В предисловии к своему собранию частушек я писала: "И последняя особенность, отличающая частушку как элемент фольклора, - употребление ненормативной лексики. Тут надо вспомнить поговорку: Из песни слова не выкинешь. И ещё: в известном словаре В. И. Даля ("Толковый словарь живого великорусского языка") вы найдёте все нелитературные слова, которые употребляются в народной речи. Поэтому не стоит заострять внимание на таких словах, придавать им оттенок вульгарности, относиться к ним ханжески. Конечно, в печати эти слова следует сокращать или заменять многоточием.
Пример такой частушки из репертуара мамы:
Отдавай, мамаша, замуж,
Я теперь богатая:
Титьки выросли большие,
И пизда лохматая".
Однажды, в молодости, я гуляла на деревенской свадьбе своей подружки. Там пела частушки одна женщина, пела их очень много, не переставая. Даже у мужчин уши вяли от её частушек. Мне запомнилась только одна:
Ах, юбка моя
Мехом оторочена,
А под юбкой сидит
Хуем разворочена.
Да, трудно себе представить русского мужика, не употребляющего в своей речи крепкие выражения, то, что в народе называется "мат", а в литературе - "ненормативная лексика". Интеллигентнейшие люди России слышали эти выражения на каждом шагу. Читаем, например, у Чехова: "Слушая их отборную ругань, можно подумать, что не только у моего возницы, у лошадей и у них самих, но и у воды, у парома и у вёсел есть матери. Самая мягкая и безобидная брань у гребцов - это "чтоб тебя уязвило" или "язвина тебе в рот!" Какая здесь желается язва, я не понял, хотя и расспрашивал". ("Из Сибири")
Да и не только русский мужик умеет материться. Как-то я смотрела по телевизору встречу очень известных людей: писателя В. Астафьева и актёра Г. Жженова. Они вели непринуждённую беседу в домашней обстановке, но, думаю, отлично знали, что их снимают. Так вот, в разговоре постоянно проскакивал мат, который, конечно, глушили звуковым сигналом. Да, умеем, умеем мы материться, что и говорить!
Хочу здесь сказать об употреблении ненормативной лексики в поэзии. Поэзия - это ведь высокий жанр! Место ли мату в стихотворениях? Наши великие поэты, говорят, грешны в упражнениях подобного рода. Что-то слышала о "Гаврилиаде" Пушкина. Лермонтов тоже, говорят, в юности был большой озорник по этой части. Но ничего этого я не читала. Мне больше нравятся стихотворения этих поэтов на другие темы! Однако, например, у Пушкина я встретила несколько примеров употребления ненормативной лексики в стихотворениях. Вот они.
С утра садимся мы в телегу;
Мы рады голову сломать
И, презирая лень и негу,
Кричим: пошёл! ебёна мать!
"Телега жизни"
***
Говорил он с горем
Фрейлинам дворца:
"Вешают за морем
За хуй молодца,
То есть разумею, -
Вдруг примолвил он, -
Вешают за шею,
Но жесток закон".
"Брови царь нахмуря..."
***
А вот эпиграмма "На Аракчеева":
Всей России притеснитель,
Губернаторов мучитель
И Совета он учитель,
А царю он - друг и брат.
Полон злобы, полон мести,
Без ума, без чувств, без чести,
Кто ж он? Преданный без лести,
Бляди грошевой солдат.
Здесь необходимы некоторые разъяснения:
--
Преданный без лести - девиз, выбранный Аракчеевым для своего герба;
--
Бляди грошевой солдат - всесильный временщик был в полном подчинении у своей любовницы Н. Минкиной, дворовой девки.
(В источниках, разумеется, ненормативная лексика заменена многоточием. Я пишу так, как прочла многоточия сама.)
А в этом стихотворении я не смогла прочитать многоточие:
Два чувства дивно близки нам -
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва,
Как . . . . . . . . пустыня
И как алтарь без божества.
***
Читая Пушкина, я видела много таких многоточий. Но он употреблял ненормативную лексику там, где без неё было трудно обойтись, где она была очень к месту, выражала нужную мысль образно и сильно!
Когда я слушаю песню В. С. Высоцкого "Письмо в редакцию телевизионной передачи "Очевидное - невероятное" из сумасшедшего дома - с Канатчиковой дачи", меня поражает целомудрие Поэта: он не поёт такие, казалось бы, совсем безобидные слова - "едрёна вошь"!
Взвился бывший алкоголик,
Матерщинник и крамольник:
"Надо выпить треугольник!
На троих его! Даёшь!"
Разошёлся - так и сыпет:
"Треугольник будет выпит! -
Будь он параллелепипед,
Будь он круг, едрёна вошь!"
***
Великий писатель современности А. И. Солженицын тоже употреблял ненормативную лексику в стихотворениях. Вот пример:
Повешен тот, а этот сослан в рудник. Иных подбил догадливый черкес... Санкт-петербургские нахмуренные будни Да желть бензинная заёбанных небес.
"Поэты русские! Я с болью одинокой..."
(Тоже моё прочтение многоточия; полностью стихотворение вы можете прочитать на странице http://klassikpoez.boom.ru/poety.htm или в эссе "Мой путь к произведениям А. И. Солженицына").
Ненормативная лексика в русском фольклоре - явление обычное. Без неё никак! Я уже говорила о частушках. Много её можно найти и в русских пословицах, например: "Весь свет бардак, все люди - бляди!", "Не поймёшь, кого ебут - все корячутся", "Уплыли муде по полой воде" и т. д.
Но вот какое стихотворение я нашла на сайте Стихи.ру (Национальный сервер современной поэзии), войдя в рубрикатор и открыв случайно выбранное произведение:
Модераторам сайта
Common YOW!
ялО на месте
Вместе
мы снова здесь
Я в полной боевой готовности
Что бы оттачивать злость
Ты читаешь -
блядь, мне это удалось
Блядь! Сук здесь много развелось,
Блядь!Опять пердуны в переди
Меня опять наебали, сука, они
В рейтинге меня передвинули,
Блядь, назад засунули,
Заебали!
Тупые модераторы, сука, судьи
И прочие выблядки, сука, уебы!
Ася common не притворяйся
Будто бы ты не материшся
Ты старперам продалася,
На лоховские читки повелася
Ты чо, не матюкаешся? Ася, а?
Нас запрещяют, а сами суки - матерное читают!
Блядь! Меня все знаете,
Краснеете когда читаете
Mои произведения,
И не мечтайте что остановлюсь,
я не заткнусь!
Мой речетатив как лава
Блядь, извержение вулкана.
Не гений я.
Я чемпионка
по боям без правил,
Слово-рифмо-сочитаний,
Блядь! Матерных соревнований
Мне равных нет.
Достойных в матюка писании и
Обсерании блядо-блядских лириков,
Ебучих критиков
Моя политика - бить под жопу
Старых наглецов - лжецов
Они про любовь пишут лживо,
Обманывают, поступают не красиво,
Истории их неправдиво-выдуманные
Блядо-поэты - уроды глупые
Своим любовным имеджем надутые
В обозрениях раздутые
Мои речевки читали туго
Тупо нахмурив брови и оскалив зубы
Тупые авторы с тупыми именами
С ебанутыми темами и
Прогнившими текстАми
Заполняют смысл - бредовой болтовней,
Лирикой зовете вы то - что зовется ХУЙНЕЙ!
***
Стихотворение написано женщиной! Я не изменила ни одной буквы. Не знаю, чего в стихотворении больше: грамматических ошибок или матерщины! И это можно назвать поэтическим произведением?! Я отказываюсь понимать такие стихотворения. Ничего, кроме жуткого отвращения и брезгливости, этот опус у меня не вызвал.
Я видела в рубрикаторе сайта рубрику "Низовые жанры"? Что, в этой рубрике сплошь такие стихотворения??? Это кому-то нужно? Кто-то это читает? Я прошу вас, модераторы сайта, подумайте о нравственности наших детей! Зачем им читать такую похабщину? Они слышат её более чем достаточно в окружающей жизни. Уверена, что многие со мной согласятся.