Эннингена, внучкой императора Оттона Великого.
   Эпоха святого Владимира была ключевым периодом для государственного становления православной Руси. Объединение славянских земель и оформление государственных границ державы Рюриковичей происходили в напряженной духовной и политической борьбе с соседними племенами и государствами. Крещение Руси от православной Византии было важнейшим шагом ее государственного самоопределения. Главным врагом святого Владимира стал Болеслав Храбрый, в планы которого входило широкое объединение западнославянских и восточнославянских племен под эгидой католической Польши. Это соперничество восходит еще ко времени, когда Владимир был язычник. Последние годы X столетия наполнены войнами святого Владимира и Болеслава. После кратковременного затишья (первое десятилетие XI века) "великое противостояние" вступает в новую фазу: в 1013 году в Киеве был раскрыт заговор против святого Владимира: Святополк Окаянный, женившийся на дочери Болеслава, рвался к власти. Вдохновителем заговора был духовник Болеславны, католический епископ Колобжегский Рейберн.
   Заговор Святополка и Рейберна был прямым покушением на историческое существование Русского государства и Русской Церкви. Святой Владимир принял решительные меры.
   Все трое были арестованы, и Рейберн вскоре скончался в заточении.
   Святой Владимир не мстил "гонящим и ненавидевшим" его. Принесший притворное покаяние Святополк был оставлен на свободе.
   Новая беда назревала на Севере, в Новгороде. Ярослав, еше не столь "мудрый", каким он пошел позже в русскую историю, ставший в 1010 году держателем Новгородских земель, задумал отложиться oт своего отца, великого князя Киевского, завел отдельное войско, перестал платить в Киев обычную дань и десятину. Единству Русской земли, за которое всю жизнь боролся святой Владимир, угрожала опасность. В гневе и скорби князь повелел "мосты мостить, гати гатить", готовиться к походу на Новгород. Силы его были на исходе.
   В приготовлениях к последнему своему, к счастью несостоявшемуся, походу креститель Руси тяжело заболел и предал дух Господу в селе Спас-Берестове 15 июля ст. ст./28 июля 1015 года. Он правил Русским государством тридцать семь лет (978-1015), из них двадцать восемь лет прожил во Святом Крещении.
   Готовясь к новой борьбе за власть и надеясь в ней на помощь поляков. Святополк, чтобы выиграть время, пытался скрыть смерть отца. Но патриотически настроенные киевские бояре тайно, ночью, вывезли тело почившего государя из Берестовского дворца и привезли в Киев, где его встретило киевское духовенство во главе с митрополитом Иоанном. Имя и дело святого равноапостольного Владимира, которого народ назвал Красным Солнышком, связано со всей последующей историей Русской Церкви. "Им мы обожились и Христа, Истинную Жизнь, познали", -- засвидетельствовал святитель Иларион. Подвиг его продолжили его сыновья, внуки, правнуки, владевшие Русской землей в течение почти шести столетий: от Ярослава Мудрого, сделавшего первый шаг к независимому существованию Русской Церкви -- до последнего Рюриковича, царя Феодора Иоанновича, при котором (в
   1589 году) Русская Православная Церковь стала пятым самостоятельным Патриархатом в диптихе Православных Автокефальных Церквей.
   Празднование святому равноапостольному Владимиру было установлено святым Александром Невским после того, как 15 мая 1240 года, помощью и заступлением святого
   Владимира, была им одержана знаменитая Невская победа над шведскими крестоносцами.
   Но церковное почитание святого князя началось на Руси значительно ранее. Митрополит Иларион, святитель Киевский (1053), в "Слове о законе и благодати", сказанном в день памяти святого Владимира у раки его в Десятинном храме, называет его "во владыках апостолом", "подобником" святого Константина, и сравнивает его апостольское благовестие
   Русской Земле с благовестием святых апостолов.

days.pravoslavie.ru

0x08 graphic
0x01 graphic

   ЕЛИЗАВЕТА - ПОЧИТАЮЩАЯ БОГА
   0x08 graphic
Самая красивая женщина Европы... Великая русская святая... Будущая преподобномученица Елизавета родилась далеко от России, в Германии. Отец её был немецким герцогом, а мать -- принцессой-англичанкой. У Эллы, как называли в семье будущую святую, было шестеро братьев и сестёр Детей воспитывали в строгости. Девочка с ранних лет приучалась к труду и порядку. Вместе с сёстрами она убиралась в своей комнате, растапливала большой камин, выполняла другие домашние дела. Мама Эллы, принцесса Алиса, много помогала страдающим людям. Она часто посещала больницы, дома инвалидов и
   сиротские приюты, брала с собой и детей. Юная Элла очень жалела несчастных, старалась принести им радость. Вместе со своими сёстрами она собирала букеты и украшала ими
   Елизавета Федоровна печальные больничные палаты. Элла очень
   любила природу, особенно цветы. С ранних лет она умела восхищаться настоящей красотой. Девочка могла подолгу любоваться каким-нибудь цветком, умела красиво рисовать. Она прекрасно пела и играла на рояле. Но больше всего Элла любила молиться Богу и читать Священное писание. Елизавета не была знакома с истинной, православной верой; как и все её родные, она была воспитана в протестантизме. Поэтому девочка не знала о величии Пресвятой Богородицы, не могла соединиться со Христом в Таинстве Причастия (протестанты думают, что Литургия -- это всего лишь воспоминание о Христе, а не настоящая встреча с Ним). И всё же Элла горячо верила в Бога, старалась угождать Ему.
   Мир и любовь царили в семье. Тихо текла счастливая жизнь. Но ... Произошло несчастье. В 1876 году в городе началась эпидемия дифтерита. Заболели все дети, кроме Эллы. Они лежали с высокой температурой в своих постелях и едва могли дышать. Мать самоотверженно заботилась о них. А Элла горячо молилась: "Господи, Ты всё можешь! Исцели моих братиков и сестричек!" И больные пошли на поправку. Только одной из девочек -- четырёхлетней малышке Марии -- становилось всё хуже. Никакие лекарства не помогали. Маленькая девочка скончалась. А потом заболела сама принцесса Алиса. Врачи делали всё, что могли, но больная умерла.
   Горько плакали осиротевшие дети. Страшно горевал отец. Четырнадцатилетняя Элла, забывая о себе, старалась хоть как-то утешить папу, заменить младшим сестрёнкам и брату мать. Так закончилось её детство. Девочка поняла, что жизнь -- это крестный путь, где надо переносить трудности и беды и помогать в этом другим.
   Шли годы. Юная Элла превратилась в ослепительно красивую молодую девушку. Кротость и доброта светились в её задумчивых глазах, тонкие черты лица указывали на чистоту и благородство души. Многие знатные юноши сватались к прекрасной принцессе, но Элла отказывала им. В сердце девушки жила любовь к молодому русскому князю -- брату императора Александра III, Сергею Александровичу. Молодые люди познакомились, когда князь Сергей приезжал вместе с матерью в Германию. В те годы Элла была ещё девочкой подростком. И вот, когда юной красавице шёл двадцатый год. она стала невестой русского Великого князя.
   0x08 graphic
0x08 graphic
Элла покинула родной город и вместе с сопровождавшими её родными отправилась на свою новую родину. С прекрасной невестой поехала в далёкую Россию и её двенадцатилетняя сестра Алиса. Никто ещё не знал, какую судьбоносную роль сыграет эта поездка в жизни девочки. На свадьбе сестры Аписа познакомилась с шестнадцатилетним царевичем Николаем -- наследником Русского престола. Молодые люди искренне и чисто полюбили друг друга, и несколько лет спустя повзрослевшая Аписа стала царицей Александрой -- супругой Русского Императора.
   В России пышно отпраздновали свадьбу молодого князя Сергея и его прекрасной невесты Отец, брат и сёстры простились с Эллой и уехали домой, в далёкий немецкий городок Дармштадт. Елизавета осталась на своей новой родине. Она стала усердно изучать русский язык, обычаи и традиции.
   Молодые супруги не поехали в свадебное путешествие. Вместо этого они отправились в тихую усадьбу -- село Ильинское, расположенное неподалёку от Москвы. Здесь было тихо и раздольно. Радостно пели птицы, ласково поблёскивала на солнце река. Храм во имя святого Ильи Пророка радовал взор своим тёмнозелёным куполом. Рядом стояли домики сельских жителей и шумел сосновый бор. Поселившись в Ильинском, Элла решила познакомиться с его жителями. Однажды, проснувшись рано утром, она вышла из своего деревянного двухэтажного особняка и, взяв с собой русскую служанку, пошла к виднеющимся невдалеке крестьянским избам. Жители села радостно встретили молодую княгиню. А она, совсем не кичась своим высоким положением, зашла в одну из изб, затем в другую. Стала беседовать с их обитателями.
   -- Да как же вы живёте? -- изумлялась она, видя бедность крестьян, -- А есть пи у вас врач, больница?
   -- Живём помаленьку, барыня...-- наперебой отвечали селяне.-- А доктор к нам приезжает раза два в месяц...
   Вернувшись домой, Елизавета рассказала обо всём, что видела, своему мужу -- Давай построим в Ильинском больницу,-- предложила она.
   -- Хорошо,-- согласился Сергей Александрович.
   С этого дня Элла стала часто посещать живущих поблизости крестьян. Беседовала с ними, помогала деньгами. А в Ильинском вскоре появилась больница. Закончился медовый месяц, и молодые супруги вернулись к императорскому двору, в Санкт-Петербург. Здесь им приходилось участвовать в балах, вести светскую жизнь. Элла умела найти общий язык со всеми людьми. Она обладала замечательным тактом и чувством юмора, всегда видела в людях их хорошие стороны и была очень приветлива.
   Красотой молодой княгини восхищались.
   -- На свете есть только две красавицы, и обе -- Елизаветы,-- говорили между собой придворные.-- Одна -- Елизавета Австрийская, супруга императора Австрии, а другая -- наша великая княгиня.
   Князь Сергей горячо верил в Бога и был очень благочестив. Он любил ходить в храм, никогда не пропускал воскресных богослужений. Елизавета посещала церковь вместе с мужем, хотя всё ещё оставалась протестанткой. Она выстаивала длинные богослужения, вслушивалась в молитвенное пение хора, взирала на древние чудотворные образа... Чистая душа молодой женщины горячо молилась в эти часы, стремилась к Богу, чувствуя, насколько православная вера выше той, в которой она была воспитана. Но перейти в неё она не спешила. Элла долго проверяла искренность своего решения. "Может быть, на меня просто действует красота и торжественность службы? -- думала она. -- Или моя душа хочет верить так же, как мой любимый муж и все окружающие?" Но шли годы, и стремление к православию делалось всё сильнее. Не что-то земное, внешнее, а совесть и искренняя любовь к Богу побуждали молодую женщину стать православной христианкой. Она начала читать духовные книги, сравнивать две религии. И всё яснее видела,что истина -- в Православии.
   0x08 graphic
0x08 graphic
Окончательное решение Элла приняла, побывав на Святой земле. Император Александр III выстроил в Иерусалиме, в Гефсиманском саду, величественный храм в честь святой Марии Магдалины. Но присутствовать на освящении церкви он не смог -- слишком много было государственных дел. Поэтому царь предложил поехать вместо себя младшему брату -- великому князю Сергею. Вместе с императорским посланником отправилась в путь и его любимая супруга. Княгиня Елизавета очень радовалась поездке на Святую Землю. Она горячо молилась у Гроба Господня и в Вифлееме, где родился Христос, побывала вместе с мужем на святой реке Иордан и на горе Фавор, где преобразился Спаситель. И во всех этих святых местах молодая женщина просила Бога: "Господи, укажи мне волю Твою! Оставаться ли мне в той вере, в которой меня воспитали отец и мать, или принять русскую веру, которая так привлекает моё сердце?.."
   Красота и благодать Святой Земли поразили сердце Елизаветы. Здесь везде чувствовалось присутствие Христа. Среди этих деревьев и камней Он жил и учил людей, молился и страдал. Здесь Он претерпел страшную казнь и воскрес из мёртвых. Вот Гефсиманский сад, где молился перед Своим Распятием Господь. Древние оливковые деревья с толстыми узловатыми стволами... По преданию, им уже почти две тысячи лет -- эти деревья были молчаливыми свидетелями молитвы Божественного Страдальца. На горе Елеон, откуда Христос вознёсся на небо, возвышается колокольня православного монастыря. Жители Иерусалима называют её "Русской свечой".
   0x08 graphic
-- Как же здесь хорошо...-- задумчиво произнесла княгиня Елизавета.-- Я хотела бы, чтобы меня похоронили в этих святых местах.
   Молодая женщина не знала, что произносит пророчество. Пройдёт три десятилетия -- и её тело, уже не тело, а мощи святой мученицы, перенесут в Иерусалим из далекой России и погребут в храме на освящение которого она приехала теперь..
   Вернувшись в домой, Елизавета твёрдо решила принять православную веру. Молодая женщина очень беспокоилась, что этим она сильно огорчит своих родных -- отца, бабушку, брата и сестёр. Но она знала, что главное -- быть честной перед Богом, исполнять Его волю. Елизавета
   Фёдоровна чувствовала, что Православие -- истинная вера, знала, что ничто не может быть выше её. И она стала православной христианкой.

Алина Сергейчук.

Источник: журнал "Кораблик"

  
  
  
  
  

БРИЛЛИАНТОВЫЕ СЛЕЗЫ

   Появился на свет маленький человечек. Сначала новый мир испугал его, и он заплакал. Это были слёзы страха. Потом он узнал родной голос мамы и успокоился. Шли дни, и он уже улыбкой отвечал на её улыбку. Как-то ранним утром он стал разглядывать росинки на цветах, на травинках. Они светились, отражая солнечные лучи. Каждая росинка сама как бы превращалась в маленькое солнце. Это созерцание было так поразительно, что у него самого из восторженных глаз выкатились крохотные росинки-слезинки. Только роса в саду скоро испарилась, не оставив и следа, а его слёзки превратились в маленькие бриллиантики. Они изумительно перепивались всеми цветами радуги, будто солнце изнутри озаряло их. В другой раз он увидел в окно, как из гнезда выпал беспомощный птенец.
   Птенчик жалобно пищал, пытался взлететь, но крылышки у него ещё не выросли. Мальчуган, сам еле-еле умея ходить, вышел из дома, чтобы помочь упавшему, но когда спустился с крыльца, то увидел облизывающегося чёрного кота, а рядом трепещущие пушинки. И опять несколько слезинок- бриллиантиков выкатились из его глаз.
   Родители бережно хранили эти сокровища. Иногда они устраивали для себя праздник: доставали бриллианты и любовались ими. Они никому их не показывали, никому не говорили, что их сынок порой плачет обыкновенными слезами -- слезами обиды, каприза, а порой -- драгоценными.
   Это была их тайна.
   Они боялись, что тайма их будет раскрыта, злые люди похитят сына, и потому ни с кем не давали ему играть.
   И мама, и папа окружили своё дитя заботой, буквально носили его на руках.
   Мальчик вскоре привык к такому царственному почитанию. Он возомнил, что весь мир создан для него и все -- его подданные. Он привык: повелевать, становясь всё надменнее и холоднее. Родители видели, как меняется сын. но уже ничего не могли поделать. Им казалось, что он навсегда разучился плакать даже обыкновенными слезами. Это глубоко огорчало их: ведь когда-то их малыш был таким чутким.
   Шли годы. Силы родителей иссякали, они старились. Их надежды, что сын будет им помощником и защитой в старости и болезнях, давно испарились, как утренняя роса. Сын был чёрств и равнодушен ко всем, кроме себя. Он на всех поглядывал свысока, как на рабов, никого не любя, никому не сочувствуя. Сердце его окаменело.
   0x08 graphic
Ни одной слезинки не проронил он, стоя у гроба своего отца. Только задумался о чём-то. Когда умирающая мать попросила сына дать ей воды, тот поморщился, но принёс. Подавая, он невольно обратил внимание на то, что её трясущиеся руки никак не могут удержать стакан. Вода из него расплёскивалась, а сам стакан звонко ударялся о её зубы. Он впервые внимательно посмотрел на бугры, которые появились на её когда-то нежных руках. Сколько же эти руки переделали работы, заботясь о нём!
   И вот теперь они не могут даже удержать стакан!
   Сын взял его и бережно поднес к губам. Мать удивлённо и благодарно взглянула на него. Глаза её увлажнились.

Ему пришли мысль, что скоро он останется один на всём свети и что никто в мире больше не будет любить его так, как любила мать. Он пожалел, что никогда в жизни ничем ни разу не порадовал её, не согрел добрым словом или заботой.

   Она жила для него, а для кого жил он? Она была для него матерью, а был ли он для нее сыном? Вдруг глаза его затуманились, и что- то упало в стакан. Это был маленький бриллиант.

По книге Б. Ганаго "Детям о Слове"

Протоиерей М. Первозванский

БИТВА ЗА ЛЮБОВЬ

  
   Ты пришел с работы, ты устал, ты голоден, тебя сегодня чуть не уволили, машина чуть не переехала, и вообще день был трудный. Ты открываешь дверь, а жена: "Иди, укладывай детей спать!" Ты: "А ужин?" Она: "А ужин потом сам приготовишь". Что будет у тебя в голове?.. Нетрудно представить.
   Главная борьба, которую ведёт человек вообще -- это борьба с кем? Апостол Павел говорит: "Наша война не против плоти и крови, а против духов злобы поднебесной". Кто такие духи злобы поднебесной? Это слово редко употребляется в церкви, оно скорее народное, но очень точное и правильное -- бесы. То есть, это борьба с бесами. С духами злобы. А кто из нас чётко представляет, в чем состоит эта борьба?
   Ты обиделся на собственную жену за то, что она ужин не приготовила, да еще отправила детей укладывать спать. Откуда вообще взялась в тебе обида, и что с ней делать? А происходит следующее: ты принимаешь помысел. Есть такое важнейшее аскетическое понятие в православии, которое называется помысел. Помысел -- это не мысль, а, если можно так сказать, мыслечувство. Оно одновременно и в голове, и в сердце. Это мысль, сопровождаемая чувством.
   На самом деле большинство помыслов -- вообще не наши. Они к нам отношение имеют постольку, поскольку они нам предлагаются. Рядом с каждым из нас находятся духи злобы. Они ловят подходящее состояние, и как только у тебя возникает чувство, например, обиды (ну, понятно, вместо того, чтобы как-то удовлетворить твои первичные потребности в еде, отдыхе и заботе, тебе говорят ещё что-то делать), тебе предлагается куча мыслей. Если ты позволишь им развиваться, то можешь дойти до прабабушки своей жены. Я думаю, ты обращал внимание, что мысль цепляется таким образом одна за другую, что вспоминается всё. Ты тридцать лет женат, но можешь, например, вспомнить, как жена на свадьбе сказала что-нибудь твоей маме. И вполне нормальные отношения между супругами вдруг превращаются в какой-то ад, ты не понимаешь, как ты мог все эти годы жить с таким человеком.
   Хотя, на самом деле ничего не произошло. Жена какой была, такой и осталась. Но ты принял мысли, которые очень быстро разрушили весь твой внутренний мир. Если это разовая штука -- быть может, ты приходил домой лет пять подряд, и все было хорошо, а тут вдруг пришел, и с вами такое случилось, -- то эта мысль будет развиваться достаточно долго. Ты сначала сам ужаснешься: как я так могу подумать про свою жену? Но, так или иначе, сначала принимается помысел, потом ты начинаешь его думать, потом он сослагается с тобой в сердце, потом он становится вообще фактически вторым "я". В конечном счете он может превратиться в порок, с которым ты не в силах будешь справиться, как алкоголик не в силах противодействовать алкоголю.
   Позволив помыслу произвести в твоей голове анализ в твою пользу, а не в пользу твоего супруга или твоей супруги, ты уже дорожку эту протопаешь один раз, и второй раз, когда это произойдет, тебе над этим думать будет не нужно. Мыслечувство мгновенно проходит весь этот путь, и ты приходишь в состояние крайнего озлобления.
   Так вот задача состоит в том, чтобы не давать этому помыслу в себе действовать. Мне постоянно как священнику приходится разбирать семейные проблемы у молодых семей. Они приходят посоветоваться. Вместе или по одному. И в ста процентах случаях я могу сказать, что происходит одно и то же. Накапливаются обиды: "Он меня не понимает, я сижу дома с детьми, а он на работе. У него там жизнь, у него заботы, проблемы. Он приходит домой, я хочу с ним поговорить, я люблю своего мужа. А он поужинает -- и спать. Потому что в шесть утра ему завтра вставать. И я, конечно, его понимаю, он же устает и прочее, но мы же три года женаты, и за эти три года всего два раза поговорили".
   Или: "Она готовить не любит и не умеет. А у меня мама так вкусно готовила, такие пироги пекла! Что мне теперь, когда я голодный, маме своей звонить? Или каждый день ужинать в ресторане?"
   Вся собака зарыта в том, что мы принимаем помыслы -- обиды, гнева, осуждения, раздражительности и кучу всяких других. А что делать-то нужно? А нужно их не принимать. Легко сказать, трудно сделать. На самом деле не так уж трудно. Просто нужно знать, как.
   На этот счет у нас есть с вами общее для людей семейных и для монахов оружие борьбы, которое называется Иисусова молитва. Других средств реальной борьбы с помыслами я, честно говоря, не знаю. Иисусова молитва: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного". Или "помилуй мя, грешную".
   Почему это реальное оружие против демонов? Ну, во-первых, потому что мы называем Имя
   Божие, мы призываем Бога себе в помощь, и буквально Иисусовой молитвой заслоняемся от помыслов, как щитом.
   Когда ты попробуешь, то обнаружишь, что какая действительно борьба внутри тебя происходит. Мысль пытается прорваться к тебе в голову, а ты ей в ответ: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божие, помилуй мя грешного!" Она с другой стороны, а ты: "Нет, подожди! Господи, Иисусе Христе, Сыне Божие, помилуй мя, грешного!" Спокойно читаешь Иисусову молитву, не давая мысли думаться в голове.
   Если ты -- муж, который попытался, но не дал себе обидеться. Ты успокоился и теперь можешь вспомнить, что жена тебе с утра звонила и говорила, что у нее температура тридцать девять, а ты об этом совершенно забыл. Или что у вас заболел ребёнок, и поэтому она целый лень крутилась с ним, и у нее совершенно не было возможности приготовить тебе что-нибудь. Ты должен попытаться найти оправдывающие ее объяснения.
   Или так. Если ты жена, которой муж цветов не дарит. Ну вот совсем не дарит, а для тебя это важно и обидно его невнимание. Но ведь бесполезно же его переделывать? Ты пробовала. Получается только хуже. Ты что, враг самой себе? Зачем ты будешь снова и снова устраивать ему эти сцены, если это все равно ни к чему нс приведет? Ну да, вы неделю будете дуться друг на друга, а потом все равно -- никакой реакции. Спокойствие, все нормально, вот -- "Господи-Иисусе-Христе-Сыне Божий- помилуй-ми-грешную-я-забыла-о том-что- женшинам-принято-дарить-цветы" Я забыла, что мне это нравилось. То есть как-то попытаться себя убедить. Да, оправдать его, убедить себя, но только после того, как помысел отпал.
   В конце концов, подумайте об этом завтра. А сегодня просто защититесь от этого помысла молитвой "Господи, Иисусе Христе, сыне Божие, помилуй мя, грешного".
   Эта тактика позволит не накапливаться обиде, не впускать дьявола. Дело в том, что мы вообще так устроены, что мы торопимся жить, а дьявол не торопится. Он, как опытный охотник, способен доолго сидеть и ждать. Повода. И он его дожидается. И он в него вкладывается. А ты можешь это прозевать. Один раз прозевал, втором, третий, прошёл год, два, три, и, как мне тут одна замечательная молодая жена (года три-четыре назад повенчались) говорит: "Любовь ушла". Вдвоём пришли, она мне при нём и говорит: "Знаете, была любовь -- и нет её".
   Я говорю: "Куда делась-то?"
   -- "Ну, я не знаю, вот была, а теперь нет".
   То есть, человек уже чётко констатирует факт.
   Я говорю: "Да вы что? Как нет? Что случилось?"
   Она: "Нет. мы нормально живём. Он работает, у нас детишки, вроде всё есть, деньги есть, еда есть, а любви нет".
   Я говорю: "А что есть?" -- "А есть обида, есть раздражение, есть..." -- "Давайте начнём раскручивать".
   В основе всего лежат вот эти вот самые обидные осуждающие помыслы, которые абсолютно не были никак отражены, которые были приняты, и которые сначала просто портили настроение. Ну, есть любовь, всё хорошо, рядом с тобой замечательный, любимый тобой человек. Но вот ты приняла этот самый обидный помысел, или помысел раздражения, или ещё что-нибудь. Ну да, он испортил вам настроение на день, но потом всё забыли, и опять такая любовь, и сплошной медовый месяц, и вы друг друга понимаете. А потом еще один какой-то повод случился -- не сразу. Через месячишко.
   Ты позволяла себе думать об этом, и с подружкой обсуждать, и батюшке жаловалась, надо же что-то делать, нельзя же терпеть такое поведение мужа... А какое поведение? Ну, цветы не дарит (я условно говорю, да?). То есть, в обшем-то, ерунда какая-то! Но ты прошла этот путь один раз, второй, третий, понятно, что жизнь не складывается из чего-то одного. Здесь он не подарил цветы, там забыл поздравить твою маму с днем рождения, здесь у тебя было горе, потому что от подружки ушёл муж, -- кап-кап-кап, -- это всё накапливается, накапливается. Прошло несколько лет, и -- любовь ушла.
   Люди приходят и говорят: "Нет любви". Вот эту мысль -- нет любви -- НЕЛЬЗЯ ДАЖЕ ПРОИЗНОСИТЬ. Возникает мысль -- ЧИТАЙ ИИСУСОВУ МОЛИТВУ.
   Тут очень важно понимать, что любовь-то никуда не уходит. Просто, принимая мысли, мы позволяем дьяволу конкретно разрушать даже не отношения с мужем или с женой -- а в первую очередь... Как вы думаете, дьяволу вообще есть какие-то дело до наших отношений с мужем или с женой? Ну, очень второстепенное. Понятно, что ему всегда хорошо, когда нам плохо, но главной-то его задачей что является? Наши отношения с Богом. Вот, оказывается, почему наши отношения в браке Богу ценны. Почему Он не просто сказал нам: плодитесь и размножайтесь, и не устроил нам партеногенез. Но Он почему-то сказал: пусть будет у них любовь. Пусть это будет брак. Пусть это будет семья. Пусть человек оставит отца с матерью и прилепится к жене своей, и будут два плоть едина. Почему-то Богу это важно. Потому что через любовь брачную человек восходит к любви к Творцу. Он только тогда научается любить Бога, когда он любит свою жену. Или когда она любит своего мужа. Вот почему дьяволу так хочется разрушить любовь.
   Почему Церковь считает брак святым, а развод недопустимым? Что, жалко, что ли? Ну, пожил с одной или с одним, ну, не сложилось. Люди нравились друг другу было им хорошо, а потом прошло десять лет, и они поняли, что они -- чужие люди, и по-хорошему разошлись. А почему Церковь против-то? Была одна любовь -- стала другая. А оказывается, здесь очень важная вещь: именно через любовь к мужу и к жене, продираясь через эти самые искушения, помыслы и прочее, прочее, прочес -- мы только тогда приходим к настоящей Любови.<...>
   Нужно вкладываться в того человека, которого ты любишь. И самое важное, что нужно понимать. Что даже если жена попадется "плохая" -- это не повод для того, чтобы жалеть себя, несчастненького (как же так, вот у Васи такая жена замечательная, а мне досталась -- ни рыба ни мясо). Это уже помысел, который принимать нельзя ни в коем случае. Самое удивительное, что, как правило, мы не видим того, что происходит в нашей голове и в нашем сердце. У большинства людей большая часть помыслов живут годами. Они их даже не регистрируют. Они не замечают тех мыслей, которые в них происходят. Ведь это интереснейшая вещь.
   Когда мысль только приходит в голову, она называется словом "прилог" в православной аскетике. Когда нам эта мысль предлагается, но она ешё не наша, Больше того, если мы эту мысль, допустим, даже какую-то очень греховную, сразу же отсекли, как только она возникла, нашего греха нет вообще. Но, как правило, на стадии прилога мы мысли не регистрируем. Мы их замечаем уже на стадии результата. А когда ты в процессе, ты ничего не замечаешь.
   Но есть золотое правило: бороться с помыслом в тот момент, когда ты его заметил. Так вот очень важно начать хотя бы со стадии результата. Пускай этот помысел уже произвел свою разрушительную работу почти на сто процентов. Но ты это заметил, и, сидя на руинах, -- начинай бороться. Начинай читать Иисусову молитву и не впускай уже эти плоды в свою голову, не впускай. Если ты честно начнёшь это делать, в следующий раз ты уже заметишь этот помысел чуть-чуть раньше. Если ты не начнёшь этого делать, в следующий раз будет хуже и позже.
   Иисусова молитва обладает таким свойством: она делает бесу плохо. Имя Божие буквально беса жжёт. Вот представь себе: он тебя так душил-душил, и вдруг твое горло стало таким горячим, что его лапки стали дымиться. Первый раз он не поверит. Ему будет больно, но он будет продолжать тебя душить, надеясь, что ты сейчас перестанешь, и опять в привычную колею ему угодных помыслов вернешься. И поэтому по первости эта борьба выглядит абсолютно безнадёжной. Ты читаешь Иисусову молитву, а он всё равно с этой стороны прорывается, ты пытаешься не пустить его, а он опять лезет, лезет, лезет.
   По первости все кажется безнадёжным и совершенно несоизмеримым с нашей жизнью, тебе же много о чём ещё надо думать. Но это не так, потому что, когда помысел тобой обладает, ты всё равно ни о чём другом думать не способен.
   Бороться придётся долго. Пока дьявол не поймёт, что ты вообще серьёзно, а не просто решил: дай-ка я сегодня попробую, а, ну, не получилось, значит, всё, не буду этим заниматься. Вот он надеется, что ты так и поступишь. Ему важно доказать, что он не отстанет, но если он увидит, что ты будешь идти до конца, то в следующий раз всё будет уже проще. То есть, если в первый раз тебе- пришлось бы потратить на этот помысел обиды целый вечер, а потом она вновь просыпалась и душила, или ты просыпался и снова возвращался к Иисусовой молитве, то в следующий раз всего полчаса потребуется. А потом, когда ты уже освоишь эту молитву, то тебе, может быть, один раз будет достаточно её прочитать и дьявол сбежит. Здесь просто важно проявить упорство.

www.pravmir.ru

Источник: Журнал "Наследник"

   ***
   Идет война. Жестокая война!
   И я почти без отдыха сражаюсь!
   Израненная, горечи полна,

Я вновь и вновь в атаку поднимаюсь!

   Не дам врагу попрать мою любовь! Воюю я за тех, кто мне так дорог,
   И веры щит я поднимаю вновь,
   Когда от слез моих промокнет порох.
   Я -- рядовой, без званий и наград
   За Господа любимого сражаюсь.
   Он -- Полководец мой, а я -- его солдат,
   И на Него смиренно полагаюсь.
   Коварен и хитер жестокий враг,
   То тут, то там в засаде поджидает, Когда в душе отчаянье и мрак,
   Он тут же с новой силой нападает! И вот, когда нет мужества стоять
   И стрелы вражьи всю меня пронзили, У Господа я помощи прошу - Чудесно снова возрастаю в силе!
   Я слабая, но с Господом сильна!
   Трусливая, но с Господом отважна!
   Господь со мной! Он в сердце у меня!
   Все остальное мне уже не важно!
   Ирина Куль
  

0x08 graphic
0x01 graphic

0x08 graphic
0x01 graphic

НЕЛЬЗЯ ЛЮБИТЬ НАПОЛОВИНУ

   0x08 graphic
Сразу же оговорюсь, что речь идёт не о браке, зарегистрированном в загсе (который признается Церковью как брак, хотя и
   невенчанный), а о сожительстве без регистрации венчания, именуемом почему-то "гражданским браком", поэтому я беру это выражение в кавычки и далее для удобства буду называть это явление так. Такое словосочетание получило очень широкое распространение. Новомодные психологи рекомендуют пожить а таком "браке", кинозвезды и другие публичные люди не стесняются рассказывать на страницах журналов о своих свободных, "без штампа", отношениях. Почему людей привлекает жизнь в таком "браке"? Ответ очень прост. Все атрибуты настоящего брака есть, а ответственности -- никакой. "Гражданский брак" иногда называют пробным, то есть молодые люди хотят проверить свои чувства и пожить как муж и жена

"понарошку", а потом зарегистрироваться. Хотя

   иногда регистрации речь вообще не идёт. Муж и жена -- самые близкие друг другу люди, даже ближе, чем дети родителям. Спрашивается, а можно ли быть пробным отцом или матерью? То есть родить ребенка, а если не понравится, сдать в детский дом? Мало кто будет спорить, что это безнравственно. Если любишь, то на 100 процентов. Нельзя любить наполовину, особенно супруга или супругу. Это не любовь, а недоверие, неуверенность в любви, именно она и лежит в основе "гражданского брака". Известно сравнение, что в подобном союзе живут как бы с открытой дверью, так что всегда можно сбежать. Но если в доме всегда открыта дверь, то жить в нем холодно, неуютно и опасно.
   Однажды на исповедь пришла ко мне девушка и сказала, что живет с парнем без штампа. И начала оговорить про свободные, неформальные отношения. Я сказал ей: "Да вы же просто не уверены, любите ли его". Она подумала и ответила: "Да, вы правы, я не знаю, смогу ли с ним прожить жизнь". Но если вы не уверены в своих чувствах, просто дружите, общайтесь, но не называйте это браком, не требуйте всего и сразу. То есть самого главного в этом "браке" нет -- настоящей любви и доверия друг к другу,
   В Интернете есть сайт "Пережить.ru". Он оказывает помощь тем, кто расстался с близким человеком. Автор этого сайта пишет про людей, которые уже несколько лет живут в "гражданском браке": "В шестнадцать -- двадцать лет они начали жить так называемым гражданским браком, и это длится три-четыре, а чаще -- пять лет. Потом вдруг приходит понимание, что нужно что-то менять, что это путь в никуда. Начинается подготовка к свадьбе, порой уже покупают кольца. И тут они расстаются навсегда. Некоторые даже успевают пожениться, но брак практически сразу распадается. И такой финал закономерен. Мы недооцениваем воспитательной роли "гражданского брака", а ведь его неспроста так пропагандируют психологи столь не любимого мною "глянца". Такая форма совместной жизни вовсе не подготовка к браку, а совершенно иной путь. Это школа безответственных наслаждений".
   Поэтому люди в "гражданском браке" и живут довольно мирно, потому что бесы их не искушают -- зачем сворачивать людей с гибельного пути? И когда после нескольких лет такого лжебрака они решают пожениться и вдруг осознают, насколько резко придётся изменить свою жизнь, возложить на себя какие-то обязательства, -- это приводит к тяжёлым последствиям. Школа безответственных наслаждений не может подготовить к поступлению в академию ответственности и любви.
   Любовь -- это не вздохи на скамейке, как сказал поэт, а взаимная ответственность. Её-то как раз, особенно у мужчин, в "гражданском браке" нет. В одном, кстати, совершенно светском журнале прочел: "Для женщины "гражданский брак" -- иллюзия семьи, а для мужчины -- иллюзия свободы". Женщины, находясь в подобном сожительстве, чаще всего хотят узаконить отношения. И понятно, почему. Каждая женщина -- потенциальная мать и не хочет, чтобы ребёнок рос без отца и материальной поддержки. Опять же на алименты, наследство, квартиру рассчитывать трудно. Интересно, что женщина, как правило, называет своего сожителя мужем, а мужчина свою "гражданскую жену" -- любовницей, сожительницей, подругой, и лишь некоторые -- женой. Мужики понимают, что ничего не теряют. Ребёнка-то растить придётся матери, а деньги взыскать с такого "мужа" -- дело весьма трудное.
   Людям хочется иметь семью, домашний очаг, любить друг друга, но культ распущенности, наслаждений и безответственности засосал многих. Люди пытаются найти счастье в "Гражданском браке" и не находят. Это лишь способ уйти от реальности, забыться и забыть то, что настоящее счастье возможно, лишь когда супруги верят друг другу, любят и отвечают друг за друга перед Богом и людьми.
   Упомяну про духовную сторону этого вопроса. Люди, которые пребывают в сожительстве, ставят себя вне нормальной церковной жизни, и они это чувствуют. На исповеди очень редко кто не осознаёт, что это большой грех, и не кается в нём. Существует мнение: если лиц, находящихся в "гражданском браке", не допускать до причастия, то это их оттолкнёт от Церкви и они вообще никогда не придут к Богу. Думаю, что это сущая ерунда. Задача священника не привлекать любой ценой в храм, а указывать путь к спасению, иногда направляя и вразумляя. Я, например, придерживаюсь строгого правила не допускать живущих в "гражданском браке" до причастия. И не припомню (хотя, может быть, и было такое), чтобы люди потом покидали Церковь. После я их неоднократно видел в храме, а некоторые даже заключали законный брак, венчались. Всё зависит от того, как поговорить с людьми.
   Обычно я вежливо говорю, почему причащаться пока рано: сначала нужно разобраться в своих отношениях и либо зарегистрировать брак, либо не жить вместе. Это не значит, что люди должны полностью порвать все отношения. Они лишь не должны жить плотской жизнью, ведь не всё к этому сводится. Может быть, они одумаются и поженятся. Но до этого приступать к причастию нельзя. Это всё равно, что приходит причащаться человек, который два дня назад впал в блуд и говорит, что и завтра сделает то же самое. Запрещение причастия -- это не отлучение от Церкви, не анафема; это -- епитимья. Ясно, что человек немощен, ему нелегко бывает сразу изменить жизнь, он может ходить в храм, молиться, исповедоваться, но приступать к Чаше в состоянии постоянного, непрекращающегося греха нельзя -- это поругание Таинства.
   Нельзя говорить человеку, что чёрное -- белое, а его грех -- норма. Если Церковь ему не скажет правду, то кто? Сознание того, что "гражданский брак" ставит его вне евхаристического общения, вне Чаши, может сильно повлиять на его жизнь. Ко мне пришла как-то женщина. Она хотела причаститься, но сказала, что много лет живёт в "гражданском браке". Я принял её исповедь, побеседовал, но сказал, что с причастием придётся повременить. Она всё поняла, уговорила своего мужчину зарегистрироваться и была потом очень благодарна. Случай этот, слава Богу, не единственный.

Священник Павел Гумеров.

Из книги "Малая Церковь"

0x08 graphic
0x01 graphic
0x08 graphic
0x01 graphic

О ГРЕХЕ ОСУЖДЕНИЯ

   Ожидая похвал и одобрений и не получая их, мы раздражаемся, досадуем, теряем покой, увлеченные самовозношением, мы преисполнены зависти к совершенствам других людей! Мы прямо-таки не можем переносить достоинства и совершенства, заслуживающие возвышения, какие мы видим у других, и всячески пытаемся унизить, очернить, любым способом затушевать или перетолковать в худую сторону достоинства и заслуги других! А вот недостатки их, напротив, с любопытством и удовлетворением разузнаем, как бы через микроскоп рассматриваем и с величайшей нетерпимостью относимся к ним. Отсюда происходит тяжелейший грех, страшная проказа нашего духа -- грех осуждения.

0x08 graphic
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

   Мы не имеем права судить ближнего никаким образом. Потому что мы ему не давали жизнь, мы его не воспитывали, он нам неподотчетен, а поэтому никакого права, власти мы не имеем осуждать, судить поступки других людей. Всем нам судья -- Господь. Поэтому суд людей, которые любят осуждать ближнего, является судом неправеднейшим, потому что он недействительно отображает состояние осуждаемого. По словам и действиям ближних, часто не имеющим в себе ничего преступного и греховного, но подвергающимся перетолкованию со стороны людей злоречивых, любители осуждения часто приписывают ни в чем не повинным тяжкие, грубые
   грехи и об этих "грехах" рассказывают всем и тайно и явно порицают, осуждают и унижают ближнего. <...>
   Может быть, человек, который согрешил, в тиши своего уединения перед Богом оплакал свои грехи, осудил себя. И пред Господом он уже стоит более оправданным, нежели те хулители, которые его судят, подобно тому как мытарь вышел из храма более оправданным, нежели осуждавший его фарисей. И потому фарисейский суд злоречивых людей всегда неправедный, всегда преступный, всегда самозванный и осудительный.
   Тяжек грех осуждения ближнего. Заповедано ведь нам любить друг друга, нам заповедана любовь, братолюбие. И все любители этой клеветы, этих сплетен, тяжко согрешают против этой заповеди. И кому уподобляются такие клеветники, такие злоречивые люди, которые злорадно, злоречиво осуждают ближнего? Такие люди уподобляются исконному человекоубийце -- дьяволу, которому ненавистна всякая истина и любовь, который всегда радуется злу и ищет его, старается, чтобы доставить ему торжество. Они уподобляются злобному клеветнику, который клеветал пред Богом на праведнейшего Иова. И много, много зла причиняют вот такие клеветники, злоречивые окружающим. И конечно, ждет их нехорошая участь. Ибо наказание им будет вместе с дьяволомклеветником. Ведь благодаря этой клевете, злоречию сколько достойных людей лишаются заслуженного ими уважения и чести со стороны ближних! Сколько эта клевета и злоречие внесли и вносят разлада в добрые семейства! Супругов, искреннейших друзей делают врагами, пробуждают недоверие к людям, заслуживающим доверия; не допускают достойных, талантливых людей до высокого служения, а открывают дорогу для такого служения людям ничтожным, бездарным. Вот насколько преступен, насколько вреден для общества, для государства грех -- клевета, злоречие, осуждение. Поэтому надо нам бояться этого греха. Памятовать всегда заповедь Христову: не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены... (Лк. 6, 37).
   Нам самим надо смотреть за собою, за своими грехами, за своими пороками и исправлять их, но не пересуживать поступки наших ближних. <...>
   Преподобный Виталий Александрийский, живя в Александрии, днем нанимался на работу, а по ночам ходил в дома падших женщин. И все жители города и в глаза, и за глаза считали его развратником. А между тем он заработанные деньги давал этим женщинам на пропитание, чтобы их предостеречь от греха. Андрея, Христа ради юродивого, жители города считали безумным, плевали на него, даже били его, всячески смеялись над ним. Но, тем не менее, он был великим угодником перед Богом. Поэтому никак нельзя судить поступки ближнего нам, грешным.
   И еще -- насколько тяжек грех осуждения. В Житиях святых повествуется о таком случае. Однажды к некоему подвижнику Иоанну пришел один старец из другой обители, чтобы взять у него благословение. Иоанн спросил: "Ну, как там живут собратья мои?" Тот отвечал: "Слава Богу, вашими молитвами". "А как живет вот такой-то инок, о котором ходила нехорошая молва?" -- "Худо живет и не исправляется, по-прежнему худо живет". Тогда Иоанн воскликнул: "О! Горе ему!" И с этими словами он впал в забытье, впал как бы в сон. Во сне он увидел, что стоит пред Голгофой. На Голгофе Спаситель -- среди двух разбойников. Когда он хотел приблизиться, поклониться Спасителю, то Спаситель говорит Ангелам: "Изгоните его, потому что он антихрист, он осудил брата прежде Моего суда". И когда Ангелы стали его выгонять, то мантия его зацепилась и осталась там. Он быстро проснулся, проснулся в трепете, в страхе. Вздохнул и говорит: "Да, тяжек для меня сей день!" Брат спрашивает его, в чем дело. И он ему об этом сне рассказывает: "То, что мантия у меня там осталась, это говорит о том, что лишился я покровительства и благодати Божией за грех осуждения". И он семь лет молился о прощении этого греха. Он не вкушал хлеба, в келию не входил, никого не принимал, ни с кем не разговаривал. И вот по истечении семи лет Господь в сонном видении явился ему, возвратил ему мантию, из чего он узнал, что Господь простил ему этот грех. Таковы священные предания и примеры, и наставления Божии. <...>
   Осуждать себя и исправлять свои немощи, свои грехи, свои привычки, пороки, которых у нас у каждого бесчисленное множество, -- вот это доброе дело, это наша священная обязанность. И мы должны это делать, иначе мы не спасемся. Мы должны постепенно восходить от силы в силу. И лишь через такое самоисправление, очищение, исправление себя, своих грехов и может открыться свободный вход в Царствие Небесное, которое Господь обещал всем любящим Его открыть.

Архимандрит Кирилл (Павлов)

0x08 graphic
0x01 graphic


0x08 graphic
0x01 graphic

ГОСПОДЬ РЯДОМ С НАМИ

   А мы надеялись было... (Лк. 24, 21). Тяжелые разочарования приходится переживать, когда всё рушится, на что надеялся: внутри смущенье почему это так случилось? И впереди всё темно и безотрадно! В такие минуты припоминаются слова почему вы печальны?.." (Лк. 24,17) и все, что за этим последовало.
   Печальные, глубоко разочарованные люди идут по дороге: они всё потеряли, и им так тяжело! Иисус приблизился "и пошел с ними" - но они его не узнали! И к нам Он приходит, приближается и с нами идет, когда мы печальны, но мы смотрим в свое горе и Его не узнаем! Долго не узнаем Того, Кто рядом идет!
   Отчего вы печальны? Разве Он не знает? Почему же спрашивает? Конечно, знает, но Он хочет, чтобы они Ему высказали всё сами, потому что именно это нужно им.
   Они начинают изливать свою скорбь, которая заключается в разочаровании: "А мы надеялись было...". И все не узнают Его! Он говорит с ними так, что у них сердце горит от Его беседы, им делается светло, тепло, и хотя горе их еще как будто не снято, потому что они не узнали Его, но слова Его так утешительны, что они не могут расстаться с Ним и просят: "Останься с нами!"
   И Он остался. Затем последовала радость и новая жизнь -"уверенность в невидимом" (Евр. 11, 1). Он скрылся с глаз их, но они твердо шли вперед, "зная в Кого уверовали" (2 Тим. 1,12), - печаль их обратилась в радость (Ин. 16, 20).
   Так, именно так и с нами: надо Ему всё сказать, хоть и не знаем Его еще, потому что Он идет подле и заговаривает с нашей душой; пусть она ответит Ему. Он ей опять ответит и, применившись к ее состоянию, захватит ее так Своею беседою, что в ней загорится новый огонь и она скажет Ему: "Останься со мною"! И Он останется, и откроется ей так, что она узнает Его и возлюбит Его, возрадуется о Нем, доверится Ему и в этом доверии найдет мир.

Из книги "Каждый день - подарок Божий.

Дневник православного священника"

ДАРУЙ МНЕ ГОСПОДИ ЗРЕТИ МОЯ ПРЕГРЕШЕНИЯ

   Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения (из молитвы Ефрема Сирина). Снова и снова обращается к нам слово Божие: всячески действует Господь. Он не оставляет человека в покое, потому что в этом своем покое человек черствеет, и почва его сердечная, засохшая и затвердевшая, может, наконец, стать неспособною принять Слово Божие.
   Оно коснется лишь поверхности, как сказано в притче о сеятеле, и пропадет, потому что почва его внутрь не приняла. Благодарение Богу за всё, чем Он переворачивает эту твердую землю, чтобы сделать ее рыхлою, мягкою и открыть в ней отверстие для Слова Своего!
   Нужда, болезни, скорби, безысходные наши беды - всё, что являет нам наше бессилие и нищету, - это Божий плуг, переворачивающий землю, это Божии посещения. Он хочет прорезать глубокие борозды в этой безжизненной непокорной почве, чтобы сделать ее способною воспринять живое семя.
   Глубокие борозды сокрушения и сознания своего греха вот почва, благоприятная для принятия Слова Божия, вот значение и плод поста, к которому мы приступаем в память сорокадневного поста Иисуса Христа за грехи наши.
   Много есть примеров и в Ветхом Завете, когда назначался пост для того, чтобы опомнились люди, смирились, осознали свой грех, исповедали его и отступили от него. В этом смысле молим и мы теперь: "Даруй ми зрети моя прегрешения".
   Повторяем это, коленопреклоненные, много раз, но как и для чего? Неужели для того только, чтобы устами произнести желание увидеть грехи свои, а душой даже и не взглянуть на них или же, увидав их вскользь, потом еще ближе прижать их к сердцу и не расставаться с ними никогда? 11рикрыть поскорее свои раны, спрятать их от собственных и чужих глаз и оставить их только прикрытыми, нo смердящими и гниющими в сердце!
   Зачем же "мне зреть свои прегрешения"? Неужели, чтобы утаить их вновь в душе и еще покойнее ужиться со смертельными своими язвами? Сатана усердно закрывает их от нас, залепляет их грязным тряпьем, под которым они гниют все больше и разъедают душу.
   Бог раскрывает раны, потому что Он Врач души; обнажает, срывает тряпье, чтобы исцелить! Этого просим мы, взывая: "Даруй ми зрети моя прегрешения!" Лишь бы только взывали мы искренно, лишь бы не смотрели легко на тот грех, который пригвоздил Сына Божия ко Кресту! Даруй же мне "зрети моя прегрешения", проникнуться ими, возненавидеть их и отвергнуть их навсегда!

Из книги "Каждый день подарок Божий.

Дневник православного священника"

СРЕДСТВО ИСЦЕЛЕНИЯ

Моисей, раб Мой, умер; шпак, встань (Нав. I, 2).

   Едва ли Иисус Навин в минуту поразившего всех горя чувствовал себя в силах повиноваться Богу и сразу предстать пред толпой. У людей обыкновенно является естественная потребность отдаться сперва в одиночестве своей скорби. Потрясенные внезапным ударом, они большею частью нуждаются в тишине и одиночестве, потребность эта - от невольного страха перед минутой возвращения к жизни.
   Одиночество, пустота захватывают душу. Долго жили вместе, всё делили, а теперь один взят, а другой оставлен! Оставлен без поддержки, без земной опоры! Как сжимается при этом сердце; как хочется спрятаться от людей, пока не пройдет первый приступ жгучего горя!
   Однако Господь зовет и нас, как Он звал Иисуса Навина, встать и следовать за Ним.
   Сколько мы ни будем лелеять наше горе, мы его не вылечим. Одно средство исцелить сердечную рану - обратить ее к Господу, забыться в Нем и встать во Имя Его на помощь другим. И заметим, что Господь не велит этому преемнику Моисея встать одному, Он говорит: "Я буду с тобою; не отступлю от тебя и не оставлю тебя".
   Я заполню пустое место; Я не только не оставлю, но не отступлю от тебя ни на шаг, только встань и иди служить Мне. Простирайся вперед, не страшись будущего. Вся твоя крепость, защита, мудрость, бодрость, утешение в этом: "Я с тобой".
   Встанем и мы п пойдем за Ним. Предадим Ему нашу скорбь и пойдем с Ним навстречу мировой скорби. Придется идти вдоль потока неисчислимых человеческих горестей; там мы похороним наше личное горе и будем утешать других "тем утешением, которым Бог утешает нас" (2 Кор. 1,4).

Из книги "Каждый день подарок Божий.

Дневник православного священника"

25

  
   0x08 graphic
О ЗАБЫВЧИВОСТИ

ИЗ ВРАЧЕБНОЙ СОКРОВИЩНИЦЫ СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА ЗАДОНСКОГО

   Забывчивость - недуг сколь обычный нашему уму, столь же и вредоносный. Свт Тихон лекарство от этого недуга извлекает из самого простого слова ? ОСМОТРИСЬ.
   "Слышим часто - пишет святитель в своем Задонском уединении ? что люди людям в различных случаях говорят: "Осмотрись!".
   Тем более надо сказать слово это осмотрись, отрекся ты сатаны и злых дел его, не обратился ли снова к нему злым и развращенным житием своим? Осмотрись. Обещал ты работать верой и правдой Христу Господу, умершему и воскресшему за тебя, но вместо того не работаешь ли греху?...
   Всем нам подобает встать перед судом Христовым. Суду тому - суду Божию, а не человеческому предстанешь и ты. Вспоминаешь ли страшный день этот и имеешь ли светильник горящий и елей в сосуде, и готовишься ли к сретению грядущего Судии?
   Осмотрись... Осмотрись душа моя, как живешь, как общаешься, как поступаешь, говоришь и мыслишь...".
   ВАШЕ ПРЕПОДОБИЕ...
   0x08 graphic
1903 год останется навеки достопамятным в сознании русского народа. Всколыхнулось живое море русское. В скромном уединенном монастыре Саровском отовсюду собрался под главенством царя-батюшки православный русский народ, собрался, чтобы почтить прославленного Богом подвижника - а своего молитвенника и печальника - преподобного старца Серафима.
   Начались церковные торжества в честь угодника Божия и обильным потоком полились благодатные дары исцеления.
   Вот на самом берегу благодатного источника о. Серафима собралась кучка народа. Среди неё стоит средних лет мужчина. Это бывший хромой. Он только что получил исцеление и теперь сжигает костыли, без которых не мог сделать и шагу в продолжении двенадцати лет. Теперь они ему не нужны, и он уничтожает их, как тяжелое воспоминание о мучительном недуге.
   Вот приносят на источник хромую девушку. Она издалека прибыла в Саров, нигде не находя помощи от тяжелого недуга, который в течение 18 лет держал её на одре.
   Долговременная болезнь не поколебала её твердой веры. Она полна надежды, что Преподобный Серафим хочет и может помочь ей. Её глаза полны радости. Она глубоко убеждена ,что угодник Божий даст ей исцеление. И твердая её вера не посрамляется. Три раза по её просьбе, родные окунают её в источник, и после третьего раза ноги больной крепнут и от тяжелого недуга не остаётся и следа. Вдова казака Анна Ивлева прибыла в Саров из Семиреченской области. Вот уже девятнадцать лет она лишена зрения и влачит жалкую участь. И эта женщина погружается в чудодейственный источник и с глаз её, как чешуя, спадает слепота. И снова для неё светел Божий мир и снова открыты все красоты его - дело рук Творца и Промыслителя.
   Перед нами ещё юная девушка. Девушка страдает истеричностью. Тяжелые припадки не раз приводили в ужас всех близких ей лиц. Её в экипаже подвозят к благодатному источнику, окунают в холодных струях его, и больная по свидетельству сестры своей, чувствует значительное облегчение, припадки прекращаются и желанное спокойствие водворяется в душе юной страдалицы.
   В Саровскую пустынь приехала мать с маленькой девочкой. Девочка слепая. Кроткое, нежное существо! Они приехали помолиться Преподобному, веруя, что он может избавить ребенка от слепоты. И что же? В Сарове мать с дочерью приходят к источнику Преподобного Серафима. Ребенку дали выпить воды из него. Она пьет и мать слышит: "Мама, мама! Я тебя вижу!" Мать затряслась вся от радости. Не верит ушам своим:
  -- Моя девочка! Ты меня видишь?
  -- Вижу ,мамочка, вижу. Вот ты стоишь слева.
  -- Да, да, детка, я слева от тебя.
   Вот у мужских ванн около моста раздались протяжные крики. Все бросились туда. Там у источника два здоровых парня держали под руки слабого, бьющегося в конвульсиях старика. Окатили его трижды холодной струей из святого источника. Старик вздрогнул и выпрямился. Он более не нуждался в помощи тех добрых и здоровых парней, которые помогали ему подойти под струи источника. Сколько радости, сколько желания снова жить читалось в глазах этого человека. Он торопливо оделся. Он спешил, так как у часовни его ожидала с нетерпением жена.
   Вот этот 63-летний старик вышел к народу, он шел бодро и слезы ручьем лились из его глаз. Жена сначала не поверила своим глазам, а затем со слезами радости бросилась к ногам своего мужа.
   0x08 graphic
Весь народ разделил радость этих стариков-супругов и спешил с ними в часовню...
  
   К 10-ЛЕТИЮ ПАМЯТИ
   А. А. ЛОГУНОВА
   Мои воспоминания об Алексее Андреевиче Логунове.
   Моя встреча с Алексеем Андреевичем Логуновым произошла в 2002 году. В этом году я пришла в храм в честь иконы Божией Матери "Нечаянная Радость". Храм уже принимал своих прихожан, начала действовать воскресная школа. Когда я пришла в храм, а это было в воскресенье, в воскресной школе шли занятия. Мне пришлось дожидаться перерыва. В перерыв я зашла в класс и увидела Алексея Андреевича. Он был больше похож на священника с широкой темной бородой и внимательным взглядом. Мне нужно было что-то узнать, я
   спросила Алексея Андреевича, он мне ответил, я поблагодарила и направилась к выходу.
   "А Вы, случайно, стихи не пишите?" - спросил Алексей Андреевич. Я вернулась. "Нет, я стихи не пишу, - ответила я. - Я пишу прозу".
   "А, ну вот давайте приходите к нам в литературный православный кружок" - пригласил
   Логунов. Так Господь послал мне встречу с православным писателем Алексеем Андреевичем Логуновым. Занятия литературного православного кружка проходили в воскресной школе почти в домашней обстановке за чашкой чая, каждый читал свои произведения, остальные высказывали свои мнения. Алексей Андреевич делал свои поправки, советовал. Когда я отдала ему на прочтение свои рассказы, он прочитал и сказал: "Надежда Ефимовна, из Ваших рассказов может получиться хорошая книга, пишите, совершенствуйте свои рассказы". И я стала писать и в тем 2002 году у меня вышла первая книжка. Алексей Андреевич радовался этому, не меньше чем я, он устроил презентацию моей книжки в помещении где проходили занятия литературного православного кружка.
   Несколько человек по очереди читали мои рассказы. Алексей Андреевич и потом интересовался моим творчеством и, когда я заходила к нему, он просил почитать новые рассказы. В 2007 году я собрала все свои рассказы, написанные за трехлетний период, и выпустила книжку "Ноев
   Ковчег" приложением к журналу "Православный Новомосковск". Помогла мне в этом директор
   типографии Денисова Нина Васильевна, за это я ей очень благодарна. Издание православного журнала Алексей Андреевич поддержал и на первых порах он оказывал поддержку, а начиная с пятого номера я работала самостоятельно.
   Помню он мне сказал: "Ты сама теперь знаешь, что надо и как надо!"
   Одно время я много думала о том, как мне писать мои рассказы, каким литературным стилем и поделилась об этом с ним.
   Потом через некоторое время мы с ним встретились и он мне сказал: "Пиши как писала, я почитал твои рассказы, ты пишешь как кружева плетешь!"
   В 2009 году, в марте отмечалось 70-летие Алексея Андреевича Логунова и презентация его книги "Сударыня Книга, сказания Тульского края". Юбилей писателя и презентация книги проходили в городской библиотеке N9. Алексей Андреевич выглядел бодро, был весел, шутил. У него много еще было задумок, планов, он собирался выпустить еще свои книги. В моей душе осталась добрая память об Алексее Андреевиче Логунове, как о православном писателе и человеке.
   Ученица писателя Надежда Лысенко
   К сожалению Алексея Андреевича нет с нами. Он отошел ко Господу 26 октября 2009 года. В день всеми почитаемого образа Пресвятой Богородицы Иверская.
   Но, Алексей Андреевич остался в своих произведениях: рассказах, сказках, стихах, которые рождались проходя через его любящее, доброе сердце.
   Героями его книг были добрые и трудолюбивые люди, и даже если сбивались они с пути, то по законам совести всегда находили дорогу к справедливости и правде. Да и названия книг говорят сами за себя: "Богатырский каравай", "Голубые острова", "По русскому обычаю", "Колосок с Куликова поля", "Мой пшеничный сноп", "Ключевские жаворонки" и др.
   Но особенно, в последние годы жизни, он всецело посвятил себя служению Богу - своим творчеством. Какие стихи он посвятил Божией Матери! Он писал о блаженных и святых, о мучениках и праведниках, о святых церквях, о священнослужителях и о прихожанах. Р.Б. Алексей старался исполнить заповедь Божью своей любовью к людям. Он любил людей просто за то, что они есть. Каждый для него был интересен, в каждом он видел искру Божью и таланты присущие, только этому человеку.
   А как он мог утешать, рядом с ним даже самый неудачный и хмурый день превращался в солнечный и праздничный.
   Наталья Алексеевна ЛОГУНОВА, дочь писателя

Братья и сестры!

Служба сестер милосердия ждет Вас. Больные нуждаются в Вашем уходе и добром, ласковом слове. Приглашаем молодых прихожан. Обращаться в часовню, расположенную при городской больнице к Галине Алексеевне, в субботу и воскресенье в 11 часов.

   0x08 graphic
0x01 graphic

Дорогие читатели!

Не используйте газету в хозяйственных нуждах, не жгите,

а передайте читать близким, знакомым и другим людям.

Православный Новомосковск N1 (22) 2019г.

Редактор: Надежда ЛЫСЕНКО

Духовное окормление: игумен АГАФАНГЕЛ настоятель Свято-Успенского мужского монастыря

Тираж 250 экз.

Можно передать в библиотеку. Помните о том, чтобы выпустить газету необходимо вложить немало финансовых средств и приложить много усилий

  
  
  
  
  
  
  
  

6

  
  
  
  
  

8

  

7

  

2

  

18

  

19

  
  
  

26

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   В
  
   память
  
   о
  
   первом
  
   настоятеле
  
   монастыря создан музей, где собраны
  
   экспонаты, рассказывающие о жизни и
  
   служении отца Лавра. Рядом с музеем
  
   находится
  
   "Аллея
  
   памяти".
  
   Над
  
   святыми вратами появился маленький
  
   храм в честь святых мучеников Флора и
  
   Лавра.
  
   Все
  
   вышеперечисленное
  
   создано
  
   стараниями
  
   отца
  
   Елисея,
  
   который
  
   временно
  
   исполнял
  
   обязанности настоятеля.
  
   6
  
  
  
   ноября
  
   2018
  
  
  
   года
  
   в
  
   день
  
   праздника
  
   иконы
  
   Божьей
  
   Матери
  
   "Всех
  
   скорбящих
  
   радость"
  
   настоятелем
  
   монастыря
  
   стал
  
   игумен
  
   Агафангел.
  
   В
  
   этот день состоялось торжественное посвящение его
  
   в новую должность.
  
   Елизавета Федоровна с супругом великим князем Сергеем Александровичем
  
   Церковь Святой Марии Магдалины в Гефсиманском саду
   в Иерусалиме
  
  


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"