Очень трудно выбрать момент, с которого стоит начать это предисловие. Говорят, что обычно авторы пишут предисловие, когда уже заканчивают свое произведение. У меня все вышло наоборот. Три дня назад на глаза мне попалась книжка Стиве-на Кинга "Пляска смерти" (Stephen King “Dance Macabre”). Прежде чем продолжить повествование хочу сильно обидеть ООО "Издательство АСТ", в котором работают, похоже, не самые лучшие специалисты книгопечатного бизнеса. Книга изобилует множеством как пунктуационных, так и граммати-ческих ошибок, (таких за которые цеплялся даже мой непро-свещенный взгляд) что низвергает господ (кто их назначил ре-дакторами?) М.И. Гальперина и К.Е. Россинского, до уровня любителей (искренне надеюсь, что когда-нибудь они прочита-ют эти строки и устыдятся). Однако, несмотря на все вышеука-занные недочеты "Пляска смерти" стоит того, что бы ее про-читали. Если кто-то, дойдя до этого места, воскликнул: "Сти-вен Кинг да это же пошлятина, бульварное чтиво!" - пусть погасит свой "компутер" и отправляется в ближайшую биб-лиотеку - книги и только книги, на крайний случай распечатки - ибо (ух какое слово, может попробовать написать "Новую Библию", наверное, так и сделаю, но завтра) так вот, ибо это значит, что этот человек ни разу не читал поистине великолеп-ные романов Кинга как то: "Темная Башня"* (The Dark Tower) первая и вторая части, в третьей старичок значительно поис-писался, "Темная Половина" (The Dark Half), "Зеленая миля" (The Green Mile) и др. Ну, продолжим?
Пока большая часть "читателей", отвалив от мониторов, пережевывает библиотечную пыль, мы двинемся дальше. "Пляска смерти" не новый роман Кинга. "Пляска смерти" это попытка проанализировать все то, что было создано за послед-ние десятилетия в литературе, радио, кинематографии, в стиле ужаса и фэнтези. "Пляска смерти" - экскурс в 50-60 годы, рас-сказ о том, чем жила Америка тех лет. Из нее вы почерпнете множество интересной информации, которую не так то просто найти даже в наш интерактивный век. Например, я с удивле-нием узнал, что мой любимый фильм ужасов (первый посмот-ренный мной) "Чужой" Ридли Скотта (“Alien” Ridley Scott) был снят в незапамятном 1979 году, мне тогда было всего два года. Я конечно и догадывался, что фильмец староват (об этом можно было судить по Сигурни Уивер, которая в "Чужих" выглядела совершенно юно, посмотрите "Имитатор", где она играет врача-психиатра, страдающего агорафобией** который пытается помочь полиции поймать серийного маньяка-убийцу, и вам станет понятно, о чем я говорю) но что бы настолько.... Но о чем это я...А.... В книге есть, конечно, и более интерес-ные факты, но история с "Чужим" наиболее показательна для меня. Хотя нет еще один момент, с которого собственно и на-чинается книга, явился для меня полным откровением. Кинг рассказывает, как в детстве он пошел в кинотеатр на какой-то фильм, по-моему "Земля против летающих тарелок", и вот посреди сеанса зажегся свет, и управляющий кинотеатра со-общил всем зрителям о том, что русские запустили на орбиту Земли искусственный спутник. Кинг пишет что тогда ему ста-ло страшно, по настоящему страшно, и этот страх испытывал не только маленький Стив, вся Америка была объята ужасом. Сейчас когда "рухнул железный занавес" и русские с янками почти стали "братьями на век", может показаться смешным тот факт, что огромная индустриальная страна была запуганна небольшим металлическим шариком весом всего в 83,6 кг чуть ли не до смерти. Времена меняются.... Я спросил у матери, она почти ровесница Кинга, боялись ли они в детстве Амери-ку. "Нет", - ответила она. - "Мы тогда о ней ничего не знали. Так кучка буржуев на той стороне океана...". Этот эпизод из книги я привел для того, чтобы показать мощь символики не-которых вещей. Об этом еще будет сказано несколько слов чуть позже.
Но вернемся к нашим баранам. "Пляска смерти" (так и хо-чется написать "Танец смерти" за словом пляска видится вак-ханалия и шабаш ведьм, а Кинг строит повествование как тан-цор выученный в школе классического танца) не только зани-мательный экскурс в историю ужастиков это еще и учебник, учебник для начинающих авторов, своего рода лекция доктора Стивена Кинга "О природе страшного в литературе". Призна-юсь - до прочтения этой книги я не имел никакого представ-ления о таких стилях как: пальп и мейнстрим. Точнее сказать представление то я о них имел, но совершенно не знал, как на-зывается то, что я читаю. Кинг просветил меня и на этот счет.
2
Когда я закончил "Пляску смерти" мне захотелось вос-кликнуть: "Молодец Стив! Так их!" (это я о критиках) что я и делаю, создавая эту статью. Кроме того, мне захотелось по-пробовать написать рассказ ужасов, в котором по возможности учитывались бы концепции выдвинутые Кингом в книге, но этим я займусь завтра (ах да, у меня же на завтра "Новая Биб-лия" ничего она, пожалуй, подождет). Вот и настал момент от-кровения. Мне приходиться признать, что все выше изложен-ное уже не вмещается в рамки предисловия к будущему рас-сказу, так как боюсь, что рассказ мой окажется гораздо меньше по объему (: и содержанию (:(: наверное, мне придется опуб-ликовать это душеизлияние отдельно как статью. Только бы добраться до интернета, но об этом позже, сейчас о самом главном...
Так вот, разрослось мое предисловие в статью, из-за ка-ких-то гребаных камикадзе, которые только что вдребезги разнесли Международный Торговый Центр в Нью-Йорке. Те-перь если вы захотите увидеть этих двух братьев-близнецов, вам придется искать фильмы, в которых они запечатлены. Мне, например, вспоминается "Кинг-Конг" (если помните, там огромная обезьяна разгоняла вертолеты, словно заспанных мух, сидя на самой верхотуре Эмпейр Стейт Билдинг). Здесь я хочу вернуться к символике, о которой мы говорили чуть вы-ше. Лучшей цели, чем Торговый Центр террористы выбрать не могли (удивляюсь, почему никто не врезался в статую Свобо-ды, она стоит совсем неподалеку, а о символичности ее не стоит и напоминать) где как не в этих зданиях была сосредо-точена вся мощь американской индустрии и свободы мышле-ния. Что ж Запад получил хороший урок.
Но к черту ностальгию, мне конечно жалко погибших лю-дей, и я соболезную их родственникам, об этом, пожалуй, в ближайшие дни будет сказано немало слов (как и о курсе дол-лара (:(:, не могу не съязвить, такова уж моя натура и, навер-ное, всего человечества, будь я проклят, если это не так). Я же хочу сказать совершенно другое. Сказать всем тем, кто не-уважительно отзывается о литературе ужасов. Вспомните са-мое главное самое важное, чему учат произведения в жанре HORROR. Не помните.... Я подскажу.
Ужастики говорят вам о том, что вокруг нас живут ПО НАСТОЯЩЕМУ ПЛОХИЕ ПАРНИ. Они ни где-то там далеко они рядом они среди нас и нужно быть осторожным, чтобы не попасть в их лапы.
Ужастики говорят, что существуют ПО НАСТОЯЩЕМУ ПЛОХИЕ МЕСТА и молодым девушкам и маленьким детям, да и всем другим нужно сторониться таких мест (Плохим Ме-стом может быть и темная аллея, и окольная дорога до дома, и заброшенный сарай).
А самое главное ужастики учат - мальчики, которые со-вершают Плохие Поступки (держат палец во рту, ковыряют в носу), обязательно попадают в ПЛОХОЕ МЕСТО К ПЛОХИМ ПАРНЯМ.
Я это все говорю к тому что Торговый Центр рухнул из-за того что Америка забыла О ПОНАСТОЯЩЕМУ ПЛОХИХ ПАРНЯХ, Американцы населяли ими Кению, Ирак, Афгани-стан, Чечню, Пакистан и т.д.(список велик) и совсем не думали о том что ПЛОХИЕ ПАРНИ могут жить и среди них. И вот еще что, скажите мне, пожалуйста, на кой хрен им нужна эта гребаная программа ПРО, если они не могут контролировать свою территорию, если любой "Боинг 747" внутренних авиа-линий может стать оружием массового поражения. Если на этих авиалиниях можно запросто войти в кабину управления и попросить разрешения посидеть в кресле пилота (удивляюсь, как они еще не разрешили детям ковыряться отверткой в ядер-ной бомбе).
3
Теперь я верю - чудовища живут рядом с нами, однажды заглянув в свой подвал, вы можете увидеть их, и пускай они будут выглядеть, как обычные Jмешки с гексогеномJ, но по-верьте, они не менее кровожадны чем "Дракула" Брема Стоке-ра. В принципе это все. Осталось только дождаться, когда я вновь попаду на "САМИЗДАТ" для этого надо только принес-ти в жертву чудовищу, носящему имя ПРОВАЙДЕР немного ярко раскрашенных бумажек, и тогда он позволит тебе попасть в свою липкую паутину, энтомологи зовут ее Интернетом.
Хочу выразить отдельную благодарность Винсенту Лео-нидовичу за рецензию к моему рассказу, к сожалению, я сам ее не читал, но мне звонил брат с Мурманска и в двух словах пе-редал ее суть. Обещаю, что, как только попаду в "инет", пора-дую (надеюсь) его и всех остальных новыми загогулинами своего воображения, и прочту все то новое что, он надеюсь, успел написать. А так же перечитаю все недавние поступления и разошлю тысячи ЗЛОБНЫХ РЕЦЕНЗИЙ. Вроде все....
Нет, кое-что забыл Винсент, я пытался вновь перечитать кое-что из Стокера и Пришвина, даже через строчку читал то одного то другого, думаю, ты ПОЧТИ прав... но не совсем % на 20.
11 сентября 2001г.
* Мне повезло и теперь у меня не полке "Темная башня" красуется в клубном издании, таких книг всего девятьсот пятьдесят в мире. Хочу заметить что, кни-ги, переведенные клубами сохраняют всю прелесть оригинала, в отличие от серийных, и придают тривиальному английскому FUCK YOU непередаваемые оттенки русского фольклора.
**агорафобия - (agora - базарная площадь + phobos - фобия) - навязчи-вый страх пустых пространств, широких открытых мест.