В годы моего детства (а это было очень давно), в день весеннего равноденствия (21-22 марта), мать будила нас с братом рано утром, если была безоблачная погода, выводила во двор и говорила:
--Сейчас солнце будет всходить. Оно сегодня особенное, будет играть.
И мы с братом смотрели. Солнце действительно играло. А возможно, это нам просто казалось. Но в любом случае этот день был для нас праздничным. В душе. Хотя, как и все другие, он оставался рабочим.
Мать же говорила, что раньше этот день отмечался всем народом. И назывался он Великдень. Позже это название перекочевало на первый день христианской Пасхи. В Белоруссии и сегодня пасху называют Вяликаннем.
Воспоминания и радуют и гнетут. Что-то утеряли мы, как народ, с приходом на Русь чужеродной религии. Пытаемся приспособиться, отмечаем широко, с размахом любой церковный праздник. Более того, привнесли в христианские праздники многие традиции и формы из так называемого славянского, языческого периода. И эти церковные праздники с их традициями и особенностями укоренились в народе. Хотя в душе все равно остается ощущение, что нам подсунули чужие праздники.
В сущности так и есть. Прообразом христианской Пасхи стал ветхозаветный иудейский праздник Песах. Связан он со словом паса;х (ивр. - миновал, прошёл мимо), которое напоминает о том, что Всевышний, согласно утверждению Библии, миновал еврейские дома, уничтожая всех первенцев Египта . "В полночь Господь поразил всех первенцев в земле Египетской, от первенца фараона, сидевшего на престоле своем, до первенца узника, находившегося в темнице, и все первородное из скота." (Исх. 12:29)
Чужой и кровавый праздник стал почему-то христианским? Разве русичи по доброй воле стали бы праздновать жестокое и бессердечное убийство безвинных младенцев? Может, потому наша страна никак не может выбраться на достойный ее путь развития, что мы в свою жизнь пустили чуждую нам мораль, чужие принципы жизни?