Мой сын в этом году, неожиданно для всех, пошел в школу. Ему 6,5 лет, и никто его в школу отдавать не собирался. В сентябре он должен был идти в садик в подготовительную группу. Но в конце августа, когда я сказала, что пора собираться в садик, он мне заявил, что в садик больше не пойдет, пойдет только в школу. Причем настроен он был весьма решительно, про садик даже слышать не хотел. К школе я была совсем не готова. Все мои знакомые, прошедшие через первый класс, советовали со школой не торопиться. Во-первых, на это уходит много денег, во-вторых, - много нервов с уроками, а в-третьих, - зачем лишать ребенка детства? Поэтому неделю я вела с ним переговоры. Вернее, мы всей семьей отговаривали его от этой затеи.
--
Артур, все твои друзья останутся в садике, - говорила я.
--
Ну и что, познакомлюсь с новыми ребятами, - парировал он.
--
Но ты же еще не ходил даже в подготовительную группу в садике, и на подготовительные курсы в школу тоже не ходил, - говорили мы.
--
Ну и что, я же читать умею, считать умею, и пишу печатными буквами, - отвечал он.
Ну что тут скажешь? Я ему говорю:
--
А вдруг тебе тяжело будет без подготовки в школе?
--
Ты, мама, не беспокойся, - отвечает он, - я буду умником.
--
Это почему это ты так решил?
--
Ну, я же об этом мечтаю, а мечты же сбываются, - ответил он.
После недельных переговоров, раздумий, посоветовавшись со всеми родственниками и знакомыми, мы все-таки решили попробовать сходить в школу. Где-то в глубине души я надеялась, что классы уже переполнены, и его не возьмут, потому что не представляла, как мы успеем за неделю собраться в школу. Да и неуверенна я была, правильно ли это, так рано отдавать ребенка в школу. Но в школу нас взяли. Протестировали, и сказали, что к школе он готов, и если есть желание, пусть ходит в школу. В садике, на всякий случай, я договорилась, что если что, мы вернемся, и гонка по подготовке в первый класс началась. За неделю мы успели купить форму, портфель, канцтовары, пройти всех специалистов в поликлинике, и как-то эта неделя пролетела быстро, и без особых проблем. Я то считала, что подготовка к школе - это долгий и мучительный процесс, а получилось все очень быстро. Так мой сын стал первоклассником.
И вот первое сентября наступило. Вечером, после целого дня волнений и новых впечатлений, наш герой-первоклассник говорит:
--
Мне так понравилось в школе, мама! Там так много детей, и спать после обеда там не надо! А у одной девочки портфель, как у меня, только у нее на портфеле кошки нарисованы, а у меня военные медвежата.
--
Почему военные? - не поняла я.
--
Да потому что они зеленые, и на вертолетах! - ответил он.
* * *
Началась учеба. Пока я была на работе, он часто делал уроки с моей сестренкой. И вот однажды вечером, когда я решила проверить его уроки, он мне говорит:
--
А по чтению нас в школе сегодня спрашивали, что нарисовано вот на этой картинке. Лейсанчик (так он называет мою сестренку) меня уже спрашивала, если хочешь, я тебе тоже расскажу.
--
Ну, давай, рассказывай, - говорю я.
--
А ты мне вопросы задавай, а я буду отвечать, - говорит он.
На картинке были нарисованы белка, лось и ежик в лесу. Я ему говорю:
--
Расскажи мне, что нарисовано на картине.
--
Белка грибы собирает, - отвечает он.
--
А что еще нарисовано?
--
Ты неправильный вопрос задаешь, - говорит он мне, - ты спрашивай, как учительница в школе.
--
А как она спрашивает?
--
Ты спроси, - почему она грибы собирает?
--
Почему она грибы собирает? - спрашиваю я.
--
Потому что осень наступила, - отвечает он.
--
Молодец, - говорю я, - что еще нарисовано на картинке?
--
Ты опять неправильно вопрос задаешь, - говорит он мне, - ты спрашивай как учительница.
--
Ну, я же не знаю, как вас спрашивает учительница!
--
А вот Лейсанчик знает, она все правильно спрашивала! - говорит он мне.
Я подумала, что, наверное, надо задавать более конкретные вопросы, и говорю:
--
А что делает лось?
--
Да при чем тут лось! Ты про белку еще не все спросила!
Я смотрю на картину, не зная, что еще про белку можно спросить, и вообще уже не понимая, кто у кого уроки проверяет. Сижу перед собственным сыном-первоклассником, как неподготовленная ученица на экзамене. Белка была нарисована в фартуке. Я спрашиваю:
--
Во что одета белка?
--
Этот вопрос нам вообще не задавали! Ну почему ты ничего не знаешь?
--
Откуда я могу знать, какие вопросы вам задает в школе учительница! Я же не сижу с вами на уроке!
--
Но ведь Лейсанчик-то знает!
--
И что она спрашивала про белку?
--
Почему она на пенечке стоит? Чтобы грибы собирать удобнее было!
--
Ну, ты сам подумай, сынок, как я могу знать, что вам говорят на уроке, если я в это время на работе? - говорю я, а перед глазами картина, как бедная белка ворочается, топчется, вертится на пенечке, чтобы ей действительно было удобно собирать грибы. По-моему на пенечке удобно собираются только опята, но грибы, которые умудрилась собрать белка, стоя на пенечке, на опята совсем не похожи.
--
На самом деле, - задумался Артур, - откуда же тогда Лейсанчик все знает? Подслушивать она не может, дверь у нас во время урока всегда закрыта, в окно смотреть тоже не может, потому что наш класс на третьем этаже, как она может знать, о чем нас спрашивает учительница? Вот придет домой, надо будет у нее спросить, - решил он.
* * *
Учиться Артуру очень понравилось. Возвращаться в садик он не хотел, и если он не слушался, или не хотел делать уроки, самым большим наказанием для него было, что тогда он пойдет обратно в садик. Где-то через месяц после учебы он заболел. Заболел он в воскресенье, целый день просидел дома, а вечером подходит ко мне, и говорит:
--
Мама, а я завтра не пойду в школу?
--
Нет, ты же болеешь. У тебя горло болит?
--
Да, болит, - отвечает он грустно.
Через полчаса он вдруг подходит ко мне, и спрашивает:
--
Мама, у тебя же много книжек?
--
Да, сынок, у нас их много, - отвечаю я.
--
А у тебя есть книга, как горло лечить?
--
Есть, а что?
--
Ты можешь сегодня быстренько эту книгу прочитать, а потом быстро, до завтра меня по этой книге вылечить? Я буду пить все лекарства, какие ты скажешь, ты только прочитай эту книгу побыстрее, чтобы я до завтрашнего дня выздоровел.
--
Артурчик, как бы быстро я не прочитала эту книжку, ангину за один вечер вылечить нельзя, придется тебе дома посидеть, - ответила я.
На следующий день пришла врач, и назначила ему уколы, потому что простыл он очень сильно. Уговорить, сделать ему укол было очень сложно, после каждого укола он сильно плакал, а однажды уж так расплакался, что никак не мог остановиться. Я ему говорю:
--
Ну что ты до сих пор плачешь-то? Укол уже давно сделали, а ты никак не успокоишься!
--
Ты думаешь, я из-за укола, что ли плачу? У меня же проблемы, - вдруг отвечает он.
--
Какие это у тебя проблемы? - испугано спрашиваю я.
--
Да есть у меня проблемы...
--
И что это за проблемы?
--
Мои мечты не сбываются, - говорит он.
--
Ты знаешь, сынок, мечты ведь не всегда сразу сбываются, надо уметь ждать и верить.
--
Так ведь я уже с воскресенья мечтаю, и в понедельник, и во вторник мечтал, сегодня уже четверг, а они до сих пор не сбылись.
--
А что это за мечты у тебя?
--
Одну мечту я уже не помню, она так и не сбылась, и я про нее забыл, а вторая - я хочу научиться подтягиваться на турнике! Мы на физкультуре подтягиваемся, и у меня больше двух раз не получается, а я хочу подтягиваться много раз!
--
Для того чтобы хорошо подтягиваться на турнике, надо много тренироваться, и одними мечтами тут не отделаешься, - начала я ему объяснять, но, перебив меня, он продолжил:
--
Так я готов тренироваться, но где? У нас дома даже турника нет! Как же я смогу научиться?
--
Хорошо, мы сделаем тебе турник, а пока ты можешь отжиматься, это тоже помогает стать сильным, - сказала я ему. Так и в моей жизни тоже появилась маленькая проблема - найти и установить дома турник.