Май Алекс : другие произведения.

Сериал "Ход королевы", или Глазастая шахматная вакханка

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Часть первая
  
  Я - типичный жираф, если речь идет об отношении к сериалам. Они очень долго до меня доходят, один из ста, в лучшем случае.
  
  Почему?
  
  Потому что многие из них не несут в себе ничего нового, о чем можно было бы подумать.
  
  Интерес к "Ходу королевы" постепенно созревал, но больше благодаря популярности. О нём стали писать в профильных группах. А ещё, как выяснилось, выросли запросы на шахматы в мире. Надо полагать, со стороны женщин.
  Секрет массового успеха - всегда интересен, хотя он и имеет общие, базовые положения. Но всегда интересны особенности, которыми пользуются авторы, для его достижения.
  
  С "Ходом королевы", при поверхностном взгляде, всё несложно. Зрители, замученные различными перверсиями, войнушками, кровью, и при этом - толерантностью, не могли не оценить фильм, в котором ничего этого нет.
  Мы не видим каких-то реально глубоких страданий и переживаний. Нет, всё довольно ровненько. Героиня не выглядит мученицей-страдалицей. Мировых катастроф, эпидемий - нет, и современный зритель, уставший от них и в реальности, и на экранах, уже говорит спасибо. Ну и классная игра всех актеров, конечно. Естественная игра. Без переигрывания.
  
  И вот тут хочется порадоваться за авторов. За то, что они прекрасно знают психологию, на глубоком уровне. И применяют свои знания в произведениях. Ведь если рассматривать фильм на уровне психилогии, и даже антропологии, то всё становится куда интереснее. Но а если говорить об этом, то может кому-то показаться и скучным. Поэтому, я кратенько, насколько получится.
  Женщина, которая в упоротом состоянии наблюдает на потолке видения - вполне себе древний типаж, архетип жриц определенных культов. Её "таблеточки" - аналог "ведьминой мази", которая преображала Маргариту у Булгакова, ну и ранее - вызывала различные видения у определенных женщин в Средние века, за что им делали ататат. А прежде всего, это аналог пойла элевсинских мистерий. Но архетип такой есть. И он весьма популярен.
  
  Киношники, правда, соврали - играть в таком состоянии в шахматы - нереально. Даже на гитаре играть и петь, свои же песни - нереально. Не верите, у Кузьмина спросите. Или у Игги Попа. Последнему до сих пор, наверное, стыдно за свои некоторые концерты из прошлого. А они уж интеллектом не отличались. Чего уж про шахматы говорить, где ум должен быть острым, как клинок.
  
  Как заметил один знакомый профи - это фильм о мужском и женском начале. О Природе-Матери и Духе-Отце. Мужское постоянно пытается вырваться из-под материального (материнского) контроля, а сделать это возможно только с помощью духа, нематериальных идей и т.д. Поэтому, некоторые мужчины, которые перешли в материальное состояние, т.е. регулярно выставляют себя напоказ в новых цацках и нарядах, чтобы покрасоваться, вызывают некоторое недоумение у других мужчин. Ну, они не всегда говорят об этом вслух, конечно, но отмечают это. Подчинение женскому материальному началу. Матери-Природе, если хотите. А где высокие мысли? Где интеллектуальные прорывы? Всё о материи, да о материи, всё о деньгах...
  
  Конец 50-х, с которых начинается действо сериала - это время краха мужского начала. После Второй Мировой войны мир разочаровался в идеях и идеологиях. Он охренел от того, что произошло. Условно говоря, миру захотелось снова вернуться в утробу Природы-Матери, в домик, и погрузиться в теплые плацентарные воды. Для отдыха, а может и сна. Захотелось расслабиться. Убаюкаться.
  Бет Хармон, как шахматистка-вакханка - отвоевывает у мужчин исторически их территорию. Шахматы. Она управляет этими фаллическими фигурами на потолке, и только слепой не заметил этого смысла. Она начинает совмещать в себе и мужское, и женское начало. И она побеждает мужское на мужской территории.
  
  Собственно, в те времена эти процессы и происходили в обществе. Во всех, а особенно - в культурной сфере. И процесс растянулся на много лет.
  Он так и не завершился, судя по тому, что мы наблюдаем. Есть, правда, различие. Странное такое. Завоевать мужскую территорию - это одно. Оставаясь при этом женщиной. Стать мужчиной на мужской территории, будучи от природы женщиной - это уже совсем другое. Пока совсем непонятное, но если подумать, то... Так себе дело, наверное.
  Ну и на тему, что заставляет мужское и женское противостоять - есть много версий. Лично мне кажется, что это просто какая-то врожденная дурь, к сожалению. Всё это единство и борьба противоположностей. Но, грят, это офигенно двигает прогресс и не дает скучать. От хаоса к логосу, и наоборот. Иначе, жизнь остановится. Так что... Мы, к слову, сейчас именно что в стадии хаоса живем, пусть и неполного, но он уже ощущается очень явно.
  Такие вот мысли, и да пора закругляться.
  
  Сериал мне понравился, как нравится каждая профессиональная и продуманная работа. Нравится умный подход к работе.
  Обожаю людей, которые не побоялись без устоявшейся внешней сильной атрибутики успешных сериалов снять этот фильм. Снять фильм про мужское и женское начала. Просто просчитав психологию и запросы общества.
  Ну, можно было бы погундеть о том, что все мужчины показаны в сериале полными слабаками (а иногда и сволочами полными, куда сейчас без этого), на фоне шахматистки-вакханки, но не буду. Зачем? Наверное, во многом оно сейчас так и есть. Когда столько мужчин захвачены материей ради самой материи. Когда они прикованы к ней.
  
  А то, что многие вдохновленные сериалом девушки и женщины стали скупать шахматы - так и это неплохо! Сыновьям потом достанутся эти доски!
  
  Часть вторая
  
  Как вызвать удивление и когнитивный диссонанс у масс? Смешать архетипы! Поставить на место мужчины - женщину, которой никогда не существовало.
  
  Это и было сделано в сериале.
  
  А за прототип героини был взят Бобби Фишер. Интересно, как бы он отнесся к этому? Очень уж он подходит по многим пунктам, да и боялся советских гроссмейстеров, как кролик удавов. В сети можно найти материалы об его битве с Борисом Спасским. Это было очень скандально, с огромным психологическим давлением на Спасского.
  
  Игра проходила в Рейкьявике - рядом с американской военной базой. Каким-то образом специфическая подготовительная "шахматная" информация просачивалась из дома, где остановился Спасский с сопровождавшими его лицами. Есть мнение, что Фишер заранее знал заготовленные ходы и т.д.
  Блин, да и не жалко.
  
  В общем, Фишер одержал победу. И радости были - полные штаны. Наконец-то! Разочек. И всё.
  
  Но как переписать историю в мозгах людей? Да ещё и поставить на службу новейшему времени?
  Ведь сидит комплекс и обида-то. Сидит. Ответ - через качественно сделанный сериал.
  Ведь дофига людей в мире поверит в реальную героиню, и что она даже победила на мифическом чемпионате в Москве. И что какие-то, похожие на бомжей люди - очень радовались в Москве этой победе. Тут важное замечание - делать ставку на людей, которые верят в такое, похожее и т.п. - не стоит. Проку от них мало, практического, в перспективе.
  
  Не знаю, какие-то таблеточки действуют на тех, кто всё это делает, но они нарушают одно ключевое правило - нельзя пользоваться небытием ради достижения целей в бытие. Все это дает обратный и очень серьезный эффект. Лупит по самим же создателям и заказчикам, с огромной силой. Да и мифы мстят за такое их использование.
  Да, если нет своих богатырей - можно придумать супергероев. Но богатыри - были, а супергероев - нет. Если, кроме невротика Фишера, не было человека, который победил бы советских чемпионов - надо придумать женщину, которая стала таковой, благодаря таблеточкам. Вдруг, сработает?
  
  Игра с сознанием людей становится слишком опасной, когда такими в ход идут такие методы. Как говорится, эту бы энергию и талант - да в другое русло. Но... Не получается, почему-то. Есть, наверное, заказ, который реализуется через "Нетфликс". Фактическая ложь, разбавленная реальным временем, реальными именами, не перестает от этого быть ложью.
  
  Так что не удивляйтесь этому моему продолжению. В первой заметке я похвалил авторов за профессионализм, который у них есть. А сегодня, с сожалением, констатирую, что зря они пользуются так своим профессионализмом.
  И ещё мне нравится концовка сериала. Она такая, с намеком. Когда Бэт Хармон идет по Москве, и садится играть со стариками. Она смотрит в камеру, и обращается уже к зрителю: "Сыграем?".
  
  Думаю, каждый человек, который понял все эти ходы, из россиян, улыбнулся, и ответил: "Разумеется. Сыграем, Бэт и ребята!". Тем более, игра уже идет, в своей очень-очень активной фазе с 2014 года.
  
  Ну и добавил бы: "Главное, не забывай про таблетки, без которых, увы, играть ты не сможешь. Но и жить на них ты тоже не можешь. Разрушают они тебя". В общем, тему этого сериала - закрываю. Ждем следующего! )
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"