Лыжина Светлана Сергеевна : другие произведения.

Вдова Дракулы - реальная историческая личность

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 7.61*5  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Позвольте вам представить - Илона Силадьи, первая и единственная законная супруга Дракулы, но не выдуманного вампира, а реального исторического персонажа... Разные историки называют эту женщину по-разному. Р. Флореску и Р. Макнелли называют её - Илона Силадьи. Другие исследователи называют - Юстина Силадьи. В одной из родословных она указана дважды: и как Юстина, и как Илона. Где истина, непонятно, но поскольку Р. Флореску и Р. Макнелли, которые первые представили жену Дракулы широкому кругу читателей, назвали её Илоной, в данной статье она тоже будет Илоной. Здесь помещена обновлённая и дополненная версия статьи!

  
   Некоторые поклонники Дракулы уверены, именно из-за Илоны Дракула расстался с "женой", утопившейся близ крепости Поенарь, однако история про утопленницу - всего лишь легенда, записанная исследователями деревенского фольклора в 1969 году. Ни в каких летописях или памфлетах в отличие от многих других легенд о Дракуле эта история не встречается. Да и рассказывают её в нескольких вариантах, причём Р. Флореску и Р. Макнелли пересказывают только самый романтичный. Согласно другой версии, утопилась вовсе не жена, а дочь Дракулы. Согласно третьей версии - простая крестьянка, которая не хотела попасть в руки турок.
  
   История с Илоной Силадьи гораздо более достоверна, но не менее драматична и потому интересна. Вдобавок мы должны сказать Илоне спасибо, ведь, судя по всему, именно благодаря ей потомки Дракулы не перевелись, а продолжали править Румынией (Валахией) вплоть до конца XVII века.
  
   Жизнь Илоны до знакомства с Дракулой
  
   Илона была двоюродной сестрой венгерского короля Матьяша, то есть женщиной очень знатной, поэтому вся её матримониальная жизнь известна хорошо. В частности известно, что Дракула стал вторым мужем Илоны, а первым был словак, которого звали Вацлав Сентмиклоши-Понграц.
  
   Примечательно, что первый и второй брак Илоны имеют одну общую особенность - и Вацлав, и Дракула являлись вассалами венгерской короны, но при этом не являлись венграми.
  
   Для женщин из венгерской знати заключать браки с такими людьми считалось малопрестижным. Одно дело - выходить за инородца из другого государства, и совсем другое дело выходить за "местного" инородца, а "местных" инородцев в средневековой Венгрии было очень много - словаки, хорваты, боснийцы, румыны (влахи). Все они по сравнению с венграми считались вторым сортом, но Илона, завидная невеста, всё-таки выходила замуж за "второсортных".
  
   Получается, у Илоны не было национальных предрассудков, и это сыграло свою роль. Сначала она вышла за "второсортного" словака, а когда ей предложили выйти за Дракулу, то есть за "второсортного" румына, она отнеслась к этому спокойно - не кривилась и не говорила "нет". А ведь могла бы сказать.
  
   Другой примечательный факт - у Илоны с её первым мужем не родилось детей, хотя брак длился около 10 лет. А ещё у Илоны была старшая сестра Маргит, тоже замужняя и тоже бездетная.
   В те времена такое совпадение было для женщины, как приговор. Считалось, что бесплодие это семейная черта, как и плодовитость, поэтому если появлялись бездетные сёстры, то ни у кого не возникало сомнения, что "виноваты" именно сёстры, а не их мужья.
  
   Наверное, старшая сестра Илоны не очень грустила по этому поводу. Маргит жила в столице, вращалась в свете, а светским львицам обычно всё равно, есть у них дети или нет. Илона же светской львицей не стала. Выйдя замуж в первый раз, она поселилась вместе с супругом в Словакии, которую столичные венгры считали глухоманью.
   Затем у Илоны случилось горе - первый муж умер. На тот момент ей было около 25 лет. Казалось бы, в таком возрасте жизнь только начинается, но для Илоны жизнь как будто окончилась: муж умер, детей нет, и что дальше делать, непонятно. Конечно, к молодой вдове, имевшей хорошее приданое, должны были свататься. Однако сватались, судя по всему, вдовцы уже с детьми, то есть те, для кого вопрос о продолжении рода перестал быть актуальным.
  
   Что именно не нравилось Илоне в этих вдовцах, сложно предполагать, но что-то явно не нравилось, раз ни с одним из них она не вступила в брак. В монастырь она тоже не ушла и так в неопределённом состоянии провела несколько лет, пока про неё не вспомнил двоюродный брат - Матьяш, венгерский король. Он, конечно, не собирался жениться на Илоне сам. Во-первых, зачем ему бесплодная вдова, а во-вторых, у Матьяша в то время уже была невеста - неаполитанская принцесса Беатриче.
  
   Матьяш вспомнил про свою двоюродную сестру Илону только потому, что придумал хитрую политическую комбинацию.
  
   Жизнь Дракулы до знакомства с Илоной
  
   Дракула в те времена, как и Илона, жил не очень счастливо. Матьяш уже много лет держал его в крепости в венгерском городе Вышеграде. Надежда на освобождение у узника давно угасла, и вдобавок условия содержания оставляли желать лучшего. Из развлечений был только потрясающий вид из окна - широкий обзор Дуная и окрестных гор.
  
   Некоторые историки предполагают, что Дракула не сидел в крепости, а жил в Вышеграде, не имея права уехать, и что у него в это время уже была жена, которая так же, как Илона, являлась родственницей Матьяша. Эта теория основывается на сведениях из древнерусской "Повести о Дракуле-воеводе". Там сказано, что Дракула прожил в браке с родственницей Матьяша около 10 лет, а в Вышеграде провёл около 12 лет. И раз уж из других источников известно, что Дракула погиб через полтора года после своего освобождения, то нахождение в заточении и долгая жизнь в браке не могли быть последовательными событиями. Значит, заточение и семейная жизнь протекали одновременно?
  
   Однако всё это кажется логичным только на первый взгляд. Зачем Матьяшу было заключать династический брак с человеком, находящимся в опале и в плену, если не было намерения этого человека освободить? Даже если родственница Матьяша являлась незаконным отпрыском королевской семьи, то есть её было "не жалко".
  
   Зачем такое устраивать? Чтобы родственница (как жена декабриста) тоже несла тяготы плена и рожала детей? Но зачем? Никакого смысла с точки зрения политики всё это не имело, так как претендентов на румынский (валашский) трон и без Дракулы существовало предостаточно. Обеспечивать заключённому потомство не требовалось.
  
   Как ни посмотри, а получается абсурдное политическое решение. Король Матьяш заслужил репутацию расчётливого политика и не стал бы заключать такой бессмысленный брак, а что касается древнерусской повести, то появление странной информации по поводу длительности брака можно объяснить гораздо проще (см. последний раздел статьи).
  
   В общем, было бы ошибкой думать, что в заточении Дракуле создали комфортные условия и обеспечили женским обществом. В Средние века в тюрьму сажали для того, чтобы сломить дух, а не для того, чтобы узник отдохнул, как на курорте. Положение у Дракулы было отчаянное, и именно в этот момент Матьяш решил освободить своего пленника.
  
   Почему Матьяш решил освободить Дракулу спустя почти 13 лет после громкого ареста, случившегося в 1462 году, мы в точности не знаем. По одной версии за Дракулу замолвил слово молдавский князь Штефан. А по другой версии Матьяш вспомнил о пленнике в связи со своей женитьбой.
  
   Король должен был сделать своей невесте, неаполитанской принцессе, свадебный подарок и подумал: "А подарю-ка я ей город Вышеград. Место красивое, на берегу Дуная, а рядом - отличные охотничьи угодья... О! Совсем забыл! Ведь в Вышеградском замке сидит Дракула! Я же не могу дарить невесте замок с Дракулой. Зачем ей замок с Дракулой? Значит, Дракулу надо куда-то деть. Но куда? Или может... просто освободить? Он в своё время очень славно воевал с турками. Вот и пускай воюет, а то нынешний валашский князь воевать с турками совсем не умеет. Ладно. Решено. Надо выпустить, но как-то страшновато. Я же этого Дракулу почти 13 лет взаперти держал. Он, наверное, злой, как чёрт". И вот тогда Матьяш вспомнил про Илону.
  
   Помолвка
  
   Многие видели портрет Дракулы, хранящийся в музее замка Амбрас (портрет в шапке с жемчугами). Предположительно, это копия портрета, который был заказан Матьяшем специально для Илоны, чтобы уговорить её выйти замуж. Королю полагалось соблюдать обычай, ведь в знатных семьях, если жених и невеста живут далеко друг от друга, показ портретов - обязательная практика при сватовстве.
  
   Принудить свою кузину к браку король не мог. Вернее мог бы, если бы речь шла о любом другом женихе. А вот в случае с Дракулой, если бы Илона упёрлась, то общественное мнение оказалось бы на её стороне: "Отдавать кузину за Дракулу? Это всё рано, что запереть её в клетке с хищным зверем! Ваше Величество, побойтесь Бога!" - сказали бы венгерские вельможи, поэтому Матьяшу пришлось действовать мягко.
  
   Вероятнее всего, король давил на жалость: "Кузина, прояви сострадание. Если ты не выйдешь замуж за этого человека, я его из тюрьмы не выпущу. Пойми моё положение. Мне нужен союзник в войне с турками. Если я сейчас отодвину засовы, союзник упорхнёт, а вот если у него будет супруга, он останется подле неё. Ну же! Ты поможешь и мне, и этому человеку одновременно. Соглашайся! Я уверяю тебя, что Дракула вовсе не страшный".
  
   В то, что Дракула - не страшный, Илона, возможно, поверила, ведь в конце 1450-х - начале 1460-х годов её дядя Михай Силадьи и её отец Ошват Силадьи имели с Дракулой общие дела, а значит - в семье Силадьи получили возможность составить о нём мнение, основанное не только на памфлетах и анекдотах. Возможно, родственники Илоне что-то рассказывали, или она сама случайно услышала, как её дядя обсуждает этого человека с её отцом.
  
   Как бы там ни было, выйти замуж Илона согласилась, но основной причиной, скорее всего, стала безысходность. Илона ведь была вдова, бездетная и к тому же считала, что детей у неё никогда не появится. Родители ещё не состарились и в заботе не нуждались. Для кого и для чего жить? Илона затосковала, а в такой ситуации хоть в омут головой, хоть за Дракулу замуж - всё едино.
  
   Зато Дракула принял предложение о женитьбе по-другому. Когда Матьяш велел привезти узника в венгерскую столицу и рассказал ему про Илону, узник обрадовался. Ведь он никогда не считался завидным женихом - даже в те времена, когда был князем. Взойдя на престол в 1456 году, Дракула почти сразу испортил себе репутацию из-за массовой казни бояр. К тому же про него ходили всякие слухи - дескать, очень жестоко обращается с женщинами. И вот теперь Дракула оказался в ещё худшей ситуации - он немолод (скоро 50), лишён власти и княжеских доходов, а его дурная слава с годами только возросла. Дракула это понимал, а теперь представьте, что он должен был испытать, когда ему - такому немолодому, небогатому и всеми осуждаемому - вдруг говорят, что появилась женщина, которая согласна выйти за него. И не просто женщина, а молодая, из хорошей семьи, с хорошим приданым и безупречной репутацией.
  
   Считается, что это мечта каждого мужчины - женщина, которая полюбит его таким, как есть, со всеми его недостатками, и полюбит совершенно бескорыстно. В глазах Дракулы согласие Илоны на замужество так и выглядело - как проявление некоего бескорыстного чувства. Дракула восхитился, но наверняка спросил:
   - Эй, Матьяш, а в чём подвох? Она что - страшная?
   - Нет, она очень милая кудрявая шатенка, - должен был ответить король.
  
   Матьяш, конечно, рассказал, что у Илоны нет детей, но вот про старшую сестру Илоны, тоже бездетную, умолчал. В этом и заключалась хитрая политическая комбинация венгерского короля. Он вроде бы предложил Дракуле породниться, а на самом деле родство получалось очень зыбкое. Главный смысл династических браков состоит в том, что от них появляются дети, в чьих жилах смешивается кровь обеих династий. А вот Матьяш решил подсунуть Дракуле бесплодную жену и тем самым избежать появления "нежелательных родственников". Король хотел только одного - чтобы Дракула стал послушным, а кровного родства венгерских королей с румынскими князьями совсем не хотел.
  
   Свадьба
  
   Дракулу часто обвиняют в том, что ради женитьбы на католичке Илоне он сам сделался католиком. На самом же деле Дракула остался православным, а его женитьба стала одним из самых ранних примеров так называемых "смешанных браков".
  
   Смешанный брак - лат. matrimonia mixta - подразумевает, что жених и невеста, принадлежащие к разным ветвям христианства, венчаются, но при этом никто не меняет веру.
  
   Смешанные браки между правителями Румынии (Валахии) и представительницами знати соседних католических стран заключались с XIV века. Один из первых правителей - Николае Александру был женат на католичке по имени Клара. Его сын Раду I Нэгру (Чёрный воевода) был женат на католичке Анне. Дед Дракулы - Мирча Старый - также был женат на католичке. О тех временах до сих пор напоминают развалины католического храма в городе Куртя-де-Арджеш - одной из первых столиц Румынии (Валахии). Этим храмом пользовались жёны-католички и их окружение.
  
   Однако по-настоящему широкую дорогу к смешанным бракам открыла Флорентийская уния 1439 года. После подписания Унии православный Константинополь подчинился католическому Риму, и обе церкви оказались "в единой ограде". Юридически это означало, что препятствие для смешанных браков устранено - если церкви объединились, то отдельные верующие тем более могут объединиться.
  
   Из учебников истории мы знаем, что в православном мире очень многие страны, в том числе Русь, отказались признать объединение. Однако католики всё равно использовали Унию, чтобы решить важную житейскую проблему, которая давно назрела.
  
   В XV веке в странах Восточной Европы было много мест, где католики и православные жили бок о бок - Литва, Польша и та же Венгрия. Близкое соседство часто приводило к тому, что юноши и девушки, принадлежавшие к разным христианским лагерям, начинали испытывать друг к другу нежные чувства, но пожениться не могли. Вариант кому-то из влюблённых сменить веру не рассматривался, потому что вероотступника проклинали все родственники. Среди простонародья отношение к религии было иное, чем у правителей, заключавших браки по политическим причинам, поэтому влюблённым из простонародья гораздо проще было "грешить" тайно, чем пытаться как-то узаконить отношения.
  
   Чтобы прекратить "блуд", католическое духовенство стало в массовом порядке совершать "смешанные браки" и добилось поддержки у православных "коллег". В православных общинах Литвы, Польши и Венгрии духовенство тоже понимало, что с "блудом" надо что-то делать. И это "что-то" было сделано.
  
   Венчание проводили по обряду той церкви, к которой принадлежит невеста. Детей, рождённых в смешанном браке, делили между церквями. Дочери исповедовали религию матери, а сыновья - религию отца. Впрочем, случалось и по-другому. Всё зависело от того, как договорятся родственники будущих супругов.
  
   Венчание Дракулы с Илоной проходило по католическому обряду. Венчал их католический епископ. Примерная дата венчания - начало июля 1475 года.
   На это указывают два источника. Один из них, датированный июнем 1475 года, сообщает, что Дракула освобождён. Второй, датированный июлем того же года, сообщает, что Дракула не только освобождён, но и вернул себе прежние права - король Матьяш снова признаёт его правителем Румынии (Валахии), а также доверяет ему командование войсками (подробнее см. в следующей статье).
  
   Возвращение прав было бы невозможно без заключения династического брака, скреплявшего примирение между Дракулой и Матьяшем. К тому же в начале июля отмечался католический праздник, очень удобный для проведения больших торжеств - Посещение Пресвятой Девой Марией святой Елизаветы. Официально праздник установлен для всей католической церкви в 1441 году в честь одного из событий, описанных в Евангелии: Мария, будущая мать Иисуса Христа, отправилась навестить свою родственницу, будущую мать Иоанна Крестителя. Праздновалось это событие 8 дней подряд, со 2 по 9 июля включительно. То есть ни один из дней не был постным, когда предписано ограничение в пище и развлечениях.
  
   Также исходя из церковной практики того периода, можно предполагать, что церемония венчания Дракулы и Илоны прошла напряжённо. В церкви собрались сплошь католики, и только жених был православным. Католики, как у них принято, осеняли себя крестом слева направо и произносили "амэн", а Дракула, как принято у православных, осенял себя крестом справа налево и произносил "аминь". Все слева направо, а он справа налево. Все "амэн", а он "аминь"...
  
   Что касается самого обряда, то он проходил почти так же, как современные католические свадьбы. В частности, знаменитые брачные клятвы католиков уже существовали, хотя окончательно устоявшейся формулы ещё не было. В разных служебниках 14-16 веков исследователи находят разные варианты клятв с небольшими расхождениями в словах, но смысл один. Произносилось (в данном случае по-венгерски) примерно следующее: "Я беру тебя в свои законные жёны (мужья) и обещаю с этого дня хранить тебе верность в невзгодах и в благополучии, в богатстве и в бедности, в здравии и в болезни, пока мы оба живы".
  
   Невеста была не в белом платье. Обычай надевать на свадьбу белое платье появился только в XVI веке, а до этого в знатных семьях существовал другой обычай - подбирать одежду в цвет родовых гербов. Невеста надевала цвета жениха, а жених - цвета невесты.
   Если на свадьбе Дракулы и Илоны данный обычай соблюдался, то невеста должна была надеть красное платье с золотом, так как герб румынских князей это золотой орёл на красном фоне. Ну а в костюме жениха преобладали бы белый и коричневый, так как герб семьи Силадьи - горная коза на белом фоне.
  
   Свадебный подарок короля
  
   Новобрачные поселились рядом с венгерской столицей, в городе Пешт - в том самом доме, где жил Дракула, когда был привезён из вышеградской тюрьмы. Именно этот дом упоминается в древнерусской "Повести о Дракуле-воеводе", сочинённой Фёдором Курицыным.
  
   Дом стал свадебным подарком от Матьяша, однако возникает вопрос - почему король поселил Дракулу не в столице, а возле столицы? Может, хотел держать подальше, потому что побаивался?
  
   На самом деле Пешт был выбран по другой причине. Там жило много сербов - православных - которые переехали в Венгрию, спасаясь от турецкого нашествия. В Пеште осело такое количество сербских беженцев, что они построили в городе храм - православный храм - а Матьяш, когда выбирал, где поселить Дракулу, подумал о том, чтобы Дракула (по-прежнему православный) мог удовлетворить свои религиозные нужды.
  
   В те времена в венгерской столице не было православных храмов, поэтому Пешт казался предпочтительней. Кроме того, в Пеште наряду с православным храмом имелся католический храм, так что Илона тоже не испытывала неудобств, связанных с посещением церкви.
  
   Медовый месяц
  
   Медовый месяц проходил ещё интереснее, чем свадьба, поскольку буквально через несколько дней после венчания в семье появился "ребёнок". Этим "ребёнком" стал 19-летний сын Дракулы, которого, как и отца, звали Влад.
   Про родную мать Влада-младшего нам ничего не известно. Известно только, что Дракула, будучи князем, официально признал мальчика своим сыном и наследником. Значит, был уверен, что сын именно его, а не чей-то другой.
  
   В 1462 году, когда Дракула оказался в тюрьме, мальчику было около 6 лет. Король Матьяш решил позаботиться о ребёнке и отдал на воспитание церковникам-католикам. Влад-младший жил при дворе епископа Варданского в Трансильвании. Сейчас город Вардан, где находилась епископская резиденция, называется Орадя.
  
   Жизнь там мало отличалась от жизни в монастыре, то есть всё было строго, но зато Влад-младший превосходно изучил латынь и впоследствии даже стал секретарём своего отца, сочиняя для него латинские письма. Стал ли Влад-младший из-за такого "западного" воспитания католиком, неизвестно.
  
   Известно лишь то, что в 1475 году Матьяш, освободив и женив Дракулу, наконец-то, вернул сына отцу, и в результате создал очень интересную ситуацию. Венгерский король собрал под одной крышей семью, состоящую из людей, которые друг друга почти не знали:
   1) Муж - Дракула - ещё недавно сидел в тюрьме и даже не предполагал, что женится, а затем обретёт сына, о котором много лет ничего не слышал.
   2) Жена - Илона - ещё недавно была безутешной вдовой и даже не предполагала, что у неё появится муж и 19-летний пасынок.
   3) Сын - Влад-младший - ещё недавно жил при дворе епископа почти как монах и даже не предполагал, что встретится с отцом и мачехой.
  
   А теперь эти трое чужих людей должны были в срочном порядке узнать друг друга и выстроить семейные отношения.
  
   Что тут скажешь... Продюсерам современных реалити-шоу далеко до короля Матьяша. Король устроил такое, что привлекло внимание всей венгерской знати. Если бы в XV веке существовало телевидение, рейтинг у шоу про Дракулу был бы запредельный.
  
   Супружеский долг
  
   Появление 19-летнего "ребёнка" не особо осложнило отношения Дракулы и Илоны, поскольку эти отношения уже с самого начала были непростые. Ещё на этапе помолвки возникло недопонимание, а после свадьбы оно только усугубилось.
  
   Казалось бы, самой большой проблемой у супругов, принадлежащих к разным национальностям, должен был стать языковой барьер, однако барьера не было, а вот недопонимание существовало.
  
   Дракула говорил по-венгерски хорошо, потому что его детство прошло в венгерском городе, а последняя треть жизни - в венгерской тюрьме. Однако знание венгерского совсем не помогало нашему герою понять свою венгерскую супругу.
  
   Дракула 13 лет жил без женщин, и вдруг его женили на молодой и миловидной особе. Он воодушевился и почти влюбился, поскольку думал, что Илона согласилась выйти за него из симпатии, а не от безысходности. Как это часто случалось в Средние века, жених и невеста почти не виделись до свадьбы, поэтому выяснить правду Дракула просто не успел.
  
   Если Илона и испытывала к Дракуле чувство, то разве что жалость, но после того, как он получил свободу, повод для жалости исчез. Конечно, молодая жена могла бы признаться мужу, что он ей не нравится, но разговор закончился бы скандалом, а сердить Дракулу (при его-то репутации!) Илоне вряд ли хотелось, поэтому приходилось молчать.
  
   Илона наверняка намекнула Дракуле, что не жаждет супружеских отношений, но Дракула этих намёков не понимал. Он-то как раз жаждал и после 13 лет воздержания меньше всего хотел верить, что ему не повезло с женой.
  
   Семейную жизнь Дракула с Илоной обсуждали примерно так.
  
   Илона: Детей у меня не будет. Я уверена в этом, потому что моя старшая сестра тоже бездетна. Конечно, я не отказываюсь от исполнения супружеского долга, но ты, мой супруг, можешь особенно не стараться.
   Дракула: Что ты говоришь, жена? Как это "не стараться"? Без труда ничего в жизни не достаётся, поэтому без старания тут не обойтись. Ты ведь хочешь иметь детей, моя милая?
   И: Э.... хочу.
   Д: Значит, придётся мне постараться. И ты тоже должна стараться - будь со мной ласкова.
   И: Я не отказываюсь от исполнения супружеского долга, но предупреждаю - я буду делать только то, что разрешено церковью и только тогда, когда это разрешено. Ты не должен требовать от меня ничего в ночь со вторника на среду, в ночь с четверга на пятницу, а также в ночь на воскресенье. В это время дверь моей спальни будет закрыта.
   Д: Ладно. То, что не сделано ночью, мы наверстаем днём.
   И: Днём!? Днём это не положено.
   Д: Жена, я знаю церковные правила не хуже, чем ты. Запретов на счёт дневного времени нет.
   И: Есть запрет на среду, пятницу и в особенности на воскресный день.
   Д: Зато в остальные дни можно.
   И: Но...ведь мне надо заниматься домашними делами.
   Д: А слуги тебе на что?
   И: Я не могу оставить слуг без присмотра.
   Д: Ничего, оставишь на время. Значит, каждую неделю в моём распоряжении четыре ночи и четыре дня.
   И: Это если нет поста или церковного праздника.
   Д: Вот ты заладила - пост, церковь...
   И: Я буду делать только то, что разрешено церковью.
   Д: А со своим предыдущим мужем ты жила так же?
   И: Да.
   Д: Тогда понятно, почему у вас не было детей.
   И: Что!? Да как ты можешь такое говорить!?
   Д: Ладно-ладно. Прости меня. Я пошутил. Не обижайся. Я согласен, моя милая. Если ты хочешь, чтобы всё было по правилам, то пусть так и будет.
  
   Семейные неурядицы
  
   Хорошо известно, что в Средние века секс у христиан регламентировался строгими правилами, причём у католиков и православных уровень строгости был одинаковый. Те эротические сцены, которые мы встречаем в современных женских романах - даже в самых-самых консервативных - были просто невозможны. Запрещалось почти все, кроме того, что непосредственно приводит к зачатию.
  
   Илона эти правила соблюдала, а вот Дракула... вероятнее всего не соблюдал. Он ведь в молодости довольно много времени провёл в Турции, а мусульманские правила в отношении секса были гораздо либеральнее - в частности, касаемо поз.
  
   А теперь представьте, что такому "испорченному" человеку, как Дракула, достаётся в жёны праведница, от которой постоянно слышится слово "нельзя". К тому же эта праведница, даже если делаешь всё по правилам, особой теплоты не проявляет.
  
   Надо ли удивляться, что воодушевление, которое Дракула испытывал, когда женился, очень быстро сошло на нет - недели через три. О том, когда случилось охлаждение, мы можем судить по сопутствующим событиям.
  
   В конце июля 1475 года Дракула уезжает из дома и совершает поездку по Трансильвании, а точнее по саксонским городам. 15 лет назад наш герой воевал с саксонцами, а сейчас король Матьяш повелел: "Помирись с ними".
  
   Встречи с саксонцами и примирение были для Дракулы малоприятными, ведь при участии саксонцев он угодил в венгерскую тюрьму на 13 лет - при их поддержке было состряпано письмо, якобы отправленное Дракулой турецкому султану. Тем не менее, общение с саксонцами оказалось более приятным, чем общение с женой, поскольку возвращаться к ней Дракула не торопился.
  
   Его путешествие по Трансильвании продолжалось вплоть до конца октября 1475 года. Теперь Дракула мог себе это позволить, потому что Матьяш разрешил пользоваться доходами с золотого рудника в Байя де Арьеш (возле Сибиу). До этого времени наш герой был стеснён в средствах и жил на деньги жены.
  
   Не случайно и то, что ещё 4 августа, то есть в самом начале поездки, Дракула обратился в администрацию саксонского города Надьшебена (ныне Сибиу) и попросил разрешения построить в городе дом (подробнее см. в следующей статье). Зачем нужно это жильё, если уже есть жильё близ венгерской столицы? Ответ только один - брак трещит по швам, супруги собираются разъехаться!
  
   Беременность Илоны
  
   Когда в конце июля 1475 года муж уехал в Трансильванию, Илона наверняка обрадовалась и подумала что-то вроде: "Наконец-то отдохну и высплюсь". Пасынок, Влад-младший, уехал вместе с отцом, и дом временно опустел.
  
   В одиночестве прошёл август, сентябрь, наступил октябрь, и вот тут Илона заметила, что со дня свадьбы у неё ни разу не случалось то, что в те времена называлось "регулы". После многих лет напрасных надежд вера в чудо ослабевает, но повитуху для консультации всё же пригласили. Повитуха посмотрела, пощупала и подтвердила: "Госпожа, вы беременны".
  
   Надо ли говорить, что эта новость удивила всех. Удивилась сама Илона, удивились её родители, удивилась её старшая сестра, а больше всех удивился король Матьяш, потому что его хитрая политическая комбинация не удалась. Он ведь думал, что женил Дракулу на бесплодной женщине, однако вопреки всем расчётам бесплодная забеременела. Наверное, король очень досадовал, но разорвать династическую связь уже не мог. А тем временем в голове у Илоны что-то поменялось. Илона вдруг поняла, что муж ей нравится: "Пусть он преступник, который только вышел из тюрьмы. Пусть он очень испорченный человек. Но зато от него бывают дети! Это же чудо, а не муж!"
  
   Ни одна женщина, которая чувствовала себя неполноценной из-за своей бездетности, не может остаться равнодушной к человеку, который является отцом её единственного ребёнка.
  
   Первая попытка примирения
  
   От кого Дракула узнал про беременность жены, мы можем только гадать. Возможно, ему сообщила сама Илона. А возможно, Дракула узнал всё от Матьяша, который с очередным письмом передал ему на словах: "Где тебя носит? Быстро езжай домой! У тебя жена беременная. Не заставляй её волноваться. Если с моей кузиной из-за тебя что-нибудь случится, тебе несдобровать. Так и знай! Быстро домой!"
  
   Дракула в любом случае собирался вернуться, потому что у него появились дела в венгерской столице. Он повстречал в Трансильвании нескольких бояр, которые служили ему 13 лет назад, до его ареста. Дракула снова взял этих бояр на службу и собирался представить королю.
  
   Беременность Илоны не сильно удивила нашего героя, ведь он познакомился с супругой относительно недавно и не успел поверить в её бесплодие. Дракулу, вернувшегося домой, удивило другое - радушная встреча, которую ему устроили. Весь медовый месяц Илона вела себя так, будто на что-то обижена, а тут вдруг приветливое выражение лица, ласковый голос.
  
   Тем не менее, в тот период Дракула вряд ли помирился с женой. Этому должна была мешать её беременность, ведь Илона, как закоренелая праведница, вела себя противоречиво - стала к мужу приветливой, но в то же время боялась его спровоцировать, поскольку супружеские отношения во время беременности считались грехом: "Если я согрешу, вдруг Бог накажет не меня, а моего ребёнка? А если ребёнок родится больным? А если родится раньше срока? А если во время родов что-нибудь пойдёт не так?" Нашла ли она понимание у Дракулы, мы не знаем, однако супруги так и не разъехались, а продолжали жить под одной крышей.
  
   Строительство того дома, о котором говорится в письме Дракулы от 4 августа 1475 года, вероятнее всего, даже не началось, потому что никаких других документов, касающихся этого вопроса, в городском архиве Сибиу не найдено.
  
   В общем, супруги как-то жили, а в конце ноября - начале декабря 1475 года Илона проводила Дракулу и своего 19-летнего пасынка Влада-младшего, на войну.
  
   Дракула на войне
  
   Дракула пропадал на войне почти 4 месяца, то есть отсутствовал дольше, чем в тот раз, когда путешествовал по Трансильвании. К тому же война - опасное предприятие. Было бы странно, если б в таких обстоятельствах Дракула не получал писем от жены. Наверняка, он и отвечал на них.
  
   Дракула мог посвятить этому занятию массу времени, потому что война, в которой он участвовал, была в основном позиционная.
  
   Военные действия происходили на территории Сербии. Король Матьяш и весь цвет венгерской знати собрались под стенами небольшой турецкой крепости Шабац. По некоторым данным, правильно она называлась Савач, потому что крепость находилась на реке Сава.
  
   Сохранилась гравюра, изображающая эту "твердыню". На гравюре ясно видно, что башни низенькие двухэтажные, а вместо стен - земляные валы, поверху которых поставлен плетень. Венгерская знать осаждала этот плетень целый месяц - с середины января по середину февраля 1476 года.
  
   Дракула, глядя на это, наверняка ругался. Много лет назад, в январе 1462 года он провёл кампанию против турок на Дунае, в ходе которой взял и сжёг около 10 подобных крепостей и ещё стольким же попортил фасад. Теперь же наш герой наблюдал, как венгры целый месяц возятся с одной.
  
   Король Матьяш нарочно затягивал осаду, потому что после взятия крепости должен был пойти в Боснию и сразиться с полчищами турок, которые занимались там грабежом. Матьяш не хотел рисковать. Он рассчитывал потянуть время и дождаться, пока турки уйдут сами.
  
   "Если нет сражений - нет поражений", - рассуждал монарх, который, если верить письму его советника, датированному 7 марта 1476 года, вместе со своей армией занимался в Сербии грабежом точно так же, как турки занимались грабежом в Боснии. Сербские земли к югу от Дуная являлись турецкой территорией с конца 1450-х годов, так что крестоносцы разоряли сёла и малоукреплённые городки (подробнее см. в следующей статье).
  
   Дракула прекрасно понимал, что происходит, но честно высказать Матьяшу своё мнение не мог. Разве что с сыном, Владом, наш герой поделился и излил свою желчь.
  
   Поводы для желчных замечаний у Дракулы появились и в Боснии, куда венгры всё-таки дошли ко второй половине февраля. Как и следовало ожидать, "защитники" обнаружили страну опустошённой, а турок и след простыл. Зато у Матьяша появилась возможность похвастаться перед папой римским, что турки испугались и убежали.
  
   Дракула чувствовал свою бесполезность на этой войне, поэтому без всяких угрызений совести мог заниматься посторонними делами - в частности, вести переписку с женой. Форму тогдашней переписки мы себе представляем, поэтому нам легко предположить, как это могло быть у Дракулы и Илоны.
  
   Если Илона знала грамоту, то переписку вела на венгерском языке, потому что латынь женщины не изучали, а вот письменный венгерский язык в то время уже появился.
  
   Если же Илона не знала грамоты, то переписка должна была вестись на латыни - жена надиктовывает секретарю содержание письма, и личное письмо к мужу оформляется почти как официальный документ.
  
   В любом случае чтение этих посланий должно было вызывать у Дракулы затруднение. Наш герой почти не знал латыни и даже по-венгерски читал плохо. Он хорошо владел устным венгерским языком, а вот письменным - нет. Тем не менее, Дракула даже при таких скромных знаниях мог бы отвечать жене самостоятельно - он же имел массу времени!
  
   К сожалению, писем, которые вероятнее всего существовали, не сохранилось. Факт только один - примирение Дракулы и Илоны состоялось.
  
   Вторая попытка примирения - удачная
  
   Когда Дракула в марте 1476 года вернулся домой, то больше никуда не стремился уехать. Четыре месяца подряд он проводит с женой, что при его беспокойной жизни очень много.
   Вскоре после возвращения Дракулы - возможно, в начале апреля 1476 года - Илона родила мальчика, который вошёл в историю Румынии как князь Михня Злой.
  
   Мальчика крестили в сербском православном храме в Пеште. Крестили именем Иоанн, ведь согласно традиции каждый румынский князь (в том числе Дракула) носил именно это имя, а чтобы отличаться от других князей, использовал второе имя - данное родителями, а не священником.
  
   Маленький сын Дракулы после крещения стал называться Иоанн Михня. Для домашних - просто Михня, а если на венгерский манер, то Михай.
  
   Ряд историков высказывают предположение, что всё было совсем не так. Например, историк М.Казаку считает, что Михня - это тот сын Дракулы, который в "Повести о Дракуле-воеводе" обозначен как Михаил, сбежавший от турок к венгерскому двору уже после смерти Дракулы. Исходя из этого, М.Казаку предполагает, что Михня родился в конце 1450-х годов и в возрасте примерно трёх лет был отдан туркам как заложник. Но тогда получается, что Михне, когда он наконец получил трон в 1508 году, было уже более 50 лет.
  
   Нельзя сказать, что это невозможная ситуация, однако она маловероятная. Одно дело - Дракула, который в возрасте примерно 47 лет занимает трон в третий раз. И совсем другое - правитель, которому за 50, занимает трон в первый раз, ведь в преклонном возрасте начинать политическую карьеру уже не имеет смысла, правление в любом случае не продлится долго. Как уже упоминалось, претендентов на румынский (валашский) трон было предостаточно, поэтому людям, которые задумали в очередной раз сменить в государстве власть, было бы предпочтительнее сделать ставку на кого-то более молодого.
  
   Именно поэтому гораздо вероятнее, что Михня родился в 1476 году, а Михаил, упомянутый в древнерусской "Повести", это другой сын, следы которого в итоге затерялись. К тому же, если считать, что сын Илоны - именно Михня, тогда понятно, почему он в 1509 году так охотно перешёл из православия в католичество. Религия его матери не была для Михни отвратительной.
  
   Как бы там ни было, у Илоны родился сын. Если свадьба состоялась летом 1475 года, на что косвенно указывают источники, рождение не могло произойти раньше.
  
   Сложно сказать, уделял ли отец внимание новорожденному ребёнку. В Средние века такое внимание не приветствовалось. Нянька меняет младенцу пелёнки, кормилица кормит, а отцу остаётся только иногда подержать на руках, да и то недолго, потому что женщины-служанки норовят отобрать:
   - Господин, вы не так его держите. Господин, вы его уроните.
  
   Наверняка, Илона тоже делала мужу подобные замечания, но осторожно - так, чтобы снова не поссориться.
  
   В мае 1476 года у супругов всё должно было наладиться окончательно, ведь теперь Илоне ничто не мешало показать мужу, как он ей дорог - согласно законам того времени, роженице, чтобы очиститься после родов, полагалось ждать 40 дней, после чего можно было снова начинать супружеские отношения.
  
   Идиллия длилась до начала июля 1476 года, а затем Дракула снова отправился на войну.
  
   Война шла на территории разных государств. Сперва Дракула воевал с турками в Трансильвании (подробнее см. в следующей статье), помогая князю Штефану, а затем - в Румынии. В ноябре 1476 года наш герой вернул себе румынский (валашский) престол, но вскоре после этого был убит.
  
   Вдовья судьба
  
   Кто, как и почему убил Дракулу, уже говорилось в других статьях (вот и вот), а здесь хотелось бы поговорить на другую тему.
  
   До сих пор в рассказе было много предположений, но мы знаем, как вела себя Илона после смерти Дракулы, и это поведение доказывает, что все эти предположения имеют право на существование.
  
   Во-первых, Илона, даже овдовев, продолжала заботиться о пасынке, Владе, хотя была не обязана. Она могла бы сказать: "Ты уже взрослый, и ты мне не родня, так что бери свою часть отцовского наследства и убирайся на все четыре стороны". Никто из знакомых венгров не осудил бы Илону за такое поведение, но она заботилась о Владе так же, как о своём родном сыне - помогла пасынку жениться и выпросила для него у Матьяша поместье в Трансильвании.
  
   В 1485 году Влад заболел и умер, а Илона очень переживала. Свидетелем этих переживаний стал русский посол Фёдор Курицын, будущий автор "Повести о Дракуле-воеводе". Илона так убивалась, что послу даже в голову не пришло спросить у кого-нибудь: "Она хоронит родного сына или пасынка?"
  
   Курицын решил, что так убиваться можно только из-за сына. Вот почему в "Повести" сказано, что двоюродная сестра венгерского короля родила Дракуле "двух сынов", а не одного.
  
   Эта ошибка Курицына тянет за собой следующую. В "Повести" сказано, что брак Дракулы и Илоны длился около 10 лет, хотя на самом деле - меньше 2 лет.
  
   Курицын остановился на цифре 10, потому что сравнивал возраст двух сыновей Дракулы и думал, что мать у них одна. Курицин знал, что Влад умер, будучи взрослым и женатым, а другой сын Дракулы на тот момент был мальчиком 9 лет. "Сыновей, у которых такой разброс в возрасте, не родишь за короткое время. Получается, брак был долгим", - решил Курицын.
  
   Второй факт, позволяющий нам судить, как Илона относилась к Дракуле, касается их общего ребёнка. Этого ребёнка (по всей вероятности это был именно Михня Злой) после смерти отца продолжали воспитывать в православной вере, хотя Илона, будучи католичкой, конечно же, считала, что католицизм лучше.
  
   Илона могла бы повлиять на судьбу сына и ратовать за то, чтобы он стал католиком вопреки условиям брачного договора. Вся венгерская родня, включая короля Матьяша, была бы рада сделать мальчика католиком, но Илона понимала, что этого не одобрил бы Дракула.
   Если бы не Илона, ребёнок стал бы католиком, но она стремилась выполнить волю покойного мужа даже тогда, когда король Матьяш забрал мальчика к себе, чтобы воспитывать при своём дворе.
  
   В связи с эпизодом передачи мальчика королю возникает вопрос - почему сын Илоны вдруг стал жить у Матьяша, а не с матерью? У Курицына сообщается, что мальчик "при короле живёт", но причина не сообщается. Наверное, Курицын не знал. А мы знаем! Всё дело в так называемом авункулате (от лат. avunculus, что значит "дядя по матери").
   В Европе обычай авункулата уходит корнями в римское право. Согласно этому обычаю, вдова не может сама воспитывать сына. Если женщина овдовеет, то должна отдать сына на воспитание своему брату, чтобы мальчик вырос "настоящим мужчиной". У Илоны не было братьев - только двоюродный брат, король Матьяш. Именно поэтому ребёнка забрал король.
  
   Самое интересное то, что обычай авункулата не распространялся на простолюдинов, а вот в благородных семьях он соблюдался строго. Мальчика полагалось отдать, как только он начнёт вовремя добегать до горшка, перестанет проносить ложку мимо рта и научится внятно разговаривать.
  
   Илона, когда ей напомнили про авункулат, вероятно, рвала на себе волосы и спрашивала: "За что мне это всё!?" Не менее вероятно, что она пыталась обойти обычай. Мы знаем, что после Дракулы она выходила замуж ещё два раза. Наверное, надеялась, что, перестав быть вдовой, сможет оставить ребёнка себе.
  
   Тем не менее, третий брак Илоны закончился быстро - муж умер примерно через год с небольшим. Тогда она вышла замуж в четвёртый раз, но ребёнка всё-таки забрали.
  
   Детей ни в третьем, ни в четвёртом браке у неё не родилось, что позволяет нам утверждать - брак с Дракулой стал для Илоны одним из самых значимых событий в жизни. У женщины, стремящейся иметь детей, всегда особое отношение к человеку, который является отцом её единственного ребёнка, и вдова Дракулы не могла стать исключением.
  
   Кстати, Илона с полным правом может называться "вдова Дракулы". На ум сразу приходит вампирский фильм с одноимённым названием, но в реальной жизни вдова Дракулы была не жестокой и кровожадной, а доброй и сердечной женщиной, которая всю жизнь заботилась о других. Умерла она около 1500 года, причём четвёртого мужа не пережила, поэтому нет причин считать её чёрной вдовой.
  
  
Оценка: 7.61*5  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"