РАЗМЫШЛЕНИЯ У КАРАСИНОГО ОМУТА
Рыбак, смотря, как тонет в омут
снасть прутяная - нерето,
басит мне:
"Что ты! Кто же сломит?
Никто не сломит нас, никто.
Мы -
русские!
Мы из породы
борцов!"
Где ж дух наш боевой?
Когда белуга мутит воды,
в ил прячемся мы с головой.
Смелы ль мы -
в омуте России?
Остерегаясь щук, белуг -
рыб хищных,
мы -
не караси ли:
приманку схватим,
а в ней
крюк.
Мы глупы:
к голавлю Володе
прильнём,
боясь акул-господ.
Его ж -
в апреле половодье
к нам с тезисами прёт-несёт!
Потом спохватимся и в страхе
все в тину -
Господи, спаси!
Умом-то задним все о крахе
помыслим:
глупы,
караси.
"Голавль -
хороший:
деток любит", -
все хищники нам стали врать,
хоть карасей тамбовских губит
им присланная щучья рать:
там караси не теми стали,
белеют.
Сделать их красней!
Погром от щук в карасьем стане
такой -
пожрали и детей.
Что после?
Терпим щучью силу,
бедой грозящую:
боясь,
из чистых вод стремимся к илу,
чтоб влезть в спасительную грязь.
Но -
ил спасает ли:
трепещем
мы в щучьих пастях каждый день.
А пасть схватила -
не заплещем,
когда заря прочь гонит тень.
Борцы ли мы,
карасья стая,
обманутая голавлём?
Живём,
друг друга не спасая,
и -
смертью не своею мрём.
А голавля -
болезнь убила.
Но власть всё та над карасём:
не стал он вылезать из ила,
ждал хищника -
сома с усом.
А хищник сом с усом не глуп же,
раз главарём стал щук, белуг.
Страх в карасях,
зарылись глубже,
но их находят,
и -
каюк.
Ох, сом с усом зла накорёжил
с поры той давней и до сей!
Хоть умер он,
а словно ожил:
всё держит в страхе карасей.
На дохлого сома белуга
взялась реветь,
хоть и сама,
как сом,
опаснейшая злюка.
Когда выходит из ума,
то хищно смотрит,
смотрит люто,
начнёт плавник в кулак сжимать.
Но кузькину лишь почему-то,
а не свою,
покажет мать.
А мать родная задала бы
вопрос белуге,
не дрожа:
"Мать кузькина -
кто?
Что за баба?
Акулы мать?
Кита?
Ежа?!"
Белугу -
на ежа б морского,
чья в иглах с ядом вся спина,
чтоб не ждала белуги слова
с бед обмелевшая страна!
Нам при белужьей-то коммуне
жить не придётся никому:
белуге ль верить,
ведь у лгуньи
химера с дурью на кону.
Так что ей,
лживой и неправой,
нет чести
и не будет впредь.
На иглы острые с отравой
ей лучше б
сесть и умереть.
Да прок ли в том?
Ведь плохи сами:
когда белугу кашалот
заменит -
будем карасями
мы,
тину любящий народ.
Мы жить-то не хотим иначе,
привыкнув зарываться в грязь.
Не потому ль и неудачи
у нас,
что каждый мы -
карась.
А он, рыбак, закинув в омут
с картошкой мятой нерето,
басит мне:
"Что ты! Кто же сломит?
Никто не сломит нас, никто".
1961, 2007.