Махлин Виктор Эрикович : другие произведения.

Павел, Шимон и Яков глава 6

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  
   Глава 6
   Imstantia crusis ( Решающее испытание)
   или " Обращение" Шауля
  
   Те люди, что готовили Шауля, понимали, что нужен какой- то хитрый ход, позволяющий как бы бывшему ненавистнику и преследователю ессеев и зелотов, внедриться во враждебную среду. Судя по дальнейшим посланиям Павла, этот приём был найден им самим, равно как самим и реализован . Народ в те времена был простодушен и верил в самые необычные вещи, тем более если находились свидетели, вольные или невольные.
   " 3 Когда же он шёл и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба;
   4 Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! Что ты гонишь Меня?
   5 Он сказал: кто ты Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь; трудно тебе идти против рожна.
   6 Он в трепете и ужасе сказал: Господи! Что повелишь мне делать? И Господь сказал ему: встань и иди в город, и сказано будет тебе, что тебе надобно делать.
   7Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя.
   8 Савл встал с земли и с открытыми глазами никого не видел; и повели его за руку и привели в Дамаск;"Деяния Апостолов гл.9 ст3-8. Этот эпизод поразительно напоминает сцену крещения Иисуса , описанную Марком, слово в слово повторенную в Евангелиях от Матфея и Луки, и похожую в Евангелии от Иоанна Везде видна рука одного мастера, или неплохих подражателей. В евангелиях идёт речь от имени Бога, но в приведённом выше отрывке, в устном пересказе в ессейской общине Дамаска фигурировал наверняка Он же.
  
  
  
   Этот эпизод написан Лукой со слов Шауля, в нужной интерпретации. Читая послания, написанные Павлом позднее, совершенно невозможно обвинить автора даже в тени слабости, в том, что он готов признать свои ошибки и резко и кардинально изменить своё мировоззрение. Послания его четки обдуманы до мельчайших нюансов. По своим психофизическим характеристикам Шауль холерик. Люди этого типа отличаются повышенной возбудимостью, действия их порывисты. Им свойственна резкость и импульсивность, стремительность выраженность эмоциональных переживаний. Они неуравновешенны. Вкладывают в занятия, интересующие их, все свои силы, вплоть до самоистощения. Раздражительны, вспыльчивы, несдержанны ни в словах, ни в действиях. Вместе с тем обладают высокой работоспособностью и хорошей реакцией. В числе выдающихся холериков такие личности как Пётр Первый, Максимилиан Робеспьер, Александр Пушкин.
  Люди такого склада темперамента обладают зачастую большими способностями, даже талантами, но бывают очень агрессивны и нетерпеливы.
   Лука долгое время был спутником, секретарём и личным врачом Шауля. Между ними установились очень тёплые, доверительные отношения. Шауль называл Луку " ... врач возлюбленный". Так называют людей очень близких, Но Шауль обманывает Луку. Это видно из сцены "обращения", описанной трижды. Первый раз - на дороге в Дамаск; второй раз в конце 58 года, когда римляне спасли его от рук ревнителей, хотевших убить Павла на выходе его из Храма; третий раз, когда он произнёс защитительную речь перед царём Агриппой в 60 - ом году. Все три версии отличаются друг от друга.
   " 6 Когда же я был в пути и приближался к Дамаску, около полудня вдруг осиял меня великий свет с неба.
   7 Я упал на землю и услышал голос, говоривший мне : Савл, Савл! Что ты гонишь меня?
   8 Я отвечал: кто Ты, Господи? Он сказал мне: Я Иисус Назорей, которого ты гонишь.
   9 Бывшие же со мной свет видели и пришли в страх, но голоса Говорившего мне не слышали.
   10 Тогда я сказал: Господи! Что мне делать? Господь же сказал мне: встань и иди в Дамаск, и там тебе сказано будет всё, что назначено тебе делать".Гл. 22 ст. 6 - 10. В этом варианте знаменитая фраза о рожне куда то подевалась и , если в первом варианте сопровождающие слышали голос, то во втором только видели свет. Третий вариант приводится Лукой, как часть апологии перед царём Агриппой: " 12 Для сего идя в Дамаск со властью и поручением от первосвященников,
   13Среди дня на дороге я увидел, государь, с неба свет, превосходящий солнечное сияние, осиявший меня и шедших со мною.
   14 Все мы упали на землю, и я услышал голос, говоривший мне на Еврейском языке: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Трудно тебе идти против рожна.
   15 Я сказал: кто ты Господи? Он сказал: Я Иисус , Которого ты гонишь;
   16 Но встань и стань на ноги твои; ибо Я для того и явился тебе, чтобы поставить тебя служителем и свидетелем того, что ты видел и что Я открою тебе,
   17 Избавляя тебя от народа Иудейского и от язычников, к которым Я теперь посылаю тебя,
   18 Открыть глаза им, чтобы обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу, и верой в Меня получили прощение грехов и жребий с освященными, " Деяния Апостолов гл.26 ст. 12 - 18. Если в предыдущих рассказах Шаулю было велено идти сначала в Дамаск, а потом, по прошествии какого- то времени ему будет дано задание, то в этом варианте ему сразу же открытым текстом дают задание. И опять появляется фраза о рожне. Рожном назывался заострённый кол, некий прообраз копья. Лезть на рожон означало предпринять, что то рискованное, действовать против какой то силы с явно неподходящими средствами. Фраза употреблялась в просторечии, и Шауль, в основном имея дело с народом простым, неискушённым, счёл необходимым, чтобы бог в разговоре с ним употреблял слова и выражения принятые у простого люда. Все три эпизода разнятся по редакции, но все они преследуют очень чёткую цель- внушить слушателю или читателю, что Шауль избран Богом лично и персонально Хотя с Шаулем по его словам шли ещё люди, но обратился Бог именно к нему и к никому более. История эта рассказанная или описанная заставляет невольно провести параллель с Моисеем , коему Бог даёт поручение. Единственный человек, с которым в известной на то время истории, говорил Всевышний лично. Аналогия просматривается полная.
   Сцена "обращения " продумана и просчитана до мелочей. Припадок с Шаулем случается рядом с городом и далеко идти не надо. Попадает он не в абы какой дом или, что было бы более логично, на постоялый двор, а в дом человека, имеющего явные связи с Дамасской организацией ессеев, Обратившись, Шауль являл собой ярчайший пример избранности, отмеченности. Был гонителем, стал божьим избранником и учеником у ессеев. Преследовал, а, благодаря видению, стал проповедником. Вызывает сомнение только один факт, Шауль по какой- то определённой причине вовсе не спешит выполнять то, что ему поручил якобы бог. Он в течении более чем 3-х лет чему-то обучается в Кумране и Дамаске. Практически никто из исследователей раннего христианства и деятельности Павла не акцентирует внимания на этом периоде его жизни. Лука, записывавший почти каждый шаг Шауля, ни слова об этом периоде жизни Павла не пишет, как будто его и вовсе не было. Вот он был в Дамаске, а потом пришёл в Иерусалим.
   Тот, кто придумал легенду внедрения, был весьма знающим человеком, впрочем, наверняка он был не один. Был использован символ света, навсегда связанный с именем Бога иудеев, начиная с не сгорающего куста терновника, Свет которого Моисей заметил в горах, пася овец. Тогда же Моисей и услышал первые слова Бога, обращённые к нему. В пустыне Господь появлялся народу израильскому в " столпе огненном ".Кроме того, ессеи поклонялись восходу солнца, видя в свете его благословенье Божье на текущий день и обращались "тогда к солнцу с известными древними по происхождению молитвами, как будто испрашивают его восхождения" И.Флавий. Иудейская война.кн.2-ая гл. 8 п.5. Помимо яркого света, обозначившего Божественное присутствие, Шаулем и тем, кто его готовил, был использован ещё один безотказный приём. Всем еврейским пророкам, исключая Моисея, пророчества, то есть Божественные откровения и указания, открывались или во сне , или в забытьи, Поэтому, потеряв как бы сознание на несколько дней, Шауль в соответствии с версией его " обращения", стал для приютивших его людей именно тем, кем он и планировал стать, человеком, которого отметил сам Господь и который будет проповедником Ему. Соответственно, в глазах ессейской общины Дамаска он стал выглядеть если и не совсем пророком, то человеком стоящим достаточно близко к этому.
   Но не все в Дамаске были настолько наивными, чтобы поверить безоговорочно в чудесное превращение из противников в горячего приверженца ессейской доктрины. Справедливо предполагая в Шауле соглядатая и агента первосвященника, люди эти добились у наместника царя Ареты в Дамаске ареста Шауля. В "Деянии Апостолов" Лука обвинил ортодоксальных евреев в том, что " ...иудеи согласились убить его" гл. 9 ст.23. Но сам Шауль опровергает Луку. Во втором послании к коринфянам, рассказывая о этом событии:" В Дамаске областный правитель царя Ареты стерёг город Дамаск, чтобы схватить меня; и я в корзине был спущен из окна на стене и избежал его рук " гл.11ст.32. Молодые члены ессейской общины, "ученики", как называет их Лука, по молодости, наивности и легковерию предупредили Шауляя о предстоящем аресте и помогли ему бежать, спустив в корзине со стены, окружавшей город. Это далеко не единственное искажения Лукой фактов. Согласно "Деянию Апостолов" Шауль после бегства из Дамаска прибыл в Иерусалим. "25 Ученики же ночью, взявши его, спустили по стене в корзине.
   26 Савл прибыл в Иерусалим и старался пристать к ученикам; но все боялись его, не веря, что он ученик" гл.9 ст.25,26. Шауль в послании к галатам сообщает совершенно другое : " 17 И не пошёл в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошёл в Аравию и опять возвратился в Дамаск.
   18 Потом ,спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать.
   19 Другого же из апостолов я не видел никого, кроме Иакова (Якова), брата Господня" гл.1 мт.17 - 19
  Шаулю стало понятно, что хотя чудесное "обращение" и сыграло свою роль, но для того, чтобы стать своим в среде, куда он хотел проникнуть, необходимо не только обладать суммой определённых знаний, выйдя из учеников, но и завоевать репутацию. После этого Дамасская история больше не повторится. Знания можно было получить в Кумране, территория которого также находилась под управлением царя Ареты. Неизвестно, знал ли Шауль о том, что и сам Иешуа и Йоханан ха Матбиль ( Иоанн Креститель) были послушниками в Кумранской общине. Но ему было ясно, что путь в Иерусалимскую общину под руководством брата Иешуа Якова лежит только через через Кумран.
   В истории чудесного " обращения" в изложении Луки есть много нелогичного. Расстояние от Иерусалима до Дамаска по древней дороге, начинающейся ещё в Гелиополе (Египет) и проходит через египетские города Дафна, Пелусий и Риноколуры, через Геброн (нынешний Хеврон), доходит до Дамаска и идёт далее до Пальмиры, было более 240 километров. Шауль со своими помощниками отправляется пешком, хотя собирался арестовывать и сопровождать мужчин и женщин в Иерусалим. Для пешего человека это расстояние преодолимо за 10 - 12 дней. С пленниками сложнее, их было необходимо поить, кормить выводить по естественным надобностям. Было необходимо взять с собой запас воды, топлива, продовольствия. Для перевозки груза были необходимы вьючные животные: верблюды, лошади или ослы, для которых также нужен был запас продовольствия и погонщики . Помимо всего, требовались конвойные для охраны арестованных и солдаты для защиты от разбойников, каковых в то время было немало в горах, и следовало предусмотреть защиту от сообщников арестованных, которых могут попытаться отбить товарищей. Всё это мероприятие тянуло на серьёзный караван в 10 - 12 вьючных животных и не менее 25- 30 человек охраны и погонщиков. Но и Шауль и Лука утверждали, что шли они пешком. И утверждение это правда, потому, что не собирались Шауль и сопровождавшие его возвращаться с пленниками, во всяком случае, это не собирался делать Шауль. И куда подевались люди, сопровождавшие Шауля, тоже неясно. Когда наместник Дамаска распорядился арестовать Шауля, вполне логично предположить,что приказ об аресте распространяется на всю группу прибывших из Иерусалима. Но, нет, только на Шауля. Значит он остался один в Дамаске, а его охранники уже покинули город, доведя Шауля до нужного адреса. И сам адрес человека, имеющего связи и вес в ессейской общине, откуда -то появился. То есть явка была дана ещё в Иерусалиме. Наяву все признаки хорошо подготовленной операции внедрения. С точки зрения сегодняшнего дня в ней полно недостатков, но стоит учесть, что люди в то время были более наивны и не настолько изощрёнными как сейчас.
   Шауль после бегства из Дамаска направился в Кумран. В документах Кумранской общины упоминается, что "испытательный срок"и период обучения для вновь принятых в общину был три года. И ровно три года он отсутствовал, ил как выразился он сам " пошёл в Аравию" . Аравия также входила во владения царя Ареты, равно как и Кумран. Таким образом, и, вроде не солгал, и не сказал всей правды. Не в первый и не в последний раз.
   В Кумране он не только получил необходимую сумму знаний, но и научился ею пользоваться. Ибо, как писал Цицерон (106 - 43 гг.до н. э.), великий оратор ,философ, писатель и юрист, речи которого Шауль наверняка изучал :" Недостаточно овладеть премудростью, нужно так же уметь пользоваться ею".
   Срок ученичества и послушничества закончился, и он вернулся в Дамаск. Никто и ничто ему не угрожает, он стал членом ессейской общины, проповедником, у него появились свои приверженцы. Одним словом, он стал своим человеком, правда, только на периферии. Он прекрасно разбирается в структуре организации и в иерархии и знает, что штаб находится не в Дамаске и не в Кумране, а в Иерусалиме. И командует этим центром Яков, брат Иешуа, Шимон, прозванный Кифа ( камень) и Иоанн (Йоханан,ивр.)
   Нужно было идти в Иерусалим. Встреча с руководителями Иерусалимской общины прошла крайне неудачно. Понятно, что нельзя будет подойти в Иерусалимском Храме к кому- либо из трёх иерархов общины и представиться: я ваш соратник, зовут меня Шауль, раньше я был плохим, но сейчас я исправился На этот случай у Шауляя была домашняя заготовка. Среди известных членов общины в Иерусалиме был его соученик по городу Тарсу - Осия ( переводится как исцелённый Богом с иврита),впоследствии имя это греческие источники перевели как Варнава( сын утешения, сын наставления, греческий). Осия по происхождению был из Левитов. Будучи человеком наивным и бескорыстным, единственное своё имущество ( участок земли) он продал и вырученные деньги подарил Иерусалимской общине. Ощутимого результата ходатайства Варнавы не принесло. Шаулю разрешили мельком увидеться с Яковым Праведным, как его стали называть, остальные же ученики Иешуа с ним видеться и разговаривать отказались, кроме Шимона. Шауль общался с ним более двух недель и за это время Шимон подробнейшим образом рассказал об Иешуа, о его идеях, его притчах и его учении. И хотя впоследствии Шауль говорил неоднократно о своих видениях, из которых он якобы черпал сведения о Иешуа, основным и скорее всего единственным источником был Шимон.
   Вся пока ещё небольшая община Иерусалима отнеслась к Шаулю с большим предубеждением, а некоторые члены общины ему даже угрожали. Первая проповедь в городе вызвала возмущение, и ему впредь было запрещено проповедовать в Иерусалиме. По совету Варнавы (Осии) он возвратился в Тарс в 39 -ом году, где и остался до 44-ого года.
   Шауль хорошо изучил ессейский подход к иудаизму и идеологии, распространяемую Иоанном Крестителем, Иешуа и его учениками, образовавшими Иерусалимскую общину и поставившие в качестве руководителя Якова Праведного. Считающееся более поздним, чем синоптические Евангелия, апокрифическое Евангелие от Фомы, датируемое многими исследователями от 60 -ого до 140 -ого года включает следующий стих: " 13 Ученики сказали Иисусу: Мы знаем, что ты уйдёшь от нас. Кто тот , который будет большим над нами? Иисус сказал им: В том месте, куда вы пришли, (Иерусалим) вы пойдёте к Якову Справедливому (Праведному) , из - за которого возникли небо и земля"стих 13.
   Ессейское движение отличалось непримиримостью к римским завоевателям и идеологическое сопротивление религиозно - административной элите, правящей с одобрения и согласия римлян. Община, руководимая Яковом, настаивала на сохранении иудейских традиций, пытаясь вернуть в лоно иудаизма всех маловеров и пошатнувшихся в вере евреев. Но не только этим занималась община; они собирались нести свет истинного иудаизма и в те провинции, где проживало большое количество евреев- эллинистов Это было как раз тем, чего меньше всего хотела римская политическая разведка, руководство Храма и наследники Ирода Великого. Распространение ортодоксального иудаизма, а именно таким было учение, распространявшееся ессейской общиной Иерусалима, в полном соответствии с заветами, высказанными Иешуа, могло привести к восстанию в Малой Азии против владычества Рима. А восстание почти наверняка будет поддержано сирийцами, армянами и парфянами. Были справедливые опасения, что восстание могли поддержать вообще все народы, говорящие на греческом языке. Римляне ,естественно, не желали подобного развития событий, и они потребовали от Шауля помешать процессу иудаизации. Опасаясь за обстановку в самом Риме, служба политического сыска добилась от императора Клавдия в 49-ом году изгнания евреев из города.
   Шауль приступил к решению поставленной задачи. Размышляя, он понял, что помешать процессу, который так волновал римлян, можно, расколов движение иудаизации населения Римской Империи. Сделать это было возможно несколькими способами: 1. Путём подмены ряда основополагающих доктрин; 2. Лично возглавив одно из направлений движения; 3. Под видом ессейского распространения иудаизма создать собственное направление, отличающееся по характеру и основным целям от ессейского.
   Ещё будучи учеником в Дамасской и Кумранской общинах Шауль, знавший прекрасно Танах, отметил слабость проповедников как в доскональном знании и толковании Закона (Торы) и пророков, так и в отсутствии красноречия, неумения выступать перед группами людей и, что называется, владения аудиторией. Ученик Гамлиэля, знавший Танах чуть ли не наизусть и участвовавший в бессчетном количестве учебных диспутов и споров, Шауль обладал гораздо более высокой квалификацией, нежели ессейские проповедники. Требовалась новая концепция, новое направление религии, базирующееся на основах иудаизма, похожее на него внешне, но с совершенно с другими задачами и целями. Идею подсказал " Дамасский документ":
   " 8 ...Они поняли своё преступление и узнали что
   9 Они люди виновные, но были точно слепыеи точно нащупывавшие дорогу
   10 двадцать лет. И Бог вник в их дела, ибо чистосердечно искали Его
   11 И поставил им Праведного наставника, чтобы направлять их на пути своего сердца."Текст А, глава 1, стихи 8 - 11
   Совместив образ Праведного Наставника с образом Иешуа, посланного возвестить пришествие Царствия Небесного и считающего себя, как впрочем и все иудеи, сынами Божьими. Концепцию эту Шауль проверяет в своих неописанных путешествиях по Сирии и Киликии в течении нескольких лет, с 39 по 43 годы. Она неплохо воспринималась язычниками, интересующимися верой в Единого Бога, поскольку совпадала с их представлениями о божестве. Для человека, верующего во множества богов греко - римского пантеона не было ничего невероятного в том, что Бог, Создатель всего существующего во Вселенной, прельщается еврейской девушкой, зачинает сына и направляет его проповедовать еврейскому народу. Сын божий должен возвестить скорое пришествие Царствия Небесного, при этом не сопротивляясь и подчиняясь всем требованием римских властей, оккупировавших Землю Израиля. Для массы народа, хорошо осведомленного о всех забавах Зевса ( Юпитера) с земными женщинами - Европой, Антиопой, Данаей и многими другими, не было ничего странного в связи Бога и простой девушки. Тем более в рождении сына; тот же Зевс столько детей народил, что если не армию, то полк из них создать точно можно было бы. Один Геракл стоил половины полка. Язычники даже не догадывались, что тот самый Бог, сына которого по утверждению Шауля, Он послал для исправления всех людей на земле, помогал завоёвывать Землю Израиля, в то время именовавшуюся Ханаан. Они не догадывались, что Бог повелел уничтожать всех язычников, кто оказывал сопротивление евреям под предводительством Моше ( Моисея) , а затем Иешуа Нави ( Навина), Тот самый Бог, который категорически запрещал создавать кумиров, не только материальных (золото, дерево, камень и т.д.), но и кумиров духовных и идейных. Тот самый Бог, который категорически запретил пользоваться самым ничтожным предметом, если он был в употреблении у язычников.
   Но Шаулю везло. Никто из язычников, которым Шауль внушал идеи непротивления власть и силу имущим, Торы не знали, о иудаизме только слышали, а с римлянами жили в привычном для них мире, как в прямом, так и в переносном смысле этого слова. Шауль оттачивает своё тайное оружие против ессейской пропаганды иудаизма, повышая своё мастерство проповедника и набираясь опыта в дискуссиях и с иудеями и с язычниками. С иудеями , прекрасно знавшими Танах, дискутировать было опасно: " От иудеев пять раз мне было дано по сорок ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали...." 2-ое послание к коринфянам гл.11-ая ст.24,25
   Но все эти проповеди шли от имени Шауля. Официального статуса проповедника ессейской общины Иерусалима, руководимой Яковом праведным , он не имел. Он выжидал, время от времени переписываясь со своим другом Варнавой (Осием) и получая от него известия о обстановке в Иерусалиме. Но вот в 44 - ом году наступил долгожданный момент. Варнаву посылают проповедовать в Антиохию, столицу Сирии, Это был третий по величине город в известном на то время мире после Рима и Александрии. Варнава, отправляясь по приказу руководителей общины, попросил разрешения взять себе в помощники Шауля. Разрешение было дано.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"