1. Избегать в словах сочетаний "вши", "ши" и т.д. Например: направившись, подошедши.
2. Избегать повторов слов в одном предложении или в соседних предложениях. Обязательно подбирать синонимы.
3. Не повторять имя героя или персонажа. Чередовать с фамилией, именем и фамилией, заменять словом "он", "парень" (мальчик, девушка, старик, человек и т.д.).
4. При отборе слов, отдавать предпочтение коротким, чем длинным.
5. В прозе избегать описательности, стараться всё показывать, а не рассказывать.
6. В рассказе описывать только один случай, не уходить от основной темы повествования. Не расплываться, так сказать "мыслью по древу".
7. Стараться минимально использовать реальные случаи из жизни, как можно больше сочинять и фантазировать. Не обязательно описывать правду жизни, можно всё придумать, но написать так, что читатель поверит, что это было в действительности.
8. Уметь подбирать название рассказа. Хорошее название - это уже 50 процентов успеха! Название не должно быть слишком длинным: одно-два, максимум три слова. В названии должна быть суть рассказа.
9. Тщательно подбирать имя и фамилию героя, не брать первые попавшиеся, причём из жизни. Имя и фамилия тоже должны как-то характеризовать героя или персонаж.
10. Не описывать скрупулёзно быт, обстановку или внешний вид героя. Нужно писать самое характерное. Основные приметы. И написать так, чтобы несколькими штрихами охарактеризовать героя. Это хорошо получалось у Гоголя, Булгакова, Чехова.
11. Не стараться всё подробно описывать. Главное - создать картину происходящего. Запечатлеть самое главное. А второстепенные детали - опустить.
12. Не описывать постоянно, что герои едят, работают, спят и т.д. В жизни человек ест три раза в день, но в коротком рассказе достаточно описать только одно застолье, и то, если оно нужно по сюжету рассказа и во время застолья что-то происходит. В коротком рассказе всё должно играть свою роль. Как в спектакле. Если в первом акте на стене висит ружьё, то в последнем оно обязательно должно выстрелить! Так и в рассказе. Всё, что описывает писатель, должно "выстрелить"! А иначе, зачем об этом писать?
13. У автора рассказа должна быть чёткая жизненная позиция. Нельзя писать так же, как все - заимствовать у других их собственную жизненную позицию. В художественном произведении ценится оригинальность, - даже парадоксальная. Даже если многие не принимают вашу жизненную позицию, это ещё не значит, что она не правильная!
14. В рассказе должна быть идея. Просто так писать, только потому что - хочется, - бессмысленно. Жизненная позиция и идея - обязательны!
15. Автор должен быть оригинален. Каков писатель - такие и его произведения! Скучный писатель и писать будет скучно и неинтересно. Писатель - это прежде всего - личность! Нет личности - нет писателя, а есть только переписчик того, что уже написано до него многими.
16. Писатель должен вырабатывать свой собственный, узнаваемый стиль. Основная масса начинающих пишет в стиле "школьного сочинения". То есть - без всякого стиля. Это не литература.
17. Стиль - это даже неправильности, нарушение каких-то правил языка, применение особой, своей индивидуальной лексики, оборотов речи, неологизмов, образных выражений. Например: стили Андрея Платонова, Франца Кафки, Сергея Довлатова, Михаила Булгакова, Бориса Пастернака (роман "Доктор Живаго"), Николая Гоголя, Льва Толстого, Михаила Лермонтова, Андрея Белого, - они все отличаются друг от друга. Этому нужно учиться у классиков.
18. Нужно избегать газетного стиля, если он не оправдан сюжетом или замыслом автора. Зачастую, авторы пишут газетным языком от неумения.
19. Нужно избегать слов-паразитов. Нельзя постоянно уточнять и всё стараться разжевать. Например: "Он взял своей рукой". "Своей" писать не нужно - это и так понятно. Или: "Он пошёл по улице Горького, повернул на улицу Чехова и вышел на улицу Красноармейскую". Слово "улица" достаточно написать в начале предложения, а в остальных случаях - убрать! Таких, якобы уточняющих слов-паразитов в прозе начинающих встречается масса. Нужно только вдумчиво прочитывать каждое слово в предложении и думать: нужно ли оно, или можно обойтись без него?
20. В любом случае нужно предпочесть краткость нудному многословию, потому что краткость - сестра таланта.
21. В прозе мало просто описывать либо показывать события, действия или психологические размышления героев. Нужно всё это делать ярким, образным, интересным языком. Особенно следить за речью своих героев.
22. У каждого героя должна быть какая-то характерная чёрточка либо во внешнем виде, либо, что ещё лучше, - в его речи. Какие-то любимые, необычные слова., выражения. Здесь даже можно экспериментировать с различными видами лексики, перемешивая их. В речь героев обязательно нужно добавлять просторечные, народные выражения, либо жаргон.
23. Речь героев - едва ли не самое главное в рассказе. Недаром пьесы строятся на одной только прямой речи. Есть такое понятие: Если твои герои "не говорят" (в тебе) - рассказ писать не стоит. Нужно вынашивать его дальше, пока герои в буквальном смысле не заговорят в твоей голове.
24. Бывает, авторы составляют план рассказа или повести и скрупулёзно ему следуют. Но так делать не нужно. Герои в процессе рассказа начинают жить своей самостоятельной жизнью и совершать поступки, о которых автор даже не думал. Но он продолжает насильно втискивать их в прокрустово ложе своего первоначального замысла, и рассказ не получается. Героев в определённое время, когда видишь, что они начинают действовать по логике повествования, - нужно, так сказать, отпускать на свободу!
25. Герои должны проявлять какие-то чувства и эмоции, не быть мёртвыми схемами. И чувства эти должны затрагивать читателя, он должен сопереживать героям. Это тоже одна из целей рассказа и прозы вообще.
26. В рассказе нельзя врать, выдавая желаемое за действительное. Нельзя облагораживать негодяев или очернять героев. Даже, если это и расходится с официальной точкой зрения государства или правящей верхушки. Писатель - это народный трибун, а не придворный прихлебатель. И он должен быть всегда со своим народом, а не с кучкой избранных господ.
27. Нельзя из Литературы делать кормушку и писать только для того, чтобы напечатали. Печатают в основном то, что наверху, а на верху во все времена - пена! Нужно просвещать народ, а не кривляться и превращаться в шута горохового, развлекая толпу! Нельзя идти на поводу у низменных инстинктов. Нельзя служить злу, даже если за это хорошо платят. Ведь в результате, писатель продаёт не только свои произведения, но и душу! Известно - кому...
28. Писатель - это призвание, а не средство зарабатывания денег. Преуспевающий писатель - это нонсенс! Как правило, настоящие писатели во все времена еле сводили концы с концами, а некоторые умирали в нищете: Велимир Хлебников, Александр Брунько (поэт, г. Ростов, "Заозёрная школа") и др.
29. Писатель должен постоянно писать, всё время оттачивать своё мастерство. Это как в спорте - спортсмены, прежде чем совершить рекорд, тренируются каждый день. Так и писатель, для которого есть хороший принцип: "Ни дня без строчки"!
30. Писать можно всё: прозу, стихи, газетную публицистику. Если нет настроения, вдохновения и прочего - нужно писать хотя бы письма друзьям или вести дневник.
31. Никогда не нужно выбрасывать ничего из написанного, даже если это незаконченный рассказ, или вообще, какой-нибудь неудачный, раскритикованный всеми черновой набросок. Всё нужно складывать в архив и время от времени пересматривать. Всё это может когда-нибудь пригодиться.
32. Новый рассказ не нужно спешить читать другим или публиковать. Нужно отложить его на время и забыть о нём, писать что-нибудь новое. Потом, недели через две или через месяц перечитать написанный рассказ. Если появится желание, - отредактировать и снова отложить. И так до пяти раз, а самое лучшее - раз десять. После этого - можно прочитать на занятиях литгруппы или предложить в печать.
33. После критики рассказа, нужно всех выслушать, но сразу ничего не исправлять. Записать все замечания и отложить на некоторое время. Подумать над замечаниями. Что-то отсеется сразу, с чем-то писатель согласится. Потом, недели через две, снова вернуться к рассказу и отредактировать с учётом замечаний критиков, которые покажутся наиболее правильными.
34. Но в случае колебания, если писатель не согласен с критикой, нужно уметь отстаивать своё мнение. Если оно, конечно, действительно правильное, и писатель не заблуждается. Тут нужен собственный опыт либо авторитетный критик, в правильности суждений которого начинающий автор не сомневается. То есть у каждого начинающего писателя должен быть наставник, кому бы он доверял безоговорочно.
35. Нельзя соглашаться с категорической критикой, когда отвергается совершенно всё в вашем произведении. Такого не бывает, хоть что-то положительное бывает в любом, даже самом плохом рассказе. Такие критики просто озвучивают свои личные амбиции и с ними не нужно не только спорить, но и разговаривать вообще.
36. Нельзя слушать таких критиков, которые говорят, что то, что вы написали - избито, не оригинально, было у многих и вы только подражаете тем, кто писал об этом до вас. Пушкин тоже писал произведения на старинные сюжеты, сказки, фольклор южных славян. Так же поступали Гёте, Крылов, Булгаков и многие другие писатели. По большому счёту - написано уже обо всём и выдумать что-то действительно новое - практически невозможно.
37. Писателю нужно хорошо знать правила русского языка и стараться писать без ошибок, правильно расставляя знаки препинания. Как правило, если сумбурно написанные произведения выставляются в Интернет, впечатление от такого безграмотного текста возникает резко отрицательное. Не хочется читать безграмотного, неряшливого писателя, который своим пренебрежением к родному языку, показывает своё неуважение к читателю. Литература - это такая же работа, как и любая другая, а работа должна быть сделана качественно и на совесть! Только тогда она порадует человека и сделает его вашим другом и не только читателем, но и почитателем.
38. Можно ли писать прозу без вдохновения? Иногда приходится. Например, заказали рецензию на вновь вышедшую книгу автора, либо дали задание в редакции газеты или журнала подготовить публицистический материал. Как писать, когда писать не хочется, хоть убей? Очень просто. Собираешь материал - в любом виде, даже хаотично! Это уже начало работы. Перечитываешь собранное несколько раз, пока не начинает намечаться какая-то линия повествования, садишься и пишешь - как Бог на душу положит. По принципу: аппетит приходит во время еды. Начало, как правило будет жуткой графоманией и набором беспомощных, бессвязных фраз. Но к середине дело пойдёт лучше и вот уже близка концовка. Сразу заканчивать не рекомендуется. Особенно, если материал для газеты, имеющей строгие рамки газетной полосы, за которую - ни ногой! После логической концовки произведения (газетного материала, очерка и т.д.) опытный журналист как правило дописывает несколько абзацев так называемой "воды". То есть делает в конце запас, который, в случае необходимости, редактор легко выбрасывает (если эти абзацы не помещаются на полосе), а настоящая концовка статьи остаётся в неприкосновенности. Точно так же автор поступает и с началом своего произведения. Просто напросто выбрасывает первые одну-две страницы, которые он вымучивал насильно, чтобы расписаться, - и остаётся самое главное и ценное, что и идёт в печать!
39. Что нужно читать для повышения уровня своего писательского мастерства? Русскую классическую литературу. Прозаику, естественно - прозу. Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Гоголя, Достоевского, Толстого, Чехова, Куприна, Бунина, Андреева, Булгакова, Платонова, Шолохова, Леонова. Зарубежной литературой увлекаться не следует. Это всё переводы и они ничего русскому писателю не дадут. Из современников можно поучиться у Паустовского, Пришвина, Астафьева, Довлатова и др.
40. Классическую прозу нужно не просто читать, но изучать каждое предложение, анализируя и задумываясь над всеми особенностями мастерства автора. Как он строит предложение, фразу в прямой речи, какие слова применяет.
41. Можно даже переписывать от руки некоторые, наиболее полюбившиеся прозаические отрывки. Этим вы невольно будете впитывать в себя стиль автора.
42. Нужно вести записные книжки, занося в них всё, что вас заинтересует в повседневной жизни. Прислушивайтесь к тому, как говорят люди, записывайте наиболее интересное. Делайте выписки из книг, фиксируйте свои собственные мысли, неожиданно пришедшие образы, просто редкие слова. Всё это пригодится в дальнейшей работе над прозой. Это своеобразная кухня писателя.
43. Не рекомендуется читать низкопробную, плохо сделанную прозу современников, - таких же начинающих авторов. От этого может выработаться плохой вкус и заниженные оценки литературных произведений и авторов. Каждый должен занимать своё место: классики - наверху, все остальные внизу. Чему можно научиться у автора, который и сам ещё ничего не умеет, а только умничает и делает вид, что что-то умеет. Учиться можно только у настоящих учителей!
44. Некоторых современных авторов, особенно знакомых, можно читать из уважения или в качестве примера - как не нужно писать! А некоторых читать просто не рекомендуется, потому что порой это даже опасно для начинающего автора. И это не обязательно Сорокин, Мамлеев, Лимонов и некоторые другие одиозные авторы или авторы с некоторыми одиозными произведениями. Иной раз, окружающие нас начинающие авторы пишут такую пошлость и ахинею, скрашивая их внешней порядочностью и громкими словами о том, что они так это видят и чувствуют, что таких авторов нужно просто поместить в свой собственный чёрный список.
45. Не менее опасно писателю читать идеологизированную литературу определённого времени. Например, некоторых советских писателей, или современных, которых сейчас не меньше, чем в советские времена. Например: вся детективная макулатура в современных книжных магазинах. Вся она, неминуемо, в скором времени будет отправлена на помойку, как сейчас отправляют туда бесценную русскую классику.
46. Писателю никак нельзя оставаться в стороне от социальных проблем текущего времени, иначе из под его пера будет выходить пустая, чисто созерцательная проза. По принципу: Искусство - для искусства!
47. Сиюминутным материальным ценностям нужно противопоставлять ценности вечные. И создавать такие произведения. А вечны в нашем Мире только Бог и Любовь. Всё остальное преходяще.
48. Писателю не обязательно быть фанатично верующим. Достаточно принимать Бога, верить в его существование и бороться со злом.
49. Но писатель просто обязан знать Священные писания. Он просто обязан хоть один раз в своей жизни прочитать Библию от начала до конца. Иначе, что он может написать? Вся русская классическая литература отталкивается от библейских истин. Особенно глубоко в это вник Достоевский.
50. К сожалению, современные русские начинающие писатели какой ерунды только не начитались, но я не думаю, что найдётся хоть несколько человек, которые хоть один раз прочитали от начала до конца Библию! Какие они после этого русские писатели и что они дадут русскому читателю?
51. Библию не следует читать всю подряд, а - частями. Вначале рекомендуется прочитать "Новый Завет". Кроме последней книги: "Откровение Иоанна Богослова" - она слишком сложна для новичков. Из "Ветхого Завета" начинать нужно с книги "Иова", потом для разнообразия ознакомиться с поэтической книгой "Песни Песней Соломона", Потом можно углубиться в занимательную философию книги "Екклесиаста, или Проповедника", после этого опять что-нибудь полегче, например "Книгу Притчей Соломоновых" - это своеобразные афоризмы, изречения, жизненные советы - очень интересно с практической стороны и познавательно. Кто интересуется историей древности, может заняться "Книгой Пророка Исайи". Потом - опять что-нибудь полегче, например своеобразный сборник гимнов, песен, церковных стихов - "Псалтирь" и "Книгу Плачь Иеремии". Потом опять что потруднее, фантастическую "Книгу Пророка Иеремии", "Книгу Пророка Иезекеииля", другие книги Пророков, во многих из которых встречаются места, напоминающие прилёт на Землю инопланетных космических кораблей. Когда освоитесь достаточно в структуре Вечной Книги, можно приступить к чтению начальных книг, а потом и "Откровения Иоанна Богослова" из "Нового Завета", которое тоже сильно похоже на современные романы-фэнтэзи.
52. Не зная Библии и Греческой мифологии, вряд ли поймёшь многие произведения русской классической литературы, потому что сюжетами и образами из Библии и Греческой мифологии пользовались многие писатели прошлого.
53. Что ещё можно порекомендовать? Тот же библейский принцип: нельзя служить двум господам, Богу и маммоне, потому что одного обязательно будешь ненавидеть! То же самое относится к писателям, которые стараются совместить писательство с зарабатыванием денег и своим нескончаемым обустройством в этом суетном мире! Не тешьте себя фантастическими надеждами, что это возможно! Останетесь у разбитого корыта, хоть и с деньгами. Заниматься нужно только чем-либо одним, либо литературой, либо домашним бытом, семьёй, детьми и всем остальным. Совмещают только те, кто отдавая всего себя литературе, не порывают и с семьёй, но семья в то же время идёт на компромисс и терпит все причуды писателя, не порывая с ним и почти что содержа его материально.
54. О том, что это так и есть, достаточно только почитать биографии большинства писателей, особенно великих. Можно просто ужаснуться, как они жили в бытовом плане, и как многие окончили свой жизненный путь.
55. Так что, хотелось бы сказать некоторым начинающим авторам, чтобы они не обольщались насчёт писательского призвания. Писатель - это величайший подвижник. Я имею в виду настоящего писателя. Это Герой и Пророк своего времени! Но где и когда общество, государство и руководство государства признавало в своём отечестве Пророков? В Древней Иудее их попросту побивали камнями, как почти всех апостолов Христа. Если и не камнями, то их распинали, вешали, отрубали головы.
56. Это просто небольшой намёк на серьёзность нашего с вами общего дела.
57. То есть, служение Литературе - это то же самое, что служение Богу! А Богу служат бескорыстно, не за зарплату и привилегии, награды и другие материальные блага. Почитайте ту же "Книгу Иова" из "Ветхого Завета", как служил Богу праведный Иов и какие испытания претерпел. Точно так же беззаветно служил Литературе Велимир Хлебников.
58. Только в таком случае, писатель может чего-нибудь добиться своим творчеством. Иначе, ради баловства и пустого времяпрепровождения, не стоит этим и заниматься, всё равно ничего не получится, и авторы только понапрасну потратят время.
59. Писатель обязательно должен общаться с писателями. Иначе, если он выберет другую среду общения, например, только с коллегами по работе, только с семьёй, - сработает извечный принцип: с кем поведёшься, от того и наберёшься. Как говорится, скажи мне, кто твой друг и я скажу - кто ты. Если у писателя нет друзей среди писателей, а друзья только бухгалтеры или бизнесмены - какой он писатель?
60. В крайнем случае, если нет друзей писателей, вообще ни с кем не общайтесь. На этот счёт хорошо сказал Омар Хаям: "Ты лучше голодай, чем что попало есть, и лучше будь один, чем вместе с кем попало!"
61. На этих золотых словах поставим точку. Пишите - если не можете без этого! Но помните и другое: "Можешь не писать - не пиши!"