Макарев Николай Александрович : другие произведения.

Сказка о времени и любви

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

   Правдивые) и неизвестные окончания известных историй (3)
  
  Историю эту вы наверняка слышали, или читали, а может быть и видели. А большинство делало и то и другое и третье. И возможно, в нескольких разных интерпретациях. Это сказка про Снежную Королеву, Ганса Христиана Андерсена.
  Во всех известных мне вариантах сказка кончается довольно, неплохо. Герда находит Кая в большом, красивом дворце Снежной Королевы. В момент прихода Герды, он играется с неким конструктором из ледяных кусочков правильной геометрической формы. Кубиков, квадратиков или чего-то похожего. Слова вроде из них складывает. Герда берет Кая за руку, и они убегают из дворца.
  А Снежная Королева, она просто тает и разваливается на кусочки вместе с дворцом и конструктором. Любовь Герды столь горяча, что у Снежной Королевы нет практически ни одного шанса. Потому что у всех снежных королев очень туго с теплом. Они не то что не умеют им пользоваться, а просто его не выдерживают. Это у них по ходу жизни так, или как говорят математики "по определению".
  Так что конец сказки вполне логический. Стоит отметить, что Снежная Королева, совмещая в себе целый букет отрицательных качеств, дурой отнюдь не была. И похоже, что то такое, про горячую любовь знала. Поэтому и затащила Кая в несусветную даль. Чем закономерный финал существенно отсрочила. Но не капельки не изменила. Все-таки, не учла она чего-то, своим холодным рассудком. Собственно на этом, история про Снежную Королеву и заканчивается. А вот что же было дальше с Каем и Гердой?
  
  Кай и Герда вернулись в свой родной город и никогда больше не расставались друг с другом надолго. И почти совсем не ссорились. Они успешно закончили школу. Только на четверки и пятерки. А потом Герда конечно же вышла замуж за Кая. У них было пятеро детей и очень уютный и симпатичный домик с маленьким садом, на окраине города. Где они прожили долгую и счастливую жизнь. Сказать точнее, долгую и иногда счастливую жизнь. Ну, потому что, все время счастливой, жизнь не бывает никогда и ни у кого. Так уж в этом мире устроено. И в сказках тоже. Да попробуйте представить сами, уважаемые читатели, мир каждый обитатель, которого, постоянно и стопроцентно счастлив. Это было бы на редкость странное и, пожалуй, довольно скучное место. Так что может и хорошо, что мир, в котором мы живем, устроен именно так. Может это и к счастью. Прошу прощения за тавтологию.
  Так вот, первая проблема, с которой столкнулась молодая семья, известна всем не меньше чем, сказка о Снежной Королеве. А некоторым даже, намного больше. Проблема эта называется "деньги". В те времена человеку, чтобы содержать семью из пятерых детей и жены, нужно было очень прилично зарабатывать. Что впрочем, и для нашего времени донельзя актуально. Герда в основном занималась с детьми, а в редкие минуты свободного времени возилась в саду. Какие-либо фонды для помощи многодетным семьям в их городе отсутствовали, поэтому данную проблему Каю пришлось решать самостоятельно.
  К его чести, решал он ее довольно успешно. Особых раздумий по поводу поиска работа у Кая не было, тем более что работа, как то сама его нашла. Еще, будучи учеником и возвращаясь из школы, Кай частенько задерживался у лавки старика-стеклодува. Это был потемневший от старости, двухэтажный каменный дом. На втором этаже жил сам хозяин, а на первом была лавка с небольшой стеклянной витриной. Под стеклом на витрине, среди различной стеклянной посуды, красовались выполненные из цветного стекла, удивительно красивые, сказочные фигурки различных людей и животных.
   Надо сказать, что тогда производство стекла казалось большинству горожан невероятной тайной, а мастер-стеклодув был один на весь город и считался кем-то вроде волшебника. И вот когда в очередной раз, Кай рассматривал стеклянные фигурки, кто-то сказал у него за спиной:
   "Вон та фея, в левом верхнем углу, по-моему, неплохо смотрится". "Да, очень здорово" - машинально ответил Кай - "она как будто, сейчас взлетит". И повернулся посмотреть, кто это с ним разговаривает. Это был сам мастер, хозяин лавки. "А он не очень то и старый" - подумал Кай, его просто принимают за старика издали, из-за всклоченной седой шевелюры и такой же седой бороды. А подойти поближе, обычные горожане робеют. Стеклянные штуковины стоят довольно дорого и общаются с мастером, большей частью богатые купцы и проезжие дворяне.
  Вспомнив все это, Кай тоже оробел, и не знал, что говорить дальше. "А хочешь посмотреть, как я фигурки делаю" - после минутного молчания, спросил мастер. "Охота спрашивать!" - возмутился Кай. От такого, бессмысленного вопроса вся его робость, куда-то улетучилась. Стеклодув улыбнулся, и они спустились в подвал, где была оборудована мастерская.
  Потом Кай еще не раз заходил в мастерскую, сначала просто посмотреть, а потом постепенно и помогать стал. И после школы стеклодув позвал его к себе, работать подмастерьем.
  Здесь скептически настроенный читатель, непременно хмыкнет и подумает "Мастерская стеклодува, единственного во всем городе, по дороге из школы стоит, и там как раз подмастерья не хватает. Да этому Каю повезло просто, а в обычной жизни, такое не очень то и случается". Сразу отвечу, что да повезло, конечно, но это, все ж таки не в обычной жизни, а в сказке. Вы ведь и сами наверняка замечали, что когда ты в сказке, то везет, почему то, намного чаще. Кстати Герда и Кай тоже считали, что очень повезло. И что самое удивительное, точно так же считал и мастер-стеклодув.
  "Мне повезло, что я тебя нашел" - сказал он, как то раз Каю. "Понимаешь, некоторую работу можно делать и без любви, даже если она тебе совсем не нравиться. Яму, например копать или деревья рубить. А в нашей профессии так не выйдет, ты обязательно должен работать с удовольствием, а иначе получится испорченная вещь, на которую без слез не взглянешь. А если тебе нравится то, что ты делаешь, то считай на треть работа выполнена". "А остальные две трети?" - полюбопытствовал Кай - "Что бы работу до конца доделать, что еще нужно?"
  "Вторая треть это умение" - подумав, ответил мастер,- "иногда еще это называют знаниями или опытом. Без этого конечно, тоже ничего не получится. Но за эту часть можешь не волноваться, способности у тебя есть и чем больше ты будешь работать, тем больше у тебя будет знаний и опыта. И, в общем, что бы сделать обычную посуду, этих двух третей вполне достаточно. Но чтобы сделать что-то особенное, как та фея на витрине, на которую ты так любишь смотреть, нужна еще одна, последняя треть"
  Посмотрев на напрягшегося Кая, мастер растерянно добавил: "Вот только как эта треть называется, я тебе сказать не могу. Я временами об этом думаю, но подходящего слова так и не подобрал. Может быть "вдохновение", или "везение", или "кураж" эти слова обозначают, что то похожее, но не совсем то, что я имею в виду. Если ее нет, этой третьей части, то со всей твоей любовью и знаниями у тебя будут выходить добротные, прочные и удобные чашки, вазочки, бокалы. А когда она есть, ты словно бы шутя, до конца сам не понимая, как, делаешь поистине прекрасные вещи, каждая из которых стоит дороже сотни обычных чашек. Ты как будто берешь из воздуха красоту и добавляешь ее в стекло. И когда стекло застывает, эту красоту видят все остальные".
  Постепенно Кай учился различным секретам мастерства и способам работы со стеклом. Он узнал, где найти и как выбрать, подходящий для задуманной работы песок, что нужно добавить, чтобы получилось цветное стекло и множество других вещей. И через несколько лет уже большую часть работы в мастерской выполнял Кай, а мастер в основном рисовал эскизы будущих работ, да договаривался с клиентами. Так продолжалось довольно долго, пока не умер мастер который к тому времени, уже по настоящему состарился. Перед смертью он завещал, лавку и мастерскую Каю, с одним единственным условием, что Кай должен найти себе умного и талантливого ученика.
  И тут Кай столкнулся с другой проблемой, которою он называл "недостаток третьей части". А Герда называла эту проблему, "нерастаявший осколок", правда Каю ничего об этом названии не рассказывала. Когда у Кая была та самая "третья часть" про которую ему когда-то рассказывал старый мастер, он работал с удовольствием и почти не уставал. В лавку заходили покупатели посмотреть на стеклянную красоту. И нет-нет, да и покупали что-нибудь. Но иногда начинался период, когда эта "третья часть" вдруг пропадала. Кай становился злым и раздражительным, он весь день проводил в мастерской, но по настоящему не работал. То наводил порядок и раскладывал материалы и инструменты по полкам. То пытался рисовать эскизы будущих изделий, но они выходили такими, что самому Каю не нравились. Он со злостью рвал бумагу и уходил из мастерской. Но не домой. Идти домой ему тоже почему то не хотелось. Покружив по городу, он сворачивал таверну где пил пиво до самого позднего вечера. Может Герда и была права насчет осколка. Потому что однажды неожиданно для себя, Кай рассказал случайным собутыльникам историю про Снежную Королеву. Добавив в конце, что она была невероятно красивой и по своему умной женщиной, хотя конечно и очень холодной. Люди посмеялись забавной выдумке, и с тех пор про Кая рассказывали в таверне, что он тот еще фантазер. Правда репутации его, это нисколько не испортило. Знакомые считали Кая человеком творческим, вроде скульптора или художника. А такие люди, просто обязаны быть немного странными, не такими как все.
  Прошло еще какое-то время, дети подросли и старшая дочь Кая собиралась выйти замуж. Нужны были деньги на свадьбу и на приданное. К тому времени у Кая скопилось довольно много фигурок и разной необычной посуды. То, что, он делал не на продажу, а для себя. Но вещицы эти нравились некоторым постоянным покупателям, и он наконец решился их продать. "Уж себе-то я всегда, что-нибудь еще смастерю" - думал Кай - "в конце концов не для того я их делал, что бы они век в моей кладовке пылились, да и место для новых фигурок освободится".
  Среди постоянных покупателей Кая был мэр города. Он часто заходил в лавку, подолгу обсуждал с Каем его изделия и иногда приносил вещи изготовленные другим мастерами.
  Кай всегда с интересом рассматривал чужие работы и бывало находил в них что-то для себя новое. При этом у него появлялись новые идеи и планы. Хотелось сделать также как у других или даже и получше. Покупал мэр, наверное больше всех остальных. Друзья в таверне, по вечерам рассказывали Каю, что мэр потом перепродает эти вещи знакомым дворянам втридорога. Кай в ответ только смеялся. "Язык у него здорово подвешен" - говорил он про мэра - "они с местным бароном вместе приехали забирать сервиз, который барон у меня заказывал. Так мэр так красиво про этот сервиз рассказал, что просто заслушаешься. А я рядом стою, упаковываю сервиз и чуть не плачу, мне уже его отдавать жалко". "А на самом деле" - говорил он уже серьезно - "пускай продает, а я болтать не люблю, я лучше, чего еще сделаю".
  После нескольких лет такой совместной деятельности Кай считал мэра если и не другом, то во всяком случае, очень хорошим знакомым. То что, собирался устроить Кай, сейчас бы назвали выставкой-распродажей. Маленькая лавка для такого мероприятия подходила плохо. И Кай попросил у мэра разрешения использовать для этих целей зал заседаний в городской ратуше. Мэр немедленно загорелся этой идеей, сказал что в ближайшее время никаких заседаний не предвидится, и всю следующую неделю зал точно будет пустовать. После чего, он тут же захотел посмотреть на вещи предназначенные на продажу. Спустя полчаса они уже ходили по пыльной кладовке Кая между полок с фигурками и посудой. "Вот что" - сказал мэр - "завтра я пришлю пару рабочих и повозку что бы помочь тебе перевезти все это в ратушу, а сам пожалуй расскажу про все это своим знакомым, наверняка кому-нибудь захочется посмотреть"
  Посетителе на выставке оказалось неожиданно много. В некоторые моменты Каю казалось, что его работы пришёл посмотреть весь город. Самая крупная толпа собралась около большого хрустального замка. Все восхищались красотой замка и мастерством Кая сделавшего подобное чудо. Раскрасневшийся Кай рассказывал что делал замок в свободное время, почти целый год. Не под чей то заказ, а просто так для души. И только Герд не похвалила замок и вообще ничего про него не сказала. Потому что, вспомнила один очень похожий замок и воспоминания эти были совсем не радостные.
  К вечеру в зале остались только Кай и Герда. Почти все вещи были проданы, кроме замка, который никто даже и не попытался купить. Кай уже довольно долго стоял в центре зала и задумчиво рассматривал замок. Герда закончила подметать зал большой метлой с деревянной ручкой и подошла к Каю.
  - Скажи мне Герда, тебе когда-нибудь хотелось... , - медленно, с трудом подбирая слова сказал Кай, - хотелось покорить мир?
  - Не знаю, - подумав сказала Герда, - мой мир это ты Кай, это наши дети и наш дом. И чего его покорять?
  -Да уж,- засмеялся Кай - в этом мире ты и так хозяйка. Твои мир он маленький, уютный и очень теплый. И я просто счастлив что он у тебя, и у всех нас есть. Но ты же понимаешь, что я имею в виду. За порогом твоего маленького мирка, лежит большой, настоящий мир. Я про него.
  -Понимаю - кивнула Герда - только для меня именно мой маленький мир самый настоящий. А тот за порогом... Он какой-то большой, расплывчатый, непонятный и меня вовсе туда не тянет.
  - И еще, - добавила она, лукаво улыбнувшись, - я учила историю. Пять раз. С каждым из наших детей. И как-то постепенно поняла что эта большая история, делится на множество маленьких историй. И все эти истории про умных, энергичных, талантливых людей, которые хотели покорить мир. Но в конце концов мир, покорил их всех. На мой взгляд, все эти истории кончаются совершенно одинаково. Так что, нет Кай не хочу и не вижу в этом никакого смысла.
  - И раз уж у нас сегодня такой разговор - продолжила она - скажи мне пожалуйста. Тебе хочется туда вернуться ? - Герда кивнула на хрустальный замок.
  - Ты наверно хочешь услышать "да" или "нет", - вздохнул Кай - но если честно, ничего такого я тебе сказать не могу. Бывает хочется, а бывает наоборот и я даже не знаю точно отчего это зависит.
  - Понимаешь когда я создаю что-то из расплавленного стекла - помолчав сказал Кай - это тоже невероятно красиво. То есть у стекла, бывает как бы две красоты -одна тайная, мимолетная, горячая красота которую вижу только я и другая холодная, вечная - которую видят все остальные.
  И я хочу, что бы они существовали в мире обе, потому что на самом деле одна невозможна без другой.
  -Уборщицей я сегодня уже была, оглядев подметенный зал, шутливо сказала Герда, - а теперь поработаю доброй феей.
  - А это моя волшебная палочка,- взялась она за метлу обеими руками.
  - Так вот - торжественно сказала она взмахнув метлой - пусть в этом мире всегда будет горячая и холодная красота, отныне и во веки веков !
  - Ну вот - продолжала Герда, после того как отнесла метлу на улицу. - Хорошие желания и исполнять приятно.
  -И еще знаешь что, - Герда внимательно поглядела на Кая, - раньше мне временами, казалось что где то в тебе прячется малюсенький осколочек. Того самого зеркала. А сейчас он вроде бы куда-то исчез.
  -Мне тоже так кажется - согласился с ней Кай, и указал на замок - он похоже где то там валяется, в одной из комнат.
  - Тогда самое время пойти домой - сказал она беря его за руку. И они пошли домой. "А ведь мы когда то точно также взявшись за руки, уходили от точно такого-же замка" - вдруг подумал Кай. "Только замок тогда был намного больше"
  Вырученных на распродаже денег хватило с лихвой хватило на свадьбу дочери и еще довольно много осталось. И в один из вечеров когда свадебные торжества закончились и все гости разъехались к Каю зашел мэр. "Я знаю, что сделать с замком" - с порога сказал он. Это будет что то вроде музея. И мы будем пускать туда посетителей за небольшую сумму. Большую часть конечно придется потратить на содержание ратуши, но какой-то процент я буду отдавать тебе. Ты только сделай еще какие-нибудь штуки, вроде замка. Потому что одного замка для музея маловато.
  -Сделаю, - согласился Кай- есть у меня пара задумок. Но с одним условием - школьников будем пускать бесплатно.
  - Не нравится, как-то мне это слово "бесплатно" - почесал затылок мэр. - Ну да ладно, я думаю школьники, они часто ходить не будут.
  -Наверняка - подтвердил Кай - придут один раз с учителем и больше ты их не увидишь. Разве что, найдется кто-нибудь "не от мира сего", будет стоять и часами рассматривать какую-нибудь фигурку.
  -И кстати - добавил Кай - если такой найдется, пришли-ка ты его, ко мне в мастерскую.
  
  Так прошло еще несколько лет. Кай с удовольствием работал и учил премудростям стекольного дела, ученика которого однажды прислал ему мэр. Дети выросли и разъехались и в доме стало пусто. В один из вечеров Герда подошла к Каю сидевшему на крыльце и с грустью разглядывающему закатные облака.
  - Опять про неё думаешь - спросила она.
  -Про кого, про неё? - удивился Кай.
  - Про Снежную Королеву...
  - А, ну да, и про неё тоже, она ведь тогда умерла. И мастер вот тоже умер. Я думаю, что верно и мы когда-нибудь умрём. Жизнь, она же такая, все рано или поздно умирают.
  - Вот оно что, - усмехнулась Герда, - а ты не думай всякие глупости. Я уж не знаю какая там бывает жизнь. Но только, мы то в сказке. А в сказке как известно умирают только второстепенные персонажи. А главные герои никогда. А ведь это наша с тобой сказка Кай, если ты хоть что-нибудь понимаешь в сказках...
  
  На этом история про Кая и Герду заканчивается. А что же интересно, здесь скажет многоуважаемый, критически настроенный читатель. (С которым я так люблю разговаривать))).
  "То сказка, сё сказка"- тоскливо вздохнет он, - "только выдумка и неправда всё это. А мы вот, живем в реальном мире и никуда отсюда не денемся".
  И он будет прав. Возразить мне ему абсолютно нечего. Я могу только добавить, что и в этом нашем, самом настоящем из всех миров, бывают такие странные случаи и такие удивительные ситуации, когда безумно важно то что ты говоришь, и в тоже время не имеет никакого значения, правда это или нет.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"