Мамлиев Булат Ханифович: другие произведения.

Толкиен как апологет технократии

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фанфиков на Фикомании
Продавай произведения на
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Толкиен - романтик техногенной реальности.

  Многие почему-то считают Толкиена ненавистником любой и всякой техники, технократии, технических наук и т.д. и т.п. Лишь иногда в качестве курьеза упоминается случай с магнитофоном, который Профессор не сжёг в камине и не отринул как бесовскую забаву, а совсем напротив, радовался как ребенок и даже, ужас какой, использовал по прямому назначению. Вот ведь загадочная личность, технику всячески поносит, а сам её использует...
  
  Однако при непредубежденном подходе выясняется, что Толкиен был не такой уж ненавистник не только техники как таковой, но и технического прогресса вообще. К примеру, сказка "Мистер Блисс", сочиненная Профессором для развлечения своих детей, включает не только традиционных медведей, но и новенький автомобиль. Который в то время для более консервативных граждан(вроде Честертона) был прямо-таки воплощением адского лика техносферы. Ну и самое главное, в мире Арды описываются постоянно используемые светлыми силами всех видов весьма продвинутые, даже по современным меркам, технологии. Одни ворота Мории с автоматическим замком, оборудованным аудиоключом доступа, чего стоят. Да и корабли, если уж на то пошло, вещь отнюдь не на деревьях выросшая и по устройству намного сложнее любой водяной мельницы. Это даже если не считать многочисленные магические девайсы, используемые как темными, так и светлыми. Причем по тому критерию, что использовать практически каждый из них можно разнообразно и юзер может быть вполне обычным человеком, все такие устройства вполне можно отнести не просто к магии, а именно к технической её разновидности, когда предмет работает сам по себе и не является усилителем или концентратором магических сил владельца. Как минимум Кольца и Палантиры работали в любых руках(разумеется, полностью все их возможности юзать мог лишь специалист). То есть как любой нормальный технический девайс, равнодушный к Добру и Злу.
  
  Можно привести, разумеется, и возражения. Например, следующие:
  
  1. Себя Толкиен ассоциирует с хоббитами, а те, как известно, не любили сложные технические устройства.
  
  2. Технику в современном смысле этого слова, то есть механические приспособления, в основном используют орки, которые изображены не самыми симпатичными персонажами. Причем их любовь к грохочущим и взрывающимся штукам(примерно как у современной школоты к китайским петардам) подчеркивается автором.
  
  3. Сам Толкиен неоднократно писал о своей нелюбви к современной ему техно-цивилизации.
  
  
  Что же, разберем эти пункты по порядку. Касательно хоббитов возразить особо нечего, кроме того, что приемлемый для хоббита уровень техники отнюдь не низок. Зонтики и водяные мельницы, разнообразные аграрные технологии, ландшафтный дизайн - всё это уровень от высокого европейского средневековья до 19 века. И это отнюдь не случайно. Толкиен действительно очень не любил технику, но какую? Ту, что явным образом использовалась во зло. Причем в несомненное(с его точки зрения) зло. Заводы, загрязняющие природу и превращающие людей в нищий бесправный пролетариат. Железные дороги, тоже загрязняющие природу, несущие грохот, вонь и угольную гарь. Не говоря уже о танках и прочем оружии... Зато ту технику, что увеличивала привычный уровень комфорта, он очень даже любил - смотри примеры с магнитофоном и автомобилем. Кроме того, он любил старые, привычные технологии, отлаженные и укрощенные машины, которые человек освоил и с которыми научился эффективно обращаться(вроде тех же водяных мельниц, к которым при их появлении крестьяне отнеслись ничуть не лучше, чем Толкиен к заводам, причем по той же причине - их феодальные владельцы заставляли молоть зерно только на этих мельницах, требуя за это высокую плату).
  
  Даже в идеальном мире, в его Арде, техника имеет своё место и это место очень высокое. Почти вся так называемая "эльфийская магия", кроме той её части, что напрямую завязана на Изначальное пламя(вроде сильмариллей и прочих единичных образцов), по сути является, с нашей точки зрения, весьма продвинутыми технологиями. Гномьей магии это касается в еще большей степени. Но эти технологии служат своим владельцам и используются ими во благо. Даже хай-тековые стальные луки нуменорцев тоже отнюдь не признавались заведомым злом, до тех пор, пока служили делу Запада. Зато не-техническая магия Нуменора Павшего однозначно осуждается автором. Точно так же разнообразные темные силы, окопавшиеся в мертвом Ангмаре, с техникой никак не связаны, но от этого не менее зловещи. Таким образом, на Арде нет прямой корреляции между техническим прогрессом и злом как таковым. Зато техника грубая и примитивная, служащая только войне, причем на стороне Тьмы, осуждается однозначно. Что и неудивительно.
  
  Посмотрим внимательнее, какие именно королевства Арды являются оплотом сил Света. Начнем с самой западной части, с Серебристых Гаваней. Градообразующим предприятием которых являются верфи. То есть завод по производству кораблей. Далее, королевство Арнор, Гондор... Стены которого, да и вся архитектура, говорит о весьма высоком уровне развития строительных технологий. Лориен, последнее классическое эльфийское королевство, представляющий из себя нечто вроде наукограда, живущего(и успешно защищающегося от военной мощи Мордора) только и исключительно за счет высоких "зелёных" технологий. Гномьи королевства, само существование которых зависит от умений живущих в нём техников - одна только вентиляционная система в подземных городах на много порядков превосходит таковую в любом современном метро. Достаточно?
   Итак, по сути Толкиен и его мир целиком являются восхвалением не только Веры и Чувства, но и Разума с Волей, воплощающихся в том числе в научно-технических достижениях. Правление эльфийско-гномьей технократии, успешно побеждающей орды диких юзеров и темных ламеров - вот тот идеал, который показал нам Профессор. Будем же верны по его заветам!
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Л.Лэй "Над Синим Небом"(Научная фантастика) В.Кретов "Легенда 5, Война богов"(ЛитРПГ) А.Кутищев "Мультикласс "Турнир""(ЛитРПГ) Т.Май "Светлая для тёмного"(Любовное фэнтези) С.Эл "Телохранитель для убийцы"(Боевик) К.Юраш "Процент человечности"(Антиутопия) Д.Сугралинов "Дисгардиум 3. Чумной мор"(ЛитРПГ) А.Светлый "Сфера 5: Башня Видящих"(Уся (Wuxia)) М.Атаманов "Искажающие реальность"(Боевая фантастика) В.Коломеец "Колонизация"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Твой последний шазам" С.Лыжина "Последние дни Константинополя.Ромеи и турки" С.Бакшеев "Предвидящая"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"