Манюня : другие произведения.

Проблематика рассказов В. Колупаева

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа N49 г. Томска.

Исследовательская работа: "Проблематика рассказов В. Колупаева"

  
   Выполнила:

Пикалова Мария

Ученица 9-го класса

Руководитель:

Цупенко О. В.

г.Томск 2005

Почему я выбрала эту тему?

   Когда я училась в пятом классе, учитель литературы принесла на урок книгу Виктора Колупаева. Мы тогда прочитали несколько рассказов, но я помню о них до сих пор. Интересный сюжет, захватывающие события, он пишет о людях, об их проблемах и переживаниях.
   В один из вечеров я нашла у себя на полке старую, пожелтевшую от времени книгу. Оказывается, у меня тоже есть книга Колупаева. Сразу же в памяти возникают воспоминания, эмоции, пережитые при прочтении этих рассказов.
   Не смотря на то, что прошло 4 года, я по-прежнему с упоением читаю эту книгу. Она стоит на самом видном месте, и когда мне грустно я всегда могу погрузиться в мир чудес рассказов Виктора Колупаева. И чувства не угасают, и лишь становится ясно, что, сколько бы не перечитывал эти произведения, каждый раз открываешь для себя что-то новое.
   Мне всегда хотелось поделиться своими впечатлениями с окружающими. Пусть они тоже поймут, почувствуют, попереживают вместе со мной. Я очень хочу, чтобы вы полюбили творчество Виктора Колупаева, так же как и я!
  

Немного о писателе

   Виктор Колупаев родился в 1936 году, в поселке Незаметном (ныне город Алдан). Детские и школьные годы его прошли в Якутске и Красноярске, но по настоящему своим, родным городом стал для будущего писателя Томск, в котором живет с 1954 года. Наш город прошёл практически через все произведения Колупаева. Как только он не был переименован: Усть-Манск; Марград; Фомск и т. д. Практически все повести и рассказы Колупаева были написаны в Томске, а если быть точнее на улице Красноармейской.
   Неизменная любовь писателя к городу была отмечена премией
   Томского комсомола. А поскольку писатель окончил Томский политехнический институт и долгое время занимался радиотехникой в СКБ и НИИ, его любимые герои - это, прежде всего, инженеры и научные работники младшего и среднего звена, то есть представители самого широкого слоя инженерно-технической интеллигенции. Именно они ведут в повестях и рассказах Виктора Колупаева фантастические поезда, космические корабли, именно они открывают новые миры и - что, наверное, не менее важно - себя!
   Писать Виктор Колупаев начал ещё в детстве, но интерес к незамысловатым стихам и рассказикам скоро прошёл. Как же, век точных наук! Лишь в тридцатилетнем возрасте, уже инженером писатель опубликовал в газете "Молодой ленинец" крошечный рассказ, из которого, по его словам, "выкатилась" впоследствии фантастическая повесть "Фирменный поезд Фомич". А в 1969 году появился в журнале "Вокруг света" один из самых популярных рассказов "Билет в детство".
   Колупаев считается одним из немногих профессиональных писателей-фантастов Сибири. Он автор книг: "Случится же с человеком такое!..." (Москва, 1972); "Качели Отшельника" (Москва, 1974); "Билет в детство" (Новосибирск, 1977); "Фирменный поезд Фомич" (Москва, 1979); "Зачем жил человек?" (Новосибирск, 1982); "Поющий лес" (Новосибирск, 1984). Многие его рассказы и повести входили в различные отечественные антологии и сборники. Так же достойно представлял он советскую фантастику и за рубежом - читатели ГДР, Венгрии, Болгарии, Польши, Чехословакии, Швеции, США знакомы с лучшими произведениями писателя.
   Для Виктора Колупаева фантастика (и научная, и сказочная) всегда была и остаётся всего лишь одним из способов исследования действительности - он не придумывает невиданных машин, он не изумляет читателей суперфантастическими идеями, а всего лишь помогает увидеть чудо в нашей с вами жизни.
   Колупаев утверждает, что человек не меняется мгновенно. Ему в этом нужна помощь, помощь писателей. Так давайте не будем забывать простую истину - "Чудо из чудес - это сама жизнь"
  

Проблематика

   Произведения Колупаева - это многообразия взглядов на разные жизненные ситуации, представленные, через мировоззрение и поступки героев.
   Каждый человек смотрит на мир, понимает его по-своему. И от этого в разных ситуациях люди имеют свою позицию. Но, все для нас кажется привычным.... С помощью произведений Виктора Колупаева я поняла значимость и важность каждого мгновения жизни. И тех маленьких деталей, которые мы порой упускаем. Наиболее значимым с этой точки зрения, является рассказ "Улыбка":
   Обратимся к семантике слова "улыбка". В толковом словаре читаем: "Улыбка - это мимика лица, губ, глаз, показывающая расположение к смеху, выражающая привет, довольствие, насмешку и т.п.", т.е. она отражает эмоциональное состояние человека. Её нельзя увидеть или услышать, но можно почувствовать: "И как часто мы ошибаемся, когда мимолетное движение губ и изгиб едва заметных морщинок возле глаз принимаем за улыбку".
   И не случайно рассказ Виктора Колупаева так и называется "Улыбка". Герой произведения - Александр Ветров, коллекционировал улыбки. Самой первой улыбкой в коллекции героя стала улыбка Энн, девушки, которую он любил, но так как она знала о своей неизлечимой болезни, не открывала своих чувств: "Её улыбка осталась в моей душе навсегда". Чем улыбка может притягивать с такой силой, что человек будет помнить её до конца жизни? Эта улыбка была: "Радостная и горькая, счастливая и безнадежная, все понимающая и недоумевающая...". Но не только главного героя притягивала её улыбка, о ней помнил и другой герой произведения - Андрей. Он был влюблён в Энн и так и не смог пережить потерю: "Лицо его было бледно и непроницаемо. По тому, как он взглянул на меня, я понял, что он видел Энн, почувствовал, ещё раз ощутил её улыбку. Он всегда старел после таких поездок в прошлое. Ему нельзя было этого делать, потому что Энн умерла".
   Сейчас Саша и Андрей уже работают в Усть-Манском НИИ Времени. И все сотрудники ценят Сашин дар вызывать улыбки и стараются дарить ему свои. Александр думал, что никогда больше не увидит улыбки лучше Энн! Но когда встретил Ольгу, и она призналась ему в любви, то: "...тут же был раздавлен, ослеплён, вознесён на небо, опущен на землю и прощён...". А потом у них с Ольгой родилась дочь, и Ветров понял, как прекрасна детская улыбка - милая и невинная. Александр обладал способностью, о которой когда-то упомянул шутя. Когда он вспоминал чью-нибудь улыбку, то она тут же оказывалась на лице рядом стоящего человека: "Часто в лаборатории или просто на улице, стараясь вспомнить Ольгу, я тем самым вызывал её улыбку на губах какой-нибудь проходящей мимо девушки, которая невольно останавливалась изумленная, не понимая, почему и кому она улыбнулась".
   Среди сотрудников НИИ Времени были и такие, которые ненавидели улыбку. Навагин хотел изобразить улыбку на своем лице, но это была: "Улыбка подлеца, который готовился всадить нож в спину ничего не подозревающего человека". В отличие от Александра, он коллекционировал хрипы, ему доставляло удовольствие, когда люди задыхались, чувствовали бессилие. Из-за разного понимания жизни между Навагиным и Ветровым возникают разногласия. Александр искренне старается понять позицию Афанасия, но ему это так и не удается:
   "-А ты можешь ответить, почему люди улыбаются? - спросил Афанасий...
   -Потому что счастливы, потому что рады, потому что душа поёт.
   -Душа? Ну и пусть поёт. Это внутри....А внешним выражением этой песни могло бы быть похлопывание ушами или скрежет зубов. Какая разница? Принято улыбаться - вот и всё".
   И все же их объединяет работа. В институте НИИ Времени люди изучают прошлое, у каждого есть свой отрезок времени и он работает над ним, строит догадки, как можно было бы изменить его, что бы настоящее стало лучше: "До бессонницы и хрипоты спорили мы, пытаясь осознать, что дал нам и человечеству вообще тот или иной отрезок прошлого, который мы изучали". И вот, начальство разрешает изменить прошлое для того, чтобы произвести эксперимент - можно ли с помощью улыбки преобразить мир? Выбирают подшефное время Навагина, очень тщательно разработанное и представляющее собой наилучшую экспериментальную площадку. Хронологически не отмечено, но это время войн, жестокости и насилия (что явно характеризует Навагина). Туда отправляют Ветрова, как эксперта по улыбкам.
   Оказавшись среди озлобленных, измученных войной людей, увидев их опустошённые глаза, Александр был потрясен и это впечатление ещё больше усилил Навагин: " - Ты вернёшься отсюда. Вернёшься отсюда опустошённым! И тебе уже никогда больше не захочется улыбаться. Ты возненавидишь улыбку так же, как и я! Смотри внимательно! Почувствуй своё бессилие...
   Убили улыбку. Убили выстрелом в упор!"
   "Убили", убийство.... А что же такое убийство? Заглянем в толковый словарь. "Убийство - это преступное лишение жизни кого-то". В обычной жизни тоже встречается убийство, но всё же это характерно для военного времени, когда люди не задумываясь, без лишних эмоций уничтожают друг друга. Как же здесь дарить улыбки? "Люди сдирали их с лица вместе с кровью, бросали их в костёр, топтали ногами!". Чем же закончился этот эксперимент? Александр отдаёт коллекцию своих улыбок этим людям: "И я отдал им последнюю улыбку. Я заметил, как испуганно вскинула брови стоящая неподалёку девушка и спрятала что-то на груди. Я уверен, это была улыбка Энн", что бы возродить в них способность сопереживать. Он отдаёт последнюю улыбку и теряет сознание. Очнувшись, он видит склонившихся над собой людей, которые рассказывают ему, что произошло. И сообщают о смерти Андрея, спасшего его от пули.
   " -А где Афанасий? - спросил я.
   -Какой Афанасий?
   -Где Афанасий Навагин?
   -Успокойся. Успокойся. О каком Афанасии ты говоришь?". Оказывается, что его не существует, о нём никто не помнит, и даже не знает, что это за человек.
   Итак, эксперимент Ветрова удался! С помощью своей коллекции улыбок, он на какой-то миг преобразил прошлое, но ценой двух жизней и: "У меня больше нет улыбок. Я не могу улыбаться. Меня все понимают и стараются чем-нибудь помочь. Все, кроме Бекки. Ей я ещё ничего не могу объяснить. Это ужасно - стоять над кроватью дочери и не иметь сил улыбнуться".
   Афанасий Навагин исчез, но Ветров случайно прочёл в газете, что кто-то открыл закон "отталкивания" улыбок: "Такой закон открыл когда-то и Афанасий. Значит он не один. Далеко не один. Их ещё много". Но Александр не сдаётся: "Мне нужны улыбки. Детские и взрослые, несмышленые и глубокомысленные, радостные и горькие, счастливые и печальные. Мне нужны улыбки, идущие от самого сердца, из самых светлых уголков души". Он опять будет пытаться изменить мир:
   "Люди, мне нужны ваши улыбки!
   Я снова вернусь к тому пылающему костру,
   Люди, мне нужны ваши улыбки...".
   Александр Ветров повторяет, что ему нужны улыбки, но зачем? Он снова будет возвращаться к тому костру, что бы изменить мир и что бы на свете стало поменьше таких, как Навагин. Он опять научится улыбаться и дарить улыбки другим!
   Всё живое, которое способно улыбаться представляется у Виктора Колупаева чем-то идеальным, но улыбаются у него не только живые существа. Например, в рассказе "Город мой" город представляется, как живое существо: "Город улыбался. Иногда в этой улыбке сквозил восторг, словно он видел себя сильным, красивым и нравящимся людям...он понуро наклонял голову... опускал вниз запылённые худые руки...Город мучился сознанием собственного несовершенства и неполноценности, но в какой-то мере его успокаивало то, что он всё же нужен людям". Этот город не пустой, он населён людьми. И главный герой этого рассказа - Виталий Перепёлкин, очень любит свой город и чтобы он почаще улыбался, пытается его преобразить. Перепёлкин хотел построить не мрачные серые дома, а красивые и яркие. Но, на это нужно было много расходов, а администрация города не понимала его идей и не давала денег на реализацию. Устав бегать и убеждать, Виталий решил уехать из Марграда, "как уходят в гневе и обиде от близкого человека, не понимающего тебя, чтобы через мгновение одуматься и с болью признать, что возвращение уже невозможно". Однако никто не верил, что он это сделает: ни жена, ни его сотрудники, ни ребёнок. Но Перепёлкин и сам пока не понимал, что он не сможет покинуть город. Пытался уехать много раз, но все никак не получалось: "За углом гастронома была улица Шпалопропиточная, а через три квартала виднелся... сам гастроном.... Какой-то чёртов круг! Куда ни пойди, везде улица Шпалопропиточная". Обвиняя город в том, что тот его не отпускает: "Он шёл и думал, что город напрасно старается его задержать. Он устал, ему всё надоело, а в Усть-Манске он сможет осуществить хоть маленький кусочек своей мечты о прекрасном бело-голубом городе. Отпусти!", Перепёлкин не понимал, что это не город его держит, а он сам настолько привязан к нему, что никогда не уедет: "Он отдал проводнице билет, вынул из кармана сигарету и закурил.
   -Товарищ, проходите, - сказала проводница...
   Но он уже махнул рукой и пошёл к выходу".
   Виталий настолько жил идеей преображения города, что не мог оставить его не сказав Сидорову, "что в "клиновом листе" необходимо поставить "летающие" перегородки.... И ещё асфальт в городе надо сделать не серым, а коричневым.... Пусть будет проспект Света, переулок Ромашек, бульвар Роз..." А в Марграде были совершенно другие названия - улица "Шпалопропиточная", проспект "Рационализаторов"... Понимая, что город - это живое существо, и без него он так и останется серым и мрачным, Перепелкин все-таки не уехал. Он вернулся домой, "открыл дверь своим ключом", "тихо переступил порог", навстречу вышла жена, "уж она-то знала, что он никуда из Марграда не уедет".
   И ещё об этом знал город: "Он погружался в ночь, тихо вздрагивая в полусне, вздыхая, что-то шепча на ухо, тихо улыбаясь и ожидая рассвета.
   А под утро по улицам Марграда прошёл тихий ласковый дождь..."
   Для каждого человека существует то место, где он чувствует себя комфортно. Для Перепёлкина это Марград, а для героини рассказа "Самый большой дом" - это вся планета Земля. Маленькая девочка - дочь космонавтов по имени Эльфа, попадает на родную Землю. Она потеряла родителей, оставшихся в космосе, из-за технических неполадок. Для каждого человека родители - это люди, олицетворяющие собой всё доброе, всё светлое. Именно они помогают преодолевать неприятности, приучают нас к самостоятельности. К сожалению, родителям Эльфы пришлось научить её всему в скорые сроки: "Мыть посуду, готовить пока ещё нехитрые обеды, стирать под краном платьица". Они понимали, что ей необходимо справляться со своими проблемами самой: "На следующий день её заперли в библиотеке. Сначала ей нисколько не было страшно. Было даже интересно. Потом стало немного скучно. А к вечеру она расплакалась, но к ней не пришёл". Да, её родителям было не легко: "Рядом с пультом был установлен небольшой телевизор, на экране которого плакала девочка. И чем больше она плакала, тем больше морщинок появлялось на мамином лице". Но они понимали, что потом, когда она останется одна, ей будет трудно. Теперь все люди планеты заменяют девочке маму и папу: "Она вдруг неожиданно для всех называла какого-нибудь мужчину папой, а какую-нибудь женщину - мамой. Проходил день, и у неё уже были другой папа и другая мама". Никто ничего не знает об этой девочке: "Да и кто знает больше? Разве что главный воспитатель земли..." Когда он в космосе подобрал маленькую ракетку с этой девочкой, то понял, что она ищет свой дом. И дал указание всем людям помогать ей в поисках и заменять хотя бы на время родителей. Ну а как же родители Эльфы? Несмотря на сломанные механизмы, они смогли отправить своего ребёнка домой: "Это твой дом. Ты должна жить в нём".
   Эльфа ещё не видела его, но по маминым рассказам обязательно отыщет:
   " - У нас будет голубой потолок. А ночью, когда темно, он будет чёрным.
   -Со светлячками?
   -Со светлячками? Ну, конечно, со светлячками.
   -И по голубому будут плыть белые кудри?
   -Да.
   -А иногда потолок будет разрываться пополам?" "Людям лучше жить в маленьких домах. Таких, как наш. Чтобы кругом был лес, трава и речка, и обрыв над речкой. А в лесу...". Хотя никто не мог помочь найти Эльфе её дом, "Она не отчаивалась, потому что кругом было весело, желтое-прежелтое, ослепительное солнце сияло в голубом небе, а кругом были цветы, незнакомые, красивые, названия которых она ещё не знала".
   Я хотела бы обратить ваше внимание на то, как раскрывается мир героев в произведениях Виктора Колупаева. Начиная от взаимоотношений в небольшой группе людей и кончая всей вселенной. И везде присутствует улыбка! Улыбка простого инженера, улыбка города, не теряющего надежду, и даже грустная улыбка матери, которая никогда больше не увидит своей дочери.... Везде она с нами. И через эти рассказы можно понять, что улыбка исцеляет и не надо забывать о ней. Она внутри нас: остаётся только захотеть её увидеть - и всё будет хорошо!
  
  
  
  
  

Библиографический список используемой литературы

   1.Колупаев В. "Весна Света" - Томск, 1986
   2.Ожегов. Толковый словарь русского языка - Москва, 1969
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"