Макарка, Гыррр : другие произведения.

Обзор финала конкурса Соцветие

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Когда первенец роняет соску, весь дом в панике; соску бегут обтирать спиртом, полчаса кипятят и лишь затем возвращают ее в рот младенцу.
  Когда второй ребенок в семье роняет соску, мама просто ее облизывает и вставляет в рот малышу.
  Для третьего ребенка есть только одно пищевое табу: не есть из миски кота.
  Если четвертый ребенок поел из миски кота, то считается, что это проблема кота.
  
  К чему этот старый анекдот? Он для тех, кто считает рассказы своими детьми. Если это ваш первый рассказ, лучше не читайте обзоров вообще. Кипятите чужие мнения и тщательно обрабатывайте музу спиртом.
  А если вы уже прожжённый автор, то... Это уже не наши проблемы.
  
  Пять лучших, на наш взгляд, рассказов конкурса.
  
  Лёха-электрик
  
   Чистая реалпроза. Поэтому, у нас, как у фэнтезистов, к этому рассказу полное кеньятайму. Именно поэтому мы думаем, что объективны. Рассказ написан легко и читается влёт. Лихо. Вроде бы и сюжет про сиротку, но никакой одноногости. Вроде бы и стилистических извращений нет, а прекрасно. Обычно мы читаем Чвакова, если он длиннее 12 кило, в несколько приёмов - тяжеловат он для нас, а тут оторваться не могли. От реалпрозы. Удивительно самим. На наш взгляд - одна из лучших вещей и на конкурсе и у автора.
  
   Кудлаки
  
  Наш любимый жанр - юмор. Сюжет про ревизора, невероятно смешно, невозможно оторваться. Вот как можно из скучного рутинного события а-ля "производственный роман", сделать прекрасную прозу.
  
   Невозможное
  
  Тихонову любим, но к ней всегда была одна претензия - на конкурсы фантастики писала рассказы с минимальным фантдопом. Прозой всегда наслаждались, а вот фантдоп находили с трудом. И вот...
  Грустный фантастический сюжет в свойственном автору спокойном стиле. Прочитан с удовольствием. Причём в этом случае на конкурс, не требующей фантастики, подан рассказ с фантдопом, которого нельзя из него выкинуть. Такое и на БД редко встретишь.
  
   Первый геометр
  
  Блаженство. Прекрасный сюжет и лёгкая подача фантдопа. Подступы к данной теме мы уже читали на БД, но здесь она решена не в пример лучше. Есть некоторые претензии по стилистике - местами несколько академично, но так и написано про учёных. Логично завершение аксиомой о трехмерности пространства. Мир перешёл из четырёхмерного пространства в трехмерное. Редко сейчас можно увидеть что-то, что претендует на фантастику сугубо научную. Короче, в восторге!
  
  
   Сутулая килька с глазами убийцы
  
  Рассказ при первом прочтении вызвал бурный восторг, как боевик. Но мы читаем его в четвёртый или пятый раз (умножить на двоих) за год! Честно, хочется нового!
  
  А теперь о грустном... Сюжеты, переходящие из конкурса в конкурс годами. Сейчас будет жестоко, но если об этом не говорить, этого никогда не изменить. Всё, что ниже - только в рамках конкурса.
  
  Один из сюжетов который последнее время, видимо, с возрастом авторов очень часто попадается на конкурсах: некто, будучи уже за 50+, вспоминает свою первую любовь. Понятно, что в таком возрасте первая жена бросила, со второй развёлся, с третьей\четвёртой\пятой непрерывно ругаешься. Или вообще жён не было, и семейная жизнь кажется потерянным раем хоть в той, далёкой школьной или студенческой жизни. Первая любовь не вызывает никаких отрицательных эмоций и кажется недостижимый голубой (в нормальном смысле) мечтой: "Вот уж с ней бы я-то и не развёлся". Таких рассказов на конкурсе два.
  Один - стилистически безупречный, написанный изысканно, без единой помарки, без единого огреха. Это рассказ Честная память. Видно что автор виртуозно владеет словом и этим наслаждается. Но для читателя такое владение жалко растрачивать на нулевой сюжет. Второй рассказ, как раз написанный стилем "на твёрдую четвёрку" - Позвони мне, позвони.
  Оба рассказа приправлены фантастикой, потому что читать подобный сюжет без фантастики очень скучно. И изысканный стиль не спасает. Чем можно поднять этот сюжет? О, он требует Пушкина и Блока! Если уж ваш герой грустит о несбывшейся любви - пишите поэму!
  
  К тоске старичков о первой любви вплотную примыкает сюжет о разводе. Мама и папа разводятся, ребёнок переживает. Могут разводиться тяжело, могут разводиться легко, могут разводиться равнодушно - всё равно скучно. И на этот сюжет рассказ в финале имеется. Называется он Гиперлупоид инженера Гарина. Опять же, автор попытался придать этому рассказу увлекательности, введя элементы фантастики, всякие телепортации и прозрение мужа, который решает сохранить семью. О, сколько же раз мы это читали! Вы уж либо про телепортацию с ребёнком, либо про развод, а то не совместимо как-то... Представьте, что Булычёв в своей Алисе написал не "Наша мама строит дома и в основном на других планетах", а "Мы с мамой находимся в разводе, поэтому Алиса летает со мной" - неужто детская повесть выиграла бы от этого?
  
  На эти сюжеты максимальный объём рассказа хотелось бы не более двух кило. Нового сказать в них ничего нельзя, а для демонстрации виртуозной стилистики двух кило более чем достаточно.
  
  Третья разновидность сюжета, который встретилась на конкурсе, удивила. Видимо сменилось поколение. И в финале присутствует НАСТОЯЩАЯ одноногая собачка. Кто не знает - это сюжет про умирающую, больную, увечную собачку-птичку-рыбку-бабушку и так далее. Слезодавилка, короче. Действует безотказно на тех, кто никогда не играл на конкурсах. Примерно до пятого-десятого такого сюжета. Далее они вызывают истерический смех. Подобные рассказы на конках имеют уже устойчивое название - Аднаногая сабачька ( возможны разные вариации написания от олбанского до русского). На конкурсе в рассказе Ральф у собачки отнялись ДВЕ ноги! Это могло бы быть пародией. Но это не пародия. Это не пародия!!! ЭТО. НЕ. ПАРОДИЯ!!! Мало того, в финале аж целых три одноногих собачки.
  Ещё Лепесток и Процент потерь.
  Сюжет "исповедь умирающего" избит как нельзя более. Аналогично Честной памяти, Лепесток виртуозно обработан в шикарном литературном стиле. Это практически стихи в прозе. И он достаточно короткий, чтобы не набить оскомину. Но всё равно - стандарт.
  Убитый братик в рассказе Процент потерь, как нельзя более напоминающем обработку компьютерной игрушки - тоже сабачька. Причем в Проценте потерь непонятна и ЦА. Начинается приключенческим детским расском про детей и котика, а заканчивается убийствами и скучной политикой. Нарочитая эклектика? Он всё равно для взрослых прост, а для детей скучен. Впрочем, и для взрослых скучен.
  
  Каллиграф примыкает к Лепесткам - той же отточенной стилистикой и мрачным сюжетом. Увы, он насквозь предсказуем и на наш взгляд сильно политизирован. Играть со словом можно научиться, а вот придумать сюжет гораздо сложнее.
  
  Причём про Каллиграфа, как и про Браконьеров остаётся открытым вопрос - а рассказ ли это? Браконьеры выглядят отрывком из романа, добротной прозой, но именно для рассказа не достаёт чего-то. Кульминации? Развязки? Завязки?
   Мало того, Браконьеров тоже с некоторой натяжкой можно отнести к категории одноногая собачка. Из положительных качеств: работа браконьеров, сленг, стилистика очень хороши.
  Каллиграф же, по своей сути, красивое эссе.
  
  Отдельно стоят два детектива: Кто украл Роджера Блю? и Порок пороку рознь. Из положительных качеств: любой детектив - рассказ, там есть завязка, кульминация, развязка. С другой стороны детектив может грешить против красоты языка, поскольку ему нужны улики и логика, и достаточно сложный сюжет. Детективный сюжет с логическими уликами с противостоянием, загадкой и разгадкой сложнее многих прямолинейных сюжетов.
  
  Ландыши
  
  Сюжет состоит из трёх вроде бы несвязанных кусков, при этом такая закольцовка в принципе предсказуема, но выписано старательно. Из плюсов: не любовь девушки к мужчине в первой части прописана хорошо.
  
   Иерусалимский синдром
  
  Сюжет настолько прост, что сюжетом его назвать сложно. Мужик идёт в место, где ему мерещится (или он попадает в) прошлое и видит куски библейской истории. Было, 1000 и 1 раз было.
  
  
  Итог: Наверное, всем понятно, что в финал конкурса не выходят люди, не умеющие писать вообще. Туда выходят люди, либо владеющее отменно стилистикой, либо пишущие минимум на твёрдую четвёрку. Поэтому при судействе финала мы опирались в основном на оригинальность сюжетов. Просто потому, что отработать стилистику сюжета не проблема. Увлекательный сюжет, который хочется читать и не хочется бросать - придумать гораздо сложнее. Примитивный сюжет, но написанный так, что не оторвёшься - это тоже пилотаж. Поэтому и рассмотрели рассказы не отдельно, а группами. Авторы, пожалуйста, будьте оригинальней! Если уж у вас хорошо КАК, пусть будет интересно и ЧТО! Причём, интересно не только вам, и не обязательно нам. Давайте думать о читателе.
  
  Спасибо Тихоновой, Чвакову, Звонарёву, Альтегину и Адашову за доставленное удовольствие.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"