Лысенко Надежда Ефимовна : другие произведения.

Православный Новомосковск N2

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


   Издается по Благословению Высокопреосвященнейшего Митрополита Тульского и Ефремовского Алексия
  

УГОЛОК МОЛИТВЫ, СВЕТА И ТЕПЛА

   В октябре 2008 года по благословению наместника Святого - Успенского мужского монастыря архимандрита Лавра при городской больнице появилась часовня. А в 20011 году часовня отметила свой 3-летний юбилей и годовщину службы сестер милосердия. Я беседую с Галиной Алексеевной старшей сестрой службы милосердия с сестрами Татьяной и Людмилой. Интересуюсь у Галины Алексеевны: "Как отнеслись больные к появлению часовни?"
   "Прежде всего - говорит Галина Алексеевна. - Все сестры хотели бы выразить искреннюю благодарность гл. врачу больницы Сажину В. П. зав. Онкологического отделения Демину М.Н. за их внимание, понимание и поддержку в нашей работе. А вначале - продолжает Галина Алексеевна, - нас приняли за секту, когда мы ходили по палатам ветеранов и предлагали иконки, литературу. Но потом постепенно начали заходить сначала родственники больных, подавали записки о здравии своих близких, ставили свечки. Потом и больные стали приходить в часовню. Часовня создавалось для молитвы, главное молитва и батюшка так хотел, чтобы здесь молились.
   Приходят больные перед операцией, волнуются, молятся о помощи перед иконами Спасителя, Богородицы перед иконами святых, а потом после операции приходят радостные заказывают благодарственные молитвы..." Известно, что тело и душа неразрывно связаны между собой. Святые отцы говорят, что если болит душа, страдает тело, и нужно лечить душу теплом, ласковым словом, утешением, духовной литературой. И в часовне есть хорошая духовная библиотека. "Библиотека начала создаваться с того, что отец Лавр принес православную литературу - рассказывает Галина Алексеевна" - А потом и другие стали приносить, прихожане помогают. Литература самая разная: богослужебные книги, таинство церкви, православные святыни, жития святых, наставления святых отцов, о семье, произведения православных писателей. Как поддержать человека, когда он в больнице, предложить почитать хорошую духовную литературу, очень это помогает, оказывает духовную поддержку. Желающих читать много и часовню завели тетрадь и выдаем книги по записи, чтобы все могли почитать нужную книгу.
   Разговор продолжает сестра милосердия Татьяна. " Сейчас каждый четверг из Свято - Успенского мужского монастыря по благословлению отца Лавра приходит причащает больных о. Иероним, количество больных доходит до 15 человек, 10 человек в часовне и 5 человек по палатам. Мы все как одна семья, мы все любим друг друга. Когда не было Галины, мы все волновались, когда я прихожу к больным, я забываю о своем горе. Я думаю о том, что больным нужна моя помощь и у меня на душе от этого хорошо".
   Каждое воскресенье в часовне читаются Акафисты Спасителю и Богородице. Трудности еще сохраняются - говорит сестра милосердия Людмила, - Нас еще мало, не хватает людей. В часовню зашла пожилая женщина - больная, и когда уходила сказала: "Спасибо, утешили вы меня".
   Вот такой уголок молитвы света и тепла при городской больнице, и тепло его и свет распространяется не только на больных, но и освещает все вокруг.
  

Надежда Лысенко

  

ЛЕКАРСТВО ДЛЯ ДУШИ

МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ

   Много историй сложено о великой силе материнской любви. Но бывает, что мы, занятые своими делами и проблемами, слишком поздно узнаем, как горячо и нежно любили нас матери. И поздно каемся, что нанесли любящему материнскому сердцу неисцелимые раны... Но, может быть, как поется в песне, "оттуда - то сверху", наши матери видят наше запоздалое раскаяние и прощают своих поздно поумневших детей. Ведь материнское сердце умеет любить и прощать так, как никто на земле...
   Не так давно в одном городе в центре России жили мать и дочь. Мать звали Татьяной Ивановной, и была она врачом- терапевтом и преподавательницей местного мединститута. А ее единственная дочь, Нина, была студенткой того же самого института. Обе они были некрещеными. Но вот как- то раз Нина с двумя однокурсницами зашла в православный храм. Близилась сессия, которая, как известно, у студентов слывет "периодом горячки" и треволнений. Поэтому Нинины однокурсницы, в надежде на помощь Божию в предстоящей сдаче экзаменов, решили заказать молебен об учащихся. Как раз в это время настоятель храма, отец Димитрий, читал проповедь, которая очень заинтересовала Нину, потому что она еще никогда не слыхала ничего подобного. Подружки Нины давно покинули храм, а она так и осталась в нем до самого конца Литургии. Это, вроде бы, случайное посещение храма определило всю дальнейшую Нинину судьбу- вскоре она крестилась. Разумеется, она сделала это втайне от неверующей матери, опасаясь рассердить ее этим. Духовным отцом Нины стал крестивший ее отец Димитрий.
   Нине не удалось надолго сохранить от матери тайну своего крещения. Татьяна Ивановна заподозрила неладное даже не потому, что дочка вдруг перестала носить джинсы и вязаную шапочку с кисточками, сменив их на длинную юбку и платочек. И не потому, что она совсем перестала пользоваться косметикой. К сожалению, Нина, подобно многим молодым новообращенным, совершенно перестала интересоваться учебой, решив, что это отвлекает ее от " единого на потребу". И в то время, как она днями напролет том за томом штудировала Жития Святых и
   "Добротолюбие", учебники и тетради покрывались все более и более толстым слоем пыли...
   Не раз Татьяна Ивановна пыталась уговорить Нину не запускать учебу. Но все было бесполезно. Дочь была занята исключительно спасением собственной души. Чем ближе становился конец учебного года, а вместе с его приближением увеличивалось до астрономических цифр число отработок у Нины, тем более горячими становились стычки между Ниной и ее матерью. Однажды выведенная из себя Татьяна Ивановна, бурно жестикулируя, нечаянно смахнула рукой икону, стоявшую у дочки на столе. Икона упала на пол. И тогда Нина, расценившая поступок матери как кощунство над святыней, в первый раз в жизни ударила ее...
   В дальнейшем мать и дочь становились все более и более чужими друг другу, хотя и продолжали сосуществовать в одной квартире, периодически переругиваясь. Свое житье под крышей с матерью Нина приравнивала к мучительству, и считала Татьяну Ивановну основной помехой к своему дальнейшему духовному росту, поскольку именно она возбуждала в своей дочери страсть гнева. При случае Нина любила пожаловаться знакомым и о. Димитрию на жестокость матери. При этом, рассчитывая вызвать у них сострадание, она украшала свои рассказы такими фантастическими подробностями, что слушателям Татьяна Ивановна представлялась этаким Диоклетианом в юбке. Правда, однажды отец Димитрий позволил себе усомниться в правдивости рассказов Нины. Тогда она немедленно порвала со своим духовным отцом и перешла в другой храм, где вскоре стала петь и читать на клиросе, оставив почти что не у дел прежнюю псаломщицу - одинокую старушку - украинку... В новом храме Нине понравилось еще больше, чем в прежнем, поскольку его настоятель муштровал своих духовных чад епитимиями в виде десятков, а то и сотен земных поклонов, что никому не давало повода усомниться в правильности его духовного руководства. Прихожане, а особенно прихожанки, одетые в черное и повязанные по самые брови темными платочками, с четками на левом запястье, походили не на мирянок, а на послушниц какого-нибудь монастыря. При этом многие из них искренне гордились тем, что по благословению батюшки навсегда изгнали из своих квартир "идола и слугу ада", в просторечии именуемого телевизором, в результате чего получили несомненную в своем будущем спасение... Впрочем, строгость настоятеля этого храма к своим духовным детям позднее принесла хорошие плоды - многие из них, пройдя в своем приходе начальную школу аскезы, впоследствии ушли в различные монастыри и стали образцовыми монахами и монахинями.
   Нину все - таки исключили из института за неуспеваемость. Она так и не пыталась продолжить учебу, посчитав диплом врача вещью, ненужной для жизни вечной. Татьяне Ивановне удалось устроить дочь лаборанткой на одну из кафедр мединститута, где Нина и работала, не проявляя, впрочем, особого рвения к своему делу. Подобно героиням любимых житий святых, Нина знала только три дороги - в храм, на работу и, поздним вечером, домой. Замуж Нина так и не вышла, поскольку ей хотелось непременно стать либо женой священника, любо монахиней, а все остальные варианты ее не устраивали. За годы своего пребывания в Церкви она прочла очень много духовных книг, и выучила почти наизусть Евангельские тексты, так что в неизбежных в приходской жизни спорах и размолвках доказывала собственную правоту, разя наповал своих противников "мечом глаголов Божиих". Если же человек отказывался признать правоту Нины, то она сразу же зачисляла такого в разряд "язычников и мытарей"... Тем временем Татьяна Ивановна старела и все чаще о чем-то задумывалась. Иногда Нина находила у нее в сумке брошюрки и листовки, которые ей, по- видимому, вручали на улице сектанты-иеговисты. Нина с бранью отнимала у матери опасные книжки, и, называя ее "сектанткой", на ее глазах рвала их в мелкие клочья и отправляла в помойное ведро. Татьяна Ивановна безропотно молчала.
   Страданиям Нины, вынужденной жить под одной крышей с неверующей матерью, пришел конец после того, как Татьяна Ивановна вышла на пенсию и все чаще и чаще стала болеть. Как-то под вечер, когда Нина, вернувшись из церкви, уплетала сваренный для нее матерью постный борщ, Татьяна Ивановна сказала дочери:
   - Вот что, Ниночка. Я хочу оформить документы в дом престарелых. Не хочу больше мешать тебе жить. Как ты думаешь, стоит мне это сделать?
   Если бы Нина в этот момент заглянула в глаза матери, она бы прочла в них всю боль исстрадавшегося материнского сердца. Но она, не поднимая глаз от тарелки с борщом, буркнула:
   - Не знаю. Поступай, как хочешь. Мне все равно.
   Вскоре после этого разговора Татьяна Ивановна сумела оформить все необходимые документы и перебралась на житье в находившийся на окраине города дом престарелых, взяв с собой только маленький чемоданчик с самыми необходимыми вещами. Нина не сочла нужным даже проводить мать. После ее отъезда она даже испытывала радость- ведь получалось, что Сам Господь избавил ее от необходимости дальнейшего житья с нелюбимой матерью. А впоследствии - и от ухода за ней.
   После того, как Нина осталась одна, она решила, что теперь - то она сможет устроить собственную судьбу так, как ей давно хотелось. В соседней епархии был женский монастырь со строгим уставом и хорошо налаженной духовной жизнью. Нина не раз ездила туда, и в мечтах представляла себя послушницей именно этой обители. Правда, тамошняя игумения не принимала в монастырь без благословения прозорливого старца Алипия из знаменитого Воздвиженского монастыря, находившегося в той же епархии, в городе В. Но Нина была уверена, что уж ее-то старец непременно благословит на поступление в монастырь. А может даже, с учетом ее предыдущих трудов в храме, ее сразу же постригут в рясофор? И как же красиво она будет смотреться в одежде инокини - в черных ряске и клобучке, отороченном мехом, с длинными четками в руке - самая настоящая Христова невеста... С такими - то радужными мечтами Нина и поехала к старцу, купив ему в подарок дорогую греческую икону в серебряной ризе.
   К изумлению Нины, добившейся личной беседы со старцем, он отказался ее принять. Но она не собиралась сдаваться, и ухитрилась проникнуть к старцу с группой паломников. При виде старца, Нина упала ему в ноги и стала просить благословения поступить в женский монастырь. Но к изумлению Нины, прозорливый старец дал ей строгую отповедь:
   -А что же ты со своею матерью сделала? Как же ты говоришь, что любишь Бога, если мать свою ненавидишь? И не мечтай о монастыре - не благословлю!
   Нина хотела было возразить старцу, что он просто не представляет, каким чудовищем была ее мать. Но, вероятно, от волнения и досады, она не смогла вымолвить ни слова. Впрочем, когда первое потрясение прошло, Нина решила, что старец Алипий либо не является таким прозорливым, как о нем рассказывают, либо просто ошибся. Ведь бывали же случаи, когда в поступлении в монастырь отказывали даже будущим великим святым...
   ...Прошло около полугода с того времени, когда мать Нины ушла в дом престарелых. Как-то раз в это время в церкви, где пела Нина, умерла старая псаломщица - украинка. Соседи умершей принесли в храм ее ноты и тетрадки с записями Богослужебных текстов, и настоятель благословил Нине пересмотреть их и отобрать то, что могло бы пригодиться на клиросе. Внимание Нины привлекла одна из тетрадок, в черной клеенчатой обложке. В ней были записаны колядки - русские и украинские, а также различные стихи духовного содержания, которые в народе обычно называют "псальмами". Впрочем, там было одно стихотворение, написанное по - украински, которое представляло собой не "псалму", а скорее, легенду. Сюжет выглядел примерно так: некий юноша пообещал своей любимой девушке исполнить любое ее желание. " Тогда принеси мне сердце своей матери",-потребовала жестокая красавица. И обезумевший от любви юноша исполнил ее желание. Но, когда он возвращался к ней, неся в платке страшный дар- материнское сердце, он споткнулся и упал. Видимо, это земля содрогнулась под ногами матереубийцы. И тогда материнское сердце спросило сына: " ты не ушибся, сыночек?"
   При чтении этой легенды Нине вдруг вспомнилась мать. Как она? Что с ней? Впрочем, сочтя воспоминание о матери бесовским прилогом, Нина сразу же отразила его цитатой из Евангелия: "... кто Матерь Моя? ...кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и Матерь". ( Мф. 12.48,50) И мысли о матери исчезли так же внезапно, как и появились.
   Но ночью Нине приснился необычный сон. Будто кто-то ведет ее по прекрасному райскому саду, утопающему в цветах и усаженному плодовыми деревьями. И Нина видит, что посреди этого сада стоит красивый дом, или, скорее, дворец. "Так вот какой дворец Господь приготовил для меня", - подумалось Нине. И тогда ее спутник, словно читая ее мысли, ответил ей: "нет, это дворец для твоей матери". "А что же тогда для меня?"- спросила Нина. Но ее спутник молчал... И тут Нина проснулась...
   Виденный сон смутил ее. Как же Господь после всего того, что ради Него сделала Нина, не приготовил ей соответствующего ее заслугам перед Ним дворца в раю? И за что же такая честь ее матери, неверующей и даже некрещеной? Разумеется, Нина сочла свой сон вражиим наваждением. Но все-таки любопытство взяло верх, и, прихватив с собою кое-каких гостинцев, она отпросилась у настоятеля и поехала в дом престарелых навестить мать, которую не видела уже полгода.
   Поскольку Нина не знала номера комнаты, в которой жила ее мать, она решила начать свои поиски с медсестринского поста. Там она застала молоденькую медсестру, раскладывавшую в пластмассовые стаканчики таблетки для больных. К немалому удивлению Нины, на шкафу с медикаментами она заметила небольшую икону Казанской Божией Матери, а на подоконнике - книжку о блаженной Ксении Петербургской с торчащей закладкой. Поздоровавшись с медсестрой, Нина спросила ее, в какой комнате проживает Татьяна Ивановна Матвеева.
   -А Вы ее навестить приехали? - спросила медсестра. - К сожалению, Вы опоздали. Татьяна Ивановна умерла два месяца назад. Она достала какой- то журнал, и, найдя в нем нужное место, назвала Нине точную дату смерти ее матери. Но, видимо, при этом медсестре вспомнилось что-то значимое для нее, и она продолжала разговор уже сама:
   -А Вы ей кто будете? Дочь? Знаете, Нина Николаевна, какая же Вы счастливая! У Вас была замечательная мама. Я у нее не училась, но много хорошего слышала о ней от ее учеников. Ее и здесь все любили. А умирала она тяжело - упала и сломала ногу. Потом пролежни пошли, и я ходила делать ей перевязки. Вы знаете, таких больных я никогда в жизни не видела. Она не плакала, не стонала, и каждый раз благодарила меня. Я никогда не видела, чтобы люди умирали так кротко и мужественно, как Ваша мама. А за два дня до смерти она попросила меня: "Галенька, привези ко мне батюшку, пусть он меня крестит". Тогда я позвонила нашему отцу Ермогену, и он назавтра приехал и крестил ее. А на другой день она умерла. Если б Вы видели, какое у нее было лицо, светлое и ясное, словно она не умерла, а только заснула... Прямо как у святой...
   Изумлению Нины не было предела. Выходит, ее мать перед смертью уверовала и умерла, очистившись Крещением от всех своих прежних грехов. А словоохотливая медсестра все продолжала рассказывать:
   -А Вы знаете, она Вас часто вспоминала. И, когда отец Ермоген ее крестил, просила молиться за Вас. Когда она слегла, я предложила ей Вас вызвать. Но она отказалась: не надо, Галенька, зачем Ниночку затруднять. У нее и без того дел полно. Да и виновата я перед нею... И о смерти своей тоже просила не сообщать, чтобы Вы не переживали понапрасну. Я и послушалась, простите...
   Вот что узнала Нина о последних днях жизни своей матери. Раздарив медсестре и старушкам из соседних комнат привезенные гостинцы, она отправилась домой пешком, чтобы хоть немного успокоиться. Она брела по безлюдным заснеженным улицам, не разбирая дороги. Но ее удручало вовсе не то, что теперь она лишилась единственного родного человека, а то, что она никак не могла смириться с тем, как это Бог даровал такое прекрасное место в раю не ей, всю жизнь подвизавшейся ради Него, а ее матери, крестившейся всего лишь за сутки до смерти. И, чем больше она думала об этом, тем больше поднимался в ее душе ропот на Бога: " Господи, почему же ей, а не мне? Как же Ты это допустил? Где же Твоя справедливость?" И тут земля разверзлась под ногами Нины и она рухнула в бездну.
  
   Нет, это было вовсе не чудо. Просто, погрузившись в свои думы, Нина не заметила открытого канализационного люка и упала прямо в зияющую дыру. От неожиданности она не успела ни вскрикнуть, ни помолиться, ни даже испугаться. Не менее неожиданным было то, что ее ноги вдруг уперлись во что-то твердое. Вероятно, это был какой-то ящик, кем-то сброшенный в люк и застрявший в нем. Вслед за тем чьи-то сильные руки ухватили Нину и потащили ее наверх. Дальнейшего она не помнила.
   Когда Нина пришла в себя, вокруг нее толпились люди, которые ругали- кто мэрию, кто - воров, стащивших металлическую крышку люка, и удивлялись, как это Нина сумела выбраться наружу без посторонней помощи. Нина машинально заглянула в люк и увидела, как на его дне, глубоко-глубоко, плещется вода и торчит какая-то труба. А вот никакого ящика внутри нет и в помине. И тогда она снова потеряла сознание...
   Ее отвезли в больницу, осмотрели, и, не найдя никаких повреждений, отправили домой, посоветовав принять успокоительное лекарство. Оказавшись дома, Нина приняла таблетку, предварительно перекрестив ее и запив святой водой, и вскоре погрузилась в сон. Ей приснилось, что она падает в бездну. И вдруг слышит: "не бойся, доченька", и сильные, теплые руки матери подхватывают ее и несут куда-то вверх. А потом Нина оказывается в том самом саду, который ей приснился вчера. И видит чудесные деревья и цветы. А еще - тот дворец, в котором, как ей сказали, живет ее мать. И рядом с этим дворцом, действительно, стоит ее мама, юная и прекрасная, как на фотографиях из старого альбома.
   -Ты не ушиблась, доченька?- спрашивает мать Нину.
   И тогда Нина поняла, что спасло ее от неминуемой гибели. То были материнская любовь и материнская молитва, которая "и со дна моря поднимает". И Нина зарыдала и принялась целовать ноги матери, орошая их своими запоздалыми покаянными слезами.
   И тогда мать, склонившись над нею, стала ласково гладить ее по уже седеющим волосам:
   - Не плачь, не плачь, доченька... Господь да простит тебя. А я тебе давно все простила. Живи, служи Богу и будь счастлива. Только запомни: "Бог есть любовь..." ( 1 Ин. 4.16) Если будешь людей любить и жалеть - мы встретимся снова и уже не расстанемся никогда. А этот дом станет и твоим домом.

Монахиня Евмифия (Пащенко)

Источник: omiliya.org

  

ТРАДИЦИИ ПРАЗДНОВАНИЯ 40 СЕВАСТИЙСКИХ МУЧЕНИКОВ НА ТУЛЬСКОЙ ЗЕМЛЕ

   Парни и девушки в этот день должны были обязательно выйти на гулянье. Просидишь дома - или вовсе себе пару не найдешь, или женишься на какой-нибудь рядом уродине или неряхе, или распустехе, неумехе. А девице - либо в девках вековать, либо замуж за последнего замухрышку или горького пьяницу.
   Перед праздником крестьяне очищали двор, дом, огород от грязи и мусора, накопившегося за зиму. Выходили перед восходом солнца на улицу и вытряхивали соху - чтобы лучше хлеб уродился. А девушки ранним утром под яблонями чесали волосы , чтобы косы гуще росли.
   На Куликовом поле пекли сорок бобышек (род печенья) и скотину кормили, чтобы скот был здоров.
   За большой грех считалось рассыпать муку, приготовленную для выпечки жаворонков. Жаворонков подвешивали на деревьях, играли с ними, привязав на веревочку, бегали по улицам, подбрасывали в воздух, потом ходили крошить их на поля в овсы или пшеничку. А еще нужно было ухитриться незаметно снять с дерева подвешенного печеного жаворонка.
   Вечером вся семья собиралась за столом. На стол ставили картофель " в мундире". Ели его с подсолнечным маслом и луком, посыпали тертым хреном. При доставке в семье добавляли еще мелко порезанные кусочки свиного сала. А в деревне Ивановка, что на Куликовом поле, готовили "тянки" - тертую картошку с яйцом, жаренную на сковороде.
   За неделю до праздника и через неделю после готовили рыбный холодец, так как близость Дона позволяла разнообразить праздничный стол рыбными блюдами. К сожалению, рецепт такого рыбного холодца утерян.
   А в качестве лакомства готовили саламату. Это блюдо пришло к нам из Украины. Заваривали кипятком в глиняном горшке ржаную муку и долго томили ее в русской печи. Каким-то непостижимым образом она приобретала розоватый оттенок и сладковатый вкус. На праздник Сорока Мучеников надо было обязательно съесть сорок ложек саламаты.
   Праздник 40 Севастийских мучеников приходится на раннюю весну. Тают снега, журчат первые ручьи, прилетают птицы. И в ожидание православного праздника вплетается ожидание чего-то нового, вновь ожившего. Память 40 мучеников относится к кругу наиболее чтимых праздников. В день их памяти, 22 марта (9 марта по старому стилю), облегчается строгость Великого Поста и совершается литургия Преждеосвященных даров. А тех, кто проспал заутреню, на Тульщине обливали холодной водой. Сорока мученикам молились женщины, чтобы муж или сын благополучно вернулся с войны. В эти дни поминали благочестивых предков, а выпеченные жаворонки изображали собой песнь славы Господу, вознесенную мученикам, их смирение и устремленность ввысь, в Царство Небесное, к Солнцу Правды - Христу.
  
   (из конкурсной работы ученицы 4-а класса МОУ средняя общеобразовательная школа N 16 г. Щекино Медведевой Елизаветы)
  
  

ЛЮБИТЕ ДРУГ ДРУГА

   Заповедь новую даю вам, да любите друг друга - сказал Господь своим ученикам. А что значит любить? Что мы называем любовью? Слова, написанные в Священном Писании апостолом Павлом, " Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всегда надеется, все переносит..." В библейском описании любовь в самоотдачи, в направленности к другому. Это говорит о жертвенности как о наиважнейшем свойстве и проявлении любви. Дарить другому себя - о такой любви говорил наверно Господь.
   Всплывают в памяти эпизоды. Детство. Мы ватага ребят у реки, ловим головастиков. Но вот до нас долетают звуки оркестра и все бегут вверх на берег, а я почему-то задерживаюсь и когда я поднимаюсь по крутому берегу, ребята уже перебегают дорогу и устремляются к заводу, откуда доносятся звуки музыки. Я останавливаюсь и жду когда проедет мальчишка на велосипеде, но потом решив, что я успею перебежать, попадаю под колеса велосипеда. Я вижу испуганные глаза мальчишки, как он пытается быстрее скрыться с велосипедом. Потом я слышу добрый голос соседки она ласково берет меня за руку, ведет домой, дома укладывает на кровать, смазывает йодом ссадину на ноге, потом говорит " Полежи, а я пойду встречу Шуру (мою маму) успокою ее.
   Другой эпизод, но уже из юности. Я еду в Загорск (ныне Сергиев-Посад) на зимнюю сессию в кинотехникум с температурой. Зав. Заочного отделения Валентины Николаевны в то время не было в техникуме она распределяла заочников по квартирам, мне пришлось заночевать в холодной гостинице. На другой день, когда я пришла в техникум на занятия, Валентина Николаевна помогла мне направила на квартиру, а узнав , что я приехала с температурой, она заходила в нашу группу и спрашивала: "А ,как здесь Лысенко, ведь она же с температурой приехала?" и успокоилась, когда убедилась что у меня все благополучно.
   И совсем недавний эпизод, когда я хоронила свою маму. Я шла через детский парк из похоронного бюро и думала о том, кто поможет мне выносить маму из квартиры. Было начало августа. В пруду еще купались, я остановилась смотрела на купающихся, и заметил взрослых ребят. Их было трое. Я подошла к ним и объяснила все. Один из них Андрей сразу откликнулся. Несмотря на то, что было много препятствий, но благодаря помощи Андрея, и его друга, я смогла похоронить маму. В памяти до сих пор его слова: " Мне бабулю жалко!"
   Во всех этих эпизодах проявление любви, той любви, о которой говорит апостол Павел. Побольше бы таких эпизодов в нашей жизни, наполненных любовью друг к другу. А закончить мне хочется словами Иоанна Богослова. Иоанн Богослов был любимым учеником Господа, и он любил Господа более других, он один последовал за Христом до самого креста и готов был принять смерть рядом с ним. Апостолом любви - называли его люди.
  
  
  
   До последнего вздоха Иоанн Богослов не уставал повторять: " Детки! Любите друг друга! Ученики удивлялись. Почему он говорит одно и тоже. Апостол ответствовал: " Это главная и самая необходимая заповедь Господа. Если соблюдете только эту заповедь Господню, то и довольно"

Надежда Лысенко

  
  

ПРАВОСЛАВНЫЕ СТРАНИЦЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ

"СВЕЧЕНЬКА"

Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский

   Святой Иоанн Златоуст родился в 347 году в Антиохии. Рано лишившись отца, он был воспитан своей матерью. После ее смерти будущий святитель раздал имение бедным и ушел в пустыню, где прожил четыре года в подвигах строгого иночества. Затем он удалился в пещеру и подвизался два года в уединении, предаваясь бдениям и молитвам.
   В 381 году Иоанн принял сан диакона, а затем был возведен в священнический сан. За свое красноречие святой Иоанн получил прозвание Златоустого. В 398 году он был посвящен в сан архиепископа Константинопольского.
   Святой Иоанн составил многочисленные поучения, толкования на Слово Божие и другие сочинения.
  

Живите душа в душу!

   Самим Богом установленный порядок отношений между мужем и женой! И нет семьи счастливее той, в которой строго соблюдается этот порядок, где муж любит жену, жена любит мужа и повинуется ему, где оба они живут душа в душу, так что нет у них ни одного домашнего дела, которое не решалось бы общим советом, - и горе и радость, несчастье и счастье - все делится пополам! Кто не знает, что горе, которое выскажешь близкому другу, - только наполовину горе; и радость, которой поделишься с родным человеком,- уже двойная радость? А какой же друг у мужа ближе жены, и кто для жены ближе и роднее мужа? О, счастлив муж, которому Бог послал жену добродетельную; по слову Премудрого - цена ее выше жемчугов (Притч. 31: 10)
   Счастлива семья, в которой муж и жена живут взаимной любовью, - благословенна та семья от Господа! Но как только в семье нарушается этот Самим Богом установленный порядок отношений между мужем и женой,- не жди добра, не видать счастья семье. А нарушается он, этот порядок, тогда, когда или жена берет верх над мужем, или муж тиранит жену, или же, наконец, при всем благоразумии мужа, жена не хочет знать своих обязанностей и идет во всем наперекор мужу.
   И в самом деле: вот дом, где жена, как говорится, командует над мужем. Муж безрассудно готов исполнять все ее прихоти. Как жалко смотреть на такого человека! Он любит ее без ума и угождает во всем без ума, но этой безумной любовью только вредит и себе и ей...
   Жена делается своенравна и капризна; он становится просто прислужником своей жены; она - его идол, он не смеет без ее позволения ни шагу сделать, ни слова сказать; жена вмешивается во все его дела, не только по хозяйству, но и по службе общественной, - хотя она ничего не понимает в этих делах; но муж не смеет ей противоречить; он боится ее немилостивого взгляда, трепещет ее неласкового слова. Дети все это видят и переживают. Горе тому, кто малое дитя соблазнит, говорит Спаситель наш (Мф. 18: б); а разве не соблазняете их дурным примером своим, разве они не учатся, смотря на вас, ссорам да брани? Пожалейте же их, пожалейте себя, пожалейте мужей своих!
   Что больше всего отравляет семейную жизнь, как не сплетни да ссоры женские? Что нарушает тишину и мир в семье, что заставляет родных братьев расходиться врозь, как не перебранки их жен, счета да укоры, бесконечные жалобы мужьям, а иной раз и прямо домашняя война? Сегодня не поделили одно, завтра побранились из-за другого. Терпят- терпят бедные мужья, смотрят- смотрят на эти бабьи раздоры и решают: если нашим бабам мирно не ужиться, надо положить конец этой воине, - разойдемся лучше мирно да любовно, чтобы им было нечего делить..." И расходятся, а в конце концов и вправду бывает нечего делить, не к чему рук приложить: ведь легко сказать - новое гнездо себе свить, домом обзавестись, хозяйство устроить!..
   Пока вместе живут, все спориться, видимо, Бог семью благословляет; а разойдутся - и тот, и другой стали нищими...
   А из-за чего разорили родное отцовское гнездо? Отчего не пожилось мирно- одним домом, одной семьей? Правда, нередко и мужья бывают не правы: один запьет, а другой работать за него не хочет: но ,право же. Гораздо больше вины ложится на их безрассудных жен! И ничем столько не грешат женщины, как своим злым языком! Обо всем они судят и рядят, до всего им дело, редкий день всех соседей не переберут по косточкам, всем и всему от них достается!.. так в семейных делах: где бы помолчать, а безрассудная женщина на одно слово скажет десять; где бы уступить, - она ни за что. Бывает и так: свекровь, как старшая в доме, дает невестке дело по хозяйству. А она начинает ей грубости говорить... А сколько греха бывает у них между собой, между снохами - и не перечтешь!
   Недаром сложилась пословица: " Чем больше баб в семье, тем больше греха в избе". И почему бы, кажется, не жить мирно да ладно? Уж было бы что делить в общем доме! Так нет же, - каждой жене хочется наибольшей быть, каждая хочет распоряжаться другими: " Ты умна, я умнее тебя; а вот же не пойду, не сделаю, поставлю на своем..." А не удалось - в слезы да к мужу с жалобой!
   Бедные мужья! Усталые они пришли домой с тяжелой страдной работы полевой; пот льет ручьями, рубахи на них хоть выжимай, ноги едва плетуться...
   Мужьям с работы только бы отдохнуть да подкрепиться, а их встречают жены жалобами: горшки не поделили, свекровь обижает, из-за ребят перессорились...
   Неразумные! Пожалейте хоть мужей своих - тружеников, пощадите их, дайте их, дайте им вздохнуть хоть немного: посмотрите, как они устали, измучились! А вы пристаете к ним еще со своими ссорами да раздорами, с жалобами да укорами... Да если бы не поладили вы в чем между собой: не доводите дела до мужей своих. Помиритесь сами как знаете, не тревожьте их - своих тружеников! Если жена крепко любит своего мужа, то и виду не подаст ему, что огорчена чем-нибудь: она встретит его ласково, приветливо, постарается успокоить его, чтобы вышел он завтра на работу с новыми силами, с душой спокойной.
  

Свт. Иоанн Златоуст

Братья наши меньшие

"не убей..."

   У дяди Лени, старого лесоруба, всегда были сторожевые собаки. Вот живет собака, исправно служит, лает, а потом становится старой. Дядя Леня, как только заметит, что она не только кости, но и хлеб с трудом грызет - зубы-то совсем сточились,- выносит двустволку, заряженную, и зовет пса к себе. Когда пес садится перед ним, понурый, со слезящимися глазами, он говорит примерно так: "Ну что, Буян? Мне ты теперь не нужен, да и сам ты себе в тягость... Некогда мне за тобой ухаживать, кормить с ложечки. Человека убивать нельзя, но ты ведь не человек, а собака..." Он прицеливается и стреляет псу прямо в голову. Промаха не бывает. Затем тащит его, бездыханного, волоком к лесу и спихивает в овраг...Через день- другой в будке убитого пса появляется новый жилец - щенок.
   Мальчик Юра, который жил в том же селе за два дома от лесоруба, услышал все это от своей бабушки. Говорилось это по тому случаю, что дядя Леня раздумывал над судьбой очередного своего верного сторожа. Это был добрый пес неизвестной породы по имени Малыш, хотя и был вовсе не маленький, а большой.
   -И что творит человек,- ворчала бабушка.- Служил - ему пес верой и правдой...Ну, состарился, так что же, и куска хлеба теперь жаль старику? Возьми щенка-то, а старого сохрани, тварь Божию... Вот ведь не сегодня - завтра застрелит Малыша! Юра так и подпрыгнул на табуретке. Услышав это, "Малыша? Это которому я то хлебца, то колбаски носил? Он ведь добрый! Возьмет все, съест аккуратно и еще руки полижет...Спасибо, мол". Задумался Юра. И вдруг решил: "Пойду и приведу его к себе". Он взял кусок хлеба и побежал к дому дяди Лени. Вот и ворота, они открыты...Но что это? Картина, которую увидел мальчик, потрясла все его существо. Малыш сидел посреди двора, склонив добродушную морду набок, явно ничего плохого не подозревая,а дядя Леня, стоя на верхней ступеньке крыльца, наводил на пса стволы дробовика...
   Как потом рассказывала Юре бабушка, которая пошла за ним следом, - он вбежал во двор и сильно толкнул старого лесоруба. Раздался оглушительный выстрел, над крыльцом поплыло облако дыма - дробь врезалась в стену сарайчика, а пес остался сидеть, как сидел, с любопытством глядя на все происходящее. Но Юра так переволновался, что упал без сознания. Дядя Леня вместе с бабушкой принесли его домой. Когда его положили на постель, но очнулся и спросил: "Где Малыш?"
   - Да где ж ему теперь быть,- отвечала бабушка, - у нас на дворе. Дядя Леня-то сказал: " И чего это раньше не спросили? Отдал бы я вам Малыша. Не надо было бы и за ружье браться!" А ты, Юра, у нас мальчик смелый и добрый. Господь таких любит.

В. Афанасьев

Ангелы - хранители

   Каждому человеку, который приходит жить в мир, Господь дает Ангела - Хранителя, который оберегает этого человека от всякого зла, помогает ему делать добро и молиться за него перед самым Престолом Господа. Наши Ангелы всегда с нами, они видят все, что мы делаем и думаем, но они видят всегда и Бога, и хвалят Его вместе с другими Ангелами, Архангелами и Серафимами.
   Один старинный русский рассказ говорит про Ангелов: "Каждый раз, когда заходит солнце, все людские Ангелы идут к Богу поклониться Ему, Они восходят на Небо и приносят Господу все дела человеческие, добрые и злые. Ангел человека, любящего Бога, идет на поклонение к Богу радостно, а Ангел злого человека плача идет к Богу и говорит: " Господи Вседержителю! Повели мне не быть больше с этим злым и грешным человеком. Он только напрасно произносит Твое имя, он угождает всем желаниям, грех к греху прибавляет и не творит ни одной молитвы от сердца ни днем, ни ночью. Когда нужно кому-нибудь подать милостыньку- у него сжимается рука. Он хочет только все брать, а не отдавать". Но Господь говорит такому Ангелу: "Не оставляй и таких. Может, и они придут ко Мне и покаются. Если же не покаются и не обратятся ко мне, тогда буду судить их". И каждое утро, в первый всякого дня, Ангелы людские снова приходят на поклонение к Богу и дают ответ, как кто из людей провел ночь".

Из сборника

"Христос и Его Церковь"

  
  
  

Сказание об опальном боярине

   С л у ч и л о с ь э т о р о в н о четыреста лет тому назад. На север от Чердыни, средь лесов дремучих. Деревенька ютилась крохотная (всего - шесть дворов) под названием Ныробка. А во стольном граде Москве, во палатах светлых, с и д е л в т у п о р у н а т р о н е г о с у д а р е в о м Б ор и с Г о д у н о в - человек жестокий и коварный. Шибко невзлюбил он славных братьев из древнего боярского рода за то, что были Романовы и знатны, и богаты, а народ их любил пуще, чем самого царя! Завистливо поглядывал Годунов на братьев: "Ишь, богатыри какие кровь с молоком! Не-ет, не спроста они у черни в чести. И щедры, и милостивы, опять же с прежними царями в родстве прямом состоят. А ну как удумают трон подо мной пошатнуть? А вступятся за них народ да бояре неверные, тут мне и конец! Примутся они по- своему, по - романовски Русью- матушкой править..." Долго царь Борис злобу копил и, наконец, решился на злодейство большое. Призвал свояка Сеньку Годунова - и велел ему обманом- оговором Романовых в тюрьму упрятать.
   А был у братьев - бояр казначей Бартенев - хитрая бестия. За монету звон - кую родную мать продаст, не то что хозяев добрых. Что говорить - как потряс Семен Годунов перед казначеюшкой тугим кошелем. Тут и согласился Бартенев пособить Саньке в деле пакостном. Подкинули они тайком в казну романовскую мешочек с кореньями и травками, коими в те времена стародавние колдуны да ведьмы напускали чары на род людской. Глубокой осенью нагрянула в дом боярский стража государева, да в казну с обыском. Нашли мешок с травками и сволокли всех четверых Романовых в темницу.
   Скор был царь на расправу: "Зельем - отравою хотели меня попотчевать? На кого руку поднять осмелились! На царя! Так не видать же вам боле стен московских, ни друг дружку, ни жен, ни детей ваших! Ужо помаетесь на чужбине -то, кровавыми слезами судьбу свою оплакивать будете. Вот мой царский указ: старшего Романова - Федьку - постричь без промедления в монахи и сбыть его, окаянного, в Сийский монастырь! Этих двух душегубцев - Ваську да Ваньку - в Пелым сбирайте, к морю Белому..." - "А Михаила Никитича куда прикажешь, государь?" Призадумался Годунов: "Мишку?. . А в леса его Чердынские, в самую глушь непроглядную, заковать в цепи железные да бросить в ямину глубокую, там ему сидеть до скончания дней!
   Т а к , б е з в и н н ы е , п о н е с л и Р о м а н о в ы н а к а з а н ь я безчеловечного тяжкий крест. Горше всех прочих братьев Михаилу Никитичу пришлось. Оплели его целями пудовыми, точно разбойника, упрятали в крытый возок и по белу снегу из Москвы белокаменной потянулся обоз на север, в край Прикамский, в деревню малую Ныробку...
   Ведать не ведали ныробцы, что ожидает их, - хлопотали себе по хозяйству, к морозцам первым готовились. И вот приметили однажды ребятишки глазастые и родителям сказывать кинулись: идет-де из лесу обоз, лошади усталые еле ноги передвигают, тащат крытый возок. Выбежали люди на улицу, столпились в страхе у домов. Видят - и впрямь возок, а из него вытолкнули стражи молодца, по виду знатного. А уж статен как и лицом пригож! Ахнули бабы: "Боярин - то весь в цепях! За что ж его разнесчастного?!" Цыкнули стражники на баб, а сами яму рыть принялись, Выкопали, сверху настил из досок бросили и толкнули боярина в яму- то . Увидел Михаил Никитич, какую участь ему уготовили, и вспыхнули глаза его ясные гневом праведным. В ярости схватил Романов возок, в котором его по Руси лошадки волокли. И отшвырнул прочь. "Эка силища небывалая!" - подивились ныробцы. Навалились тут стрельцы разом на боярина и спихнули его в яму сырую, холодную.
   Побежали деньки, миновали холода северные, весна пришла, а там и лето долгожданное. Стало стражникам московским скучновато в глуши лесной без вина, без веселых развлечений. И решили лиходеи вовсе не кормить пленника: пусть, мол, с голоду пропадает, скорее в столицу возвратимся!
   Но не таковы были жители Ныробки, чтобы дать погибнуть Узнику без воды и пищи в темной яме. Брали бабы полые стебли растений и наливали в них молоко, квасок да масло, хлебным мякишем залепляли. Ребятишки-то играючи, к яме потихоньку подбирались и бросали дудочки боярину. Так крестьяне жизнь страдальцу продлевали, а он молился за них денно и нощно.
   Шесть дворов в Ныробке - шесть и хозяев. Мало "стадо", а в нем паршивая овечка сыскалась. Шепнул один из ныробцев стрельцам, кто Романова кормит. Подкараулили стражники озверелые ребятишек, пинками да тычками у них вызнали и схватили всех деревенских мужиков - пятерых из шести хозяев. Заковали бедолаг в кандалы и отправили в Москву. Лишь спустя шесть лет четверо назад воротились, больные да покалеченные, а один и вовсе сгинул в Первопрестольной, пыток ужасных не снеся.
   Меж тем слуги царские в глухой Ныробке смерти боярна дожидаться не стали, сами с несчастным пленником расправились и убрались восвояси.
   Похоронили Михаила Никитича ныробцы под кедрами могучими, недалеко от ямы, где он жестокие мучения принимал и веру в Господа до самой кончины хранил. И молились у его могилы крестьяне, и цепи его святые целовали, от грехов земных очищаясь. Вскоре выросла над могилкой Романова часовенка, к ней отовсюду стекался народ поклониться боярину, безвинно убиенному, да цепей его коснуться - и тело, и дух исцелить.
   Пять лет прошло, уж и Годунова тогда в живых не было, а сидел на престоле Лжедмитрий, царь самозваный. По его велению вновь приехали в Ныробку московские люди - слуги государевы, чтобы останки узника из земли северной в столицу перевезти. Раскопали могилу гонцы царские и глазам своим поверить не могут: за пять лет не тронул тлен тело Романова! Увезли святого боярина в Москву и честью великой похоронили в Новоспасском монастыре, там он и ныне в мире покоится. Миновал еще годок, и случилось в крае таежном вот что. Возвращались как-то купцы чердынские с Бухонина волока и нашли невдалеке от Ныробки икону Николая Чудотворца. Стояла она на пне, а откуда посреди леса появилась- о том лишь один Бог ведает. Привезли купцы икону в Чердынь и в церкви городской оставили. А наутро хватились - нет иконы. Бросились искать повсюду, а она стоит себе там же, где миру явилась,- на пеньке меж елок да сосенок. Дважды еще забирали образ явленный чердынцы, и оба раза возвращалась она незнамо как на местечко свое заветное.
   На московском троне сидел уж другой царь - Михаил Федорович, ему покойный мученик Михаил Никитич Романов родным дядей доводился. И дошла до государя весть об иконе явленной. "Э, неспроста это! - подумал Михаил Федорович,- видно, знак Господь подает!" И повелел царь поставить в Ныробке церковь над могилою опального боярина, а самих ныробцев милостями осыпал.
   Четыре века под гору скатились. А и сегодня Никольская церковь- красавица на весь чердынский край славиться. А там, где икону явленную нашли, забил чудесный родник. Водится в нем святая вода чистоты необыкновенной. Попробуешь - студена, а сколько воды ни пей , не простынешь, оттого что сила в этой воде заключена целебная, добрым людям в награду Господом данная...

"Православный Санкт- Петербург"

РАССКАЗЫ О БОГОРОДИЧНЫХ ИКОНАХ НОВОМОСКОВСКА

Празднование в честь иконы Божьей Матери

"Симеоново проречение"

("Умягчение злых сердец")

6 июня ст. ст./19 июня

   Св.старец Симеон Богоприимец, увидел во Христе, принесенном Девой Марией в иерусалимский храм в 40-й день после рождения, не просто младенца, а ожидаемого всем израильским народом Мессию, Искупителя. Провидя также прозорливыми очами, что перед ним предстоит безмужняя Матерь, старец обратился к Богоматери и сказал:
   - Вот лежит Сей на падение и на восстание многих во Израиле. И будет Он предметом пререканий: одни будут говорить, что Он благ, другие, напротив, что Он обманывает народ. И сделают Его, по слову пророка Иеремии, как мишень, в которую стреляют, повесивши Его на древе крестном и, как стрелами, пронзив Его гвоздями и копием. В то время и Тебе Самой, безмужняя Матерь, пройдет сквозь душу оружие печали и болезни сердечной, когда увидишь Ты Сына Твоего пригвожденным на Кресте и когда Его будешь провожать из мира с великой скорбью и рыданиями.
   Это пророчество Симеона изображено видимыми символическими знаками на иконе Божей Матери. Обыкновенно в качестве символа берется следующий образ: на иконе изображается Богоматерь с семью воткнутыми в сердце мечами - по три справа и один снизу, что означает полноту того горя, "печали и болезни сердечной", которые были перенесены Пресвятой Девой Марией в Ее жизни на земле.
   После всего сказанного понятно вполне, почему такая икона называется "Симеоново проречение". Она же называется и "Умягчение злых сердец". Переходящее празднование этой иконе обыкновенно совершается в неделю Всех Святых.
   Подобное же изображение имеет еще "Семистрельная" икона Божией Матери. (Мечи, пронзившие сердце Богоматери, расположены на ней несколько иначе: три с одной и четыре с другой стороны). Празднование этой иконе совершается 13-го августа ст. ст., и она имеет свое предание.

Е. Поселянин, "Сказания о чудотворных

иконах Богоматери"

  
   Дева Мария - Владычица благосерднейшая всех сынов и дщерей человеческих как Дщерь Бога Отца, Который есть Любовь, Мать Бога-Слова - любви нашей, избранная Невеста Духа Всесвятого, Иже есть Любовь, единодушная Отцу и Слову. Как не прибегать к такой Владычеце и не чаять от Нее всех благ духовных!

Св. прав. Иоанн Кронштадтский

Икона Божией Матери

"Достоинство есть"

11/24 июня

   Об иконе " Достойно есть" предание повествует: в конце Х века на Афоне в келью одного инока постучал незнакомый монах, назвавшийся Гавриилом, и попросил разрешения остаться на ночь. Когда настало время молитвы, инок стал петь перед образом Божией Матери "Милостивая" принятую "Честнейшую Херувим..." Вдруг дивный гость запел ангельским голосом: "Достойно есть, яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженую и Пренепорочную и Матерь Бога нашего". Чтобы некнижный послушник запомнил эти слова, гость перстом написал песнь, "Достоинство есть" на каменной плите и заповедал научить всех христиан так славить Пресвятую Богородицу.
   Православная Церковь верует, что чудным посланником был Архангел Гавриил. Икона с этого времени стала называться "Достоинство есть".

Олег Иванович БЕЛУДА

   Икона Божией Матери "Умягчение злых сердец" есть в обоих храмах Новомосковска. В Свето - Успенском мужском монастыре она находится в Покровском храме рядом с целителем Понтелеймоном., Икона Божией Матери "Достоинство есть" тоже находится в Покровском храме Свето - Успенского мужского монастыря, с правой стороны расположена Икона Святой Матроны Московской, а слева - Архиангел Михаил.
   И всегда перед иконами Богородицы горят свечки.

ИЛЬИНСКИЙ КРЕСТ

   Варвара Писецкая, внучка Ильинского священника, вспоминает: "Дедушка мой, отец Александр Аболенский, был Ильинским священником, уважаемым в селе человеком, очень добрым, отзывчивым, любил детей. В карманах у него всегда были гостинцы для детворы: никогда не проходил мимо, чтобы не угостить пряниками, конфетами. Родители мои были учителями - все три дочери священника окончили тульское епархиальное училище. Старшая, Мария - моя мать, преподавала в Ильинской школе, как и мой отец, Павел Александрович Бимбереков, который окончил тульскую духовную семинарию, но священником не стал, а пошел в учителя. В 1936 году мы переехали в Томск, отец по-прежнему работал учителем, а мама заболела: после того, как она узнала, что дедушку репрессировали, у нее началось тихое помешательство. Ведь очевидцы рассказывали, что отца Александра Аболенского понесли хоронить еще живым, но очень больным и слабым. Он работал на лесоповале в Архангельской области и не вынес непосильного труда: старику было семьдесят лет...". Эти стоки потрясают. И чтобы не задохнуться от нахлынувших чувств, начинаю, точно птица, широко открыть рот и говорить стихами:
   Отец Александр Аболенский,
   Гонимый безбожия ветром,
   Ты плакал, свой храм оставляя
   И матушку Елизавету
   Она похоронена в храме,
   Перед алтарем почивает,
   А где твоя нынче могила -
   Никто из людей не узнает.
   Лишь ангел полярною ночью
   Зависнет над ней в мироздание
   И люди увидят воочию
   Северное сияние.
  
   ...........................................
   И ожил наш храм деревенский,
   И верят ильинцы сегодня;
   Отец Александр Аболенский
   Стоит у престола Господня.
  
   Мы верим, что это по мотивам отца Александра и его соратников, новомученников российских, произошло в селе Ильинское чудо - чудо, укрепляющее веру в людях, вразумляющее неверующих. В 1957 году, во время хрущевских гонений на Православную Церковь, когда Ильинский храм был осквернен и почти разрушен, ударила в берег Ильинского ручья молния. Ударила так, что земля и камни в стороны разлетелись и образовался разлом в виде Креста, из которого забил родник. Было это как раз под Ильин день.
   Скоро об Ильинском Кресте узнала вся округа, началось паломничество. И, уж если нельзя было молиться в оскверненном храме, люди молились возле этого Божьего Чуда. И в молитвах своих поминали отца Александра, Ильинского священника, погибшего за Веру Православную. Безбожные власти, чтобы помешать людям молиться, и трактором это трамбовали, и камнями заваливали, но родник пробивался вновь и вновь. В 2003 году силами прихожан здесь был оборудован источник, построена часовня и поставлен Поклонный Крест.
   Десятки лет Ильинский храм не принадлежал верующим. Что только там не размещалось: то мельница, то колхозное овощехранилище, то ремонтная мастерская... Наконец, по воле Божией, храм вернулся к приходу. "Собрались мы у храма, - вспоминает прихожанка Анна Гладких, - открыли его - и увидели мерзость запустения на святом месте: залежи помета голубей и крыс, скопившиеся за десятилетия, всюду кучи мусора, железок... Засучили рукава - и за работу. И вот, с Божией помощью, храм открылся: не топлен, пол цементный, там было холоднее, чем на улице. Батюшки постоянного не было, но служба по воскресеньям шла: приезжал священник из Новомосковска. А потом приехал в Ильинку наш теперешний батюшка, отец Василий с матушкой, и ребеночек грудной у нее на руках. Мы тогда думали, не понравится им у нас, уедут. А они не уехали, дай им Бог здоровья, сроднились и с храмом, и с деревней, здесь у них еще два мальчика родились. И одного назвали Ильей - в честь небесного покровителя храма".
   Прихожане любят свой храм, несут сюда иконы, жертвуют средства. Интересный эпизод рассказала прихожанка Зинаида Солдатченкова. Возвели всем миром-собором купол над храмом, изготовили крест. А установить его над куполом долго не удавалось, то одно мешало, то другое. И тогда люди решили ехать в Троице-Сергиеву Лавру, чтобы помолиться преподобному Сергию Радонежскому, благо, приближался его праздник, чтобы попросить его о помощи: что невозможно людям, то возможно Богу. И случилось невероятное: Вдруг откуда-то подъехали к храму незнакомые люди на огромной машине - с краном, с длинной стрелой. И спрашивают отца Василия, не надо ли чем помочь?...
   - Надо крест на куполе установить, - неуверенно ответил батюшка.
   - Хорошо, давайте сейчас начнем, - ответили ему.
   - А сколько это будет стоить?
   - С храма денег не берем!
   Так поздней осенью 2003 года на новом куполе Свято - Ильиского храма засиял крест. Кто они были, эти бескорыстные помощники, никто не знает. Но все твердо верят, что вразумил их помочь храму преподобный Сергий Радонежский.
   И теперь стоит Свято - Ильинский храм, сияет шлемом куполом, как богатырь в дозоре. Стоит и охраняет от скверны всю округу.

Алексей Логунов

православный писатель

  
  

ЛИТЕРАТУРНАЯ СТРАНИЦА. Рассказы из книги

"Ноев ковчег"

  

"СОСЕДИ"

   Галина Николаевна готовила на кухне завтрак. Из репродуктора лилась легкая утренняя мелодия. Стоял теплый воскресный день. Все располагало к спокойному отдыху. Но вдруг неожиданно за окном (а жила она на первом этаже) отчетливо послышалась грубая пьяная брань.
   Галина Николаевна выглянула в окно, и ее старое больное сердце забилось неровными толчками. Она увидела соседа со второго этажа, Вермутова, - мужчину с отекшим и мрачным лицом. Запрокинув голову, широкими глотками он поглощал содержимое сорокаградусной бутылки. Рядом терпеливо дожидались своей очереди его дружки.
   Галина Николаевна отшатнулась от окна. Теперь о покое нечего было и думать. Выключив газ, она торопливо вышла на улицу. С трудом передвигая больные ноги, она спешила к телефону. Долго, трясущимися руками она набирала номер милиции, но в ответ слышались только гудки. Наконец послышалось долгожданное:
   - Дежурный слушает!
   - Сынок! - торопилась рассказать Галина Николаевна. - Приезжайте скорее!..
   - Что делают? Сколько их? - перебивая старую женщину, допытывался дежурный, по-видимому, не очень вникая в то, о чем так беспокоилась Галина Николаевна. Наконец после десятиминутной беседы он коротко бросил:
   - Ладно, приедем!
   Когда Галина Николаевна возвращалась назад, пьяное веселье было в полном разгаре, очередная пустая бутылка летела под лавку, под диваны, на затоптанную и загаженную траву. Какими хозяевами они чувствовали себя! Развязность и наглость царили на лицах, в движениях!
   Милиция приехала через два часа. Светловолосый средних лет лейтенант вышел из машины. Компания затихла, торопливо заталкивая бутылки куда придется. Галина Николаевна торопливо вышла навстречу, но лейтенант был недоволен, и в первую очередь, Галиной Николаевной. Он бросил ей раздраженно:
   - Ну, что ты, бабуля, все возмущаешься, отдыхала бы!
   Потом не спеша подошел к Вермутову:
   - Пил? - коротко спросил лейтенант.
   - А что? - нагло ответил тот. - Пил!
   - Тогда садись!
   Дверцы машины захлопнулись и, круто развернувшись, она скрылась за поворотом.
  
  
  
  
  
  
  
  

II

   ... Сначала все было спокойно. Спустя месяц сосед со второго этажа заявил о себе постоянным шумом и грохотом над головой, бесконечными пьянками. Для Галины Николаевны наступили тяжелые и бессонные ночи. Галина Николаевна вызывала милицию, но когда приезжал наряд милиции, в квартире у соседа все затихало, уезжала милиция - снова все в квартире соседа возобновлялось, но уже с утроенной силой. А однажды, когда приехал очередной наряд милиции, вышла соседка, Афонькина, и заявила "Здесь живет хороший человек!" и такой у этой дамы был внушительный вид, что молоденький лейтенант сразу проникся к ней доверием и пригрозил Галине Николаевне, что заберет ее, если она будет зря вызывать милицию. Галина Николаевна больше милицию не вызывала, а написала заявление в отделение милиции на имя начальника.
  

III

   В один из сентябрьских дней Галина Николаевна возвращалась из магазина. Издали, у подъезда своего дома она увидела участкового в окружении соседей. Она заспешила к подъезду. У подъезда она обратилась к участковому: "Сынок, вы ко мне по заявлению?". Участковый не откликнулся, он даже не обратил на нее внимания. Он что-то быстро записывал под диктовку окружавших его людей. Галина Николаевна среди них узнала располневшую даму - соседку со второго этажа Афонькину, Вермутова с перекошенным от злобы лицом. Старая женщина старалась обратить внимание участкового на себя, но усилия ее были напрасны. Он слушал разгневанных и возмущенных людей:
   - Она посмела написать заявление на хорошего человека!
   - Выселить! - слышались голоса.
   Галина Николаевна стояла с авоськой в руке, смотрела на этих людей мудрыми, видевшими все в своей жизни глазами, а потом повернулась и потихоньку на больных ногах пошла домой.
   Дома она не сдержала слез. Ей вспомнилось свое далекое голодное детство, всплыло в памяти тяжелое лихолетье, вспомнила безвременного умершего от ран мужа и свое одиночество, и на душе стало еще тяжелее: "Что же это такое? Господи, за что?"
   Как часто она слышала от этих людей: "Ты нам мешаешь жить!" О какой жизни они говорили! О пьянстве! О воровстве! И это они называли жизнью! После этого отношения оставались враждебными. Соседи, а в особенности Афонькина, старались "насолить" старой женщине. Вскоре весной Афонькина решила навести "порядок" под окнами старой соседки. Подбила почти весь подъезд. Как варвары, вырубили они кустарники, рубили молодые деревца, чувствуя свою полную безнаказанность. А Галина Николаевна сидела в своей комнате и еле сдерживала слезы от горькой обиды...
  
  
  

"В ХРАМЕ"

   Несколько дней спустя Галина Николаевна прогуливалась недалеко от своего дома. Неожиданно услышала рядом женский голос:
   - Галя, здравствуй!
   Галина Николаевна не сразу поняла, что это относится к ней. Давно ее так никто не называл. Она подняла голову и посмотрела на стоящую рядом улыбающуюся женщину.
   - Не помнишь? Забыла? Аня, я вместе с тобой работали на строительстве кинотеатра!
   Галина Николаевна вглядывалась в лицо женщины, и что-то очень знакомое было в этом лице. И вспомнила - хохлушку и толстушку Аню. Но как же время меняет людей!
   - И ты очень состарилась! - сказала Аня и вздохнула. - Стареем!
   Постояли, помолчали, глядя друг на друга. А потом каждый поведал о своем. Галина Николаевна поведала о своих соседях: "Обижают!"
   -А ты сходи в храм, - сказала Аня, - посоветуйся с батюшкой! Поговорив еще немного, расстались.
   Всю ночь Галина Николаевна не спала, засели в голове слова Ани. Под утро забылась в коротком, беспокойном сне. Проснувшись, увидела желтые лучи солнца в оконной раме и решила: "Пойду!"
  
  
   Еще издали Галина Николаевна увидела сверкающий на солнце высокий купол храма. До нее долетели звуки колокольного звона. И вдруг на нее пахнуло таким далеким и невозвратным детством, что она на какое-то мгновение остановилась, взволнованная, и как кадры кинохроники промелькнули перед ее глазами картины ее детства: деревня в несколько домиков, маленькая церковь и молодая мама ведет ее туда за руку. А потом судьба распорядилась так, что они оставили свою деревню и переехали в город, а потом и вовсе уехали далеко от родных мест. Воспоминания эти были настолько пронзительными, что Галине Николаевне пришлось постоять неподвижно несколько минут, чтобы справиться с охватившим ее волнением. Потом, перекрестившись, она вошла внутрь храма.
   Прихожан в храме было немного. В основном это были старушки. Кто ставил свечку перед образом, а кто стоял перед зажженной свечой и усердно молился. Галина Николаевна купила свечки и спросила свешницу:
   -А с батюшкой можно поговорить?
   - Конечно, - ответила та доброжелательно. - Сейчас батюшка выдет, и поговорите.
   Галина Николаевна поставила свечку святому Пантелеймону, Николаю-угоднику и скромно встала около стены, дожидаясь, когда выйдет батюшка.
   -А как зовут батюшку? - спросила Галина Николаевна пожилую женщину, стоящую перед образом святого Пантелеймона.
   - Отец Никон! - шепнула та и снова перекрестилась.
   Отец Никон был немолод: высокий, плотный, с небольшой темной бородой, с внимательными добрыми глазами из-под густых бровей. Он вышел как-то неожиданно, и две старушки бросились к нему навстречу. Они что-то сказали ему, отец Никон очень тепло им что-то ответил, поочередно кладя свою широкую ладонь им на голову и затем перекрестив. Галина Николаевна, глядя на это, еще больше укреплялась в желании поговорить с батюшкой, и когда он уже отходил от старушек, она заспешила к нему навстречу:
   - Батюшка, отец Никон, можно с Вами поговорить?
   Он остановился, готовый выслушать. Галина Николаевна рассказала о своей жизни, о своем одиночестве, о соседях. Отец Никон слушал, не перебивая, на его лице Галина Николаевна замечала следы сострадания. Когда она замолчала и с тревогой ждала ответа, он сказал слова, которые глубоко запали в ее душу:
   - Измените свое отношение к соседям, - сказал отец Никон, - выставите все плохие чувства за дверь (зависть, злость, раздражение), и пусть они побудут за дверью. И потом, спустя какое-то время, вы не заметите, как они уйдут от дверей, и вы будете идти домой, как в маленькую церковь!..
   И по дороге домой, и дома Галина Николаевна все раздумывала над необычной простой и в то же время мудростью этих слов.

Надежда Лысенко

О КРЕСТЕ И КРЕСТНОМ ЗНАМЕНИИ

  
  
   Надо обязательно носить крест и не снимать его нигде и никогда, до самой смерти. Христианин без креста - это воин без оружия, и враг может легко одолеть его. Надо правильно осенять себя крестным знамением. "Крест - хранитель вселенной , красоты Церкви, Ангелов слава и демонов язва".
   Некогда мученик Киприан спрашивал беса: " Которым оружием возбраняется вам и что ослабляет вашу силу?" Бес отвечал: " Не можем смотреть на крестное знамение, но бежим от него. Как огонь, оно опаляет нас и далеко от себя гонит".
   Вот пример, говорящий о силе креста и крестного знамения. Три девушки шли по железнодорожным путям и оказались между двумя встречными поездами. Все трое остались живы. Поезда прошли , и девушки увидели трех бесов, они спорили между собой. " Ты что ее под поезд не толкнул, - говорят двое третьему, - такой удобный случай, была бы душа наша". А тот отвечает: "Не мог: на ней крестик, и ничего у меня не вышло. А ты свою почему не погубил? Она же без креста". " Да, на ней креста нет, но когда выходила из дома, она осенила себя крестным знамением, и я тоже ничего не мог сделать". И третьего беса спросили: "Ну, а ты чего зевал? Она же у тебя совсем неверующая!" "Так-то оно так, да ее мать перекрестила на дорогу и сказала: "Иди с Богом".Тут я бессилен: материнское благословение не имею права нарушать, потому что оно от Бога".
   А отсюда какой следует урок для нас? Зная теперь, что знамение крестное есть страх для злых духов, мы и должны, по слову Кирилла Иерусалимского, изображать крестное знамение и на себе постоянно. "Будем изображать оное на челе и на всем: на хлебе, который вкушаем и на чашах, из которых пьем; будем изображать его при входах, при выходах; когда ложимся спать и встаем; когда находимся на пути и отдыхаем. Оно есть знамение для верных и страх для злых духов".
   Непрестанно нужно помнить и то, что хотя злые духи и ищут всегда делать нам зло, но они ничего не могут сделать с нами без попущения от Бога и не могут вредить благочестивым людям, которые всегда благоговеют пред Богом и все делают с молитвою.

С. Лавров

  
  
   По сказанию св. Прохора, ученика Иоанна Богослова, св. апостол знамением креста некогда исцелил лежавшего на пути больного человека.
   Когда св. Епифаний в детстве своем, будучи еще некрещеным, свержен был однажды рассвирепевшим ослом и сильно повредил себе бедро, то нашедший его некоторый христианин трижды ознаменовал крестом и тем уврачевал отрока.
   Обреченные на съедение зверей, св. мученики Авдон и Сеннис запечатлили на себе св. крест, и лютые звери, подобно кротким агнцам, лобызали ноги людей Божиих.

В. Гурьев. " Пролог в поучениях"

   При целебной силе Креста Христова оказывались Безвредными и убийственные яды.
   Так св. епископ Юлиан, начертав на поднесенной ему злоумышленниками чаще св. крест, выпил смертоносный яд и не почувствовал в своем теле никакого вреда.
   С одним из христианских подвижников случилось вот такая история.
   В одном монастыре, известном своей развращенной жизнью, умер настоятель. Тогда иноки, зная про славу молодого инока Венедикта, обратились к нему с просьбой принять начальствование над их обителью.
   Улыбнувшись. Венедикт ответил: "Но мои нравы будут не согласны с вашими".
   Монахи настаивали, и тогда Венедикт согласился. "Святой Венедикт с усердием правил монастырем. Строго соблюдая устав постнического жития, он никому не позволял жить по своей воле, так что иноки стали раскаиваться, что выбрали себе нового игумена, который совершенно не подходил к их испорченным нравам. Самые дурные из иноков задумали даже следующее: они смешали яд с вином и, влив все это в чашу, дерзнули подать это смертоносное питие преподобному во время обеда. Он же своею честной рукою сотворил над чашею крестное знамение, и сосуд силою святого креста тотчас же разбился, как бы от удара камнем. Тогда человек Божий познал, что чаша была смертоносна, ибо не могла выдержать Животворящего Креста; тотчас он позвал к себе братию и без всякой злобы и даже с улыбкой на лице сказал им: "О чада! Да помилуй вас милосердный Господь. Зачем вы задумали сделать мне это? Разве я не говорил вам раньше, что мои нравы не подойдут к вашим? Итак, поищите себе другого отца, я же оставаться у вас не могу".
   После этих слов преподобный удалился в пещеру, где опять предался подвигам молитвы и духовных упражнений.
  

(Житие преподобного отца нашего Венедикта)

  
  
  
  

БЛАГОДАРЕНИЕ БОГА

ИЗ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ

И ВЫСКАЗЫВАНИЙ ОТЦОВ ЦЕРКВИ

Благодарность привлекает новые дары Божии

      -- Благодарение Богу имеет особенное свойство: рождает и усиливает веру, приближает к Богу.

(Епископ Игнатий Брянчаннинов)

      -- Ничто так не приятно Богу, как душа признательная (38, 560).
   Благодарность ничего не прибавляет Богу, но приближает нас к Нему(41, 289).
   Если доставим честь самим себе. Человек, открывший глаза, чтобы видеть солнечный свет, себе доставляет пользу, а не прибавляет чего-нибудь светилу, не делает его более светлым. То же самое и даже в значительно большей степени происходит, когда мы прославляем Бога. Кто с удивлением взирает на Бога и воздаст Ему честь, тот обретает спасение и получает величайшую пользу(15, 648).
   Божество не нуждается ни в чем. Итак, для чего же Господь желает, чтобы мы восхваляли и прославляли Его? Для того, чтобы этим сделать теплее нашу любовь к Нему (45, 11).
   Тем, кто прославляет и благословляет Бога, Он обыкновенно подает еще более обильные благословения (38, 309).
   Господь требует от нас благодарности не потому, что нуждается в нашем прославлении, но чтобы вся польза обратилась на нас же и мы сделались достойными еще больших милостей Его (38, 267).
   Если мы постараемся возносить Господу благодарение за прежние милости и быть готовыми к признательности за последующие, чтобы не оказаться недостойными благодеяний Его, то будем в состоянии и жизнь вести лучшую, и уберечься от грехов (38, 266).
   Если мы постоянно будем помнить о благодеяниях Божиих, какие Он излил на природу нашу, то и сами будем благодарны, и это послужит для нас сильнейшим побуждением к добродетели (38, 124).
   Если, вспоминая о благодеяниях людей, мы воспламеняемся к ним большей любовью, тем более, непрестанно вспоминая о благодеяниях к нам Господа, будем усердны к заповедям Его(41, 289).
   Благодарность бывает совершенной, когда мы исполняем то, что служит к славе Божией, и избегаем греха, от которого освободились(43, 728).
   Станем благодарить за благодеяния, оказанные не только нам, но и другим. Таким образом мы истребим зависть, утвердим любовь и сделаем ее более искренней (41, 289).
   Будем благодарить Бога и за земные блага, но гораздо более за духовные. Этого Он желает и ради духовных благ дарует и земные, привлекая и обучая ими несовершенных, как людей, еще сильно привязанных к миру. Святитель Иоанн Златоуст (42, 287).
   Будем же всегда благодарить Господа, чтобы быть достойными Его вечных благ (8, 327).
   После славословие Богу, чтобы пожать венцы, почести и похвалы в Царстве Небесном. Святитель Василий Великий (4, 213).
   Богу не нужны благодарения твои, но тебе необходимы Божий благодеяния. Вместилище и хранилище этих благодеяний благодарное сердце. Преподобный Николим Святогорец (64, 229).
   Насколько человек благодарит Бога и подвизается из любви к Нему, настолько и Бог приближается к нему дарованиями Своими и желает упокоить его. Преподобный Петр Дамаскин (62, 123).
   Поскольку благодарность приняла Богу, она удостаивается больших и более многочисленных благодеяний от Него. И об этом, мне кажется, говорит Христос : " Ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится" (Мф. 13, 12), и еще: " Ибо всякому имеющему дастся и приумножится" (Мф. 25, 29). Преблагой Владыка наш принимает благодарность как дар Себе и за него воздаст новыми дарованиями. Святитель Тихон Задонский (104,56).
   Вера...ведет к благодарению Бога и от благодарения углубляется вера (111,287).
   Славословием Бога прогоняются помыслы неверия, малодушия, ропота, хулы, отчаяния, вводится помыслы святые, божественные (109, 108).
   Благодарением вводится в душу чудное спокойствие, вводится радость, несмотря на то, что отовсюду окружают скорби. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (112,96-97).
  
  
  

МОЛИТВА ГОСПОДУ, ИИСУСУ ХРИСТУ О ДАРОВАНИИ СЛЕЗ И ОТГНАНИИ ВРАГА

   Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, Спасителю Наш! Даруй мне, рабу Твоему, сокрушение и просвещение сердца, чтобы, просветившись сердцем, со сладостию источать мне слезы в чистой молитве, и Ты немногими слезами изглади рукописание грехов моих и ради малого плача угаси во мне возгоревшийся огонь. Ибо, если дашь мне, Владыко, плакать здесь, то освободишь меня там от огня неугасимого.
   Хотя знаю я, долготерпеливый и человеколюбивый Господи, что каждый день и час безмерно преогорчеваю и прогневляю Тебя, но благость долготерпения Твоего препобедит мою злобу и горечь.
   Ей, благолюбивый Господи, Боже милости и щедрот! Спаси меня от скверного и страшного врага, который ежечасно оцепляет и угнетает душу мою злыми и скверными помыслами. Неизреченная сила Твоя, Христе, запретившая волнам морским, да запретит ему, да приведет его в бездействие, и да отгонит далеко прочь от меня раба Твоего.
   Каждый день обновляет он против меня козни свои и спешит возобладать расслабленным умом и удалить меня от Тебя и от Божественных заповедей Твоих.
   Но, Владыко, многомилостивый Господи, пошли вскоре силу Твою и от меня непотребного раба Твоего отжени сего великого змия, со всеми лукавыми и срамными его помыслами, да буду чисто воспевать и славословить Тебя, со Безначальным Твоим Отцом и Всесвятым, Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во век веков. Аминь.

Из творений прп. Ефрема Сирина

  
  

ТВОРЧЕСТВО ПРИХОЖАН

ПОЯС ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В ДИВЕЕВО

Монаху Богородица приснилась:

"России нужно руку протянуть!"

Мечта несбыточная вдруг осуществилась:

В Россию к людям Пояс начал Путь.

Забросив Груды очень важных дел

Толпа десятков тысяч устремилась

В Четвертый Богородицы Удел,

Где Серафиму Божья Мать явилась.

Десятки тысяч... Яблоку упасть

Здесь невозможно: люди, люди, люди

Сюда пришли, чтоб пред Святыней пасть -

В Храм Пояс Богородицы прибудет.

Морозец крепкий - но надежда крепче

И Вера в Бога крепнет здесь у всех.

И здесь душе любой намного легче -

Здесь отступает в страхе всякий грех.

Толпа людей: девицы, парни, дети,

Мужчины, бабушки - всех под одно Крыло.

Для всех сегодня Цель едина светит:

Сюда всех Чудо Божье привело.

А небеса... Кресты в лазури ясной...

Вдруг отовсюду колокольный звон

Полился в мир - и людям стало ясно:

Явился Пояс, да Явился Он!

Все с замираньем сердца видят Чудо:

Возглавил Пояс Дивный Крестный Ход

За Ним монахи и простые люди:

В слезах и страхе крестится народ.

Ликует все: и голуби над Храмом

Парят, кружат - все радуются Чуду.

Нам всем с Небес Явилась Божья Мама...

Молитвы, слезы, крестятся повсюду...

Вот Пояс в Храме - полилась Молитва.

Забыв усталость, прихожане ждут.

Людская Вера выдержала битву -

В награду Чудо - Пояски дадут.

Ступеньки в Храм - по ним я поднималась.

Вот близко я - смотрю, Ковчег стоит.

Как сильно, люди, мое сердце сжалось!

"Коснись рукой" - монах мне говорит.

Свои страданья и мольбы о близких

В душе к Ковчегу в страхе я несу.

Коснулась Пояса и поклонилась низко...

И чудится мне Голос: "Я Спасу"...

Майя Михайлова. Прихожанка Свято - Успенского мужского монастыря.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"