Аннотация: Гоблины и эльфы и их извечное противостояние на страницах книг. Но кто же были их реальные прототипы ?
...Где ж они, суровые громы
Золотой тосканской равнины,
Ненасытная страсть Содомы
И голодный вопль Уголино?
Ах, и мукам счет и усладам
Не веками ведут - годами!
Гибеллины и гвельфы рядом
Задремали в гробах с гербами...
Н.С.Гумилёв
Гоблины и эльфы и их извечное противостояние на страницах книг.
Но у них были и реальные прототипы.
Впервые противостояние эльфов и гоблинов в литературе ввёл Джон Рональд Руэл Толкин (англ. John Ronald Reuel Tolkien).
Толкин был оксфордским профессором англосаксонского языка (1925-1945), английского языка и литературы (1945-1959).Он хорошо знал историю литературу мифы и легенды и конечно черпал от туда материал для своих произведений(попутно переиначивая по своему).
Гвельфы и гибеллины, политические направления в Италии 12-15 вв., возникшие в связи с попытками императоров Священной Римской империи утвердить своё господство на Апеннинском полуострове.
Гвельфы (итал. Guelfi), получившие название от Вельфов (Welf), герцогов Баварии и Саксонии - соперников германской династии Штауфенов, объединяли сторонников римского папы (преимущественно из торговцев и ремесленников).
Гибеллины (итал. Ghibellini), получившие наименование, по-видимому, от Вайблингена (Weiblingen) - родового замка Штауфенов, объединяли сторонников императора (преимущественно дворян).
В ходе борьбы программы этих направлений приобрели сложный и условный характер; менялся и их состав, ориентация отдельных социальных слоев в значительной мере зависела от конкретных обстоятельств: так, в Болонье, Милане, Флоренции торгово-ремесленные слои держались программы гвельфов, знать - гибеллинов, а в Пизе, Сиене и ряде других городов торгово-ремесленные слои входили в лагерь гибеллинов. Объяснялось это тем, что те же слои соперничавших с ними городов придерживались курса гвельфов.
С 14 в. во Флоренции и некоторых тосканских городах гвельфы разделились на чёрных и белых: чёрные объединяли дворянские элементы, белые стали "партией" богатых горожан. Белые гвельфы обладали реальной властью во Флоренции, имели свой дворец, сохранившийся до наших дней. Ослабление политической роли империи и папства в 15 в. привело к затуханию борьбы гвельфов и гибеллинов.
Борьба гвельфов и гибеллинов нашла отражение в произведении Уильяма Шекспира "Ромео и Джульетта".
Семейство Монтекки/Монтиколи(гибеллины) по одной версии реально существовало в 12 в. и постоянно ссорилось с семейством Сан Бонифацио(гвельфы), союзниками которых считают Даль Каппелло. В начале 13 века власть в городе захватило семейство Эццеллино, сторонники Монтекки.
По другой (ее предложил американский историк Олин Мур) Монтекки и Капулетти - вовсе не имена собственные, а названия двух политических партий, точнее, их "местных ячеек", представлявших в Вероне главные соперничавшие группировки(партии) средневековой Италии - Гвельфов и Гибеллинов.
Одна из группировок Гибеллинов приняла имя Монтекки, по названию замка Монтеккьо-Маджоре, что возле Виченцы: именно там состоялся учредительный съезд партии. Верона расположена всего в 45 км к западу от Виченцы, и этой группировке удалось сделать своей марионеткой правившего там представителя партии Гвельфов, имя которой происходит от "капулетто" - маленькой шапочки, служившей членам этой партии отличительным знаком. Вот почему в исторических документах не содержится никаких упоминаний о столкновениях между Монтекки и Капулетти.
А дело случилось задолго до Шекспира. История рассказана ещё Овидием в сказании о Пираме и Фисбе.
Потом в 1524 г. Луиджи да Порто пишет роман о благородных влюбленных, опубликованный в 1531 г. Из окон своей виллы да Порто Монторсо он любовался на два величественных замка, расположенных строго друг напротив друга и они вдохновили его на сюжет романа.
В его новелле впервые фигурируют образы юной влюбленной пары и имена Ромео и Джульетты. Считается, что эти имена вымышленные, так как многочисленные исследования биографии писателя выявили схожесть романтической влюбленности самого Луиджи с описанной им историей. Так что прообразами Ромео и Джульетты, скорее всего были Луиджи и его возлюбленная Лючина.
Через 38 лет новеллист Маттео Банделло (1485-1561) написал одноименную новеллу, сюжет которой Артур Брук заложил в основу одноимённой поэмы (1562). Ее-то и прочитал Шекспир.
История не нова защиты авторских прав на произведения в те времена ещё не было, но суть в том, что пусть даже история пересказанна неоднократно, у Шекспира получилось рассказать её талантливей и интереснее.
Подобное же можно сказать о А.С.Пушкине, сюжеты многих его произведений также давно известны. К примеру "Капитанская дочка" Маша Миронова у неё слишком много общих черт с другой героиней "Юной сибирячкой" из повести К.Д.Местра, написанной в 1815 году также доказан факт знакомства Пушкина с этим произведением. Причём это не единичный случай в его творчестве прямая аналогия прослеживается между "Белоснежкой" и "Сказкой о спящей царевне" и в многих других его произведениях но это всё неважно потому что у Пушкина написано талантливей.
Но вернёмся к Ромео и Джульетте неважно даже были ли на самом деле Монтекки и Капулетти фамилиями или названиями партий важно что в любом случае прототипами их вражды послужила политическая ситуация в средневековой Италии. То есть противостояние гебеллинов и гвельфов.
Возникновение этих первых в истории политических партий неотступно связано с именем Фридрих Барбаросса.
Это и есть тот самый "главгоблин", рядом с ним обычный конный "гоблин"
В 1155 году Фридрих I Барбаросса стал императором Священной Римской империи и начал проводить политику по укреплению государства.
При Фридрихе I Барбароссе средневековая Священная Римская империя достигла своего наивысшего расцвета и военной мощи. Однако внутри она оставалась фактически раздробленной.
Фридрих I Барбаросса родился в 1122 году. Прозвище получил в Италии (barba - "борода" и rossa - "красная"). В 1147 году принял участие во Втором крестовом походе, во время которого благодаря доблести завоевал всеобщее уважение.
В 1152 году стал императором Священной Римской империи. Удача часто сопутствовала ему даже в самых сложных предприятиях. И хотя главная мечта его жизни - возродить прежнее могущество империи Карла Великого - осталась неосуществлённой, он очень много сделал на этом пути.
Фридрих Барбаросса создал многочисленную для своего времени европейскую армию, главной силой которой являлась тяжёлая, закованная в стальные доспехи рыцарская конница. При нём германское рыцарство стало примером для подражания. В 1154 году Фридрих во главе немецкого войска перешёл через Альпы и вторгся в Италию. В 1189 году Барбаросса принял участие в Третьем крестовом походе. В походе также приняли участие французский король Филипп II Август и английский король Ричард Львиное Сердце. Все они имели собственные войска и постоянно враждовали между собой, претендуя на главное командование и славу победителя. По пути в Палестину войско Фридриха понесло большие потери в стычках с мусульманскими войсками султана Саладина. 10 июня войско, сопровождаемое армянскими проводниками, подошло к речке Селиф. При переправе через неё император упал с коня, был подхвачен течением и захлебнулся в воде. Ему было 68 лет.
По некоторым версиям его убили и возможно даже собственные телохранители.
Поскольку император прекрасно плавал и сомнительно что он мог утонуть в речке-вонючке которую курица в брод перейдёт.
Его имя носил план нападения Германии на СССР. Кстати интересный случай возникновение презрительного наименования всех немцев "фрицами" также связано с именем Барбаросса.
Оно возникло в 1942-1943 годах. Фриц - немецкое имя, уменьшительное от имени Фридрих. Паулюс и Барбаросса были Фридрихи. В обиходе "план Барбаросса" немцы стали называть уменьшительным вариантом имени Фридрих - "Фриц". В течение войны это прозвище перехватили наши. Особенно когда начали побеждать врага. Сначала штабисты, а потом и все остальные стали называть фашистов "фрицами".
Таким образом слова "гоблин" и "фриц" можно считать синонимани.
Ещё некоторые моменты которые мне показались забавными.
Царь Иван Третий перестраивал белокаменный Кремль на краснокирпичный. В 1480 г. он привлёк к этому ответственному делу ,не полагаясь на местных "специалистов" архитектора из Италии и тот был озадачен важным политическим вопросом: какой формы нужно делать зубцы стен и башен Кремля - прямые или ласточкиным хвостом? Дело в том, что у итальянских сторонников Римского Папы (гвельфов) были замки с прямоугольными зубцами, а у сторонников короля(гибеллинов), ну и у самого короля естественно тоже - ласточкиным хвостом. В итоге в кремле оказались гоблины.
Вверху резиденции "эльфов" внизу "гоблинов". Да, здесь не увидешь привычных для фэнтези ажурных башенок эльфийских укреплений. Суровая функциональность, а не красота поставлена во главу угла. Некоторая вычурность конструкций присуще скорее "гоблинским" постройкам.
Вообще забавно что у Р.Толкиена отрицательными персонажами стали именно гоблины (гибеллины),тут мне кажется дело в том ,что они были сторонниками короля а в Англии естественно этими сторонниками были в первую очередь аристократы дети которых учились в Оксфорде где он преподавал. Насмотревшись на эту "золотую молодёжь" он и понял что гоблины плохие.
А в роле Сарумана он, как мне кажется, видел своего коллегу К. С. Льюиса, который имел наглость с ним спорить. И даже оспаривать его титул "отца жанра фэнтази" ставя свои "крокозявры" рядом с его "шедеврами изящной словесности".
И возможно что он долго ещё потом издевался над бедными студентами называя их непонятным им словом и заставляя сдавать экзамены на выдуманном из языке "квенья". :))