Достаточно долго я бродила по разным литературным форумам, обсуждениям, блогам, читала любительские статьи... И меня очень удивил предмет споров, который мне был абсолютно безразличен до того времени, как я всерьез заинтересовалась писательством. А именно - деление литературы (в особенности, фэнтезийной) на "мужскую" и "женскую". Причем, "мужская" - априори круто, а "женская" - розовые сопли. А особенно меня удивило то, что многие женщины принялись дружно доказывать, что и они пишут "мужское" фэнтези - с войнами, политикой и безо всякой там любви.
Знаете, какое чувство во мне проснулось после прочтения ***дцатой статьи? Обида. Мне обидно за то, что писать о любви сейчас как бы моветон. Оказывается, любая другая тема будет по определению лучше.
Нет, я не спорю, многие женщины работают по другим темам, потому что им интересно именно это. Но те, кто сознательно пишут на любовную тематику, часто вынуждены держать яростную оборону (часто от тех, кто пишет про супергероев с бластерами, но размышления сейчас не об этом). Создается впечатление, что им должно быть стыдно за свое творчество...
Странно, что выражение в духе "женское - значит, о любви!" часто несет пренебрежительно-уничижительный характер.
Обидно за чувство любви, сотни лет воспеваемое в самых разных сферах искусства, вдохновляющее, движущее... и сейчас в окололитературных "женско-мужских" дебатах приниженное, превращенное в нечто нижестоящее, упрощенное.
Давайте вспомним "Собор Парижской богоматери" Гюго, "Королева Марго" и "Графиня де Монсоро" Дюма... Из более современного - превосходный семейный роман "Поющие в терновнике" Маккалоу. Булгаков, Толстой, Шекспир, в конце концов! Да в любой мифологии можно найти кучу переплетающихся любовных линий - взять хоть греческую, как самую известную!
Подойти ближе к фэнтези? Пожалуйста. Простите, какие там штампы в пресловутом "женском фэнтези"? Великая любовь, обилие постельных сцен, страдания, признания... Итак, возьмем цикл "Геральт" Сапковского. Думаю, никто не поспорит, что там всего этого сколько угодно, с первой же страницы. И саму историю ведьмака, при желании, можно рассмотреть со стороны чисто человеческих чувств и переживаний за любимую женщину и приемную дочь. Но вот к "Геральту" я еще не слышала никаких нареканий по этому вопросу. Неужели потому, что Сапковский (о, ужас!) - мужчина?..
Для меня важно, не КТО и О ЧЕМ пишет, а КАК пишет.
Я с удовольствием прочту талантливо, качественно и интересно выписанную историю любви. И не стану читать ее же в безграмотном и пренебрежительном исполнении. Я схожу с ума по "Кабирскому циклу" Олди, но не буду бросаться на любой роман, где фигурирует говорящий меч. Для меня важно качество написанного.
Захватывающе рассказать можно все, что угодно - это зависит от мастерства автора. Но навешивать ярлыки - "это про любовь, значит ерунда" ("я это не ем, я не кОзел", ага) - нельзя так. Нельзя.
И все эти "женское-мужское", "а у меня тельняшка полосатей!" - обыкновенная тараканья возня. Такое впечатление, что спорящие сублимируют за счет друг друга собственные комплексы.
Кстати, из личного наблюдения: люди, у которых не все в порядке с личной жизнью, очень остро реагируют на "забивающую все любовную линию". А те, у кого личная жизнь налажена - акцентируют внимание на самых разных вещах, выписанных в романе.
Писать о любви нужно. О настоящей любви, о настоящих глубоких взаимоотношениях, в которые можно поверить. Неужели кто-то не согласится, что это чувство того стоит?