Иммара вошла в полутемное помещение, коснулась выключателя и
направилась к пульту. Она села в кресло оператора, провела несколько
манипуляций, и перед ней вспыхнуло несколько экранов. Большую часть
из них занимали обычные заставки каналов.
Женщина села в кресле, откинулась назад и взглянула на экран перед
собой. Экран передернулся и на нем появилось изображение планеты. Она
медленно поворачивалась, и это продолжалось около минуты, после чего на
экране появились буквы, зазвучала тихая музыка и послышался женский голос.
− Приветствую вас, господа, − произнесла она на каргасском языке. −
Сегодня вы станете свидетелями уникальных кадров, но прежде чем их
показывать, я прошу увести от телеэкранов детей и людей со слабыми
нервами. В кадрах, которые вы увидте, будет много крови, насилия, стрельбы.
Вы увидите хронику происходивших совсем недавно событий. Итак, я прошу
увести от экранов детей и людей со слабыми нервами. Если вы не желаете
видеть насилия, вам лучше выключить телевизор.
Музыка медленно затихла, планета остановила свое вращение и
погасла. Экран стал черным, а затем возник грохот пулеметной очереди,
который сопровождался мельканием красного цвета на экране. Грохот
стих, и перед зрителями возникла городская площадь. Тихое утро,
голубое небо, слышны голоса птиц, а затем резкий приказ.
− Взвод, к стрельбе, Товьсь!
Кадр переместился и показал взвод солдат, перед которыми стояла
группа ободранных людей...
− Именем Императора, вы приговорены к расстрелу, − произнес голос.
− Взвод, огонь!
Выстрелы. Крики. Вопль офицера.
− Вы что, стрелять не умеете, собаки!
Человек прошел к лежавшим на земле людям и выстрелами из своего
пистолета добил нескольких, еще шевелившихся, человек...
Кадр сменился и этот же офицер оказался перед Императором,
докладывая о свершенной казни...
Император выглядел, как расфуфыренная птица.
− Расстрелять. − произнес он.
− Что?! За что?! − взвыл чей-то голос.
А Император вновь заговорил:
− Повесить. Повесить. Расстрелять. − Его изображение дергалось,
и из обрывков слов словно складывалась песенка. − Расстрелять, повесить,
утопить. На каторгу всех. И голодом морить. В подвал, в подвал,
повесить на столбе! А ты скотина, сдохнешь прямо здесь!..
На половине кадра вспышки, выстрелы, вой людей, которых волокли
по земле, в грязи, а на другой рафуфыренный Император, ведущий свою жену
на танец.
− Дорогой, не кажется ли тебе, что этого слугу следует наказать?
Он мне все платье испортил.
− Да, дорогая. Завтра же его повесят.
− Ой, а это не слишком?
− Не слишком! − взревел голос. − Ты же знаешь, что из таких
вырастают бандиты. Или ты хочешь, чтобы в следующий раз он тебе нож в
спину всадил?
− Нет-нет, конечно же повесить! − произнесла женщина и улыбнулась.
Выстрел.
В кадре человек, упавший на мостовую. Из под его головы течет
кровь, а рядом появляется полицейский.
− Ну что? Мертв?
− Мертв, − отвечает другой голос, затем новый кадр с награждениями
за хорошую службу, в ней два офицера, которые благодарят генерала, и слышны
все те же голоса.
Выстрел.
− Нет! Мы желаем свободы и!... − голос прерывается грохотом
выстрелов. − Что же вы делаете сволочи!... − Камера разворачивается
и перед зрителями возникает человек, съезжающий по стене. − Вы за
все заплатите! − произносит он. Новый выстрел, пуля бьет человеку в
голову, он откидывается в сторону и падает у стены...
Тишина. В кадре медленно проворачиваются фотографии с убитыми и
забитыми людьми. Кровь. Горы трупов, которые с помощью трактора сваливают
в яму и зарывают.
− Никто об этом не узнает, мой Император. Они все мертвы. −
слышится голос Первого Министра.
− Отлично, − произносит Император. − А теперь вы найдете их
поганое гнездо и раздавите всех. Используйте все средства. А если
будет нужно то и средства Зет...
Кадр замирает. В нем не остается ничего, кроме серой завесы.
− Говорят, жестокость была придумана самой Природой. И цель
жестокости в том, чтобы давить все, что мешает настоящей жизни. −
произнес голос женщины за кадром.
− Кто ты такая?! Стража! − раздался голос Императора.
− Извини, но я твою стражу немного того. Почикала ножичком. − снова
говорит женщина.
Кадр включился. На экране объявился Император, который бросился
в сторону, выхватил из стола оружие и направив на зрителей несколько раз
нажал на спуск.
− Какая жалость, патроны-то у меня тут. − снова возник голос
женщины. Камера ушла в сторону и все увидели ее. В белоснежном платье,
с пулеметом в руках.
Вспышка. Затем грохот пулеметной очереди, и белый экран
переменился, показывая лежавшего в крови Императора.
− Тили-бом, тили-бом, загорелся кошкин дом, − произнесла женщина,
а затем в кадр ворвался огонь. Крики людей. Они тушили огонь, но тот не
отступал и вскоре возникла команда пожарникам отходить.
В кадре появился пылающий дворец, черные тучи над ним, а вместе с
треском огня возникла тихая мелодия.
− Жизнь жестока, − произнес голос женщины. − Но жестокость
возникает лишь там, где есть ее семена. Жестокость, это болезнь. Она
заразна и смертельно опасна...
В кадре послышалась пулеметная очередь.
− Именем революции! − закричал кто-то, и грохот пулеметной
очереди заглушил вой людей. Камера обернулась и перед людьми
возникла картина расстрела.
− ЖЕСТОКОСТЬ ЗАРАЗНА! − возник голос женщины, а перед людьми
появились кадры с беснующейся толпой, крушащей машины, бьющей стекла.
− Свобода! Свобода! − слышалось от них.
− Это не свобода, − произнесла женщина.
− Да здравствует революция! Поджигай! − закричал новый голос. В
кадре объявился человек с факелом, который проскочил к дому и бросил в него
огонь. Пламя вспыхнуло, а в доме послышался крик и вой ребенка.
− Мама, я боюсь!...
− Жестокость заразна. − произнесла женщина, и в кадре появились
новые огни. Огонь, охвативший целый квартал. Люди бежали от него, а камера
поднялась над землей, показывая, что пламя поглотило уже огромную
территорию... И над всем городом в самых разных местах видны отсветы
пожаров, подымается дым.
− ЖЕСТОКОСТЬ ЗАРАЗНА, − повторял голос.
А затем в кадре возникла картина боя. Несколько десятков человек
били друг друга из автоматов. Они умирали. Кто еще жив, стрелял, а бой
продолжался, до тех пор, пока не стих. Жив остался лишь один человек,
который поднялся, прошел вперед и засмеялся, подымая автомат вверх. В этот
момент кто-то приподнялся позади и всадил человеку пулю в спину. Тот
обернулся и рухнул.
Камера все еще показывала убитых людей.
− Неужели, это наша цель? − произнесла женщина. − Неужели мы желаем
перебить друг друга? За что?
Удар, и в кадре кровавые останки людей.
− Нет! Нам этого не нужно! Нам нужен мир! Нам нужна свобода. И нам
не нужны убийства! Нам не нужна смерть!...
Кадр оборвался, и в нем объявился Нерк Иргон.
− Кто она такая?! Найти! Немедленно! − воскликнул он. − Откуда она
это передает?!
− Нерк, обернись. − Возник голос и человек в кадре обернулся, а
затем на нем появилась женщина. − У тебя еще есть возможность остановить
насилие, Нерк.
− Что это значит?! − воскликнул он.
− Это значит, что я слышу тебя. И все тебя слышат. И видят.
Кадр переменился. В нем оказался Нерк Иргон.
− Нерк, ты знаешь меня. Да-да. Мое имя − Мара Ренская. Я прилетела
сюда вместе с тобой.
− Ты не она! Она ренсийка, а не...
Кадр переменился, на экране объявилась каргасска, которая через
секунду переменилась, становясь ренсийкой.
− Я прилетела сюда, чтобы помочь вам. Чтобы уничтожить тиранию, −
произнесла она. − Но сейчас я чувствую, что поторопилась. Корни тирании
вовсе не во власти Импператора. Они в вас всех! Если ты действительно
желаешь ее искореннить, я готова помочь. Я знаю, тебе будет сложно это
принять. Но попытайся. Пойми и прими. Ты должен понять, что только тот,
кто был свободен, знает реально, что означает это слово. И только тот,
кто был свободен, может объяснить и рассказать вам, какова свобода в
действительности, и что она означает. Постарайся понять. И скажи, чего
ты желаешь. Чтобы в твоем мире действительно наступил мир и свобода,
или же ты желаешь, чтобы все было так, как хочется лично тебе? Это разные
вещи, Нерк. Разные, потому что ты не знаещь, что есть СВОБОДА. У вас ее
никогда не было. И нет сейчас. Сейчас у вас всего лишь сменилась власть,
и не более. Сейчас ты − Император. И тебе решать. Я жду твоего ответа,
Нерк. Сейчас. Твое молчание будет означать, что ты не желаешь реальной
свободы. И ты прекрасно это понимаешь. Ты знаешь, откуда я пришла, и
знаешь, что я жила в мире, где свобода стоит во главе... Итак, твой
ответ, Нерк. Ты желаешь власти, или ты желаешь свободы?
− Я желаю свободы, − произнес он.
− Я рада это слышать, Нерк. И, надеюсь, ты не против того, чтобы
я рассказала всем о том, что такое свобода. Я не буду говорить о том,
что должно быть. Я просто расскажу, как это есть у нас. Я расскажу о
конституции страны, в которой живем мы. Ты согласен? − Он молчал. − Нерк,
я жду ответа от тебя.
− Я согласен. Рассказывай.
− Спасибо, Нерк. Я запускаю программу, которая расскажет о том,
что такое Свобода.
Экран переменился, и перед зрителями возник знак, которого они
никогда не видели. Голос за кадром заговорил на незнакомом языке, и вновь
послышался каргасский в исполнении Иммары. Она объяснила, что
предоставляемый фильм является учебным, и его демонстрируют в старших
классах дентрийской школы, как объяснения по поводу тогом что такое
свобода, конституция, права и обязанности граждан.
Фильм был длинным. Он начинался с рассказа о жизни древних людей,
об их представлениях о жизни и свободе. О рабстве, о восстаниях рабов, об
Империи, о власти Императоров, которая постепенно изменилась, и теперь в
Империи Дентрийцев Император не просто властвует над всеми. Он ответственен
перед всеми, и у него значительно больше обязанностей, чем у кого-либо...
Фильм заканчивался почти через три часа. Иммара все это время
следила не только за людьми Нерка Иргона, но и за всей столицей, и за
миром...
− Мир, это главное, − произнесла Иммара. − Мир, это первая цель,
и я думаю, вы все поддержите этот тезис. До этого времени над вами царила
жестокость. До этого времени здесь не существовало справедливости. И я
знаю, что многие из вас желают ее торжества, но торжества справедливости
не будет. Потому что зло порождает зло. Потому что насилие порождает
насилие. Потому что добра нельзя достичь злом и насилием. Есть только
один путь к прекращению насилия и остановке зла. Остановить их в себе.
Сказать, хватит! Достаточно зла! Все люди − братья, и с этого момента
нет виновных. Раскройте тюрьмы, освободите кандалы, опустите оружие!
Торжество мира возможно только в том случае, если вы все встанете и
скажете "Нет − насилию!" Я знаю, во многих из вас живет жажда мести.
За убитых братьев, отцов, матерей. Но сколько их убитых? Сколько это
будет продолжаться и когда закончится? Это не закончится. НИКОГДА. Это
не закончится, пока мы все не встанем и не скажем: "НЕТ − НАСИЛИЮ!" Это
закончится только тогда, когда мы поймем, что насилие было рождено не
нами, не нашими соседями и даже не нашими врагами. Оно было рождено в
аду и пришло сюда вместе со Злом, которое вселилось в нас всех! Мы все
одержимы. Мы желаем зла своим братьям, и это зло не закончится, пока мы
сами не изгоним его из своих сердец. Встаньте и скажите. Мы прощаем всех.
Мы прощаем тех, кто вершил зло. Мы не желаем зла и не будем его порождать.
Пусть оно уйдет. И пусть наши сердца очистятся от зла и его порождений!
Нет − насилию. Нет − мести. Пришло время, чтобы жить в мире. Мы все
виновны в том, что было, но наши дети − не виновны. И пусть они живут в
мире, где не будет насилия. Пусть они не увидят его. И пусть наши враги
станут нашими друзьями.
Иммара продолжала говорить. Она просила всех, кто ее слышит,
остановить в себе зло. Прекратить его раз и навсегда, ради своих детей,
ради всей жизни, ради мира.
− Я знаю, что вы слышите меня. − Произнесла Иммара. − Я знаю, что
сейчас во многих наших городах наступила тишина и покой. Где-то еще идет
война. Кто-то еще не услышал моих слов, но все вы можете их передать! Вы
можете остановить войну. Вы можете остановить насилие. Так сделайте это. И
поймите, что вы это делаете не для себя, а для своих детей, чтобы они жили
в мире, где не будет насилия, где не будет зла, где не будет войн. И на
этом я прощаюсь с вами. Моя миссия завершена.
Иммара поднялась и прошла на выход. Теперь зрители видели, как она
двигалась через телестудию, как поднялась на крышу здания. Они увидели
столицу, голубое небо и солнце.
Женщина подошла к краю крыши, в ее руке возник небольшой прибор,
сверкнула молния, и рядом с грохотом возник космический аппарат. Рев его
двигателей заглушил все звуки. Иммара вошла в машину и показала знак
прощания. Аппарат поднялся вверх и через мгновение сверкнул голубым огнем.
На его корпусе промелькнул знак крылатого льва.
Машина вспыхнула и огненным потоком ушла в небо. Через несколько
мгновений телеканал просто отключился. Теперь он показывал лишь помехи.
|