Лысенко Надежда Ефимовна : другие произведения.

Слава Тебе, Боже, вовеки 2 часть Тихон Задонский о гордости и сребролюбии

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


   Святитель Тихон Задонский
   О сребролюбии и лихоимании
   "Смотрите, берегитесь любостяжа­ния, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения", -- говорит Христос (Лк. 12:15).
   "Никто не может служить двум госпо­дам: ибо или одного будет ненави­деть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и ма­моне" (Мф.6:24).
   "Желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие без­рассудные и вредные похоти, кото­рые погружают человека в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям.Ты же, человек Божий, убегай сего" (1 Тим.6:9-11).
   * * *
   Под сребролюбием здесь подразумевается не только любовь к серебру, но и ненасытное желание всякого земного имения, стяжания и богатства.
  
   * * *
   Сребролюбие, как и всякая страсть, в сердце у человека имеет свое место и сердцем обладает. Следовательно:
      -- Сребролюбец не только тот, который самым делом всячески богатство собирает и хранит у себя, не уделяя требующим; но и тот, кто хотя и не собирает и не имеет, но ненасытно желает его.
      -- Не только тот лихоимец и хищник, кто самым делом чужое похищает; но и тот, кто чужого желает неправедно; это есть грех против десятой заповеди: "не пожелай" (Исх.20:17). Ибо в том, что ка­сается его воли, он лихоимствует и по­хищает чуждое; а то, что самым делом не исполняет этого, зависит не от него, но от внешнего препятствия, которое его к по­хищению чужого добра не допускает.
      -- Не всякий богатый сребролюбец, но тот, кто любит серебро, кто сердцем к се­ребру приложился, кто "к богатству при­лагает сердце" (Пс.61:11).
      -- Нищий, ко­торый хотя бы и ничего у себя не имел, но имеет к богатству любовь, есть истинный сребролюбец. И потому не тот, кто мно­го имеет, но кто много желает, и не тот, кто богат, но кто к богатству сердцем при­лепляется, порочится. Много было, как и ныне есть, богатых и славных, но они Богу угодили, и по­тому сребролюбцами не были. Сребролю­бец угодить Богу не может, ибо не Богу, а своей страсти угожда­ет. "Не плохая вещь богатство, -- говорит святой Златоуст, -- но плохая вещь сребролю­бие, плохая вещь лихо­имство. Одно -- лихои­мец, а иное -- богатый: лихоимец не богат, ли­хоимцу многого недо­стает; а кому многого недостает, тот никог­да не может быть бо­гатым. Лихоимец есть страж денег, а не господин, раб, а не владетель. Скорее он может уделить другому свою плоть, неже­ли скрываемое серебро" (Беседа вторая к народу антиохийскому).
   * * *
   Сребролюбие и лихоимство есть страсть ненасытная. Ибо чем более со­бирает сребролюбец богатства, тем более желание и похоть к богатству в нем умно­жается. "Сребролюбие, -- говорит святой Иоанн Златоуст, -- есть ненасытное пьян­ство. Как пьяные чем более вина пьют, тем большую чувствуют жажду, так сре­бролюбцы чрезмерного своего желания утолить никак не могут; но, сколько име­ние свое умножаемым видят, столько же­ланием горят, и от злого своего желания прежде не отстанут, как тогда, когда уже в самую бедственную попадут пропасть" (Беседа 22 на книгу Бытия). В другом ме­сте говорит: "Лихоимцы и хищники хуже зверей. Ибо звери, -- говорит, -- насытив­шись, перестают похищать; а эти никогда насытиться не могут" (Беседа 9 на Первое послание к коринфянам). И еще: "Если желаешь обогатиться, никогда не пере­станешь этим желанием уязвляться; ибо желание это бесконечно" (Беседа 12 на Послание к римлянам).
   * * *
   Сребролюбец и лихоимец, хотя много богатства имеет, окаяннее всех, ибо покоя и безопасности иметь никогда не может: ибо внутри себя всегда носит мучителя, которому бедно служит, и от этого непре­станно и везде мучается.
   Правильно поучает святой Иоанн Зла­тоуст: "Лихоимцы и хищники нигде по­коя и безопасности не имеют, поскольку внутри себя всегда имеют брань и врагов" (Беседа на Псалом 4). "Как море, -- гово­рит тот же отец, -- никогда без волн быть не может, так сердце сребролюбивого чело­века не может быть без печали, попечения, страха и мятежа" (Беседа 39 на евангели­ста Матфея). "И потому лихоимцы везде принимают свои наказания -- в жизни, в смерти и по смерти", -- тот же святой учи­тель рассуждает (На Псалом 42).
   И так, по мнению святого отца, лихо­имец мучается всю жизнь, мучается при смерти, мучается и после смерти. Муча­ется всю жизнь, потому что в печали и страхе всегда находится. В печали -- по­тому, что еще не имеет у себя, а желает, ибо сребролюбцу и лихоимцу многого не­достает. В страхе -- как бы не лишиться того, что имеет. Мучается при смерти: поскольку
   1) не желая, лишается любимого своего сокровища, в котором сердце и увеселе­ние свое имел;
      -- оно иным в руки достается;
      -- достанется, может быть, тем, кому не хочет;
      -- следует перед судом Божиим истязанным быть и за всякую неправедную ко­пейку ответ дать. Мучается лихоимец и по смерти: ибо "хищники царствия Божия не наследуют" (1Кор.6:10), но как долж­ники Божии и ближних своих, как пре­ступники Божиего закона и братии своей обидчики, ввергнутся в темницу, огнем и серой дымящуюся, где всю вечность без­возвратно будут платить долг свой. От­сюда правильно заключить можно, что бедную жизнь имеет лихоимец. "Он, -- по мнению святого Иоанна Златоуста, -- про­водит жизнь беднее, нежели Каин, всегда пребывая в печали и страхе: в страхе о том, что имеет, а в печали о том, чего еще не имеет" (Беседа 31 на Первое послание к коринфянам).
   * **
   Сребролюбец и лихоимец хотя Истин­ного Бога исповедует, но самым делом отступил от Него: ибо устами только Его почитает, но сердцем другому господину, то есть мамоне работает, служит, покоря­ется. "Никто не может служить двум го­сподам. Невозможно служить Богу и ма­моне", -- говорит Христос (Мф.6:24). Бог и мамона -- это два господина, но весьма противоположные, и противоположное повелевающие. Бог повелевает: "Прося­щему у тебя дай" (Мф.5:42); мамона: "Что имеет, возьми". Бог повелевает: "Алчу­щего напитай"; мамона: "Оставь его". Бог говорит: "Нагого одень"; мамона -- во­преки: "И последнее совлеки". Бог гово­рит: "Продай имение и дай милостыню" (см. Мф. 19:21); мамона говорит: "Соби­рай и береги ради себя". Бог говорит: "Не укради" (Исх.20:15); мамона говорит: "Доставай, как можешь". Бог говорит: "Помилуй бедного"; мамона: "Что тебе до него нужды?" Лихоимец, оставляя Бога, мамону слушает: и так тем самым как за­поведи Божии, так и Бога заповедавшего отвергается. Потому и апостол называет лихоимство "идолослужением" (Кол.3:5), и лихоимца "идолослужителем" (Еф.5:5). Сколь же бедственно и бесстыдно, ради страсти отвергаться Живого и Бессмерт­ного Бога, от Которого жизнь и все бла­женство наше зависит!
   * * *
   Сребролюбие не только само по себе тяж­кий грех, но и корень всех зол, по слову апо­стола: "корень всех зол есть сребролюбие" (1Тим.6:10). От этого происходит всякая неправда, многоразличное хищение и во­ровство. И в каком звании и чине язва эта ни будет, многоразличное зло наносит.
      -- Если простой человек будет сребро­любцем и лихоимцем, учит его обкрады­вать лавки, дома, житницы, церкви, уво­дить коней, засады делать по дорогам, раз­бойничать, насиловать, убивать и прочее.
      -- В купечестве учит лгать, обманы­вать, делать всякую неправду, плохую вещь за хорошую, дешевую за дорогую продавать, плату наемника удерживать, беззаконную лихву или чрезмерный про­цент брать, примешивать воду в вино и так закон Божий нарушать и ближнего обманывать, и прочее.
      -- Если помещик, имеющий крестьян, будет сребролюбцем, крестьян излишни­ми оброками обременяет, отчего следует, что одни крайнюю скудость в пище претер­певают, другие вынуждены полунагими, без одеяния скитаться, -- почему слезы и плачевные жалобы на него возносятся. А иные, не имея, чем оброки эти платить и себя и домашних пропитать, принуждены идти на разбой, хищения, воровство, как самое дело показывает; иные -- оставлять церковное собрание в праздничные дни, отлучаться от общей молитвы и слушания Божия слова и доставать в запрещенные те дни работой себе и домашним потреб­ное. Во всем том бесчеловечное господина лакомство виновно.
      -- Если язва эта заразит тех, которые в судебных заседают местах, последует ужасное и достойное плача попрание правды, нарушение присяги, которую перед страшным и Всеведущим Богом и святым Его Евангелием приносили, и обе­щали свято и нерушимо хранить правду, опасаясь мстительного гнева Божия в про­тивном случае.
   А от этого все зло последует и обще­ству -- нестерпимые раны. Поскольку злые люди и насильники, видя попрание правды, в большее бесстрашие приходят, и на большие злодеяния устремляются, обнадеживая себе тем, что они, хотя и об­личаются в злодействе, могут от законной казни платой освободиться, что и быва­ет. А от этого более умножаются разбои, хищения, воровство, ограбления, зло­действа, наглости, разорения, убийства и прочее тяжкое и несносное для обще­ства зло и беззаконие. От этих своеволий и наглостей добрым и бедным людям, си­ротам, и вдовам и прочим беспомощным большее утеснение и бедность последует. От чего более умножает плач, слезы, жа­лобы, на небо восходящие и всенародную казнь, как-то: голод, пожары, землетрясе­ния, нашествия иноплеменников, войны, страшные кровопролития и прочее -- на­водящие.
   Нет большей обществу язвы, чем су­дьи, мздоимством и лихоимством раст­ленные. Как черви внутри дерево грызут, так они общество снедают и в погибель приводят, как из вышесказанного всякий может видеть. И тем более они вредны, что вид добрых и верноподданных на себе носят, но на самом деле -- иные. Хотя они о себе и мечтают, что искореняют злодей­ство, но неправдою своею и лихоимством путь ко всякому злодейству открывают. И хотя возомнили, что служат обществу, на самом деле его разоряют со злодеями и разбойниками, которых думают искоре­нить. Хорошо святой Иоанн Златоуст о них говорит: "Лихоимцы -- разбойники, устраивающие засады при дорогах и вещи проходящих похищающие, и в домах сво­их, как в земных пещерах, имения других скрывающие" (Слово 1 о Лазаре). Более самих явных злодеев тяжело грешат, как можешь видеть из следующего.
   Первое. Как злодеи похищают чужое, так и они: злодеи явно или тайно, а они лестью, в чем не отличаются от злодеев. Ибо хищение -- все равно хищение. Какое ни есть -- явное, или тайное, или совер­шенное лестью.
   Второе. Злодеи не давали присяги быть судьями других, а они присягали не только правду хранить, но насаждать и утверждать, в чем превосходят злодеев, как присягой обязавшиеся.
   Третье. Злодеи -- люди грубые, невеж­ды. А они думают, что Божий и монарший ведают. И это их зло умножает: ибо тяже­лее грех от ведения, нежели от неведения.
   Четвертое. Злодеи -- люди простые, а они -- чиновные, и поэтому должны образ добрых дел и прочим показывать. Но они образ злых дел показывают, в чем как зло­деям, так и прочим повод к злодеянию по­дают, как начальники и мнимые светила.
   Пятое. Злодеи часто скудостью вынуж­даются на злое дело. А они -- от одного лакомства ненасытного. И в этом превос­ходят злодеев: ибо меньшее зло -- от ску­дости, нежели от довольствия похищать. Рассуди всякий, не смеха ли достойно было бы дело, если бы богач на воровстве пойман был? Воистину все бы тому уди­вились, ибо от довольствия на такое бес­честное и беззаконное дело дерзает. Так и они удивления и смеха достойное дело творят, когда, будучи в довольстве, на та­кое бесчестное и безбожное дело бесстыд­но устремляются.
   Шестое. Злодеи, каковыми являются, таковыми их и люди считают, а они за до­брых и верных слуг Отечества почитаются. Смотри и здесь, не большее ли зло: быть злым -- и за доброго почитаться, быть злодеем -- и добрым слыть, неправду де­лать -- и праведным считаться, Отечество разорять -- и защитником и хранителем его прославляться?
   Воистину несказанное зло -- и безза­конничать, и похвалу принимать. Явные злодеи некое наказание и здесь, в веке сем принимают, потому что их злодеями и люди считают и ими гнушаются. А этих за добрых, честных и верноподданных по­читают. И так они грешат -- и людьми славятся; зло творят -- и благодетелями почитаются. Так они подобны яблокам, которые снаружи красивы, но внутри гнилы, смрадны и вредны; подобны яду, медом намазанному, который внешним видом услаждает вкушающего, но смер­тоносно заражает. Ибо лицо не умаляет, тем более не уничтожает согрешения, но наоборот -- чем более высокое лицо, тем больший его грех.
   Беззаконное дело -- когда простой че­ловек похищает, но более беззаконное -- когда похищает чиновный; больший грех -- неправду делать секретарю, и того больший -- судящему, нежели канцеля­ристу и писцу. Также и образ хищения не уничтожает и не умаляет хищения; но явное ли, или тайное, или лестью совер­шенное хищение будет, все равно это хи­щение; все равно заповедь Божия -- "не укради" -- разоряется; все равно Законо­датель презирается и отвергается и тво­рится ослушание.
      -- Когда под митрой епископской зло это кроется, то также бывает причиной всех тех зол, о которых выше (в 4-й ста­тье) упомянуто; сверх того, еще ко злу зло прилагается. Ибо учит непродаваемую Бо­жию благодать продавать и недостойных удостаивать, от чего соблазны большие, нежели созидание Церкви святой, после­дуют, как всем эта истина явна. Словом: корчемствовать, а не стадо Христово па­сти страсть эта учит его, и с Иудой Христа продавать, а не проповедовать.
      -- Если сердцем военачальника мамо­на обладает, то приводит его к тому, что, также клятвенное свое обещание презрев, изменяет Государю своему. Не стыдится, не ужасается продавать Отчества своего, в котором родился, воспитывался, живет и, как в лоне матери, со всей своей семьей успокаивается. Столько крови человече­ской проливать, столько тысяч неповин­ных людей губить не сомневается. Так во всяком чине и звании сребролюбие и ли­хоимство бесчисленное зло совершает! И, как кажется, да и всякий может видеть, что никто так не вредит обществу, как ли­хоимцы. От них оно более стонет, воздыха­ет и изнемогает, нежели от иноплеменных врагов. Ибо от иноплеменных, как явных, бережется, и защищает себя оружием; а от этих уберечься не может, ибо они вну­три. Хорошо святой Иоанн Златоуст го­ворит, что сребролюбие все беды на свете производит: оно обагряет кровью море, и часто неправедно окровавливает судей­ские мечи; оно вооружает разбойников, оно делает убийц отцов и матерей (Беседа 23 на Первое послание к коринфянам).
   * * *
   Сребролюбие и лихоимство не только другим зло делает, но и своих любителей в бедственные случаи ввергает. Так Гиезий, слуга пророка Божия Елиссея, с Неемана Сириянина, Божией благодатью исцелив­шегося и в дом возвращающегося, серебро и одежды тайно взявший, той проказой, которой тот поражен был, праведным су­дом Божиим поражается (4 Цар.5:20-- 27). Так Иуда-предатель, который бес­ценного Христа, Сына Божия, за трид­цать сребренников продать не побоялся, достойную сребролюбия казнь принима­ет, от апостольского лика и из числа вер­ных извергается, и сам себя удавлением умерщвляет (Мф.26:15-16, 47--49).
   Так и ныне тот же праведный Божий суд постигает воров, хищников, разбой­ников, клятвопреступников, продающих за серебро правду Божию и Бога отвергаю­щихся, изменников, предателей и губите­лей Отечества и прочих лихоимцев. А если кто и избежит временной казни -- ибо не все беззаконники здесь наказываются по неведомым Божиим судьбам, -- но не из­бежит вечной, которая непременно как прочим беззаконникам, так и лихоимцам следует. Тогда они и за последний кодрант в геенском огне будут платить, но никогда заплатить не смогут. Из вышесказанного можешь видеть, читатель:
      -- Лихоимство -- это страсть крайне развращенных людей, у которых безбо­жие кроется в сердце, хотя устами и ис­поведуют Бога; и есть признак челове­ка, преобразившегося в хищного зверя, который без разбора на всякое животное нападает, чтобы насытиться плоти и кро­ви его; или даже хуже самих зверей, как учит святой Иоанн Златоуст. Ибо звери, насытившись, более не устремляются на животных, а они никогда насытиться не могут, но всегда алчут и жаждут чужого добра; и чем более собирают, тем более желают и похищают.
   Итак, видишь, что такое лихоимец? Он враг Божий, враг человеческий, враг и самому себе. Враг Божий, ибо бесстраш­но закон Божий нарушает и Законодателя презирает. Ибо "кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу", -- учит апостол (Иак.4:4). Враг человече­ский, ибо людей обнажает и разоряет. Враг самому себе, ибо душу свою вечному огню и мучению предает.
      -- Лихоимство опаснее прочих безза­коний. Блуднику, злобному, пьянице и прочим нужно только отстать от грехов и покаяться, чтобы спастись, а лихоимцу не только отстать должно от лихоимства, но и похищенное возвратить тому, у кого похитил, или, если того сделать невоз­можно, расточить то, что во зле собрал, и так каяться. Ибо иначе ему каяться невоз­можно.
   Слушай, что через пророка Бог говорит: "и когда скажу нечестивому: "Смертью умрешь", -- и обратится от греха своего, и сотворит суд и правду, и залог отдаст, и похищенное возвратит, беззаконник в за­поведях жизни ходить будет, так, чтобы не сотворить неправды, жизнью жив бу­дет, и не умрет" (Иез.33:14-15).
   Смотри, что похищенное должен воз­вратить. А если похититель впадет в та­кую скудость, что совсем не будет иметь, чем возвратить похищенного, но, придя в чувство, захочет каяться, и все, что бы ни было, пожелает отдать, -- в таком случае милосердным Богом желание вместо истинного возвращения принимается. Ина­че это не истинное покаяние, а притворное и ложное, и не иное что, как прельщение и умягчение грызущей совести.
      -- Чем более кто лихоимствует и по­хищает, тем более беззакония и погибе­ли себе собирает. "По жестокости твоей и нераскаянному сердцу, ты сам себе со­бираешь гнев на день гнева и откровения праведного Суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его", -- говорит апо­стол (Рим.2:5-6).
      -- Во всяком звании, то есть в духов­ном и светском, вредно лихоимство, ибо многие беды и соблазны причиняет, но особенно -- в духовном. Ибо духовные словом Божиим должны и других от без­законного того дела и прочих отвращать; но они сами делают, бесстрашно дерзают и другим к тому повод подают.
      -- Чем более высокое лицо будет ли­хоимец, тем большие и многочисленные в Отечестве беды и соблазны произво­дит. Ибо от него и низшие и подчиненные его тому же беззаконному делу учатся. Почему-де нам не брать (так они безза­конно учатся и говорят), если высшие нас и начальники берут? Неужели будут нас судить за то, что сами делают; за то каз­нить, в чем сами виноваты? Как-де их со­весть не будет обличать и осуждать, если нас в том, что сами делают, будут судить и наказывать? Правильное это, по мне­нию твоему, заключение, лихоимец, но не христианское, а беззаконное и безбожное. Не будут они тебя судить, но будет Бог су­дить и их, и тебя, беззаконного последова­теля их. Избежишь человеческой казни, но не избежишь Божией, временного, но не вечного наказания. Не укажешь тогда на них, вот-де и они делали то; но как они, так и ты по делам своим воспримешь. Не заступится за тебя человек, и ничто не по­может тебе, когда Бог будет судить тебя, и "представит пред лицом твоим грехи твои Тот, Чьи слова ты отверг, и видя вора, сле­довал за ним" (Пс.49:21, 17-18).
   * * *
   Но чтобы пагубной страсти сребролю­бия и лихоимства не поработиться, дол­жен каждый помнить апостольское сло­во: "Мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него.
   Имея пропитание и одеж­ду, будем довольны тем" (1Тим.6:7-8), и прочее, и Христово страшное изре­чение: "Какая польза че­ловеку, если он приобре­тет весь мир, а душе своей повредит" (Мф.6:26)? А пленившиеся лихоим­ством и желающие каять­ся пусть внимают тому, что мытарь Закхей, ка­ясь, сказал Христу, в дом его пришедшему: "Закхей же, став, сказал Господу: "Господи! Половину име­ния моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо". Пото­му и слышит от Христа: "Ныне пришло спасение дому сему" (Лк. 19:8-9).
  
  
   Святитель Тихон Задонский
   О гордости
   " Что высоко у людей, то мерзость пред Богом" (Лк.16:15)
   "Всякий, возвышающий сам себя, уни­жен будет, а унижающий себя возвысит­ся" (Лк. 18:14)
   "Бог гордым противится, а смиренным дает благодать" (Иак.4:6)
   ***
   Гордости начало есть дьявол, отступив­ший от Создателя своего и сделавшийся из светлого ангела князем тьмы. Этим смерто­носным ядом как сам заражен, так и наши сердца так сильно заразил, что всю жизнь окаянства того нашего довольно оплакать не можем.
   ***
   Нет ничего опаснее, сокровеннее и труднее гордости. Опасна гордость, ибо для гордых заключается небо и вместо неба ад определяется. "Бог гордым проти­вится", -- говорит Писание. Сокровенна гордость, поскольку так глубоко в сердце нашем кроется, что и усмотреть ее не мо­жем без помощи кроткого сердцем Иисуса Христа, Сына Божия; и лучше ее узнаем на ближних наших, нежели на себе.
   Видим прочие пороки, как-то: пьян­ство, блуд, воровство, хищение и прочее. Ибо часто из-за них себя жалеем и стыдим­ся. Но гордости не видим. Кто когда себя признал от сердца гордым? Еще не случа­лось того видеть. Многие себя называют грешниками, но другими так называться не терпят, и хотя многие из них языком не отзываются, однако не без негодования и огорчения сердечного принимают то.
   И так этим показывается, что языком только называют себя грешниками, а не сердцем; на устах смирение показывают, а на сердце не имеют. Ибо истинно сми­ренный огорчиться и гневаться на укоры не может, поскольку считает себя всякого унижения достойным. Нет ничего труднее гордости, ибо с великой неудобностью и также не без помощи Божией побеждаем ее. Внутри себя носим зло это. В благопо­лучии ли находимся? Она с величанием и пышностью, презрением и унижением ближних наших приседит нам. В злополу­чие ли попадаем? Через негодование, роп­тание и хуление показывает себя. Терпе­нию ли, кротости и прочим добродетелям стараемся обучаться? Кичением фарисей­ским восстает на нас. И так нигде и никак от нее избавиться не можем: всегда с нами ходит, всегда хочет господствовать и вла­деть нами.
   ***
   Как "Бог гордым противится" (Иак. 4:6), показывают страшные судьбы Божии, которые нам святое Божие слово представ­ляет, дабы мы, взирая на них, всеми сила­ми береглись от мерзкого и душепагубного этого порока.
   Вознеслись прародители наши в раю и возжелали божеской чести -- но лишились и той чести, которую имели, и "скотам несмысленным уподобились" (Пс.48:13), и всякому бедствию подпали. Вознеслись потомки Ноя и сотворением столпа хотели сотворить себе имя славное -- и "смешал" Господь "язык их, так чтобы один не пони­мал речи другого" (Быт.11:3--9). Вознесся фараон, царь египетский, против Бога и людей Его хотел озлобить и погубить -- и погиб сам со всем воинством в море Чермном, и погряз, как олово, в воде глубокой (Исх.14:15,10). Вознеслись Корей, Дефан и Авирон, и Моисею, пророку Божиему и вождю своему, воспротивились -- "и раз­верзла земля уста свои, и поглотила их и домы их, и всех людей Кореевых и все иму­щество; и сошли они со всем, что принадле­жало им, живые в преисподнюю, и покрыла их земля, и погибли они из среды общества" (Числ. 16:32-33). Возвысил глас хульный на Бога вышнего и на святой град Его Сеннахирим, царь ассирийский, -- "и вышел Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч человек"; сам же поражен был мечом сыновьями своими (Ис.37:36-38). Возвысился Олоферн, вождь войска ассирийского, -- и рука женская от­секла гордую главу его (Иудифь 13:8).
   Возвысился Аман, первый советник персидского царя Артаксеркса, --и "повешен на древе", которое неповинному израильтянину Мардохею уготовил было (Есф.7). Возвысился Навуходоносор, царь вавилонский, -- и услышал глас с небес: "Тебе говорят, царь Навуходоносор: цар­ство отошло от тебя! И отлучат тебя от людей, и будет обитание твое с полевыми зверями; травою будут кормить тебя, как вола", и прочее (Дан.4). Вознесся до небес град Капернаум -- и слышит от Христа: "И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься" (Мф. 11:23). Воз­несся фарисей -- и пошел осужденным в дом свой (Лк. 18:14). Так гордым противит­ся Бог! Так вознесенных смиряет Господь! Нет ничего более ненавистного Богу в лю­дях, чем гордость. "Что высоко у людей, то мерзость пред Богом" (Лк. 16:15).
   ***
   Признаки гордости таковы: 1) высшим не покоряется; 2) равным и низшим не уступает; 3) гордость велеречива, высоко­речива и многоречива; 4) славы, чести и похвалы всяким образом ищет; 5) высоко превозносит себя и дела свои; 6) других презирает и уничижает; 7) ищет, как бы себя показать; 8) бесстыдно себя хвалит; 9) какое добро ни имеет, себе приписывает, а не Богу; 10) хвалится и тем добром, кото­рого не имеет; 11) весьма старается скры­вать недостатки и пороки свои; 12) не тер­пит быть в презрении и унижении; 13) не принимает увещания, обличения, совета; 14) самовольно вмешивается в чужие дела; 15) лишившись сана или чести, и в прочем несчастье ропщет, негодует, а часто и руга­ется; 16) следовательно, гордость гневли­ва, 17) гордость завистлива: не хочет, что­бы кто равен ей и выше ее был, равную или большую честь имел, а чтобы она всех во всем превышала. 18) гордость не склонна к любви, ненавистлива. Самолюбие же -- корень всех зол. И так гордость -- начало и корень всякого греха.
   ***
   Гордость не только сама по себе есть тяжкий и мерзкий грех, но и других гре­хов причиною бывает. Ибо Бог, Который гордым противится, праведным судом от гордого благодать Свою отнимает; сатана же, как дух гордый и человекоубийца, к та­кому дому, как выметенному и убранному, удобно приступает (Мф. 12:44). Потому че­ловек, без благодати Божией оставшийся, как немощный и ко всякому злу удобопреклонный, во всякий грех удобно впадает. О чем многие как Священного Писания, так и церковные истории свидетельствуют.
   ***
   Конец, к которому гордость приводит, сам Христос означает: "Всякий, возвыша­ющий сам себя, унижен будет" (Лк.14:11). Она высоко возносится, но весьма низко падает.
   ***
   Много причин, которые низлагают нашу гордость, некоторые из которых здесь приводятся.
      -- Люди больше всего гордятся или че­стью и славой, или богатством, или разу­мом, или силой, или благородством. Но по­скольку все это перемене подлежит и как приходит к нам, так и отходит от нас, ибо не наше, то возноситься тем, что не наше, весьма несмысленно. Все, что ни имеем, не наше, а Божие; мы лишь сосуды Божиих дарований. Богу дарующему подобает вся­кая хвала, и честь, и благодарение, а чело­веку -- смиряться, дабы, что имеет, не от­нято было из-за гордости.
      -- Низлагает гордость нашу рожде­ние и воспитание наше. Какое животное с большим трудом и болью рождается, чем человек? Знают об этом матери и при та­ких случаях бывающие. Какое животное в воспитании большего требует смотрения, попечения, питания, оберегания, чем че­ловек? Многие животные тотчас по рож­дении сами себе достают пищу; а человек сколько чужими руками носится, одевает­ся, чужими трудами питается, согревает­ся, сохраняется!
      -- Низлагает гордость нашу нагота наша. Прочие животные не требуют одежды, а че­ловек так беден и убог, что и одежды своей не имеет, а от животных и прочего создания принимает ее. Овца, лисица, волк, заяц, рысь и прочие одевают и греют нас.
      -- Низлагают гордость нашу и бедствия наши. Кто большим страстям, тлению, бо­лезням, немощам подлежит, чем человек? Кто большему страху, печали, скорби под­вержен, чем человек? Отовсюду окружен бедами: сзади -- грехи, спереди -- смерть, сверху -- суд Божий, снизу -- ад, со сто­рон -- соблазны мира и козни бесовские, внутри -- плоть со страстями и похотями. В таком ли бедственном состоянии гор­диться?
      -- Низлагает гордость нашу конец жиз­ни нашей, ибо прах земной все мы, и в зем­лю пойдем (Быт.3:19). Мысленно осмотри гробы и отличи там царя от воина, славного от бесчестного, богатого от нищего, крепко­го от немощного, благородного от худород­ного, мудрого от неразумного. Тут мыслью пребывая, хвались своим благородством, тут превозносись разумом, тут величайся богатством, тут возносись честью, тут счи­тай ранги, тут исчисляй титулы. О бедное создание, бедное по началу, бедное по сере­дине, бедное и по концу! Как обветшалый и гнилой сосуд, как прах земной -- таков человек, и в землю пойдет.
      -- Чем более Христа будем познавать и вспоминать, тем более свою подлость и окаянство узнавать, и так смиряться. Хри­стос, Сын Божий, Господь твой, ради тебя смирился -- тебе ли, рабу, гордиться? Го­сподь твой ради тебя рабский образ при­нял -- тебе ли, рабу, искать господства? Господь твой ради тебя бесчестие при­нял -- тебе ли, рабу, честью возноситься? Господь твой не имел, где головы прикло­нить, -- тебе ли, рабу, расширять велико­лепные здания? Господь твой ноги умыл Своим ученикам -- тебе ли стыдно послу­жить братии своей? Господь твой злосло­вия, поношения, поругания, посмеяния, заплевания претерпел -- тебе ли, рабу, до­садного слова не потерпеть? Он неповинно и ради тебя терпел -- тебе ли, виноватому, и для себя не терпеть? Не заслужили ли грехи твои того? Господь твой за распинателей Своих молился: "Отче! Прости им" (Лк.23:34), -- тебе ли, рабу, на оскорбив­ших тебя гневаться, злиться, искать мще­ния? Но кто ты такой, что не терпят уши твои оскорбления? Тварь убогая, немощ­ная, нагая, страстная, заблудшая, всяким злополучиям подверженная, всякими бе­дами окруженная, трава, сено, пар, вмале являющийся и исчезающий. Но смотри и берегись, чтобы и тебя Христос Господь твой не постыдился, если ты смирения и кротости Его стыдишься. Говорит: "Ибо кто постыдится Меня и Моих слов вроде сем прелюбодейном и грешном, того посты­дится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами" (Мк.8:38). Стыдится же Христа и слов Его тот, кто не следует Его смирению, крото­сти, терпению, а с миром хочет в гордости царствовать.
      -- "Бойся, -- говорит Василий Вели­кий гордящемуся, -- падения, подобного дьяволу, который против человека вознес­шись, ниже человека пал, и которого по­пирал, тому в попрание отдан" (В слове о смирении).
   ***
   Худо и мерзко пред Богом гордиться всякому по вышеуказанным причинам; но хуже тому, которого и состояние несчастья должно приводить в смирение. Худо гор­диться сановитому, благородному господи­ну, богатому; но хуже того -- простому, ху­дородному, рабу, нищему. Так и о прочих разумей, как всякий это может признать.
   ***
   Поскольку, как сказано выше, так глу­боко в сердце нашем смертоносный гордо­сти яд укоренился, то должно часто взирать на глубочайшее смирение Сына Божия и тому учиться у Него, как Он Сам говорит: "Научитесь от Меня, ибо Я кроток и сми­рен сердцем" (Мф. 11:29). Должно притом и просить Его усердно, чтобы, пагубный тот яд лечением благодати Своей выгнав, подал дух смирения, за которым воспосле­дуют и прочие Его дарования. Ибо "сми­ренным Бог дает благодать" (Иак.4:6).
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"