Макаров Александр Владимирович : другие произведения.

Учитель, помоги мне!

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 6.26*5  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Методическое пособие для учителей.



Учитель, помоги мне!

Методическое пособие для учителей.

  
   Оглавление.
  
      -- Диагностика кризисного состояния ребенка.
      -- Проблемные области в жизни ребенка.
      -- Школьная дезадаптация и методы ее профилактики.
      -- Принципы общения с детьми.
      -- Ребенок и закон.
      -- Адреса и телефоны по которым может быть оказана помощь и предоставлена полезная информация.
  
   ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ РЕБЕНКА гласит (Пункт 2): Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволили бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства.
   Хорошее воспитание и подготовка к самостоятельной жизни -- это едва ли не самая надежная и долговременная (на многие поколения вперед) защита прав ребенка. Как педагог может помочь ребенку полноценно развиваться и стать полноправным членом общества? Как определить когда у ребенка начался кризис и помочь. Эти вопросы рассматриваются в данном пособии.
  

Диагностика кризисного состояния ребенка.

  
   Появление малыша в семье - событие долгожданное и радостное. И вот ребенок немного подрос, и родители вдруг стали замечать, что в отношениях с ним стали появляться какие-то "помехи", что с ребенком что-то не так. Он слишком часто дерется, не может усидеть спокойно на месте и десяти минут, ему трудно дается обучение. В детском саду педагоги и воспитатели жалуются на него, дети отказываются с ним дружить. Да и самим родителям не всегда удается находить с ним общий язык. При поступлении в школу эти проблемы не исчезают, а из-за более жесткой дисциплины проявляются с большей силой. В чем же дело, что с ребенком? Родители обращаются за помощью к педагогу.
   И учителю очень важно найти единственно правильную "тропинку", индивидуальный подход к взаимодействию с ребенком и его семьей.
   Основным методом диагностики является беседа. Во время беседы с родителями необходимо узнать о том как с ранних лет развивался ребенок, какое его физическое развитие и какими болезнями он болел. Какие взаимоотношения в семье, с кем ребенок дружит, кто для него служит авторитетом. Что по мнению родителей привело к кризису и как они планируют дальнейшие взаимоотношения с ребенком.
   После беседы с родителями и ребенком необходим анализ детско-родительских отношений, возможно с привлечением психолога. В сложных случаях психолог может помочь провести специальные опросы и тесты.
   Например: Опросы "Шкала семейной адаптации и сплоченности" (FACES-3), "Семейные роли". Опросник "Родителей оценивают дети" (РОД) . Тесты "Семейная социограмма", "Диагностика эмоциональных отношений в семье" . Системный семейный тест Геринга (FAST).
Применить проективные рисуночные методики "Рисунок семьи" и "Кинетический рисунок семьи".
   О этих и других методиках вы можете прочитать в книге: Психология семейных кризисов
   Авторы: Олифирович Н.И. Зинкевич-Куземкина Т.А. Велента Т.Ф. Спб.
   Возможно при борьбе с кризисом придется обращаться и к медикам и к работникам правоохранительных органов. Для этого учителю надо изучить: "Закон о социальной работе с детьми", "Закон об охране детства", "Закон об обеспечении организационно-правовых условий социальной защиты детей-сирот и детей, лишённых роди­тельской опеки" и другие законы касающиеся детей . Хорошо знать и Семейный кодекс Украины и статьи о правах человека Конституции Украины. Ведь ребенок с рождения - маленький гражданин.
  
  
   Проблемные области в жизни ребенка.
  
   В чем же причины проблем в жизни ребенка? Отрицательные симптомы говорят о следующих возможных группах нарушений поведения у детей.
  
   1. Агрессивность
  
   Агрессия - это склонность человека к причинению другим морального и физического ущерба.
  
   Агрессивные действия у ребенка можно наблюдать уже буквально с первых дней его жизни: упрямство, капризы, периодические, неожиданные вспышки гнева, драчливость, склонность кусаться и царапаться:
  
   Причинами такого поведения могут быть неоправданно строгие запреты, введенные в семье, наказания, плохо развитый самоконтроль. Причины также могут скрываться в нарушении эмоционально-волевой сферы, агрессивного отношения членов семьи друг к другу: В процессе развития личности ребенка, развития произвольности проблема агрессивности может разрешиться в положительную сторону. Но вполне возможно и закрепление модели такого поведения.
  
   2. Гиперактивность
  
   "Активный" - от латинского "activus" - деятельный. "Гипер" - от греческого "hyper" - над, сверху - указывает на превышение нормы, чрезмерно активный.
  
   Специалисты отмечают три основных проявления гиперактивности: дефицит внимания, импульсивность, повышенная двигательная активность.
  
   Первые проявления гиперактивности можно наблюдать в возрасте до 7 лет. Пики проявления данного синдрома обычно совпадают с пиками психического развития: в 1-2 года, 3 года, 6-7 лет.
  
   Наиболее сложный период жизни гиперактивных детей связан с переходом из детского сада в школу. Несмотря на то, что после семи лет дети становятся более усидчивыми, проблемы продолжаются, и на первый план выступает так называемый "дефицит внимания". Учащимся с гиперактивностью трудно сосредоточить свое внимание и удержать его на чем-то одном, трудно запоминать и выполнять инструкции учителя, не отвлекаясь на посторонние раздражители.
  
   Причинами гиперактивности могут быть недостаточная развитость самоконтроля, родовая травма и как следствие ММД (минимальная мозговая дисфункция).
  
   3. Тревожность
  
   Тревожность можно определить как индивидуальную психологическую особенность, которая проявляется в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги. Это может быть особенностью темперамента данной личности или нарушением нервно-психических процессов.
  
   Эмоцию страха дети начинают переживать с раннего возраста при появлении незнакомого лица или предмета, громких звуках; в два года дети начинают бояться посещения врача, в более старшем возрасте могут появляться страхи темноты, одиночества, мифических существ.
  
   В дошкольном возрасте начинает формироваться так называемая "школьная тревожность" при столкновении ребенка с требованиями к обучению, обязанностями и ответственностью. Одной из причин такой тревожности может быть заниженная самооценка ребенка.
  
   При своевременном проведении соответствующей психолого-педагогической коррекции данная проблема может быть благополучно устранена.
  
   4. Замкнутость
  
   Основной признак замкнутости - нарушение общения с внешним миром. Это может наблюдаться и у застенчивых детей. Разница в том, что замкнутый ребенок и не стремиться познать способы общения, он вообще не хочет общаться.
  
   Замкнутость начинает проявляться в поведении ребенка рано и выражается в плаксивости, беспричинном беспокойстве, плохом аппетите, в сниженном фоне настроения, страхе при виде людей. В группе или классе ребенок ведет себя обособлено, как "одиночка".
  
   Существует и другое нарушение отличное от замкнутости. Это РДА (ранний детский аутизм), который может быть следствием таких заболеваний, как эпилепсия, нарушение сенсорных систем, повреждение головного мозга. При этом нарушении могут наблюдаться нарушение речи, полный отказ от общения, стереотипные движения.
  
  
   Школьная дезадаптация и методы ее профилактики.
  
   Педагоги и психологи нашли общий термин для определения выше перечисленных проблем. Это школьная дезадаптация. Под этим термином подразумевается социально-педагогическое и социально-психологическое явление, выражающееся в не успешности ребенка в сфере обучения и связанное с неразрешимым для ребенка конфликтом между требованиями школы и его индивидуальными возможностями. Она возникает в условиях дефицита педагогической поддержки учащихся в школе и семье.
   Многочисленные исследования свидетельствуют, что несвоевременное распознавание характера и природы различных проявлений школьной дезадаптации у детей приводит не только к их хроническому отставанию в усвоении школьных знаний, но и к вторичным нарушениям развития, к различным формам отклоняющегося поведения.
   Школьная дезадаптация - комплексная медико-психолого-педагогическая проблема требующая для своего решения участия как медиков и психологов так и педагогов и конечно же взаимодействия между собой Школы и Семьи как институтов в которых проходит социализация школьника. (т.е. усвоение социальных норм и требований).
   1. Школьная дезадаптация --- социально-педагогическое и социально-психологическое явление, выражающееся в неуспешности ребенка в сфере обучения и связанное с неразрешимым для подростка конфликтом между требованиями школы и его индивидуальными возможностями, соответствующими возрастному и психическому развитию. Она возникает в условиях дефицита педагогической поддержки учащихся в школе и семье.
2. Профилактика и преодоление школьной дезадаптации подростков - системная совместная деятельность учителей и родителей, направленная на раннее определение факторов риска школьной дезадаптации, выявление механизмов "запуска" и предупреждения дезадаптивных процессов, создание психологической комфортности в образовательном и внутрисемейном пространстве.
3. Педагогическая профилактика и преодоление школьной дезадаптации подростков реально осуществимы при внедрении в современную педагогическую практику модели взаимодействия школы и семьи. Стержнем ее является совместная деятельность школы и семьи по ранней диагностике симптомов и факторов риска дезадаптивных состояний, а также специально организованная работа по преодолению и профилактике школьной дезадаптации учителями и родителями.
4. Факторами успешной совместной деятельности школы и семьи по профилактике и преодолению школьной дезадаптации являются: развитое самоопределение подростков, накопление ими навыков адаптивного поведения; качественное улучшение организации учебного процесса (режим и график учебных занятий, условия обучения); гуманистические личностные качества педагога, родителя
, ученика; позитивные отношения.
5. Педагогическими условиями профилактики и преодоления школьной дезадаптации являются: организация взаимодействия школы с семьей, при котором будут реализованы возможности адекватной самореализации детей; их психологическая комфортность; создание социально-педагогической службы, которая на основе специальной комплексной программы обеспечит целостность и системность процесса профилактики и преодоления школьной дезадаптации; повышение компетентности педагогов и родителей в вопросах преодоления школьной дезадаптации, обеспечивающее адекватное восприятие ими проблем дезадаптированного ребенка.
  
  
  
  

Принципы общения с детьми.

  
   1. Дети показывают свои страдания и волнения при помощи необычного поведения - сверхчувствительного, замкнутого или вызывающего.
   2. Будьте чуткими к чувствам, которые ребенок выражает своими словами и поведением. Дайте ему дополнительную поддержку, подбодрите его, будьте терпимыми, когда он находится в стрессовом состоянии.
   3. Помогите научиться говорить о своих чувствах вместо того, чтобы он просто замкнулся. Научите его разрешать проблему словесно, а не физическим методом.
   4. Проводите с молодым человеком беседу о своих чувствах, выражая Ваши собственные переживания. ("Мне становится грустно, когда я спорю со своими друзьями, возможно и тебе тоже").
   5. Подростков младшего возраста необходимо научить понимать свои чувства. Это помогает им, более точно распознать свои эмоции и справиться с ними. ("Думаю, что ты злишься потому, что ты устал" или "Я знаю, что учитель был недоволен твоей успеваемостью и тебя это расстроило").
   6. Помогите ему научиться успокаиваться самостоятельно, когда он расстроен. Иногда подростку необходимо просто немного времени побыть одному.
   7. Расскажите подростку, что у многих его товарищей подобные проблемы.
   8. Иногда молодому человеку легче ответить на комментарий, чем на прямой вопрос, если что-то не так. ("Олег, ты выглядишь немного расстроенным. Наверно, ты думаешь о поступке своего товарища?").

Ребенок и закон.

   Жизнь каждого человека начинается с детства. Качество детского воспитания определяет будущее человека и в определенной мере влияет на общество в целом. Поэтому обеспечение хорошего воспитания каждого ребенка является определяющим принципом при разработке и принятии соответствующих законов и нормативно-правовых актов.
   Одним из признаков гражданского общества есть наличие системы защиты слабых, т.е. детей и не трудоспособных лиц. Это отмечено как в Конституции Украины, так и в Гражданском Кодексе Украины, Семейном Кодексе Украины и др. документах.
   Семейный Кодекс Украины является основным законодательным актом в сфере регулирование семейных отношений. Кодекс рассматривает ребенка как равноправного члена семьи во время переговоров по вопросам условий его жизни. "Все лучшее детям". Это призыв к спасению детей от духовной и физической деградации, эксплуатации и социального сиротства. Семейный Кодекс (СК) усиливает охрану прав детства. Примером могут быть новые подходы к основаниям установления отцовства, обновления института патроната СК нацелен на утверждение идеологии ненасилия, регулирует права и обязанности матери, отца и ребенка, регламентирует устройство детей, лишенных родительской опеки.
   Осуществление родителями своих прав и выполнение обязанностей должны основываться на уважении к правам ребенка, его человеческому достоинству.
   В ст.156 СК указанно, что несовершеннолетние родители, которым исполнилось 14 лет, имеют такие же права и обязанности по отношению к ребенку, как и взрослые родители. Они имеют право на обращение в суд за защитой прав и интересов своего ребенка. Несовершеннолетние родители в суде имеют право на бесплатную правовую помощь.
   По заявлению лица, которое достигло 14 лет, по решению суда, ему может быть предоставлено право на брак, если будет установлено, что это соответствует его интересам. Предоставление права на брак отнесено к компетенции суда, при этом извещаются родители, попечители и др. родственники, которые обязаны защищать ребенка, а также должны владеть информацией о его намерениях в жизни (ст.232СК Украины).
   Семейный Кодекс Украины открыто признает договор регулятором семейных отношений (касательно конкретных условий жизни ребенка). В ст.190 СК Украины указано, что если ребенок достиг 14 лет, он принимает участие в заключении договора прекращении права на алименты в связи с передачей права собственности на недвижимость (жилой дом, квартиру, земельный участок и т.д.). В этом случае ребенок становится собственником недвижимости. Имущество, полученное при заключении такого договора, может отчуждаться до достижения им совершеннолетия только с разрешения органа опеки и попечительства. В случае заключения вышеназванного договора, тот из родителей, с кем проживает ребенок, обязан самостоятельно содержать его, а его родитель, отчуждающий недвижимость, принимает участие в дополнительных расходах на ребенка.
   В ч. 3 ст.160 Семейного Кодекса Украины особенно четко усматривается уважение к ребенку, его интересам. Так, если родители ребенка проживают отдельно, место проживания ребенка, который достиг четырнадцати лет, определяется им самим. Эта норма закона является стимулом для родителей по надлежащему исполнению ими своих родительских обязанностей по отношению к своим детям. Поскольку, в случае ненадлежащего внимания к ребенку, он может переехать к дедушке, бабушке или другим родственникам, по своему желанию.
  
  
  
   ПОЛЕЗНЫЕ АДРЕСА
   Психологическая помощь детям, подросткам, женщинам, семьям. Кризисные центры. Телефоны доверия. Экстренная помощь
   0x01 graphic
 
   Телефоны доверия
   Телефонная "горячая линия" Министерства образования и науки Украины
(044) 279-35-74
Mожно сообщить о случаях нарушения прав ребенка в школе или детском садике, получить консультацию по любым вопросам.
"горячая линия" работает с 10.00 до 17.00.
   Всеукраїнська дитяча лiнiя "Телефон Довiри"
8 800 500 21 80
   Консультацiя з питань всиновлення, створення дитячого будинку сiмейного типу або прийомної сiм'ї
8 800 50 543 30
   Нацiональна "гаряча лiнiя" з питань насильства та захисту прав дiтей
8 800 500 33 50
  
Цiлодобовий телефон довiри з питань допомоги жертвам насилля у сiм'ї 451-5-451
  
   Горячая линия от мэра Киева
круглосуточный номер
(044) - 270-63-33
Mожно пожаловаться на жестокое обращение с ребенком, плохое обращение с пациентами
Обращаться по любым вопросам социальной помощи.
   Всеукраинская бесплатная детская линия "Телефон доверия"
8800-500-21-80
   Горячая линия Киевской горадминистрации
(044) 279-40-59
   Телефон доверия начальника киевской милиции
272-53-00
   Общественная приемная Главного управления по вопросам прав потребителей
(044)463-70-30, 425-77-60
   Телефон Главного управления образования и науки КГГА
(044) 279-35-74.
   Телефон доверия
456-17-25
   Телефон доверия для детей, подростков
(анонимно и бесплатно)
работает с 9.00 до 21.00
5152374
   Женский кризисный центр
241 85 63
   Центр помощи женщинам, которые попали в тяжелые семейные обстоятельства
улица Курчатова 14А
5187372 и 5189600
"Центр у справах сiм"ї та жiнок"
   Центр социальной помощи семьям
(проблема наркомании)
566-15-48
   Центр социально-медицинской помощи
людям с ограниченными возможностями
456-15-99
   Психологическая помощь детям, подросткам, женщинам, семьям. Кризисные центры
   Центр работы с женщинами:
ул. Мельникова, 20
бесплатные консультации юриста и психолога
213-30-38 ( юридическая консультация)
219-44-48 (психологическая консультация)
219-44-98 (телефон доверия)
   Центр реинтеграции для бездомных женщин
по ул. Юнкерова, 37, в Пуще Водице. Киев,
Телефон 431 91 17
Иногородних не принимают. Помогают восстановить документы и устроиться на работу.
трехступенчатая методика по созданию реинтреграционных систем для неблагополучных женщин
   Психотерапевтический Центр Фалеевой
г. Киев, ул. Маршала Тимошенко, 29
(044) 466-45-72, (044) 537-28-51
e-mail: mail@faleeva.com
www.faleeva.com
   Психологическая вебстудия Светланы Ройз
www.royz.kiev.ua
ежедневно в будни с 12-13 работает "горячая линия".
Вы можете задать волнующий вопрос. т. 8 050 352 76 83
   Центр практической психологии "Галатея"
ул. Б.Хмельницкого, 47, оф. 12
234-77-61
232-02-98
компьютерная диагностика
консультация для родителей и детей
психологические тренинги
   Центр детской и семейной психологии
пр-т Героев Сталинграда, 48-а (ст.м. Минская)
239-22-43
Пренатальный психолог, семейный психолог, детский психолог, мед. психолог.
   Клиника для молодежи
Ул. Владимирская, 43
2211326
Бесплатные консультации гинеколога и психолога
   Городская специализированная социальная служба для молодежи.
Детский центр "Затышок"
ул. Новодарницкая, 26
567-59-46 (телефон детского центра)
234-43-95 (городской центр социальных служб)
Работают врачи, педагоги и психологи.
   Школа репродуктивного здоровья для подростков "Шануй себе"
Ул. Трехсвятительская, 4-б, к.506
2283969
ko_msmu@mail.ru
   Клуб психологической помощи, юридическая консультация для женщин. Женский клуб "Мария"
   Центр психотерапевтической помощи при кризисном состоянии
Ул. Смоленская, 8 к. 413
4469332
   Центр психологической помощи
Ул. Шевченка, 4 к.5
2342578
   "Розрада"
Антоновича 4/2, 234 83 68
   Международный гуманитарный центр "Розрада"
ул.Б.Васильковская 23Б, 229 85 95
   Центр томалогии "открытый разум"
помощь в семейных проблемах
ул. Акад. Навашина, 11
432-49-91
464-15-43
  
  
  
  
  
  
  
  
  

Одесский благотворительный фонд

"Дорога к Дому"

  
  
  
  
Оценка: 6.26*5  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"