Максимова Елена Николаевна : другие произведения.

Путешествие с глиной

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  elen-maksimova20 собачка rambler.ru
  Путешествие с глиной
  
  Давайте отправимся в путешествие. Не по суровым морям и высоким горам, а по собственной квартире. Да-да! Ведь квартира - прекрасный объект для исследований. Далеко ходить не нужно - это раз. Обувь специальная не требуется (сгодятся тапки) - это два. Запасы еды брать необязательно (проголодаться не успеете) - это три. Хотя на дорожку можно подкрепиться супом из любимой тарелки и выпить чаю из любимой чашки.
  А вот и тема для путешествия - поиск предметов, родоначальницей которых является глина. Во все времена она играла важную роль в жизни человека. И в современном жилище, помимо тарелок и чашек, наверняка найдётся немало представителей славного глиняного семейства. А сколько интересных историй с ними связано! Убедимся в этом сами!
  Начнём маршрут с прихожей. Что тут у нас? Одежда, обувь... На подошвы ботинок налипла грязь. Вполне вероятно, что среди частичек грязи есть и глиняные крупинки. Хотя глина - это полезное ископаемое и, где попало, не водится. У неё имеются свои месторождения, расположенные, в основном, по берегам озёр и рек.
  Иной человек скажет: "Что грязь, что глина - всё едино". Наверное, так думали и в далёком прошлом. Но однажды кто-то из древних людей заметил, что глина - это не просто грязь, размокающая после дождя, а материал, из которого можно лепить. И человек начал лепить - глиняные фигурки людей и животных, глиняные сосуды. Учёные считают, что это произошло более двадцати тысяч лет назад, у племён, которые перестали кочевать с места на место и занялись земледелием. Глина помогала человеку в обустройстве жилища. Но первые изделия из глины боялись влаги, так как снова могли превратиться в глиняную кашицу. Их использовали, в основном, для хранения сухих продуктов.
  Продолжим маршрут на кухне, ведь свои запасы мы храним именно там. Что у нас на кухне? Чашки, тарелки, салатники и прочие представители посудного царства - яркие, красочные, ровные, гладкие. Даже не верится, что все они берут начало от древних горшков и мисок, сделанных не на заводе, а вручную, и потому неровных и кособоких.
  В давние времена существовало несколько способов лепки. Когда закончится наше путешествие, попробуйте эти способы и определите, какой вам понравился больше.
   При первом способе из глины делали лепёшку и поднимали её края вверх, чтобы получились стенки. При втором способе глину раскатывали в длинную колбаску, лепили по спирали, а затем заглаживали места соединения; горшок получался в виде свернувшейся змеи. Третий способ заключался в лепке "глиняных бубликов" и складывании их один на другой.
  Немудрено, что горшки при ручной лепке выходили кривыми и неказистыми. Но ведь мастерство приходит не сразу. И древнему человеку понадобились долгие-долгие годы для накапливания знаний и умений.
  Шло время. Примерно десять тысяч лет назад человек сделал важное открытие. Как-то подойдя к погасшему костру, он заметил, что под действием огня глинистая земля затвердела и перестала размокать от воды. С тех пор, чтобы глиняные горшки выходили прочные и влагостойкие, человек стал обжигать их. В такой посуде можно было готовить еду: варить мясо и вкусную похлёбку.
  Первоначально обжиг происходил на кострах. Позднее были придуманы специальные печи для обжига. На Руси их называли "горнами". От этого названия пошли такие слова как "горнчар" (гончар), "горнчарное ремесло". Да и горшок тогда назывался не горшок, а "горнец".
  В третьем тысячелетии до нашей эры изобрели гончарный круг. Он позволил делать нужные вещи быстро и качественно. Комок глины на круге будто оживал: терял свою неуклюжесть, начинал послушно вытягиваться, расти и превращаться в миску или в горшок или в другую полезную задумку. Стенки у таких изделий получались тоньше, ровнее. И сами изделия выглядели намного красивее, чем раньше.
  Глина - очень распространённый и доступный материал. Поэтому гончарное ремесло существовало у многих народов. Но некоторые из них продвинулись в этом ремесле дальше других, например, древние греки. Они называли обожжённую глину - "керамос". Это название настолько прижилось, что даже сейчас мы называем изделия из глины керамикой.
  Главное место в греческой керамике занимали различные сосуды. Наиболее прославилась греческая амфора - стройная ваза с двумя высокими ручками, предназначавшаяся для хранения масла и напитков. На вазах художники изображали людей (воинов, скульпторов, музыкантов, спортсменов) и мифологических героев (Геракла, Одиссея и прочих). Расписанные вазы превращались в подлинные произведения искусства.
  Перенесёмся в прошлое и заглянем в гончарную мастерскую. Она представляла собой жилой дом с большим двором, навесами от дождя и полками для готовой керамики. Во дворе хранились инструменты, гончарные круги, дрова, стояли баки для замачивания глины и печи для обжига.
  Чтобы из глины получились красивые изделия, её нужно было предварительно подготовить, превратить в "глиняное тесто".
  Потопчитесь на месте одну минутку так, будто у вас под ногами большой кусок глины, который нужно хорошенько размять. Трудно? А каково было настоящим мешальщикам глины, ведь им приходилось без устали мять глину по пять часов! Эта работа действительно отнимала много сил. Поэтому её пытались облегчить, и позднее для вымешивания глины стали использовать коней - появились конные глиномялки.
  Обжиг тоже был непростым делом. Если вылепленный горшок перед обжигом плохо просушить, он развалится, потому что от жара вода, оставшаяся в глине, превратится в пар. И пар, стремясь на волю, разорвёт стенки горшка. Если обжигать горшки при слишком малой температуре, они не "пропекутся", как следует.
  А если глину неправильно обжечь, её нельзя будет использовать повторно. Ведь во время обжига частицы глины крепко-накрепко срастаются между собой, и обратно в глиняное тесто их никак не превратить.
  При обжиге происходит усадка глины - уменьшается её объём. Если вылепить гигантский кувшин размером с ваш рост, то после сушки и обжига он будет вам по плечи, а то и ниже. Точно так же уменьшается в размерах кусок мяса, когда его жарят на сковородке.
  Но даже после обжига между отдельными частичками глины остаются поры, через которые может просачиваться вода. Если вы посмотрите на кусочек хлеба, то увидите в нём хлебные "поры". Губка для мытья посуды тоже имеет пористую структуру, правда, её "поры" намного крупнее глиняных.
  Гончары по-разному добивались водостойкости посуды. Одни смазывали её смолой, другие - соком растений, третьи - животным жиром и пчелиным воском. Но самым распространённым способом стало нанесение глазури, которую изобрели примерно в четвертом веке до нашей эры. Вы уже слышали такое слово? Ну, конечно, бывает глазурь сахарная, шоколадная. С ними любой торт и пирожное вкуснее. А гончары называют глазурью специальный состав, которым покрывают посуду перед обжигом. Под действием высоких температур жидкая глазурь превращается в блестящее покрытие, похожее на стекло. Горшок с глазурью намного удобнее своих предшественников: он не пропускает влагу и легко отмывается от грязи.
  Может, горшочки с глазурью есть и на вашей кухне? И не зря. Еда в них получается необычайно вкусной и питательной.
  В крестьянском доме было около десятка горшков разных размеров. В одних варили суп, в других - кашу, в третьих кипятили воду. Их покупали у гончаров, развозивших товар по деревням и торговавших на ярмарках. Горшки берегли, старались обращаться с ними аккуратно.
  Кроме горшков, в хозяйстве имелись гусятницы, жаровни, крынки, кувшины, миски, кисельницы, подойники, плошки. Каждый вид посуды имел своё предназначение. В крынках хранили молоко, с подойниками доили коров, из мисок и плошек ели, из кисельниц пили кисель.
  Глиняная посуда наделялась человеческими чертами. Как мы называем отдельные части чашек, чайника, кувшина? "Ручки", "носик", "горлышко". Это говорит об особой роли, которую играла глиняная посуда-кормилица в жизни русского человека.
  Засиделись мы с вами на кухне? Еще чуть-чуть и двинемся дальше.
  Существует несколько разновидностей керамики с пористым черепком: фаянс, терракота, майолика и другие. У них разные "рецепты" изготовления, но всех их объединяет пористая структура черепка.
  Керамикой высшего класса является фарфор. У фарфора не пористая, а стекловидная структура. Спросите у мамы, есть ли у вас фарфоровый сервиз. Где он хранится? В гостиной? Тогда направляемся туда.
  Фарфору неслучайно отводят почётное место в доме. Во все времена считалось, что фарфор - это самое лучшее, во что может превратиться глина. Изделия из фарфора обладают особым изяществом, белизной и тонкими стенками.
  Изобрели фарфор в Китае. Секрет получения фарфора заключался в применении белой глины (каолина), месторождения которого находились в китайских провинциях, а также кварца и полевого шпата.
  Из фарфора делали вазы, фляги, чашки, блюда и множество других изделий, украшенных великолепными узорами и глазурями. Сосуды из фарфора использовали в качестве музыкальных инструментов: постукивание тонкой палочкой об их стенки рождало неповторимые звуки. В китайском городе Нанкин даже возвели фарфоровую башню высотой с двадцатиэтажный дом. К сожалению, до наших дней она не сохранилась.
  В Европу китайский фарфор привез в конце 13 века известный путешественник Марко Поло. Позднее фарфоровые изделия стали завозить венецианские и португальские торговцы. Фарфор ценился очень дорого и был предметом роскоши. Некоторые дамы носили фарфоровые черепки на золотой цепочке, как бусы. Иметь фарфоровые изделия мечтали короли, князья и прочие знатные особы.
  В течение многих лет в Европе пытались разгадать секрет изготовления фарфора. Но китайцы держали его в тайне. Они строго наказывали тех, кто пытался выдать секрет фарфора иноземцам. Кое-что европейцам, конечно, удалось узнать. Но им не хватало главного - состава фарфорового сырья. В попытках получить фарфор они использовали всякие примеси, например, яичную скорлупу, морские ракушки. Но всё было безрезультатно.
  Раскрыть китайский секрет удалось немецкому химику Иоганну Бетгеру. Произошло это в начале 18 века в саксонском городе Мейсен (Саксония - область современной Германии). Как гласит легенда, учёному помог случай. Во время посещения местного цирюльника (парикмахера) его осенило: "Возможно, пудра для париков - то, чего не достает сырью для фарфора!" И действительно, она делалась из каолина, запасы которого были обнаружены в Саксонии. В результате опытов Бетгер получил первый европейский фарфор.
  В России попытки наладить производство фарфора начались при Петре I - большом ценителе передовых идей. Но воплотить в жизнь эту задумку не помогли ни приглашенные голландские мастера, ни попытки выведать секреты фарфорового производства в Мейсене.
  Оставался один путь, трудный, но верный: организовать в России поиск собственного рецепта фарфора. Возглавил эту работу Дмитрий Иванович Виноградов из Суздаля. В 1736 году по императорскому указу он был направлен в Германию для изучения химии, горного дела и прочих наук. Вместе с Виноградовым в Германии учился и Михаил Васильевич Ломоносов, ставший впоследствии знаменитым российским учёным.
  Виноградов пробыл за границей восемь лет. После возвращения на Родину ему предстояло разработать состав и способы изготовления фарфоровой массы, глазури и красок для росписи фарфора.
  Более тысячи экспериментов провел Виноградов за время научных поисков. И в результате "прилежного труда" (так Виноградов сам оценил свою деятельность) попытки увенчались успехом - на свет появился российский фарфор.
  Фабрика, где работал Виноградов, была названа Императорским фарфоровым заводом. На нём стали выпускать прекрасные сервизы, вазы, статуэтки. Продукция предназначалась для императорского двора. Качество было очень высоким и оценивалось так: тарелки ставились в высокие стопки по сто штук и выдерживались пять дней. Если трещины не появлялись, партия признавалась годной.
  Обычный сервиз состоит из пятнадцати предметов. В нём шесть чашек, шесть блюдец, чайник, сахарница, молочник для разливания молока. Посчитайте, сколько их в вашем сервизе (лучше с маминой помощью, ведь фарфор и в настоящее время - вещь дорогая и ценная). А как вы думаете, сколько предметов в сервизе, выполненном по заказу императрицы Екатерины II? Более 900! И хранится этот знаменитый сервиз в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
  Но глина - это не только родоначальница посуды и прочей домашней утвари, но и древнейший строительный материал. В гончарном производстве на втором месте после посуды по степени важности стоит кирпич.
  Давайте выглянем в окно. Если вы живете в большом городе, то наверняка, увидите множество зданий из кирпича и бетона. А когда-то люди складывали свое жилище из камней. Но ведь их надо было не только сложить, но и крепко "склеить". Глина прекрасно для этого подходила. Со временем люди научились из самой глины делать камни для стен - кирпичи. Поначалу строители использовали необожжённый кирпич. Под жаркими лучами солнца кирпичи высыхали и становились твердыми как камень. Но они были прочны в сухом состоянии, а при увлажнении размокали. Требовался обжиг. Первыми его освоили египтяне около пяти тысяч лет назад.
  На Руси из кирпича возводили разные постройки: храмы, крепости, терема. В 11-12 веках применяли тонкие плиты разных размеров - плинфы (от греческого слова plinthos - кирпич). А в 15 веке появился кирпич, похожий на современный, в форме бруска. Именно тогда начался расцвет кирпичного строительства. В 1475 году в Москву пригласили итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти для постройки Кремля. Но вначале он построил кирпичный завод, где установили особую печь для обжига. Вскоре завод стал выпускать отличные кирпичи. Они использовались при возведении Московского, Новгородского, Казанского кремля, собора Василия Блаженного и других выдающихся памятников архитектуры.
  При Петре I качество кирпича оценивали очень строго. Привезённую партию кирпича просто сваливали на землю. Если при этом разбивалось более трех штук, то вся партия браковалась.
  В 20 веке был построен один из самых знаменитых американских небоскрёбов - Эмпайр-стейт-билдинг. Его высота составила 381 м, а на постройку ушло около 10 миллионов кирпичей! Вот такой глиняный рекорд.
  Помимо кирпичей, глину применяют в производстве бетона, железобетона, цемента. Без них немыслимо возведение высотных сооружений.
  А теперь заглянем в ванную комнату. Что здесь связано с глиной? Конечно, раковина. Она из санфаянса. Санитарный фаянс (именно так расшифровывается слово "санфаянс") - керамический материал, применяемый для изделий ванных комнат и туалетов. Также глина широко применялась (наряду с металлами) для производства водопроводных труб.
  Пол и стены в ванной часто выкладывают кафельной плиткой. Эти плитки не что иное, как обожжённая керамика. Керамическую плитку издавна использовали во внутренней отделке помещений. Археологи установили, что плитка существовала еще в 13 веке до нашей эры - в Древнем Египте. Мозаичными плитками покрывали полы зажиточные горожане Древней Греции и Древнего Рима.
  Иногда плитка ломалась и превращалась в строительный мусор. Но в природе нет ничего лишнего. Так считал знаменитый испанский архитектор Антонио Гауди. При создании своих творений он широко использовал керамические отходы и добивался поразительного эффекта: битая плитка превращалась в великолепную мозаику - настоящее произведение искусства. Многие работы Гауди, построенные в начале 20 века, впечатляют своей красотой. Они занесены в Список памятников культуры Всемирного наследия.
  Пора переместиться в детскую. И здесь много предметов, напоминающих нам о глине.
  Во-первых, игрушки. Раньше их делали из дерева и глины. Особенно прославились Дымковские игрушки. Их мастерили более четырёхсот лет назад в Дымковской слободе (это поселение на территории нынешнего Кирова). Игрушки изображали скоморохов, барынь, всадников, различных животных и птиц. Лепили их так: отдельные части соединяли жидкой глиной, швы сглаживали мокрой тряпочкой. Игрушку просушивали, обжигали, покрывали белилами (мелом, разведённым с молоком) и расписывали яркими сочными красками: жёлтыми, оранжевыми, синими, малиновыми.
  В наше время в ходу уже другие игрушки. Но наверняка, у мальчишек найдутся солдатики, металлические или пластмассовые. А можете себе представить глиняных солдат величиной с человеческий рост? Существует целая армия таких солдат. Её обнаружили археологи при раскопках в Китае. История этого войска такова. Один из китайских императоров Цинь Шихуанди велел подданным после его смерти похоронить вместе с ним Терракотовую армию - более восьми тысяч глиняных воинов и лошадей (слово "терракота" происходит от итальянских слов terra cotta - обожжённая земля). Такая армия понадобилась императору для того, чтобы охранять силу и могущество своей династии. Ведь он хотел, чтобы его потомки правили в Китае вечно. Но задумка не удалась. После Цинь Шихуанди на престол взошёл его сын, слабый и безвольный. Народ сверг неумелого правителя. Глиняные солдаты оказались бессильны.
  Кроме игрушек, в детской комнате есть письменный стол, за которым вы занимаетесь, рисуете, читаете. А глина тесно связана и с рисованием, и с чтением. Каким образом? Давайте узнаем.
  Глину использовали для рисования с самых древних времён. Первобытные люди брали уголь и глину (красную или жёлтую) и рисовали на камнях и на стенах пещер бегущих животных, охотников с копьями. Совсем как современные дети, рисующие на асфальте кусочком мела или обломком красного кирпича.
  Не обходятся без глины и карандаши. Для изготовления карандашных стержней берут смесь графита и глины и запекают её при высоких температурах. Чем больше глины в этой смеси, тем твёрже получаются стержни.
  Глину можно считать и прародительницей книги. До изобретения бумаги для письма использовали различные материалы (в Египте - папирус, в Азии - шкуры животных, на Руси - бересту, и так далее).
  В древнем Вавилоне писали на сырых глиняных табличках, с помощью тростниковых или костяных палочек. Затем таблички обжигали в печи. Надписи на обожжённых табличках не разрушались со временем. При раскопках в Ассирии и Вавилоне были найдены сохранившиеся при пожарах библиотеки из глиняных книг. В них содержались тексты законов, исторические произведения, медицинские справочники, описания путешествий и даже словари иностранных слов. Так что древние глиняные книги - это часть большого глиняного семейства.
  Конечно, книга из бумаги намного удобнее: меньше весит, меньше занимает места. Но и к сегодняшним книгам глина имеет прямое отношение: она входит в состав бумаги.
  А сколько глиняных героев в самих книжках! Поющий горшок с бубенчиками из сказки Андерсена "Принцесса и свинопас"; наваривший для всего города каши горшочек из сказки братьев Гримм "Сладкая каша"; фарфоровая танцовщица из сказки Андерсена "Стойкий оловянный солдатик"...Ах да, в сказке про Винни-Пуха и его друзей тоже есть горшочек.
  Вспомнили ещё каких-то глиняных героев? Великолепно! Стойте-стойте... Это слово тоже, как ни странно, находится с глиной в родственных отношениях. Ведь из глины мы ЛЕПим, получается ЛЕПота, красота то есть. Устаревшее слово "лепота" почти не используется, а слово "великолепный" до сих пор - одна из высших форм похвалы.
  Может быть, у вас в детской висит на стене карта мира или карта России? Тогда и её смело причислим к глиняным потомкам. На глиняных табличках древние люди писали не только тексты книг. На одной из табличек, найденных археологами, содержалось изображение карты мира. Безусловно, та карта не похожа на нынешние: в те годы люди представляли себе мир по-другому, многие земли были неизвестны. Но, тем не менее, древняя глиняная карта занимает достойное место среди глиняного семейства.
  Найдите на карте местность, где вы живете. А теперь - Архангельскую область и город Плесецк. Там находится космодром - место, где производят запуски ракет. Ракеты и глина - какая тут связь, спросите вы.
  А связь такая. Достижения науки приводят к появлению новых материалов. Созданы "керметы", сочетающие ценные свойства керамики и металлов. Они получаются в процессе спекания керамических и металлических порошков. Керметы используются в производстве деталей ракетной техники, авиационных двигателей, турбин, скоростных лифтов. Представляете, насколько они прочные! От былой глиняной хрупкости в новых материалах не осталось и следа.
  Ну вот, наше путешествие подошло к концу. Конечно, мы рассказали не обо всех вещах, родоначальницей которых является глина. Остались за кадром светильники, подсвечники, рамы для зеркал, пудреницы, бусы - всего и не перечесть. Но главное - то, что мы по-новому взглянули на окружающие нас предметы и приоткрыли завесу их тайн. И, может быть, когда-нибудь вы отправитесь в настоящую научную экспедицию или займётесь настоящими научными исследованиями, ведь вокруг столько всего интересного!
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"