Магид Михаил : другие произведения.

Израиль и Левые

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Артем Кирпиченок
  
  
  
  Политические взгляды организаций,упомянутых в тексте я не разделяю, за исключением критического отношения к сионизму. Но с точки зрения анализма ситуации на Ближнем Востоке и отношениями между сионизмом и левыми.
  
  
  Ноябрь 1967 года. Прошло всего лишь несколько месяцев после окончания шестидневной войны. Израильтяне всё ещё находятся в эйфории после военного триумфа своей военной машины. Арабский мир всё ещё не оправился от шока после постигшей его катастрофы. Между тем в Европе в сотнях километров от Ближнего Востока назревают новые драматические события. Французские студенты недовольные архаичными порядками, царившими в системе французского высшего образования, начинают устраивать акции протеста, призывая к реформе высшей школы. Манифестации студентов продолжаются всю зиму 1967-1968 годов, причём студенты всё чаще выступают и с политическими лозунгами, протестуя против войны во Вьетнаме и режима генерала де Голля. В мае 1968 года администрация Сорбонского университета дабы обуздать "зарвавшихся" студентов решила впустить на территорию кампуса полицию.
  
  
  Последствия этого шага хорошо известны. В течение нескольких дней студенческий бунт поставил четвёртую республику на грань краха. Возмущенные жестокостями полиции рабочие объявили всеобщую забастовку и стали захватывать предприятия, а кое-где и создавать параллельные органы власти. Богачи бежали из страны. Де Голль отправился в штаб франко-германских войск на востоке страны, готовясь, по-видимому, к походу на Париж. Через месяц ситуация стабилизировалась, но события во Франции имели далеко идущие последствия. В течение последующих лет студенческие беспорядки и выступления рабочих сотрясали Западный мир от Скандинавии до Турции. По Соединённым Штатам прокатилась волна восстаний в индейских резервациях и негритянских гетто. Общеевропейское движение затронуло даже Восточный блок: в Чехословакии потерпела неудачу Пражская весна, а многие эмигранты из ГДР, приняв активное участие в западногерманском студенческом движении, позже присоединились к террористическим группировкам. Последним аккордом тех событий стала революция гвоздик в Португалии в 1974 году, положившая конец диктатуре Сальзара.
  
  
  Сегодня уже мало у кого вызывает сомнения тот факт, что "Красный Май" 1968 года
  оказал огромное влияние на Западный мир. Социальная революция в последний (?) раз застучала в сердце европейской цивилизации. События того времени стали переломными и для отношений между Израилем и мировым левым движением. Именно тогда подошел к концу роман между левыми, ведущими свою родословную от Маркса, Ленина, Троцкого, Бакунина, и сионизмом. Именно тогда, в конце 60-х начале 70-х годов прошлого века, подавляющее большинство левых организаций во всем мире определились со своей антиизраильской позицией, на которой они остаются до сего дня.
  
  
  У конфликта между марксизмом и сионизмом давние корни. С начала 20-века ведущие марксистские теоретики последовательно обрушивались с критикой на сионистское движение не только как на реакционный национализм, отвлекающий еврейских трудящихся от классовой борьбы, но и как на рецидив колониализма и опасную авантюру. Плеханов высмеивал сионизм, отмечая, что еврейского государство защитит евреев других стран от антисемитизма с тем же успехом, что и Либерия (другой аналогичный сионистскому, проект) защищает американских негров от суда Линча.. (1) Карл Каутский, ведущий теоретик Второго Интернационала, в своей книге "Являются ли евреи расой?", вышедшей незадолго до начала Первой мировой войны, писал, что перед лицом торжествующего восточно-европейского антисемитизма у рабочих-евреев есть два пути: солидарность с трудящимися других национальностей или еврейская солидарность. (2) Каутский наглядно продемонстрировал связь и взаимозависимость между антисемитизмом и сионизмом и поднял на смех претензии сионистов на создание какой-либо приемлемой экономической базы для поселения в аграрной и бедной ресурсами Палестине. (3) Правда дальнейшие успехи еврейского ишува заставили его пересмотреть свою позицию. Во втором издании своей книги, увидевшей свет в 20-х годах, Каутский был вынужден признать экономические успехи сионистов, но лишь для того, чтобы выдвинуть новые аргументы против сионистского проекта.
  
  
  По мнению Каутского в Палестине должно было произойти неминуемое столкновение еврейского и арабского национализма, исходом которого могла быть только гибель еврейской колонии. Каутский писал: "Спору нет, что конечная победа будет за арабами; единственный вопрос это - будет ли победа достигнута мирными методами путём вынуждения [евреев] к уступкам, или в течение жестокой партизанской войны и кровавых восстаний". В результате арабской победы еврейские бедняки будут вынуждены заплатить кровью за преступления своих лидеров, а верхушка найдёт спасения в бегстве. (4) Каутский также подчеркнул зависимость палестинского ишува от империализма (в ту пору британского), подчёркивая, что как только поддержка евреев извне ослабнет, дни их поселения в Палестине будут сочтены. Для Каутского сионизм был аномалией, противоречащей естественному ходу истории (к мировой пролетарской революции), и поэтому в его глазах сионизм был обречен на крах. (5)
  
  
  Насколько мне известно, эту позицию сам Каутский не подвергал ревизии, но его ученики из числа лидеров Второго Интернационала не отличались столь радикально антисионистскими взглядами. Правые социал-демократы Эдуард Бернштейн и Леон Блюм уже в 1914 году нашли добрые слова для сионистской рабочей партии "Поалей-Циона". Начиная с 1917 года, сионисты стали "persona grata" для всех социал-демократических организаций Второго Интернационала. В Англии, в 20-х годах, даже был основан про-сионистский комитет "За Рабочую Палестину", в котором участвовали такие ведущие деятели лейбористской партии как Рамзей Макдональд. (6)
  
  
  Гораздо более жестко и последовательно против сионизма выступали главные оппоненты Каутского в марксистском лагере - русские большевики. Резолюция Второго конгресса Коминтерна по национальному и колониальному вопросу, принятая в 1920 году, звучала как приговор: "Ярким примером практикуемого обмана трудящихся классов угнетенных наций соединенными усилиями империализма Антанты и буржуазии этих наций является предлагаемая сионистами палестинская авантюра (и сионизм в целом, который, претендуя на создание еврейского государства в Палестине, фактически отводя арабское рабочее население в Палестине, где еврейские рабочие составляют лишь небольшое меньшинство, роль эксплуатируемых Англией)". Годом позже окончились крахом долгие переговоры о приёме в Коминтерн левой сионисткой партии Поалей-Цион. Советская Республика также не признала британский мандат на Палестину и выразила крайне отрицательное отношение к "Декларации Бальфура", не без оснований пологая, что этот документ призван привлечь евреев России на строну британского империализма. (7)
  
  
  Антисионизм оставался общей чертой коммунистических партий, вплоть до Второй Мировой Войны. Неоднократные кризисы и расколы в левом радикальном движении ничего в этом отношении не меняли. Троцкий, пришедший к еврейскому вопросу перед лицом угрозы нацистского антисемитизма, развенчал миф о СССР как об оплоте для евреев, но и Палестину он именовал не иначе как кровавой западнёй для еврейства . (8) Советские пропагандисты 30-х годов восхваляли арабское восстание 1936 года как антиимпериалистическое выступление масс и замечали, что если евреи и ищут где - то убежище, то почему бы им не направиться в Биробиджан? Общей чертой для всех довоенных марксистских критиков сионизма было принципиальное неверие в возможности реализации проекта еврейского государства хотя бы в минимальной степени. Ещё в 1944 году бельгийский троцкист Аврам Леон, получившей известность в левых кругах благодаря своей работе "Марксизм и еврейский вопрос", категорически отверг возможность создания еврейского государства. (9) Но будущее опровергло эти прогнозы.
  
  
   После войны
  
  
  Решение Сталина поддержать раздел Палестины до сих пор является одной из загадок истории. Пойдя на этот шаг, вождь народов не только выступил против многолетней антисионистской традиции в марксизме, но и легетимировал сионизм в глазах мирового коммунистического движения, прикрыв его своим авторитетом. Он пошел на это вопреки рекомендациям дипломатов и экспертов, вопреки обращениям и протестам палестинских и ближневосточных коммунистов. Приказ внести изменения в текст выступления Громыко получил буквально за пару дней до своего появления на трибуне ООН. Первоначально советский представитель должен был призвать к созданию в Палестине двунационального демократического государства. И лишь инструкции Молотова и Сталина, полученные в последний момент, вынудили Громыко внести изменения в текст доклада. (10) Для коммунистов Палестины и арабских стран этот шаг стал страшным шоком, своего рода ближневосточным пактом Рибентроп-Молотов, союзом с сатаной. Один из лидеров палестинских коммунистов, Меир Вильнер, даже осмелился выразить свои возражения по поводу такого шага, заявив, что "сионизм реакционен по своей природе и ни при каком условии, и ни на какой промежуток времени он не изменит свой характер". Рядовые партийцы находились в полном замешательстве. Многие верили, что речь Громыко это тактический манёвр. Коммунисты арабских стран оказались в ещё более тяжелом положении. 29 ноября 1949 года офисы компартии в Дамаске были разгромлены толпой. Три коммуниста были убиты, а партия оказалась под запретом. Лидеры коммунистов Ирака были арестованы и казнены властями как "сионистские заговорщики". (11)
  
  
  После знаменитого выступления Громыко на генеральной Ассамблеи ООН в мае 1947 года отношения между советским "коммунизмом" и сионизмом значительно потеплели. Некоторые исследователи полагают, что роман между СССР и Израилем закончился в 1949-1953 годах в связи с антисемитской компанией против "безродных космополитов" и "делом врачей". Это утверждение далеко от действительности. Если следовать подобной логике, то отношениям между Израилем и США должен был прийти конец в 1948 году, когда Америка была охвачена антисемитской историей в связи с "атомным шпионажем" и делом супругов Розенберг. Между тем известно, что СССР и Израиль восстановили отношения сразу же после смерти Сталина, и более того, СССР стал первой державой, признавшей де-факто Иерусалим столицей государства Израиль. Именно в Иерусалиме советский посол вручал свои верительные грамоты. В последующие году между двумя странами быстро развивались экономические связи. Так с 1954 по 1956 год СССР поставлял в Израиль 30-40% нефти, потребляемой этой страной, и лишь Суэцкая война 1956 года и новая активная арабская политика СССР привели к очередному охлаждению между двумя странами. (12)
  
  
  Сам факт создания государства Израиль нанёс в глазах многих существенный удар по авторитету марксистских критиков сионизма. Сионизм оказался не утопией, Советский Союз поддержал Израиль, так может быть сионизм не так и плох? В начале 1954 года Исаак Дойчер, известный польско-английский историк и литературный критик, посетил Израиль в качестве корреспондента журнала "Репортер" (The Reporter).Свои впечатления от этой поездки Дойчер обобщил в статье под названием "Израильский духовный климат" (Israel s Spiritual Climate ). Общий тон статьи был весьма дружелюбен по отношению к молодому государству. Дойчер был восхищен утопическим социализмом кибуцев и демократическим централизмом Гистадрута, высоким культурным уровнем израильтян и популярностью левых идей в израильском обществе. Но главным его аргументом в пользу Израиля был Холокост: "Если вместо агитации против сионизма в 20-е и 30-е годы я бы уговаривал евреев ехать в Палестину, я может быть помог спасти жизни некоторых из них уничтоженных позднее в гитлеровских газовых камерах". (13) Холокст сделал Израиль исторической необходимостью и жизненной реальностью. Дойчер даже оправдывает действия израильтян по отношению к арабам, указывая на особые исторические обстоятельства, в которых оказалась еврейская община после второй мировой войны. (14) Четыре года спустя, Дойчер посвятил Израилю другую заметку "Десять лет Израилю", где он опять настаивал на том, что основание Израиля было необходимостью, но выражал опасение за дальнейшую судьбу этой страны. (15)
  
  
   В весьма благожелательном для Израиля духе высказывались и другие видные левые интеллектуалы 50-х Мартин Лютер Кинг, Герберт Маркузе, Жань-Поль Сартар, Франсуа Фанон. Произраильская позиция последнего особенно примечательна, поскольку Фанон оказал большое влияние на национально-освободительное движение 50-60-х годов. Будучи уроженцем Мадагаскара он долгое время жил в Египте и принимал участие в борьбе за освобождение Алжира. Идея о том, что евреи это жертвы и угнетённые, к тому же придерживающиеся левых взглядов, приводило к высшей степени терпимому отношению даже к самым преступным действиям правительства Израиля. (16) В 1953 году после резни в иорданской деревни Кабия, когда были убиты 69 палестинцев, в большинстве своём женщин и детей, Бен-Гурион заявил, что это дело рук нескольких отчаявшихся бывших узников нацистских концлагерей и восточных евреев. Для многих левых подобного объяснения было вполне достаточно. Лишь много позже выяснилось, что Бен-Гурион утаил правду, и это убийство было не актом мести "отчаявшихся узников концлагерей", а карательной акцией тщательно спланированной и выполненной израильским спецназом, так называемой частью 101 . (17)
  
  
  Следует также отметить, что 50-годы стали временем триумфа европейских социал-демократических партий, поддерживавших тесные контакты с израильской правящей партией МАПАЙ. Уже в то время руководство социал-демократических партий стало отходить от марксизма, даже в умеренной трактовке Каутского и Бернштейна и идеологические заветы классиков не могли помешать тесной дружбе. За идеологической дружбой между Ги Молетом и Бен-Гурионом следовал и политический союз, подобно франко-израильскому альянсу на стыке 50-х - 60-х годов. (18)
  
  В целом, по мнению многих левых, израильский режим был не хуже монархических и проамериканских режимов в соседних арабских странах. А если вспомнить о МАПАМе,- МАПАЙе, Гистадруте и кибуцах, то Израиль, очевидно, выигрывал в глазах левых по сравнению с его ближневосточными соседями.
  
  
  Разрыв
  
  
  В 1967 году Израиль одержал убедительную военную победу над своими арабскими соседями. Вслед за этим событием Жан-Поль Сартар призвал к солидарности с Израилем. По результатам дебатов, проведенных в одном из австралийских университетов, 399 человек поддержали Израиль, 200 воздержались, 81 высказались в пользу арабов. В городах Запада прошли демонстрации против арабской реакции. (19) Через два года картина радикально изменилась. Так в Австралии в 1969 году возникает Арабско-Австралийская студенческая ассоциация, позднее Палестино-Арабская комиссия солидарности. Левые журналы подобно немецкому "Конкрету" или австралийскому "Сюрваволу" стали печатать статьи по палестинской проблеме. (20) Около израильских посольств проходят акции протеста, которые скоро станут для израильских дипломатов обычным зрелищем. На очереди активное участие иностранных левых в действиях палестинских организаций, в том числе и террористических акциях. Жан-Поль Сартар полностью оправдал палестинский террор. Как это произошло?
  
  
   Возможно, в какой - то степени Израилю просто не повезло. Российский публицист Александр Колпакиди отмечал, что достаточно продолжительная и относительно успешная партизанская война в Перу, Колумбии и Венесуэле не вызвала столько откликов, сколько вызвал короткий и катастрофический поход Эрнесто Че Гевары в Боливии в 1968 году. Но с другой стороны, можно сказать, что израильское невезенье было закономерным. (21)
  
  
  В 1965 году в Иерусалиме была основана Организация Освобождения Палестины под руководством Ахмеда Шукейри. Эта была первая палестинская организация, в которую входили и левые силы. До этого момента палестинцы либо не были организованы, либо их политические организации отождествлялись в глазах левых с крайней реакцией - британским империализмом, если даже не с германским нацизмом (группа бывшего Иерусалимского муфтия Хадж Амина Хусейни). Усиление ООП, а тем более возникновение Народного Фронта Освобождения Палестины, использовавшего марксистскую терминологию. дало палестинцем представительство способное претендовать на симпатию в глазах левых. Среди левых радикалов создаётся новый образ палестинца "антиимпериалистического, прогрессивного, революционного федаина сражающегося против милитаристского, шовинистического, поддерживаемого ЦРУ Израиля" . (22)
  
  
  Палестинское национальное движение получило известность в удачный для себя момент. Симпатии к национально-освободительным движениям, романтическим повстанцам, сражающимся против империализма в джунглях, стали важной составной частью леворадикального движения 60-х-70-х годов. Дошло до того, что европейские и американские левые террористы провозглашали себя авангардом борющихся сил третьего мира. Правда, неизвестно, что об этом думали сами афро-азиатские повстанцы... Как бы то ни было, ООП и НФОП идеально подходили к требованиям, предъявляемым западными левыми - они были партизанскими движениями, аналогичными Алжирскому Фронту национального Освобождения или Вьетконгу, сражающимися против поддерживаемого Америкой Израиля.
  
  
  Особое место среди военных конфликтов того времени без сомнения занимала вьетнамская война, продолжавшаяся уже почти 20 лет (включая и её французский этап). Социальные конфликты, порождённые этой локальной компанией, ставят её в один ряд с великими войнами прошлого Первой и Второй Мировой войной. Серьезной проблемой для израильтян стало отождествление между войной во Вьетнаме и ситуацией в Палестине. Вот что писали французские левые издания в те дни: "...Кризис на Ближнем Востоке и Американская интервенция во Вьетнаме взаимосвязаны. Это нельзя отрицать. Единственная разница заключается в том, что если во Вьетнаме американцы действуют напрямую, то на Ближнем Востоке они используют израильский правящий класс чтобы бороться против арабских правительств, которые к недовольству американцев желают контролировать свою нефть". (23)
  
  
  Не способствовало росту симпатий к Израилю и заявление, сделанное Голдой Мэирсон в 1969 году, о безоговорочной поддержке политики Никсона во Вьетнаме. (24)
  
  
  С ростом симпатий к освободительной борьбе стран третьего мира на Западе наблюдается и рост интереса к маоизму. Как известно, доктрина Мао уделяла особое внимание партизанской войне и прогрессивному национализму угнетённых стран. Ещё больший интерес вызвала начавшаяся в том же 1968 году культурная революция, воспринятая многими как антибюрократическое восстание молодёжи под предводительством великого вождя. Маоистские партии возникают и в негритянских гетто Америки, и в городах Германии. Рост влияния маоизма был против израильских интересов. Мао Дзе Дун в отличие от СССР никогда не признавал Израиль и последовательно оказывал всяческую помощь врагам сионистского государства. А позиция Мао тогда значила очень много. 4 января 1969 года издание американских "Черных Пантер" публикует передовицу под характерным для тех дней названием: "Палестинские партизаны против израильских свиней". (25)
  
  
  Отвернулся от Израиля и Советский Союз. Сразу же после Шестидневной войны советско-израильские отношения были прерваны, а неоднократные попытки руководства СССР наладить связь между двумя странами, предпринятые в дальнейшем, стали строжайшей государственной тайной. Нельзя сказать, что идеологические директивы, рассылаемые товарищем Сусловым, пользовались непререкаемым авторитетом среди левых Запада, а одного движения бровей "дорогого Леонида Ильича" было достаточно, чтобы вывести на улицы Берлина и Парижа толпы озверевших пацифистов. Напротив, после вторжения в Чехословакию, даже еврокомпартии дистанцировались от Кремля. Однако, позиция Москвы всегда учитывалась и имела влияние на определённую часть левых и коммунистических активистов. (26)
  
  
  Кроме Мао и Брежнева у Израиля были и другие беспощадные, а главное хорошо осведомленные критики - израильские эмигранты. После войны 1967 года немалое число израильских левых, стоявших на более радикальных позициях, чем коммунистическая партия покинули Израиль. Эта эмиграция была вызвана различными причинами. Некоторые уезжали, не выдержав травли в газетах и преследований типа увольнений с работы и избиений на улицах. Другие считали, что лучший способ борьбы с сионизмом --это голосование против него ногами. Многие левые эмигранты, приехавшие в Израиль после шестидневной войны, оказались настолько разочарованы увиденным, что вскоре в гневе покинули страну. Со временем в Европе и Америке образовалась значительная колония израильских политических эмигрантов, создавших свою организацию Израильский Революционный Комитет Действия за Границей или ISRACA. (27)
  
  
  Плечом к плечу с ними действовали арабские студенческие организации. Палестинцы, лишенные возможности получать образования в Израиле, устремились в университеты Европы и Америки. В Америке была основана Organization of Arab Students ("Организация Арабских Студентов"). В Западной Германии существовало несколько организаций: "Generalunion Palastinensisher Studenten" (Генеральный Союз Палестинских Студентов"), "Arabische Studentenvereingung" ("Арабское Студенческое Объединение"), "Vereingung irakischer Studenten" ("Объединение Иракских Студентов"). Аналогичные студенческие союзы существовали во Франции, Англии, Бельгии, Австралии. Все они деятельно занимались антиизраильской пропагандой, которая распространялась в раскалённой атмосфере кампусов как пожар в сухом лесу. (28)
  
  
  Эмигранты активно распространяли информацию о положении палестинцев, истории арабо-израильского конфликта, связях между Израилем и западным империализмом. Это были безжалостные, а главное авторитетные и хорошо осведомлённые критики. Во многих странах именно израильские эмигранты давали толчок движению солидарности с палестинцами. Так в Австралии активно распространяли антиизраильскую пропаганду эмигранты Бен Мерхав и Сол Салби вместе с палестинцем Саидом Бахуром, в США активно выступал с антисионистскими лекциями Арье Бубер, в Бельгии действовал мацпеновец Натан Вайншток. Израильские эмигранты неоднократно участвовали в совместных выступлениях с членами ООП, а Илан Халеви стал первым израильтянином членом ООП. (29)
  
  
  В довершение всего Израиль оказался серьезно дискредитирован не только своими оппонентами, но и новыми друзьями Сиона из числа право-консервативных кругов, поспешившими выразить свои симпатии победоносной державе. Среди последних оказались весьма одиозные личности, подобно бывшим членам ОАС: крайне правые антисемиты такие как Тиксер-Вигнакур или даже бывший "комиссар по делам евреев" в правительстве Виши Хавьер Валлат. В Германии главным другом Израиля и "почётным гражданином объединенного Иерусалима" стал консервативный националист Алекс Шпрингер, газетный магнат, чьё имя действовало на леворадикальных студентов как красная тряпка на быка. Израильское правительство не сделало ничего, чтобы откреститься от подобных "друзей", что укрепило левых в убеждении, что яблоко от яблони недалеко падает, и сионизм вполне можно поставить в один ряд, если не с фашизмом, то с империализмом и колониализмом. (30)
  
  
  Вопреки популярному мифу, израильская пропагандистская машина всегда демонстрировала высокую эффективность в борьбе за умы и души. Антиизраильские тенденции среди западных левых вызвали серьезную озабоченность властей Израиля. С конца 60-х годов государство финансирует издание книг, памфлетов и брошюр, предназначенных специально для левой аудитории заграницей. В этой компании приняли участие такие видные леволиберальные публицисты как Алеф-Бет Ихошуа, Амос Оз, Ури Авнери, Шломо Авинери и другие. Эти и другие, менее известные пропагандисты, стремятся доказать, что Израиль это социалистическое бесклассовое общество, вовлеченное в противостояние с советским империализмом. Находившийся под влиянием этих пропагандистских штампов немецкий новеллист и критик Рудольф Кремер-Бадонни даже писал, что Израиль = это сочетание "анархо-синдикалистских институтов которые сосуществуют с кооперативными и государственно-социалистическими предприятиями". Про-израильские авторы подчёркивали реакционность палестинского движения, опирающегося на традиционные, консервативные институты арабского общества, отмечали исключительно оборонительных характер действий израильской армии. (31) Как пример для подражания, приводились про-сионистские левые организации типа "Организации Марксистко-Ленинских-Сионистких Студентов", якобы действующеего в Бельгии. (32)
  
  
  Несмотря на все усилия, израильская пропаганда проиграла этот бой. Тому есть две причины. Во - первых израильские источники были дискредитированы неоднократными разоблачениями недостоверной информации предоставляемой израильскими официальными структурами. Ещё в начале 50-х годов Моше Шарет отмечал по поводу израильских опровержений обвинений, выдвигаемых против Иерусалима прессой и международными гуманитарными организациями, что "не один человек в мире, кроме евреев" не верит этим опровержениям . (33) В конце 60-х объяснениям израильских пропагандистов уже не верили и многие евреи. Слишком много скандалов, вызвавших острую реакцию западных интеллектуалов, произошло в конце 60-х: будь то арест палестинского студента Халила Туама или арест поэта Махмуда Дарвише, за то, что он без разрешения покинул зону военной администрации, для того чтобы выступить со своими стихами в Иерусалимском университете.
  
  
  Конец романа между коммунизмом и сионизмом не был безболезненным для многих левых. Людям приходилось выбирать между старыми симпатиями, иллюзиями, друзьями и беспощадными фактами. Эмоции заглушали логику. Вот что писал один из возмущенных читателей французской газеты "Юманите": "От имени кого вы поддерживаете арабов против евреев Израиля? Почти все евреи мира пострадали достаточно в результате гитлеровского расизма... Они тоже имеют право на жизнь! Почему вы поддерживаете врагов их страны?" (34)
  
  
  На эти письма не менее эмоционально отвечали еврейские левые интеллектуалы типа Максима Робинсона. "Лично я верю, что сионизм является величайшим несчастьем современной еврейской истории, за исключением разумеется, нацистских преследований". (35)
  
  
  Разумеется, нет правила без исключения. И сегодня есть крошечные группы анархистов, троцкистов, маоистов, выступающих против любой критики по адресу Израиля и бичующих арабский империализм. Но не они, а традиция конца шестидесятых определяет сегодня повестку дня на левой улице. И вряд ли господствующая сегодня антиизраильская тенденция претерпит существенные изменения. Война в Ливане, тесная дружба между Израилем и США, Интифада, война в Ираке (вызвавшая параллели с палестинской проблемой) раз за разом пробуждали сильные антиизраильские эмоции и усиливала аргументы израильских оппонентов, и перемирия на этом современном идеологическом поле битвы по-видимому не предвидится.
  
  Артём Кирпичёнок
  
  
  
  Об авторе:
  
  Кирпичёнок Артём Иванович (род. 1975, Ленинград), В 2003 году защитил докторскую диссертацию в Иерусалимском университете на кафедре славистики. С 2004 года преподаватель Иерусалимского университета.
  
  Библиография:
  
  1. Nedava J Trotsky and the Jew, Philadelphia, 1972, p. 194.
  
  2. Kautsky K Are the Jews a Race?, New York, 1926, p.180.
  
  3. Ibid., p.182-192.
  
  4. Ibid., p.212.
  
  5. Ibid., p.207, 211.
  
  6. Wistrich R. S. Marxism and Jewish Nationalism; the Theoretical Roots of Confrontation" in The Left against Zion, Vallentine, 1979, pp. 11-12.
  
  7. Кесслер М. "Октябрьская революция и еврейское рабочие движение в Восточной Европе", Альтернативы, Љ6, 1996, стр. 160-174. О целях принятия "Декларации Бальфура" Ллойд Джородж писал следующие: "Русские евреи стали главными агентами германской пацифисткой пропаганды в России; к 1917 году русские евреи сделали многое в подготовке общей дезинтеграции русского общества, позже определившегося как революция. Предполагалось, что если Великобритания заявит о поддержке сионистских амбиций в Палестине под её покровительством, это приведёт русских евреев к делу Антанты." Harom R. The Bolsheviks and Balfour Declaration, in The Left against Zion, Vallentine, 1979, pp. 16-17.
  
  8. Trotsky L. Thermidor and Anti-Semitism, from http://www.marxists.org/archive/trotsky/works/1938/1938-th.htm.
  
  9. Leon A The Jewish Question. A Marxist Interpretation, New-York, 1970, p.244-258.
  
  10. Советско-Израильские отношения, Т.1, Кн.1, Москва, 2000, стр. 195-200, 211-216.
  
  11. Dothan S., Reds. The Communist Party in Palestine, Cfar-Saba, 1991, p. 494-495. Laqueur W. Z. Communism and Nationalism in the Middle East, London, 1956, p. 152, 191.
  
  12. Brad P. Soviet-Israeli Relations 1948-1956: from Courtship to Crisis, in The Left against Zion, Vallentine, 1979, p. 64.
  
  13. Deutscher I. The Non-Jewish Jew, New-York, 1968, p. 112.
  
  14. Ibid., p. 116.
  
  15. Ibid., p.119-125.
  
  16. Hendes P. The New Left, The Jews and The Vietnam War 1965-1972, Victoria, 1993, p.111.
  
  17. Morris B. Israel s Border War s 1949-1956: Arab Infiltration, Israeli Retaliation and the Countdown to the Suez War, Tel-Aviv, 2003, p. 267-274.
  
  18. Westwood J.N. The History of Middle East Wars, Hong-Kong, 1991, p 28-29.
  
  19. Hendes P. op.cit., p. 112.
  
  20. Ibid., p. 113, 119.
  
  21. Колпакиди А. Краткий курс истории RAF, http://mikeshuv.narod.ru/Istorija/raf.html
  
  22. Hendes P. op.cit., p.113.
  
  23. Bondy F, Communist Attitudes in France and Italy to the Six Day War, The New Left and the Jews, New-York, 1971, p 169-170.
  
  24. Chomsky N. "Israel and New Left" in The New Left and the Jews, New-York, 1971, p. 225-226.
  
  25. Lipset M "Socialism of fools , the Left, the Jews, and Israel" in The New Left and the Jews, New-York, 1971, p. 117-118. Forster A. American Radicals and Israel, in The New Left and the Jews, New-York, 1971, p. 222.
  
  26. Ibid.
  
  27. Yuval-Davis N. Matzpen The Israeli Socialist Organization, Jerusalem, 1977, p.82-83.
  
  28. Langguth G. Anti-Israel Extremism in West Germany, in in The New Left and the Jews, New-York, 1971, p. 253.
  
  29. Hendes P. op.cit., p. 114. Chomsky N. op.cit., p. 222-227. Yuval-Davis N. op.cit., p. 82-85.
  
  30. Bondy F. op.cit., pp. 168, 170. Langguth G. op.cit., 256.
  
  31. Avineri S. The New Left and Israel, Jerusalem, 1969, p. 5-8. Kreamer-Badoni R. Zionim and the New Left, in The New Left and the Jews, New-York, 1971, p. 229.
  
  32. Ibid., p. 10.
  
  33. Morris B. op.cit., p.187.
  
  34. Bondy F. op.cit., pp. 170-171.
  
  35. Ibid., pp. 178-179.
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"