Макаров Александр Владимирович : другие произведения.

Помоги ребенку на распутье

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Информационные материалы для работников правоохранительных органов. Трудности взросления. Эта брошюра написана для работников правоохранительных органов. Здесь опираясь на исследования, личный практический опыт работы и консультирования, мы рассмотрим, как и чем можно помочь подростку в выборе жизненного пути. Мы хотим донести свое отношение к подростку до тех взрослых, которые оказывают влияние на его жизнь: родителей, педагогов, психологов, врачей, милиционеров. Цель нашей работы: поддержка растущего поколения (детей и подростков) в выборе достойного образа жизни.


Помоги ребенку на распутье.

  

Информационные материалы для работников правоохранительных органов.

  

Трудности взросления.

   Эта брошюра написана для работников правоохранительных органов. Здесь опираясь на исследования, личный практический опыт работы и консультирования, мы рассмотрим, как и чем можно помочь подростку в выборе жизненного пути. Мы хотим донести свое отношение к подростку до тех взрослых, которые оказывают влияние на его жизнь: родителей, педагогов, психологов, врачей, милиционеров. Цель нашей работы: поддержка растущего поколения (детей и подростков) в выборе достойного образа жизни.

Защита прав ребенка.

   Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года была подписана Украиной 21 февраля 1990 года, а ра­тифицирована 27 февраля 1991-го. Вступила в законную силу на территории Украины 27 сентября 1991 года. Конвенция о правах ребенка является обязательной для выполнения государствами, которые её ратифицировали и содержит механизм контроля. В соответствии с Конвенцией ребенком является лицо, не достигшее 18-летнего возраста.
   Вот основные права ребенка на которые стоит обратить внимание работникам правоохранительных органов:
- право на жизнь, выживание и свободное развитие;
- право на фамилию и имя;
- право на приобретение гражданства;
- право знать своих родителей и пользоваться их заботой;
- право не расставаться с родителем вопреки их желанию;
- право поддерживать контакты с обоими родителями;
- право на воссоединение с семьей, которая находится в другой стране;
- право свободно покидать любое государство и возвращаться в свою страну;
- право свободно выражать свои мысли по всем вопросам;
- право на защиту в случаи незаконного перемещения и возврата из-за границы;
- право свободно выражать свои мысли по всем вопросам;
- право на информацию, способствующую благосостоянию ребенка;
- право на пользование услугами системы здравоохранения;
- право пользоваться благами социального обеспечения;
- право на образование;
- право на отдых и развлечения;
- право на защиту от экономической эксплуатации;
- право на защиту от незаконного злоупотребления наркотическими средствами, психотропными веществами, от всех форм сексуальной эксплуатации;
- право на гуманное обращение, на защиту от незаконного и пожизненного лишения свободы для детей, которые находятся в конфликте с законом.
   Перечисленные выше права был закреплен во множестве украинских нормативных актах, основными из которых являются Конституция, Семейный кодекс Украины. Закон Украины "Об охране детства", Закон Украины "Об образовании", Закон Украины "О гражданстве Украины", и т.п.

О Семейном кодексе Украины.

   В Семейном кодексе Украины, закреплены нормы, которые регулируют личные отношения родителей и детей и способствуют формированию ребенка как личности. Закрепленные в Семейном кодексе права: Во-первых, принадлежат всем родителям и детям в равном объеме. Во-вторых, возникают с момента рождения человека, иными словами они являются природными правами. В-третьих, они неразрывно связаны с лицом их носителя.
   Семейный кодекс Украины подразделяет всех детей на две категории малолетних и несовершеннолетних. Так, малолетним считается ребенок в возрасте до 14 лет, а несовершеннолетним - ребенок в возрасте от 14 до 18.
   Одним из важнейших природных прав человека является право на семью. Это право включает право человека создать семью и жить в ней. Ребенок также имеет право на надлежащее родительское воспитание. Целый ряд положений действующего законодательство закрепляет обязанность родителей относительно воспитания и развития ребенка (статья 150, 151, 152 Семейного кодекса, ст. 12 Закона Украины "Об охране детства". На каждого из родителей возлагается одинаковая ответственность за воспитание, обучение и развитие ребенка.
   Право на воспитание также содержит в себе право на общение с всеми членами семьи и родственниками. Работникам правоохранительных органов, не следует забывать о том, что ребенок имеет право на общение с родителями или другими родственниками в экстремальных ситуациях. Экстремальная ситуация, например, может возникнуть в случаи ареста, задержания, лишения свободы, несчастного случая, тяжелой болезни. Ребенок, которые попал в такую ситуацию в большей степени нуждается в поддержке своих близких, поэтому отказать в контакте с родителями или близкими родственниками могут только при наличии серьезных причин.
   В соответствии с законодательством родители являются законными представителями своих малолетних и несовершеннолетних детей в суде и органах власти. Представительство родителей прекращается по достижении детьми совершеннолетия, приобретения ребенком полной дееспособности, а также в связи с лишением родительских прав.
   Само по себе "лишение родительских прав" является своеобразной формой ответственности родителей за нарушение одним из них прав своего ребенка. Кроме того, оно обеспечивает защиту прав ребенка. Но это самая крайняя мера для защиты прав ребенка. Об этом говорит и исчерпывающий перечень оснований для лишения родительских прав. Этот перечень закреплен в статье 164 Семейного кодекса Украины. И достаточно наличия всего одного основания для лишения родительских прав.
Первым основанием для лишения родительских прав является отказ без уважительных причин забрать своего ребенка из роддома или другого лечащего, воспитательного учреждения.
Вторым основанием является невыполнение родителями своих прав относительно воспитания ребенка. Для признания таковыми родителей необходимо установить факт объективного невыполнения родителями своих обязанностей, а также то, что родители систематически, несмотря на предупреждения, не выполняли свои родительские обязанности хотя и имели для этого возможность.
Третьим основанием для лишение родительских может послужить жестокое обращение с детьми. Понятие "жестокое обращение" включает следующие отличительные характеристики:
- физическое насилие, иначе говоря, побои, избиение несовершеннолетнего, нанесение ему физических страданий, боли любым способом;
-психологическое насилие над ребенком путем угроз, запугиваний.
   Жестокое отношение с ребенком может включать и использование недопустимых приемов воспитания, унижения человеческого достоинства ребенка.
   Четвертое место среди оснований лишения родительских прав занимает алкоголизм или наркомания родителей.
   Пятым основанием для лишения родительских прав - злоупотребление своими родительскими правами. Иногда оно заключается в действиях и поступках, которые имеют целью помешать ребенку учиться, получить образование. Приучение своих детей к употреблению спиртных напитков, наркотиков - тоже разновидность злоупотребления родительскими правами. То же самое можно сказать про случаи, когда родители используют своих несовершеннолетних детей для совершения преступлений или заставляют заниматься их бродяжничеством и попрошайничеством.
   Последним основанием для лишения родительских прав является умышленное преступление против жизни и здоровья своих детей. Это может быть: покушение на убийство ребенка, желание довести ребенка до самоубийства, тяжкие телесные повреждения, пытки, побои, заражение венерическим заболеванием, ВИЧ-инфекцией. Каждое из перечисленных преступлений, совершенное одним из родителей, принадлежит к числу тяжких, общественно опасных, и таких, которые противоречат человеческой природе.
   Случай из практики.
   По закону ребенок после своего 14-летия сам может подавать иск и защищать свои права в суде. Однако мало кто из детей знает, как именно это сделать.
Впрочем, и здесь есть исключения. Так, 16-летней Соне Н. из Запорожья удалось
лишить свою мать родительских прав. Мать-одиночка воспитывала девочку в
строгости. За малейшую провинность ее сажали в темную комнату, а когда
она стала постарше, то и выгоняли из дому. Смотреть разрешалось только
советские фильмы, одеваться - только в стиле "светлый верх, темный
низ". Когда Соня влюбилась, жизнь в родном доме стала и вовсе
невыносимой: скандалы, перераставшие в драку, стали ежедневным делом.
Девочка, не выдержав унижений, даже пыталась отравиться. К счастью, ее
удалось спасти. После выписки она пошла в городскую комиссию с просьбой
лишить ее мать родительских прав. Чиновники Соне отказали,
аргументировав свое решение тем, что ее мать не самый худший вариант, а
побои - неотъемлемый элемент воспитательного процесса. Тогда девушка
решила действовать самостоятельно: бросила школу, устроилась на работу
и подала иск о лишении родительских прав в суд. Адвокаты помогать Соне
отказались, так что на заседании она защищала свои интересы одна.
Удивительно, но суд девушка выиграла.
  
   Кроме лишения родительских прав существует и другой, менее радикальный способ, - отобрание ребенка у родителей без лишения родительских прав (статья 170 Семейного кодекса Украины). Поскольку отобрание ребенка по решению суда тоже связано с лишением права на воспитание, оно безусловно играет предупредительную роль. Именно потому нередко отобрание по решению суда рассматривается как средства влияния, которое используется перед лишением родительских прав. В каких же ситуациях происходит отобрание ребенка у родителей? Законодательство предусматривает только в случаи отсутствия вины одного из родителей в создании плохих условий, если они по письменному решению специалистов, не в состоянии заниматься воспитанием.
   Одним из важнейших вопросов в защите прав ребенка является то, чтоб права не декларировались, а реально защищались. Что можно посоветовать работникам правоохранительных органов, если они узнали о ребенке чьи права нарушаются? Прежде всего уведомить об этом родителей, а если же нарушителем прав выступают именно они, то - попытаться довести сведенья о нарушениях прав ребенка в соответствующие органы ( учреждения образования, охраны здоровья, управления по делам семьи и молодежи, центров социальных служб для молодежи) и передаются для регистрации в соответствующее подразделение Службы по делам несовершеннолетних). Обращение (уведомления) про факты жестокого обращения с детьми регистрируются в течение одних суток с момента получения обращения.

Право на здравый смысл.

   Выдающегося педагога А.С. Макаренко как-то пригласили на заседания суда. В качестве эксперта по детской преступности. Об этом он рассказывает своему знакомому описавшему этот случай.
   -Я только что из суда. Пригласили в качестве, так сказать, специалиста по малолетним правонарушителям. И ведь какое счастье, что пригласили! Вы в юриспруденции что-нибудь смыслите?
   Увы, я ничего не смыслил в юриспруденции, по это не помешало Антону Семеновичу начать свой рассказ:
   -- Вообразите себе такой состав преступления, или, как это у них называется, -- заговорил он, потрясая сжатой в кулак рукой. -- Четверо мальчишек-восьмиклассников вечером -- заметьте: не ночью, а вечером, когда на улице полно народу, -- взломали продуктовый ларек и вытащили бутылку портвейна и круг колбасы. Вино выпили, колбасу съели и, что бы вы думали, учинили после всего этого? Сбили замок у сарая на соседнем дворе, выволокли салазки и принялись кататься с горы. За этим занятием их всех застукали. Нравится? Да уж, конечно, хорошего мало. Но вы мне вот что скажите. Как, по-вашему, все это происшествие называется на юридическом языке? Кража со взломом -- вот как оно называется! Да еще двойная кража к тому же. И причитается за правонарушения этого рода, даже принимая во внимание возраст учинивших его, несколько лет тюрьмы.
   Макаренко помолчал, видимо, заново переживая обстоятельства дела, о котором рассказывал. Потом заговорил снова:
   -Сижу, понимаете, слушаю и диву даюсь. Люди серьезнейшим образом доискиваются, имело место преступление или нет. Допрашивают, уличают, сопоставляют. А никто ничего и не отрицает. Мальчишки сознались, сторож свидетельствует, чего еще? И, можете себе представить, никому и в голову не придет спросить себя: правильно ли называть эту ребячью выходку преступлением? Или это не преступление вовсе, а шалость? Глупая, граничащая с преступлением, но шалость! Вы вспомните про салазки, да еще взятые на соседнем дворе. По-моему, чрезвычайно характерная деталь. А это ли не характерно-- ведь, помимо круга колбасы и бутылки дрянного портвейна, в ларьке было и еще кое-что! Так ведь не взяли! Ничего больше не взяли! Значит, цели-то были очень уж не далеко идущие, как вы считаете? Вот про это самое я и произнес речь на суде. И уже после моего выступления выяснилось, что в зале сидят школьные учителя и товарищи взломщиков, и пришли они, чтобы засвидетельствовать, что взломщики эти никогда и ни в чем дурном доселе замечены не были и что все четверо -- отличнейшие ребята, хорошие товарищи. Пришли, чтобы засвидетельствовать, а сидят и молчат. Вас это не удивляет?
   Меня это не удивляло, потому что мне была известна сила инерции, иной раз клонящей дело в.одну, а иной раз в другую сторону, когда встать и сказать слово вразрез с тем, что говорится вокруг, труднее, чем броситься в огонь или в ледяную воду. Что-то похожее я и попытался высказать. Макаренко кивнул головой.
   -- Это вы правильно говорите, -- промолвил он. Но откуда инерция эта самая взялась? Ведь знаете, чего не хватало судье, который вел дело? Здравого смысла -- вот чего ему не хватало! Способности на мгновение отвлечься от всяких там процессуальных хитросплетений и взглянуть на вещи попросту, по-человечески, со стороны. А взгляни он так, сразу бы ему стало ясно, что перед ним мальчишки, которые до смерти запуганы тем, что натворили, и которые не только сами никогда в жизни не учинят ничего подобного, но и детям своим и внукам закажут близко подходить к продуктовым палаткам. Профессиональное отношение к делу -- необходимейшая вещь, но иногда человек должен уметь... Не приходило/ли вам в голову, что высшая профессиональность, состоит именно в том, -чтобы уметь без вреда для дела стать выше этого самого профессионального нему отношения. И будучи во всеооружии знания и понимания своего предмета, суметь взглянуть на вещи прямо и просто, вооружившись одним только здравым смыслом? Вы не согласны?
   Я был согласен и с этим. Но мне не терпелось узнать, чём
   кончилось судебное разбирательство, в котором Макаренко
   сегодня участвовал.
   -- Чем кончилось? А тем, чем должно было кончиться. Решили совершенно правильно, -- отвечал он на мой вопрос. -- Приговорили к году условно. Что? Да нет...; Можете быть спокойны. Легче себе представить в роли взломщиков нас с вами чем. этих ребят во всю остальную их жизнь.
   И, помолчав, Антон Семенович сказал доверительно:
   --Если же говорить прямо, то;, мое сегодняшнее выступление считаю одним самых важных дел моей жизни.
  
   Признаки употребления ребёнком наркотиков
  
   Для того чтобы успешно бороться с наркоманией, необходимо родителей детей ознакомить с признаками это явления.
  
   Внешние признаки:
   • бледность кожи;
   • расширенные или суженные зрачки;
   • покрасневшие или мутные глаза, замедленная речь;
   • частая простуда;
   • плохая координация движений.
  
   Очевидные признаки:
   • следы от уколов, порезы, синяки;
   • свёрнутые в трубочку бумажки, фольга;
   • маленькие ложечки, капсулы, бутылочки, пузырьки, неизвестные таблетки, порошки;
   • бритвенные лезвия со следами белого порошка или бурой грязи;
   • шприцы и иглы для них.
  
   Поведенческие признаки:
   • он (она) начал часто немотивированно исчезать из дома. Ваша попытка узнать, где и с кем ребенок проводит свободное время, вызывает вспышку гнева или раздражения;
  
   • он (она) начал часто обманывать -- по поводу причин отсутствия дома, дел в школе, общения с друзьями, траты денег;
  
   • за короткий промежуток времени у вашего сына (дочери) практически полностью поменялся круг друзей. Новые друзья не приходят в гости, а забегают на минутку, о чем-то тихо шепчутся у порога и уходят;
  
   • появилось много таинственных звонков и странных переговоров по телефону, причём ваш ребёнок не желает объяснять, кто звонил, а в разговоре часто звучат странные жаргонные слова;
  
   • вашего сына (дочь) полностью перестали интересовать семейные дела. Он (она) стал по отношению к вам более холодным, безразличным, недоверчивым, закрытым, чужим;
  
   • у него (неё) заметно изменился характер -- появилась немотивированная раздражительность, участились вспышки истерии, крика, резкие перемены в настроении;
  
   • он (она) оставил прежние интересы -- не читает, не смотрит телевизор, впадает в мрачное расположение духа, отвечает коротко ("да", "нет", "нормально") и крайне раздражён;
  
   • у него (неё) изменился режим сна -- может спать целыми днями, не просыпаясь, а иногда почти всю ночь ходит по комнате, натыкаясь на предметы;
  
   • всё чаще он (она) возвращается домой в состоянии лёгкого опьянения, координация движений слегка нарушена, взгляд отсутствующий, старается не попадаться вам на глаза и быстро лечь спать;
  
   • у вас в доме стали пропадать деньги, вещи. Сначала это происходит редко, впоследствии -- систематически.
  
   Имейте в виду, что отдельные названные выше поведенческие признаки могут быть симптомами психологических трудностей подросткового возраста. В некоторых случаях так проявляются заболевания психики.
  
   Подозрение в употреблении ребёнком наркотиков может быть основано на наличии 8 из 10 описанных выше изменений поведения. И если ваши подозрения обоснованы, подготовьтесь к первому разговору. Он должен быть абсолютно спокойным, но жёстким. К этому разговору вы должны тщательно подготовиться: записать все события, натолкнувшие вас на размышления, с указанием дат. Изложите свои подозрения и предъявите обоснованные претензии. Такая пунктуальность и конкретность необходимы, чтобы дать ребёнку почувствовать, что безнаказанность кончилась: его контролируют и потакать его требованиям не станут.
  
   Если результатом первого разговора будет категорическое отрицание факта приёма наркотиков, вы должны твёрдо сказать: "Я тебе верю, но чтобы убедить меня в моей неправоте и успокоить, ты должен пройти тест. Если экспертиза покажет, что я не прав, с радостью извинюсь за свои подозрения".
  
   Экспертизу можно пройти в наркологических диспансерах.
  
   Их телефоны:
   в Киеве -- 228-61-84
  
  
  
  
   Приложение.
  
   Принципы общения с детьми.
  -- Любой ребенок или подросток, каким бы "трудным" и "проблемным" он ни казался - достоин любви и уважения. Он имеет перспективу, стать лучше и совершеннее.
  -- Развитие ребенка во многом зависит от родителей, учителей, воспитателей. Взрослые в ответе за ребенка.
  -- Насильно помочь невозможно.
  -- Честность и открытость - необходимое условие построения взаимоотношений.
  -- Нужно взаимодействие с ребенком, а не воздействие на него.
  -- Безусловное принятие. Каждый человек уникален.
  -- Работники правоохранительных органов, тоже люди, мы тоже учимся, ошибаемся и растем вместе с детьми.
  -- Личность человека, общающегося с человеком, является его основным инструментом.
  
  
  
   Как не стать жертвой преступления...
   Познакомьте с этими правилами родителей это поможет защитить ребенка.
  -- На видном месте напишите телефоны, по которым он может быстро связаться (ваша работа, мобильный, милиция, скорая помощь, пожарная охрана, соседи).
  -- Постоянно повторяйте правила поведения, устраивайте маленькие экзамены, разбирайте ошибки.
  -- Сами неукоснительно выполняйте правила по безопасности. Будьте примером.
  -- Выучите с ребенком, как его зовут, и как зовут его родителей, а также домашний адрес и телефон.
  -- Уберите все предметы, которыми он может пораниться.
  -- Проверьте, не оставили ли вы включенной воду или газ, выключили ли электронагревательные приборы.
  -- Закройте окна и тщательно заприте входную дверь.
  -- Уходя в вечернее время, не забудьте включить свет в комнатах, это отпугнет злоумышленников, и вашему ребенку не будет страшно одному.
  -- При расположении квартиры на первом этаже, зашторьте окна, а если кто-то стучится в окно, ваш ребенок, не подходя к нему, должен громко кричать: "Папа! Иди сюда".
  -- При возвращении домой предупредите ребенка об этом по телефону или домофону. Позвонив в дверь, ребенок должен ее открывать только после того, как вы полностью назовете себя.
  
   ПОЛЕЗНЫЕ АДРЕСА
   Телефоны экстренной помощи:
   Оперативно-спасательная служба г. Киева
289-70-13
Все виды спасательных работ.
   Горячая линия Киевской горадминистрации
(044) 279-40-59
   Телефон доверия начальника киевской милиции
272-53-00
   Телефон Главного управления образования и науки КГГА
(044) 279-35-74.
   Телефон доверия
456-17-25
   Телефон доверия для детей, подростков
(анонимно и бесплатно)
работает с 9.00 до 21.00
5152374
   Женский кризисный центр
241 85 63
   Центр помощи женщинам, которые попали в тяжелые семейные обстоятельства
улица Курчатова 14А
5187372 и 5189600
"Центр у справах сiм"ї та жiнок"
   Центр социальной помощи семьям
(проблема наркомании)
566-15-48
   Центр социально-медицинской помощи
людям с ограниченными возможностями
456-15-99
  
   Одесса
   Служба по предотвращинию насилие в семье г. Одесса
777-25-17
   Проблемы алкоголизма и наркомании
784-00-23
   Телефон доверия 10-03
(с 19 ч. до 8 ч. утра )
   "Горячая линия" пропавшие и розыск
63-33-39

   Телефон приемной граждан МВД Украины: 256-11-10
   Справочное бюро МВД Украины: 256-03-33

Телефоны доверия ГУМВС, УМВС Украины в областях

  

Подраздел

Код

"телефон доверия"

  
  

Аппарат

ГУМВС, УМВС

в областях

ВДАИ

ВГИРФО

1

2

3

4

5

   в АР Крым
   0652
   25-50-00
   29-63-59
   55-01-61

29-66-43

   Винницкой
   0432
   59-31-31
   57-61-13
   59-34-34

35-70-58

   Волынской
   0332(2)
   4-42-98
   4-54-12
   79-62-44

79-65-45

   Днепропетровской
   056(2)
   756-52-65
   756-54-66
   744-51-92

756-51-86

   Донецкой
   062
   301-83-67
   301-80-58
   345-23-30

301-84-63

   Житомирской
   0412
   40-73-50
   40-73-58
   25-85-86
   40-73-41

40-71-61

   Закарпатской
   0312(2)
   3-21-44
   3-22-86

64-32-60

   Запорожской
   061(2)
   39-83-93
   39-83-78
   224-30-20
   224-30-22

39-80-50

   Ивано-Франковской
   0342(2)
   3-24-13
   2-39-73
   3-05-73

55-23-80

   Киевской
   044
   272-19-59
   592-30-09
   249-84-02

468-01-01

   м. Киеве
   044
   272-53-00
   271-95-94
   483-70-64

235-13-65

   Кировоградской
   0522
   24-73-47
   24-32-53
   35-75-33

39-77-38

   Луганской
   0642
   59-82-30
   59-84-44
   95-32-32
   92-78-39

53-53-62

   Львовской
   0322
   76-15-50
   78-26-10
   64-69-11
   65-99-44

241-10-21

   Николаевской
   0512
   49-83-09
   49-83-10
   21-20-91

49-86-79

49-81-18

   Одесской
   048(2)
   779-40-43
   795-24-56
   45-90-65
   30-17-53

779-48-00

   Полтавской
   0532(2)
   51-77-57
   59-07-64

7-50-28

   Ровенской
   0362
   67-99-81
   67-96-27
   63-58-21

67-90-48

   м. Севастополе
   0692
   59-45-88
   54-02-54
   57-00-00
   48-11-11

59-45-57

   Сумской
   0542
   21-03-00
   28-36-22
   21-31-14

27-60-54

   Тернопольской
   0352
   52-67-15
   52-35-13
   52-38-86

25-18-18

25-09-58

   Харьковской
   057
   705-93-33
   700-40-24
   704-15-81

705-22-07

   Херсонской
   0552
   44-60-02
   22-60-22
   43-25-36

28-62-00

   Хмельницкой
   0382
   69-24-67
   69-24-82
   22-20-37

69-26-35

   Черкасской
   0472
   37-27-18
   37-30-62
   39-32-11
   36-02-02
   63-19-83
   Черновицкой
   0372
   52-42-24
   52-11-41
   55-05-13
   59-13-74
   Черниговской
   0462
   61-97-00
   61-94-62
   25-62-45
   25-63-02
   61-92-93
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

Одесский благотворительный фонд

"Дорога к Дому"

  
  

5

  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"