Аннотация: Это одна из сюжетных линий романа. Выкладываю с целью узнать, насколько такое чтиво интересно достопочтенной публике.
Люди собираются в группы. Особенно любят сбиваться в группы женщины. Это открытие Ритка сделала для себя еще в детстве. По ее школе девочки перемещались небольшими стайками, часто парами и очень редко в одиночку. Даже в туалет идти одной считалось дурным тоном. У мальчиков дела обстояли проще. Они хоть и любили кучковаться, но все же, были более независимыми. Фраза: "подожди меня!" в девичьем коллективе звучала постоянно. Ждали друг дружку на переменах, не смотря на давно прозвеневший звонок, известивший о начале урока; ждали после занятий; ждали всегда и везде, безжалостно тратя время свое и чужое. И все ради того, чтобы вместе проделать путь из пункта "А" в пункт "Б". Путь порой совсем короткий, как то с одного конца коридора в другой - из кабинета истории в кабинет математики, или немного длиннее, но не настолько, чтобы соскучиться по дороге - пару переулков из школы до дома. И не потому, что подруга, нужна как воздух и без нее никак не обойтись. Или она безумно интересный собеседник. Вовсе нет. С ней ссоришься и миришься, на нее злишься, с ней споришь, делишься секретами или молчишь. Друзья в школе заводятся легко, также легко и теряются из-за какого-нибудь пустяка. Подруги нужны не для поддержки, хотя поддержка желательна. Некоторые не умеют поддерживать и сбегают с поля боя. Подруга, как сумочка должна быть под рукой. Ритка подозревала, что слово "подруга" образовалось из словосочетания "под рукой" и дружба тут не причем. Она вообще не верила в женскую дружбу. То, что у женщин зовется дружбой - не более, чем приятельство. Взрослой женщине находиться на улице без сумочки не комфортно, нечем занять руки и себя; неоткуда достать для отвлекающего маневра какую-нибудь вещицу, чтобы избежать неловкости в той или иной ситуации, проще говоря - чтобы не стоять как дура с пустыми руками. Так же и подружка. Она дополняет, оправдывает любое твое действие и уже тебя не так обсуждают, ты не кажешься странной и "не такой?, как если бы ты была одна. Вдвоем можно глазеть по сторонам и пялиться на людей, можно бежать вприпрыжку, смеяться просто так, бурно выражать эмоции по любому поводу и без него. А в одиночку - нет. Иначе запишут в сумасшедшие. Может, не в сумасшедшие, но точно решат, что ты со странностями. Масла в огонь подливала впечатанная в сознание аксиома, что одиночество - это плохо. Нормальному человеку не может быть хорошо одному. С малолетства внушалось: нельзя отбиваться от коллектива! Рассказывалась сказка про сломанный по одному прутику веник, разучивалась песенка, в которой "и конечно припевать лучше хором", и доносилось, что один в поле не воин. Одному скучно. Должно быть скучно. А если кому-то достаточно общества самого себя, значит, он эгоист.
В третьем классе их построили в шеренгу, как солдат и стали учить маршировать в ногу и выполнять команды "налево", "направо", "кругом". Они хором пели бравую песню про пулеметчика, бесстрашно расстреливающего со своей тачанки врагов. Педагоги совместили несовместимое - детей и пулеметную очередь. Ритка, как и ее сверстники, не совсем понимала смысла песни, а также цели конкурса, ради которого их оставляют после уроков на репетиции и часами мурыжат в школьном коридоре.
- Отряд, равняйсь! Смирно! - выкрикивал мальчик-отличник, избранный учительницей на роль командира. Ребята вяло поворачивали головы направо, потом возвращали их в исходное положение.
- Отставить! - рычала учительница. - Кто в лес, кто по дрова! Все заново. Банщиков, командуй, - обращалась она к отличнику и сердито смотрела на уставших учеников, добиваясь синхронного поворота голов.
- Отряд, равняйсь!- повторял Банщиков без энтузиазма. Роль командира ему льстила, но он тоже устал и ждал окончания репетиции.
- Отставить! - рявкнула учительница. - Была команда "равнясь!". Будете еще час тренироваться, пока не выполните, как положено!
Дети уже даже не шалили. Все мечтали поскорее разойтись по домам. С самого начала никому не хотелось участвовать в этом сомнительном мероприятии - мыча красноармейскую песню, войти строем в спортивный зал, где будет сидеть жюри из педагогов и оценивать строевую подготовку классов. Потом учительница объявит результаты. Скажет "вы заняли второе место - молодцы? (первое в силу возраста третьеклассникам не светило) или "вы плететесь в самом конце. Хуже вас только третий "Б". Позор!?. И все. За хорошее место учительницу как-то отметит школьное начальство, может даже премирует, но дети этого знать не будут - им только "Молодцы!" или "Позор!" за неделю страданий после уроков.
Тогда, на репетиции, у Ритки впервые появились догадки, зачем так рьяно стремятся подавить в них индивидуальность - для того, чтобы легче было управлять. Попробовали бы учителя покомандовать отдельными личностями! Скажите Маше или Пете: "направо", "налево", "кругом". Зададут резонный вопрос "зачем?". В строю у этих же Маши с Петей таких вопросов не возникнет, а если вдруг они взбредут им в головы, озвучить их ребята не осмелятся, чтобы не выделятся, не обращать на себя внимание. Вместе они - толпа со стадным инстинктом. Нужно быть очень сильной личностью, чтобы поступать по-своему, а не как все. Если так поступают все, поступишь и ты. Чтобы не связываться и не высовываться. Встречаются смельчаки, которые выражают свое мнение. Они робко оглядываются, ища глазами поддержку, и нерешительно подают голос. Они как будто бы извиняются за свою способность мыслить, словно совершают дурной поступок. Самые отчаянные резюмируют свой демарш выпадом: "думайте, что хотите, а я сделаю по-своему!?.
Ритка не относилась ни к смельчакам, ни к отчаянным. Ее считали странной. Ритка позволяла себе роскошь ходить в туалет без группы поддержки. За это одноклассники за глаза называли ее одиночкой. В глаза не решались, иначе Ритка могла не дать списать домашку. Ритка могла ничего не объясняя, выйти из строя и сесть на скамеечку, как на одной из репетиций конкурса "Строя и песни", за что была подвергнута остракизму.
- Сыропоршнева! - заорала тогда учительница. - Чего расселась?! Ноги не держат?! А болтать они тебя держат?!
Учительница рассыпалась проклятиями, Ритка молчала. Аргументированно возражать взрослым она тогда еще не умела.
Не сумев вернуть в строй зарвавшуюся ученицу, учительница обратилась к классу:
- Вы только посмотрите на эту прынцессу! Все стоят, а она сидит! За это вы еще час будете маршировать!
- Тебе надо, ты и маршируй! - Ритка поднялась со скамейки, взяла свой рюкзачок и, на манер бойца из почетного караула, чеканя шаг, демонстративно прошла мимо строя. Затем обернулась, сделала книксен, и резво направилась домой.
- Без родителей в школу не приходи! - полетела ей в след кара, но Ритку она не испугала, девочка чувствовала себя счастливой.