Макаров И.Н. :
другие произведения.
Монгольская легенда
Самиздат:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
|
Техвопросы
]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оставить комментарий
© Copyright
Макаров И.Н.
(
i_n_makarov@mail.ru
)
Размещен: 21/04/2007, изменен: 07/04/2009. 16k.
Статистика.
Поэма
:
Поэзия
Сказки
Скачать
FB2
Ваша оценка:
не читать
очень плохо
плохо
посредственно
терпимо
не читал
нормально
хорошая книга
отличная книга
великолепно
шедевр
Аннотация:
Сказка первая
СКАЗКА ПЕРВАЯ
МОНГОЛЬСКАЯ ЛЕГЕНДА
Человек сам искупает
свои грехи и грехи
ближних своих.
Езус Мессия.
В Центральной Азии,
Где выжженная степь,
Где тощие стада пасут монголы,
Где лишь ковыль, иссохший на ветру,
Заводит с ним свою игру,
А дальше лишь сухая степь.
Ни леса нежные узоры,
Ни пашен вольные просторы,
Не радуют здесь ваши взоры,
Лишь тарбаган тревожно просвистит,
Орел по небу пролетит,
Дзерен его проводит взором,
Да ветер тешится простором,
Да солнце жжет порой весь день,
Что не найти живую тень.
Там след любой теряется в песках,
Вода является лишь в сладких снах,
Где прах времен жесток и сух,
Но над землей витает древний дух,
Там память многое хранит
И нам об этом говорит.
Легенду слышал я давно,
Слова текли, как терпкое вино,
Блистали звезды над холмами,
Ночь распласталась тихая над нами,
И в небе месяц одинокий
Висел, как таганок высокий.
Костер горел, летела искра,
Долина серебрилась под луной,
Лишь ветер, пролетая быстро,
Один царит в той местности скупой.
Молчала степь в преддверье утра,
Ковыль тихонько трепетал,
И холодок по воздуху витал,
Все зыбко, нету жизни будто,
Как нет людей и бытия,
Так словно не живу и я.
Ее рассказывал арат седой,
Чай попивающий со мной,
Гортанные летели звуки,
Напев протяжный и простой,
В словах - полыневый настой.
И не было в них жизни скуки,
И мелкой суеты людей,
И поклоненье низости своей.
Старик сидел, поджавши ноги,
И, грея кости у костра,
Как жизни подводя итоги,
Разглядывая над собой мира,
Рассказывал легенду эту,
Как сказку старую иль быль,
Как подобаемо поэту-
Снимал с времен сухую пыль.
Он не искал ни правды жизни,
Ни объяснения путей,
Как поминаем мы на тризне
Ушедших так давно людей.
Так он былое понимал,
И тихо песню напевал.
"На свете есть могилы две,
Но вам не скажут даже где.
Одну все ищут, не находят,
И в поисках ее напрасно бродят,
Другую бог не помянет,
И путник не заметивши пройдет,
Но камень на могиле есть,
Но слов на нем уж не прочесть.
Вот что написано на нем,
Прочтя его мы все поймем:
"Здесь гордый человек лежит,
Он мной убит, живущим в назидание,
Народам - в страх!
Его покоится здесь прах,
В знак мудрости его признания-
Ничто его не сохранит,
Но пусть спокойно он лежит".
От подписи осталось слово хан.
Никто не знает, что за хан.
Чуть далее пещера есть,
И даже можно внутрь пролезть,
Но в ней найдете лишь одни
Зверей застывшие следы.
Здесь человек когда-то жил,
От ран он многих излечил.
Сюда лежала торная дорога,
В местах уж тех не вспомнят бога.
Никто не знал, откуда взялся,
И показаться не старался
Он людям просто лишний раз,
И не молился на показ,
И что он ел никто не знает,
И почему не умирает
Он очень много, много лет-
Для пересудов здесь ответа нет..
Его там звери окружали,
И часто с ним они играли,
И удивлён пришедший люд-
Без колдовства не обошлось уж тут.
Он много лет не изменялся,
Бессмертным он в народе звался-
Высок и строен, юноша лицом,
Но все ж считался он отцом.
Он знанья тайные имел,
И применить он их умел.
Года над ним текли беспечно,
Как протекает мимо нас река,
Как протекает Гомера строка,-
Все так же мило и не спешно.
И год на нем, как малый день,
Едва оставит свою тень.
Он сотню лет уже живет,
И в бездну ада не сойдет.
Он колдуном уже прослыл,
Хоть сам об этом не просил.
И знал он чуждые наречья,
Далекие Бий-хемскому поречью,
И мудрости тибетских лам,
Конфуция послушное ученье,
Византии библейский хлам
Его изведали сомненья.
Он в них крупицы знанья отыскал,
Но веровать он истово не стал,
Но он покинул суету людей,
В пещере тихо жил своей.
Не досаждая людям и себе,
Не полыхая страстью, как в огне,
Ни славы, ни добра не наживая,
И оттого нисколько не страдая.
Отшельником спокойно жил,
Дела лишь добрые творил.
Но в жизни был иной кумир-
Был вурдалаков славный пир.
И правил им герой один
Ушедших в прошлое годин,
Жилец могилы, что в пустыне,
Кумир насильников доныне.
Сначала звался Темучин,
И скоро первый он, один:
Известен рыжий Чингисхан-1
Монголов страшных грозный пан.
Толпой нойонов окружен
И звоном злата опьянен,
Тумены двинул он вперед-
Умылся кровью ни один народ.
Китай почти уже разбит,
В развалинах Пекин лежит,
Джурджений кости догнивают,
И шлемы русичей при Калке истлевают,
Хорезм продали шахские ослы,
И без голов грузинские орлы.
Одна беда - года, года,
И голова давно седа,
В могилу и ему пора-
Конец един и для дерьма.
И машет старая косой,
Завет его уже с собой.
Чем больше мы с тобой живем,
Чем ближе к смерти мы бредем,
Тем больше жизни ценим мы мгновенья,
Продлить спешим их без сомненья.
Но близок час - гляди же ей в лицо.
Ты - человек . Забавное словцо..
Каган от страху ночь не спит,
Бессонница одно родит:
Оскал смертельный, слабости в ногах,
И нет уж жизни и в руках,
И близкие уж смерть в нем различают,
И дни его так быстро тают,
А страх одну лишь мысль твердит:
А кто же жизнь твою продлит.
И шлет скорей гонцов по свету
С приказом строгим отыскать
Напиток юности, его подать,
Иначе всех сживет со свету
Или по царски наградит,
Или в мучениях казнит.
У всех владык ведь разговор короткий.
А был ли где диктатор кроткий?
И вот ему ведут из дальних стран
Тибетских жирных лам,
Шаманов тащат из тайги,
Где европейца не было ноги,
И колдунов, и мусульман набожных,
Невежд простых, пройдох ничтожных,
Воров, философов, ученых,
Монахов с Грузии пречерных.
Короче - разный сброд,
Порой незнающий народ.
Советы разные дают,
А их конями просто рвут.
Детей советуют кровь пить-
Но смерти как проблемы не решить.
Каган уж стар - его тошнит,
Желудок слаб, внутри горит.
Советчик в яму к псам летит,
А тех от глупых никогда не воротит.
И медиков ведут к нему-
Итог известен посему,
Что старость мы не излечили,
Эликсир жизни так не получили.
Но лекарей и рубят, жгут,
А те от милостей бегут.
Отряды рыскают кругом,
И слух доходит им о том,
Что проживает мол старик,
И юноши имеет лик,
И много, много лет живет,
И видно что-то верно пьет..
Искали. Долго не найдут.
Нашли. К кагану волокут.
"Эй, ты, старик, ты много жил, -
Его тогда каган спросил,-
Эликсир жизни верно знаешь
И где-то тайно его варишь,
Коль бесконечно век велик.
Ты мудрость страшную постиг..
Проси, что хочешь у меня,
Все сделаю тотчас же я".
Старик задумался. Достойно
Ответствовал ему спокойно:
"Я много жил и много видел,
По странам многим я бродил,
Науки многие изведал,
Но тот рецепт не находил,
Ни у Тибетских мудрецов,
У греков страшных гордецов,
В пыли Египта и Китая
Везде, давно уже шагая,
Крупицы знаний собирал,
И смысла жизни я искал.
Я не нашел бессмертья чаши,
Ни смысла жизни бренной нашей,
И ты его едва ль найдешь,
И грех излишний ты берешь,
Когда невинных проливаешь кровь -
К тебе вернется она вновь.
Пусть ты велик, но смерть и твой удел".
"Ах, так, - каган вскипел, -