Максимов Николай Фёдорович : другие произведения.

Умыкание Рысжан

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  "Тпру, Пегий!" - крикнул я у джурта -
  заросших кольцевых канав.
  В одной из них свой войлок юрта
  подсунула под корни трав.
  Не в мазанке, а в юрте лето
  живёт пастух Ахмет с женой:
  их мазанка далёко где-то,
  живут в ней только лишь зимой.
  А летом - вот в степи, с отарой,
  пока не стукнут холода.
  Ахмет - довольно-таки старый.
  Супруга ж - очень молода.
  
  День жарким был: всего лишь в платье
  стоит молодка на ветру.
  Огнём шёлк блещет на закате,
  шурша подолом по ведру.
  Ведро уже не с кизяками.
  Их дым не ввысь, а под меня,
  и я - как бы над облаками,
  как с неба, прыгаю с коня,
  как в бездну, пахнущую чадом, -
  в неподнимающийся дым:
  тяжёлый он. А взглядом, взглядом
  к хозяйке льну.
  
  "Вот как чадим!" -
  смеётся, а глаза в печали.
  Знать, только что опнула плач:
  не хочет, чтобы повстречали
  её в тоске. А я-то - зряч:
  видны мне все её страданья,
  видна мне вся её мечта,
  с тревогой ждущей умыканья:
  ведь старый муж - ей не чета.
  Любила в юности Галыма.
  Как льнула к ровне-молодцу!
  Да что! - был сиротой, калыма
  не смог он заплатить отцу.
  
  "Ахмет, учиться на акына
  и ныне прискакал орыс!" -
  кричит Рысжан, а из кувшина
  в сабу овечью льёт кумыс.
  Вдруг обмерла: в степи Галыма -
  свою любовь, а не судьбу -
  увидела, и льётся мимо
  струя кумыса, не в сабу...
  
  Ахмет - акын. Хоть нравом добрый
  он, тренер мой, а львом взревел:
  "Ты почему и ныне с домрой?
  Не с балалайкой, как велел?
  Не нарушай моих запретов:
  юнец ты, а я - аксакал!
  Забвению приказ мой предав,
  не с балалайкой прискакал!"
  И бряк по струнам - от удара
  домбра, как битый пёс, визжит.
  Метнулась прочь овец отара.
  И конь мой тоже прочь бежит.
  "Не тремоло сильней - бряцанье
  в борьбе с казахскою домброй:
  Ты с домрой - кляча из Рязани,
  а с балалайкой - конь лихой!
  Оправдываться?! Не балакай,
  а догоняй коня скорей
  да мчи в поля за балалайкой
  из нераспаханных степей!"
  А домру - вырвал: "Дай, запру-ка
  в сундук её. А ты скачи!
  Скачи, сказал я!.. Эй, супруга,
  подай от сундуков ключи!"
  А та - та смотрит на Галыма:
  "Зачем с ним ныне два коня?
  О, счастье - не кумыс, не мимо
  течёт: мил умыкнёт меня!"
  
  Скачу на стан за балалайкой,
  что я с Рязанщины привёз,
  где, как Галым, бродяжил, плакал,
  где, как Галым, безродным рос.
  А думушки - и о Галыме,
  и о Рысжан, и о себе,
  и о Гюльжан: мы с нею - с ними
  уж очень схожи по судьбе.
  Галым два дня учился в школе.
  А я - весь год и ползимы.
  Хлебнувшие сиротской доли,
  безграмотны сегодня мы.
  Но счастье не проходит мимо,
  любовью не обделены:
  Гюльжан - в меня, Рысжан - в Галыма
  влюбились, хоть мы и бедны.
  Галым - с домброй, я - с балалайкой,
  мы оба песенники с ним,
  с чертовской не связались шайкой,
  мы каждый ангелом любим.
  Живём как надо, честь по чести,
  не кражами - трудом, трудом...
  И в горе - отнятой невесте
  всё ж гимны радостно поём:
  облезла балалайка, с щелью,
  как жизнь Галыма и моя,
  а тремоло зальётся - трелью,
  глиссандо - посвист соловья!
  
  Вернулся я - Рысжан фигура
  в огне закатном вся видна
  сквозь шёлк.
  
  "Что только в платье, дура?" -
  кричит Ахмет. Молчит жена.
  А муж закашлялся - от дыма:
  "Пойдём-ка в юрту!" - говорит.
  Рысжан, любуясь на Галыма,
  в закате словно бы горит.
  В трепещущем от ветра шёлке
  так ярки отблески огня.
  Влюблённый, пристальный и долгий
  взгляд счастья - восхитил меня.
  Всем существом она с любимым:
  он ровня ж, а не старый дед.
  Я меж Ахметом и Галымом
  стою: не зрит юнца Ахмет.
  
  "Рысжан перед тобой, наверно,
  красуется. Какая грудь!
  А статью-то - стройна, как серна.
  Смотри, не вздумай умыкнуть:
  убью! Я очень счастлив с нею, -
  взглянув у входа на жену,
  сказал Ахмет. - Разбогатею -
  куплю себе ещё одну".
  Кашлюн седой, что делать с ними
  ты будешь при своих годах?
  А взгляд Рысжан всё на Галыме.
  Соедини ты их, Аллах!
  
  С облезлой крышкой полукруглой
  сундук. Замок, наверно, с пуд,
  стал рыжим, лишь местами смуглый
  он - перевёрнутый верблюд.
  В проушины копыта всунул
  и задних, и передних ног.
  А ключ-петух насквозь проклюнул
  замку-верблюду правый бок.
  Вид восклицательного знака
  у скважины. В неё по грудь
  внырнул петух, чтоб после звяка
  верблюжьи ноги разомкнуть.
  Со скрежетом открылась крышка,
  вся в белом лаке изнутри.
  С треуха спрыгивает мышка,
  а вслед за ней с бешмета - три.
  А домра на халате синем,
  Не кинулась ко мне прыжком,
  ведь ног-то нет, не мышь.
  
  "Акыном
  я становлюсь лишь только в нём, -
  халат свой синий из-под домры
  достав, октавит мне Ахмет. -
  ведь плечи, глянь, что помидоры
  красны, с кистями эполет.
  Лишь только в нём я вдохновенно
  импровизировать могу
  и даже победить Есена.
  А коль в ином в чём - ни гу-гу.
  Самим Бикеем был подарен
  мне этот шёлковый халат
  (Бикей был бай - по-русски, барин)
  за то, что крал ему девчат.
  Скота не счесть, но бай калыма
  не платит за красавиц-кыз :
  крадёт - из Кулунды, из Крыма,
  А раз обворовал Тунис...
  . . . . . . . . . .
  
  Ну, что - начнём? Не трусь айтыса:
  Акын Есен-то наш - петух,
  когда напьётся он кумыса,
  а не пил - падаль, пища мух.
  Пред состязанием словесным
  глотни кумыса литра два,
  и сразу же к экспромтным песням
  готова будет голова!
  Петь соловьём начнёшь - чета ли
  ему ты, старому хрычу!"
  
  Под балалайку
  без печали,
  домбре в ответ, и я шучу:
  
  "А мне - рязанского бы кваса!
  Квас - вырви глаз - светлит умы:
  Не кончим и второго класса,
  Но всё равно поэты мы".
  
  Меж тем
  вблизи цок-цок копыта.
  Помочь влюблённым я хочу:
  чтоб получилось шито-крыто,
  я вовсю мочь бренчу, кричу:
  
  "Моя Рязанщина в России -
  что в дальней Персии Шираз:
  известно ж, пахари простые
  извечно бахари у нас.
  
  В лугах на сенокосном стане,
  когда примолкнут трактора,
  дед сказывать былину станет -
  так с вечера и до утра.
  
  А гусли конюха Юнёхи,
  когда на них его рука,
  играли мне о скоморохе,
  что пел-плясал у нас века.
  
  Поэтом станешь поневоле:
  оконца рубленой избы,
  как девичьи глаза, на поле
  глядят из кружевной резьбы.
  
  Поэзия - в обряде, в слове,
  в наряде свадебном, в крыльце,
  в румянце молодом, пунцовом
  и в чёрном старческом лице.
  
  Там я сказал: "Мой край виновник
  в том, что под ямб чеканю шаг
  на взгорье, где цветёт шиповник
  и окна школы на большак".
  
  Хоть не закончил я той школы,
  учился год да ползимы,
  но жаворонками глаголы
  летят ввысь и из-под сумы!
  
  Эх, не кумыса бы, а кваса!
  Квас - вырви глаз - светлит мозги:
  Не кончив и второго класса,
  творим экспромты взапуски!"
  
  - "Так! Так! Бренчи! Кричи! И топай!
  Ни лёгких не жалей, ни скул! -
  хвалил-задорил тренер добрый. -
  Вишь, с балалайкой-то - бул-бул !"
  
  А вышел проводить - за дымом,
  чадящим из трубы печной,
  его жена Рысжан с Галымом
  на двух конях в дали степной...
  
  Я думал - взбеленится старый,
  в погоню кинется... Не вой,
  не пыжит дед живот поджарый,
  а лишь качает головой.
  "Старик... Препятствуй, не препятствуй -
  да я ли юненькой супруг!" -
  сказав, снял бережно халат свой.
  Скрипел спокойно и сундук...
  
  
  1956, 1970.
  
  
  ПРИМЕЧАНИЯ
  
   Орыс - русский.
   Айтыс - публичное состязание акынов (поэтов-импровизаторов), поющих свои экспромтом слагаемые стихи под аккомпанемент домбры или кобыза. Домбра - щипковый инструмент, кобыз - смычковый, по две струны у них, струны настраивают по-разному, кто в квинту, кто в кварту.
   Джурт - место, где располагались или располагаются кочевые жилища, юрты.
   Саба - посуда для кумыса, изготовленная из шкуры животного.
   Кыз - девушка. Этим словом пользуются не только казахи, но и живущие в Казахстане русские. В их речи оно означает всегда казахскую девушку, а не русскую, не украинку.
   Бул-бул - соловей.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"