Многие почему-то считают Толкиена ненавистником любой и всякой техники, технократии, технических наук и т.д. и т.п. Лишь иногда в качестве курьеза упоминается случай с магнитофоном, который Профессор не сжёг в камине и не отринул как бесовскую забаву, а совсем напротив, радовался как ребенок и даже, ужас какой, использовал по прямому назначению. Вот ведь загадочная личность, технику всячески поносит, а сам её использует...
Однако при непредубежденном подходе выясняется, что Толкиен был не такой уж ненавистник не только техники как таковой, но и технического прогресса вообще. К примеру, сказка "Мистер Блисс", сочиненная Профессором для развлечения своих детей, включает не только традиционных медведей, но и новенький автомобиль. Который в то время для более консервативных граждан(вроде Честертона) был прямо-таки воплощением адского лика техносферы. Ну и самое главное, в мире Арды описываются постоянно используемые светлыми силами всех видов весьма продвинутые, даже по современным меркам, технологии. Одни ворота Мории с автоматическим замком, оборудованным аудиоключом доступа, чего стоят. Да и корабли, если уж на то пошло, вещь отнюдь не на деревьях выросшая и по устройству намного сложнее любой водяной мельницы. Это даже если не считать многочисленные магические девайсы, используемые как темными, так и светлыми. Причем по тому критерию, что использовать практически каждый из них можно разнообразно и юзер может быть вполне обычным человеком, все такие устройства вполне можно отнести не просто к магии, а именно к технической её разновидности, когда предмет работает сам по себе и не является усилителем или концентратором магических сил владельца. Как минимум Кольца и Палантиры работали в любых руках(разумеется, полностью все их возможности юзать мог лишь специалист). То есть как любой нормальный технический девайс, равнодушный к Добру и Злу.
Можно привести, разумеется, и возражения. Например, следующие:
1. Себя Толкиен ассоциирует с хоббитами, а те, как известно, не любили сложные технические устройства.
2. Технику в современном смысле этого слова, то есть механические приспособления, в основном используют орки, которые изображены не самыми симпатичными персонажами. Причем их любовь к грохочущим и взрывающимся штукам(примерно как у современной школоты к китайским петардам) подчеркивается автором.
3. Сам Толкиен неоднократно писал о своей нелюбви к современной ему техно-цивилизации.
Что же, разберем эти пункты по порядку. Касательно хоббитов возразить особо нечего, кроме того, что приемлемый для хоббита уровень техники отнюдь не низок. Зонтики и водяные мельницы, разнообразные аграрные технологии, ландшафтный дизайн - всё это уровень от высокого европейского средневековья до 19 века. И это отнюдь не случайно. Толкиен действительно очень не любил технику, но какую? Ту, что явным образом использовалась во зло. Причем в несомненное(с его точки зрения) зло. Заводы, загрязняющие природу и превращающие людей в нищий бесправный пролетариат. Железные дороги, тоже загрязняющие природу, несущие грохот, вонь и угольную гарь. Не говоря уже о танках и прочем оружии... Зато ту технику, что увеличивала привычный уровень комфорта, он очень даже любил - смотри примеры с магнитофоном и автомобилем. Кроме того, он любил старые, привычные технологии, отлаженные и укрощенные машины, которые человек освоил и с которыми научился эффективно обращаться(вроде тех же водяных мельниц, к которым при их появлении крестьяне отнеслись ничуть не лучше, чем Толкиен к заводам, причем по той же причине - их феодальные владельцы заставляли молоть зерно только на этих мельницах, требуя за это высокую плату).
Даже в идеальном мире, в его Арде, техника имеет своё место и это место очень высокое. Почти вся так называемая "эльфийская магия", кроме той её части, что напрямую завязана на Изначальное пламя(вроде сильмариллей и прочих единичных образцов), по сути является, с нашей точки зрения, весьма продвинутыми технологиями. Гномьей магии это касается в еще большей степени. Но эти технологии служат своим владельцам и используются ими во благо. Даже хай-тековые стальные луки нуменорцев тоже отнюдь не признавались заведомым злом, до тех пор, пока служили делу Запада. Зато не-техническая магия Нуменора Павшего однозначно осуждается автором. Точно так же разнообразные темные силы, окопавшиеся в мертвом Ангмаре, с техникой никак не связаны, но от этого не менее зловещи. Таким образом, на Арде нет прямой корреляции между техническим прогрессом и злом как таковым. Зато техника грубая и примитивная, служащая только войне, причем на стороне Тьмы, осуждается однозначно. Что и неудивительно.
Посмотрим внимательнее, какие именно королевства Арды являются оплотом сил Света. Начнем с самой западной части, с Серебристых Гаваней. Градообразующим предприятием которых являются верфи. То есть завод по производству кораблей. Далее, королевство Арнор, Гондор... Стены которого, да и вся архитектура, говорит о весьма высоком уровне развития строительных технологий. Лориен, последнее классическое эльфийское королевство, представляющий из себя нечто вроде наукограда, живущего(и успешно защищающегося от военной мощи Мордора) только и исключительно за счет высоких "зелёных" технологий. Гномьи королевства, само существование которых зависит от умений живущих в нём техников - одна только вентиляционная система в подземных городах на много порядков превосходит таковую в любом современном метро. Достаточно?
Итак, по сути Толкиен и его мир целиком являются восхвалением не только Веры и Чувства, но и Разума с Волей, воплощающихся в том числе в научно-технических достижениях. Правление эльфийско-гномьей технократии, успешно побеждающей орды диких юзеров и темных ламеров - вот тот идеал, который показал нам Профессор. Будем же верны по его заветам!