Лыжина Светлана Сергеевна : другие произведения.

Вся правда про "казнь после пира" или "кровавую Пасху"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 6.51*7  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Эта казнь, совершённая Дракулой, знаменита потому, что стала массовой - на кольях оказалось много бояр. Известно, что Дракула предварительно пригласил этих бояр на пир и там объявил свой приговор. Иногда говорят, что это был пир в честь праздника Пасхи. Но правда ли это? И сколько человек в итоге оказались казнены? Одни источники говорят, что 20 000, другие - 500, а третьи - ещё меньше...

  Когда речь заходит о "казни после пира" или "кровавой Пасхе", получается такая путаница утверждений, что впору вспомнить слова известной песни про ворону и сыр, или даже перефразировать слова этой песни:
  
  А, может быть, на Пасху,
  А может, не на Пасху
  Решил румынский государь
  Предателей карать.
  
  Казнил он целый город,
  А может - двадцать тысяч,
  А, может быть, и меньше -
  Всего-то сотен пять.
  
  По большому счёту вся путаница возникает из-за того, что в исследованиях на эту тему историки опираются на источники, заслуживающие очень мало доверия.
  
  Можно только удивляться, насколько серьёзно (в буквальном смысле серьёзно) историки относятся к памфлетам о Дракуле, ведь дату казни бояр историки "установили" по памфлету 1463 года и по поэме Бехайма, хотя эти тексты являются даже не историческими сочинениями, а литературными произведениями.
  
  Исследователи предположили, что автор памфлета и автор поэмы в своих рассказах придерживаются строгой исторической хронологии. На чём основано это предположение - загадка, но поскольку в этих текстах эпизод с массовой казнью бояр упоминается незадолго до событий 1460 года, то казнь была автоматически отнесена к году 1459-му. Вот и все обоснования. Правда, у некоторых историков типа Стоическу всё-таки есть совесть, и они пишут "предположительно 1459-й", а вот Казаку ничего не предполагает, а просто утверждает, как будто ему лично сам Дракула сказал, что всё было в 1459-м.
  
  На самом же деле казнь состоялась не позднее 1457 года, но об этом мы поговорим чуть позже, а для начала рассмотрим источники в обратной хронологии, чтобы понять, сколько в этой истории всего напридумано.
  
  История вымысла
  
  Через 100 лет после казни
  
  Позднейшим источником, рассказывающим о казни, являются румынские летописи 16-го века. То есть они были созданы примерно через 100 лет после того, как случилась упомянутая казнь. К тому же в те времена летописцы частенько основывали свой "исторический" рассказ на всяких устных преданиях, которые фактически являются слухами. Один человек сказал другому, другой - третьёму, третий - четвёртому, а в результате мы имеем эффект испорченного телефона.
  
  Итак, во что же превратился рассказ о казни спустя 100 лет после того, как она состоялась: "В пасхальный день, когда все жители (города Тырговиште) праздновали и танцевали, он (Дракула) схватил всех. Взрослых людей он посадил на колья вокруг города; а юношей вместе с жёнами, мальчиков и девочек - всех заставил работать в замке (Поенарь) прямо в праздничных одеждах до тех пор, пока одежды не превратились в лохмотья, и они не оказались голыми".
  
  Что примечательно, рассказ о Пасхе и о крепости Поенарь есть только в летописях, созданных (напомню) через 100 лет после описанных событий. В рассказах современников Дракулы мы не встречаем ничего подобного, а значит - все эти детали являются позднейшими придумками, как и утверждение, что жертвой расправы пал целый город.
  
  Рассказ Халкокондила
  
  Чуть ближе к истине стоят записки греческого историка Лаоника Халкокондила, поскольку он был современником Дракулы. Однако Халкокондил получал сведения о Дракуле, находясь при дворе Махмуда-паши - одного из первых лиц Турецкого государства - причём в то время, когда Дракула уже прославился как непримиримый враг турков.
  
  Понятно, что греческому историку при дворе Махмуда-паши ничего хорошего о Дракуле рассказать не могли. Понимал это и сам Халкокондил, стараясь отнестись к услышанным историям непредвзято, однако поток грязи можно фильтровать сколько угодно, и всё равно получится грязь.
  
  Надо ли удивляться, что у Халкокондила рассказ о казни, устроенной Дракулой, получился следующий: "Он (Дракула) призвал одного за другим знатных господ страны, причастных к смене князей, а после - уничтожал их вместе с семьями, сажал на кол вместе с детьми, жёнами, слугами... Он убил около двадцати тысяч мужчин, женщин и детей".
  
  Обратите внимание на цифру - 20 000!!! А вот другие источники говорят о гораздо меньшем числе казнённых - около 500 человек.
  
  Рассказ Михаэля Бехайма
  
  Поэма Михаэля Бехайма, подобно Халкокондилу являвшегося современником Дракулы, так же рассказывает о казни, но этот рассказ, как ни парадоксально, вызывает чуть больше доверия, чем записки Халкокондила.
  
  В своей поэме Бехайм даже не скрывает намерения очернить Дракулу и называет его "самым лютым из владык" и "злейшим зверем всех времён", однако именно Бейхам говорит, что число жертв казни составляло 500 человек. Это удивительно мало по сравнению с тем количеством, о котором говорится у Халкокондила.
  
  Вот парадокс - Халкокондил, который хочет быть непредвзятым, говорит о 20 000 казнённых, а Бехайм несмотря на все свои старания очернить Дракулу называет число гораздо меньшее, хотя логичнее было бы наоборот - очернитель должен говорить о 20 000, а объективный рассказчик о 500. Вот и получается, что число 500 всё-таки достовернее.
  
  А теперь для наглядности процитируем Бехайма:
  
  А Дракул повелел созвать
  на пир отборнейшую знать,
  ...
  
  спросил он избранных господ,
  кто помнит, сколько воевод
  Валахией владело;
  и каждый называл, как мог,
  число властителей и срок
  земного их удела.
  Так воевод немало
  припомнили наверняка;
  у юноши и старика
  число не совпадало;
  
  кому что в голову пришло,
  однако точное число -
  по-прежнему загадка;
  попробуй всех перебери!
  Один сказал, десятка три,
  другой, что два десятка.
  Не находя ответа,
  свел их число юнец к семи
  перед знатнейшими людьми;
  была их песня спета.
  
  Рек Дракул: "А по чьей вине
  сменилось в бедной сей стране
  властителей так много,
  как это было до сих пор?
  За этот гибельный позор
  судить вас нужно строго".
  Старейших и юнейших,
  всех без изъятья осудил;
  на колья Дракул посадил
  пятьсот мужей знатнейших.
  
  (Цитируется по переводу В. Микушевича, опубликованному в 2007 году издательством "Энигма" в приложении к роману Б. Стокера "Дракула").
  
  Из документа 1463 года
  
  Также существует памфлет 1463 года, рассказывающий о жизни Дракулы. Это произведение подобно поэме Бехайма тоже никак нельзя назвать историческим сочинением, поскольку принцип непредвзятости и объективности там не соблюдается.
  
  Следует отметить, что Бехайм активно черпал информацию из этого документа, так что сведения из памфлета 1463 года во многом совпадают с поэмой: "Он (Дракула) созвал бояр и всех дворян своей страны к себе на пир и, когда еда была принесена, обратился к старейшему вельможе, спросив, скольких правителей страны тот помнит. Вельможа рассказал, что помнит очень многих. Тот же вопрос был задан другим гостям, молодым и старым - пусть подсчитают, скольких правителей помнят они. Один ответил, что помнит пятьдесят, другой - тридцать, двадцать, двенадцать, и не нашлось ни одного человека, который вспомнил бы менее семи князей. И князь приказал их всех посадить на кол. Всего пятьсот человек".
  
  Из княжеских грамот 15-го века
  
  А теперь, наконец, обратимся к самым надёжным источникам. Это княжеские грамоты, которые, как уже говорилось в другой статье, имели одну интересную особенность - в конце грамоты полагалось указывать всех бояр, присутствовавших при составлении данного документа. Вот почему, изучая грамоты, можно отследить, как менялся состав боярского совета от года к году и от князя к князю, и таким образом вычислить, кого и когда казнил Дракула.
  
  Учёные, конечно же, попытались проанализировать грамоты, однако анализ получился довольно странный. Самая первая из рассматриваемых грамот датирована 16 апреля 1457 года. То есть, Дракула составил её через 8 месяцев (!!!) после того, как пришёл к власти. За эти 8 месяцев можно было многих казнить, но историки почему-то не допускают такую возможность и говорят - если кто-то из бояр, указанных в этой грамоте, не указан в последующих документах, значит, эти бояре и стали жертвами знаменитой казни.
  
  Однако списки бояр в грамотах Дракулы почти не различаются - везде упоминаются одни и те же люди, так что исследователям, несмотря на все старания, удаётся насчитать не более 4 так называемых "казнённых". Что-то тут не сходится.
  
  В то же время существуют грамоты отца Дракулы и грамоты князя Владислава, занявшего румынский престол после того, как отец Дракулы был убит. Почему не включить грамоты этих князей в анализ и не проследить, кто из бояр, служивших отцу Дракулы, перебежал к Владиславу, а кто не перебежал?
  
  Это имеет смысл сделать, ведь в источниках, рассказывающих о массовой казни, которую устроил Дракула, упоминается, что целью казни было наказание предателей. В румынских летописях 16-го века сказано, что Дракула решил устроить казнь на Пасху, узнав об обстоятельствах смерти своего старшего обрата - оказалось, того убили бояре, а точнее похоронили заживо. В записках Халкокондила сказано, что Дракула казнил не просто бояр, а тех, которые были "причастны к смене князей". Наконец, в поэме Бехайма и в памфлете 1463 года говорится, что Дракула обратил внимание на странный факт - князья на троне меняются, а бояре в княжеском совете остаются те же.
  
  Всё указывает на то, что анализировать надо не только грамоты Дракулы, но и грамоты предыдущих князей, и тогда получается интересный список из 12 бояр, служивших отцу Дракулы, а затем переметнувшихся на сторону князя Владислава. (Напомню, что Владислав взошёл на трон по протекции венгерского вельможи Яноша Хуньяди, отрубившего голову отцу Дракулы).
  
  Когда Дракула во время пира спрашивал о том, скольких князей помнит каждый из присутствующих бояр, этот вопрос нёс в себе вполне конкретное обвинение в предательстве: "А скажите-ка мне, любезные, как же так вышло, что мой отец был казнён венграми, а вы оказались в милости у венгерского ставленника? И ведь не первый раз вы с лёгкостью меняете одного государя на другого. Сколько раз это было?"
  
  Если проанализировать грамоты, то правильный ответ получится следующий - каждый боярин за свою политическую карьеру менял князя в среднем 2-3 раза, но были и рекордсмены. Например, среди тех, кто служил отцу Дракулы, а затем переметнулся к Владиславу, есть боярин Станчул, который пережил 5-х князей.
  
  Список бояр, которых казнил Дракула:
  
  1) Тудор своим возвышением обязан отцу Дракулы, но в декабре 1446 года перешёл на сторону Владислава.
  2) Мане (не путайте с другим боярином по имени Мане Удрище) в середине 1420-х годов заведовал княжеским столом у князя Дана, в 1437-1446 годах заседал в совете у отца Дракулы и некоторое время даже был распорядителем двора. У Владислава стал начальником конюшни и занимал эту должность вплоть до 1456 года.
  3) Станчул в 1420-х годах заседал в совете у князя Раду Лысого, затем - у Дана, затем - у Александру Алдя, в начале 1440-х - у отца Дракулы. Затем этот боярин переметнулся к Владиславу, у которого стал распорядителем двора и занимал эту должность вплоть до 1456 года.
  4) Юрчул - брат Станчула, переходил от государя к государю вместе с братом, заседал в совете, никаких особых должностей не занимал.
  5) Димитр своей карьерой обязан отцу Дракулы, у которого занимал должность начальника конницы, но в декабре 1446 года перешёл на сторону Владислава, благодаря чему сохранил свою должность вплоть до 1456 года.
  6) Ниегое незадолго до 1446 года попал в совет к отцу Дракулы. С лёгкостью сменил этого князя на Владислава, у которого занимал должность заведующего княжеским столом вплоть до 1453 года. Также упоминается в грамоте от 5 августа 1451 года как получатель пожалований от Владислава.
  7) Влексан Флорев в начале 1420-х годов заседал в совете у Раду Лысого, в 1430-е - у Александру Алдя, в начале 1440-х - у отца Дракулы, а у Владислава упоминается в грамоте от 5 августа 1451 года как получатель пожалований.
  8) Татул Сребул в конце 1420-х годов заседал в совете у Дана, в первой половине 1430-х - у Александру Алдя, затем перешёл к отцу Дракулы, а затем предал его, поэтому был облагодетельствован Владиславом в двух дарственных грамотах: от июля 1451 года и от 5 августа 1451 года.
  9) Баде в начале 1420-х заседал в совете у Раду Лысого, в начале 1430-х был главным распорядителем двора у Дана, затем служил начальником конюшни у отца Дракулы, а у Владислава упоминается в грамоте от 5 августа 1452 года как получатель пожалований.
  
  Все эти бояре уже не упоминаются в грамоте Дракулы от 16 апреля 1457 года, о которой говорилось ранее. Более того - эти бояре перестают упоминаться вообще где бы то ни было. Их нет ни в последующих грамотах Дракулы, ни в грамотах румынских князей, которые правили после Дракулы.
  
  Исчезновение с политической сцены аж 9 человек не может быть простой случайностью. Можно с уверенностью утверждать, что к 16 апреля 1457 года этих бояр уже не было в живых.
  
  Отдельно следует сказать о Михаиле, который при отце Дракулы служил писарем в княжеской канцелярии, а при Владиславе возглавил канцелярию. Писарь Михаил, бежав от Дракулы в Трансильванию, умер там своей смертью. Дракула его не казнил, поскольку не успел поймать, но в одном из писем к жителям города Брашова упоминает его и называет врагом: "Есть промеж вас (брашовян) мои враги... Я всех простил, а их не прощаю". Так что Дракула казнить Михаила явно собирался и мысленно осуществил эту казнь.
  
  Ещё двое бояр, которые предали отца Дракулы и перебежали к Владиславу, были казнены в 1460-м году. Они тоже укрылись от Дракулы в трансильванском городе Брашове, где в это время обитал один из претендентов на румынский престол, и начали служить этому претенденту.
  
  Итак, вот ещё два предателя:
  
  10) Раду в конце 1420-х годов недолго был виночерпием у князя Дана, в 1430-е был главным сборщиком налогов у князя Александру Алдя, в середине 1440-х занимал ту же должность у отца Дракулы, а в 1450-е у Владислава занимал должность постельника. Также упоминается в грамоте от 5 августа 1452 года как получатель пожалований от Владислава.
  11) Шербан занимал должность главного сборщика налогов у отца Дракулы. У Владислава упоминается как получатель пожалований в двух дарственных грамотах: от 5 августа 1451 года и от 30 сентября 1454 (или 1455) года.
  
  Выводы
  
  Теперь нам остаётся подвести итоги нашего исторического расследования.
  
  Получается, что жертвами самой знаменитой казни, которую устроил Дракула, стал не целый город (как написано в румынских летописях), и не 20 000 человек (как пишет Халкокондил), и даже не 500 человек (как пишет Бехайм и ещё один неизвестный памфлетист), а гораздо меньше.
   Дракула казнил десяток бояр, и даже если предположить, что Дракула также казнил боярских слуг, всё равно число казнённых вряд ли будет исчисляться сотнями. Десятками - да, но не сотнями и тем более не тысячами!!!
Оценка: 6.51*7  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"