Как ни странно, такие будильники до сих пор в ходу у народа. У меня два таких с 78 года, зумительно пашут, за неделю в плюс на 1 минуту, менять на Китай не планирую. Правда, в кухне и комнатах по стенам кварцевые висят (не Китай!), но эти никому не отдам.
Электронно-механический будильник "SLAVA", модель 5338 с штифтовым анкерным преобразователем движения узла баланса. В переводе: вместо обычного анкера стоИт плоская спиралька на оси и крутится пластм. колёсиком.
Основная неисправность (если в будильник ещё не лазили "мастера") - грязь: пыль + остатки высохшей смазки. Но перво-наперво следует заменить электролит С2. Даже если сразу заработает, лучше всё таки сделать полную профилактику: чистку и смазку. Или хотя бы смазку.
Самостоятельная чистка.
Вынимаем плату с электроникой (левый винт совсем, правый ослабляем). Следите, чтоб катушка ни за что не зацепилась!! Порвёте проволочку - выкинете будильник.
Под маятник подкладываем небольшой кусочек поролона, дабы он не выпал и не болтался на пружинке. Аккуратно выкручиваем нижний опорный винт с рубиновым подшипником и чуть вынимаем маятник из верхнего. Берегите пружину маятника, не растягивайте её сильно!!
Бензином "Галоша", мягкой кисточкой ОБИЛЬНО промываем опоры маятника, оси маятника, механизм анкера и анкерное колёсико (пластмассовое) и их рубиновые подшипники. Остальные рубиновые моем без разборки. Излишки бензина стекают в подставленную посудину. Потом не менее 1 часа всё просушиваем.
Смазка механизма ПМС-200.
Вообще-то ПМС не смазка, но нам она очень подойдёт. Не густеет, не испаряется, гидрофобна, термостабильна. Хорошо растекается по поверхности и в щели.
Малюсенькой капелькой на кончике иголки наносим ПМС на открытые подшипники маятника и его оси. Осторожно вставляем маятник на место, закручиваем нижний винт с рубином. Осевой люфт оставляем 0,2-0,3мм, то есть чуть-чуть. Так же по чуть-чуть добавляем ПМС в остальные подшипники.
Ставим на место плату. Аккуратно! Ставим батарейку, пробуем. Всё должно пахать. Через несколько минут работы вынимаем батарейку. В норме со свежей батареей после отключения маятник ещё должен качаться минимум 5 секунд до полной остановки.
Если внутрь через щели и отверстия не будет проникать пыль, гарантированно протикает лет 10. Может и 20.
Если нет опыта, ваще не рекомендую разбирать механизм. Сначала помыть бензинчиком и просушить, а потом тупо смазать механизм, как описано выше. Без разборки.
Ах да, ещё звонок.
Контакты звонка (КЗ - см. схему) расположены прямо возле катушки. Изготовлены из серебра и потому окисляются (чернеют). Время от времени приходится чистить, дабы не проспать. Оба контакта зачищаются от окислов либо очень мелкой наждачкой, либо пилкой для ногтей, можно с алмазным напылением. Сильно не надо, чуть пошоркали и хватит.
(транзистор можно и не менять, а электролит - менять ОБЯЗАТЕЛЬНО!)
Механизм смазан ПМС-200, все отверстия в корпусе прикрыты от пыли мягкой синтетической тканью или поролоном.
Электрика
Рабочий импульс по питанию 2ма, 16мсек, 5 импульсов в секунду. Общая длительность импульсов в секунду 80 мсек. Один полупериод: 200,00 мсек (5 имп/сек = 5 полупериодов в 1 сек.)
Ёмкость алкалиновой батарейки АА = 2 А/часа = 2ма х 1000 непрерывных часов работы.
Коэффициент заполнения импульсами: 1 сек. = 1000мсек : 80мсек = 12,5 - это коэффициент заполнения. То есть в каждую секунду схема будет включена всего 12,5 мсек.
2000 ма/час х 12,5 = 25 000 часов при разряде до 1в. Тупо хватит на 2 года.
Настройка
Настройка точности хода производится изменением длины спиральной маятниковой пружины. Ограничитель пружины стоит на рычаге, который можно вручную подвинуть туда-сюда. Ходит туговато, двигать осторожно. НО, это очень грубая настройка, лучше её пока не трогать, сначала попробовать обойтись точной настройкой штатным винтиком на задней стенке будильника.
Настраивать цифровым частотомером в режиме измерения "Период" = 200,00 мсек.
Примечание: +/- 0,1мсек соответствует точности хода +/- 40 сек. в сутки.
Землю частотомера на "+" батареи (корпус будильника), мерить на коллекторе транзистора. Импульс будет отрицательный. Фронты размытые, точность хода установится приблизительно (+/- 2 мин. в сутки)
Точность хода потом проверить по кварцевым часам за сутки, за неделю.
При необходимости подстроить штатным винтиком на задней стенке будильника.
Самозапуск схемы срабатывает не у всех будильников, поэтому при замене батареи для запуска следует качнуть будильник поворотным движением в горизонтальной плоскости. Дальше он сам тикает. :))
Ваше время ограничено. Цените его.
Не позволяйте другим тратить ваше время, они его не вернут.
Есть варварский, простой, но менее эффективный способ промывки без разборки.
Вынимаем механизм из корпуса и без разборки на день погружаем в посудину с бензином Галоша. Посудину прикрыть, бо вонять будет и быстро испаряется. Время от времени побалтываем его в бензине. Вынимаем, не дожидаясь высыхания бензина вставляем батарейку и запускаем ход. Должно тикать. По мере высыхания бензина раза три прополаскиваем ещё и всё это с тиканьем. Потом можно осторожно продуть лишний бензин и пусть всю ночь сохнет и тикает. Утречком смазать (см. выше) и запустить. Должно пахать.