Во всякой неприятности есть обратная сторона. Даже в такой неприятности как болезнь. Что хорошего в болезни? Да ничего, конечно. Разве что свободное время - и не просто свободное, а личное, интимное. Время, которым можно ни с кем не делиться. Свернуться калачиком на диване и читать несколько суток подряд книжки, прерываясь только на сон и изредка на еду. А я ведь почти забыл, как сладко это бывает-читать запоем.
Феномен Роулинг, дотоле мне мало понятный (и известный только по нескольким фильмам, увиденным в разное время) и случайно попавшиеся на глаза электронные версии трёх последних книг из знаменитой "Поттерианы" - "Орден Феникса", "Принц-полукровка", "Дары смерти" - решили вопрос о том, чем занять это неожиданное свалившееся на меня личное время. А ещё - отзывы о книгах знакомых людей, чьи литературные вкусы я уважаю, хотя и соглашаюсь с ними далеко не всегда.
"Пастернака не читал, но осуждаю" - это не шутка. Это диагноз. Удивительно, сколько людей и сегодня осуждает и обсуждает книги, фильмы, произведения искусства, которые не читали и не смотрели. Этот мой пост не для тех, кто не читал Роулинг, но уже имеет собственное мнение. Им будет неинтересно. А мне, собственно, будут неинтересны их комментарии.
Толкиен, мой любимый старина Толкиен, написал "Властелина колец" о природе и сущности власти. О том, как она ломает самых сильных и самых гордых, превращая их в чудовищ. И о роли личности - самой обычной, даже обыденной, ничем не отличающейся от других. Почти ничем. Разве что чувством долга, волей и любовью. И именно в таком порядке. Долг превыше всего. Если ты будешь ему верен до конца - ты победишь.
Книга Роулинг вовсе не о приключениях Мальчика, Который Выжил - она о взрослении. Гарри совершает все ошибки детства и юности, которые любой другой среднестатистический мальчишка совершил бы на его месте. И задача, которую каждый раз перед ним ставит автор - это задача научиться делать правильный выбор. Не зря после каждой такой ошибки идёт её разбор и объяснение. Не всегда авторским текстом - самим развитием сюжета тоже. И то, что действие книг большей частью происходит в школе волшебников - не случайность. Где ещё учиться, как не в школе? И что может быть большим волшебством, чем превращение ребёнка во взрослого человека?
Эта история также о силе любви. Роулинг строит своё повествование на идее о том, что нет силы в этом мире более могущественной, чем любовь. Главный враг маленького волшебника и главный злодей книги - неуязвим и всемогущ. В его подчинении - все силы зла и тёмной магии. Он разделил свою душу на семь частей и спрятал каждую часть в почти недоступных вещах, и пока цела хоть одна - он бессмертен. Лишь одной силой в этом мире он не владеет и не понимает её - силой любви. А в итоге именно она и оказывается самой важной в битве между Тем, Кого Нельзя Называть и юным Гарри Поттером.
Между мирами Толкиена и Роулинг идёт постоянная перекличка. Где-то в пространстве они расположены совсем рядом - два параллельных мира с разными героями, но узнаваемыми чертами. Иногда кажется (и не без оснований), что Роулинг оппонирует Толкиену, противопоставляя любовь воле и долгу. Армия мёртвых, призванная во исполнение древнего долга Арагорном и маленький "отряд" умерших родных и друзей, что появляется проводить Гарри Поттера на встречу с Волан-де-Мортом. Кольца всевластья, в которые вложена Сауроном темная воля и крестаржи, в которых покоятся части темной души Волан де Морта. Но самый яркий пример такого противопоставления палантиры и та странная связь, что установилась между Гарри Поттером и Волан-де-Мортом. И Саурон, и Тот, Кого Нельзя Называть обладают мощной волей. Но если первый через палантиры подчиняет себе почти любого (например, некогда мудрого наместника Гондора), то для второго, наоборот, попытка дотянуться до сознания Гарри оказывается неудачной и очень болезненной: его обжигает светлая душа подростка. Любовь сильнее воли.
И ещё книга Роулинг - о вере. В последней из частей повзрослевший Поттер поставлен перед самым трудным выбором: верить ли своему учителю, если всё больше и больше "фактов" против этой веры. Если самому Поттеру Дамблдор не говорил всей правды. И если сам учитель не всегда был таким добрым и чистым, каким казался мальчишке изначально.
Все семь книг - семь лет Гарри Поттера - не отдельные истории, связанные неким общим сюжетом. Это ОДНА книга, разбитая на семь частей. Она задумана как одна книга, она написана как одна книга - с первой и до последней строчки. И ещё это очень взрослая книга. Только написана она для детей. Им, впрочем, нужнее. У них не так уж и много хороших, современных и ярких книг.