Макаров Александр Овчинникова Елена : другие произведения.

Арт-терапия. Лечение - увлечением

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Лечение - увлечением.Предлагаемая методика может быть с успехом адаптирована к деятельности психологов, педагогов, психотерапевтов, социальных работников и представителей мира искусства.


   Лечение - увлечением.
   Предлагаемая методика может быть с успехом адаптирована к деятельности психологов, педагогов, психотерапевтов, социальных работников и представителей мира искусства.

   Все сказки заканчиваются свадьбой в жизни чаще всего со свадьбы все начинается.
   Рождается ребенок. Он забавный и беззащитный. Он плод взаимной любви. Как хочется чтобы он стал самым счастливым ребёнком на свете! Все мамы хотят этого.
   От куда же берутся несчастные дети? Те что сбегают из дома, для которых сырой страшный подвал лучше чем своя квартира. А компания таких же как он полуголодных подростков дороже родителей. Грязные, голодные, "ничейные" дети. Дети наше будущее. Но разве о таком будущем мечтали мы?
   Кто в этом виноват? Школа, родители, государство? Детям это вряд ли важно. Вопрос в том как им помочь разобраться в проблемах и стать нормальными членами общества. И более того стать счастливыми.
  

Ты творишь и ты подобен Богу.

Искристый снег пушит белее мела

Следы и землю, темные вчера.

И я в восторге оставляю очумелом

Свой след на белом покрывале бытия.

Инна Карпенкова

   Мы приходим в этот мир. Мы живем в нем. Мы оставляем след. След, который, вплетаясь в тысячи других следов, придает оттенок, колорит огромному пути, которым идет человечество в своем развитии. Каким будет путь каждого конкретного человека, зависит и от него, и, в гораздо большей степени от тех, кто идет с ним рядом. Без этого лирического вступления трудно говорить об арт-терапии, как о методе, позволяющем сделать жизнь человека яркой, интересной.
   Арттерапия - метод лечения посредством художественного творчества Привлекательность этого метода состоит для современного человека в том, что арт-терапия в основном использует невербальные способы самовыражения и общения.
  
   Еще К.Г. Юнг утверждал, что творческое самовыражение является внутренней потребностью человека. Вот только способы у всех разные: кто-то самовыражается через спорт, кто-то через искусство, кто-то делает подарки своим близким, кто-то путешествует.... Мы обращаемся к тем, кто желает себя выразить через психологическое творчество, чтобы значимые для Вас люди увидели это и поняли, какой Вы на самом деле?
   Известный арт-терапевт М. Наумбург считает, что наиболее важные мысли и переживания человека, прежде всего, появляются в виде образов. Согласно многочисленным исследованиям отечественных педагогов и психологов детский рисунок является своеобразным аналогом речи. Л.С. Выготский называл детское рисование графической речью. Ребенок в большинстве случаев затрудняется рассказывать о своих чувствах и переживаниях. Для него более естественным служит рисунок в котором он пытается проявить себя.
   Преимущество процесса арт-терапевтических техник в том, что они оказывают воздействие на психику: развивают фантазию и изобразительные способности детей, позволяют заглянуть в их внутренний мир, чтобы научиться их поддерживать, понимать их душевные переживания, работать с их психологическими конфликтами.
   Любое произведение, которое мы создаем, изображение, поделку, сочинение -- это символ, знак, метафора. Это определенная программа, запускаемая нами. Осознанно или неосознанно.
   Творчество чудодейственный инструмент в работе с психофизиологической структурой человека.
   В процессе творчества активно задействуется правое полушарие мозга. Современная же цивилизация задействует в основном вербальную систему общения и левое "логическое" полушарие. Нормальное, гармоничное развитие человека предполагает равноценное развитие обоих полушарий и нормальное межполушарное взаимодействие. Более того, некоторые виды активности человека требуют как раз работы правого полушария.

Орден  [Макаров А.В.]

Что мы делаем

Делаем мы многое, приведем лишь несколько примеров. Если Вам они понравятся то понравятся и детям.

Рисуем Кота.

Будем рисовать Кота и не просто кота, а Кота с большой буквы. Это баллийский кот. Есть такой район в Индии. Вы когда-то видели баллийского кота? Нет? Я тоже его не видел. Единственное что я о нем знаю, что он очень красив. Ну другие-то и этого не знают, по этому какой бы кот не получился, ни кто из ваших знакомых не сможет утверждать что это не баллийский кот. Пусть поедет в Индию и посмотрит! Рисуйте смело и ничего не бойтесь.

   Если вы можете провести прямую линию, завиток и галочку то вы уже готовый рисовальщик Котов. Вперед.
   Рисуем Шаг за Шагом.

<Ювелирная школа [Макаров А.В.]

Орден имени меня.

  
   Тебя когда-нибудь награждали орденом? Нет мы поправим эту несправедливость. Это будет орден твоего имени. Как тебя зовут?
   -Миша.
   - Достойное имя. А кого из известных людей звали так же как тебя?
   - Нет...
   -Михаил, а ты знаешь, что такое симметрия?
   -?
   -Эта дама очень капризна, но если следовать ее законам то получится всегда приятно для глаза....

Роспись по стеклу.

   Росписи по стеклу необычны и невероятно красивы, они поражают своим магическим великолепием. Можно несколько часов рассматривать расписанные витражи и всё равно уйти неудовлетворённым. Только художники высокого класса берутся за эту кропотливую и очень сложную работу. Существует множество видов росписей. Художественная роспись по стеклу выполняется специальными силикатными красками. При детальном расписывании, создаётся эффект свежести и неповторимости. Плоскость, разделённая на детали, походит на мозаику, от которой невозможно оторвать восхищённых взглядов. Стекло - удивительный, непохожий на другие материал, и работы, выполненные на стекле, получаются хрупкими и оригинальными.
   Одной из самых распространённых техник в расписывании витражей является Тиффани. Это не простое закрашивание поверхности, а создание объема и глубины, благодаря этой технике можно различить предметы находящиеся дальше и ближе, а также прочувствовать их реальную форму. Техника Тиффани позволяет использовать больше мелких деталей, при этом линии рисунка на витраже получаются быть тонкими, хрупкими и изящными.
   Всё больше и больше людей хотят обзавестись столь необычным произведением искусства. Любое изделие, светильник или витражная дверца в шкафу, преображает дом, делает его изысканной и придаёт индивидуальность.
  
   Быстро, легко, интересно.

Мы уже говорили выше, что дети всегда хотят получить результат своего труда сразу. Поэтому ,я постоянно предлагаю им простые  и одновременно интересные формы творчества, а главное легкие в исполнении.
Хорошо, например,  всегда иметь под рукой рамки. Все, что мы помещаем в нее, уже может быть законченным произведением. Попробуйте взять любой предмет, который попадется Вам под руку и поместите в рамку. Ну что? Хотите  повесить на стенку?  А если эта стенка маленькая выставка и твоя работа подписана? Вот так и ребенок. Ему легче сказать, что он не умеет рисовать, вязать, шить и т.п., чем  начать учиться всему этому . На это нужно большое  терпение и время. А я предлагаю уже сразу что-то создать. Но предложить - это не значит, что ребенок возьмется с энтузиазмом за дело.. Поэтому я предлагаю несколько вариантов деятельности. Но все-таки главным , для начала , остается  простота работы, доступный материал и свобода выбора и решения.
Мы начали с рамок. Приготовим их к работе. Вырезаем картонку и обтягиваем ее любой тканью. Хорошо использовать простую ткань. Вставляем картонку  в рамку, а  чтобы она хорошо держалась изнутри,   проклеиваем  клеем ПВА. Можно вставить просто, покрашенную, любой краской  картонку. Теперь выставляем на стол все, что есть: разную мишуру, фурнитуру, натуральные зерна, ракушки и т.д.  И предлагаем детям составить любую композицию из того. Что они хотят. Обязательно должны быть перед глазами образцы сделанных работ изделий, на которые они должны обратить внимание. Некоторые дети любят копировать. А другие захотят сделать что-то свое. И то и другое решение нужно обязательно поддержать, но одновременно должно быть одно условие: работу обязательно закончить за одно занятие. Тогда ребенок сам рассчитает свои силы и возможности. Сразу включается  фантазия "Что же я могу сделать за один урок?" Конечно, можно ненавязчиво подсказать, но окончательное решение  конечно за ними.
Хорошо, когда есть стимул.. Одни дети хотят работу забрать себе, другие -подарить кому-либо, третьи хотят , чтобы их работами любовались на выставке. Их желание должно быть удовлетворено.
У нас, например, есть постоянно действующая выставка, где абсолютно любая работа может быть выставлена на показ.
Ну что? Приготовились? Теперь поработаем!

Вспомнить все!

   Как сохранить воспоминания? Мы храним фотографии и всякие милые памятные вещички - билеты в музеи и на транспорт, рекламные буклеты, этикетки и фантики от продуктов, поздравительные открытки, вкладыши от игрушек, газетных вырезок, почетных грамот и всяческой мишуры, близкой и понятной только самому владельцу. Да мало ли что еще есть в вашем домашнем архиве? А если это все объединить в альбоме и подписать?
   Тогда получится - скрапбук. Скрапбук (англ. Scrapbook) - это декорированный фотоальбом, альбом фотоколлажей. Альбом состоит из отдельных листов, каждый из которых представляет законченную мысль, выраженную фотографиями. Фотоальбом в стиле "скрапбук" отличается от обычного альбома тем, что хранит нечто большее, чем просто фотографии он хранит воспоминания.
   Особенностью скрап-альбома является наличие заметок и комментариев к странице с фотографиями. Это может быть краткая смешная история, перечень событий или достижений, просто слова, мысли или крылатые выражения и т.д. Заметки и комментарии пишутся от руки, но можно это делать и на компьютере, применяя различные шрифты текстового редактора, играя с цветом и размером.
   И если в вас кипит творческая энергия, вам наверняка захочется создать свой маленький шедевр чтобы сохранить впечатления о прошлом.
  
Бутылочки [Макаров А.В.]

Бутылочка.

   Показываю детям несколько расписанных бутылок.
   -Будем расписывать бутылочку. Это волшебная бутылочка в ней хранится все самое лучшее. Что в ней может быть ценное?
   -Пиво, водка, джин? -отвечают дети.
   -Разве это самое ценное?
   - Коньяк, виски, старое вино.
   -Нет, не это. Думайте.
   - Деньги, золото.
   -Это уже лучше. Ну придумайте еще что-то ценное.
   Замешательство. Все внимательно смотрят на преподавателя.
   - А доброта, верность, честность - ценные вещи?
   - Ценные вещи, но их в бутылках не хранят.
   - А где хранят?
   - В голове, сердце, душе.
   - А если бы можно было их хранить в бутылочке, бутылочка была бы красивая?
   -Наверное.
   -Придумайте кто и что будет в ней хранить из ценных качеств.
   Мы делали бутылочки для света, силы, ума, радости, смеха, да всего и не упомнишь...
  
  

В четырех зеркалах.

   Нам приходилось работать с различными детьми и теми, у кого были проблемы и теми, которые хорошо учились и с самыми обычными середнячками.
   Всем им нравились занятия арт-терапией, но подход к организации занятий был различен.
   Для тех школьников, которые учились в престижных школах и были уверены в себе целесообразно было применить метод бригадной организации труда. Эта методика разработанная для школьников В. Шаталовым. Заключается в том что учащиеся выбирают себе старосту, тот назначает бригадиров и такая самоорганизующаяся структура помогает управлять детьми. Как это делается на уроках творчества и уроках трудового обучения подробно описано в книге А. Макарова "Дедушка идет в школу".
   Для школьников обычных школ на первое место выходит авторитет учителя. Учитель должен сам состояться как личность и суметь найти подход к детям. Конечно это относится ко всем категориям детей, но здесь это наиболее актуально.
   Для детей с отклонениями (задержками) в развитии тоже нужен свой подход. Тут на первую роль выступает благожелательность. Такие дети как чистое зеркало. С каким настроением к ним идешь то и получаешь в ответ. Если это понять, то работать с такими детьми одно удовольствие.
   Наиболее трудные - четвертая категория. Это дети улиц. Они уже побывали во многих передрягах, и обычно ярко выраженный индивидуализм у них сочетается с постоянной неуверенностью. Они никому не верят и порой на Вашу доброту будут реагировать агрессией. Тут не надо отчаиваться, а набраться терпения и реагировать спокойно. Больший опыт работы с такими детьми имеет моя коллега Елена Овчинникова. Ей и написана следующая статья.
   Помоги своей душе.
   (Текст Елены Овчинниковой )
   "Арт-терапия решает психологические проблемы личности через их выражение и прояснение в художественном творчестве разных видов: в рисовании, лепке, танце, пении......"
   Каждое утро я приезжала на пляж на велосипеде и в 6 утра уже плыла в море. Когда плывешь под лучами восходящего солнца, то охватывает такое чувство легкости и счастья, что хочется петь, смеяться, кричать одновременно. В этот момент особенно чувствуешь свое единство с матерью-природой. Утреннее солнце и море, особенные...Они дают заряд энергии и вдохновения на весь день.
   Но на этом мое пребывание на пляже не заканчивается. Я люблю побродить по берегу, послушать утреннюю тишину, понаблюдать за ранними энтузиастами здорового образа жизни, с некоторыми уже сложились дружеские отношения и мы перекидываемся несколькими фразами и новостями. Но при этом никто не нарушает сложившиеся у каждого ритуалы поклонения природе. Каждая группа живет своей жизнью.. И только новые отдыхающие вносят некоторый диссонанс в этот ежедневно привычный круг людей.
   Мне интересны новые люди. И я иногда наблюдаю за ними и мысленно представляю, кем они могут быть, откуда приехали, чем занимаются. Некая тренировка фантазии и не более того.
   Тот день не особенно отличался от других.. Я очередной раз прохаживалась по берегу.
   Почему-то я обратила внимание на одну девушку. Она, не смотря на то, что была, по-видимому с отцом, выглядела, какой- то одинокой и потерянной. Я некоторое время наблюдала за ними, но не знала, как начать знакомство. А общение состоялось совершенно естественно и легко. После очередного купания я ходила по берегу и собирала ракушки. Во-первых это интересно, во-вторых никто не мешает в это время думать и в- третьих собирала ракушки для своего творчества.
   Когда я собираю ракушки, то меня часто спрашивают, для чего. Этот вопрос задал и отец девушки. Я рассказала, что занимаюсь творчеством с детьми улицы. Так мы познакомились.
   -А что значит "дети улицы"?- спросил Георгий, - у них что, нет родителей?
   -К сожалению, у большинства есть. Это дети, которые живут в неблагополучных семьях, где есть непонимание, насилие, внутренние психологические проблемы и многое, многое другое. И они бегут из дома жить на улицу А так как я работаю в благотворительном центре, а это общественная организация, созданная энтузиастами и неравнодушными людьми, то мы пытаемся помочь этим детям вернуться к нормальному образу жизни.
   -Ну и как , получается?
   -Однозначно на этот вопрос нельзя ответить. Это повседневный процесс, это труд, терпение, главное-это большое желание сострадание, и любовь к тем, с кем сталкивает тебя жизнь. Но одно могу сказать. Творчество - это великая сила врачевания души. Вот один эпизод одного занятия с такими детьми:
   -Я ничего не умею.....
  
   С этих слов почти всегда начинается знакомство с детьми, посетивших мои занятия творчеством
   - А ты пробовал?
   -Нет.
   -Ну, так попробуй!
   -У меня ничего не получится....
  
   Есть всё-таки закономерность в том, что неудачно сложившаяся жизнь этих детей накладывает неуверенность, а скорее уверенность, в том, что они нечего никогда не изменят в своей жизни, что у них НИКОГДА НИЧЕГО НЕ ПОЛУЧИТСЯ.
  
   -Ну хорошо,....а можешь взять кисть и просто покрыть досточку с рисунком лаком?
   -Да. Ой, здорово! А можно еще?
   Загорелись глаза, рука тянется сделать ещё что-то..
   -Возьми кисть и краски и распиши бутылку.
   -Я не умею рисовать!...
   -Я тоже. Просто смешивай краски и воду кистью, как попало..
   -Отлично! У тебя получился абстрактный рисунок.
   -Да?..А можно ....я нарисую....Солнце, море и ....розового лебедя?
   Конечно! А ты говорил, что не умеешь рисовать...
   -Ну, как дела?
   -Всё! Закончил! Лебедь поплыл...
   -Понравилось?
   -Понравилось!
   -Придёшь ещё?
   -Не знаю...
  
   Сколько за это время побывало детей на кружке? Не знаю, не считала.. Да это и не надо..
   Но каждый из них выплеснул свой запас внутренних возможностей и в какой-то степени попытался самоутвердиться.
   А главное они ждали похвалы их способностям, как бы доказывая окружающим:
   -Не всё у меня потеряно, ребята!-
  
   Дети приходят и уходят...чаще уходят.. но я знаю, что, что-то в душе тёпленькое у них останется
   навсегда!
   Все время, пока мы беседовали, я наблюдала за Георгием. Его глаза выражали явный интерес к теме и я плавно перешла к тому, что предложила его дочке вместе со мной собирать ракушки, и я потом расскажу, что можно из них сделать.
   Леночка, так звали девушку, согласилась. А потом увлеклась, ее глаза стали веселее, а движения энергичней. Я рассказывала, сколько интересных вещей можно сделать своими руками и своей фантазией. Она стала что-то придумывать сама, ей захотелось что-то уже начать создавать. Так мы провели пару часов. Я собралась уезжать, и мы договорились, что на следующий день встретимся, и я проведу мастер-класс прямо на пляже. Когда мы прощались, Георгий отвел меня в сторону и сказал.
   - Я Вам очень благодарен за общение. Пару лет назад Леночка перенесла сильный стресс и теперь мы ее лечим...Живем сейчас в Чехии, а в Одессу приезжаем, потому что это наш родной город. И мы надеемся, что он тоже благоприятно подействует на нее. И сегодня я увидел, что надежда на ее выздоровление есть. У нее появилось желание что-то делать.
   -Не нужно благодарить. Я думаю, что все у нее будет хорошо. До завтра!
   На следующий день я пришла не с пустыми руками. Для того, чтобы начать что-либо делать и сразу, не так уж много нужно. Тем более, что дети народ не очень усидчивый и им хочется результат увидеть сразу, а труда при этом вложить, как можно меньше. Поэтому я принесла клей ПВА, кисточку и рамочки обтянутые тканью.
   -И это все? - Спросил меня Георгий.
   -Конечно. А больше ничего и не нужно. Остальное есть здесь.
   -Леночка, тебе задание собрать быстро немного ракушек и принести немного чистого прибрежного песка. А мы пока с твоим папой приспособим место для нашей работы.
   Через полчаса, удобно расположившись на подстилке мы начали творить.
   -Рамочка - это уже основа любой картины. И что бы вы в нее не вставили, все будет выглядеть законченным произведением. В данном случае мы будем делать панно из ракушек и для начала, представим морское дно... Как ты это себе, Леночка, представляешь?
   - Ну...на дне лежат песок, камни и ракушки.
   -Правильно! Вот мы и начнем с того, что основу картины сделаем из песка. Для этого помажем всю поверхность клеем и посыплем песком. Ты это сможешь. Начинай! Молодец!. Когда дно будет готово мы расположим на нем ракушки, камешки так, как можно представить на дне.
   Лена увлеклась, и через 10 минут все было готово. Осталось подождать, когда все высохнет.
   -Ну, что еще можно сделать из ракушек? - спросила я. - Давай пофантазируем. Твой папа любит фотографировать. Сегодня он сделал много снимков видов на море. Обычно фотографии лежат в альбомах и с каждым днем реже их просматривают. А если вставить фото в рамку, а рамку обклеить ракушками, то это уже будет приятный подарок друзьям, привезенный с юга. Если у тебя есть подруги, которые увлекаются украшениями, то можно взять картонную и даже деревянную коробочку и обклеить ее ракушками тоже. Я не говорю уже об украшениях из ракушек. Если просверлить дырочки в ракушках, то можно сделать, бусы, кулоны, брелоки, браслеты и т.д. А если все произведения покрыть лаком, то это будут стильные , качественные, а главное оригинальные и эксклюзивные вещи на долгие годы. Я думаю, что главное ты начала делать и у тебя все отлично получилось!.
   -Да. Я насобираю как можно больше ракушек и повезу домой.
   -Конечно. Но это еще не все, что можно делать своими руками. Я расскажу, что мы делаем на занятиях с детьми.
   Все, что мы видим вокруг себя, может стать материалом для творчества. Можно украсить интерьер своей комнаты, можно сделать подарок близкому другу или родственнику, можно сделать любимую игрушку или аксессуары к своей одежде.
   Когда я работаю с детьми улицы, то порой планируешь одно, а делаем совсем другое. Здесь главное поймать момент , когда горят глаза, а руки хотят сразу делать.
   Летом было очень жарко и все, конечно, пили много воды. То и дело я наталкивалась на пустые бутылки, стоящие по углам. Я попросила детей не выбрасывать их, а принести на урок. Бутылки были разные: и пластмассовые, и стеклянные, и разных форм и объемов. Стеклянные так и "просились", что бы их разрисовали красками. Но дети стали говорить, что они не знают, как это делать, да и не умеют... Тогда я просто каждому ребенку дала кисточку и водоэмульсионную краску.
   -Просто покрасить ровно бутылку сможете?- спросила я.
   -Конечно! - дружно ответили они.
   Так началась работа. Когда все бутылки, покрытые водоэмульсионной краской, высохли, то на них легко было рисовать простым карандашом все, что каждый хотел. Дети практически могут рисовать все. У них нет страха, если есть азарт и если их при этом хвалишь и помогаешь. Так у нас получилась серия расписанных бутылок, каждую из которых мы подписали именем того, кто ее делал, покрыли лаком и поставили на постоянно действующую выставку.
   На следующий урок, все хотели продолжить работу с бутылками, взяли кисти, приготовились красить, но увидели, что на столах лежат нитки, разного качества и цветов.
   -Ребята! Кисти нам сегодня пригодятся тоже. Каждый берет нитки, какие нравятся и обматывают бутылку ими сверху вниз, предварительно, обмазывая клеем ПВА. Здесь нужно делать все более аккуратно, так, что бы просвета между нитками не было. А когда вы закончите, то узнаете, что будет дальше.
   Конечно, это был более кропотливый процесс, чем просто красить краской, но был азарт, так как они уже видели предыдущий результат. И им было интересно, а что же дальше? Да и поучиться немного терпению и усидчивости им не мешало. А дальше было совсем просто. На столе я выложила все, что на тот момент у нас лежало в шкафу: тесьма, веревочки, тряпочки, бисер, пуговицы, разные зерна и много разной мишуры, которая скапливается в процессе занятий. Оставалось одно, брать и украшать каждую бутылку на свой вкус. Работа закипела. Если какие-то крупные детали не приклеивались на клей ПВА, мы применяли горячие гвозди. Результат не заставил себя ждать. Но самое главное - это увидеть горящие глаза и улыбки оттого, что сделал сам. И в этот момент я чувствую, что их души начинают выздоравливать, и они начинают видеть не только темные лужи на земле, но и звезды, отражающиеся в них.
   Мой маленький рассказ закончился. Стояла тишина. Каждый из нас задумался о чем-то своем...
   Через несколько дней Георгий и Леночка уехали домой. Я так и не узнала, что случилось с этой милой девушкой когда-то. Да это и не нужно. Одно могу сказать - она стала ходить более уверенной походкой, а во взгляде появились искорки жизни.
   Ради таких встреч ЖИТЬ стоит!
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

Одесский городской центр здоровья Одесский благотворительный фонд "Дорога к Дому"

  
  

1

  
  
  

2008

  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"