Лысенко Надежда Ефимовна : другие произведения.

Страницы истории Православия на Тульской земле (продолжение1)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


   СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ПРАВОСЛАВИЯ
   НА ТУЛЬСКОЙ ЗЕМЛЕ
   (ПРОДОЛЖЕНИЕ I )
  
   ХРАМЫ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ И ИХ СУДЬБЫ
  
   ВОССТАНОВЛЕНИЕ ХРАМА
   ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА В СЕЛЕ ДОЛГОЕ
   (КИРЕЕВСКИЙ РАЙОН)
  
   Среди высших ценностей, чтимых русским народом, особое место занимает духовность. Для русского человека духовность - это самосознание, напряженный процесс "делания" собственной души.
   В связи с этим мне вспомнились слова Д.С.Лихачева: "Родной край, его история - основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества".
   По документам и печатным материалам Государственного архива Тульской области значится, что село Долгое, которое расположено в нескольких километрах от города Липки, где мы живём и учимся, раньше относилось к Крапивенскому (ныне Щёкинскому) уезду. Оно получило свое название от урочища, при котором оно находится, и церковный приход, куда, кроме села Долгое, входили деревни Крутая, Смирновка, Липки.
   Церковь во имя Обновления Храма Воскресения Христова (или Воскресения Словущего) изначально была деревянная, построенная в 1768г. на частное пожертвование.
   В метрических книгах перечислены фамилии служителей храма. С 1 февраля 1876 года церковная служба проходила под руководством священника Василия Петровича Соболева. Дьячком здесь служил до 1888 года Мефодий Петрович Дмитриевский, но в 1888 г. она была уничтожена пожаром и в том же году на средства тульских купцов братьев Ливенцовых была временно выстроена из каменного здания земской школы.
   Храмы Воскресения Словущего строились па Руси в память Обновления Храма Воскресения Господня (или Св. Гроба Господня) в Иерусалиме. Поскольку он был воздвигнут на месте реальных исторических событий Распятия, Погребения и Воскресения Христа, то, по воззрению христиан, не мог быть повторен в других местах. Храмы Воскресения за пределами Иерусалима строились во имя Воскресения Словущего, или Обновления, то есть освящения после восстановления, совершенного в иерусалимском храме в 355 году при святом равноапостольном Константине Великом.
   В 1905 году была построена новая церковь. Службы проводили священники из сел Панино, Бородино, Головлино, Ново-Костомарово. С 20 октября дьячком был Василий Глаголев, который прослужил до 1909 года. Последним священником был Михаил Федорович Сидоров. Храм просуществовал до 1930 года.
   В последующие годы, как и многие храмы России, был приспособлен иод хозяйственные нужды. Постепенно разрушался, ветшал, но крепко стоял на земле.
   О существовании данного храма нам, ученикам школы, рассказал бывший выпускник пашей школы Сладков В.Г., Заслуженный артист РФ. Он более 30 лет занимается изучением истории своей малой родины. Экскурсия в храм весной 2011 года оставила в нас неизгладимое впечатление.
   Мы увидели, что в церкви хорошо сохранились стены, проемы окон, можно различить отдельные фрагменты фресок, но отсутствовали двери, через купол светило солнце, ветер гулял внутри здания.
   В 2011 году храм начал возрождаться. За его восстановление взялись молодые энтузиасты во главе с Алексеем Ворониным, бывшим офицером, уроженцем города Алексина. Главная цель его жизни -сделать все, чтобы увидеть храм возрожденным, обновленным, наполнен­ным верующим народом.
   Прошел год... За это время была перекрыта крыша над алтарем и центральной частью храма, расчищена площадка вокруг него, установлены окна, которые безвозмездно передал В. Г. Баралейчук, управляющий компании НПО "Пульс".
   Попутно строители занимались поиском пропавших крестов с куполов церкви. Нашли постепенно почти все - воткнутыми в землю на кладбище или брошенными на свалку. Один из них был освящен и установлен 26 августа 2012 года.
   Теперь храм виден с дороги Липки - Бородино.
   Жители близлежащих населенных пунктов материально помогают восстанавливать храм, дарят иконы.
   Недалеко от церкви находится святой источник, названный в честь Иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость".
   По народному преданию икона эта явилась 5 мая по ст. ст. 1855 г. на колодце, при котором в 1856 г. и устроена в память этого события часовня, но до нашего времени она не сохранилась. В последующем эта икона была перенесена в церковь, и один из пределов был освящен в честь этой иконы. Расположен родник в лесу, в 3 километрах от села Долгое Киреевского района Тульской области. К сожалению, святой источник находится в запустении, но он обязательно будет восстановлен.
  
  

0x01 graphic

  

Храм Воскресения Христова с.Долгое, декабрь 2012 года

  
   26 сентября 2012 года, в день престольного
праздника, в возрождающемся приходе Воскресения Христова села Долгое был совершен праздничный молебен, который
возглавил благочинный храмов Киреевского округа Тульской епархии, настоятель храма иконы Божией Матери "Нечаянная Радость" города Киреевска протоиерей Сергий Ковалевский. На молитву в возрождающемся храме собралось более 150 человек. Перед началом молебна протоиерей Сергий Ковалевский обратился к собравшимся с пастырским словом.
   Отец Сергий, в частности, отметил важность совершающегося события, когда после долгих лег запустения храм обретает вторую жизнь. В этом святом месте снова зазвучало слово молитвы. Протоиерей Сергий Ковалевский поблагодарил всех, кто собрался в храме, кто трудится над его благоустройством.
   "Все можно поднимать. Мы должны прикладывать свои усилия, чтобы поднять культуру, духовность", - сказал протоиерей Сергий Ковалевский.
   К основам духовной культуры приобщились и учащиеся нашей школы. Они увидели, как можно любить свою малую родину, как сохранить память о прошлом нашей страны, ее культуре, традициях и обычаях.
  

По материалам: http://www.город-липки.рф/ forum /65-73-1

Звягин Иван,

учащийся 11 класса МКОУ "Липковская СОШN3",

Киреевский район.

Консультант: Семенова Лидия Николаевна,

учитель русского языка и литературы.

  
  
   ВОССТАНОВЛЕНИЕ НИКОЛЬСКОЙ ЦЕРКВИ В СЕЛЕ ОРЛОВКА КИРЕЕВСКОГО РАЙОНА
  
   Впервые село Орловка упоминается в Писцовой книге города Дедилова в 1588 года под названием "Село Новое Долгая слободка у правоповороте на речке Олешне, принадлежащее князьям Голицыным".
   Уже тогда в селе существовала деревянная Воскресенская церковь с приделом Николая Чудотворца. В 1858 году встречается второе название села - Никольское, по названию церкви.
  
  
   0x01 graphic
  
   Фото сделано летом 2011 года в селе Орловка Киреевского района Тульской области. Автор Тарасов Василий. На фотографии изображена находящаяся в процессе восстановления Николаевская церковь.
   Это поистине народная стройка: церковь восстанавливается на средства жителей города Киреевска и деревни Черная Грязь. Инициаторами и организаторами восстановления являются в основном медики и педагоги. Отреставрирована та часть храма, где находится алтарь.
  
   0x08 graphic
   С сентября 2011 года в храме по воскресным дням и церковным праздникам идет служба. Настоятелем храма является отец Евгений.
   Постепенно идет восстановление второй части храма: построена колокольня, расчищены внутренние помещения, навешены двери, вставлены пластиковые окна.

Клепиков Дмитрий,

6 класс, МБОУ "Киреевская гимназия",

Киреевский район.

Руководитель: Никонова Нина Валентиновна,

учитель русского языка и литературы

  

СВЯТЫНИ АЛЕКСИНСКОЙ ЗЕМЛИ:

СВЯТО-УСПЕНСКИЙ ХРАМ

0x01 graphic


   Христианская православная вера пришла на Русь в X столетии из греческой Византии. Она оказала большое влияние на становление нашего Отечества, способствовала духовно-нравственному воспитанию и образованию народа, сформировала самобытную культуру, стала основой национального патриотизма. Русская православная церковь взрастила немало видных государственных деятелей и явила миру великое множество подвижников веры и благочестия, святых родного Отечества...
   История Алексина изначально и в дальнейшем была тесно связана с жизнью Русской православной церкви. История города хранит в памяти светлые образы православных людей, нравственный облик которых, их деяния и подвиги являют потомкам яркий пример духовного совершенства, преданности своему Отечеству и народу, мужества и стойкости испытаний. Они по праву заслужили не только признательность своего народа, но и удостоились небесной славы в числе угодников Божиих. Такие люди причислены Церковью к лику святых, а для земли Алексинской стали её небесными покровителями...
   Соборные Свято-Успенские храмы Алексина - и старый, и новый, посвящены Успению Пресвятой Богородицы. Матерь Божия всегда была заступницей нашей родины. Ей воздвигались храмы по всей Руси в каждом её уголке, в каждом городе. И наш город Алексин не стал исключением. Здесь был воздвигнут (старый) Собор Успения Пресвятой Богородице.
   Старый - не значит отживший или потерявший свою значимость. Древнейший в Тульской области Успенский собор города Алексина и сейчас продолжает оставаться его духовным центром, православной святыней нашего народа. Вся история храма, начиная от его основания и до наших дней, зримо отражает все важнейшие события в жизни Алексина и всего нашего государства.
   В 1472 году алексинцы мужественно отразили нашествие хана Ахмата. Город был полностью сожжен, в живых остались единицы. Казалось, что участь города уже предрешена и Алексину уготовано забвение. Но нет. Своим жертвенным, героическим подвигом, жители города отстояли не только неприкосновенность южных границ Московского княжества, но право на жизнь и достойное место в истории. Это стремление к жизни, радости, свету, духовному совершенству наши предки выражали в строительстве храмов. В тяжелейших условиях город незримо возрождался, но уже на новом, стратегически выгодном месте крутом мысе при слиянии реки Оки и Мордовки. Возрождался и обретал свою силу благодаря вере Православной. В центре нового города первым был заложен деревянный храм Успения Божией Матери с приделом в честь митрополита Московского Алексия, память которого алексинцы чтили еще с древних времен. Город рос и приобретал важность как крепость, страж Московского государства.
   В XVII веке начинается эпоха каменного строительства. Не только крупные города украшаются великолепными храмами и дворцами, но и в провинции начинается расцвет каменного зодчества. В 1688 году на месте обветшавшего деревянного храма возводится каменный. Это первое каменное здание на месте нового основания города Алексина и один из древнейших сохранившихся памятников церковной архитектуры в Тульской епархии. На закладной доске старого храма значилось, что соборная церковь Успения Пресвятой Богородицы построена по благословеник "великаго господина Святейшего Кир Иоакима Московскаго и всея России и всех северных стран Патриарха" на средства боярина Ивана Тимофеевича Кондырева и вдовы Татьяны Алексеевны Бутиковой. В благоукрашении святыни Алексина особую ревность проявили первый настоятель собора священник Стефан Ефимов и прихожанин Кондратий Прокофьев, занимавшийся рыбным промыслом на Оке. Собор строился по образцу лучших московских посадских церквей, но в своем неповторимом сдержанном стиле. При всей скромности внешней отделки храм не был лишен торжественности и величия. Храм не велик, в нем по-домашнему тепло и уютно.
   В 1806-1813 годах на пожертвования купца Ивана Афанасьевича Маслова рядом со старым храмом был выстроен новый. Собор был освящен в 1815 году Тульским епископом Амвросием (Протасовым). Последующая история, чередование архитектурных стилей и вкусов, нашло свое отражение во внешнем облике храма. Уже к середине 19 века собор был неоднократно подновляем: расширены окна, изменена форма крыши, внесены различные поправки и устранены ветхости. Новая колокольня была построена в 1829 году на небольшом расстоянии от храма на церковные средства с помощью благотворителей. В 1839 году был установлен новый иконостас, обновлена настенная живопись. В 1857 году храм и колокольня соединены пристройкой, в которой в 1867 году на церковные средства и пожертвования устроены два придела: с правой стороны - в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла, с левой стороны - в честь святителя Алексия Митрополита Московского и всея Руси. В 1883 году собор был покрыт железом, при этом карниз был поднят на три кирпича.
   Последние ремонтные работы, скорее всего, проводились до 1913 года, когда праздновался 300-летний юбилей царского Дома Романовых и все посещаемые когда-либо царскими особами храмы были подновляемы. Исторические записи свидетельствуют, что 11 июля 1837 года в присутствии цесаревича Александра Николаевича, будущего императора Александра Второго, в соборе был отслужен торжественный молебен по случаю его приезда в город Алексин. В знак пребывания высокой царской особы на вершине соборного креста была водружена корона. Внешний фасад был покрыт цементной штукатуркой, что оказало впоследствии разрушающе воздействие на состояние стен. В 1878 году при входе в собор на правой стороне образовался провал каменного пола, и было открыто старинное захоронение, о котором никто прежде не знал. Архивных данных по этому захоронению также не обнаружено. В 2003 году при возобновлении реставрационных работ сохранившиеся останки из этого захоронения были вновь положены на прежнее место.
   Трагические события революционного террора коснулись старого Успенского собора. Он первым из всех алексинских храма был закрыт в 1917 году. Вначале его приспособили под музей, куда свозили имущество разоренных фамильных имений, но ненадолго. Не живет храм как музей, не в этом его предназначение. Через год музей закрыли, а храм приспособили под хозяйственные нужды. В советский период истории в соборе поочередно размещались валяльный и деревообрабатывающий цех. На месте алтаря была оборудована котельная. В конечном итоге территория храма и сам храм превращен в базу вторсырья, которая также заглохла.
   0x08 graphic
Дикий ужас представляло это некогда святое место. Даже днем прихожане не рисковали в одиночку пройти к храму, заросшего от бесхозности лопухами и репьями, где нашли для себя притон пьяницы и наркоманы. Окончательно покончить с собором и стереть его с лица земли пытались еще в 60-годах после постройки моста через Оку. Было намерение пригласить подрывников из Калуги, которые в весеннее время взрывали лед перед построенным мостом. Спасло только появление при горкомах новой структуры, ответственной за культуру и сохранность памятников старины. Начинать деятельность нового органа по культуре со взрыва памятника культуры было не резонно.
  
   К серьезной реставрации собора приступили только в 1987 году. Открытие реставрационного участка предвещала успех начатых работ, но вскоре прекратилось финансирование, и идея восстановления собора так и не воплотилась. Только в 2003 году вновь появилась робкая надежда на продолжение прерванных реставрационных работ. К сожалению, за 17 лет все опять пришло в совершенное разрушение. В 2003 году удалось провести первоочередные работы по укреплению фундмента, вычистить храм от мусора. С 2003-06 гг. силами и средствами прихода Свято-Успенского храма была вычищена территория вокруг старого храма. В 2005 году вывезено более 200 кубов мусора, укреплена подпорная стена вокруг храма. В 2005 году началась долгосрочная программа Министерства культуры РФ по финансированию реставрационных работ на особо ценных архитектурных памятниках федерального значения, в число которых вошел старый Успенский собор. Говоря о Свято-Успенском храме нельзя не сказать о его священнослужителях, чьи судьбы были посвящены истинному служению Богу, России и простым людям. Соборное духовенство издревле вело летопись исторических событий города Алексина. Этот документ представляет большой интерес для краеведов. С нашим храмом связана пастырская деятельность таких известных тульских священников, как Михаил Щедрин (дед всемирно известного композитора Родиона Щедрина), Григорий Алферьев, Владимир Беляев (впоследствии архиепископ Викторин). До сего дня в памяти алексинцев имена настоятелей храма протоиереев Иоанна Троицкого, Фавста Балицкого, Ростислава Сороки, Михаила Пынько. Эти священники мужественно несли свой пастырский крест в дни церковных гонений...
   Чем же живет Свято-Успенский храм сегодня? Об этом нам поведал нынешний отец-настоятель Свято-Успенского храма Геннадий Степанов: "В нынешнем году исполнилось 320 лет Старому соборному храму. Торжества по этому случаю прошли в августе, в канун праздника Успения Богородицы".
   "Наш приход не замкнут в своем узком мире, а открыт для всех, - продолжает отец Геннадий Степанов. - При храме действует Воскресная школа для детей и взрослых. Здесь же проходят занятия для учителей, ведущих курс "Основы православной культуры". В благоустроенном помещении при храме создан просветительский центр с прекрасной библиотекой, аудио- и видеотекой. Сейчас библиотека насчитывает 2500 книг. Совсем недавно мы получили в дар от издательства "Белый город" 722 книги (275 наименований). Без преувеличения можно сказать, что это лучшие книги по духовной и исторической тематике, вышедшие за последние годы в России".
   Необходимо отметить, что алексинским писателем-краеведом А. С. Поповым в соавторстве с отцом Геннадием были подготовлены к печати книги о православных святынях и традициях алексинской земли "Лики Алексина" и "Пояс Богородицы". Обе книги получили высокую оценку читателей...
   0x08 graphic
В духовно-нравственном воспитании, социальном служении людям определили свою роль святыни земли алексинской - приходы действующих храмов Русской православной церкви "Свято-Успенский", "Свято-Никольский". "Смоленской Божьей Матери", Икон "Всех Скорбящих Радость" и "Взыскание погибших", женский монастырь в селе Колюпаново с храмом в честь иконы Казанской Божьей Матери. В настоящее время в Алексине более 130 памятников истории и культуры, пять из которых -федерального значения. На территории города и района действует четыре Святых целебных источника, несколько православных храмов, в сельской местности ряд храмов находится в стадии восстановления. Храмы оказывают помощь детским домам и дому престарелых.
   Алексинские приходы с каждым годом пополняются новыми прихожанами.

Поляков В.В.

руководитель: Козырева З.К. учитель истории


ВОЗРОЖДЕНИЕ ЛИХВИНСКОГО ВВЕДЕНСКОГО ХРАМА

  
   Вот уже несколько лет мы ходим в туристско-краеведческие экспедиции. Мы - это ребята, обучающиеся в кружках "Основы православной культуры" и "Патриот".
   Эти экспедиции проходят с целью изучения истории родного края. В них мы собираем материал о церквях бывшего Лихвинского уезда Калужской губернии. Для этого опрашиваем местных жителей, фотографируем, делаем анализ состояния исследуемых объектов, обобщаем экспедиционный материал.
   На территории Суворовского района находится немало памятников церковной архитектуры с неповторимыми настенными фресками. Очень часто - это ансамбли архитектурного строительства XVII-XIX веков, усадебные комплексы, исторические некрополи.
   "Разрушенные храмы похожи на наши души, и нельзя возродить духовность, не восстановив поруганные святыни". (Архиепископ Великого Новгорода и Старорусский Лев).
   С середины I тысячелетия нашей эры на реке Оке поселились вятичи, славянские племена. Языческая вера поокских славян сохранялась достаточно долго, а христианство приживалось необычайно тяжело. В XII веке монах Киево-Печерского монастыря преподобный Кукша прибыл в землю вятичей проповедовать христианское учение. Из жития преподобного Кукши нам известно, что "...он бесов прогнал, и вятичей крестил, и дождь с неба свёл, и озеро иссушил и много других чудес сотворил".
   Хотя и были убиенны Кукша и его ученик Никон, но христианская проповедь священномученика Кукши пустила глубокие корни в среде вятичей, многие из них приняли крещение.
  

Из истории храмов, церквей, монастырей Лихвинского уезда и их роли в в развитии культуры и образования нашего края.

   Первое упоминание о городе Лихвине в летописных источниках встречается с 1565 года, хотя будучи небольшим селом Лихвин упоминается в истории Соловьёва за 1447 год под именем Лисин. В некоторых исторических исследованиях утверждается, что ранее на месте города располагался город Девягорск (по данным археологических раскопок в 2011 году у города Чекалин). Есть все основания утверждать, что еще в VIII- X веках были древние поселения вятичей.
   Все дороги, ведущие в город, запирались воротами с башнями, на которых постоянно находились дозорные. "Лихвинская засека" имела семь ворот с крепостями, главной из которых была Лихвинская крепость. Подобно большинству русским порубежным городам внутри крепостной стены были Соборные церкви Николая Чудотворца и Алексея Митрополита, обе деревянные.
   В 1615 году был на правом берегу Оки близ Лихвина был открыт Лихвинский женский монастырь во имя свт. Афанасия Александрийского.
   В 1784 году купцом Прониным была построена Спасо-Преображенская церковь. После пожара в конце XVII века церковь и Афанасьевский монастырь не восстанавливались. Из кирпича сгоревших построек в начале XX века была построена городская больница.
   В д. Косолапово с 1889 г. существовала школа грамоты прихода Лихвинской Введенской церкви. С 1893 года учителем состоял крестьянин Дмитрий Лапишнов, имеющий звание начального народного учителя.
   Ближайшие церкви на реке Оке: Лихвинский Покровский Добрый монастырь с двумя храмами Покровским и Вознесенским в четверть версты, на юге Георгиевская на Черепети в 4 верстах, на северо-востоке Воскресенская в селе Нелюбовское в 7 верстах.
   В приходе находилось две земские школы. В селе Доброе обучалось 52 мальчика и 7 девочек, в Варушицкой земской школе по сведениям за 1893 г. При монастыре существовала церковноприходская школа, в которой обучалось 40 мальчиков. В д. Болото находилась школа грамоты Добринского прихода, в ней обучалось 30 мальчиков. В д. Ивашино обучалось до 30 ребятишек.
   Во всех школах обязательно изучался Закон Божий. Дети учились по букварю для совместного обучения письму, русскому и церковнославянс­кому чтению, изучали гражданскую и церковнославянскую азбуку и особое внимание на каждом уроке уделялось заповедям Божьим.
  
  
  

История Спас-Введенского храма Лихвина.

   Лихвинская Введенская церковь построена в 1821 г. прихожанами.
   Трапезная помещиком Сергеем Петровичем Ртищевым. Церковь каменная, с каменной оградой с трех сторон: восточной, южной и северной. Размер церковного здания длина 32,5 аршина, ширина 11 аршин. Церковная сторожка находилась при самой церкви. Каменная церковь устроена на месте бывшего монастыря Михаила Маленина, откуда и перешли престолы.
   Престолов три. В настоящей престол освящен во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы, память 21 ноября/4 декабря. В теплом приделе с правой стороны во имя святителя Николая Чудотворца, память 9/22 мая и 6/19 декабря. С левой стороны престол освящен во имя преподобного Михаила Малеина, память 12/25 июля.
   Усадебной земли по плану было 1 десятина 165 кв. саженей, но причт не пользовался землей вследствие занятия последней постройками городскими обывателей. Сенокосной 9 десятин, пашенной 20 десятин, неудобной 15 десятин 166 кв. саженей на реке Оке. Эта земля была заросшая бычевником, по ней проходила дорога и овраг. Кроме этой земли прихожанин Иван Никонович Борисов пожертвовал 19 десятин 300 кв. саженей усадебной земли, которая находилась в Козельском уезде. Половина арендной платы от этой земли поступало в пользу церкви, другая половина в пользе причта, которые каждую субботу поминали самого Ивана Борисова, родителей и детей. Вся церковная земля сдавалась в аренду. Собственные дома священнослужителей находились на белой земле.
   Расстояние от духовной консистории 50 верст, от местного благочинного 18 верст. Ближайшие церкви: Спасо-Преображенская городская, отстоящая не несколько саженей, на севере Златоустовская в селе Тарасьево в 5 верстах, на юго-западе Богоявленская в селе Мыжбор в 8 верстах, на юге Успенская в селе Песковатское в 5 верстах.
   Опись церковного имущества была составлена в 1876 г. Освидетельствовано духовной консисторией 7 января 1877 г.
   За 1862 г. в 114 дворах проживало 474 мужского и 518 женского населения (Клировые ведомости церквей Лихвинского уезда за 1862 г. // ГАКО, ф. 33, on. 3, д. 540, л. 18 об.).
   Приход в 1893 г. состоял: в 156 дворах проживало 590 мужского и 626 женского населения.
   В 1890 г. прихожане получили архипастырское благословение за пожертвование в церковь 105 руб. на приобретение полного священнического и диаконского облачения (КЕВ, 1890, N 3, ч, оф. С. 31).
   В 1891 г. прихожане получили архипастырское благословение за пожертвование в церковь хоругвий стоимостью 130 руб. (КЕВ, 1891, N 6, ч. оф. С. 111).
   В 1935 году храм отреставрировали, а в 1937 году закрыли. Богослужение в Введенском храме возобновилась в 1941 году. После освобождения от немцев церковь решили снова закрыть. С башни срезали колокольню, чтобы переоборудовать под водонапорную башню. После в церкви располагалась электрическая подстанция, потом пилорама и лишь перед открытием храма убрали столярный цех. Церковное здание сохранилось без колокольни. В 1988 г. здание Введенского храма передано Тульской епархии и значится в разряде действующих (Веденин В.Л. Трагедия "злого города". - Золотая аллея, 2008. С. 158; Натурное обследование местности. Калуга - Лихвин. 29 день сентября 2007 г.) к этому времени собор и два других храма начисто разрушены хозяйственной деятельностью горожан, даже фундаменты разрыли и разобрали.
   Настоятелем храма с 12 июля 1989 года был назначен протоиерей Анатолий Дудин. И началось регулярное богослужение в храме. Храм обустраивался с миру по нитке. Прихожане приносили иконы. Отец Георгий из Одоева пожертвовал мелкую утварь, книги, большое количество меди.
   Суворовский художник Виктор Синицын подарил небольшой колокол. А всего их теперь четыре.
   С 12 января 2000 года Преосвященнейший Кирилл, епископ Тульский и Белевский, совершил освящение престола в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы.
   Члены кружка "Православная культура" часто посещают службы в Введенском храме. Отец Анатолий приезжает к нам на занятия кружка, проводит беседы, читает проповеди. Все ученики и учителя с удовольствием посещают эти встречи. Нам кажется, что после этих встреч наши души становятся чуточку светлее.
  
  
   Источники:
      -- Веденин В.Л. Трагедия "злого города". - Золотая аллея, 2008.
      -- Клировые ведомости церквей Лихвинского уезда за 1862 г.
      -- Калужские епархиальные ведомости (КЕВ), 1890, N 3, ч. оф. С. 31
      -- "Основы Православной культуры. Тула и Тульский край" сборник материалов для общеобразовательных учреждений.
   Лоенко Полина, Потапов Илья, учащиеся 8 класса
   МБОУ Черепетская СОШ им. Н.К. Аносова", Суворовский район.
   Консультанты: Снегирева Г.П. учитель русского языка и литературы,
   Ларина Н.Н. учитель географии.
  
  
   СВЯТО-ТРОИЦКИЙ ХРАМ СЕЛА СУПОНЬ УЗЛОВСКОГО РАЙОНА
  
   Я родилась и выросла в городе Узловая, являюсь прихожанкой Свято-Троицкого храма с. Супонь, посещаю Воскресную школу, пою на клиросе. Мне нравятся поездки по Святым местам, чаепития и праздники, организованные преподавателями Воскресной школы.
   А ещё я пытаюсь узнать историю своей малой Родины.
  

История деревни Супонь

  
   Наша милая деревня,
   Сколько прелести в тебе!
   Несмотря на все невзгоды
   Нас ты вновь зовешь к себе.
   Отрывок из стихотворения
   М. Мордовиной "Деревня"
  
   В 40 верстах от Тулы, в 20 верстах от Богородицка и в 2 верстах от Узловой, расположилась деревня Супонь. Это название местные жители объясняют по-разному. Одни считают, что Супонев - фамилия бывшего помещика. Другие рассказывают предание, по которому во время проезда через деревню у императрицы Екатерины TI в упряжке её экипажа оборвалась супонь - ремень, стягивающий хомут. Вследствие чего пришлось сделать остановку. В память этого события деревня получила название Супонь.
  
   Сохранилось преданье - в распутицу,
   Как велось испокон на Руси,
   Взяли кони, колеса по ступицу
   Утопали в кромешной грязи.
   И от этого стало, наверное,
   Грустно Екатерине Второй
   То-то хляби по Тульской губернии...
   То-то хмари над грешной землей...
   Но смиренно и жницы и пахари
   На колени вставали, крестясь,
   И в душе меж поклонами ахали,
   Золоченой карете дивясь.
   Тут и выйти случилось неувязке:
   Коренник - тот, что весь как огонь,
   Оступился, рванулся в упряжке
   Так, что лопнула разом супонь.
   Но была та заминка минутной:
   Кучера - расторопный народ
   И карете, по-царски уютной,
   Мигом дали торжественный ход.
   На прощанье в оконце кареты
   Августейше мелькнула ладонь...
   Вот и все. Ни единой заметы,
   Лишь названье -- деревня Супонь.
   Отрывок из стихотворения
   Л. Фирсовой "Деревня Супонь"
  
   Как и у каждого села, у деревни Супонь есть своя летопись, своя история. По воспоминаниям старожилов до революции 1917 года деревня Супонь подчинялась Богородицкому уезду Тульской губернии. На её окраине размещалось имение купца Алексея Алексеевича Заварзина, крестьяне называли его барином. Он владел одноэтажным кирпичным домом, построенным в форме буквы "Г" и обнесенным со всех сторон канавой и земляным валом. Здесь имелись комнаты для семьи, заезжих гостей и большая терраса с выходом в сад, в центре которого был водоем. Деревенские называли его "сажелка". Улов в этом озере был огромный, особенно много водилось карасей. В Супоневском саду росло много яблонь разных сортов. На деревьях гнездилось множество грачей.
   После революции имение купца перешло в ведение райисполкома. В барском доме организовали начальную школу. Преподавателем начальных классов здесь работала мать Узловского поэта Владимира Сапронова, Ольга Игнатьевна Сапронова. Одну из комнат школы использовали под красный уголок. Местные жители организовали там драматический и хоровой кружки. Туда приезжали для выступлений артисты цирка. До войны в Супони существовало много красных уголков, которые размещали в свободных деревенских домах. Девочки и мальчики с удовольствием приходили туда. Старожилы с радостью вспоминают, как в один из домов деревни завезли оружие. Многих мальчишек это заинтересовало. Из района приезжали инструктора, и ребята учились разбирать и собирать старый образец винтовки, изучать стрельбу. Впоследствии начальная школа превратилась в ветеринарную лабораторию. Там содержали кроликов, морских свинок, белых мышей и крыс для исследований.
   Несколько лет спустя здание бывшего купца Заварзина принадлежало колхозной районной школе по подготовке трактористов, бригадиров, полеводов и других сельских работников. С 50-х до 70-хгодов это здание превратилось в замечательное общежитие для приезжих.
   Местом для творчества в деревне Супонь был клуб. Там организовали хор, который выступал на различных праздниках и торжествах.
   В колхозе в 30-е годы получали хорошие урожаи зерновых, было развито скотоводство и овощеводство. Для улучшения здоровья работников имелась пчеловодная пасека, сады с хорошими сортами яблок. На самой лучшей почве выращивали арбузы. На окраине деревни в небольшом количестве содержались куры. Выращенные овощи: капусту, морковь, огурцы, помидоры, свеклу - отправляли на базар и в магазины. Молодежь организованно помогала работе колхоза: пахали землю, убирали урожай, возили снопы с полей.
   Огромную роль в судьбе деревни сыграли шахты. Многие местные жители работали там. Благодаря шахтерам в нашей деревне появился глубокий водоем, берущий начало из Свиридовского пруда. Это было замечательное место для отдыха. У водоема находились мостики, вышка для прыжков, раздевалки, причал для лодок, на берегу стояли скульптуры шахтеров. Отдельно находилось место для купания детей.
   Шахтеры построили стадион длинной 100 метров, сделали высокие трибуны для зрителей, оборудовали площадку для футбола и волейбола. Здесь проходили спортивные соревнования, в которых супоневцы могли показать себя.
   По вечерам местное население любило прогуливаться в роще. Каждое воскресенье в этой зоне отдыха устраивали народные гуляния. День шахтера отмечался по-особому. Люди приходили из Узловой и всех близлежащих поселков. Играл духовой оркестр, проводили концерты.
   В деревне установлен памятник погибшим шахтерам в 1937 году. С прекращением деятельности шахт - зона отдыха пришла в упадок, обветшало здание районной колхозной школы.
   В 70-х годах барское здание сломали, чтобы освободить место под строительство современных коттеджей.

Много людей в настоящее время посещают большой храм деревни Супонь, который поражает своим величием и красотой.

0x01 graphic

Свято-Троицкий храм в настоящее время

  
  
   История Свято-Троицкого храма с. Супонь
  
   В сведениях из государственного архива Тульской области написано: "В 1797 году выдана храмозданная грамота на строительство новой каменной церкви в 30 саженях к югу от пришедшей в ветхость деревянной". В 1805 году на средства помещика, поручика лейб-гвардии Николая Петровича Титова был возведен новый "...храм во имя Святой Троицы, каменный, в трапезной части есть придел во имя Казанской Божьей Матери, устроенный одновременно с храмом".
   Приход включал в себя близлежащие села и деревни: Кондрово, Бибиково, Свиридове, Тарбеевку, Заварзино (Гремячий) Колодезь, Хитрово, Воейково, Пашково, Данилово и поселок при станции Узловой.
   В 1874 году в Тульское Губернское Правление по строительному отделению поступил на рассмотрение проект по распространению трапезной Троицкой Церкви. Проект был утвержден в этом же году. За наблюдением строительства был приглашен архитектор Бочарников.
   Чуть позже, в 1889 году, взамен ветхой колокольни, начинается строительство новой. Проект был выполнен архитектором А. А. Поповым. В нем предусматривалась каменная трехъярусная колокольня, имеющая в плане каждого яруса квадрат, с деревянным венчающим верхом. Таким образом, в 1891 году была выстроена новая четырехъярусная колокольня высотой более 20 метров.
   За сто лет служения храм начал приходить в ветхость, и в 1896 году составили проект на перестройку здания, строительство которого закончилось к 1910 году. Таким образом, храм строился довольно долго - 14 лет. 23 июня состоялось освящение церкви.
   Храм выстроен в типичном для конца XIX века стиле. Церкви принадлежала деревянная часовня, сарай, двухэтажная сторожка. Здесь собирались люди со всех близлежащих деревень, чтобы отдохнуть от ежедневной суеты, побыть наедине с Богом, помолиться.
   Таким образом, историю строительства Троицкой Церкви в селе
   Супонь можно разбить на четыре периода:
   I этап - 1805 год - строительство Троицкого храма с колокольней;
   II этап - 1889-1891 гг. - строительство новой колокольни;
  -- этап - 1896-1910 гг. - строительство нового храма, вместо старого обветшавшего;
  -- этап - 1909-1910 гг. - мелкие строительные и противоаварийные работы.
   Сохранились копии метрических книг с 1802 года, а исповедные росписи - с 1801 года. Вместо церковно-приходских школ при Троицкой церкви в приходе было 6 земских школ. Так, в 1915 году в селе Супонево в 6-ти домах проживало 34 человека, из них - 26 из числа духовенства. Земли Свято-Троицкого храма занимают площадь 1 га и относятся к особо охраняемым территориям.
   1917 год - трагичный для русской церкви. Супонь переименовали в Красную Коммуну, церковные ценности изъяты, число прихожан уменьшилось. Здание частично разрушили и стали использовать как зернохранилище. Годы забвения продолжались до 1989 года. От церкви сохранились лишь стены и часть фресок.

0x01 graphic

   История сохранила для потомков имена служивших в то безбожное, трудное время. Притч церкви состоял из двух священников, носящих одно имя - Иоанн. Троицкие священнослужители понесли трагический крест мученичества, как и тысячи граждан во всей России. Храм был окончательно закрыт, когда в 1937 году забрали настоятеля. На долгие годы для храма наступил период разрушения и забвения. Здание храма не было разрушено до основания, благодаря найденному ему применению под зернохранилище. Новая страница в летописи храма была открыта в 1989 году, когда в числе сотен поруганных храмов области, он был возвращен верующим. 12 июля 1989 года - день памяти Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла - день второго рождения Узловской Святыни, дорогой сердцу каждого верующего человека. Божией милостью храм снова предстоит во всем своем величии и красоте. Многая и благая лета всем, вложившим частичку своей души и сердца в стены родного храма, всем потрудившимся во славу Божию. Немного грустно, что безвозвратно уходят годы, унося с собой прихожан - живых свидетелей возрождения, для которых жизнь прихода и благолепие храма стало смыслом всей жизни. Восстановление храма взял на себя протоирей отец Симеон (Макашов), первый настоятель Свято-Троицкого храма. Он придал церкви первозданный вид, вернул ей её красоту и величие, построил здание для крещения и колокольню. Добрый пастырь, учитель, наставник, человек, молитвами которого зажжен огонек веры в массах израненных безбожным временем душ, известен почти каждому узловчанину. К сожалению, из-за преклонного возраста и недугов сегодня батюшка не служит, а находится на покое. В 1999 году переведен за штат, и в настоящее время проживает в городе Ногинске Московской области. С особой теплотой принимает многочисленных духовных чад и вспоминает любимое детище и прихожан, ставших родными за время служения.
   Троицкий храм стал для жителей Супони, Узловой, и близлежащих деревень благодатным местом, где размеренно и неспешно течет молитва. Большое количество икон, на которых изображены лики святых, зажженные свечи, лампады, - все это восхищает каждого прихожанина.
   Нынешний, третий настоятель храма, отец Игорь продолжает работу, начатую отцом Симеоном. Он является председатель епархиального отдела по взаимодействию с пенитенциарными учреждениями УФСИН России по Тульской области, который был создан в 1996 году. 14 священников отдела окормляют 8 исправительных колоний (одна из них - детская) и 4 следственных изолятора. В 7 колониях есть отдельно стоящие храмы. В детской колонии храм освящен в честь Мц. Анастасии-Узорешительницы. В двух СИЗО есть молитвенные комнаты: в Белеве и Новомосковске. В тех СИЗО, где нет молитвенных комнат, батюшки приходят непосредственно в камеру. Там же исповедают, крестят, причащают, беседуют, приносят духовную литературу. Необычное начинание: в праздники Рождества и Пасхи в колонии приезжают с концертом дети из Воскресных приходских школ. По отзывам администрации ИК, общение с детьми благоприятно влияет на осужденных. Как сказал отец Игорь, дети не боятся посещать колонии, некоторые сами интересуются, когда они поедут к осужденным с концертами. Интересно, что после визитов детей некоторые осужденные изъявляют желание петь на клиросе и алтарничать. В отсутствие священника осужденные ежедневно собираются в храме и читают утреннее и вечернее правило, а также акафисты.
   При храме более 20 лет работает Воскресная школа, где преподаются Закон Божий и рукоделие. Также создана библиотека, в которой дети вместе с родителями читают поучительные рассказы. Одним из методов обучения и воспитания является организация православных лагерей и многодневных туристических походов, в организации которых активно принимают участие и родители.
   На протяжении нескольких лет в храме каждое воскресенье поет на Литургии попеременно с профессиональным - народный хор, состоящий из детей и взрослых.
   В настоящее время жизнь в деревне Супонь не остановилась. Сюда приезжает множество людей. Одних привлекает храм, других природа этого местечка: водоем, березовая роща, небольшой лес. Зимой здесь катаются на лыжах, летом отдыхают на берегу пруда, купаются.
   Несмотря на то, что молодежь стремится в большие города, мы все равно надеемся, что наша малая Родина будет жить и процветать еще долгие годы.
   Приехал я в родимую Супонь,
   я никогда б с деревней не прощался,
  
   повязан с ней неласковой судьбой
   и памятью повязан беспощадной.
   Но годы прокатились, словно волны,
   стою, не узнавая этих мест,
   из праха храм поднялся Божьей волей,
   а сзади храма поминальный крест.
   Совсем неподалёку крёстный мой,
   одна отрада то, что он живой,
   хватает сил, пока, меня встречать
   и на вопросы тихо отвечать.
   Но жизнь уже совсем сгорела в нём
   невидимым огнём.
   Однако радостно смотреть в его глаза,
   они так много могут рассказать,
   лаская душу, как ласкала мать -
   других таких на свете не сыскать.
   Всё те ж луга... Но детство не вернуть
   и не найти мальчишеский тот путь,
   что вёл меня к сверкающей реке...
   То на покос, то к мельнице старинной,
   лежал мой путь весёлый и не длинный,
   с черёмуховым прутиком в руке.
   Друзья мои... подруги детских игр...
   Я помню голоса и все движенья их.
   Спасибо вам, что были вы на свете,
   в душе моей, как встарь, всегда вы дети.
   Как многих нет... Как незнакомых много.
   Растёт в душе неясная тревога...
   Как грустна мне обратная дорога,
   туда, что называется домой,
   и чувство, что я здесь теперь чужой...
   Владимир Сафонов (Как грустна мне обратная дорога...)
  
   Источники информации
      -- Архивная справка Тульского областного архива.
      -- Материал из газеты "Знамя" от 22-06-2011 г.
      -- По воспоминаниям жителей с. Супонь А.И. Жуковой и
   А.И. Доможирова.
      -- Стихотворение Владимира Сафонова.
      -- Стихотворение Л. Фирсовой.
      -- troitskiy-hram.narod.ru .
      -- ru.wikipedia.org>wiki/Свято-Троицкий_храм_(Супонь).
      -- home. tula.net>uzl/history/historyl .htm.
      -- Историческая записка.
   10. Отчет по воскресной школе (2010 год).
   11. Журнал "Нескучный сад" - Дела милосердия: Центральный регион N2 (31) 2008.
  
   Щеколдина Зинаида, учащаяся 10 класса
   МОУ СОШ N 22, г. Узловая.
   Руководитель: Дроздова Маргарита Николаевна,
   учитель музыки.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

8

  

24

  
  

Старо-Успенский собор.

На заднем плане слева виден Ново-Успенский собор (май 2006 г.)

  
  
   Убранство Ново-Успенского собора
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"