Майборода Дмитрий Анатольевич: другие произведения.

Этот странный день космонавтики

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фанфиков на Фикомании
Продавай произведения на
Peклaмa
 Ваша оценка:


   Был такой писатель Лем. Написал он как-то "Сумму технологии", и в ней, среди прочего, поставил следующий вопрос: если вокруг нас существует множество звёздных миров, то среди них, наверное, есть и обитаемые, но тогда почему же мы до сих пор не видим братьев по разуму?
   Варианты ответа на этот вопрос он предлагал разные. И среди них вдруг проскочил такой:
   Возможно, цивилизации развиваются так, что когда они достигают определённого энергетического уровня, позволяющего выйти в космос, они вдруг замыкаются сами на себе, на своих внутренних проблемах, и в космос не выходят. Вот как-то так само собой получается. Потому и не летит к нам никто.
   Мысль эту писатель додумывать не стал, и даже отбросил как недостоверную, поскольку было непонятно - с чего бы вдруг цивилизации так поступать. На дворе тогда были 60-е, что ни год летали, и наши, и американцы, и все были в эйфории от перспектив.
  
   Но - у НАС на планете, тем не менее, произошло именно ТАК. Цивилизация замкнулась на себя.
   Вот это - довольно странно. Ещё в 60-х такой вариант рассматривал только Лем, да и то отбросил, как заведомую чушь.
  
   Иногда главной причиной такой ситуации называют энергетику. Ракетам, мол, требуется много топлива, а это - неэкономично, дорого. Да и полезность альтернативного транспорта, скорее всего, будет зависеть от наличия доступных источников энергии.
   Но вот здесь - вторая странность.
   Давайте оценим состояние нашей энергетики.
   Вот период 1910-1960 - пятьдесят лет. В начале - газовые фонари, в конце - атомная энергия.
   А вот период 1960-2010 - тоже пятьдесят лет. Что изменилось? А ничего! Наоборот - цивилизация возвратилась к нефти и газу, даже ядерная энергетика уже обросла луддистскими страшилками. Термоядерной энергетики как не было, так и нет. "Холодный термояд" был в 80-х похоронен с таким размахом, что ни один держащий нос по ветру учёный не рискнёт им заниматься, дабы не прослыть шарлатаном.
   Интересно, неужели у человечества настолько отсохли мозги, что за 50 лет в энергетике не случилось ни одного внятного события?
  
   Теперь дальше: конструкция аппаратов. Понятно, что ракеты - это примитив, в другую галактику будут тащиться долго. Утверждают, что придумать что-то принципиально другое, другой вид транспорта - сложно.
   И здесь - третья странность: ситуация с новыми видами транспорта вообще.
   Опять же сравним два полустолетия. 1910-1960 - автомобиль, дирижабль, самолёт, ракета. 1960-2010 - э-э... да ничего, собственно, доработка до комфорта старых видов.
   Помнится, в фантастике 60-х герои вовсю летали на "флаерах" - это был такой мобильный летающий личный транспорт. И где он сейчас? Уже и фантасты редко вспоминают. Про слово "телепорт" и не говорю, оно вообще потеряло первоначальный смысл и стало означать магический портал в выдуманном мире.
  
   Может быть, всё это фантастика, нереально? Да, такое мнение постепенно сложилось. Скажет вот так человек - и сразу видно: перед нами - солидный самец, понимающий реальность, знающий жизнь. Но первая половина века показывает, что смена одного вида транспорта кардинально другим вполне может уложиться в 10 лет. В 10-20-х в небе царили дирижабли. А в 30-х они уже пылились на свалках, а в небе летали истребители.
   То есть: ракеты вполне могли смениться чем-то другим, и не так много времени на это бы ушло. Или тогда люди умнее были, талантливее, а сейчас дураки?
  
   Дело в другом: с 60-х разработка новых видов транспорта стала негласным табу.
   Как и разработки в энергетике.
   Можно лишь совершенствовать старые виды - благо далеко они не уедут и не улетят.
   Про всякие там "гиперпереходы", свертки пространства - что и дало бы реальный выход в другие галактики - уже и не думает никто всерьёз, это стало частью выдуманных миров наравне с магами да эльфами.
   То есть: мысль и намерение человечества резко переключились. Причём по историческим меркам - мгновенно. Пятьсот лет всё куда-то ехали, плыли, летели, исследовали, открывали дальние страны, новые берега. Парусники, пароходы, паровозы, автомобили, дирижабли, самолёты, ракеты - и вдруг всё кончилось.
   И говорят друг другу: "А вот неинтересно стало! Да-с-с!"
  
   А куда переключились? Куда тратится мысль и энергия?
   Ведь наука кипит, развивается, она ведь не прекратилась в 60-х.
   И вот здесь - самая главная странность.
   Сейчас ВСЯ наука перенацелена на создание виртуального пространства цивилизации, для замыкания человечества на самом себе.
  
   Что происходит последние 50 лет, например, в технике?
   Прежде всего - это развитие средств связи, средств записи, проигрывания и передачи звуко- и видео- сигналов. Именно это определяет лицо современной цивилизации, и подавляющая часть нововведений в технике сводится к этому.
   Здесь я даже не говорю про компьютеры, интернет, сети и прочий киберпанк, хотя всё к нему вроде бы и идёт. Современная цивилизация УЖЕ находится в облаке виртуальности - через телевизор, мобильник, видео- и звуко- проигрыватели.
   Зачем куда-то лететь, искать новые пространства, если всё это можно увидеть на экране - услышать звук прибоя, шёпот чужих миров, и сбросить адреналин, постреляв чешуйчатых пришельцев, не отрываясь от любимого кофе с булочкой?
  
   Что развивается в фундаментальной науке? Только то, что не угрожает непосредственно привести к открытию в реальности новых пространств.
   Например - генетика, биохимия, молекулярная биология, медицина, фармакология и прочий лайф сайнс. Это второе по затратам средств и мозгов (а может и первое) научное занятие человечества в последние 50 лет.
   Дело, конечно, хорошее. Вот только люди всё равно будут болеть и умирать, что ты с ними не делай. То есть с точки зрения цивилизации в целом - занятие абсолютно бесполезное. Ну вылечат 80-летнего миллиардера от болезни Альцгеймера, ну овечку клонируют - а толку?
  
   И - не наука здесь застрельщик. Наука, как известно, часть культуры. А вся культура, начиная с середины 60-х, оказалась полностью перестроена так, чтобы ориентировать цивилизацию на самозамыкание. Заказ на создание виртуальности - такой, чтобы засасывала и не отпускала - прослеживается практически во всех областях культуры.
  
   Ярче всего это видно в кино, которое к концу столетия откровенно стало "конвейером грёз", главным пропагандистом эскапизма и потребительства. То же происходит в музыке, начиная с великих Битлз, которые, хотя и не по своей воле, стали первым массовым наркотиком, и до современной поп-культуры, которая уже откровенно предназначена для того, чтобы тупо побалдеть от дозы.
   Что происходит в литературе? Самое главное - кардинально поменялось к ней отношение. Книга - уже не учитель жизни, не то, что заставляет думать или хотя бы просто вдохновляет на что-то. Это уже - продукт типа попкорна. Главное к ней требование - чтобы хорошо глоталась и вызывала приятные ощущения в животе. Если почитать форумы или электронные библиотеки, где обсуждаются книги, то типичная похвала такова: "вкусная книга, проглотил с удовольствием, аффтар, пиши исчо".
   Возник интереснейший жанр - фэнтези. Интересен тем, что целиком и полностью предназначен для эскапизма и погружения во "вкусную" виртуальную реальность. Сменила незаметно направленность фантастика: вместо моделирования будущего и возможных проблем, вместо постановки вопросов - она теперь лишь подвид фэнтези для создания виртуальных технологических миров для "вкусного" времяпровождения.
   Из литературы приключенческой практически исчез мотив исследования нового - как новых идей, так и новых пространств.
  
   Общий посыл, который проталкивается везде и всюду на подкорку - исследовать новые горизонты негде и незачем.
   Ведь всё можно придумать. И это будет красочнее, вкуснее и увлекательнее. Хотите ощутить себя магом, гномом, эльфом - без проблем. Хотите космос - пожалуйста, хоть кино со звёздными войнами, хоть красочная книжка со звездолётами и бластерами, хоть игрушка на компе, где можно пострелять зелёных пришельцев. Ведь важна не реальность, а наши от неё впечатления - не так ли?
  
   Примеры из разных областей приводить можно долго, здесь проблема лишь обозначена штрихами.
   Вывод: впервые за пятьсот лет человечество отказалось от исследования новых пространств. И не просто отказалось, а переключило свою деятельность, свою энергию на создание миров виртуальных.
   И точка перелома, если отследить её по истории развития науки, культуры, искусства, литературы, лежит где-то в середине 60-х годов.
  
   Если выражаться терминами фантастов, то, что с нами произошло - называется регрессорством. Этот термин не нов, он возник по аналогии с известным словом "прогрессорство" Стругацких, которое означало внешнюю попытку подтолкнуть развитие цивилизации.
   То, что происходит с нами - смена курса с реального развития на создание виртуальных миров - прогрессом не назовёшь, это деградация цивилизации, регресс.
  
   На самом деле, это всё довольно известные вещи, всё это последние 15-20 лет неоднократно описывали и обсуждали. И пытались дать объяснения.
   Но вот что интересно - разумных объяснений в духе "всё случилось само собой по объективным законам" так и не возникло. Не нашли таких законов, по которым цивилизация, стоящая на пороге выхода в другие миры, вдруг становится аутистом-олигофреном. Отдельные какие-то стороны случившегося можно поднатужиться и объяснить "естественно", но вот весь взаимосвязанный комплекс - не получается.
   Уж как-то слишком красиво все "естественные" выстрелы ложатся в центр мишени.
  
   Человечество сбили, как птицу на взлёте.
   Кто? И зачем?
  
   В этом ключе и происходящее в России имеет несколько другой смысл.
  
   Россия (СССР) - единственная страна, где полёты в космос - важная часть национального системообразующего мифа.
   До сих пор говорят "МЫ первые полетели". Это ведь просто так не выбить. Эта память прорывается через любой навязанный Голливуд и любую попсу. В тех же США - проще, там космос не входит в национальный миф, там он - дело шестнадцатое.
   Поэтому в России - в отличие от США, где один провал с "Челенджером" создал стойкий негатив к пилотируемым полётам - пришлось действовать системно. Развалить промышленность - чтобы не было технической возможности, науку - чтобы не было интеллектуальной возможности, и образование - чтобы ничего уже нельзя было восстановить.
   И одновременно импортировать инструменты для виртуальной компенсации.
  
   А то глядишь - и улетели бы.
  
   А так - пациент вовремя связан, сидит в кресле, ему вколот галлюциноген, взгляд его пуст, изо рта слюни. Он видит сны. Иногда возбуждающие, иногда страшные. Яркие, реальные. О свободе и демократии, о выживании и энергетической империи, о русской идее и бездарном правительстве - да мало ли их, снов.
   Иногда приходит санитар, вкалывает новую дозу, меняет утку. В комнате тяжёлый запах.
   На полу рядом - сломанная модель звездолёта.
  

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Л.Лэй "Над Синим Небом"(Научная фантастика) В.Кретов "Легенда 5, Война богов"(ЛитРПГ) А.Кутищев "Мультикласс "Турнир""(ЛитРПГ) Т.Май "Светлая для тёмного"(Любовное фэнтези) С.Эл "Телохранитель для убийцы"(Боевик) К.Юраш "Процент человечности"(Антиутопия) Д.Сугралинов "Дисгардиум 3. Чумной мор"(ЛитРПГ) А.Светлый "Сфера 5: Башня Видящих"(Уся (Wuxia)) М.Атаманов "Искажающие реальность"(Боевая фантастика) В.Коломеец "Колонизация"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Твой последний шазам" С.Лыжина "Последние дни Константинополя.Ромеи и турки" С.Бакшеев "Предвидящая"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"