Аннотация: А попробуйте ответить и вы на вопросы дяди Сени! Быть может, лучше поймёте себя...
Про дядю Сеню.
Дядя Сеня. Вообще-то и не дядя совсем, а брат мужа двоюродной сестры моей бабушки. Но феномен! Изнуряющие многочасовые разговоры. Которых стараешься избежать, чтобы не терять время на "доказательство общепринятых догм", иначе говоря, чтобы не объясняться, почему правильно травить тараканов, любить своих детей и не желать смерти для всей планеты Земля. Внезапный подарок - орешки и клубничный джем. Шепотком о диагнозе: "Шизофрения". И, тоже очень тихо, про личную жизнь.
А он совсем не прост. Дядя Сеня. Вовсе не убогий. Он - философ. Имеет собственный взгляд на каждый вопрос. В детстве - поощряли: "Нестандартное мышление. Необъятные просторы перед мальчиком. Вундеркинд растёт". Поощряли... До выпускного экзамена. Ну умудрился же написать, что царь Николай Второй - тоже представитель русского народа! В сочинении о роли КПСС-ВКП(б)!... Что делать? С сочинением? С юным Сенечкой? О какой-такой золотой медали может идти речь? О каком-таком ВУЗе для политически неустойчивого? Уж не переучился ли мальчик? С ним всё ли в порядке? И вообще, какой он национальности? А!... Тогда всё понятно... Горизонты вдруг свернулись и безвозвратно канули в чёрную дыру диагноза.
Переплётчик книг на дому - специальность как раз для нестандартно мыслящего бывшего вундеркинда. И время от времени - принудительно-обязательные "санатории" или "дома отдыха" закрытого типа. Но... Коварство сей болезни общеизвестно: неизлечима, можно лишь временно затормозить её течение.
И вот в такие периоды "заторможенности" среди мелочных склок о синем лендерине (кто посмел отрезать кусок, да ещё так неровно, теперь сколько материала загублено), шиле (опять "идиёты" нарочно, из злобной мести затупили), перехваченных конкурентами заказах на оформление чьей-то докторской диссертации, вдруг разговор:
-Ну, как дела? - это дядя Сеня.
-Да ничего, - это я. Чтобы не обидеть столь откровенно кратким ответом, добавляю самое, на мой взгляд, безобидное,- вчера у подруги на свадьбе была.
- Где справляли?
-В общежитии. У нас там есть специально для таких случаев банкетный зал. С оркестром. Оформлен красиво. И кухня прекрасная. Салаты разные. Ассорти рыбное, мясное. Кофе. Мороженое. Шампанское. Чохохбилли из кур...
-А не жалко?
-Чего?
-Ни чего, а кого. Кур, хотя бы.
- ???
-Ну, раз вы так жизнь любите. Вот женитесь...
-Дядя Сеня, а куры-то при чём?
-При том. Сами живёте, а их жизни лишаете. За что? Им тоже хочется до старости травку клевать.
-Но их же специально для этого и выращивают.
-И что? Разве от этого им под нож хочется? А почему, собственно, вы, жизнелюбы, одних животных охраняете, а других пожираете? Чем тигр в зоопарке лучше коровы на лугу? Красивее? Умнее? Нет. Но вы корову режете и ею кормите тигра. И не одну корову...
-А чем ещё тигра кормить? Он же - хищник. Сено жевать не станет.
-И кошка - хищник. Но моя Беатриче мяса не ест. Молоком, творогом, хлебом прекрасно обходится. Пыталась как-то птичку поймать, так я её наказал. Больше не охотится. И тигра можно тем же способом прокормить. И человека. Я вот. Сколько лет уже без убийств обхожусь. Чужой плотью свою плоть не питаю. Ничьей жизни не отнимаю. Комаров и то не бью - сдую и всё, разве что во сне случайно раздавлю, так это - не в счёт. (Да, точно, слышала я про то, как дядя Сеня мокриц у себя на первом этаже в холодной квартире по осени под ванну выпускал, а летом мух не убивал, не гонял, а аккуратно ловил в баночку и выносил на волю, на улицу.) А вы, гуманисты? Шапку вон из песца носишь?
-Угу. - И оправдываюсь, - Так холодно же. И потом, этот песец и так - и так уже на шапку пошит, независимо от того, я её ношу или кто-то другой. Его ведь не оживить тем, что я эту шапку носить не буду.
-А спрос рождает предложение. Страусов за перья, носорогов за рог, кабаргу за железы пахучие, тараканов за плодовитость, евреев за нос с горбинкой - было бы оправдание, веские основания, так сказать, и любого за что-нибудь и на что-нибудь можно в расход пустить. Фашисты, вон, тоже считали, что славяне на то и существуют, чтобы по молодости их в качестве рабочего скота использовать, а потом - на мыло, перчатки, парики, удобрение...
-Ну, дядя Сеня! Это уже перебор. Человек от животного как-никак сознанием отличается. Животное смерти и страха смерти не сознаёт.
-Это кто тебе сказал? Ты на бойне когда-нибудь была?
-Бог миловал.
-Значит, и знать не можешь. Но понаблюдай. Курица бегает, орёт, трепыхается только до плахи. Положи её на чурбак, где птичьи головы рубят, и она замрёт, покорится судьбе. И кошки, собаки почему, думаешь, перед смертью уходят, прячутся? Если не осознают, то зачем уходят? Умирали бы посреди дома, в тепле и уюте. А козы, свиньи, коровы? Поинтересуйся. То плачут перед смертью, то кричат, то мечутся... Знают они, что такое смерть. Знают. А вот если бы ты, да ещё твои подруги, и подруги их подруг перестали бы шапки песцовые покупать, глядишь, сотню-другую зверьков за невостребованностью и оставили бы в собственных шкурах гулять по клетке, а то и на свободе.
Чувствую, что дядя Сеня целиком и полностью побил мои аргументы своими и лихорадочно пытаюсь хоть что-нибудь противопоставить:
-А обувь? Без кожи не обойтись. А опыты? Как науку двигать? Жалко животинок, да куда без подопытного кролика или обезьяны? Если хирург ни на ком не тренировался, Вы к нему на стол рискнёте лечь?
- Я? Нет. У меня с медициной вообще отношения сложные. Ни я её не люблю, ни она меня не уважает. Да и не об этом речь. Обувь нынче на любой сезон можно купить: хоть войлочную, хоть резиновую, хоть из кожзаменителя... И науку можно двигать без кровавых жертв. На что вам, скажем, компьютера? Моделируйте ситуацию и свои действия. Мало этого? Муляжи и манекены сейчас такие делают - живые люди кажутся рядом с ними недоделанными подделками. А для хирургов-практикантов и в морге материала достаточно.
- Да кто ж захочет себя на запчасти разбирать оставить?
- Да, хоть я. Какая разница после смерти? В гробу хорошо выглядеть не для кого.
- А близким каково?
- Я и при жизни всех раздражаю. Уж после смерти-то могу распорядиться собой как сам хочу?
Далее следует ещё более длительная и мучительная дискуссия о вопросах нематериального порядка. Я - продукт советского воспитания, идейно подкованный член ВЛКСМ - материалист (как бы?), но атеизму дяди Сени позавидует самый ярый пропагандист-богоборец. Бога, если таковой существует, он приравнивает чуть ли не к садисту-маньяку (так, по крайней мере, кажется мне):
- Все рождаются для мучений. Болеют, страдают, умирают долго, тяжело. Одни голодают. Других предают. А сколько казней и пыток за века придумали! Если ты имеешь хоть каплю жалости, сострадания, то помоги найти средство прекратить мучения всех и сразу!
- ???
- Цель истинно благородная только одна - уничтожить всё живое мгновенно и радикально. Учёные Земли обязаны найти такое средство, иначе зачем они нужны?
- Они и так уже многое в этом смысле сделали, - ошарашенно бормочу я.
Дядя Сеня, чутко улавливая всю гамму моих где-то саркастических, где-то растерянных, но, в общем, не союзных его мировоззрению чувств, раздражается:
- Вот все вы такие! Жизнелюбы! Лицемеры: льёте слёзы над книжкой, а из трупов варите еду себе и детям, которых производите либо по глупости, либо из эгоизма, чтобы вам в старости кто-то это страшное варево поднёс. За себя боитесь-хлопочете! Никто у ребёнка не спросит, хочет ли он жить в этом мире?
- А если бы у вас спросили?
- Не спросили...
Повисает недолгая, но угрюмая пауза. Затем дядя Сеня почти мягко, но очень значительно ПРОСИТ:
- Ну, пообещай хотя бы детей не рожать.
Я молчу. Врать не хочу. Доводов нет или они слабоваты против дядисениного напора. (Татьяна, моя не помню сколькиюродная сестра, чтобы её не терзали такими беседами, давно пообещала быть в браке бездетной - не всерьёз, конечно, но, вот парадокс, много лет потом обивала пороги врачей - здорова, а беременность не наступает - пока не пошла молиться в храм...). Мой собеседник - максималист. У него была жена - женщина простая и, как говорят, недалёкая, но дядю Сеню жалела и любила по-своему. Он жил с нею скорее по привычке: удобнее с бытовой точки зрения и всё-же есть собеседник, который никогда не противоречит... Но предала жена, нарушила главный запрет: узнав, что вскоре может стать матерью, не сделала аборт, а сбежала и родила. Этого дядя Сеня ей не простил. Развелись.
- Ну, тогда мяса не ешь. Это не так трудно. Я поначалу тоже слабость проявлял: скучал по копчёной колбасе. Прошло...
Я вяло, по привычке отбиваюсь (если честно, то сама ещё в детстве мечтала стать вегетарианкой), говорю что-то про незаменимые аминокислоты. Дядя Сеня приводит в пример потомственных индийских даже не йогов, а просто обывателей, которые без этих аминокислот не выродились, а дали миру необыкновенно самобытную древнюю культуру. Я обещаю подумать и выхожу, наконец, из разговора. Вымученная. Неудовлетворённая.
У дяди Сени стройная система, в который он имеет собственную (отстаиваемую!) позицию. Окружающие называют её шизофренией. Я тоже не согласна с идеей уничтожения чуда жизни, но в мою нишу жизнелюба, как называет её мой оппонент, уже вгрызлись черви сомнения - я заразилась душевной болезнью? Кстати, душевная болезнь: когда болит душа или когда душа болезненно искажена? Сейчас часто говорят, что понятие нормы относительно, что среди больных шизофренией процент гениев много выше, чем среди людей здоровых. НО!!!
Отсутствие личного счастья - не повод и не причина лишать надежд на радость и любовь целый свет! Или всего одного, но рождённого от тебя ребёнка... Да, все страдают: теряют, разочаровываются, ревнуют, болеют, умирают, наконец. Христа - учителя, целителя, сына Божьего - распяли!!! Но и Он простил! Мы можем уменьшить количество боли: обойтись без натуральных шуб и мясных деликатесов. Не все, не всегда... Масай, пока он - масай, будет пить кровь с молоком, и Беатриче будет ловить и есть кузнечиков, когда её никто не видит... Но, мир, лишённый жизни, кому он нужен?! Кто оценит его красоту или дикость? Ничто, пустота не содержит ничего - нет там и души! Нечему там болеть! А у дяди Сени душа болит... И теребит окружающих: думай, чувствуй, действуй сообразно порывам своей души! Не будь равнодушен! Разберись в главном: что держит тебя на Земле? Любовь к матери, природе, личному автомобилю? Или ненависть как ущербность от ощущения непричастности к клану счастливых, тех, кто любит сам или любим, кто, как бельмо в глазу, раздражает.
Можно ли научить любви? Не знаю. Не каждому дано...