Эйдельберг Майк : другие произведения.

О наших

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Небольшое Эссэ о евреях, их истории и реальностях.

  
  Нельзя сказать, что нас много - пятнадцать-восемнадцать миллионов на весь наш голубой шарик. Почти два тысячелетия у нас не было собственного государства. Мы встречались и встречаемся повсюду. Везде хорошо, где нас нет, и нигде нас не любят.
  Как вы понимаете, мы - не как все, в чем-то особенные, и хорошо о себе думаем: народ от Бога, ближе к нему, чем другие нации, пусть и, по сущности, люди - ходим на двух ногах, едим ложкой. У нас не растут ни рога, ни хвосты, так же рождаемся и умираем, среди нас много гениев и идиотов. Как и каждый на этой грешной земле, родившись, не выбирает мать, родину, цвет кожи, семейные и религиозные устои. Кому-то приходится всю жизнь зависеть от какого-то из этих факторов, а кто-то волен выбирать точку на карте, где и как он будет жить.
  И не каждый из нас признается в том, что он - еврей, имея на то разные причины.
  "Папа, а наша кошка тоже еврей?"
   Лев Кассиль. "Кондуит и Швамбрания".
  Я из тех, кто родился тогда еще на советском пространстве - в СССР. Мой дед настоял на том, чтобы каждый из его внуков не был записан евреем. Пламенный коммунист, с мечтами о светлом будущем... Вероятно, ко всему, причиной тому явилось обрезание, которому подвергся мой отец, родившись в 1937 году, за что деда чуть не исключили из партии. Это могло повлечь для него множество неприятностей то суровое время.
  "Пятая графа" в паспорте многое решала. От этого зависело, в какой институт тебя примут, и на каком заводе или конструкторском бюро позволят работать. Как говорилось: "У нас бьют по паспорту", когда где-то "там" - за бугром, это делают "по фэйсу". Позже запись в той самой графе в паспорте отца позволила нашей семье перебраться в Израиль, где, как оказалось, имеется своя "пятая графа" - запись в удостоверении личности даты твоего рождения по еврейскому календарю. Как-то раз полицейский, проверяя мои документы на улице, отплюнулся. Сомнений нет - он настоящий еврей, и, ко всему, не выходец из Страны Советов. Получив когда-то дедовскую "интернациональную закваску", я, конечно же, не настаивал на подобной записи. В последствии, после первой же помывки в коллективной душевой в израильской армии, "обрезанные" сослуживцы показывали на меня пальцем, как на в меньшей степени еврея, чем те, кто когда-то прошел этот обряд.
  "Баба Сара, зачем вы - евреи делаете обрезание?"
  "Во-первых, это древняя многовековая традиция. Во-вторых, это гигиенично. В-третьих, это же так красиво!"
  Но больше всего их напугал сам наплыв огромного количества "русских". Они ожидали, что мы вытесним арабов Сектора Газа и румынских рабочих со строек, и малазийцев с работ по уходу за немощными. Взамен прибыла масса инженеров, программистов, врачей. Тут же поползли слухи о том, что у всех "купленные" дипломы, и появились комиссии, для того, чтобы новоприбывшие доказывали, что они не "верблюды". Нет, не все мы затем работали врачами или инженерами. Как правило, у каждого из нас первая работа была на стройке или на уборке крупного магазина сети "Кооп", "Хендимен" или "Супер-Саль". Многие музыканты, художники или учителя перестали быть таковыми, найдя себя в ночной охране или переучившись, например, на продавца в магазине. Для многих, это стало причиной возвращения обратно или переезда в другую страну, куда-нибудь на другой конец земного шара.
  Моя хорошая знакомая ездила в командировку в Минск вместе с коллегой, которая не говорила по-русски. Поздно вечером возвращаясь в гостиницу на такси, та на иврите начала рассказывать, что таксист специально едет окольными путями, чтобы счетчик побольше "натИкал". В ответ таксист на чистейшем иврите высказал все, что о ней думает.
  Бывали и обратные ситуации. Один мой знакомый (он также из Минска), проехав на красный свет светофора, был остановлен полицейским. Он начал утверждать, что в такой дыре, откуда он родом, всего один или два светофора, в отличие от передового Израиля. Выписывая штраф, тот начал расспрашивать, где мой приятель жил в Минске. Тот сказал: "На улице Калинина". Полицейский в ответ стал во всех подробностях рассказывать карту Минска, где и на каком повороте, выезжая с улицы Калинина нужно останавливаться на красный свет светофора, а затем сказал, что сам жил над магазином "Тысяча мелочей", как раз напротив арки ботанического сада - сама площадь Калинина.
  Собираясь в Израиль, большинство из нас думало, что встретимся с такими же, как и мы, "советскими" людьми - с нашим жизненным опытом и познавшими трудности постперестроечного дефицита и бюрократического антисемитизма. Но все оказалось сложнее - еврейство по горизонтали. Евреи из разных стран, континентов, разного цвета кожи и разных еврейских традиций и нееврейских. Сефардские* евреи из Марокко не полюбили нас - "русских" за то, что мы - "ашекназы"**, которые дискриминировали выходцев из Северной Африки, когда в далекие шестидесятые те только прибыли на Землю Обетованную; не позволяя селиться в городах по соседству с выходцами из Европы, и отказывая в приеме на более-менее квалифицированную работу (ну, кто вам виноват - ни на то учились, и учились ли?). А еще тут немало чернокожих евреев из Эфиопии или очень похожих на арабов выходцев из Ближнего Востока и даже из Индии и Китая с синеватой кожей или монголоидными глазами. Кошка собаку не понимает, что уж говорить об обезьяне и крокодиле. Заранее заверяю, что никто никого ни с какой звериной не сравнивает.
  Что уж говорить? Из Советского Союза приехали бухарские евреи из Средней Азии, выходцы с Кавказа - горские, грузинские, чеченские таты, караимы из Крыма. А сами "европеидные" ашкенази встречаются галицианскими из Западной Украины, а еще есть бессарабские, польские, белорусские и сама "белая кость" - литваки из Литвы. Их всех можно различать по говору - как у говорящих по-русски, так и на идиш. Особой любовью и вниманием пользуется "Одесса".
  А еще еврейство по вертикали. Про обрезание мы уже говорили. Но носишь ли ты ермолку на голове, и какого она цвета, если носишь? А, может, это не ермолка, а шляпа с полями, или меховая шапка (мальчик, тебе не жарко?). Если исповедуешь прогрессивный иудаизм, то ты фигура нон-грата, а если христианин течения "Евреи за Христа"...
  Во время Второй Мировой погибло более шести миллионов представителей европейского еврейства. Казалось, традиционный иудаизм ушел в небытие. В только что созданное еврейское государство прибыло лишь несколько сот чудом выживших ортодоксальных евреев. Чтобы сохранить веру, им позволили не работать на заводе или на прокладке дорог. Они селились в так называемые ешивы, где только молились и изучали священные писания. Для многих подобная жизнь показалась привлекательной, и со временем на территории Израиля выросли целые города "тунеядцев", живущих на средства из налогов, которые в казну еврейского государства платят зарабатывающие потом и кровью тяжелую копейку (простите - шекель) те, кто в меньшей степени считается евреем или даже не считается. Мало того, религиозное еврейство презирает нерелигиозное, что уж говорить о "неевреях" - гои(!).
  Однажды известного художника спросили: не еврей ли он? На что тот ответил: "Гой - я". Он хорошо известен своими знаменитыми портретами.
  Приехав на Землю Обетованную, убеждаешься в том, что евреев в рабство никто и никогда не уводил. Они сами шли в надежде на лучшую жизнь, и, как правило попадали в рабские обстоятельства. Недостаток средств на существование - еда, жилье, необходимость как-то перемещаться; и застревали уже на новом месте. Затем их изгоняли, и все начиналось сначала. И в Израиль большинство приехало за лучшей жизнью. За собственный труд получаешь намного больше, если переводить сумму в мировой эквивалент, но расходы тут же все сводят на нет. Чуть ли не самое дорогое в мире жилье, и продукты, как в лучших "Суперах" Лондона и Парижа. Овощи и фрукты в жаркой тропической стране дороже, чем где-нибудь в северных странах. Приезжая в тот же Париж, покупаешь в магазине израильский йогурт почти вчетверо дешевле, чем дома. И машины у нас вдвое дороже. В далекие шестидесятые в Израиле начали производить свои машины марки "Сусита" ("Лошадка"). Чтобы поощрить производителя, были вдвое подняты цены на ввозимый транспорт. Спустя несколько лет выпуск "Суситы" прекратился, но наценка на "иномарки" осталась.
  Однако, немало людей приехало сюда, чтобы объединиться в вере, быть ближе к своим историческим корням, традициям. Они много лет подряд поднимали бокал за то, чтобы на следующий год встретиться в Иерусалиме, посещать синагогу, читать тору, просто, потому что тебе это присуще. И их мечта сбылась. Если сказать высоким языком раввина в синагоге - пришли к ответу. Правда, и тут может наступить разочарование, когда вдруг осознаешь, что религия начинает брать верх над верой, и, как в древние времена, становится инструментом власти, политикой. По этой причине некоторые уезжают из Израиля, иногда сменив вероисповедание - перейдя в христианство или даже в ислам.
  Само христианство является продолжением иудаизма. Ветхий Завет - это точный перевод еврейского Танаха. Новый же Завет был основан на истории Иисуса Христа, который по всем канонам был евреем, будучи рожденным Девой Марией - так же из "наших". Четыре хорошо нам известных еврея - Иоанн, Матфей, Марк и Лука - возвели Христа в ранг Мессии, хотя, наверняка он был простым смертным - преподавал ученикам человеческие ценности, которые по сути и еврейские. С одной стороны, эти четыре мудреца выполнили заказ римского императора, создав доступную всем новую веру, в основу которой, как и у евреев, легло единобожие. С другой стороны, они постарались не допустить близости сторонних, не евреев, то бишь гоев к прямому родству с Всевышним, введя своеобразную прослойку между Богом и простым людом - Сына Божьего Иисуса Христа: "Во имя Отца, Сына и Святого Духа..." - те самые "три кита" современного христианства.
  И, вероятно, перечисленное выше послужило причиной исторического антисемитизма, всех бед и передряг, с которыми в ходе истории столкнулся еврейский народ. Однако, по этой же причине евреи остались евреями, сохранили веру и традиции, и дожили до наших дней.
  Что ж, Иерусалим снова наш.
  Помолимся у Стены Плача.
  Вложим записку в щель между камнями.
  Выпьем пасхального вина.
  Сделаем новорожденному сыну обрезание.
  Ведь мы - евреи.
  
   * Сефарды. (‏סְפָרַדִּים)‏‎ [ивр.] Субэтническая группа евреев, образовавшаяся на территории современной Испании в период раннего средневековья. С усилением католической инквизиции расселились на севере Африки и вдоль Средиземноморского побережья Европы. Язык евреев-сефардов - ладино.
   ** Ашкенази. (אשכנזים‏‎) [ивр.] Субэтническая группа евреев, образовавшаяся на территории современной Германии в средние века, позже распространились на территории Восточной Европы. Язык ашкеназийских евреев - идиш.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"