Лобанов Денис Алексеевич: другие произведения.

Влияние образования в Древнем Риме на формирование политического лидера (на примере Г.Цезаря)

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фанфиков на Фикомании
Продавай произведения на
Peклaмa
 Ваша оценка:


Влияние образования в Древнем Риме на формирование политического лидера (на примере Г.Цезаря)

   Обучение в древнем Риме, как и в других древних цивилизациях, имело особое значение не только для личности, но и для коллектива в целом. Граждане Рима, будучи по-своему социальному и, что гораздо важнее, общественному статусу, членами большой общины, являлись частью единого организма - полиса. Исходя из этого, необходимо подчеркнуть, что вся жизнь римлянина была основана на службе родине, которая начиналась с достижения совершеннолетия (17 лет) и заканчивалась, когда римлянин достигал 60 лет. Однако до достижения юности (14 или 17 лет) человек должен был получить надлежащие воспитание и вырасти в достойного продолжателя рода. Это было особенно актуально в связи с большой детской смертностью (не менее 45%).
   Примерно до семи лет ребенок воспитывался дома. Чаще всего, как и в период ранней республики, эта обязанность ложилась на мать, однако уже со II в. до н.э. в патрицианских семьях получила развитие практика, по которой родители нанимали кормилицу и приобретали специальных рабов, которые и занимались воспитанием. Это вовсе не означало, что родители полностью устранялись из процесса воспитания. Тацит сообщает: "подыскивалась какая-нибудь пожилая родственница,... и ей вручался надзор за всеми отпрысками семейства", и дальше: "и мать следила не только за тем, как дети учатся и как выполняют свои другие обязанности, но и за их развлечениями и забавами, внося в них благочестие и благопристойность" (Диалог об ораторах 28,6). В качестве примера Тацит указывает на Корнелию, мать Гракхов, Аврелию, мать Цезаря и Атию, мать Августа. В этот период жизни ребенок учился чтению, письму, а также усваивал первые навыки будущей "профессии". Для среды аристократов это в основном были первые знания права и истории.
   Второй этап обучения включал в себя получение более систематических знаний. В этот период жизни человек уже воспринимался ни только как член своей семьи, но как не полноправный член общины. Обучение делилось на три ступени:
   - первая ступень (от 7 до 11 лет) - базовое образование, на которое имели право все граждане.
   - вторая, менее распространенная из-за большей стоимости, предназначалась для детей от 12 до 16 лет и включала в себя углубленное изучение истории, географии, философии, литературы, а так же греческого языка.
   - высшая ступень, предназначенная только для знати, включала в себя курс риторики и красноречия, необходимых в политической жизни. Обучение обычно было индивидуальным, или в очень узкой группе, а учителем являлся знаменитый оратор.
   Первые две ступени были доступны, в том числе и для плебеев, а так же и для всадников. Что же касается высшей знати, то дети из этих родов в основном получали домашнее образование. С этой целью приобретались образованные рабы (в основном греки). В этом случае на первый ступени мальчики и девочки получали одинаковое образование. Дети нобилей изучали так же историю своей семьи и деяния предков, которые служили для детей лучшим примером. Их учили уважать традиции и прививали те достоинства, которые должны были поспособствовать лучшему служению отчизне. Именно в образовании, как ни в чем другом проявилась знаменитая римская прагматичность, так как считалось, что все умения получаемые ребенком должны были в дальнейшем послужить во взрослой жизни.
   Отдельным аспектом обучения было получение профессиональных навыков, которое начиналось с самого раннего времени. Наследники знатных фамилий уже с семи лет приобщались к политической жизни. Они были обязаны сопровождать отца в его делах, присутствовали на частных встречах сенаторов. Им было разрешено сидеть перед открытыми дверями сената и слушать обсуждения, приобщаясь, таким образом, к политической жизни и приобретая основные навыки политической борьбы.
   Однако все выше сказанное является общим принципом системы образования в древне римском обществе, но для лучшего понимания этой системы необходимо обратится к конкретным примерам. Одним из таких примеров может являться Цезарь.
   Род Цезаря был одним из древнейших в Риме, однако уже к IV в. до н.э. потерял былое влияние и только к началу I в. до н.э. Отец Цезаря в 92 г. добился претуры, второй должности в системе римских магистратов, а затем стал наместником Азии. Умер он в середине 80-х гг., когда Цезарю исполнилось 16 лет. Без сомнения отец Цезаря намеривался достичь консульства и поэтому мог рассчитывать на то, что его сын в дальнейшем займет эту же должность. С этой целью он нанял одного из знаменитейших грамматиков того времени Марка Антония Гнифона. Об известности Гнифона говорит уже то, что даже Марк Цицерон, будучи претором, посещал его занятия (Свет. О грамм. 7.). Гнифон привил Цезарю мягкость и послушание, обучал его греческому языку и познакомил с шедеврами греческой и римской литературы. Благодаря этим занятиям, как сообщает Светиной (Юлий, 56,7), Цезарь сам начал сочинять. Он написал поэму "Похвала Геркулесу" и трагедия "Эдип" - эти ученические сочинения едва ли еще блистали изяществом, но уже факт их создания говорит о широком образовании Цезаря. Однако образование Цезаря не ограничивалось только изучением наук, он также занимался и физическим развитием: плаванием и верховой ездой, что пригодилось ему в дальнейшей жизни.
   Образование в древнем Риме играло огромную роль в формировании полноценного гражданина. Каждый член общины получал такие знания, которые должны были наилучшим образом послужить всеобщему благу. Наиболее полное и обширное образование получали наследники известных фамилий, которые в дальнейшем должны были возглавить Рим в политической и военной сфере добиваясь наибольшей славы для родного города.
   Ноябрь 2008 г.

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Л.Лэй "Над Синим Небом"(Научная фантастика) В.Кретов "Легенда 5, Война богов"(ЛитРПГ) А.Кутищев "Мультикласс "Турнир""(ЛитРПГ) Т.Май "Светлая для тёмного"(Любовное фэнтези) С.Эл "Телохранитель для убийцы"(Боевик) К.Юраш "Процент человечности"(Антиутопия) Д.Сугралинов "Дисгардиум 3. Чумной мор"(ЛитРПГ) А.Светлый "Сфера 5: Башня Видящих"(Уся (Wuxia)) М.Атаманов "Искажающие реальность"(Боевая фантастика) В.Коломеец "Колонизация"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Твой последний шазам" С.Лыжина "Последние дни Константинополя.Ромеи и турки" С.Бакшеев "Предвидящая"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"