Аннотация: Ольге Андрус и Елене Жданович с благодарностью и в память о встрече. Фотографии сделаны мною в конце июля 2009 года
В этот день мне повезло не единожды: судьба подарила мне встречу с замечательными, красивыми женщинами и талантливыми поэтессами, одна из которых еще и превосходный художник и прекрасный исполнитель стихов, положенных на музыку - Ольгой Андрус и Еленой Жданович. А еще мне выпала удивительная возможность вернуться в свое прошлое спустя много лет.
Впервые в Спасо-Андрониковом монастыре я побывала еще студенткой первого курса московского ин. яза. В музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева нас, группу студенток, привела преподавательница, Валентина Яковлевна, она же и провела экскурсию по музею на французском языке. Таким образом, мы совместили приятное с полезным: посмотрели иконы выдающихся русских иконописцев Андрея Рублева и Даниила Черного, полюбовались необыкновенной красоты фресками Дионисия и пополнили словарный запас.
Помнится, в тот день музей посетила группа французских туристов. Невольно прислушалась к их разговору: услышать речь носителей языка - большая удача и хорошая практика. И тут один из них, довольно-таки высокомерно, произнес фразу, надолго врезавшуюся в память и больно уколовшую национальное самолюбие: L'art des barbares - искусство варваров.
Сегодня я бы нашлась, что ответить, и, наверное, не промолчала бы. Тогда, стиснув зубы, просто выразительно посмотрела в сторону гостя столицы. Так уж мы были воспитаны.
Видно, плохо знал он не только нашу российскую историю, но и свою отечественную, иначе бы вспомнил, что именно солдаты наполеоновской армии вели себя в российском государстве как варвары: рубили на дрова шедевральные произведения русских мастеров, уничтожали древние книги, разрушали стены храмов. И русские войска бывали в Париже, но вряд ли оставили после себя такую память в сердцах парижан.
Монастырь пережил тяжелые времена: несколько раз горел и был разграблен в Смутное время и в 1812 году, но достраивался и перестраивался. Территория монастыря ухожена и украшена цветниками. Такого душевного спокойствия, как здесь, мне давно уже не приходилось испытывать. Уходить отсюда не хотелось, и не только мне, но и Оле и Лене. Втроем мы устроились на уютной деревянной скамеечке прямо напротив Спасского собора, уходившего главою в пышные облака, застывшие во времени.
Казалось, что остановились не только облака, но время обратилось вспять и перенесло нас в стародавние времена. Стоит лишь поднапрячь воображение, как тут увидишь воочию и самого Андрея Рублева, спешащего в храм, и величаво поднимающуюся в церковь по лестнице царицу Евдокию Федоровну.
А Андрея Рублева мы все-таки увидели: он встречал и провожал нас у входа в монастырь.
Немного об истории возникновения монастыря.
Спасо-Андроников мужской монастырь был основан в XIV веке на левом берегу Яузы, в Москве, по обету митрополита Алексия, крестника великого князя Ивана Калиты, наставника великого князя Симеона Гордого и фактически соправителя великого князя Ивана Ивановича Красного и его малолетнего сына Дмитрия, впоследствии получившего прозвище Донской.
Первым игуменом монастыря стал любимый ученик преподобного Сергия Радонежского - Андроник. В монастыре долгое время сохранялся колодец, считавшийся святым и, по легенде, ископанный им.
Обитель входила в систему кольцевой обороны Москвы, состоявшей из Симонова, Данилова, Высокопетровского и других монастырей, которые прикрывали подступы к Москве со стороны Золотой Орды и обеспечивали безопасное прохождение посольств в Византию (Царьград). По пути на Куликово поле вдоль стен Спасо-Андроникого монастыря прошло войско Дмитрия Донского. По преданию на погосте монастыря была похоронена часть воинов, павших на Куликовской битве.
По этому же пути выступил с войском против Тамерлана великий князь Василий Дмитриевич.
Спасо-Андроников монастырь неоднократно посещал преподобный Сергий Радонежский. На месте, где преподобный Сергий простился с игуменом Андроников теперь стоит часовня "Проща", плотно зажатая прилегающими 2-х этажными постройками XIX века.
В XIV-XVII веках Спасо-Андроников монастырь являлся одним из центров по переписке книг. Рукописное собрание монастыря включало значительную часть сочинений Максима Грека. Большая часть архива сгорела во время пожаров 1748-1812 гг. В Смутное время монастырь пережил польское нашествие, был взят приступом и разграблен, деревянные стены и постройки сожжены, тогда же были уничтожены творения Даниила Черного и Андрея Рублева.
В 1812 году монастырь был разграблен и сожжен французами.
После 1917 года Спасо-Адроников монастырь упразднили, а в 1919 году в монастыре устроили квартиры для рабочих Рогожско-Симоновского района.
Позже, на его территории находился один из первых лагерей ВЧК для иностранцев.
В 1928 году уничтожен древнейший в Москве некрополь, где были похоронены воины, погибшие во время Северной войны 1700-1721 и Отечественной войны 1812 года, основатель русского театра Ф. Г. Волков, представители многих дворянских родов: Лопухины, Толстые, Барятинские, Аладьины, Щербатовы. Из надгробий ничего не сохранилось, воссоздана лишь плита Федора Волкова.
В 1931 году, под предлогом нехватки кирпича для строительства клуба завода "Серп и молот", была взорвана колокольня, вторая по высоте после колокольни Ивана Великого.
В 1947 году видные деятели культуры во главе с академиком Грабарем обратились к правительству страны с предложением отреставрировать Спасо-Андроников монастырь и создать в нем музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева. Фонды музея насчитывают свыше 10 тысяч произведений древнерусского изобразительного и прикладного искусства, в том числе работы Феофана Грека, Андрея Рублева и Дионисия.
До наших дней из архитектурного ансамбля монастыря сохранились:
Храм Спаса-Нерукотворного Образа (XV век)
Белокаменный Спасский собор, построенный на месте сгоревшего деревянного в XV веке (1420-1427 гг.), - одно из самых древних сохранившихся зданий в Москве.
Для строительства и росписи собора из Троице-Сергиевой лавры были приглашены лучшие мастера-иконописцы XV века: Андрей Рублев и Даниил Черный. В интерьере Спасского собора уцелели лишь фрагменты орнамента на откосах алтарных окон, выполненные около 1428 года Андреем Рублевым, ставшим иноком Андроникова монастыря. По преданию, Андрей Рублев и Даниил Черный также выполнили фреску Образа Спаса Нерукотворного на фасаде храма.
Этот собор был последней работой великих иконописцев.
По одной из версий, Андрей Рублёв скончался 17 октября (30 октября по н. ст.) 1428 года во время морового поветрия и был захоронен в монастыре, но, к сожалению, точное местонахождение могилы до сих пор неизвестно. Предположительно, здесь же захоронен его учитель и друг Даниил Черный.
В XVIII веке стенопись Спасского собора была почти полностью счищена и с тех пор собор не расписывался. Во время реставрации 1763- 1779 годов к собору пристроили крытую паперть. В 1846-1850 годах собор был значительно переделан по проекту П. А. Герасимова: с юга к собору был пристроен придел Успения Божией Матери, с севера - святого Андроника. Закомары и кокошники убрали под четырехскатную крышу, а над ним подняли восьмигранный барабан с шатровой крышей. В 1959-1960 годах произведена реставрация первоначальных форм Спасского собора, в том числе вызывающее споры восстановление формы утраченной главы и кокошников.
В 1989 году Спасский собор был освящён, возобновлены богослужения. Позже вместо снесённой колокольни на территории упразднённого монастыря сооружена небольшая деревянная звонница.
Церковь Архангела Михаила с Трапезной палатой (XVI-XVIII века)
Одна из первых в русском зодчестве трапезных палат - одностолпная - была сооружена в 1504-1506 годах при архимандрите Митрофане, духовнике Ивана III, по повелению великого князя.
Во времена царствования великого князя Василия III монастырь стал использоваться в качестве тюрьмы для политических заключенных. Так, в подвальных помещениях трапезной был заключен новгородский владыка Серапион, противостоявший Иосифу Волоцкому. Самым известным узником, был протопоп Аввакум, проведший в 1653 году около месяца в подвалах трапезной, позже он был сослан на север в Пустозёрск.
В 1691 году по желанию царицы Евдокии Федоровны Лопухиной, первой жены Петра Великого, в честь рождения сына царевича Алексея над трапезной надстроили храм.
В верхнем ярусе подклета учредили церковь святого Алексия-митрополита, в среднем - церковь Михаила Архангела с приделом святых апостолов Петра и Павла (в 1819 году освященном в честь иконы Усекновения главы Иоанна Предтечи), в нижнем ярусе - фамильная усыпальница бояр Лопухиных с церковью иконы Знамения Божией Матери. Здесь похоронены: мать и отец Евдокии Лопухиной - Устиния и Федор Авраамович, генерал Василий Авраамович Лопухин, убитый в 1755 году в сражении при Гросс-Егерсдорфе, и другие члены семейства.
Церковь Архангела Михаила восстановлена в 1960 году. Сейчас здесь размещается музейная экспозиция.
Настоятельские покои (1690)
Двухъярусные настоятельские покои возведены в 1670 году недалеко от Святых ворот. В настоящее время в них размещается администрация музея.