Маковецкая Марина Александровна : другие произведения.

"Наше всё" в стихах и прозе (Обзор основной номинации конкурса "Фантастический Пушкин")

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

Просвирнов А.Ю. Станция Залазы

Очень добротно, профессионально сделанный детектив. Но с моей точки зрения, и детектив может быть высокой литературой - не обязательно низким жанром, а здесь признаков высокой литературы что-то не наблюдается. В общем, по-настоящему сильного впечатления текст не производит.

Ковалевская А.В. Царевна

Хороший стиль, хороший сюжет. Сюжет и подробности пушкинской сказки обыграны очень интересно. Жаль, что иной "сверхзадачи" (или, говоря скучным языком литературоведения, идеи), помимо той очевидной, что любой фэнтезийный или сказочный сюжет можно обыграть с использованием НФ-допущений, в тексте не видно. А сверхзадача эта в мировой фантастике далеко не нова...

Плюс Д. Шестая

Хороший стиль, необычное фантдопущение, но слишком обрывочно для полноценного рассказа.

Черныш О.Р. Туман

Изящный остроумный сюжет. И понравилось, как скупо, но выразительно даны реалии будущей эпохи. С точки зрения литературной формы рассказ все-таки слишком скуповат (почти голый диалог).

Марита Лукоморье

Хорошее стихотворение. Яркая, необычная литературная форма, впечатляющая образность. Но в основе текста лежат главным образом эмоции, образы, а мысли за ними не видно...

Чваков Д. Автограф

Великолепный стиль, замечательный психологизм: глубокое проникновение во внутренний мир поэта... Сюжет тоже весьма неплох. В общем, имхо, лучшее произведение на конкурсе.

Чваков Д. Шинель на вырост (версия "Наше всё")

Тоже прекрасный стиль. Отличный юмор, весьма выразительные детали будущего. От выражений вроде "доктор технико-филологических наук" или "Два натуральных яйца, которые вчера удалось заполучить за публикацию статьи в межпланетном журнале "Хиромантия и жизнь"" была в полном отпаде. Но под конец рассказ разваливается: излишне торопливая концовка, распадающаяся на отдельные фрагменты, которые плохо сочетаются друг с другом. Жаль. Текст бы доработать...
Удивляет также оформление: лишние отбивки пустыми строками, непонятные выделения жирным шрифтом.

Танагура Мороз и солнце
Танагура У

Хорошие, оригинальные по форме стихи. В первом стихотворении, впрочем, с трудом нашла фантастику (словосочетание "бессмертный поэт" можно понимать и буквально, не обязательно в переносном смысле - т. е. поэт может быть буквально бессмертен), а во втором фантастики не обнаружила, как ни искала. Соответственно, оценка второго из стихотворений на несколько баллов ниже, чем могла бы быть.
Что касается знаков препинания, то мне понравились больше те варианты стихотворений, где их нет: это подчеркивает оригинальность произведений.

Romanov Бокор Пушкин

Изящно, но слишком обрывочно. Напоминает скорее конспект рассказа, чем полноценный рассказ. К тому же Пушкин здесь - просто сюжетная функция: реального Пушкина не видно.

Фарбер М. Зарина, Дракон и бес

Отличный рассказ, написанный проникновенным лиричным стилем, с необычным сюжетом и яркой фантастической образностью.

Колышкина Н. Поэты и боги

Слабовато. Проблематика рассказа (размышления о судьбе поэтов) довольно серьезная. Тем не менее неясно, какое отношение к идеям о возвышенности и трагизме судьбы поэтов, идее сходства поэтов и воинов и прочему в том же духе имеет весьма занудный диалог греческих богов о том, как нужно поедать перепелку, как отбирать рыбу для жарки и пр. Абсолютно непонятно, как этот диалог может способствовать реализации данных идей. Около половины рассказа - рассуждения богов на довольно мелкие и бессмысленные темы, внешнего действия маловато. Рассказ напоминает стёбные пародийные тексты по мотивам древнегреческих мифов, но хорошего юмора в тексте что-то не видно. В общем, автор, похоже, пытается усидеть на двух стульях, сочетая юмор с философией, но попытка получилась неудачная.
Удивляют также размышления о Гиперборее: автор это всерьез или нет?

Фарбер М. Возвращение в Михайловку, или Душенька и Курчавый

Просто отлично! Какой постмодернизм, какая образность... Фантазии автору не занимать. Жаль, если другие судьи недостаточно высоко оценят этот рассказ: могут недооценить, т. к. очень уж необычен.

Кибальчич Ф. Гости из прошлого или опыты литературных баек

Байки интересные. Но предисловие слабовато: написано неуклюжим и тяжеловесным стилем. Если это ради стилизации, то стилизация получилась неудачная: сравнить хотя бы, каким простым и изящным стилем писал сам Пушкин...
Ошибки в заголовке удивили: автор действительно не знает, что здесь перед "или" должна стоять запятая, а "опыты" должно быть написано с заглавной буквы? На оценку рассказа ошибки в заголовке не повлияли, повлияла тяжеловесность стиля предисловия.

Софронова Е.А. Как Пушкин собирался на свой юбилей

Как-то нескладно. Фантазия яркая, но неожиданное, странное сочетание фантастических образов выглядит бессмысленным и бесцельным. Концовка, мягко говоря, не ударная.
Но то, что автор небесталанен, по рассказу видно.

Самойлов И.В. 2099

Интересно, остроумно. Но есть проблемы со стилистикой (по крайней мере, в том варианте рассказа, что я читала, присутствует немало стилистических ошибок), и концовка сильно разочаровывает: очень уж банальна.

Виноградов П. Я Дубровский!

Отличный рассказ, удачно сочетающий в себе реализм и фантастику. Да, я в курсе, что автор мыслил этот текст как пародию, но и пародия может обернуться реализмом, как мы знаем из литературоведения... В общем, пародия может давать новое качество, из которого вырастает реализм.
Стиль местами просто великолепный. Что удивило - так это излишняя жестокость главгера: калечить людей за то, что те отказались провести в библиотеку, - как-то уж слишком. Но если это пародия, такие детали легко объяснимы.
К минусам можно отнести то, что этот рассказ - все же слишком оффтоп на конкурсе. Привязка к теме чересчур условная, поэтому и оценка будет не самой высокой.

Васильев С. Непокойный Иван Петрович

Разговор Белкина с Пушкиным получился остроумным. Но концовка (с солдатами) слишком банальна, и в целом рассказ выглядит весьма посредственным как в отношении стиля, так в отношении содержания.

Васильева Т.Н. Государыня Рыбка

Тоже (как и в случае с рассказом "Непокойный Иван Петрович") разговор получился остроумным, и тоже оборачивается всё ничем, так что хочется задать вопрос: к чему всё это было? В целом довольно забавно, но не более того.
"Тут и понял поэт, что за гостья у него нынче побывала, Рыбкой и нянюшкой прикинулась" - и какая же это гостья?

Винокур Р. Приснившийся разговор с А.С. Пушкиным о научно-техническом прогрессе

Стихотворение, посредственное во всех отношениях - в отношении сюжета, стиля, проблематики.

Софронова Е.А. Опять двойка

Текст примечателен как неплохим стилем, так и глубоким психологизмом. Но, увы, концовка очень неудачна: обесценивает весь текст, да и вообще такой сюжетной поворот слишком уж банален - ср. здесь же, на конкурсе, рассказ Игоря Самойлова "2099".

Лаевская Е.Г. Во все времена

Очень неплохой рассказ: хороший стиль, психологизм, интересный сюжет, проблематика - всё присутствует. Правда, показалось, что немного вымученно, натужно. И основная проблема - выбор между долгой спокойной жизнью и гениальностью - далеко не нова. Но всё равно рассказ много, много выше среднего уровня на конкурсе, выгодно выделяясь как содержанием, так и формой.

Чешко К.Ф. Путешествие во вне

Сочетание реализма и фантастики, хороший стиль, четко прописанный образ главного героя (нашего современника), необычный сюжет - всё есть. Однако заканчивается рассказ немного торопливо; выглядит так, как будто сюжет не получил разрешения. И психологическое преображение главгера в конце, имхо, недостаточно мотивировано. Недостаточно впечатляюще выглядят случившиеся с ним события, чтобы изменить жизнь главного героя в корне. В общем, сюжет хоть и оригинален, но недостатки его бросаются в глаза.

Нестордамус Невольник чести

Хорошо, но мало. Выглядит скорее как фрагмент, чем как полноценный текст. Этой бы миниатюре быть на 5-6 тыс. зн. как минимум, а не на 2 тысячи знаков.

Ковалевская А.В. Немного о Поппе

Этот рассказ понравился немного больше, чем "Царевна". Ярко, живо, множество реалистичных бытовых подробностей и весьма необычная трактовка сюжета Пушкина. Впрочем, показалось, что, как и в "Царевне", особой сверхзадачи здесь не видно. Но все равно оба рассказа намного выше среднего уровня на конкурсе.

Корсак Д. А.Н.Ч.А.Р

Похоже скорее на сочинение, чем на рассказ. На пробу пера. Суховато, написано блеклым стилем. Интерпретация сюжета Пушкина необычна, но иных достоинств в тексте не наблюдается.

Шерман Е.М. Попаданцы и Пушкин

А вот здесь сверхзадача есть, в отличие от многих других конкурсных текстов. И форма выражения этой сверхзадаче вполне соответствует. Рассказ, несомненно, лучший среди всех юмористических текстов на конкурсе (впрочем, здесь не собственно юмор, а сатира)... Понравилось и то, что автор явно знает среду, которую описывает.
Один явный недостаток - заглавие. При взгляде на него кажется, будто столкнешься с заурядным попаданческим текстом, а не с сатирой. В общем, как-то бы изменить заголовок, подчеркнув необычность сюжета.

Филиппов А.Н. Зеркало

Тот случай, когда проблематика текста очень серьезна, но исполнение куда как слабее. Показалось, что текст несколько вымученный, натужный. Много реалистических подробностей - что, конечно, хорошо; но, например, описание похмельных страданий героя-рассказчика явно дано слишком подробно. Пушкин в рассказе схематичен - он скорее сюжетная функция, чем реальный человек; он - то зеркало, в котором отражается главный герой, то есть Мишка. Что касается самого Мишки, то похвально стремление автора описать современного человека во всей его сложности, но получилось это несколько декларативно, искусственно.
Но все равно стремление автора затронуть реальные, по-настоящему значимые проблемы выгодно отличает этот рассказ от ряда других на конкурсе, авторы которых не ставили перед собой столь серьезной сверхзадачи.

Мякин С.В. Тайна поклонницы

Ну, не выглядит рассказом это сочинение на тему "Как юная дева страдает по Пушкину". Странно, что написал данный текст мужчина. Будь автором женщина, это было б хоть и не извинительно (т. е. не повысило бы оценку), но по крайней мере, понятно...
Стиль штампованный. Местами близок к канцеляриту. В одном из абзацев попадается рекордное количество повторов слова "что-то".

Попов И. Елисей

На мой взгляд, лучшее из стихотворений на конкурсе. Хотя при первом прочтении не понравилось вовсе. Но чем больше перечитывала, тем больше нравилось. Яркие фантастические образы, хорошая рифмовка. Кратко, но сильно.

Kopa Вечер в Пушкинском доме

Это не рассказ, а хохма-размышление по теме. Возможно, уместней бы он смотрелся в номинации эссе. Хотя и на эссе этот текст не очень похож...

Осин Д.В. Про плазмоганы, перстни и другие необыкновенные вещи

Хороший рассказ, в котором есть и актуальная проблематика, и интересный сюжет, и вполне выразительный стиль. Понравились также отсылки к "Мастеру и Маргарите" (на уровне скорее атмосферы, чем конкретных сюжетных деталей). Но, увы, видно, что автор слишком торопился, стремясь не опоздать с подачей рассказа на конкурс: текст явно не вычитан, есть проблемы с местоимениями.
Концовка, пожалуй, слишком тороплива: недостаточно мотивировано преображение главного героя. Но сама идея, что автор сможет писать качественные тексты лишь после этого, как обретет критику к своим прежним графоманским вещам, хороша.

Круглов Ф. Ошибка резидента

Очень понравилось. Правда, в начале текст выглядит фрагментом чего-то более крупного, но затем становится ясно, что эта фрагментарность оправданна. Понравились и необычный сюжет, яркая фантазия автора, и необычная (не такая, как у других авторов) привязка к Пушкину - в частности, стихи Пушкина как "памятка" для главного героя, - и переход к реальности, к бытовым подробностям в конце рассказа, и мистификация с именем-фамилией автора ("Фёдор Круглов").

Кузнецов Б. Окно в Европу

Автор не побоялся затронуть злободневные проблемы. Причем композиция рассказа весьма оригинальна: в начале рассказ похож на очерк (и возникает полное ощущение, что автор описывает свое реальное посещение Полтавы и описывает всё так, как оно и было), затем постепенный переход от реальности к фантастике. В общем, удачный рассказ.

Саша R. Подражание классику

Я совсем не поняла этого стихотворения. Что здесь происходит? И при чем здесь фантастика? К тому же непонятна фраза "Таятся похоть и обман за слов ласкающим дурманом виновен". К чему здесь относится слово "виновен"?

Саша R. Не пой красавица...

Это стихотворение гораздо лучше предыдущего, в первую очередь технически. Очень удачна рифмовка, стилизация удачна тоже. Что касается сюжета - опять-таки не вполне понятно, что здесь происходит. Но фантастика здесь, несомненно, есть.
Удивила пунктуационная ошибка в названии.

Смородинская М.А. Вызываю Пушкина

Очень удачные, весьма реалистичные диалоги - при чтении впечатление местами такое, будто смотришь какой-то из фильмов Валерии Гай Германики ("Все умрут, а я останусь" или "Школу"). Жаль, что рассказ сводится преимущественно к диалогу: условно говоря, скелет есть, а мышц и жирка маловато.
Концовка, на мой взгляд, не удалась. Ну, воскрес он, а что дальше? Возможно, предполагалось, что суть рассказа в саспенсе, но саспенса я как-то не почувствовала.
Полагаю, на замысел рассказа мог повлиять роман "Пищеблок" Алексея Иванова - там тоже ужастик при очень реалистичных диалогах. На сходство указывает и имя учительницы в этом рассказе - Наталья Борисовна (в романе Иванова так зовут старшую пионервожатую в лагере); хотя возможно, что это случайное совпадение.

Рыбакова Р. Спутанные

Хороший замысел: очень необычное фантдопущение, интересный сюжет. Но здесь еще больше диалогов, чем в рассказе Смородинской. И это не выглядит удачным: выглядит так, что текст слишком сырой; его бы переписать, чтобы исполнение было не хуже замысла, добавить описания и всяческие подробности, сократить диалоги.

Корсак Д. Золотая рыбка, бета-версия

Очень живенько, остроумно написано. Вполне оригинальная интерпретация пушкинского сюжета. Жаль, что о тексте можно сказать: "очень неплохо написан" - и нельзя сказать: "отлично".

Смородинская М.А. 1837

Этот рассказ страдает тем же недостатком, что и "Вызываю Пушкина", но здесь этот недостаток более заметен: почти голый диалог, без "жирка" и "мышц". Ремарки "неуверенно сказал Слава", "сказала Маша", "неуверенно спросил Слава" и т. п. - очень однообразны.
Концовка получилась очень интересной, но это едва ли не единственное достоинство рассказа.

Лаевская Е.Г. Я памятник себе

Очень смело - подать весь текст через призму восприятия Пушкина. На такое не каждый автор решится, и далеко не у каждого получится настолько удачно, как здесь. Минус в том, что текст - скорее все-таки миниатюра-зарисовка, чем полноценный рассказ. На оживлении памятника все и кончается, то есть психологии и бытовых подробностей много, а сюжета мало.

Д.Убровский Голод

Очень атмосферный рассказ, полный реалистичных деталей, заставляющих поверить в то, что автор хорошо знает обстановку, которую описывает. Сюжет впечатляет. Правда, на мой взгляд, не до конца прояснено все-таки, что происходит.
Показалось, что автор мог вдохновляться прошлогодним фильмом "Суспирия" Луки Гуаданьино: там тоже пожилые женщины, тоже недостаточная проясненность происходящего, и тоже западноевропейский колорит.

Прягин В. Степной транзит

Вполне неплохой изящный рассказец с удачной стилизацией под старину и сочетанием подробностей будущего с "пушкинскими" подробностями. Больше о нем и сказать, собственно, нечего. Как стилизация и попытка интерпретации сюжета - удачно, но не более того.

Филиппов А.Н. Новое приключение графа Нулина

Стиль и подробности - вполне. Написано добросовестно, но, честно говоря, несколько нудновато.

Тояма Т. Срочный вызов

Трудно понять, для чего это написано и что, собственно, происходит: для чего Бенкендорфу старуха, зачем к ней "подбираться" и почему она для него "занятная особа"? А как фрагмент какого-либо более крупного текста, в котором были бы прояснены все эти подробности, было бы неплохо.

Просвирнов А.Ю. Верейская

Понравилось меньше, чем "Станция Залазы". Как ни странно, текст одновременно и затянут, и в то же время выглядит синопсисом или конспектом текста большего объема. Подробностей в нем много, но изложены эти подробности схематично, конспективно, без полноценного повествования.

Тихонова Т.В. Вы бы про меня и не вспомнили...

Необычный и странный текст. В нем многое непонятно, но выглядит он лучше среднего уровня на конкурсе, это безусловно.

Шевалье д.К. Простая история

Хорошо. Такое впечатление, что читаешь какой-то из рассказов сборника "Классициум" издательства "Снежный ком" - автору это в плюс. Стилизация довольно удачно сочетается с деталями будущего, и интерпретация сюжета Пушкина вышла удачная. Когда в церкви вместо Лизаньки обнаруживается аборигенка-уралита, испытываешь едва ли не шок.
К сожалению, в рассказе есть заметные стилистические ошибки. И финал не без недостатков: трудно поверить, чтобы оказался действительно счастливым такой брак... Положим даже, у них душевное родство, но с физиологическими подробностями как?
Еще одно замечание: заголовок рассказа не показался подходящим, слишком банален. Ему бы подошло что-то вроде "Пепел" (впрочем, "Пепел" - название чересчур мрачное для рассказа с такой оптимистичной концовкой).

Германн Коллекционер

Интересно, необычно, насыщено множеством ярких бытовых подробностей. Но, увы, финал хоть и неожидан, однако в то же время и банален: историй с обменом телами в мировой литературе пруд пруди...

Сон В. Выстрел
(прежнее название рассказа - "Дуэль")

В прежней версии текста было немало стилистических ошибок, и финал страдал очевидными недостатками. Автор учел замечания одного из судей и переработал рассказ; но, вообще-то говоря, судьи отнюдь не обязаны читать новую версию текста... Тем не менее новую версию я прочитала и учла ее при оценке рассказа Сона. Однако все же текст страдает некоторой стилистической неуклюжестью, и, в частности, неприятно поражает большое количество восклицательных знаков и заглавных букв - имхо, это моветон, так как применяются эти средства обычно в случаях, когда у автора недостаточно иных, более подходящих средств выражения экспрессии...
Сюжет интересен, концовка необычна. К одному из недостатков рассказа можно отнести то, что неясна ситуация с главной героиней: что она делает в нашем настоящем? Героиня - из будущего и влюблена в Пушкина, тогда зачем она замужем в нашем времени за главным героем, которого терпеть не может? Или все эти подробности (за исключением замужества) - только сон? Но если всё это сон, каким образом тогда могло иметь место убийство главным героем Пушкина? Такие неясности - не в плюс рассказу...



 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"