-Бабушка, ну, бабушка, расскажи как ты в школе училась?
- Учится то я училась, да давно это было. Я уж и не помню ничего. Почти пятьдесят лет прошло. Чего тут упомнишь. Интернета и смартфонов у нас не было.
-А что вы тогда делали? Во что играли?
-Ну, девчонки в куклы, в резиночки, в классики играли...
-Бабулечка, ты так говоришь, как будто ты в эти игры не играла.
-Ты права. Мне больше с мальчишками нравилось бегать. В "Казаки - разбойники",
в "войнушку", в футбол любила побегать. Вратарём часто на воротах стояла.
Если вместе с девчонками играли, то обычно в "Вышибалы",в "Штандер - стоп", кто такой штандер даже не спрашивай, не знаю. В "Колечко" играли. Бывало кричим:" Колечко, колечко, выйди на крылечко." Сейчас даже смешно вспомнить, как мы серьёзно относились к этой игре. Ещё в "монаха в синих штанах" играли. Ой, не в монаха, а в "Красочки", так правильно игра называлась. Говорили:" Я монах, в синих штанах, пришёл за красочкой". Дети у него дружно спрашивали: "За какой?" Ведущий называл цвет, и ребёнок, который заранее выбрал для себя этот цвет краски, убегал. Монах его догонял. Если догнал, то оставлял его в своей команде. Так по честному ребята делились на команды, чтобы продолжить играть в другие командные игры.
В "Испорченный телефон". Когда одному человеку шепнёшь быстро слово, и он должен на ушко его передать другому. В конце цепочки иногда такие смешные слова получались. Мы ухахатывались с ребятами, а если последний человек говорил слово правильно, то он становился ведущим. Очень весёлая игра. В "Цепи" тоже играли. Это что-то похоже на игру "Вышибалы", только здесь дети в двух командах держались за руки и кричали по очереди:"Цепи, раскуйтесь". "Кем?"- отвечала другая команда. Называлось имя участника команды соперника, например Петя. Тогда этот Петя бежал на встречу другой команде и старался разбить цепочку ребят. Разбил, значит, забирал одного человека с свою команду. Не получилось разъединить руки ребят, оставался сам. Ещё мы в "Ножечки" и в"Кашеваров" играли. Да всего не упомнишь, внучка.
-А в "кашеваров" как вы играли, кушать что-ли готовили?
-Да, нет. Так командная игра называлась. Это типа игры в городки. А ты такую игру, как городки знаешь?
-Видела. А как в кашеваров играть?
-Ну, вот. Вставали все кто хотел играть в кашеваров в круг и начинали считаться, то есть считалкой выбирали ведущего, кашевара.
-А какие были считалки?
-Разные, вот например:
Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар,
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, кто выходит?
Аты-баты, это я!
Примерно такая. Для каждой игры были свои считалки и приговорки. Потом чертили большой круг на земле. В центр клали кирпич, на него ставили железную банку из под тушёнки, зелёного горошка или кофе. Кашевар охраняет банку. Остальные ребята по очереди кидают свои биты в банку, если банку сбили - все бегут за битами, а кашевар за банкой.
Если банку так и не сбили, то все идут за битами - а кашевар не даёт сбить банку. Кашевар может дотронуться до любого, если банка на месте. Тогда тот становится кашеваром. Все, кто успел забрать биты продолжают играть. А кто не успел подобрать биту выбывают из игры. Ну, как то так. Я уже не всё хорошо помню, надо у моих мальчишек спросить, как мы играли.
-Бабушка, а почему ты дедушек мальчиками зовёшь.
-А кто же они? Конечно мальчики, не девочки же. Что смотришь, почемучка? Просто они в моих глазах всегда мальчики с которыми я играла на улице. Вот вырастишь, тогда поймешь о чём я сейчас тебе сказала.
-Мне вообще мальчишки не нравятся. Они противные. Вечно из себя что-то корчат.
-Ну, и хорошо пока. Время всё расставит по местам. Пойдём домой обедать, хватит нам уже гулять.
Встав со скамейки, бабушка и внучка пошли на выход из городского парка. А я продолжала сидеть на лавочке, смотрела им в след и вспоминала свои детские игры и своих подружек. Надо девчонкам позвонить, узнать, всё ли у них хорошо.