Махлин Виктор Эрикович : другие произведения.

Иешуа глава 5

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

                                   Глава 5
                  "Virtus post nummos" ( Добродетель после денег)
          Экономическая составляющая протеста Иешуа против партии   
                                  первосвященников ( саддукеев)

             Знаменитый протест Иешуа против превращения Иерусалимского Храма ( Дома
       Господня) в дом наживы власть имущих имел решающее решение при опреде-
       лении его дальнейшей судьбы. Эпизод этот упомянут в синоптических Евангелиях 
       всего в двух стихах: Матфей гл.21:12,13; Марк гл.11:15,16; и Лука гл. 19:45,46. Счи-
       тается, что Евангелие от Иоанна упоминает данный эпизод в 3-х стихах главы вто-
       рой (14,15 и 16), Справедливости ради, следует отметить, что стих 17 имеет непос-
       редственное отношение к событию, хотя он и прямо заимствован из псалма Љ68.
           "14 И нашёл, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщи-
       ки денег
             15 И сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец, и волов, и де-
        ньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул;
             16 И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда, и дома Отца Моего 
        не делайте домом торговли.
            17 При сем ученики Его вспомнили, что написано:" ревность по доме Твоем 
      Снедает Меня" Евангелие от Иоанна.
        Все четверо Евангелистов преднамеренно искажают факт о месте происшествия.
       В помещениях Иерусалимского Храма никогда не меняли деньги и не продавали 
      жертвенных животных. Происходило это на площади рядом с Храмом, но никак не
      в самом Храме. А в остальном все верно, хотя и нигде не упоминается о том, что на
      самом деле именно этот конфликт послужил основной причиной крайней неприязни
      группы первосвященников во главе с Каиафой, зятя Анны( Ханнана) к Иешуа.
      Иешуа посягнул на самое " святое" этой компании- их доходы, и понятно, что такое
      простить было невозможно.
         Для жертвоприношения в Храме было необходимо иметь животное " без порока", 
      то есть абсолютно здоровое и без повреждений,  как того требовала Тора.
       Степень пригодности животного определялась храмовыми священниками. Жертва,
       принесенная из дома, практически наверняка не могла пройти их контроль, зато те
       жертвы, которые продавались возле Храма, дотошному осмотру практически не
      подвергались. Это не означало, что продавались животные " с пороками", но это 
      позволяло продавцам продавать их по явно завышенным ценам, позволяющим
      платить " своеобразный налог" в пользу руководства Храма. А это в свою очередь
      позволяло беспрепятственно завышать цены на жертвенных животных.
           Помимо принесения жертв, каждый иудей, достигший совершеннолетия, насту-
      павшего согласно Торе в 13 лет, должен был платить храмовый налог. Женщины
      и рабы были освобождены от вышеупомянутого налога, и платили его только по
      желанию.
           Налог на Храм собирался по всей Римской Империи в тех её частях, где  компа-
      ктно проживали иудеи. По большей части, суммы налога, собранные в этих местах,
      переправлялись в Иерусалимский Храм. Но достаточно часто, деньги оставались на 
     местах для определённых финансовых операций. Налог на Иерусалимский Храм со-
     ставлял пол шекеля, но священные пол- шекеля. В иудаизме запрещено любое изо-
     бражение живого существа, человеческого или животного. Монеты, имевшие обращ- 
     ение в Римской Империи, имели на одной из сторон изображение правителя. Их нел-
     ьзя было даже вносить на территорию Храма. Поэтому и стояли возле Храма " мен-
     овщики" и меняли их на особые храмовые шекели, стоившие почти в два раза доро-
    же, чем обычные. Большая часть разницы шла в карманы руководителей Храма. Но
    денег, как известно, много не бывает, и посему правящая элита искала и другие спо-
     собы обогащения. Иосиф Флавий в книге " Иудейские древности" писал об Иосифе
    сыне Товия, получившем откуп на сбор налогов от египетского царя Птолемея 3-его
    (245-221гг.до н.э.) Для получения откупа необходимо было внести единовременно в
    казну царя громадную сумму. Территория сбора налогов, на которую распространял-
    ся откуп, называлась в то время Египетской Сирией и простиралась от Нила до Ефр-
    ата. Откуп этот был весьма лакомым кусочком и для египетских откупщиков, а среди  
    них были весьма богатые люди. Но откуп получил еврей, неизвестный до сих пор св-
    оим громадным богатством, и он занимал должность генерального откупщика Египет
     ской Сирии 22 года, по свидетельству Иосифа Флавия. Сумму, потребную для опла- 
     ты такого подряда можно было взять взаймы только в одном месте -   у руководства 
      Иерусалимского Храма, и разумеется, с огромными процентами.
      Очень часто исследователи Библии в своих трудах сообщали о том, что руководст-
      во Иерусалимского Храма извлекало деньги из разницы курсов между золотом и се
      ребром в Римской Империи и в Азии. В самом Израиле и Иудее до Первой Иудейск
      ой Войны ( 66-71 гг.) свою монету не чеканили. Шекель был мерой веса в 11,4 грам-
      ма и использовался для оплаты, как правило, серебром. В то же время использова-
     лись достаточно активно серебряные и золотые монеты других стран.
        Золотой монетой Рима был ауреус. При Юлии Цезаре в нём было было 1/40 римс-
     кого фунта ( либры), весившего 327,45 грамма и содержавшего 12 римских унций.Ау-
     реус соответственно в то время был весом 8,18625 гр. и равнялся 25 серебряным де
     нариям, каждый из которых, весил около 4,5 грамма. Следует также отметить, что в 
     ауреусе во времена Юлия Цезаря содержание золота достигало 99%. Соотношение
    золота к серебру составляло 1:13,7425. Это означало, что за грамм золота давали по
    чти 13,7 серебра. Так обстояло дело с обменом золота сна серебро в Риме.
        На территории Малой Азии и Персии имел хождение дарик, золотая монета, назва
    нная  по  имени персидского царя Дария.  Содержание  золота в  монете  составляло  
    97 %, вес 8,4 грамма. Монета обменивалась на 20 вавилонских шекеля ( сикля), каж-
    дый из которых  весил 5,6 грамма серебра. Соотношение золота к серебру составля- 
    ло 13,333. То есть, за 1 грамм золота на территории Азии давали 13,3 гр. серебра.
    Разница в соотношениях настолько мала, всего 0,41 грамма серебра на грамм золо-
    та, что никто в здравом уме, учитывая риски мореплавания, не стал бы возить золото
    в Рим, а оттуда  привозить   серебро. Тем  более, что постоянно в Риме уменьшалось 
    содержание золота в ауреусе и уменьшение веса денария. При императоре Нероне
    ауреус весил 7,27 гр. (1/45 либры) и соответствовал 25 денариям.
       Помимо ссуд и участия в прибылях откупщиков у руководителей Храма была ещё
   возможность увеличить капитал, получаемый в пользу Храма. Группа первосвящен-
  ников под руководством Анны ( Ханнана) никогда не упускала возможность заработать
  деньги. Явление это не было чем то выходящим из обычных рамок поведения священ-
     нослужителей. Ещё пророк Исайя писал:
        " 7 И их( исполняющих Закон) приведу Я на гору святую Мою (Храмовая гора )
    и обрадую их в доме молитвы Моём (Иерусалимском Храме); всесожжения их и 
   жертвы их (будут) на жертвеннике Моём, ибо дом Мой домом молитвы назо-
   вётся для всех народов.
           8 Слово Господа Бога, собирающего разбросанных Исраэйля: ещё( других) со
   Беру Я к нему, к собранным его.
           9 Все звери полевые, придите есть, все звери лесные!
          10 Стражи его (руководители Иерусалимского Храма) слепы все, невежды;
    Все они псы немые, не могут лаять, бредят, лежат, любят дремать
          11 И псы эти дерзкие, не знающие сытости,- и они- то пастыри, не способные
    понимать! Каждый повернул на дорогу свою, каждый до последнего - к корысти   
    своей." Глава 56 ст.8-11.
         Исайя ( Иешиягу) родился в 765 г.до н.э. Как видно из его слов, руководители евре
    йского народа, а первосвященники относятся к таковым в первую очередь, и в то вре-
    мя были " не знающими сытости" и " каждый до последнего" - корыстными.
         Во времена Иешуа значительное количество иудеев проживало в Риме, где всег-
   да, как отмечали историки и писатели, проживало огромное количество ростовщиков.
   Деньги в Древнем Риме играли огромную роль, как в масштабе государства, так и у ча
   стных лиц.  Нуждающиеся  всегда  могли  обратиться к  аргентариям.  Конторы их, как 
   правило,  находились на рынках.  Аргентарии  занимались  обменом  денег,  выдачей 
   ссуд, приёмом вкладов. Как видно из названия их профессии, занимались они в основ
   ном - серебром   ( Аргентум на латыни).   Деятельность их регулировалась государст-
   вом. Это были узаконенные банки, занимавшиеся ростовщичеством. Государство ог
   раничило процент на долг, он составлял всего 1% в месяц. Но когда и кого мо
  г остановить государственный запрет. Обязательства на возврат долга  писал-
  ись на заведомо бо"льшую  сумму. Богатые люди давали деньги аргентариям с
  тем, чтобы последние отдавали их в рост. Доподлинно  известно, что Брут, уб-
  ийца Юлия Цезаря, слывший одним из самых честных людей того времени,да- 
  вал деньги в рост под 48% годовых Любопытен факт, что большинство ростов-
    щиков было из сословия всадников, что привело к тому, что слова всадник и
   ростовщик стали как бы синонимами. Клиентами ростовщиков становились и
   патриции и плебеи. Как те, так и другие были заинтересованы и в ссудах и в
   выгодном вложении денег. Руководству Иерусалимского Храма даже не треб
   овалось переправлять  серебро и золото через Средиземное море. В Риме
   была громадная иудейская община, собиравшая храмовый налог, и его можно 
   было вложить в конторы аргентариев. Как писал знаменитый римский историк
   Тацит в своих " Анналах" книга 6,п.23 в 33 году разразился финансовый  криз
    ис - в Риме наблюдался дефицит наличных денег в обращении. Золото и  се-
    ребро  осело  в государственном  казначействе и в личной казне императора
    Тиберия. Вполне естественно, что это привело к росту ставок на займы,несм-
     отря  на пресловутый 1% в месяц. Тацит писал: "      цены на поместья резко 
     упали, и чем больше долгов обременяло владельца земли, тем труднее ему
    было её продать; так что многие из-за этого вконец разорились. Потеря иму-
    щества влекла за собой утрату достойного  положения и доброго имени."
        Положение спас император Тиберий, раздавший из своей казны 100 милли
     онов сестерций  ( сестерций  равен ¼  денария)  по конторам  аргентариев  с
     обязательством   предоставлять беспроцентные ссуды на три года под залог
    земли и поместий. Историки считали, что кризис разразился как из-за резкого
     уменьшения  общественных расходов, как на ведение  войн, так и отсутствия
     общественного строительства.
          Иудаизм  к   ростовщичеству   относился  двояко. В  Торе  в  книге  Шемот 
    ( Исход) написано следующее: "Когда деньгами будешь ссужать народ Мой,
     неимущего,  который  с  тобой, - не будь ему  притеснителем и  не бери с 
    него проценты" гл.22 ст. 24
      "35 И если обеднеет брат твой и придёт в упадок у тебя, то поддержи
    его, пришелец ли он или поселенец, и будет он жить с тобой.
       36 Не бери с него проценты и роста, и бойся Всесильного твоего, чтобы
     жил брат твой с тобой.
        37 Серебра своего не давай ему под проценты и за лихву не отдавай
    ему хлеба твоего" Ваикра ( Левит) гл. 25 ст. 35-37
        " 20 Не вымогай роста у брата твоего: ни роста серебра, ни роста съе-
     стного, ни всего, что можно отдавать в рост.
          21 Иноземцу можешь отдавать в рост, а брату твоему не отдавай в   
   рост, двбы благословил тебя Господь, Бог твой, во всяком начинании руки 
   твоей на земле, в которую ты входишь, чтобы овладеть ею" Дварим "Вт-
   орозаконие) гл.23  ст.20,21
        В первых двух цитатах из книг Шемот и Ваикра запрет на проценты роста
   касается   только неимущих ( бедняков), потому что один из основных мораль   
   ных принципов иудаизма говорит о том, что преуспевающий человек  обязан
   помогать бедным. И помимо этого постулата, дача денег в рост резко расслаи
   вает общество Господне, разлагая мораль. Закон (Тора) же определяет равен
   ство каждого перед Богом, и ответственность каждого иудея за всё общество 
   и всего общества за каждого из них.
         Великий  пророк  еврейского  народа  Иехезкель ( Иезекииль), живший в 6-
   ом веке до н.э. считал ростовщичество одним из самых тяжёлых грехов:
        " 11 А всех добрых дел он не совершал, ибо и на горах ел, и жену ближне
   го своего осквернял,
           12 Бедного и нищего обманывал, грабежом занимался, залога не возвра
   щал и на идолов обращал глаза свои, гнусности творил ,
           13 В  рост  давал и проценты брал - и жив будет? Не будет жить! Все 
   эти гнусности он совершал- будет он умерщвлён! Кровь его будет на нём"
       Гл. 18 ст. 11-13. Пророк ставит ростовщичество в один ряд с прелюбодеяни
   ем, грабежом и идолопоклонством, то есть наиболее тяжелыми грехами в иуд
   аизме. 
      
 В Евангелиях от Матфея и от Луки авторы вкладывают в уста Иешуа притчу
 о талантах. В Евангелиях от Марка и от Иоанна этой притчи нет.
    " 12 Итак сказал: некоторый человек высокого рода отправлялся в даль
 нюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться;
       13 Призвав же десять рабов своих, дал им десять мин и сказал им: упот
 ребляйте их в оборот, пока я возвращусь.
       14 Но граждане ненавидели его и отправили вслед за ним посольство, ск
азавши: не хотим , чтобы он царствовал над нами.
       15 И когда возвратился, получив царство, велел призвать к себе рабов 
тех, которым дал серебро, чтобы узнать, кто что приобрёл.
       16 Пришёл первый и сказал: господин! Мина твоя принесла десять мин.
       17 И сказал ему: хорошо, добрый раб! за то, что ты в малом был верен,
 Возьми в управление десять городов.
       18 Пришёл вторый и сказал: гоподин! Мина твоя принесла пять мин.
       19 Сказал и этому: и ты будь над пятью городами.
       20 Пришел третий и сказал: господин! Вот твоя мина, которую я, хра-
 нил, завернув в платок;
        21 Ибо я боялся тебя, потому что ты человек жестокий: берёшь, чего
не клал, и жнёшь, чего не сеял.
        22 Господин сказал ему: твоими устами буду судить тебя, лукавый раб!
 ты знал, что я человек жестокий, беру, чего не клал, и жну, чего не сеял;
        23 Для чего же ты не отдал серебра моего в оборот, чтобы я пришед
 получил его с прибылью?
        24  И  сказал  предстоящим:  возьмите у него мину и дайте имеющему 
 десять мин. 
         25 Сказываю вам, что всякому имеющему дано будет, а у неимеющего
 отнимется и то, что имеет;" Лука гл. 19 ст. 12-25 
       Разница между версиями этой притчи у Матфея и Луки в разных единицах 
  веса: у Матфея это талант, у Луки это мина; разнятся количество рабов: у Мат
 фея их количество не названо, у Луки их десять. Талант весил  26-30 кг., мина 
была 1/60 таланта и была предшественницей фунта ( 430-500 гр.) Усилия для
 приобретения благоговения хозяина рабы должны были приложить также разн
 ые в зависимости от полученных сумм.
     Лука в стихе Љ 14 употребил очень интересное слово- " граждане", в  грече
 ском оригинале- " политес", означавшее полноправных членов городской само
 управляемой общины. В то время рабы, вольноотпущенники, метэки и периеки
 не имели гражданских прав, но тем не менее это общество считалось  демокра
 тией. Хотя демократия эта никоим образом не соответствовала словам духовн-
 ого руководителя Луки - Павла из Тарса: Все вы, в Христа( Мессию) крестив-
 шиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни своб-
 одного; нет мужского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе"
 К галатам гл.3 ст. 27,28  Но рабы продолжали быть рабами даже у хозяев, исп-
  оведовавших христианство. Раб был абсолютно бесправным существом. И тут 
 возникает очень интересный вопрос: как раб может приумножить доверенный
 ему капитал? Самым простым способом была торговля. Купил где-то далеко то
 вар, которого нет в родном месте, привёз и продал с прибылью 100%. А были 
 товары на которых можно было заработать в десятки раз больше- пряности и
 благовония. И были они достаточно близко, в южной Аравии. Там выращивали
 мирру,  алое,  ладан  и  другие  дорогостоящие   благовония  и  пряности. Но за 
 ними надо  было  ехать  самому,  дорога обходилась  довольно дорого, помимо
 всего требовалась охрана и  немаленькая, поскольку караваны грабили  на юге
Аравии постоянно;  это  было  основным занятием арабских бедуинов. Поэтому
Вариант с заработком для рабов отпадал. Можно было купить должность  сбор-
 щика налогов и выбить из народа гораздо больше чем вложил. Но кто доверит
 рабу место  мытаря  ( сборщика налогов),  кто из  власть имущих вообще будет
 разговаривать  с  рабом.  Единственный  путь  относительно быстрого оборота
 с минимальным риском денег  было в  то время  ростовщичество, то есть дача 
 серебра( денег0 взаймы  под большой  процент  (от 40 до 100%%) в месяц под
 залог, заведомо превышающий сумму,  данную в  долг. Даже из  притчи  видно, 
 что хозяин  рабов именно  требовал от  них отдать серебро "в оборот", то есть
 заняться ростовщичеством.
    Даже к мытарям Иешуа относился как к людям грешным. Когда его упрекнули
в том, что он " ...ест и пьёт с мытарями и грешниками? " то Иешуа ответил: 
     "12 Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче,
 но больные;   
       13 Пойдите, научитесь, что значит: " милости хочу, а не жертвы"? ибо
 Я пришёл призвать не праведников, но грешников к покаянию" Матфей 9:11-13. 
 В стихе Љ 13 в кавычках цитата из пророка Ошэйи ( Осии)приведена неточно и
 к тому же умышленно обрезана.
      " 6 Ибо  благочестия  хочу  Я,  а  не жертвоприношений  и познания Бога 
 ( больше) чем всесожжений" гл. 6 ст.6
     Переделыванием цитат из Танаха с успехом занимался Павел, то же самое 
проделывали  и авторы синоптических Евангелий, следуя указаниям своего ду-
ховного учителя и пользуясь его же приёмами подтасовки .Как относился  сам
 Иешуа к ростовщикам совершенно ясно видно из начала данной главы. Еванге
 лия от  Луки и  Матфея  увидели   свет  в  последней четверти 1-ого века, когда
 идеи Павла под названием " христианство" овладели сердцами большого  ко-
 личества  язычников в Малой Азии. Вполне естественно, что эти люди к ростов
щикам относились как к повседневности, то есть терпимо. Поэтому и появилась 
эта притча, приписанная Иешуа, вопреки здравому смыслу.
    Самое интересное в другом - фраза, служащая как бы моралью в притче о 
 рабах- ростовщиках в Евангелиях Матфея и Луки, заимствована из Евангелия
 от Марка:"25 Ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отни
мется и то, что имеет" гл.4 ст.25
     Утверждение это вытекает из поучения пророка Ошейи о том, что вера укре
 пляется знанием,. Чем больше человек знает о Боге, осознавая глубину и скры
 тый  смысл  Божьего   Закона,  или как поэтично выразился Бог устами пророка
 Ошейи о  том, что "  Бог хочет "  познания Бога", т ем  чётче  индивидум видит 
 причинно- следственную  связь мировых событий, тем проще ему постичь мир,
 его окружающий. Становятся более понятными  и задачи морального усоверше
 нствования  человека,  данные богом в Декалоге. Если в повседневной жизни в 
 пустую ёмкость можно насыпать зерна, налить воды или вина, а в заполненную 
 полностью,  добавить  что либо невозможно, то в  плане познания Истины, кото
 рая есть Бог, всё обстоит с точностью до наоборот.
       " 26 И сказал: " Если будешь ты слушаться Бога Всесильного твоего,
    и угодное Ему делать  будешь, и  внимать  будешь  заповедям  Его,  то ни 
    одной из  болезней,  которую  Я  навёл на Египет, не наведу на тебя, ибо Я
    - Бог, твой целитель"  Шемот( Исход) гл.15 ст. 26
        Вот подлинный смысл того изречения приведённого Марком и искажённого
 авторами Евангелий от Матфея и Луки, который пытался донести до своих  слу
 шателей Иешуа.



 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"