Мальмаков Владимир Васильевич : другие произведения.

Россия на переломе цивилизаций

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    О месте России в сегодняшнем мире, когда ведется борьба больших цивилизаций

  Сегодняшний мир находится в глубоком кризисе, и кризис этот связан с усилившейся борьбой нескольких цивилизаций, сложившихся на нашей планете к началу XXI века.
   Прежде всего, нужно определиться с самим понятием - что же такое цивилизация? Это понятие включает в себя множество аспектов - начиная с расовых и национальных признаков, истории народов и заканчивая климатическими условиями, в которых существует та или иная группа человечества. Но все-таки выделим основное - по определению доктора исторических наук В. Рыбакова цивилизацией можно назвать область распространения одной из ведущих мировых религий или ее ветви, и сложившейся на ее базе надстройки, включающей культуру и экономику. Основные цивилизации сейчас - это евроатлантическая цивилизация, исламская цивилизация, буддийская цивилизация и православная цивилизация. То есть современные цивилизации сложились на основе трех основных мировых религий - христианства, ислама и буддизма. При этом отметим, что евроатлантическая цивилизация образовалась на основе католической и протестантской ветвей христианства, а буддийская цивилизация включает в себя учение конфуцианства. Представителями евроатлантической цивилизации являются в первую очередь США и Великобритания, затем к ним можно отнести большую часть стран Европы. К исламской цивилизации относятся страны аравийского полуострова - Саудовская Аравия и ОАЭ, а также другие арабские страны. Основной представитель буддийско-конфуцианской цивилизации - Китай, кроме него это страны азиатско-тихоокеанского региона. Главный представитель православной цивилизации - Россия.
   Каждая из цивилизаций прошла долгий путь развития. По определению Макса Вебера, крупнейшего философа, социолога и политолога, работавшего в конце XIX-го - начале XX-го веков, цивилизации можно подразделить на три типа: уходящие от мира, приспосабливающиеся к миру и преобразующие мир. Буддийско-конфуцианскую цивилизацию, несомненно, можно отнести к уходящим от мира, исламскую - к приспосабливающейся к миру, а христианскую цивилизацию, будь то евроатлантическая или православная - можно отнести к изменяющим мир. Причем исламская цивилизация стремится перейти из категории приспосабливающейся к изменяющим мир.
   Исток современного кризиса состоит в столкновении трех цивилизаций: евроатлантической, православной и исламской. При этом две из них могут в некоторых вопросах объединяться против третьей, например, две христианские цивилизации против исламской в вопросах противодействия терроризму или траффику наркотиков. Однако противоречия между всеми цивилизациями столь велики, что неизбежно и постоянно будут подталкивать их к борьбе друг с другом.
   Борьба и столкновение цивилизаций происходили на протяжении всей истории человечества, но в этой борьбе, иногда даже оказываясь на краю гибели, некоторые цивилизации получали "свежую кровь", заимствованную от других мировоззрений и за счет этого выживали или давали толчок развитию совершенно других общественных и культурных новаций. Так, древнеримская империя, распадаясь, но получив христианство, как доминирующую религию взамен поклонения целому пантеону древних богов, дала толчок развитию современных православной и европейской, а затем евроатлантической цивилизациям. Буддистская и самурайская Япония, закостеневшая в развитии на много веков, получила в конце XIX века во время реставрации Мэйдзи мощный толчок, заимствуя европейские технологии. А тот же буддистско-конфуцианский Китай уже в конце XX века, используя опыт экономического развития евроатлантической цивилизации, становится сейчас одним из доминирующих центров силы современного мира.
   В историческом развитии цивилизаций можно заметить главную характерную черту - стремление к авторитарному правлению. Во все времена центрами основных цивилизаций были империи, то есть государственные образования, власть в которых принадлежала одному человеку, который определял все и вся. Хорошо это или плохо? В определенные исторические моменты, особенно когда стоял вопрос о самом существовании империи, это хорошо. Вспомним пример из истории СССР в годы Великой Отечественной войны, когда беспредельная власть принадлежала одному человеку. Беспрекословное подчинение власти И.В. Сталина помогло мобилизовать все население страны на борьбу с очень сильным врагом - гитлеровской Германией, и одержать в войне победу. Однако хорош ли авторитарный способ правления во все времена?
   Сравнивая уровень жизни современных россиян с уровнем жизни жителей стран той же евроатлантической цивилизации, можно определенно сказать - нет, авторитарное правление неизбежно приводит к застою и большому отставанию. Самой большой бедой является то, что диктатура в управлении нарушает равновесие связей в отношениях между гражданами государства. Демократия же, напротив, обеспечивает это равновесие.
   Что означает нарушение равновесия связей? Это значит, что от одного человека исходят приказы, которые необходимо неукоснительно исполнять, не подвергая их целесообразность никакому сомнению. Главной идеологией при авторитарном правлении становится аксиома - власть это единственная сила, а все остальное - общественное мнение, культура, наука, образование и т.п., - дело второстепенное.
   Рано или поздно, а особенно когда авторитарный правитель находится у власти очень долго, он перестает воспринимать сигналы общества и адекватно на них реагировать. Если кто-то из подчиненных не исполняет или нерадиво исполняет директивы, у авторитарного правителя неизбежно возникают подозрения о том, что его власти что-то угрожает, а если в государстве что-то происходит не так, значит, его приказы исполняются плохо и нужно спрашивать с подчиненных построже. В результате картина мира становится очень упрощенной и на реальные вызовы времени такой правитель начинает реагировать неадекватно. Достаточно вспомнить из недавней истории годы застоя при руководстве в СССР Л.И. Брежнева, когда отставание страны от передовых государств евроатлантической цивилизации нарастало особенно интенсивно, что и привело в итоге к распаду советской империи.
   В демократических странах много веков назад были разработаны и введены эффективные механизмы ограничения авторитарной власти - монархии Европы намного раньше России стали республиками, где власть королей или совсем перестала существовать, или стала номинальной, как в Великобритании. В России в настоящий момент существует лже-монархия, когда власть верховного правителя практически не ограничена ничем. Институты республиканской власти - Государственная Дума, Совет Федерации, Конституционный суд и т.п. не стали до сих пор эффективными демократическими инструментами. Как говорил еще недавно один из бывших спикеров нижней палаты Парламента России - "Госдума - не место для дискуссий". Парламент России был и есть с самого начала его образования местом для штамповки документов, исходящих из Кремля.
   Авторитарное правление в большинстве случаев приводит к застою в развитии, и чем выше степень авторитарного господства, тем скорее наступает торможение в развитии государства и цивилизации. Потому что в таком государстве нет равных субъектов, способных дискутировать, спорить по вопросам управления экономикой, общественной жизни и развития культуры с авторитарным правителем. И потому любая его ошибка или заблуждение могут привести к катастрофическим последствиям.
   Именно по этой причине гибли или оказывались на краю гибели многие цивилизации в истории. А сейчас наступает такой момент - основные мировые цивилизации находятся на переломе: исламская цивилизация хочет войти в мировое сообщество на равных, буддистско-конфуцианская цивилизация в лице Китая продолжает наращивать экономическое могущество и усиливать свое влияние, евроатлантическая цивилизация стремится удержать лидирующие позиции. А что же православная цивилизация? Простых рецептов не бывает, но думается, что если в России не обратят внимание на множество внутренних проблем и, в первую очередь, на переустройство государства по демократическому типу не на словах, а на деле: достижение справедливых выборов и ротации в высших эшелонах власти, независимости судов, сведения коррупционных проявлений до цивилизованного уровня, обеспечения независимости СМИ, внятной государственной промышленной политики и т.д., то православную цивилизацию в лице России ждет незавидная участь.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"