Есть ли в Исламе основа для терроризма? Вот вопрос, требующий однозначного ответа!
Предисловие.
Вслушиваясь, выпуски новостей различных мировых "СМИ" все чаще и чаще приходится слышать шокирующие сознания нормальных людей сообщения о террористических актах в той или другой горячей точке мира. Зачастую эти терракты проходят в достаточной удаленности от этих конфликтных регионов, и более того, все чаще от этих террактов страдают не в чем не повинные люди, гражданское население; женщины, дети, старики.
От Палестины до Чечни беспрерывно потоками льется человеческая кровь, как будто человечество вновь вошло в период доисторических существ "хомо", пожиравших друг друга и приносивших своим богам - идолам человеческие жертвы. Не редко жертвоприношения из людей преподносят те из человеческих обществ, идеи которых казалось бы напрочь должны отвергать все языческие проявления. Для борьбы, с которыми тысячелетия назад явился в этот мир величайший из пророков, Пророк и Посланник Аллаха Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует). Что же происходит с его последователями современном мире, что они забыли его заветы? Или не правильно их понимают? А может, вовсе не они проливают эту кровь, принося на алтарь борьбы человеческие жизни, безвинных женщин и детей? Эта те вопросы на которые мы намерены ответить в нашей работе, ну а пока список трагических событий и их печальный итог, которые в последние годы потрясли мир.
Россия, 1999 год, начиная с города Буйнакск в Дагестане, Волгодонска, а затем и в самой Москве, столице Российской федерации прозвучали три страшных взрыва унесшие жизни сотен детей женщин и стариков. Три жилых здания в месте с людьми были превращены в руины в результате чудовищного терракта. Это пожалуй один из самых нашумевших террактов после которого начался скорбный список ужасов терроризма потрясший мир в конце 20 и начале 21 века.
Далее, чтобы читатели представили весь ужас террактов, мы приведем некоторый отрывок из воспоминаний пострадавших одного из подобных ужасных случаев, по человеческой боли и трагизму как близнецы братья напоминающих все подобные акты жестокости.
Первого Июля 2001 года, в терракте, произошедшем в Израиле возле тель-авивской дискотеки "Дельфинариум", погиб 21 человек, из них 19-подростки из СНГ. Более 100 детей были ранены. Ответственность за терракт была возложена на организацию фундаментолиского толка "Исламский Джихад". По следам этой трагедии была выпущена книга, в которую вошли страшные свидетельства об этом страшном терракте нацеленном именно на подростков. Приведем некоторые отрывки из этой книги:
Надя Деренштейн: "Когда произошел взрыв, я увидела с правой стороны розовую вспышку, услышала крик девчонок, на меня повалились тела - и это последнее, что я помню. Я, наверное, на какое-то время потеряла сознание. Очнулась на земле. Возле меня Вика, моя подружка, орет: "Где "скорая"? Больно, больно!"
Я вижу - у нее открытый перелом руки. А она меня спрашивает: что с моей рукой? Я ей говорю: перелом. Потом чувствую - у меня такая жгучая боль в ноге, и запах вонючий. Смотрю, - у меня на ноге две дырки и кусок мяса свисает".
Полина Харитонская: "Все закричали, я резко развернулась и увидела, как разлетаются в разные стороны люди, а на меня движется огромная взрывная волна вместе с огнем. В глазах все побелело, что - то сильно ударило в нос, а волосы, казалось, опалило. В те же секунды я почувствовала страшную боль в ноге. Я начала оглядываться, но ничего, кроме крови, не увидела. Отовсюду на меня брызгала теплая кровь.
....Мимо меня проносили окровавленные обнаженные тела, многие из них уже были мертвы. Пронесли девчонку, а у нее к ботинку чьи-то волосы приклеились. Прошла мимо девушка, а у нее вся левая половина лица и тело в крови. Отовсюду были слышны стоны и крики людей. А по земле текли потоки крови и валялись куски мяса и кожи".
Рита Абрамова: "Я открыла глаза уже на земле. Тогда я поняла, что жива, и стала оглядывать себя, чтобы понять, что со мной случилось. Я увидела свою руку, из которой все кости торчали наружу. Рука была вся порвана. Мои пальцы стали затекать, и я перестала их чувствовать. Одна моя нога была, как бы оторвана. Я хотела встать, но не могла, и тогда я стала тянуть руку, чтобы меня кто-нибудь вытащил... Я видела руки и ноги людей. Одна девочка лежала рядом со мной, у нее было окровавлено лицо, и голова была, как бы подвешена на шее, как будто бы у нее шея разорвалась. Она вся была в крови, я все это очень хорошо помню".
Игорь Шапартов, отец тяжелораненой Алены: "в семь часов утра закончились операции, и детей начали вывозить из операционных. Моя жена, ее родная мать, ее не узнала. А я Аленку узнал. Она была вся опухшая. Она не дышала сама, была подключена к аппаратам. Там была, Юля - она хоть дышала сама, но наутро все равно умерла. Из всех деток, которые были очень тяжелые, осталась одна она. Остальные умерли. У нас есть знакомый израильтянин, он спросил у врачей - они сказали об Аленке, что "эта девочка безнадежна, она не будет жить"...
Катя Пелина: "Когда я увидела, что мои ноги не двигаются, то сразу попросила врачей: если они собираются ампутировать ноги, пусть лучше меня сразу убьют".
Фаина Дорфман: "...Женя была в коме. Ей в голову попал болт и разрушил мозг. Потом его мне отдали. И врачи сказали - не мне, но я слышала, -- что в течении двадцати четырех часов она должна умереть... Она была совершенно как живая. Я помню, что я даже не поцеловала ее. Я не могла ее поцеловать. Я только увидела на компьютере: пульс - 0".
Марина Березовская: "...В морге нас опять стали спрашивать о приметах. Нам сказали, что привезли уже пятнадцать человек, и теперь надо ждать. Мы сидели и ждали. А потом родители начали вызывать на опознания. Я видел, как они выходили. Рядом была семья, я запомнила маму. Они пошли опознавать. После у нее отнялись ноги...
На моих глазах мама Катрин Кастаньяда сошла с ума. Она выла, как волчица...
И мы втроем зашли в такой небольшой холл, и я сразу увидела дверь с небольшим окошком. Я подошла к окошку первой. Там была Ляля, я ее сразу узнала. Я не видела всю Лялю. Только лицо и клетчатое одеяло.
Лицо не было изуродовано. Только маленькая царапинка на лбу над бровью. Но цвет лица не был цветом лица человека, который умер своей смертью. Он был йодов - желтый. И волосы были опалены. Я провел, рукой по телу - там был плотно упакованный целлофан. Я увидела ее родинку, Лялины глаза без жизни. Я их не закрыла. Я так мучаюсь тем, что не закрыла ей глаза! Я ее поцеловала. У нее во рту был волосок, я его вытащила. Сказала: "Прости, я скоро к тебе приду". На этом все закончилось, вся надежда".
Бронислава Осадчая: "Долго мне побыть с моим ребенком не дали, буквально две-три минуты. Я не падала в обморок, не устраивала истерик, не билась головой о стенку... Если бы у меня в самой глубине души не было надежды на встречу в будущем, я бы не жила уже. Но я знаю, что самоубийство - это смертный грех. И если все-таки есть что-то такое, если я что-то себе сделаю, - мы никогда не встретимся. Даже на том свете. Вот почему я до сих пор живу".
Ольга тагильцева: "Я не верю в Бога, но вдруг, ни с того ни с сего, на машуткиных фотографиях появляется кокой-то ореол. У меня есть медальон, и мы с Сашей вставили туда Машуткину фотографию. Была чистенькая фотография. А на второй день вдруг появился такой ореол вокруг головки. Как ангелок. Я просто опешила. Я вижу это и начинаю, в самом деле, в некоторые вещи верить".
Раиса Непомнящяя: " Я не понимаю, почему Он забрал лучших? Но я в последнее время стала замечать, что на фотографии на кладбище, на памятнике Ирочке, над ее головой, над волосами, как бы ореол, как светящийся нимб. Я не поверила, если бы не увидела это своими глазами".
Аня Синичкина: "...А мы, наверное, остались живы потому, что еще что-то нужно сделать на Земле, и по этому мы живем. Не знаю, может быть, там лучше. Я вообще думаю, что Ад-это здесь, а Рай - это там".
Катя Пелина: "Когда я пришла в себя в реанимации и открыла глаза, то увидела такую картину: передо мной лежит подключенная к всевозможным аппаратам девочка, рядом с ней сидит мама в инвалидной коляске, держит ее за руку и плачет про себя, потому что слез уже нет. А с другой стороны кровати сидит женщина и читает Тору. Мне стало так больно! И я тоже начала молиться за эту девочку. А она все равно умерла".
Марк Рудин: "Через две недели после смерти Симоны ко мне приехали два араба. С одним я работал первые полгода в Израиле. Симонка была еще маленькая, я приходил с ней на завод, и она ему очень понравилась. И вот спустя столько лет он нашел меня, и, когда я открыл ему дверь, он плакал. Он сказал : "Прости меня за мой народ".(газ. "Московские Новости", ст. "Дельфинариум": Джихад против детей". 4 -10 июня 2002 г. N 21 стр. 14.).
Более ужасающий по своему масштабу и по шоку произведенному на все человечество стала трагедия 11 сентября 2001 года потрясшая Соединенные штаты Америки. Под яростной атакой смертников "Камикадзе" две башни близнеца, по 100 и более этажей каждая подверглись атаке террористов. В одночасье символ благосостояния Америки всемирный торговый центр стал, грудой развалин погребя под собой близлежащие кварталы и несколько тысяч служащих и простых граждан Нью-Йорка. Число жертв этого терракта ужасает. В воздухе погибло 266 человек - это пассажиры угнанных авиалайнеров и их экипажи. Из них 8 пилотов, 25 стюардесс, 233 пассажира. На другом объекте подвергнутому атаке этим же днем пентагоне погребено под обломками 188 военнослужащих и вольнонаемных. Из завала небоскребов в Нью-Йорке только в первое время было извлечено 180 тел. Пропали без вести около 6000 человек. Погибло около 265 пожарных 100 полицейских. Общее число жертв составляет более 4 тысяч человек.
Москва 23 октября 2002 года, Москву и весь мир потрясло сообщение о захвате заложников по улице Мельникова дом 7, мюзикла "Норд -Ост". В результате захвата и освобождения заложников погибло около 100 человек гражданского населения в основном молодые люди.
Кавказ, 12 мая 2003 года, предположительно, террорист-камикадзе взорвал грузовой автомобиль вблизи комплекса правительственных зданий в поселке Знаменнское на севере Чечни. В результате взрыва погиб, по меньшей мере, 41 человек, а еще десятки людей были ранены.
Этот взрыв оказался самым трагичным с момента, когда в марте Россия попыталась путем референдума ускорить приближение мирного окончания длящегося 44 месяца кровавого конфликта в Чечне. Никто из чеченских полевых командиров не взял на себя ответственность за этот терракт, однако, российский президент Владимир Путин сказал, что это нападение имело целью помешать усилиям по установлению стабильности в Чечне в условиях свободной политической федерации с Россией.
Взрыв грузовика, в котором, по предварительной оценке, находилась 1 т взрывчатки, вызвал разрушение нескольких домов и киосков и оставил после себя кратер диаметром более 30 и глубиной около 20 футов (1 фут = 0,30479 м). В интервью телеканалу НТВ Руслан Дауров, который в момент взрыва находился внутри одного из правительственных зданий, сказал, что летящими осколками стекла было ранено множество людей.
Глава административного района Султан Ахметханов в интервью по телефону сообщил, что полностью разрушены, по меньшей мере, четыре дома, а многие другие дома серьезно повреждены, и что спасатели ведут поиски оставшихся под завалами. По официальным данным, 41 человек погиб, в том числе, как минимум, 6 детей; ранены 269 человек, из которых 111 человек госпитализированы, в том числе 57 - в критическом состоянии.
Глава промосковского правительства Чечни Ахмад Кадыров возложил вину за взрыв на повстанцев под командованием Аслана Масхадова - однако представитель г-на Масхадова в интервью радиостанции "Эхо Москвы" это отрицал. Г-н Кадыров, который частенько открыто, критикует Москву, также специально поставил под вопрос способность российских сил обеспечить достаточную безопасность. "Откуда появился этот грузовик с взрывчаткой? - спросил он в интервью агентству "Interfax". - Как он добрался до поселка
Знаменское? У меня много вопросов". ("The New York Times", США. Стивен Майерс (Steven Lee Myers), 13 мая 2003 г. Сокращенный перевод: Федотов Виктор, ИноСМИ.Ru
Опубликовано на сайте inosmi.ru: 13 мая 2003, 08:56, Оригинал публикации: Truck Bomb Leaves Dozens Dead and Injured in Chechnya.)
Вот как описал этот терракт один из западных журналистов:
" Картина событий такая же: обломки бетона, отброшенные взрывом на несколько метров лужи крови, изуродованные трупы, оторванные части тела. При нападении боевиков на отдел милиции в чеченской столице, как и во время нападения на правительственную резиденцию в Грозном в конце декабря, в результате которого погибло более 100 человек, во время вчерашнего террористического акта тоже было много жертв. Их, по меньшей мере, 41 человек, раненых - более 70 человек". ("Die Presse", Австрия. Эльке Виндиш (Elke Windisch), 13 мая 2003.Перевод: Синица Владимир, ИноСМИ.Ru. Опубликовано на сайте inosmi.ru: 13 мая 2003, 09:35. Оригинал публикации: Tschetschenien: Bombe bringt Putin unter Zugzwang.)
Мае 2003 года во время религиозного праздника в гудермеском районе Чечни совершен терракт. В результате которого погибли мирные жители женщины и старики, в основном верующие люди пришедшие на праздник дня рождения Пророка Мухаммада. Как заявил заместитель главы Центрального духовного управления мусульман России муфтий Мухаммедгали Хузин; "Эта акция - вызов традиционному исламу, который исповедуют в
России большинство мусульман", - подчеркнул муфтий. В терракте были обвинены крайние исламские группы, в данном случаи так называемые "Ваххабиты".
Однако известный сайт чеченского сопротивления "Кавказ орг.", со ссылкой на известного лидера религиозной группы исламистов Чечни, амира Салаха отверг причастность исламского сопротивления к этому терракту.
Примеров подобных выше перечисленным, когда под видом или же именем борьбы за веру совершаются чудовищные злодеяния можно привести множество и из истории так называемого исламского терроризма и из истории христианского или же иудейского или иных религиозных групп. Но как бы то ни было можно с уверенностью сказать, что не ислам не христианство не иудаизм и никакая другая религия изначально не призывает к убийству, тем более убийству мирного населения. Почему же тогда это происходит, где та грань после которого верующий человек, ратующий, за торжество той или иной религии, становится преступником и террористом?
"Исходя из положения, создавшегося в современном мире, вновь актуальными становятся многие вопросы, которые в свое время неверно были осмыслены западным миром, и результатом этого, в определенной степени, могут быть современные политические, культурные и даже экономические проблемы. Ошибки, допущенные при рассмотрении теологических вопросов не раз становились причиной обострения интеррелигиозных проблем, не говоря уже о провоцировании напряжения в отношениях между религиями и разжигания непонимания, недоверия и вражды между представителями разных религий. Когда дело касается таких проблем, неверная оценка, рассмотрение под неверным углом зрения которых может привести к разрушительным результатам, необходимо проявлять особую осторожность. К числу таких проблем относится учение ислама о "Джихаде" или "газавате", которые европейцы, точнее, христианский Запад, осмысливают как священную войну мусульман, что существенно противоречит классическому пониманию "джихада" в Коране. Рукая Масуд в своем исследовании "Ислам" справедливо замечает, что "джихад - значительнейшая, концептуальная часть ислама, и, по существу, считается шестым устоем веры, хотя среди всех других аспектов ислама чаще всего именно джихад бывает интерпретирован неверно. Большинство не мусульман считает, что джихад, в первую очередь, означает боевые действия, единственной целью которых является насильственное обращение в ислам других народов, но такое понимание в корне противоречит принципам ислама, в основе которой лежит защита личной свободы".("Джихад в исламе и его исторические и современные аспекты" Георгий Лобжанидзе ст. в газ. "Кавказский Акцент" N 22 (71) 2002 год. Стр.5).
Такими словами начинается статья грузинского автора, написанная после террактов 11 сентября и начатой после этого операции США против так называемой "Оси зла". Данной постановке вопроса, а точнее ответа на вопрос; "Что такое Джихад в Исламе ?" нельзя не согласиться с автором данной статьи, но лишь незначительными поправками. Одной, из которых является, то, что не только западный подход к понятию Джихад стал причиной не правильного представления в мире о сути самой религии Ислам, но и интерпретация или же неправильное его понимания на Востоке, то есть некоторых представителей мусульманского духовенства.
Мы еще вернемся к работе Г. Лобжанидзе, ну, а пока, краткое описание проблемы:
Понятия Ислам и терроризм в современном мире постепенно стало синонимами. Перефразируя старый коммунистический лозунг можно сказать по поводу этого состояния; - "Говорим - ислам, подразумеваем терроризм, говорим- терроризм, подразумеваем ислам". Почему произошло столь резкое и стремительное смещение акцентов. Отправной точкой этого негативного олицетворения ислама с терроризмом принято считать 11 сентября, когда после крушения башен Всемирного Торгового Центра в Нью-Йорке, весь мир захлестнула волна ислама фобии. Все же я думаю, что эта была лишь кульминация того спектакля, который разрабатывался в недрах определенных игроков за мировое господство. Нет никаких сомнений в том, что эти терракты были инсценированы и проведены при активном участии спецслужб ряда мировых держав, стремящихся к переделу мира и присвоения ее нефтяных и газовых месторождений. Если первые месяцы после террактов, мало кто в это верил, то сегодня после интервенции США и их союзников в Ирак, и готовящейся такой же акции в Иране, ни у кого в мире не возникает сомнений в правильности подобных выводов. Ну что же ислам и мусульмане, неужели они так безгрешны и не принимали в этом спектакле теней никакого участия ? Отнюдь нет. Именно мусульмане, или сказать точнее невежественная ее часть, которая мало разбирается в процессах происходящих в мире, да и не пытается их понять, дала повод еще задолго до террактов в США, чтобы именно мусульман считали авангардом терроризма и использовали их в качестве "козлов отпущения".
Часть 1:
Что такое Ислам и Джихад ?
Ислам, в самом этом слове заложен весь смысл и вся философия. Этой величественной религии призванной облагородить дикие и не обузданные племена мира, отставшие в своем развитии от остальной части населения земли со времен сотворения Господом Адама и Евы. Ислам значит -мир, - это прямой его перевод с арабского языка а так же близкого ему языка иудеев. Шолом, Салам, Соломон, Ислам, Муслим, все эти слова имеют один корень "с л м ", что означает - Мир. Первое что должен сказать, мусульманин, встречая другого человека, или заходя в дом (не имеет значение, пуст он или полон людьми), он должен сказать "Салам", то есть поприветствовать миром от Господа каждого встречного, даже если это иноверец мусульманин ему говорит "Салам" - "Мир".
Всевышний Аллах говорит в Коране:
"О вы, которые уверовали! Встав на путь Аллаха, различайте и не говорите тому, кто поприветствовал вас: "Ты не верующий", в стремлении к благам этой жизни - ведь у Аллаха всего много. Таковыми вы были раньше, но Аллах оказал вам милость" (Сура "Женщины", аят 94).
В этом аяте говорится о моральном аспекте джихада, предупреждается о том, чтобы муджахиди вышедшие на путь Аллаха - джихад, не пытались использовать его в личных целях, для личного обогащения, встретившись с неверным и его неверие, приводя в качестве основы своих желаний, наживы. Здесь же говорится о милосердии, которое должен проявить муджахид (воин ислама) по отношению к неверному. Аллах Всевышний делает акцент на том, что и вы были раньше такими и Он (Господь) оказал вам милость. Соответственно и вы должны быть милосердны. Ведь основная задача ислама, мусульман и муджахидов - как авангард ислама ведущих джихад (борьбу за веру), распространения Слова Божия, а не порабощения народов и желание "Благ этой жизни" (трофеев). Посланник Аллаха (С.а.С.) сказал Али бен Абу Талибу:
"И если через тебя Аллах выведет на праведный путь какого - либо человека, то для тебя это будет лучше всего того, над чем поднимается солнце".
("Жизнеописание пророка" переводе И.А. Астафьева, Москва Российский фонд "Ибрагим Бин Абдулазиз Ал Ибрагим" стр 25).
Гиоргий Лобжанидзе прав когда он говорит : -" Большинство не мусульман считает, что джихад, в первую очередь, означает боевые действия, единственной целью которых является насильственное обращение в ислам других народов, но такое понимание в корне противоречит принципам ислама, в основе которой лежит защита личной свободы",- так как ислам провозгласил в священном Коране "Нет принуждения в религии". Прав автор, когда он выдает и следующую благую мысль; - "Даже в отношении самого пророка Мухаммада, неоднократно отмечается, что ему велено передать народу послание Аллаха. А после этого он не ответственен за их грехи или за то, будут они веровать или нет", ибо пророк сказал:
"Мне было велено сражаться с людьми, пока они не скажут: "нет бога, кроме Аллаха. Если они сказали это, то обезопасили от меня свои жизни и средства, кроме тех, что полагается по праву. И Аллах им судья". ("Жизнеописание Пророка" стр. 23).
В этом хадисе при правильном его осмыслении можно увидеть всю суть джихада, но прежде чем говорить, об этом давайте вспомним саму суть этого слова:
"Известно, что арабский язык принадлежит к семитской семье языков, для которой характерна внутренняя флексия, т. е. явление, когда грамматические категории производятся заменой коренных гласных. Корень обладает одним или несколькими устойчивыми значениями, а при словообразовании языковедческая оппозиция создается гласным звуком. Термин "джихад" является производным от корня "джхд" ( jhd ), из которого получается правильный глагол, содержащий три согласных звука - "джахада", который означает быть приниженным, усидчивым, "пытаться что-то сделать", "усердно сделать что-то". Кроме этого, глагол может иметь инфинитив (масдат) "джахди" или "джихад" и, соответственно, он примет значение "прилежно пытается что-то сделать". Указанная основа в Коране, в основном, употребляется в такой устойчивой синтагме, как "Джахдала сабили Аллах", означающей прилежания на пути Аллаха (ради Аллаха)." (Г. Лобжанидзе).
Это то, что касается семантики этого слова, а что же до понимания его значения как одного из столпов религии, то оно тоже сходно с его грамматическим значением. Прежде чем начать свои комментарии приведем значение некоторых авторов работ по джихаду, относительно смысла этого слова для верующего мусульманина:
В книге "Жизнеописание пророка" автор, которой не указан (книга напечатана на средства "Благотворительная книга и кассета" г. Шаржа Обьединеные Арабские Эмираты, перевод книги на русский произведен Астафьевым И. А. и проверен научной комиссией Российского Фонда "Ибрагим Бин Абдулазии Аль Ибрагим, Москва 1998 г.). Это как раз та литература, которая называется исламистской ("ваххабисской"). Литературой дается следующее объяснение этому значению. В главе "Введение к вопросу о вооруженной борьбе с позиции ислама" сказано: "Джихад - это высшее проявление ислама, как сообщил об этом посланник Аллаха (С. а. С.). Он - горнило, в котором выплавляются мусульмане, и которое позволяет отличить скверного от хорошего. Он также является пропуском в рай."
Сказал Всевышний:
"Или вы думаете, что войдете в рай, когда Аллах еще не увидел (дела) тех из вас, которые усердствовали, и которые проявляли терпение?" (Сура "Семейство Имрана", аят 142).
И сказал Он:
"Или вы думаете, что будете оставлены, когда Аллах еще не увидел (дела) тех из вас, которые усердствовали?" (Сура "Покаяния", аят 16)."
(Жизнеописание пророка" стр. 21).
В обоих случаях под словом "усердия" в арабском оригинале Корана применяется слово "Джихад".
Посмотрим дальше того же безымянного автора:
"Удел был уготован посланнику Аллаха (С. а. С.), под сенью меча, а рай под сенью мечей, как об этом говорится в хадисах.
Осуществляя вооруженную борьбу, ислам преследует строго определенные цели, а именно:
1. Вооруженная борьба во имя того, чтобы слово Аллаха было превыше всего остального, а вся религия была целиком посвящена Аллаху, ибо сказано Всевышним:
"И сражайтесь с ними, пока не исчезнет смута, а религия будет принадлежать Аллаху. Если они покончили (со старым), то нет места вражде, кроме как с притеснителями." ("Корова", аят 193).
И сказал Он:
"И сражайтесь с ними, пока не исчезнет смута, а вся религия будет принадлежать Аллаху. Поистине, Аллах видит, что они делают". ("Добыча", аят 39)."
("Жизнеописания пророка" стр. 22).
Пока мы прервем цитирование автора, что бы внести некоторые комментарии. Дело в том, что в выше приведенных строках Корана под словами "сражайтесь с ними" не приводится термина "Джихад" то есть вооруженной борьбы, как объясняет эти строки автор, приводится арабский термин "ккъатилу", что означает "борьба". Интересно и то, что в этой же Суре "Добыча" строке 41, когда рассказывается о бое при "Бадре". Под словом "бой" применяется другой термин, а именно "ал-такъа" ( вероятно от него происходит русское "атака"). Все эти термины применяются в контексте слова "сабил" - "путь". В обоих случаях речь идет о захвате священного для мусульман города Мекки и освобождения от языческих идолов ее святыни Каабы. Приведем некоторые строки из этих сур:
"Сражайтесь за Господне дело
Лишь с тем, кто борется с тобой,
Дозволенного грань не преступай.
Господь не любит тех, кто преступает.
Громи врагов в том месте, где настигнешь их,
И изгони с земли, откуда ты был изгнан, --
Ведь гнет и смута хуже смерти.
Но не борись у стен Святой мечети,
Пока твой враг не трогает тебя.
Но если он начнет с тобой борьбу на этом месте,
Убей его - таким должно быть воздаяние неверным.
Но если враг твой прекратит борьбу -
Всемилостив наш Бог и Всепрощающ!
Борьбу ведите с ними до того мгновенья,
Пока не будет больше смут и угнетенья
И правосудие воцарит и вера в Бога;
Оружие сложите и гоните тех,
Кто продолжает вызывать смятенье.
Запретный месяц - за запретный
А также все (места святые и обряды) -
Под право отплатить.
И кто запреты против преступит,
Вы преступайте их против него,
Как преступил он против вас,
Страшитесь гнева Господа и знайте:
Господь лишь с теми, кто благочестив.
И на пути Господнем
Расходуйте из своего добра,
И чтоб деянья ваших рук
К погибели вас не влекли.
Добро творите - ведь Господь
Благоволит ко всем, кто благотворит. (Сура "Корова, стр 190 - 195).
В этих строках ни разу не упоминается термин "джихад", но упоминается "Ва ккъатилу фи сабили Ллах"- "сражайтесь на пути Аллаха" ( стр 190), "Ва ккътулу" - "Грами" (стр 191), "минал ккъатли" "Изгони" (191), "факктулу фум" - "Убей его" (-191), "Ва ккъатилу фум" - "Борьбу ведите с ними" - (193), "Фи сабили Ллах" - "На пути Господнем" (195).
И так мы можем заключить, что данная терминология тоже обьемлится словом "Джихад" и означает вооруженную борьбу или же выступление с целью вооруженной борьбы, или же для устрашения неприятеля (не путать с иноверцем), ибо здесь же сказано, о тех кто воюет против мусульман; - " Сражайтесь за Господне дело, лишь с тем, кто борется с тобой...", тех кто изгнал пророка и его сподвижников с их домов; "И изгони с земли, откуда ты был изгнан,.."-- вести борьбу до тех пор пока враг не сложит оружия или не прекратит вести борьбу против мусульман; "Борьбу ведите с ними до того мгновенья, пока не будет больше смут и угнетенья".
Здесь же дается пример, того, как надо действовать при этом ; - "Сражайтесь за Господне дело, лишь с тем, кто борется с тобой, дозволенную грань не преступай". То есть сдерживать себя от чрезмерного насилия или неадекватного действия на агрессию противника. Если же противник все же преступит запретное, то и вы преступайте против него, то есть поступайте адекватным образом. Но, опять же здесь подчеркивается как и в предыдущем аяте который мы рассмотрели ( аят 190), что при этом ;-"Страшитесь гнева Господа и знайте: Господь лишь с теми, кто благочестив".
В этих строках Всевышний Аллах (Свят Он и Велик), обучает и наставляет своих праведных рабов, правилам войны. Эти правила были приняты в так называемом цивилизованном мире, лишь столетия спустя, закрепленные в международных пактах, как "Право войны". Во времена же Пророка в доисламском мире право войны вообще не существовало, победитель мог сделать с побежденным все, что ему заблагорассудится, включая пленение, рабство, насилие, пытки и смерть, не смотря на то мирное то население или нет, есть ли среди них женщины и дети. Все эти положения ислама на счет "Право войны" изложены в своде законов о Джихаде "Фикх аль-Джихад" которые мы рассмотрим ниже.
Пока же я хочу сделать краткое резюме сказанному выше; только из этого краткого отрывка и анализа положений о вооруженной борьбе в исламе, мы можем сделать вывод, что "джихад" как способ вооруженной борьбы есть не оружие угнетения, а средство противостоять несправедливости и угнетению. Борьбы с невежеством и отсталостью. Ибо захват Мекки и освобождение этого города от идолов явилось отправной вехой рассвета арабской цивилизации и очищения ее нравов от оков рабства и невежества. Известно, что обычаи, бытовавшие в то время у арабов и многих других народов с которыми пророк вел вооруженную борьбу, были верхом насилия и преступлений. Когда женщины являлись ни чем иным, чем рабынями своего мужа и хозяина, при этом у арабов существовал обычай закапывать в песок заживо и умерщвлять первого ребенка, если тот был женского пола. Все эти обычаи, как и обычаи других идолопоклонников приносивших человеческие жертвы своим божкам были отменены. Именно с ними и велась вооруженная борьба. В современном мире даже за достаточно меньшее деяния , чем те против которых вел борьбу пророк, обосновав это в своде правил под названиям "Джихад". Международное сообщество расценивает подобные деяния как преступления против человечности и ведет вооруженную борьбу государствами и народами, допускающими подобные преступления.
Однако давайте вернемся к строкам работы "Жизнеописания пророка", в которой автор приводит и третье обоснования ведение вооруженной борьбы:
"3. Вооруженная борьба с теми, кто нарушил договор, ибо сказано Всевышним:
"Разве вы не станете сражаться с людьми, которые нарушили свои клятвы и думали об изгнании посланника и они начали первыми. Неужели вы боитесь их? Ведь Аллаха следует больше боятся, если вы верующие." ("Покаяния", аят 13).
( "Жизнеописание пророка" стр. 22-23).
В данном аяте (строке Корана), также как и в предыдущей (Суры "Покаяния", стр 12), при упоминании предстоящего сражения применяется слово "ккъатилун" - "бой", а не джихад в каком- либо склонении. В этих строках идет речь о нарушении курейшитами Мекки и их союзниками в Медине мирного договора, подписанного с Мухаммадом в г. Худайбия в феврале 628 г. (Порохова стр.707 прим.616).
Как это происходило:
На шестом году со времени переселения пророка и его сподвижников из Мекки в Медину, которая произошла из-за подвергаемых гонений на эту молодую общину со стороны язычников курейшитов, посланник Аллаха с 1400 мусульманами предпринял попытку совершить умру - малый хадж, и с этой целью направился из Медины в Мекку. Но в местности ал- Худайбийя курейшиты преградили им дорогу. Мусульмане расположились, в самой дальней части этого поселения и пророк послал на переговоры с курейшитами Усмана бен Аффана, чтобы последний их призвал к исламу и сообщил, что пророк пришел не с войной. В результате переговоров было заключено перемирие, позже вошедшее в историю как Худейбийский мир. Этот договор, заключенный между мусульманами в лице пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), и представителем курейшитов содержало ряд условий, которые были восприняты мусульманами как ущемление их прав. В частности, то, что в этом году они должны были вернуться в Медину, не совершая умры (малого хаджа), по этому поводу выступил Омар сказав: - "На каком основании мы делаем уступки, затрагивающие собой нашу религию ?".
Однако позднее мусульманам стало ясно, что Аллах поддерживает Своего посланника. Этот мир обернулся для мусульман скорой победой, а для курейшитов - тем, что они лишились всякой поддержки. (см. "Жизнеописание пророка" стр 31).
Это решение является примером политического компромисса, и свидетельством того, что пророк обладал ряд очень высоких качеств политического деятеля и руководителя, с дальновидным взглядом и умением принимать сложные решения.
Позже основываясь на этом примере исламские богословы вынесли решение, вошедшее в свод законоположений ислама - шариат, под значением "ал-Худна", то есть мирный договор неверными (противниками) на определенное время (подробно об этом можно узнать в работе Абдурахмана Гойтинского "Фик ал- Джихад" стр 68-69).
Чтобы поставить окончательную точку в вопросе значения слова "джихад", приведем еще несколько строк из Корана:
"(И на пути Господнем) предписано вам, воевать,
Для вас же это крайне ненавистно -
Быть может, то, что ненавистно вам,
(Со временем) добром вам обратится,
И может быть, вам любо то,
Что вам (со временем) предстанет злом.
Ведь знает Бог ( о том), чего не ведаете вы.
Они тебя о месяце запретном вопрошают
И задают вопрос тебе:
"Можно ль вести войну в сей месяц?"
Ответь: "вести войну в сей месяц - грех великий,
Но еще больший грех в глазах Аллаха -
Сойти с Господнего пути, Ни в Господа и ни в Запретную Мечеть не верить,
И изгонять из стен ее живущих там людей -
Ведь гнет и смута хуже смерти.
Да и они не перестанут с вами воевать
Пока от вашей веры вас не отвратят,
Коль они смогут это сделать.
А если кто из вас от веры отвратится
И возвратится к Господу неверным -
Деяния их станут тщетой
И в ближней жизни, и в далекой;
Они все - обитатели Огня,
И в нем останутся навечно".
Те ж, кто уверовал и испытал изгнанье,
И на пути Господнем вел борьбу,
В том есть надежда на Господню милость--
Ведь Всепрощающ наш Господь и Милосерд !" (Сура "Корова", стр. 216 -- 218).
В этих строках речь идет об одном историческом действии, то есть возвращения мусульман в Мекку, после нарушения курейшитами Худайбийского мира. При этом применяется все три термина, когда речь идет о предстоящей вооруженной борьбе. В строке - 216; - "кутиба алейкумул ккъиталу" - "предписано вам сражение". В строке 217; - "ккъул ккъиталу фихи кабир" - "скажи сражение большой грех" (имеется в виду в запретный месяц в Мекке). В этом же аяте (строке) поясняется ; - "в ссадду ан сабили Ллахи в куфру" - "но еще больший грех, сойти с божьего пути". И наконец в строке - 218 сказано ; - "Инналлезина аману валлезина хажару в жахаду фи сабили Ллахи..." - "Те же , кто уверовал и испытал изгнанье, и на пути Господнем вел борьбу,..", то есть, здесь соединяется понятия джихад, вооруженная борьба и путь Аллаха, в единое целое. Означает ли это, что все эти термины имеют значение вооруженной борьбы за веру ? Скорее они означают, что "путь Аллаха", подразумевает и вооруженную борьбу - "ккъатилун". Ибо в предыдущем аяте (строке), при порицании курейшитов - арабов язычников, сказано, что они отошли от пути Аллаха. Впав неверия, в язычество; - "Но еще больший грех в глазах Аллаха - сойти с Господнего пути, ни в Господа и ни в Запретную Мечеть не верить,..", строка - 217. То есть отсюда следует, что понятия "фи сабили Ллах", не только вооруженная борьба, а скорее усилие на пути Аллаха, некое усилие, по утверждению справедливости и истины Господней, в том числе и вооруженная борьба. Именно поэтому оба эти понятия : "вооруженная борьба" - "ккъатилун" и "путь Аллаха" - "Фи сабили Ллах", объеденены общим термином "джихад", что означает усилия на пути Аллаха, которая включает в себя как вооруженную борьбу, так и мирный труд, по утверждению справедливости и истинного Божьего пути, что соответствует языковедческому и грамматическому смыслу термина "джихад".
Именно исходя из этого понимания смысла и значения в исламе термина "джихад", как "усилия на пути Аллаха", исламские ученые (алимы), разделили джихад на несколько категорий, которые включают в себя : джихад со своим "Нафсам", со своим низменными желаниями, со своим собственным "Я" - высокомерием, самосовершенствованием. Джихад, как усилия на пути Господа, совершения богоугодных дел, проповеди, сеяние добра, утверждения справедливости в отношениях между людьми, меценатство - расходования из своего имущества, труд физически по улучшению жизни людей и создания условий достойной жизни на земле и. т. д.
То, что в понятие джихад входит не только вооруженная борьба, говорят и хадисы пророка, где сказано, что тому кто вооружил воина на джихад (на бой), такое же воздаяние, как и тому, кто ведет этот бой. В данном случае хоть он жертвует на бой, все же само действие того, кто вооружает воина, носит процесс меценатства, расходования собственных средств. В другом же месте сказано, что , строки написанные пером и чернилам алима (ученного) расцениваются как кровь шахида (борца павшего за веру). Или же слово, высказанное в лицо несправедливому угнетателю, правителю, есть высшая степень джихада. Изходя из этого, сказано, что человек который скажет в лицо даджалу (антихристу), что он антихрист, после чего тот будет убит, станет самым весомым шахидом, то есть борцом умершим за веру. Все эти данные говорят о том, что джихад - это прежде всего борьба с несправедливостью, своим имуществом , физический труд, труд умственный, своей жизнью-то есть готовность погибнуть за утверждение этой справедливости, что является высшим проявлением джихада. И этого высшего проявления джихада достигают только лучшие среди уверовавших людей, ибо сказал Пророк: - "Аллах выбирает из людей лучших и делает их мусульманами, из них он отбирает лучших и делает их муджахидами, из них лучших делает шахидами". (В этом хадисе, есть предостережение тем, кто считает, что все должны участвовать в вооруженной борьбе. Судя, по этому хадису, не все мусульмане становятся муджахидами, и не все муджахиды становятся шахидами. Так , что, муджахидам следует избегать высокомерного отношения к мусульманам которые по той или иной причине не становятся на путь вооруженного джихада. Ведь в Коране не сказано - "умирайте не иначе как муджахидами", а сказано; - "умирайте не иначе как мусульманами", и не сказано о том, что только погибший на джихаде попадет в рай. В достижении рая есть много путей.) Воздаянием же за каждый уровень джихада бывает разное, по этому поводу в Коране говорится, что не равны кто усердствует на пути господнем, рискуя своими жизнями и те кто просто расходует имущество на этом пути.
Такой же вывод мы находим и у Г. Лобжанидзе он пишет:
"В теологии же "джихад" осмысливается как "ат тука" - основа богобоязни. Богобоязнь не существует без "джихд" или прилежания на пути Господа, и исходя из этого, "джихд" является материальным, образным проявлением "ат-тука", т. е. того, чтобы богобоязнь не стала просто метафорой.
В этом смысле "джихад" исключает противоречие с другими людьми, тем более с последователями другой религии и он осмысливается, как забота каждого человека о росте степени личной ответственности с целью избежать гиену огненную ада. Поэтому, утверждение мусульманских теологов о том, что истинный мусульманский джихад всегда упорно настаивает на том, что убийство именем религии - опасная ошибка и преследование именем религии недопустимо, кажется справедливым. Ни в коем случае нельзя заставить людей верить в то, верить, во что они не желают, и манипулировать их религиозными чувствами.
Людей, не знающих ислам, может удивить сказанное нами. К сожалению, по сегодняшний день для западного христианского мира, ислам - агрессивная религия, которая призывает своих последователей уничтожать следующих другим религиям. Такую точку зрения выработала неполноценное, тенденциозное осмысление ислама европейцами, которые изредка встречались в последние два столетия в европейской ориенталистике, делающей первые шаги, что в последствии было использовано западным империализмом в качестве идеологического обоснования своих целей. Ученые или просто заинтересованные люди, которые считают, что ислам - агрессивная религия, акцентируют внимание на те стихи (айи) Корана, в которых, в той или иной форме приведен призыв к борьбе с безверием и неверными. Таких стихов в Коране, действительно, не мало, и, естественно, при первом, поверхностном ознакомлении они вызывают некоторое отторжение и недоверие. Хотя при этом обязательно нужно принять во внимание несколько довольно значительных моментов, которые мы ниже разберем подробно.
Коран, как это вообще характерно для подобных текстов, объединяет в себе два плана. Исторический; в котором учтены реалии того времени в тех краях, в которых был ниспослан текст и даны директивы, соответствующие существующей реальности. И второй; имеющий вечное значение план, когда слушателем предполагается вечность, и текст уже не ограничивается исторической - географическими реалиями. Если это священное писание будет читать без предубеждения, беспристрастно можно безболезненно разграничить эти два плана.
Раз разговор пошел об историческом плане, вспомним, в каких условиях проходила деятельность пророка Мухаммада, и кто были те люди, среди которых ему было поручено проповедовать монотеистическую веру.
Кочевники - бедуины, проживающие, на Арабском полуострове издавна вели изолированную жизнь. Это было традиционное общество, которое любое новшество встречалось с нескрываемой агрессией и предпочитало неуклонно следовать испытанному в веках образу жизни, отклонение от которого считалось непростительным грехом, и таких грешников, если они появлялись, ожидал трагический конец. Между прочим, одной из составных частей этого образа жизни было поклонение богам традиционного пантеона, богам предков, которые одинаково требовали от любого члена общества бедуинов.
Исходя, из этого не трудно понять, в каких тяжелых условиях приходилось проповедовать пророку Мухаммеду, передавать народу наказы Господа, тому народу, который встретил идею монотеизма совершенно неподготовленным и противопоставил ей свой языческий пантеон. Естественно, что агрессия, вызванная в народе тем, что проповедовал пророк, выражалась отнюдь не только в безобидных теологических спорах. Происходили серьезные, часто кровопролитные столкновения, которые, как известно, завершились изгнанием пророка из родного города Мекки и его переселением, вместе с немногочисленной группой последователей в город Ясриб, который впоследствии был назван "Мадинат ан Наби" (сокращенно мадин)- городом пророка."
Здесь мы прервем цитирование Г. Лобжанидзе, дабы описать то противостояние и те мучения, которые выпали на долю пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) и его сторонников из за, призыва к Единобожию.
"Три года, после того как в пещере Хира посланнику Аллаха были ниспосланы откровения и Ангел Господень приказал посланнику - "Читай, во имя Господа твоего, который сотворил", пророк призывал людей к религии Аллаха тайно. После этого Всевышний Господь ниспослал своему пророку приказ "Исполни, что тебе велено и отвернись от многобожников" (Сура "Ал-Хиджра", аят 94).
После этого пророк, стал призывать к Единобожию открыто, и делал он это в течение10- лет. При этом пророк использовал каждый сезон паломничества в Мекку многочисленных племен пустыни. Следуя за людьми на их стоянках, в их домах и во время ярмарок, пророк проповедовал идею монотеизма. И на этом пути призыва посланник Аллаха претерпел столько мук и страданий, о которых известно только Аллаху, про пророка говорили, что он сумасшедший, колдун и прорицатель. Но на словах все не заканчивалось. Дошло до того, что на пятом году пророческой деятельности страдания и притеснения этой маленькой общины увеличились до того, что пророк приказал своим сподвижникам переселиться в Эфиопию, к христианскому монарху, сказав: - "Там человек, при котором не обижают людей". Всего было два переселения в Эфиопию. В первом переселении в путь отправился Усман бен Аффан и его жена Рукайя - дочь посланника Аллаха, всего 20-мужчин и 4- женщины. Во втором переселении число мухаджиров (переселенцев) составило 83 мужчины и 19 женщин.
Курейшитом-язычникам это не понравилось и они послали Амра бен аль- Аса и Аммара бен аль-Валида с богатыми дарами к негусу (правителю Эфиопии) и его патриархам, чтобы он вернул им мусульман. Однако христианский правитель не захотел дать согласие на это, пока не выслушает самих переселенцев - мусульман. С негусом говорил Джафар бен Абу Талиб. Он рассказал христианскому правителю о положении времен джахилии (невежества) среди арабов, об их языческих культах и о том, как пророк Мухаммад стал проповедовать Единобожие, призывать высокой нравственности, к уважению к женщинам. Негусу были прочитаны некоторые строки из Корана которые свидетельствовали о Иисусе Христе (Исе - Мир ему), о его матери Марии и ее не порочном зачатии. После этого, негус - правитель Эфиопии отказался выдать мусульман и вернул курайшитам --язычникам их подарки, а мусульман дал право свободного проживания на его территории, при этом проявлял к ним большое уважение.
Трудно было ожидать, что курейшиты ответят согласием на призыв посланника Аллаха. Ибо их сердцами управляло то, что приносило им доход. От своих предков они унаследовали поклонение идолам и вместе с ним ярость, с какой они их защищали.
Реакцией на призыв Мухаммада и объявления воззрений курейшитов глупостью и поношение их богов, стало то, что они начали выжидать удобного случая, чтобы разделаться с ним и с остальными мусульманами. Если последние пользовались уважением и защитой сородичей, то курейшиты прибегали к угрозам и запугиванию.
Так встречая пользующегося поддержкой близких мусульманина Абу-Джахл ("отец невежества"-прозвище одного из знатнейших курейшитов и яростного противника мусульман), говорил : - "Ты оставил веру своих отцов, а они лучше тебя. Мы считаем глупостью твои мысли, мы унизим тебя, не дадим тебе торговать, и разорим тебя". После этого против этого мусульманина развязывалась оголтелая психологическая и экономическая блокада.
А если, мусульмане были из числа незнатных, бедных мекканцев или рабов, то курейшиты жгли их огнем.
Так , махзумиты бросили Ясира, Сумайю и Аммара на раскаленное мекканское пекло и изощрялись в пытках над ними.
Аммар воззвал к посланнику Аллаха: "О посланник Аллаха! Наши мучения дошли до крайности!" И тогда посланник Аллаха воззвал к нему: "Терпение, Абу-Йакзан, терпение, семейство Ясира - обещан вам рай!"
Язычники жгли Аммара огнем. Посланник Аллаха, проходя мимо, погладил его по голове со словами: "О огонь, стань прохладным и безопасным для Аммара, как ты был прохладным и безопасным для Ибрахима ( библейский Авраам)."
В полдень язычники вытащили в пустыню Биляля и распластали его, голого, на раскаленной гальке. Затем принесли камень, обжигающий как кипяток. Несколько человек подтащили его к месту пыток, и стали бросать ему камень на грудь и в остальные части тела. Затем курейшиты потребовали от него, чтобы он хорошо отозвался об их богах. Но Билаль отказался, повторяя: "Один, Один!"
Посланник Аллаха, натерпелся таких обид, что это побудило даже такого человека, как Абу-Ляхаб предложить Мухаммаду свою защиту, чтобы как-то уберечь его от мук.
Если муки вызывали сострадания и ярость у Абу-Ляхаба (один из ярых противников пророка, о котором в Коране сказано, что он и его жена будут гореть в аду), то тогда каким должны были быть те условия, в которых пришлось вести пророческую деятельность Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует).
( Более подробно см. "Жизнеописание пророка стр. 11-13).
К комментариями этих строк вновь обратимся к Г. Лобжанидзе, он пишет:
"Естественно, что отмеченные обстоятельства находили определенное отражение в тексте Откровения. Тем самым Господь оказывал поддержку Мухаммаду и утверждал его в справедливости своей деятельности.
В Коране читаем: "Пусть же сражаются на пути Аллаха те, которые покупают за ближайшую жизнь будущую! И если кто сражается на пути Аллаха и будет убит или победит, Мы дадим ему великую награду.
И почему вы не сражаетесь на пути Аллаха и за слабых из мужчин и женщин и детей, которые говорят: "Господи наш! Выведи нас из этого селения, жители которого тираны, и дай нам от Тебя покровителя и дай нам от Тебя помощника?"
Те, которые уверовали, сражаются на пути Аллаха, а те, которые не веруют, сражаются на пути тагута. Сражайтесь же с друзьями сатаны: ведь козни сатаны слабы! (Сура 4, айят 76-78).
Для того, чтобы правильно толковать вышеприведенные стихи, обратим внимание на несколько очень значительных обстоятельств. Нужно отметить, что в них борьба, сражение передается глаголом "катала", точнее, третьей темой этого глагола, которая в арабском языке имеет значение взаимоотношения. Во всяком случае, в них нигде не встречается корень "jhd", о котором говорится выше. К тому же, даже из приведенного отрывка совершенно ясно, что в данном случае Мухаммед противостоит своим противникам и призывает своих последователей к борьбе с ними. Хотя и здесь обязательно нужно учесть, что инициатива борьбы не идет от верующих, первых мусульман, последователей Мухаммеда . Коран сообщает: "И если они нарушили свои клятвы после договора и поносили вашу религию, то сражайтесь с имамами неверия, - ведь нет клятв для них, - может быть, они удержатся (от преступлений)! Разве вы не станете сражаться с людьми, которые нарушили свои клятвы и думали об изгнании посланника ? Они начали с вами первый раз. Разве вы боитесь их? Ведь, Аллаха следует, больше боятся, если вы верующие". (Сура 9, айя 12-13).
Тут же нужно отметить, что Коран относится к вопросу личной ответственности. Даже в отношении самого пророка Мухаммада, неоднократно отмечается, что ему велено передать народу послание Аллаха. А после этого он не ответственен за их грехи или за то, будут они веровать или нет. Аналогичное положение существует в случае начала вражды. Мусульманин, т. е. человек, покорный Господу обязан доброжелательно относится ко всем людям, и убеждать противостоящую сторону в преимуществе своей веры собственной благожелательностью и достоинством, быть миротворцем, поскольку само слово "ислам" происходит от корня "саям", означающего покорность миру. Форма приветствия среди арабов "ас салам алейкум" - "мир вам". В Коране сказано: "Не равны доброе и злое. Отклоняй же тем, что лучше, и вот-вот, с которым у тебя вражда, точно он горячий друг". (41:34). (Г. Лобжанидзе, "Джихад в исламе и его исторические и современные аспекты")
Не вступая в полемику о некоторых тонкостях перевода смыслов строк Корана, скажу , что позиция Г. Лобжанидзе очень верна и правильна в этом вопросе и совпадает со смыслом и понятиями вложенными в слова "Джихад" и "Ислам". Действительно ислам с первых же дней своего появления в мире провозгласил "Нет принуждения в религии" (Коран), - это то, что касается веры и его принципа, пророк же Мухаммад сказал относительно джихада:
"Мне было велено сражаться с людьми, пока они не скажут: "Нет бога, кроме Аллаха. Если они сказали это, то обезопасили от меня свои жизни и средства, кроме тех, что полагается по праву. И Аллаху их судить".
Именно, исходя из этого принципа, Пророк Аллаха Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует), оставил в живых Абу Суфьяна, хотя все комментаторы этих событий уверены в том, что, Абу-Суфьян провозгласил эту формулу не исходя из своей веры, а из-за страха, то есть лицемерно. Но пророк не стал ему мстить и не убил его за лицемерие, так как он уже не нес опасности для мусульман и не выступал против них. Этот пример ответ тем, кто, преступая грань дозволенного Аллахом, призывает к убийству лицемеров, или дает право на их убийства, хотя они не приносят никакого вреда мусульманам и не выступают против них. Мы знаем из истории ислама инцидент, когда один из последователей пророка убил человека после того как тот, от страха перед смертью произнес "Нет бога кроме Аллаха", считая , что тот это сказал лицемерно, но пророк запретил впредь это делать, объявив о том, что после этих слов они находятся в безопасности. Ведь даже пресловутых врагов мусульман - иудеев, пророк не только не убивал за их лицемерного отношения к мусульманам. Хотя знал об их лицемерии от Господа, до тех пор, пока они не нарушили свои клятвы верности пророку и не выступили против пророка на стороне его врагов. Лишь из-за этого поступка было сказано: "Убивайте их где бы не настигнете", не из-за лицемерия , а за предательства.
Что же касается тех, слов, что сказал пророк: "Мне было велено сражаться с людьми, пока они не скажут: "Нет бога, кроме Аллаха...", то здесь интересен и тот факт, что и арабы, и иудеи, и христиане из иудейского племени, говорившие на языке в происходящего от одного корня, - семитского языка, общим для арабов и иудеев, произносили слово "Бог" не иначе как "Аллах" ( у арабов ) или "Эллах" (у иудеев), и даже арабы язычники считали Верховным божеством главным над их мелкими божками Аллаха, помните слова Иисуса Христа перед тем как он испустил последний дух на кресте "Эллахи, Эллахи, ламма сабакхтани" (Eli Eli lamma sabachthani ? - арам.), дословно "Боже, Боже, почему ты меня оставил" ( слово "Бог" - "Эллах, Аллах" у арабов и евреев звучит одинаково, как в прочем и на арамейском на котором говорил Иисус Христос ). Именно по этой причине в Коране сказано о людях писания, близким мусульманам, и еще сказано "Спроси их, кто есть Бог, они непременно скажут Аллах". Интересно, что почти у всех народов мира в термине обозначающим Бог или Верховное существо, (включая и власть- элиту, являющуюся как бы наместниками бога на земле, отсюда поговорка "власть от Бога), включает в себя семитский термин "Эл" или "Ал": "Эллин" - "правящий класс", "дети богов" (древняя Греция и Рим); "Дел"- "Бог" (цыганский); "Делла" - "Бог" (чеченский), "Эл" - "Властелин" (чеченский), возможно здесь соединение двух слов "Дей"- "Отцы" и "Эла"- "Властелин", то есть "Бог отцов"; "Алу" - "огонь", олицетворения бога в древних верованиях (чеч . яз.) известно, что Моисею бог явился в виде огня, вероятно, отсюда искаженное понимание язычников, поклонение огню в зараостризме, "Эльбрус" или "Эль Барз" - "Гора богов" (чеч. яз.), к подножью которого, по чеченской легенде, был прикован "Пхармат" или "Примитей", принесший людям огонь. "Далай-Лама" (монг. - букв. лама, обладающий безграничной, как море, властью) - в Тибете: титул главы ламаистского храма, почитаемого в качестве живого бога. Я перечислил лишь доступные мне языки, каждый может проверить эту версию исходя из собственного - родного языка..
Часть 2: Ислам есть Милосердие.
Так почему же религия в основе, которой (его фундамента) заложено слово "мир", сегодня воспринимается как зло и терроризм? Мы задаем тот же вопрос, что стал в заглавии одной из статей "Новой газеты" (Россия); "Почему милосердие всегда христианское, а терроризм всегда исламский?".
Начнем, пожалуй, с того, что сам ислам говорит о себе. В суре "Бакара" Священного Корана сказано:
"Это книга, несомненно, наставление для тех,
Кто страшится гнева Бога" (Коран; Сура 2, ст. 2)
"Кто (в откровение), что послано тебе, уверил,
И в то, что до тебя ниспослано другим,
И кто (душою всей) уверил в жизнь другую". (Коран; Сура 2, ст. 4).
Что же подтверждает Коран из ниспосланного ранее ? На это есть ответ в следующем аяте:
"Мы дали Мусе (Моисею) Книгу (откровений),
И вслед за ним отправили других пророков;
Мы дали Исе (Иисусу), сыну Марйам (Марии), знамения ясные,
И Дух Святой для укрепления его..." (Сура 2, ст. 87).
Итак, в этих строках Священного Корана Господь Всевышний (Свят Он и Велик) говорит о том, что ислам и ее писание Коран, а значит и вся религия мусульман с его философией и идеологией есть ничто иное, как продолжение подтверждение ниспосланного ранее, в том числе и учения Иисуса Христа (Иса - Мир ему от Аллаха). Значит, в исламе и христианстве основополагающие принципы должны быть общие.