Мальцев Павел Викторович : другие произведения.

На сеновале в полночь

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


   В ПОЛНОЧЬ НА СЕНОВАЛЕ
  
   Пьеса в пяти действиях
  
   ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
  
   ГРАФ - важный, вечно сердитый человек 50 лет
   ГРАФИНЯ - его жена, цветущая женщина средних лет
   ЕЛЕНА - дочь графа, ветреная девица 18 лет
   ИВАН - сын графа, молодой человек 24 лет
   МАКЕНА - англичанин, знакомый Ивана, спортивный молодой человек, плохо говорящий по-русски
   ЛЁВА - студент, образованный человек смелых взглядов
   КАТЯ - служанка, симпатичная скромница
   МАНЯ - крестьянка, темная деревенщина, но мила и хорошо поет
  
   ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
  
   Явление первое
  
   Усадьба. Граф и графиня прогуливаются по саду.
  
   ГРАФ. Послушай, голубушка, а правда ли, что к нам скоро пожалует какой-то иностранец?
   ГРАФИНЯ (удивленно). Как, батюшка, да разве вы не знаете? Ведь он еще вчера приехал из этого, как его... из Лондона. Только по-аглицки и говорит, по-русски прямо-таки ни словечка. И как они между собой разговаривают? Ведь ничегошеньки не разберешь.
   ГРАФ. Это ты, голубушка, ничего не разберешь, а сами-то они всё понимают. А что это я его не видал ни разу? Чем он занимается? Не натворил бы какой беды?. Чует мое сердце, принесет он нам несчастье.
   ГРАФИНЯ. Да что вы, батюшка, он премилый. Какая может быть от него беда? Он, как приехал, сразу же надел какую-то шутовскую одежду - мы такой и не видали никогда - и бегом куда-то убежал. А нынче, с самого утра - вы еще спали, батюшка - уж снова вырядился шутом и убежал куда-то. Может, это у них так принято, но мне чудно? всё это. Как прибежал, завтракать с нами не сел, велел принести себе только чашку кофия, и всё.
   ГРАФ. ЧуднС, право.
   ГРАФИНЯ. Ой, чуднС, батюшка. Странный он такой, один смех с него.
   ГРАФ. Как бы не вычудил чего. А что Ванька? Дела у него какие с этим ненормальным или просто ради забавы он его к нам зазвал?
   ГРАФИНЯ (указывает рукой в сторону). Вон он сам, Иванушка, идет. Спросите у него.
  
   Граф замечает Ивана и хочет обратиться к нему, но Иван опережает отца.
  
   ИВАН (гордо). Хелло, перенс! Это "здрасьте" значит по-аглицки. Видали Макену? Чудной он всё-таки: бегает целыми днями, встает ни свет ни заря, руками машет. Это у них "спорт" называется - чтобы не толстеть.
   ГРАФ. И чего бы ему не растолстеть? Толстым, право, как-то солиднее. И что это ты там за слов тарабарских нахватался? Гляди, это до добра не доведет. Ответь мне, сын, зачем ты эту чудину заморскую к нам в дом привез? Ты вон пройди по деревне, погляди на наших мужиков, там такие морды! Зазвал бы любого да потешился, коль охота. А этот твой иноземец еще к тому же и чокнутый. Во-о-от.
   ИВАН (обиженно). Да ну что ты, папаша, какой же он чокнутый? Я же говорю: спортом он занимается. Я его давно уже знаю. Еще с тех пор, как в Москву прошлым летом ездил. Помните, я вам еще тогда много про него говорил? Он меня обещал аглицкому языку выучить.
   ГРАФ. Запамятовал я что-то. Мало ли ты ереси несешь, всё разве поупомнишь? И к чему тебе аглицкий язык, скажи на милость? Вон студентишка этот противный, как его?..
   ИВАН. Лева.
   ГРАФ. Во-во, Лева. Тебе что, одного учителя мало? Мы зачем его в доме держим? Чтобы он тебя наукам всяким научил. Ответь-ка мне: зачем тебе сдался этот иноземец?
   ГРАФИНЯ. Да-да, ответь батюшке, с чего ты его в наш дом зазвал.
   ИВАН. Пригласил - значит нужен. Пускай поживет. Вам-то что? Модно сейчас с иностранцами жить. Хиппую я, папаша. Шучу, значит. Скука тут смертная, а с ним хоть веселее будет. Языку вот его научусь и в Англию с ним поеду. Эх, загуляем!
   ГРАФИНЯ. Ох ты, господи! В Англию собрался!
   ГРАФ. Не дури, Ванька, какая там Англия... Тебе сроду их языка не выучить. А загулять и тут можно.
   ИВАН. Так уж и не выучу! Я за два дня вон уже сколько выучил. Вот, слушайте: "Хепи бёздай ту ю!"
   ГРАФИНЯ. Какие звезды, ты чего?
   ГРАФ. Ну-ну, ты не очень-то при родителях! Тут тебе не псарня - ругаться. Иди вон на мужиков в деревне матерись, а на родного отца не смей. Я тебе сейчас такие "ту ю" покажу... (Замахивается на Ивана.)
   ИВАН (отскакивает в сторону). Ты чё, папаша? Это ведь я сказал: "Поздравляю с днем рождения". А ты уже драться!
   ГРАФ. Кого это ты поздравляешь?
   ГРАФИНЯ. Рехнулся малый!
   ГРАФ. Точно этот англичанин натворит у нас тут делов. Сын уже чёрти чего на родного отца болтает.
   ИВАН. А ну вас... (Уходит.) Не понимаете вы молодежь! Гуд-бай, перенс.
  
   Явление второе
  
   В одной из комнат находится Макена.
  
   МАКЕНА (по-английски, ни к кому не обращаясь). Ну и скука тут! Тупые все до невозможности. Во всей усадьбе ни одного образованного человека. Вот разве что Лева - неглупый парень. А остальные слишком дремучи. Зря я согласился поехать в эту дыру. Только, может, на природе отдохнуть и спортом подзаняться. (Замечает вошедшую Елену.) О-о! Это дочка графа? Очень мила. С такой красоткой можно неплохо поразвлечься в этой глуши. Ну что ж, с ходу - в карьер! (Обращается к подошедшей Елене.) О, леди! Я есть очень рад вас повидай.
   ЕЛЕНА (смущается). Вы, право, чудной, Макена!
   МАКЕНА. Тшто есть "шудной"? Я плохо понимайт.
   ЕЛЕНА (лукаво взглянув на Макену). Вы, Макена, хоть и иностранец, а какой-то... (Опускает глаза и краснеет.)
   МАКЕНА (замечает смущение Елены и сам начинает волноваться). Я есть... Вы есть... Я вам хотеть говорить. Илена, я есть вам хотеть говорить, тшто я вас... Вы есть бьютифул, я вас лав, отшень лав ю. (Подходит к Елене и берет ее за руку.)
   ЕЛЕНА (помолчав, взволнованно). Ну что вы, что? Я лучше пойду, Макена. То, что вы говорите, совершенно непонятно. Зачем же вы взяли меня за руку? Еще батюшка увидит, греха не оберешься. Я лучше пойду.
   МАКЕНА (выпускает руку Елены). Я вам хотеть сказать, что я... Я хотеть вам... Иелена...
  
   Елена высвобождает руку и быстро уходит.
  
   (Сам себе по-английски.) А она хороша! Очень милая девчонка. Я думаю, теперь мне не придется скучать по вечерам. Нужно только с ней договориться... о месте свидания.
  
   Входит Иван.
  
   ИВАН. Май френд! Что делаешь? Может, смотаемся на рыбалочку? Сейчас вечерком неплохо клюет. Ну, на речку, понимаешь? Смо-ок ин зе вота, понимаешь, ес? Дееп перпл. Смок ин зе вота... зе файя ин зе скай. Зе бест групп оф Инглэнд. Май фэйверит групп... Что-то я тебя не совсем понимаю. Да, кстати, ты тут Ленку не видал? Ну, чё так смотришь? Ленку, говорю, сестру мою. Ну, как бы тебе объяснить? (Чертит руками фигуру девушки.) Ву-мен. Ленка, понимаешь? Как ты там говорил, ну да, вроде правильно - вумен, герл - Ленка.
   МАКЕНА. Иелена? Иелена из зе бест герл оф зе рашн пипл.
   ИВАН. Чего? Видал или нет? Ну ладно, чёрт с ней. Пойдем на речку рыбу ловить! Я тут бутылочку беленькой прихватил.
   МАКЕНА. Что есть "беленькой"? Бутылочку? А-а! Батл. Виски, ес?
   ИВАН. Нет, это не виски, это гораздо лучше виски, это первачок. По стаканчику - и окэй. Кайф обалденный. Тебе понравится, пошли. Как ты там меня учил... Лец гоу ту зе ривер. Понятно?
   МАКЕНА. О, ес. Ол райт.
  
   Явление третье
  
   ИВАН. Во, перенс мои топают. Пошли, я тебя с папашей познакомлю. Он вообще-то неплохой чувак.
  
   Подходят. Граф и графиня молча разглядывают Макену.
  
   ГРАФ (важно). Ну, что скажете?
   ИВАН (растерянно). Да я вот, папаша, хотел представить англичанина Макену, моего друга и учителя. Вот.
   ГРАФ. Вижу, вижу...
   ИВАН (обиженно). А я думал, вы обрадуетесь. Иностранец ведь. Интересно всё-таки.
  
   Бежит Катя и кричит издалека.
  
   КАТЯ. Ой, батюшки! Ой, спасите! Ой, господи! Там Лева... Ой, там Лева что-то задумал - страшно! Достал свой пистолет и заперся в комнате. Я стучалась, а он - "уйди, дура, не мешай делом заниматься". А я думаю - какие там дела, не иначе застрелиться хочет!
   ИВАН. С чего же это ему вдруг стреляться?
   ГРАФ. Пусть подуркует, вот влепит ненароком пулю себе промеж глаз - может, после этого умнее будет. Шутки будет другие выбирать. Я вот в молодости знаком был с одним гусаром. Лихой был такой гусар, смелый, красивый. Так вот, этот гусар однажды ради шутки...
  
   Слышится выстрел.
  
   ГРАФИНЯ (испуганно). Неужто застрелился?
   КАТЯ. О господи помилуй!
   ИВАН. Во дает!
   ГРАФ (продолжает). Так вот, я что говорю: в молодости был у меня один знакомый гусар, смелый такой, красивый. Он однажды, представляете себе, просто ради шутки...
  
   Еще выстрел.
  
   МАКЕНА. Кто есть э шут?
   ГРАФ. Тьфу, чёрт, ну-ка, Иван, сбегай посмотри, что этот Лева там учудил.
  
   Иван убегает в дом и тут же возвращается с сияющим Левой.
  
   ЛЕВА (гордо держит в руках пистолет). Граф! Вы представляете, я только что разработал совершенно новый вид пороха! У него зеленый дым. Честное слово! Абсолютно зеленый дым. Не верите? Вот, смотри?те!
  
   Поднимает пистолет и стреляет в воздух. Графиня и Катя испуганно вскрикивают и зажимают уши ладонями.
  
   (Гордо.) Вы видите, граф, как это прекрасно. Это же замечательное открытие!
   ИВАН (растягивая слова). Ну ты дура-а-а-а-ак!
   МАКЕНА (обращается к Леве по-английски). Что это вы стреляете? Что-нибудь случилось?
   ЛЕВА (на ломаном английском). Я сделайть открытие, вы видеть? Очень зеленый дым. Каково?
   МАКЕНА. Довольно-таки оригинально, но я где-то уже читал о подобных экспериментах.
   ГРАФ (Ивану). Чего это они там бормочут?
   ИВАН. А чёрт его знает... Я же еще только начал учиться. Не так это просто - взял и всё понял. Тут голова нужна.
   ГРАФ. Да. Твоя тут вряд ли подойдет. (Обращается к Леве.) Ты что, бестия неугомонная, удумал? Среди бела дня палишь в моем доме из пистолета. Ты что, хочешь, чтобы я тебя выгнал взашей отсюда?
   ЛЕВА. Помилуйте, господа, я сделал открытие, а вы...
   ГРАФ (сердито). Ладно, пшёл вон, бестия. Еще раз пальнешь - выгоню к чертовой матери.
  
   Лева, обиженный, уходит.
  
   КАТЯ. Не изволите ли отобедать, барин?
   ГРАФ. Да, пойдемте. Ванька, зови с нами своего Макену. Пускай поест, как человек, а то, говорят, он всё голодает.
   МАКЕНА (Ивану). Что есть говорить про Макена?
   ИВАН. Жрать, говорит, пошли. Лопать, хавать, понимаешь?
   МАКЕНА. А-а! Хев динер. Сенкью, сенкью.
  
   Катя бежит в дом, за ней идут все остальные.
  
   ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
  
   Явление первое
  
   Столовая в усадьбе графа. Семейство графа и Макена сидят за богатым столом - обедают.
  
   ГРАФИНЯ. Извольте осетринки, батюшка.
   ГРАФ. Благодарю покорно, пожалуй, съем еще пару кусочков. (Обращается к Ивану.) А что это твой друг так плохо ест? Ну-ка положи ему цыпленочка.
   ИВАН. Макена, что ты не ешь ничего? Лопай, не стесняйся.
   МАКЕНА. Что есть "лопай"?
  
   Граф смеется. Макена смущается. Елена не спускает с него глаз и пытается поймать его взгляд. Это замечает графиня.
  
   ГРАФИНЯ. Леночка, ты что это всё смотришь на этого? (Кивает на Макену.) Никак приглянулся? А? Скажи.
  
   Елена краснеет. Граф молча ест осетрину.
  
   ЕЛЕНА. Ну что вы такое говорите, маменька? Как вам не совестно, при людях...
   ИВАН. А чё там? Тут все свои. Макена - парень хипповый. Не боись, Ленка, с ним не пропадешь.
  
   Граф бросает взгляд на Ивана и продолжает есть осетрину.
  
   МАКЕНА. Вы есть говорить про Макена?
   ГРАФИНЯ. Да это мы так, о своем болтаем. (Ивану.) Он что же, всё понимает?
   ИВАН. А чёрт его знает. Когда как: то всё понимает, а то совсем ничего. Я вот ему намедни пытался объяснить, что такое печеная картошка, - ну никак, хоть кол на голове теши! А как показал, он сразу - знаю, говорит, потэйтос гриль это. А иногда всё, что скажешь, вмиг понимает. Да я и сам уж много ихних слов у него узнал.
  
   Макена пристально смотрит на Елену, та стыдливо опускает глаза. Граф видит это, дожевывает осетрину и встает из-за стола.
  
   ГРАФ. Эй, ты, чудо заморское, слышь, что ли?
   МАКЕНА (обращаясь к Ивану). Это есть папа?
  
   Иван кивает.
  
   ГРАФ. Подойди-ка ко мне сегодня вечерком, я с тобой кой о чём поговорить хочу. (Грозно смотрит на Елену.) Есть тут одно дельце. Ну, понял, что ли? Иван, ну-ка растолкуй дружку своему, чтобы вечером ко мне зашел на откровенный разговор насчет особливо важного дела.
  
   Вновь грозно смотрит на Елену, потом на Макену и уходит.
  
   Явление второе
  
   Лева и Катя случайно встречаются в коридоре. Катя несет графу поднос с графином водки и рюмкой.
  
   ЛЕВА. Катерина, постойте, прошу вас.
   КАТЯ (останавливается). Что вы хотите от меня, почему вы так смо?трите на меня?..
   ЛЕВА. Катя, я вас люблю.
  
   Обнимает Катю за талию.
  
   КАТЯ (тихо). Пустите же, не то закричу.
   ЛЕВА. Да постойте же, Катя! Вы меня не так поняли. Я по-настоящему люблю вас. Я не могу жить без вас. Я прошу вашей руки.
  
   Пытается поцеловать Катю. Катя роняет поднос. Невообразимый грохот. Лева, воспользовавшись замешательством Кати, быстро обнимает ее и целует в губы.
  
   (Шепчет.) Я жду вас сегодня в полночь на сеновале. Знайте: без вас мне не жить. Я люблю вас, Катя. Вы моя жизнь, мое счастье.
  
   Неожиданно в коридор выходит граф.
  
   ГРАФ (сердито). Что это у вас тут грохочет? Ах, всё ясно! Проклятый студент не только палит в моем доме из пистолетов, но еще и соблазняет служанок! Смотри у меня, студент!
  
   Катя вырывается из объятий Левы и испуганно собирает на поднос осколки графина.
  
   (Продолжает.) А ну вас к лешему, разбудили только. Бестии окаянные, поспать не дают. Еще вместе замечу - выгоню обоих, понятно? еве.) Пшёл вон, холоп. (Кате.) Водку мою разлила? Ну погоди, допрыгаешься.
  
   Сердито ворча, уходит. Из-за двери слышно: "У, сволочи, поспать после обеда не дают!" Лева возвращается, подходит к Кате. Катя подбирает последние осколки и встает.
  
   ЛЕВА. Катя, так вы придете в полночь на сеновал?
   КАТЯ (еле слышно). Да.
  
   Лева пытается снова обнять и поцеловать Катю. Она роняет поднос с осколками. Страшный грохот. Оба в испуге убегают.
  
   ГРАФ (выглядывает из-за двери). У-у, холопы! Всех перебью! Житья спокойного нет. Понабрали полный дом чокнутых дармоедов. Один с утра из пистолета палит, а к вечеру служанок соблазняет. Другой - вообще англичанин! Всех разгоню к чертовой матери!!!
  
   Входит Иван.
  
   ИВАН. Папаша, чё шумишь?
   ГРАФ. Да вот, только заснул после обеда, как начали греметь под дверью. Всё этот твой, как его...
   ИВАН. Макена, что ли?
   ГРАФ. Да нет, с этим особый разговор. Студентишка твой, Лева, с Катькой тут обнимался, а та поднос грохнула.
   ИВАН (удивленно). Лева с Катькой?! Ну, я ему...
  
   Уходит быстрыми шагами.
  
   ГРАФ. Во-во. Давно пора. Совсем разболтались, управы на них нет. Творят в моем доме, что хотят. Кто тут хозяин? Я или нет? И иностранец этот чокнутый что-то на дочь мою глаза пялит, ну да я с ним вечерком поговорю с глазу на глаз.
  
   Явление третье
  
   Иван и Лева в гостиной.
  
   ИВАН. Ты чего это там с Катькой путаешься?
   ЛЕВА (про себя). Уже доложили. (Вслух.) Да я...
   ИВАН. Молчи, дурак! Еще раз с Катькой увижу - мужикам избить тебя велю. Не посмотрю, что ты ученый. Просек?
   ЛЕВА. Да я же не трогал никакой Катьки, зачем она мне нужна?
   ИВАН. Известно зачем. Зачем мужику баба?
   ЛЕВА. Да я правда ничего такого не делал. Не знаю, что там про меня наговорили. За что ты на меня накинулся?
   ИВАН. Было бы за что, вообще бы убил.
   ЛЕВА. Ну я и говорю, что я ни при чём...
   ИВАН. Ладно, замнем. Давай лучше примем маленько. Ну ты, братец, хитер. Ничего не было, говоришь? Ха. Ладно, сейчас посмотрим. Ничего так ничего. Пускай нам выпить Катька принесет. Ха-ха.
   ЛЕВА. Не надо, может?
   ИВАН. Надо, Лева, надо. (Кричит.) Катька? Катька! (Никто не отвечает, Иван кричит еще громче.) Катька-а-а! (Вновь никто не отвечает, Иван выглядывает в коридор и снова что есть силы орет.) Катька-а-а!!! Ка-атька-а?
  
   Дверь резко открывается, с ревом выскакивает взбешенный граф со стулом в руках. Запускает стулом в орущего Ивана и захлопывает дверь. Иван приседает, и стул попадает в стоящего за ним Леву. Лева падает.
  
   (Смотрит на лежащего Леву и смеется.) Это тебя бог покарал.
  
   Лева лежит и стонет.
  
   Вставай, хорош ныть, не маленький. Получил по заслугам.
   ЛЕВА. Ну и ну! Вот так попало. Ох и больно же...
   ИВАН. Он еще и не так может. Радуйся, что жив остался.
   ЛЕВА (трет ушибленный лоб). Ох и болит! Теперь шишка здоровая вскочит, а мне еще сегодня ночью на се... (Испуганно замолкает.)
   ИВАН. Чего там тебе сегодня ночью?
   ЛЕВА. Да я это так просто, сам с собой.
   ИВАН. Хитришь, я тебя насквозь вижу. Небось Катьку совратить надумал? А? Признавайся, шельма.
   ЛЕВА. Да при чём тут Катька, что ты ко мне прицепился? Нет у меня с ней ничего!
   ИВАН. Меня, брат, не проведешь. Скажи-ка мне, о чём это ты с ней только что в коридоре шептался? Небось на сеновал звал?
   ЛЕВА. Откуда ты зн... То есть нет. Конечно, не звал. Зачем мне ее на сеновал звать? Ничего такого я ей не говорил.
   ИВАН. Ну, сукин сын, смотри у меня! Еще раз с Катькой увижу - крышка тебе. И тебе, и Катьке, понял? Чё вылупился? Усек? Говори! Ну тогда - гуд-бай!
  
   Явление четвертое
  
   Макена и Елена в саду.
  
   МАКЕНА. О-о? Иельена, я снова вас увидайт.
   ЕЛЕНА (смущается). Опять вы...
   МАКЕНА (резко подходит к Елене и обнимает ее за талию). Иелена, ай лав ю...
   ЕЛЕНА. Ой, ну зачем? Как вам не стыдно - так сразу! В первый же день - обниматься! (Отстраняет Макену, но затем уступает ему.)
   МАКЕНА (целует Елену в губы, говорит по-английски). Елена, вы так прекрасны, жаль, что я не могу сказать это на вашем родном языке. Елена, я люблю вас. Будьте сегодня же моей.
   ЕЛЕНА. Я вас совсем не понимаю.
   МАКЕНА. Я вас лав. Ошень.
   ЕЛЕНА. Вы очень странный, Макена. Наверное, у вас в Лондоне есть невеста. Что для вас я? Простое развлечение. Минутная забава.
   МАКЕНА. Невеста? А-а-а, невьеста! О ес, вы есть мой невьеста. Я вас увозить отсюда в Грейт Британ. Лондон.
  
   Снова целует Елену.
  
   ЕЛЕНА. Ой, какой вы, право, Макена! Я вас боюсь.
   МАКЕНА. Я вас ждать сегодня ин зе найт на стрит, ин зе шедоу. Понимайт, Иельена?
   ЕЛЕНА. Хорошо, я приду, только я не поняла, куда. На сеновал? Нет?
   МАКЕНА. О, ес! Ин зе сеновалт. Я вас ждать в миднайт... в нотши. Я вас отшень лав.
   ЕЛЕНА (замечает приближающуюся графиню). Макена, я не хочу, чтобы нас видели вдвоем. Ждите, я приду в полночь на сеновал. (Быстро убегает вглубь сада.)
  
   Подходит графиня, замечает Макену и обращается к нему.
  
   ГРАФИНЯ. Добрый день, Макена.
   МАКЕНА. Гут дэй, мадам.
   ГРАФИНЯ. Что вы тут делаете в одиночестве? Может, кого-нибудь ищете?
   МАКЕНА. Не понимайт. (Вопросительно смотрит графиню.)
   ГРАФИНЯ. Эх, вы... А еще англичанин, образованный человек. Уж сколько времени живете в России - языку нашему никак не можете выучиться. Вот мой Иванушка в вашей аглицкой стране ни разу не был, а уже по-вашему говорит, прямо как вы. Уж такой способный, умный. То, что совсем не учился, это ничего, он и так всё, чему в разных ученых домах учат, знает. Вот Лева - студент, а бестолковый, а Иванушка умен не по годам. А вы, Макена, наверное, где-нибудь науки-то изучали? А впрочем, к чему вам учиться, вы и так по-аглицки уже умеете разговаривать. И отец у вас, говорят, богатый. Правда? И дом, наверное, хороший есть. Я только не пойму: зачем вы в Россию приехали? Говорят, в вашей аглицкой стране все привилегии есть. А у нас - ну что у нас, совсем ничего интересного. Уж так бедно мы живем, так бедно! Вы, верно, с моим Иванушкой подружились очень. Вот месяца два назад он поселил у нас студента Леву, чтобы тот его разным наукам обучил. Писа?ть-то уже умеет, но еще плохо. А Лева этот так и не обучает его ничему. Только сам какой-то ересью занимается да из пистолетов чуть не пострелял всех. Вот вы у нас неделю, а Ваня уже так по-аглицки болтает! Лучше вас. Ой, да что это я всё говорю, говорю, вы же, наверное, ничегошеньки не понимаете? (Вопросительно смотрит на Макену.)
   МАКЕНА. Ноу, мадам. Я есть всё понимайт.
   ГРАФИНЯ. Вы такой славный. Неужели у вас в аглицкой стране все такие славные, как вы? Вы мне очень симпатичны. А ведь и я еще совсем не стара, и даже хороша еще, правда?
   МАКЕНА. О, ес, вы есть отшень бьютифул вумен. Зе бест вумен оф зе рашен кантри.
   ГРАФИНЯ. А могли бы вы полюбить такую женщину, как я? А? Ну что же вы молчите? Могли бы? (Строит Макене глазки.) Ну скажите, могли бы? Я ведь чувствую, я знаю: вы можете полюбить меня!
  
   Макена испуганно отступает.
  
   (Подходит и властно обнимает его.) Ну поцелуйте меня, Макена, ну же!
  
   Макена пытается вырваться из объятий, но графиня еще сильнее прижимает его к себе. Макена быстро, испуганно целует графиню в щеку. Из-за кустов за этим наблюдает Иван.
  
   ИВАН. Ни фига себе маман дает! А этот тоже хорош - делать нечего, что ли? Лучше занимался бы он своим спортом. Бегал бы по полям, жир сгонял. Ну маман, во шурует! Вот это да! Ничего себе! А если папаше заложить - ой, чё будет!!! Он же их уроет обоих. Теперь маман у меня в руках! Выпрошу у нее рублей двести, а если не захочет давать, скажу, что всё видел и всё расскажу папаше. А потом, даже если даст деньги, всё равно расскажу всё папаше - рублей за триста. Во денег будет! Можно еще раз в Москву или даже в Питер съездить. Вот загуляю!..
  
   Иван выходит из-за кустов и громко кашляет, чтобы привлечь внимание. Графиня замечает его, отталкивает Макену - и тот кубарем катится по аллее, затем вскакивает и, ругаясь по-английски, быстро уходит.
  
   Что это вы тут, мамаша, делаете? Что это тут Макена по тропинкам катается?
   ГРАФИНЯ (краснея). Иванушка, ну что ты! Я и сама не знаю, что это он тут ползает.
   ИВАН. Ладно, не выкручивайтесь, мамаша. Я всё видел и слышал.
   ГРАФИНЯ. Иванушка, не говори ничего графу. Пожалуйста, не говори.
   ИВАН. А отчего же не сказать? Папаша такие вещи очень любит. Пожалуй, расскажу ему всё. А что это вы так испугались, маман? Может, мне лучше не говорить? Я бы и не рассказал, если бы вы меня несколько профинансировали.
   ГРАФИНЯ. Сколько ты хочешь? Двадцать рублей? Нет? Пятьдесят?
   ИВАН. Двести!
   ГРАФИНЯ. Ого! Ну да ладно, на тебе двести рублей, только не говори графу ни слова о том, что видел.
   ИВАН (берет протянутые деньги и считает). Ну ладно, маман, я ничего не скажу. Гуд-бай, я пошел ту зе ривер. (Уходит.)
   ГРАФИНЯ. Вот мерзость, ведь всё равно расскажет всё графу. Не нужно было давать ему деньги. Ах, досада, как же выкрутиться? Если граф узнает, огромный скандал будет. Нужно что-то предпринять. Но что? Что может заставить Ивана держать язык за зубами? Есть одно хорошее средство - шантаж. Но нужно узнать про Ивана что-нибудь эдакое. А как это сделать? Времени совсем мало... Если не сегодня, то завтра он уже может всё выложить графу. Тогда я пропала... Что придумать? По-моему, он в ссоре со своим студентом, с этим Левой. А что, если Леве дать денег? Он тогда мигом мне всё разузнает про Ивана: проследит за ним. Какая-нибудь тайна мне станет известна. Тогда Иван будет у меня в руках и ничего не скажет графу. Отлично придумано! Теперь нужно действовать, и чем скорее, тем лучше.
  
   Явление пятое
  
   Графиня и Лева в гостиной.
  
   ГРАФИНЯ. Скажите-ка мне, уважаемый Лева, как ваше здоровье? Может, у вас есть какие-нибудь затруднения? Я с удовольствием вам во всём помогу.
   ЛЕВА (удивленно). Э-э-э? Да вроде всё в порядке, а что?
   ГРАФИНЯ. Ну как же, вы ведь гость, учитель моего сына. Помогаете ему постигать премудрые науки. Мне хочется, чтобы у вас не было затруднений ни в чём. Скажите, как у вас с деньгами? (Хитро смотрит на Леву.)
   ЛЕВА (еще больше удивлен). Простите, у меня нет никаких затруднений. Как, впрочем, и денег. И при чём тут деньги, я вам ни за что не должен.
   ГРАФИНЯ. Конечно, не должны. Я не о том, я не собираюсь делать вам ничего плохого. Будем откровенны. Вам нужны деньги? Вижу, что нужны. Кому они не нужны? Хотите получить сто рублей?
   ЛЕВА. Сто рублей?! Как?
   ГРАФИНЯ. Ну, это слишком серьезный вопрос, чтобы рассказать о нём в двух словах.
   ЛЕВА. Серьезный? А что, что-нибудь случилось?
   ГРАФИНЯ. Нет. Просто мне хотелось бы попросить вас об одной любезности. Только и всего. Пустячок, безделица.
   ЛЕВА. Так что же?
   ГРАФИНЯ. Вы согласны, да?
   ЛЕВА. Но вы же не сказали, что я должен сделать.
   ГРАФИНЯ. Соглашайтесь, не пожалеете. Сто рублей... Я дам вам сто рублей! Слышите? Сто рублей!!!
   ЛЕВА. Сто рублей? Сто рублей!!! Я согласен, я на всё согласен за сто рублей!
   ГРАФИНЯ (подходит к Леве и говорит шепотом). Послушайте, Лева, вы можете помочь мне узнать... Как бы это сказать... Добыть компромат на моего сына. Нет ли у него какой-нибудь девки в деревне или еще чего-нибудь такого?
   ЛЕВА. Помилуйте, сударыня, что я, сыщик, что ли?
   ГРАФИНЯ. Да что вам сто?ит? Вы только последите за ним краешкам глаза, поспрошайте, а потом расскажите мне, что узнаете. Вот, возьмите тридцать рублей задатка. Остальные полу?чите после того, как всё разузнаете. И, пожалуйста, побыстрее. К вечеру я должна всё знать. Поторопи?тесь, Лева.
  
   Лева берет деньги и уходит, размышляя.
  
   ЛЕВА. Чего это она придумала? Зачем ей это нужно - добывать компромат на сына? А впрочем, какое мне дело? Даже если ничего не узнаю, совру ей что-нибудь, пускай попробует проверить. А сто рублей мне очень даже пригодятся.
  
   ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ
  
   Явление первое
  
   Иван вместе с Макеной совершает вечернюю пробежку. Оба в спортивных костюмах Adidas. За ними в кустах крадется Лева.
  
   МАКЕНА. Вы есть сбивайт дыхание.
   ИВАН. Макена, не так быстро, куда ты спешишь-то? Ну погоди, я уже устал. Помедленнее, я больше не могу. (Отстает от Макены.)
   МАКЕНА. Подтянуться, бистро! Не сбивайт дыхание. Ван, ту, фри, фо.
   ИВАН (останавливается). Ну ты и козел, блин! Куда полетел-то? Ну, козе-е-ел! Может, остановишься, а? (Кричит вслед убегающему Макене.) Эй, подожди, марафонщик хренов!
  
   Макена убегает. Иван остается один посреди дороги. Прислушивается. Где-то вдалеке слышится приятное пение. Иван идет на голос. Видит на опушке леса молоденькую крестьянку.
  
   Это ты сейчас пела?
   КРЕСТЬЯНКА (испуганно оборачивается). Я...
   ИВАН. Нехило у тебя получается. А ну, давай сбацай чего-нибудь из "Битлов". Ну-ну, не стесняйся.
   КРЕСТЬЯНКА (краснеет). Ой, что вы, барин...
   ИВАН. Да не бойся ты, пой. А как тебя зовут?
   КРЕСТЬЯНКА. Маней кличут.
   ИВАН. Ну давай, Маня, пой.
   МАНЯ (тихонько запевает). Три танкиста, три веселых друга - экипаж машины боевой...
   ИВАН (слушает и разглядывает Маню). Ты вообще-то ничего. И поёшь клево.
  
   Небрежно обнимает Маню за талию.
  
   МАНЯ (испуганно). Ой, барин, что вы! А коль увидит кто?
   ИВАН. Где люди-то? Не бойся, дай я тебя разок поцелую.
  
   Целует вырывающуюся Маню. Из-за кустов за ними наблюдает Лева.
  
   МАНЯ. Ой, барин, ой...
   ИВАН. Ну куда ты, дура? Поди сюда. (Сам подходит к ней.) Приходи сегодня в полночь на сеновал. Приходи, не пожалеешь. Я тебя не обижу, ей-богу.
   МАНЯ. Хорошо, приду. (Убегает.)
  
   Иван выходит на дорогу и видит возвращающегося Макену.
  
   ИВАН. Ну ты даешь! Как лошадь скаковая прямо! (Начинает трусить рядом с Макеной.) Как ты там говорил: ван, ту, три, четыре, ван, ту...
  
   Явление второе
  
   Граф и графиня прогуливаются по саду.
  
   ГРАФИНЯ. Батюшка, что это вы такой задумчивый? Может, узнали какую-либо новость? (Про себя.) Наверное, Иванушка уже всё ему рассказал. А может, нет еще? Как бы это выведать? Если Иван уже рассказал, то я пропала. Что-то Лева не спешит выполнить мое деликатное поручение.
   ГРАФ. А как, матушка, поживает этот иноземец? Не пора ли его выгонять? Не натворил ли еще беды? какой?
   ГРАФИНЯ. Точно ему всё известно! (Вслух.) Ой, батюшка, за что же? Он ни в чём не виноват. Я сама. Не казните, ради бога.
   ГРАФ (удивленно). Ты чего, мать? С ума, что ли, сбрендила? Ты о чём, а? Не выспалась, что ли, сегодня? Может, голова болит?
   ГРАФИНЯ. Так тебе Иванушка ничего не говорил?
   ГРАФ. Что? Чего мне не говорил?
   ГРАФИНЯ. Ничего. Да это я так, у меня действительно что-то голова разболелась. Сама не знаю, что говорю. Нужно пойти прилечь.
   ГРАФ. Во-во, мать, пойди поспи хорошенько! И я, пожалуй, пойду - лягу сегодня пораньше, у меня тоже голова болит. Пускай ко мне никто не заходит, я буду до утра спать.
  
   Графиня, притворно вздыхая и прикладывая ладонь ко лбу, входит в дом и останавливается, прислонившись спиной к двери.
  
   ГРАФИНЯ (облегченно вздыхает). Кажется, граф еще ничего не знает. Нужно скорее действовать - потороплю-ка я Леву.
   ГРАФ (оставшись один, думает). Всё теперь улажено, нужно, как стемнеет, пробираться незаметно на сеновал. Ох и ночь сегодня будет! А с графиней моей что-то не то. Заболела, что ль? Да так оно и лучше, что крыша поехала: ничего не узнает. Впереди такое дельце!
  
   Идет к двери.
  
   ГРАФИНЯ (думает). Может, Леве еще денег дать?..
  
   В конце коридора появляется сияющий Лева. Замечает графиню и спешит к ней.
  
   Ну что?
   ЛЕВА. Всё отлично, узнал всё, о чём просили. Где мои денежки?
   ГРАФИНЯ. Ну что же? Говори скорее!
   ЛЕВА. Может, сначала деньги отдадите?
   ГРАФИНЯ. Расскажи сначала, потом дам.
   ЛЕВА. Ну, тогда и рассказывать не стану. Вы ведь и обмануть можете.
   ГРАФИНЯ. Ладно, бери...
  
   Засовывает руку глубоко в корсет и, вытаскивая деньги, нечаянно обнажает грудь. Неожиданно входит граф. Удивленно смотрит на обоих.
  
   (Про себя.) Ужас! Что он подумает? Я пропала! Да что же делать?! (Густо краснеет.)
   ЛЕВА (заикаясь). Вот-с... Так вот-с, я... Мы вот-с... Нет, не мы, не я, а... У вас, мадам...
   ГРАФ. Чего-о-о? Чем вы тут занимаетесь, а-а? Пора за вас браться! Ты, Лева, давно мне надоел. А ты, матушка, чего это тут делаешь? Что это за деньги у тебя из голых грудей торчат? Молчите??? Ну-ну. Стриптизеры хреновы! Считайте, вы оба допрыгались!
  
   Скорчив гневную гримасу, быстро уходит к себе.
  
   ГРАФИНЯ. Это всё ты, идиот, дурак! Катись к чёрту!
   ЛЕВА. Постойте, сударыня, это же нелепая случайность! При чём здесь я? Никто не мог предположить. Я ведь вам еще ничего не рассказал. (Ловко вырывает у графини деньги, прячет в карман.) Ваш сыночек... (Шепотом.) Я узнал, что ваш сыночек договорился о встрече сегодня в полночь с крестьянкой на сеновале. Вот. Я свои деньги отработал честно.
   ГРАФИНЯ. Сегодня? Как ты узнал? Это правда?
   ЛЕВА. Сущая правда, я сам всё видел и слышал: сегодня в полночь на сеновале. Так что вы, если будет угодно, сможете их там застукать. А я - за некоторое вознаграждение - берусь вам помочь.
   ГРАФИНЯ. Это как?
   ЛЕВА. Ну, скажем, я незаметно проведу вас ночью на сеновал. Ведь вы в потемках заблу?дитесь, да и страшно одной.
   ГРАФИНЯ. А почему ж это я одна не доберусь в потемках? Чего там добираться! Я в молодости туда частенько ночью бегала... То есть о чём я... Нет, Лева, я сама пойду.
   ЛЕВА. А что, если вам по дороге мужик пьяный встретится?
   ГРАФИНЯ. Откуда на дороге на сеновал взяться ночью пьяному мужику? А впрочем, чёрт с тобой. Если что не так - деньги вернешь!
   ЛЕВА. Чёрт-то со мной, а я бы вам был чрезвычайно признателен, если бы вы за эту мою услугу дали мне еще рублей семьдесят. (Смотрит на графиню.) Или хоть пятьдесят.
   ГРАФИНЯ. Тридцать.
   ЛЕВА. Сорок пять.
   ГРАФИНЯ. Вымогатель! Больше тридцати не дам. Может, не согласен?
   ЛЕВА. Согласен. Давайте ваши тридцать пять рублей.
  
   Графиня протягивает Леве деньги. В это время возвращается граф с ружьем.
  
   ГРАФ (сердито). Да что тут, в самом деле, творится? А ну, пшёл вон. (Хватает Леву за шкирку и швыряет лбом в дверь.) Ну, старая блудница, погоди... Жаль, мне сейчас не до тебя, а то бы я тебя... В общем, я ухожу на охоту, скоро не ждите.
  
   Быстро уходит. Графиня в полной растерянности и смущении смотрит на уходящего мужа.
  
   ГРАФИНЯ (думает). На какую это он охоту на ночь глядя собрался? Что-то тут не то.
  
   Граф приходит на сеновал и прячется там, зарывшись в сено.
  
   ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЕРТОЕ
  
   Явление первое
  
   МАКЕНА. Лева, вы не есть видайт граф?
   ЛЕВА (обозленно). На кой чёрт он мне нужен?! Сто лет бы его не видеть... Спроси вон у матушки, может, она знает. Он куда-то вроде бы уходил, на охоту или еще куда...
   МАКЕНА. Я не понимает. Ок-хот? Кто есть "ок-хот"? Где я могу увидайт граф?
   ЛЕВА. Я же тебе сказал, что сам не знаю. Куда-то ушел и всё, понял? Сходи да сам поищи.
   МАКЕНА. Сходи? Куда я есть сходи?
   ЛЕВА. Ну ты балда! Надоел до предела.
  
   Пробует объяснять по-английски. Макена не понимает объяснений.
  
   (Указывает на дорогу.) Иди-ка ты!.. Всё, иди-иди, там с графом и встретишься. Понял? Ну, ступай, родимый, чтоб тебя волки съели. Топай, может, найдешь - передавай от меня привет.
  
   Макена понимает слова Левы буквально и идет прямо по дороге, напевая "Сани, естедей май лайф...". Случайно именно эта дорога ведет к сеновалу, где спрятался граф. Оттуда доносится мощный храп. Макена из любопытства разгребает сено и задевает спящего графа. Тот спросонок нажимает на курок ружья. Раздается выстрел. Макена от страха падает на землю. Граф выбирается из сена, видит лежащего Макену и думает, что убил его.
  
   МАКЕНА (приходя в себя, по-английски). Ох! Как вы меня напугали! У меня чуть не разорвалось сердце. Зачем вы стреляли? (Спохватившись, принимается говорить по-русски.) Граф, я есть не понимайт, что вы делайт, затшем стреляйт а Макена. Крейзи шит.
   ГРАФ. Фу ты, чёрт. Откуда ты тут взялся? Бестия окаянная, что ты тут делаешь? Чего приперся?
   МАКЕНА. Я искайт вас, граф. Вы говорил, тшо хотеть со мной говорить.
   ГРАФ (удивленно). А как ты меня тут нашел? Кто тебе сказал, что я тут?
   МАКЕНА. Мне говорить про вас Лева.
   ГРАФ. Лева??? Да откуда он знает? Вот хитрец-то! Неужто выследил? Признавайся, Макена, тебе действительно Лева сказал, что я именно на сеновале?
  
   Макена рассеянно кивает.
  
   (Еще больше сердится и орет на Макену.) Ты всё врешь, сукин сын! Ничего тебе Лева не мог сказать! Никто не знал, что я тут! Ты всё хитришь, честных людей с пути истинного сбиваешь! Вон сына моего, Иванушку, совсем с ума спихнул. Он теперь болтает всё тарабарщину какую-то. А всё ты, бестия проклятая. Может, ты с Левой заодно? Признавайся! С кем это Лева путается? Говори! С Катькой, да?! Отвечай, а то убью! (Направляет ружье на Макену.) Отвечай! Все бе?ды от тебя, проклятого. Бабы на тебя глаза пялят, Иванушка не по-русски болтает. Отвечай!
   МАКЕНА (очень напуганный криком графа и направленным на него ружьем). Я нитшего не понимайт.
   ГРАФ. Тупица проклятая! Чего врешь? А ну вон отсюда! Во-он! Басурманин проклятый! Не дай бог хоть раз с дочкой увижу - точно пристрелю. Пшёл!!!
  
   Макена быстро уходит.
  
   (Один на сеновале, размышляет.) Ну, лиходей. Ведь точно Катька путается с этим Левой. Неужто пронюхал, что я тут кого-то поджидаю? Да нет! Не может быть. А чего они в коридоре шептались с Катькой? Все меня обманывают! Я же граф. Я хозяин. Всё тут мое! И в моем доме каждая мелюзга норовит меня обмануть. Меня! Графа! Сошлю их всех в Сибирь! Застрелю всех, сожгу на хрен деревню! Да как же это так получается?! Мне все в ножки должны кланяться, благодарить за мои милости к ним, холопам, а они... Подкараулю тут Леву с Катькой, ох и скандал устрою, душу отведу, а может, и пристрелю студентишку вшивого.
  
   Граф забирается поглубже в сено и ждет появления Левы и Кати. Становится совсем темно. Граф снова засыпает.
  
   Явление второе
  
   Елена встречает Макену в саду.
  
   ЕЛЕНА. Ах, Макена, где же вы пропадаете, я везде вас ищу! Мы с вами условились встретиться на сеновале, и я подумала, что вы, наверное, не знаете, где сеновал. Я так волновалась! Ищу, а вас нигде нет. Может, вы уже забыли о нашем уговоре?
   МАКЕНА. Я есть плохо понимайт лайф. Но я не есть всё забывайт и ничего не понимайт. Ай лав ю, Иельена. (Обнимает Елену.)
   ЕЛЕНА. Погодите же, здесь нас могут увидеть. Пойдемте на сеновал, там мы будем одни. водит Макену.)
  
   Макена в темноте не замечает, что опять идет той же дорогой - на сеновал, где его недавно отчитывал граф.
  
   Макена, скажите, ведь если бы я сейчас не встретила вас, вы бы, конечно, и не подумали обо мне, да? Вы ведь просто так просили о встрече со мной на сеновале, вам ведь всё равно...
   МАКЕНА. Сьеновалт? Там не есть граф?
   ЕЛЕНА. Ну откуда же графу взяться на сеновале?
   МАКЕНА. Я с ним говорить сеновал, он...
   ЕЛЕНА. Да что вы всё про графа? Не бойтесь, на сеновале мы будем совершенно одни. Там нас никто не найдет.
  
   Явление третье
  
   Макена и Елена на сеновале. Граф спит в стогу. Макена страстно целует Елену. Она покоряется его бурным ласкам.
  
   ЕЛЕНА. Ну не надо же, Макена. Я хотела с вами поговорить. Ах, я не могу, не надо!
  
   Совсем рядом слышится случайный отрывистый храп графа. Елена испуганно смотрит на Макену: ей кажется, что это он, ослепленный страстью, издал такой странный звук, похожий на рычание зверя.
  
   (Про себя.) Отчего он зарычал? Наверное, у них за границей так принято. Это очень экзотично, хотя и несколько страшновато.
   МАКЕНА (про себя). Это прекрасное создание, этот чудесный цветок ведет себя слишком странно. Что за звуки она издает? Да, всё-таки Россия - очень дикая страна.
  
   Макена снова и снова целует Елену. Елена, опьяненная любовью, безропотно покоряется ласкам иностранца. Повторяющийся храп графа больше не смущает их. Каждый уверен, что так нужно. Макена в порыве страсти разрывает платье Елены, и они падают на сено.
  
   ГРАФ. Дьявол! Кто на меня свалился? А-а! Вот вы и попались. Лева?! Бесстыжая Катька?! Вот я вас и поймал! Да я сейчас застрелю тебя, студент! Вот развратники! Так-то вы честно служите графу? Думаете, после этого я стану терпеть вас в доме? Вон! Во-он! Проклятые! Да я вас... Я вас застрелю. Встать!
  
   Макена и Елена встают.
  
   Ох ты, господи, да это и не Лева вовсе! Макена? Это опять ты, проклятый иностранец? А это кто? Ленка?! Дочь?! Как? Вы тут... Да я предупреждал, я же... В таком виде... Вы, вдвоем?! Моя дочь ночью на сеновале с каким-то басурманином? Вон!!! Вон из моего дома! Прочь! Оба вон!!! Пока не пристрелил обоих! Не дочь ты мне больше, не может моя дочь быть потаскухой! Во-он!!!
  
   Макена и Елена бегут прочь. Граф в отчаянии падает на сено, обхватив голову руками. Вдруг слышатся шаги. Граф замирает и прислушивается.
  
   Явление четвертое
  
   Иван и Маня, обнявшись, идут к сеновалу.
  
   ИВАН. Кажись, на сеновале кто-то орал. Или показалось?
   МАНЯ. Что вы, барин, кто ж может орать в такое время на сеновале? Там никого нет. Вам показалось.
   ИВАН. Наверное. Эх, клевая ты герлуша, Маня. И поёшь хиппово. Как Глория Гейнер.
   МАНЯ. А что это за Мейнер такая? Вы, барин, так непонятно говорите! Мудрёно всё слишком. Я девушка простая, неученая, про всяких диско не слыхала.
   ИВАН (смеется). Да Глория Гейнер - это моя любимая певица. Мы с Макеной были на ее концерте в Москве, в "Лужниках". Поет - чудо, ну прямо как ты.
   МАНЯ. Что вы, барин, куда мне, я ведь пою так, чуть-чуть.
   ИВАН. Не скромничай, ты хиппово поёшь. Мне нравится. Из тебя вышла бы королева диско. А что-нибудь из арт-рока знаешь? Ну или хотя бы из "Юрай Хипа"? "Мадишен безды"?
   МАНЯ. Я что-то не слыхала таких песен. Откуда мне, деревенщине, про заморские песни знать?
   ИВАН. Маня, хочешь, я тебя в дальние страны увезу, будешь вся в шелках да в золоте и песни будешь петь дисковые, как Глория Гейнер? Только полюби меня, Маня.
  
   Обнимает и целует Маню. Граф, незамеченный, наблюдает за пришедшими на сеновал и пытается в темноте понять, кто это. Наконец он узнаёт своего сына. Встает, опираясь на ружье, и нежно нажимает пальцем на курок. Ослепительная вспышка и грохот выстрела.
  
   ГРАФ. А-а-а!!! (В бешенстве орет и ломает ружье о колено.) И ты туда же, сукин сын! Спутался с дурой деревенской да золото ей сулишь, в страны заморские увезти хочешь? Вот я тебе сейчас увезу! Я тебе покажу золото!!! Во-он! Прочь из моего дома! Ступай вон! Посмотрим, откуда оно у тебя возьмется, золото-то... Вечно из моего кармана тянул. Хватит! Топай со своей девкой в заморские страны пехом. Одевай дуру в шелка, только вот где деньги возьмешь - не знаю, я тебе ни копейки не дам. Вон из моего дома! Не сын ты мне больше! Во-о-о-он!!!
  
   Иван и Маня убегают. Граф вне себя от злости падает на сено и рычит.
  
   Явление пятое
  
   Граф снова слышит приближающиеся к сеновалу шаги.
  
   ГРАФ (тихо). Они, это они. Это проклятый Лева с Катькой. Вот я их сейчас! Точно, это Лева, я узнал его голос. Теперь они попались! А я уж думал, ошибся в них. И сын - распутник, и дочь - блудница, еще и слуги - сволочи. Все творят за моей спиной, что хотят. Пускай теперь детки поплачут да поваляются у меня в ногах, пускай попросят прощения отцовского. Детей-то, может, и прощу, родные ведь всё-таки. А Леву с Катькой - ни за что!!! Выгоню их к чёрту. Или нет, лучше сошлю проклятого студента в Сибирь, а Катьку выдам замуж за одноглазого деревенского кузнеца.
  
   Граф прячется в сене и видит, как на сеновал заходят двое. В темноте трудно разобрать, кто это. Но графу кажется, что это не кто иной, как Лева с Катей.
  
   ДЕЙСТВИЕ ПЯТОЕ
  
   Явление первое
  
   Лева и графиня в усадьбе, собираются идти на сеновал.
  
   ГРАФИНЯ. Ну что, Лева, веди меня, как договорились. Только если обманул, все деньги заберу, понял? Да еще графу скажу, чтоб он тебя высек и выгнал. А куда ты без денег денешься? Кому ты со своей ученостью, да без копейки нужен? Толку от тебя никакого. Чему ты Иванушку научил? Он как был дураком, так и остался.
   ЛЕВА. Вы мне не верите?
   ГРАФИНЯ. Ну, если не обманываешь, я тебе еще сто, нет, пятьдесят рублей дам.
   ЛЕВА. Так идемте же скорее! Они, наверное, уже там. Вы сами увидите, обманул я вас или нет.
   ГРАФИНЯ. Хорошо, пойдем. (Про себя.) Вот теперь-то сыночек Иванушка будет у меня в руках! Теперь он запляшет под мою дудку. Молчать будет, как рыба. А без его подсказки граф ни в жизнь не догадается о моей измене. Ведь этот иностранец до того хорош, что просто невозможно смотреть на его красоту со стороны - ей нужно пользоваться. Ох, как я с ним... Жаль только, робок он очень, ну да это ничего, я его расшевелю, и не таких робких обольщала. Повеселюсь, как в молодости!
  
   Графиня и Лева крадучись подходят к сеновалу. Их шаги слышит граф.
  
   Явление второе
  
   ЛЕВА епотом). Слышите? Кто-то шуршит... Это они!
   ГРАФИНЯ (тоже шепотом). Да. Это они. Сейчас мы их спугнем, и Иванушка - в наших руках.
   ЛЕВА (про себя). В ваших руках - Иван, а в моих руках - сто рубликов.
   ГРАФ (с криком выскакивает из-за стога сена). А-а! Вот, Лева, ты мне и попался, проклятый студент. Я ведь говорил, что застукаю тебя с Катькой. Ну, берегитесь!!!
   ЛЕВА (себе). О господи, неужели граф? Как же он меня узнал? Нужно сматываться отсюда поскорее. (Быстро убегает с сеновала.)
   ГРАФИНЯ (одновременно с графом начинает кричать). Ага! Вот, Иванушка, ты мне и попался, запляшешь теперь под мою дудку! Теперь-то уж не станешь рассказывать графу, что я целовалась с Макеной в саду.
  
   Графиня хватает графа, граф - графиню, и тут только они понимают свою ошибку.
  
   ГРАФ. Матушка??? Неужто это ты?
   ГРАФИНЯ. Граф? Откуда?.. Я пропала.
   ГРАФ. Что же ты делаешь, матушка, в такой час на сеновале? Да кто это был с тобой - Макена? И ты с ним целовалась в саду? А? Да как же ты могла? Ты - и вдруг целовалась в саду с Макеной. Отчего ты приняла меня за Ивана? Ты что, знала, что он тут? Вот чёрт! Что за темные дела творятся за моей спиной? И Иван с крестьянкой путается, и Ленка ночью на сеновале шатается, и ты, матушка, с Макеной целуешься в саду да невесть зачем забралась ночью на сеновал. А с тобой кто был, уж не Макена ли твой любимый? От него все бе?ды! Третий раз он мне сегодня тут попадается. Надо же, какая наглость! Вот что значит англичанин. А я, дурак, честных людей подозревал. Единственные честные люди, которые не занимаются беспутством за моей спиной, - оказывается, Лева и Катька. И этих благороднейших и честнейших людей я мог подозревать! Ступай прочь отсюда, матушка! Я после этого тебя и знать не желаю. Не ждал я от тебя такого. Да как же ты могла - с каким-то иностранцем на старости-то лет... Эх! Уходи прочь! Ты мне больше не жена. Нет тебе прощенья. Уходите все. Больше мне ничего не нужно. Больше у меня ничего нет: ни детей, ни жены. Только Лева и Катька, верные слуги. Я их не забуду за их верность, я им хорошо заплачу?.
  
   Графиня спешит убраться с сеновала.
  
   (Один, думает.) Все меня обманывали, а я? Я даже не догадывался обо всех подлостях, которые творятся в моем доме. Что делают, бестии!!! Подозревал Леву и Катю... Они одни честными людьми оказались. Я, глупец, смотрел на их невинные шалости и мнил себе невесть что, не замечая всего остального, что творили Иван, Ленка, собственная жена и этот трижды проклятый басурманин Макена. Все бе?ды - от него. Это он обесчестил мою дочь. Это он совратил мою жену. Зачем мне теперь жить?
  
   Граф замирает, услышав приближающиеся шаги.
  
   Явление третье
  
   Катя в предвкушении встречи с Левой спешит к сеновалу. В темноте она замечает фигуру графа и принимает его за ожидающего ее Леву. Заходит на сеновал и заговаривает с ним.
  
   КАТЯ. Ах, Лева! Вы уже ждете меня! Наконец мы с вами одни. Этот проклятый граф не сможет нам здесь помешать. Здесь он не будет на нас кричать и угрожать нам. Ах, как я рада, что мы одни, что можно говорить, не страшась, что тебя подслушивает граф, не бояться, что этот тиран выбежит из своего кабинета и начнет орать и издеваться. Лева... Что же вы стоите? Вы не хотите обнять свою Катю?
   ГРАФ (подходит к Кате и дико кричит). И вы??? И вы тоже?!!
  
   Катя падает в обморок. Граф в припадке бешеной злости решает поджечь сеновал. Он чиркает спичкой, но видит лежащую на сене Катю, платье которой задралось при падении, обнажив красивые ноги. Гневное возбуждение графа мгновенно сменяется возбуждением иного рода. Граф выбрасывает спичку...
  
   Явление четвертое
  
   Все, кроме Кати и графа, смотрят на бушующий на сеновале пожар.
  
   ГРАФИНЯ. Ох, господи, неужто граф сгорел?
   ЛЕВА. Наверняка сгорел, старый чёрт.
   ИВАН. Эх, фазер-фазер, доигрался!
   МАКЕНА. Что есть случится? Зе файя ин зе скай?
   ЕЛЕНА. Может, еще можно спасти отца?
   МАНЯ. Господи! Спаси и сохрани.
  
   С объятого пламенем сеновала выбегает граф без штанов, держа на руках голую Катю. Все удивленно смотрят на них. Немая сцена. Графиня с широко раскрытыми от ужаса глазами. Лева с бесконечным удивлением на лице. Макена и Иван с презрительными минами. Елена стыдливо закрывает глаза руками. Маня всё время крестится.
  
   ГРАФ (громко). Чего смо?трите? Всех, всех прощаю!

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"