Магид Яков Моисеевич : другие произведения.

Визит президента

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Визит президента
  
  Весна 1992 года. Приближалась годовщина пуска Тенгизского промысла и завода в эксплуатацию. Однажды, будучи по делам службы в объединении Тенгизнефтегаз (ТНГ), я столкнулся в коридоре с А. Кабдоловым.
  - Зайди ко мне, - буркнул он и, схватив меня за плечи, буквально затащил в свой кабинет. Аманжол Кабдолов, заместитель генерального директора ТНГ, курировал в то время все вопросы газовой безопасности на Тенгизском производстве. И я, как зам.гл.инженера НГДУ "Тенгизнефть", будучи командиром объединенного газоспасательного отряда, входил в структуру службы газовой безопасности объединения.
  - Ты в курсе дела, что к нам едет президент республики ? Нурсултан Назарбаев хочет сам увидеть, как работает Тенгиз, поговорить с людьми, узнать наши задачи на будущее.
  - Когда ожидать ?
  - 6 апреля, в день годовщины пуска 1-ой нитки. Твоя задача встретить его и, сопровождая в его поездке по промыслу и заводу, обеспечить его безопасность. Я имею ввиду его защиту в случае каких-либо выбросов газа.
  Прошло меньше года после развала Советского Союза. Молодая казахстанская республика медленно оправлялась от последствий этого коллапса, вставала на ноги, укрепляла свою промышленность, используя громадные природные ресурсы, нефть, газ. И успешная разработка Тенгизского нефтяного месторождения вселяла большие надежды на успешное развитие экономики республики. Как-никак, а в то смутное время, бюджет Казахстана на треть формировался поступлениями от продажи тенгизской нефти на запад. Визит же на Тенгиз первого лица государства олицетворял огромную важность нашего проекта, должен был вселить уверенность людей в будущем страны.
  - Короче, - продолжал Аманжол, - программа визита будет следующая. Президент прилетит на Тенгиз на вертолете. Далее его со свитой повезут в трех "Икарусах" на промысел. После этого они пешком пройдут по заводу и улетят обратно в Гурьев (ныне Атырау), где будет большое совещание, посвященное развитию региона.
  - Каков состав свиты ?
  - Ну сам понимаешь, охрана, замы-помы, местное начальство. Нужно будет тебе подготовить еще двоих человек, проинструктировать их. Они должны будут объяснить визитерам прямо в автобусах правила их поведения при посещении промысла и завода, показать и рассказать о принципах использования ПДУ-3. Сам будешь инструктировать первый автобус, где будет находиться президент. Одень форму.
  Здесь стоит остановиться и пояснить читателю некоторую специфику газовой безопасности той поры на Тенгизе. Обеспечивали эту безопасность штатные газоспасатели. Это были полностью укоплектованные, согласно требованиям нормативных документов, военизированные газоспасательные отряды (ВГСО), один из которых был подразделением НГДУ, другой - завода. Они имели в своем распоряжении автотранспорт, воздушно-дыхательное оборудование, газоанализаторы, средства связи, сертифицированную механическую лабораторию. Дежурство постов газовой безопасности осуществлялось круглосуточно. Персонал ВГСО был полностью обучен для ведения спасательных работ в период аварийных ситуаций. Производственный же персонал, начиная с 1992 года, начал обеспечиваться ПДУ-3 (портативное дыхательное устройство), которые должны были заменить ранее использовавшиеся, довольно-таки громоздкие изолирующие противогазы ИП-4.
  ПДУ-3. Или Red Pack (красный пакет), как прозвали его пришедшие позже американцы за красно-оранжевый цвет корпуса этого прибора. Аналогичный по принципу действия изолирующий противогаз, что и ИП-4, но практически в 4 раза легче и удобнее в ношении. Российского производства (г.Тамбов), очень надежное, компактное средство защиты органов дыхания (СИЗОД) от сероводорода. Широко использовался на подводных лодках советского, а затем и российского военно- морского флота. К сожалению, с приходом корпорации Сhevron на Тенгиз, был снят с использования и долгое время производственный персонал не имел персональных СИЗОД.
  Ожидали президента на вертолетной площадке, которая находилась в то время напротив нынешней Базы бурения, через дорогу. Было ветренно, ждали долго. Наконец появились три белых вертолета МИ-8, которые пролетели мимо нас в сторону завода и было видно, как они совершали облет производственной территории. Мы же стояли и гадали, в каком из них находится президент. И вдруг появился четвертый вертолет, который сразу же приземлился на вертолетной площадке и мы увидели Назарбаева. Он шел в легком светлом плаще в сопровождении охраны и областного начальства. Им подогнали три новеньких красных "Икаруса", они сели в первый и все ждали, когда приземлятся остальные вертолеты и гости разойдутся по автобусам.
  Когда я поднялся в первый автобус для инструктажа, я сразу же столкнулся с молодым охранником, который, увидев меня в форме газоспасателя, улыбнулся и любезно протянув руку, пригласил войти в салон. На первом сидении, слева от входа, сидел президент с премьером C.Терещенко. Я представился, Нурсултан Абишевич протянул мне руку и мы поздоровались.
  - Позвольте мне кратко проинструктировать Вас о правилах газовой безопасности при следовании по территории промысла, - начал я бодро свое выступление в автобусе. Все улыбались и молча слушали. Но когда я начал рассказывать о правилах пользования ПДУ-3, которых в автобусе мы разложили на верхних полках не менее ста, все оживились. Дело в том, что я не только рассказывал о ПДУ, но и практически всем начал показывать на себе, как им правильно воспользоваться.
  Все сидевшие сзади в автобусе, взяв в руки эти ПДУ, сгрудились в проходе, чтобы увидеть, как я, сорвав пломбу и разорвав металлическую крепежную ленточку, сбросил верхнюю крышку корпуса ПДУ, одел маску и, включив пусковое устройство, начал дышать, пытаясь показать, что чувствую себя комфортно. Послышались аплодисменты и вопросы.
  - Вы будете нас сопровождать ? Сколько таких ПДУ у нас в автобусе ? А имеются ли такие ПДУ в других автобусах ? А достаточно ли их на Тенгизе ? А чем мы дышим, воздухом или кислородом ?
  Чувствовалось, что гостей этот прибор заинтересовал. Пришлось ответить на все интересующие людей вопросы. В заключение я поблагодарил всех за понимание, пожелал счастливого, безопасного пути и вышел из автобуса.
  - Молодец, - обрадованно встретил меня Кабдолов, - я все слышал. Давай сопровождай их в своей машине, а я поехал на завод, подготовлю там встречу.
  Мы посетили на промысле скважину Љ1, 15-ю замерную, где автобусы стояли долго. Президенту объясняли технологические тонкости нефтедобычи. Затем поехали на завод, где с громким рапортом президента встретил, буквально вбивая сапоги в асфальт, командир воинской части внутренних войск , которая в то время охраняла завод. Зрелище было, надо сказать, впечатляющее. Высокий, стройный подполковник, в парадной форме, с приложенной рукой к козырьку фуражки, четко, как рубил, рапортовал о том, что во вверенной ему части и на заводе происшествий нет. Президент был доволен.
  Побыв на заводе около часа, Назарбаев улетел в Гурьев. Нам же, газоспасателям, пришлось еще долго выслушивать упреки нач-ка отдела ТБ завода В.Бочкарева о том, что мы не вернули ему ПДУ-3. Дело в том, что для укомплектования автобусов этими приборами, нам пришлось попросить их на время у завода, который имел приличный запас этих СИЗОД на складах. И после того, как гости покинули автобусы и улетели, эти, на тот период пока еще редкие ПДУ-3, растащили все, кому не лень было это сделать. Времена были пока еще очень даже неспокойные.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"